Технологическая карта урока литературы. Тема урока: Герасим и Муму . Класс: 5
Оценка 4.8

Технологическая карта урока литературы. Тема урока: Герасим и Муму . Класс: 5

Оценка 4.8
Разработки уроков
doc
русская литература
5 кл
07.04.2017
Технологическая карта урока литературы. Тема урока: Герасим и Муму . Класс: 5
Тип урока: урок общеметодологической направленности Деятельностная цель: формирование у учащихся деятельностных способностей и способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания Содержательная цель: построение обобщенных деятельностных норм и выявление теоретических основ развития содержательно-методических линий курсов Планируемые результаты Предметные: извлекать информацию, представленную в художественном тексте; строить рассуждения. Метапредметные: совместно с учителем формулировать цель урока; учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; отбирать и систематизировать материал на определенную тему. Личностные: готовность к самообразо¬ванию, выбору профильного образования; освоение куль¬турного насле¬дия — России и общемиро¬вого; освоение социальных норм, правил поведения.
Технологическая карта. Литература 5 кл.Герасим и Муму.doc
Технологическая карта урока литературы Тема урока: Герасим и Муму Класс: 5 Учитель: Макаренко О.П. Дата проведения: ________________ Тип урока: урок общеметодологической направленности  Деятельностная  цель: формирование у учащихся деятельностных способностей и способностей к структурированию и систематизации  изучаемого предметного содержания Содержательная цель: построение обобщенных деятельностных норм и выявление теоретических основ развития содержательно­методических линий курсов Планируемые результаты Предметные: извлекать информацию, представленную в художественном тексте; строить рассуждения. Метапредметные: совместно с учителем формулировать цель урока; учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; отбирать и систематизировать материал на определенную тему. Личностные:  готовность к самообразованию, выбору профильного образования; освоение культурного наследия — России и общемирового; освоение социальных норм, правил поведения. Организационная структура урока Этап урока 1. Организационный  (мотивационный) Деятельность учителя Приветствует   учащихся,   проверяет   готовность   к уроку.  Создает ситуацию мотивации к обучению. Создает эвристическую ситуацию. Ответьте на вопросы:  ­  Какая   перемена   происходит   в   настроении   Деятельность учащихся Универсальные учебные действия готовность Слушаю учителя,   к Регулятивные:  участвуют   в   диалоге   с   формирование самообразованию, для вопросов, организации учителем. Демонстрируют   готовность к уроку. собственной     и   коллективной деятельности. 2. Целеполагание  Герасима после появления Муму? «Герасим   глядел,   глядел   да   как   засмеется вдруг... Всю ночь он возился с ней, укладывал ее, обтирал и заснул наконец сам возле нее каким­то радостным и тихим сном». «Ни   одна   мать   так   не   ухаживала   за   своим ребенком,   как   ухаживал   Герасим   за   своей питомицей».  Коллективное   выполнение   задания   при консультативной   помощи   учителя   для   создания диалоговой ситуации. ­Почему   Герасим   с   нежностью   относится   к Муму?   (Герасим одинок. У него отняли родной дом,   Герой   испытывает отняли   Татьяну. потребность заботиться   о   ком­то, чувствовать,   что   в   нем   нуждаются.   Муму принесла чувство радости и счастья Герасиму. Жизнь   для   него   наполнилась   новым содержанием — заботой о дорогом существе) ­  Как   вы   думаете,   о   чем   мы   будем   сегодня говорить на уроке? ­ Какая цель нашего урока? Отвечают на вопросы. С   помощью   учителя формулируют тему и цель урока Познавательные:  самостоятельное выделение   и   формулирование познавательной цели.  выраженная Личностные: устойчивая учебно­ познавательная мотивация и интерес к   учению;   соблюдение   моральных норм в отношении взрослых людей и сверстников   на   уроке;   устойчивый познавательный и   становление смыслообразующих   функций познавательного мотива. интерес   Регулятивные: самостоятельное или с   помощью   учителя   определение цели   учебной   деятельности; формулирование   и   удержание учебной задачи.  формирование Познавательные: предметных   понятий,   навыков систематизации знаний по предмету. Коммуникативные:  представление конкретного   содержания   и   сооб­ щение его в устной форме.      готовность Личностные: к самообразованию, выбору профильного   образования;   освоение культурного   наследия   —   России   и общемирового; освоение социальных норм, правил поведения. 3. Актуализация  Слово учителя Дают   определение   слову Регулятивные: осуществление знаний  На   фоне   всеобщего   лицемерия,   холодной жестокости особенно глубокими кажутся чувства Герасима, его страдания и душевные муки, ярко выраженные   в   сценах   пропажи   и   возвращения Муму. «лицемерие» Лексическая работа. Лицемерие   —  отрицательное   моральное качество,   когда   заведомо   безнравственным поступкам приписываются возвышенные мотивы и цели. человеколюбивые Лицемерие противоположно   честности,   ис­ кренности.   прямоте,     Проверка домашнего задания.  Пересказы   эпизодов:   «Пропажа   Муму»,   «Муму вернулась», «Барыня «умирает». 1.Назовите   глаголы,   передающие   отчаяние  обратился  Герасима. (Бегать, искать, кликать ("по­своему); бросился, выскочил;  побежал', вернулся, окинул  ("взором крыльцо),  отвернулся и промычал ("еще раз: «Муму!») ...пошел прочь... он  схватил  Муму,  (в   своих объятиях...).  стиснул   ее (к   людям); Пересказывают эпизоды Работа с текстом рассказа. 1.  Выразительное   чтение   эпизода   от   слов «Неизвестно, о чем происходил у них разговор... до слов «Толпа разошлась...». Читают эпизод, выразительно     отвечают   на рефлексии своей деятельности и  своего поведения в процессе  учебного занятия и коррекция; осуществление контроля, коррекции, оценки   действий   партнера;   умение убеждать. Познавательные:  умение   занимать позицию   эксперта   относительно демонстрируемых   компетенций   в разных   видах   деятельности   и   оце­ нивание   их   при   помощи   соответ­ ствующих критериев. Коммуникативные: своей точки зрения  аргументация Личностные:  адекватная   оценка своих   возможностей   достижения цели   определенной   сложности   в различных сферах самостоятельной, коллективной деятельности; адекватная   самостоятельная   оценка правильности   выполнения   действия и необходимых коррективов   в   исполнение   (как   в конце   действия,   так   и   по   ходу   его реализации). внесение вопросы. Выполняют элементарные  физические упражнения 2. Какие глаголы передают отношение Герасима к барской челяди? (Герасим опустил глаза (он не хочет, чтобы окружающие видели в них  встряхнулся  боль); (трудно   поверить   в происходящее); значительно ударил себя в грудь; презрительно усмехнулся; захлопнул дверь  (он с трудом сдерживает  отвращение к этим людям и желает как можно скорее закончить мучительную для него сцену). Герасиму невыносимо тяжело, он испытывает сильнейшее душевное потрясение.) Физкультминутка Из­ за нарт мы выйдем дружно,                                       Но шуметь совсем не нужно,                 Встали  прямо, ноги вместе,                  Поворот кругом, на  месте.                        