Тип урока: урок общеметодологической направленности
Деятельностная цель: формирование у учащихся деятельностных способностей и способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания
Содержательная цель: построение обобщенных деятельностных норм и выявление теоретических основ развития содержательно-методических линий курсов
Планируемые результаты
Предметные: извлекать информацию, представленную в художественном тексте; строить рассуждения.
Метапредметные: совместно с учителем формулировать цель урока; учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; отбирать и систематизировать материал на определенную тему.
Личностные: готовность к самообразо¬ванию, выбору профильного образования; освоение куль¬турного насле¬дия — России и общемиро¬вого; освоение социальных норм, правил поведения.
Технологическая карта. Литература 5 кл.Герасим и Муму.doc
Технологическая карта урока литературы
Тема урока: Герасим и Муму
Класс: 5
Учитель: Макаренко О.П.
Дата проведения: ________________
Тип урока: урок общеметодологической направленности
Деятельностная цель: формирование у учащихся деятельностных способностей и способностей к структурированию и систематизации
изучаемого предметного содержания
Содержательная цель: построение обобщенных деятельностных норм и выявление теоретических основ развития содержательнометодических
линий курсов
Планируемые результаты
Предметные: извлекать информацию, представленную в художественном тексте; строить рассуждения.
Метапредметные: совместно с учителем формулировать цель урока; учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций
в сотрудничестве; отбирать и систематизировать материал на определенную тему.
Личностные: готовность к самообразованию, выбору профильного образования; освоение культурного наследия — России и общемирового;
освоение социальных норм, правил поведения.
Организационная структура урока
Этап урока
1. Организационный
(мотивационный)
Деятельность учителя
Приветствует учащихся, проверяет готовность к
уроку.
Создает ситуацию мотивации к обучению.
Создает эвристическую ситуацию.
Ответьте на вопросы:
Какая перемена происходит в настроении
Деятельность учащихся Универсальные учебные действия
готовность
Слушаю
учителя,
к
Регулятивные:
участвуют в диалоге с
формирование
самообразованию,
для
вопросов,
организации
учителем. Демонстрируют
готовность к уроку.
собственной
и коллективной
деятельности. 2. Целеполагание
Герасима после появления
Муму?
«Герасим глядел, глядел да как засмеется
вдруг... Всю ночь он возился с ней, укладывал ее,
обтирал и заснул наконец сам возле нее какимто
радостным и тихим сном».
«Ни одна мать так не ухаживала за своим
ребенком, как ухаживал Герасим за своей
питомицей».
Коллективное выполнение
задания при
консультативной помощи учителя для создания
диалоговой ситуации.
Почему Герасим с нежностью относится к
Муму?
(Герасим одинок. У него отняли родной дом,
Герой испытывает
отняли Татьяну.
потребность
заботиться о комто,
чувствовать, что в нем нуждаются. Муму
принесла чувство радости и счастья Герасиму.
Жизнь для него наполнилась новым
содержанием — заботой о дорогом существе)
Как вы думаете, о чем мы будем сегодня
говорить на уроке?
Какая цель нашего урока?
Отвечают на вопросы.
С помощью учителя
формулируют тему и цель
урока
Познавательные: самостоятельное
выделение и формулирование
познавательной цели.
выраженная
Личностные:
устойчивая учебно
познавательная мотивация и интерес
к учению; соблюдение моральных
норм в отношении взрослых людей и
сверстников на уроке; устойчивый
познавательный
и
становление
смыслообразующих
функций познавательного мотива.
интерес
Регулятивные: самостоятельное или
с помощью учителя определение
цели
учебной деятельности;
формулирование и удержание
учебной задачи.
формирование
Познавательные:
предметных понятий,
навыков
систематизации знаний по предмету.
Коммуникативные:
представление
конкретного содержания и сооб
щение его в устной форме.
готовность
Личностные:
к
самообразованию,
выбору
профильного образования; освоение
культурного наследия — России и
общемирового; освоение социальных
норм, правил поведения.
3. Актуализация
Слово учителя
Дают определение слову Регулятивные: осуществление знаний
На фоне всеобщего лицемерия, холодной
жестокости особенно глубокими кажутся чувства
Герасима, его страдания и душевные муки, ярко
выраженные в сценах пропажи и возвращения
Муму.
«лицемерие»
Лексическая работа.