Хлопнем пару раз в ладошки.      И потопаем немножко.                                                 А  теперь представим, детки,                                           Будто руки наши ­ ветки.                   Покачаем ими  дружно,                                           Словно ветер дует  южный.                         Ветер стих. Вздохнули  дружно.               Нам урок продолжить нужно.  Подравнялись, тихо сели и на парты посмотрели Личностные: необходимость заботы о здоровье.  осознают 4. Изучение нового  материала ­  Почему   у   Герасима   созрело   решение   самому убить Муму? Человек   сильной   воли,   он   не   может отстраниться,   чтобы   не   мучить   себя.   Герасим хочет   уберечь   беззащитное   животное   от жестокости верных холопов барыни. Работают   с   текстом рассказа. Отвечают   на   вопросы учителя. Коммуникативные:  оценка суждения   и   своей   точки   зрения; установление рабочих отношений с другими;   эффективное   сотруд­ ничество   и   способствование продуктивной деятельности.   Личностные:  использование полученного   опыта,   информации для обогащения предметных знаний; устойчивых формирование интересов; познавательных формирование целостного мировоззрения  соответствующего современному   уровню   развития науки   и   общественной   практики, учитывающего социальное, культурное,   языковое,   духовное многообразие современного мира.       Анализ   рассказа.   Выразительное   чтение   от   слов «Спустя час после всей этой тревоги...» до слов «...далеко   назади   к   берегу   разбегались   какие­то широкие круги». ­ Как восприняли дворовые люди произошедшее? Выразительное   чтение   от   слов   «Ерошка,   как только Герасим скрылся у него из виду...» до слов «Все посмеялись над Степаном...». (Дворовые   показаны   как   соучастники свершившегося.   Эти   люди   черствы   и равнодушны.  Они воспринимают  Герасима как чудака,   над   которым   можно   только посмеяться.) Выразительное чтение от слов «А между тем в ту самую пору...» до конца рассказа. ­  Что   заставило   Герасима   уйти   из   дома   барыни после того, как он выполнил ее приказание? (Герасим   ощутил   на   себе   разрушительную силу   жестокой   власти,   его   чувства   сильнее привычного   страха   перед   барыней:   чувство 5. Закрепление  знаний попранного человеческого достоинства; тоски по земле, от которой его насильственно отор­ вали;   непреодолимого   отвращения   к   злу   и равнодушию,   с   которыми   он   столкнулся   в барском доме)  Найдите   слова, ­ Герасима.   передающие   решимость «Он шел... с какой­то несокрушимой отвагой, с отчаянной и вместе радостной решимостью. Он   шел;   широко   распахнулась   его   грудь;   глаза жадно и прямо устремились вперед». ­ С кем сравнивает автор героя? Почему? Выразительное   чтение   от   слов   «Только   что наступившая летняя ночь была тиха и тепла...» до слов «...видел в небе несчетные звезды, светившие его путь». Описание природы передает новое радостное настроение   душевного   обновления   героя,   не согнувшегося   под   тяжестью   страданий,   а выпрямившегося,   окрепшего   в   жизненных испытаниях,   сумевшего   найти   в   себе   силы сохранить   лучшие   человеческие   качества   и остаться   «самым   замечательным   лицом» среди людей, окружавших его. ­  Что   помогло   Герасиму   почувствовать   себя свободным? Герасим   почувствовал   себя   свободным потому, что, несмотря на испытания, он сумел сохранить в душе свой великое чувство любви к   Выразительно эпизод. вопросы учителя читают   Отвечают   на Коммуникативные:  оценка суждения   и   своей   точки   зрения; установление рабочих отношений с   эффективное   сотруд­ другими; ничество   и   способствование продуктивной деятельности.   Личностные:  использование полученного   опыта,   информации для обогащения предметных знаний; устойчивых формирование интересов; познавательных формирование целостного мировоззрения  соответствующего современному   уровню   развития науки   и   общественной   практики, учитывающего социальное, культурное,   языковое,   духовное многообразие современного мира. родной   земле,   родному   дому:   «Он   торопился, как будто мать­старушка ждала его на родине, как   будто   она   звала   его   к   себе   после   долгого странствования   на   чужой   стороне,   в   чужих людях...» ­  Действительно ли «освободил» себя Герасим от барыни? Герасим освободился лишь внутренне, сбросив с себя гнет рабской психологии, но его жизнь, жизнь   крепостного   крестьянина,   по­прежнему зависела от капризов и прихоти владелицы. Слово учителя Следует   отметить,   что   в   художественной литературе   немного   найдется   произведений,   где животное описано с такой любовью, как в рассказе Тургенева. История   с   Муму   —   история   глубокой привязанности   одинокого   человека   к   собаке   и жестоких   обстоятельств,   в   которых   его   чувство проверяется. ­ Почему рассказ И.С. Тургенев назвал «Муму», а не «Герасим»? Муму   —   единственное   слово,   которое произносит Герасим в рассказе. Только так он может   выразить   свою   любовь   к   Татьяне, нежность   к   Муму,   презрение   к   господским прихвостням,   людям,   испорченным   порядками барского   двора,   где   все   основано   на   интриге, наушничестве, подлости. В этом «муму» звучит стремление к утверждению себя как личности, к   осознанию   своего   права   на   решение собственной судьбы. ­  Дворовый   человек   Андрей   «остался   верен своей госпоже, до самой смерти служил ей». Как вы полагаете,  почему И.С. Тургенев дал  иную, чем в реальной жизни, развязку? И.С.   Тургенев   испытывал   уважение   и сострадание   к   простым   людям,   ненавидел крепостное   право   и   верил   в   светлое   будущее России. Он понимал, что в народе зреет немой протест,   который   в   скором   времени перерастет в решительные действия.   Что   нового   узнали   на ­   уроке? ­  Какие   трудности   у  вас  появлялись   в  процессе работы?                                                           ­ Как вы   их   преодолевали?  Понравилось   ли   вам   на уроке? Какое настроение у вас сейчас? Определяют свое эмоциональное   состояние на уроке   5. Рефлексия. 6. Домашнее задание Приготовить пересказ эпизода, который произвел на вас самое сильное впечатление Записывают задание   домашнее Познавательные:  приобретают умения   использовать   полученные знания   и   умения   в   практической деятельности и повседневной жизни. Регулятивные:  оценивают   свою работу;   исправляют   и   объясняют ошибки.  Коммуникативные: формулируют   собственные   мысли, высказывают   и   обосновывают   свою точку зрения Личностные:  самостоятельный контроль   своего   времени   и способность   распределять   его; и самоанализ самооценка к выполнению заданий разного уровня сложности результатов готовности