Лицемерие — отрицательное моральное
качество,
когда заведомо безнравственным
поступкам приписываются возвышенные мотивы и
цели.
человеколюбивые
Лицемерие
противоположно честности,
ис
кренности.
прямоте,
Проверка домашнего задания.
Пересказы эпизодов: «Пропажа Муму», «Муму
вернулась», «Барыня «умирает».
1.Назовите глаголы,
передающие отчаяние
обратился
Герасима.
(Бегать, искать, кликать ("посвоему); бросился,
выскочил;
побежал',
вернулся, окинул ("взором крыльцо), отвернулся
и промычал ("еще раз: «Муму!») ...пошел прочь...
он схватил Муму,
(в своих
объятиях...).
стиснул ее
(к людям);
Пересказывают эпизоды
Работа с текстом рассказа.
1.
Выразительное чтение эпизода от слов
«Неизвестно, о чем происходил у них разговор...
до слов «Толпа разошлась...».
Читают
эпизод,
выразительно
отвечают на
рефлексии своей деятельности и
своего поведения в процессе
учебного занятия и коррекция;
осуществление контроля, коррекции,
оценки действий партнера; умение
убеждать.
Познавательные: умение занимать
позицию эксперта относительно
демонстрируемых компетенций в
разных видах деятельности и оце
нивание их при помощи соответ
ствующих критериев.
Коммуникативные:
своей точки зрения
аргументация
Личностные:
адекватная оценка
своих возможностей достижения
цели определенной сложности в
различных сферах самостоятельной,
коллективной
деятельности;
адекватная самостоятельная оценка
правильности выполнения действия
и
необходимых
коррективов в исполнение (как в
конце действия, так и по ходу его
реализации).
внесение вопросы.
Выполняют элементарные
физические упражнения
2. Какие глаголы передают отношение Герасима к
барской челяди? (Герасим опустил глаза (он не
хочет, чтобы окружающие видели в них
встряхнулся
боль);
(трудно поверить в
происходящее); значительно ударил себя в грудь;
презрительно усмехнулся; захлопнул дверь (он с
трудом сдерживает отвращение к этим людям и
желает как можно скорее закончить мучительную
для него сцену). Герасиму невыносимо тяжело, он
испытывает сильнейшее душевное потрясение.)
Физкультминутка
Из за нарт мы выйдем дружно,
Но шуметь совсем не нужно, Встали
прямо, ноги вместе, Поворот кругом, на
месте. Хлопнем пару раз в ладошки.
И потопаем немножко. А
теперь представим, детки,
Будто руки наши ветки. Покачаем ими
дружно, Словно ветер дует
южный. Ветер стих. Вздохнули
дружно. Нам урок продолжить нужно.
Подравнялись, тихо сели и на парты посмотрели
Личностные:
необходимость заботы о здоровье.
осознают 4. Изучение нового
материала
Почему у Герасима созрело решение самому
убить Муму?
Человек сильной воли,
он не может
отстраниться, чтобы не мучить себя. Герасим
хочет уберечь беззащитное животное от
жестокости верных холопов барыни.
Работают с текстом
рассказа.
Отвечают на вопросы
учителя.
Коммуникативные:
оценка
суждения и своей точки зрения;
установление рабочих отношений с
другими;
эффективное сотруд
ничество и
способствование
продуктивной деятельности.
Личностные:
использование
полученного опыта, информации
для обогащения предметных знаний;
устойчивых
формирование
интересов;
познавательных
формирование
целостного
мировоззрения
соответствующего
современному уровню развития
науки и общественной практики,
учитывающего
социальное,
культурное, языковое, духовное
многообразие современного мира.
Анализ рассказа. Выразительное чтение от слов
«Спустя час после всей этой тревоги...» до слов
«...далеко назади к берегу разбегались какието
широкие круги».
Как восприняли дворовые люди произошедшее?
Выразительное чтение от слов «Ерошка, как
только Герасим скрылся у него из виду...» до слов
«Все посмеялись над Степаном...».
(Дворовые показаны как соучастники
свершившегося.
Эти люди черствы и
равнодушны. Они воспринимают Герасима как
чудака,
над которым можно только
посмеяться.)
Выразительное чтение от слов «А между тем в ту
самую пору...» до конца рассказа.
Что заставило Герасима уйти из дома барыни
после того, как он выполнил ее приказание?