Технологическая карта урока литературы. Тема урока: Герасим и Муму . Класс: 5

Технологическая карта урока литературы. Тема урока: Герасим и Муму . Класс: 5

Технологическая карта урока литературы. Тема урока: Герасим и Муму . Класс: 5

Технологическая карта урока литературы. Тема урока: Герасим и Муму . Класс: 5

Технологическая карта урока литературы. Тема урока: Герасим и Муму . Класс: 5

Технологическая карта урока литературы. Тема урока: Герасим и Муму . Класс: 5

Технологическая карта урока литературы. Тема урока: Герасим и Муму . Класс: 5

Технологическая карта урока литературы. Тема урока: Герасим и Муму . Класс: 5

Технологическая карта урока литературы. Тема урока: Герасим и Муму . Класс: 5

Технологическая карта урока литературы. Тема урока: Герасим и Муму . Класс: 5

Технологическая карта урока литературы. Тема урока: Герасим и Муму . Класс: 5

Технологическая карта урока литературы. Тема урока: Герасим и Муму . Класс: 5

Технологическая карта урока литературы. Тема урока: Герасим и Муму . Класс: 5

Технологическая карта урока литературы. Тема урока: Герасим и Муму . Класс: 5

Технологическая карта урока литературы. Тема урока: Герасим и Муму . Класс: 5

Технологическая карта урока литературы. Тема урока: Герасим и Муму . Класс: 5
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
07.04.2017