(Герасим ощутил на себе разрушительную
силу жестокой власти, его чувства сильнее
привычного страха перед барыней: чувство 5. Закрепление
знаний
попранного человеческого достоинства; тоски
по земле, от которой его насильственно отор
вали; непреодолимого отвращения к злу и
равнодушию, с которыми он столкнулся в
барском доме)
Найдите слова,
Герасима.
передающие решимость
«Он шел... с какойто несокрушимой отвагой,
с отчаянной и вместе радостной решимостью.
Он шел; широко распахнулась его грудь; глаза
жадно и прямо устремились вперед».
С кем сравнивает автор героя? Почему?
Выразительное чтение от слов «Только что
наступившая летняя ночь была тиха и тепла...» до
слов «...видел в небе несчетные звезды, светившие
его путь».
Описание природы передает новое радостное
настроение душевного обновления героя, не
согнувшегося под тяжестью страданий, а
выпрямившегося,
окрепшего в жизненных
испытаниях, сумевшего найти в себе силы
сохранить лучшие человеческие качества и
остаться «самым замечательным лицом»
среди людей, окружавших его.
Что помогло Герасиму почувствовать себя
свободным?
Герасим почувствовал себя свободным
потому, что, несмотря на испытания, он сумел
сохранить в душе свой великое чувство любви к
Выразительно
эпизод.
вопросы учителя
читают
Отвечают на
Коммуникативные:
оценка
суждения и своей точки зрения;
установление рабочих отношений с
эффективное сотруд
другими;
ничество и
способствование
продуктивной деятельности.
Личностные:
использование
полученного опыта, информации
для обогащения предметных знаний;
устойчивых
формирование
интересов;
познавательных
формирование
целостного
мировоззрения
соответствующего
современному уровню развития
науки и общественной практики,
учитывающего
социальное,
культурное, языковое, духовное многообразие современного мира.
родной земле, родному дому: «Он торопился,
как будто матьстарушка ждала его на родине,
как будто она звала его к себе после долгого
странствования на чужой стороне, в чужих
людях...»
Действительно ли «освободил» себя Герасим от
барыни?
Герасим освободился лишь внутренне, сбросив
с себя гнет рабской психологии, но его жизнь,
жизнь крепостного крестьянина, попрежнему
зависела от капризов и прихоти владелицы.
Слово учителя
Следует отметить, что в художественной
литературе немного найдется произведений, где
животное описано с такой любовью, как в рассказе
Тургенева.
История с Муму — история глубокой
привязанности одинокого человека к собаке и
жестоких обстоятельств, в которых его чувство
проверяется.
Почему рассказ И.С. Тургенев назвал «Муму», а
не «Герасим»?
Муму — единственное слово, которое
произносит Герасим в рассказе. Только так он
может выразить свою любовь к Татьяне,
нежность к Муму, презрение к господским
прихвостням, людям, испорченным порядками
барского двора, где все основано на интриге,
наушничестве, подлости. В этом «муму» звучит
стремление к утверждению себя как личности,
к осознанию своего права на решение
собственной судьбы. Дворовый человек Андрей «остался верен
своей госпоже, до самой смерти служил ей». Как
вы полагаете, почему И.С. Тургенев дал иную,
чем в реальной жизни, развязку?
И.С.
Тургенев испытывал уважение и
сострадание к простым людям, ненавидел
крепостное право и верил в светлое будущее
России. Он понимал, что в народе зреет немой
протест,
который в скором времени
перерастет в решительные действия.
Что нового узнали на
уроке?
Какие трудности у вас появлялись в процессе
работы? Как
вы их преодолевали? Понравилось ли вам на
уроке? Какое настроение у вас сейчас?
Определяют
свое
эмоциональное состояние
на уроке
5. Рефлексия.
6. Домашнее задание
Приготовить пересказ эпизода, который произвел
на вас самое сильное впечатление
Записывают
задание
домашнее
Познавательные:
приобретают
умения использовать полученные
знания и умения в практической
деятельности и повседневной жизни.
Регулятивные:
оценивают свою
работу; исправляют и объясняют
ошибки.
Коммуникативные:
формулируют собственные мысли,
высказывают и обосновывают свою
точку зрения
Личностные:
самостоятельный
контроль своего времени и
способность распределять его;
и
самоанализ
самооценка
к
выполнению заданий разного уровня
сложности
результатов
готовности
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.