Технологическая карта урока литературы в 5 классе по теме "Иван - крестьянский сын и чудо-юдо" Волшебная сказка с героическим содержанием "»
Оценка 4.6
Разработки уроков
doc
русская литература
5 кл
02.03.2018
Представлена технологическая карта урока литературы в 5 классе по теме "Иван - крестьянский сын и чудо-юдо" Волшебная сказка с героическим содержанием". Программа и УМК под редакцией В.Я. Коровиной.
Цель урока: создание условий для понимания учащимися, что такое волшебная сказка героического содержания, кто является героем сказки.
Задачи урока
Образовательные (предметные):
формировать умения осознанно воспринимать и понимать фольклорный текст (какова основная идеи сказки);<...
формировать умения анализа сюжета, системы образов сказки;
формировать умения перерабатывать текст с целью нахождения фрагментов, отвечающих на конкретные вопросы, выделять важную информацию;
совершенствовать навыки выразительного чтения, художественного пересказа.
Развивающие: (метапредметные):Цель урока: создание условий для понимания учащимися, что такое волшебная сказка героического содержания, кто является героем сказки.
attachment_765617744.doc
Борискина Галина Георгиевна,
учитель русского языка и литературы
высшей квалификационной категории
ГОУ «Забайкальский центр специального образования и развития «Открытый мир»
г. Чита, Забайкальский край.
Материал разрешён автором для публикации на сайте «Знанио»
Технологическая карта урока литературы
Тема урока: «Иван крестьянский сын и чудоюдо». Волшебная богатырская сказка героического содержания.
Класс: 5
Предмет: литература
Тип урока: урок «открытия» новых знаний
Цель урока: создание условий для понимания учащимися, что такое волшебная сказка героического содержания, кто
является героем сказки.
Задачи урока
Образовательные (предметные):
формировать умения осознанно воспринимать и понимать фольклорный текст (какова основная идеи сказки);
формировать умения анализа сюжета, системы образов сказки;
формировать умения перерабатывать текст с целью нахождения фрагментов, отвечающих на конкретные вопросы,
выделять важную информацию;
совершенствовать навыки выразительного чтения, художественного пересказа.
Развивающие: (метапредметные):
формулировать учебную задачу урока, понимать и планировать вместе с учителем деятельность по изучению темы урока;
строить логически обоснованные рассуждения;
развивать речь учащихся; ввести термины: герой, героический; активизировать познавательную активность на уроках литературы, развивать интерес к чтению;
развивать коммуникативные и информационные компетентности;
раскрывать творческий потенциал учащихся.
Воспитательные (личностные):
воспитывать интерес к произведениям устного народного творчества, формировать представления о подлинных
ценностях;
воспитывать чувства патриотизма, высокие нравственные устои на примере главного героя Ивана – крестьянского сына;
развивать интерес к знаниям, чувство ответственности за результаты своего труда, культуры общения
Коррекционные:
развивать умение пользоваться полным ответом;
развивать умение анализировать, сравнивать, делать выводы;
работать над обогащением словарного запаса.
Тип урока: «открытие» новых знаний
Форма урока: индивидуальная
Методы обучения:
метод самостоятельной работы;
метод частичнопоискового обучения;
объяснительноиллюстративный или информационнорецептивный: объяснение, работа с интернетресурсами (ссылки на
видеоматериалы, сайт«Грамота. Ру» http://new.gramota.ru/ )
Средства обучения и оборудование:
базовое рабочее место ученика (системный блок macmini; клавиатура Apple Keyboard; мышка Arctic M111; монитор
AOC 919Vwa+; наушники Gal SLR650; микрофон VRNMIC3; колонки TopDevice TDS501 Wood; вебкамера Qumo
WCQ10);
онлайнсловарь русского языка сайта «Грамота . Ру» ;
аудиозапись скороговорок https://www.youtube.com/watch?v=3ZhZCIPbefs
виртуальная доска Линоит http://linoit.com/users/galina_borisk/canvases/%20%20%20%D0%B8%D0%BB%D0%BB%D1%8E
%D1%81%D1%82%D1%80%D0%B0%D1%86%D0%B8%D0%B8%20 Этапы урока
Деятельность учителя
Деятельность
учащихся
Формируемые УУД
Ход урока
Приветствует учащихся.
Создает психологический настрой.
«Минута доброты».
Формирование уважительного
отношения к другому человеку,
его мнению.
Отвечает на
приветствие учителя.
Определяет свою
готовность к уроку.
включается в ритм
урока.
Прослушивает
скороговрку.
Проговоривает
скороговорку
Формирование умения
правильного произношения слов,
хорошей артикуляции (П),
устранение возникших
трудностей(Р)
Орг.момент.
Время: 1минута
Артикуляционная
разминка
Время: 2 минуты
Я хочу вам пожелать
Активности;
Радости,
Удачи;
Самостоятельности;
Хороших успехов.
послушать
Включает демонстрацию экрана
https://www.youtube.com/watch?
v=3ZhZCIPbefs
Предлагает
аудиозапись
скороговорки
Просит произнести скороговорки,
хорошей
добиваясь четкости,
артикуляции при
их
произнесении.
На опушке в избушке
Живут старушкиболтушки.
У каждой старушки лукошко. Актуализация знаний и
умений.
Время: 3 минуты
Формулирование учебной
цели урока.
Время: 3 минуты
В каждом лукошке кошка.
Кошки в лукошках
Шьют старушкам сапожки
Просит ответить на вопросы:
Понравились ли скорговорка?
Чем похожа на сказку?
Что такое сказка?
Назовите виды фольклорных
сказок.
Каковы художественные
особенности волшебных сказок?
С какой сказкой познакомился
дома?
Понравилась она?
Определите, к какому виду
сказок она относится? Докажите.
Создает условия для проблемной
ситуации в технологии
проблемного (подводящего)
диалога.
Проводит параллель с ранее
изученным материалом.
Подводящий диалог:
С какой волшебной сказкой мы
познакомились ранее?
Чем сказка «Иван крестьянский
сын и чудоюдо» отличается от
сказки «Царевна лягушка» и др.
Отвечает на вопросы
учителя.
Выражает личное
отношение к
прочитанному.
Формирование умения
определять понятия (М.),
владеть терминологией по теме.
Формулировать собственное
отношение к прочитанному. (П).
Формирование навыков
исследования текста с опорой не
только на информацию, но и на
жанр, композицию и
выразительные средства (П).
Вступает в диалог с
учителем.
Выдвигает
предположения.
Осуществляет
совместную
деятельность.
Формирование умения
планировать пути достижения
цели (М).
Оформляет свои мысли в устной
и письменной форме с учётом
речевой ситуации. (Р)
Формирование умения
формулировать тему,
принимать и сохранять учебную
задачу (Р) Поиск решения (открытие
нового знания).
Время: 25 минут
волшебных сказок?
Как вы объясните название
сказки?
Почему речь идет только об
одном герое и чудеюде?
Почему эту сказку называют
богатырской и героической?
Сформулируйте тему урока
1.Кто такой герой? Какие
ассоциации возникают, когда мы
произносим это слово? Составьте
кластер со словом герой
Просит найти в толковом словаре
значение слова «герой»,
организует беседу:
Что обозначает слово герой?
Сколько значений имеет слово
герой?
Подберите к слову
«героический» синонимы
Проверка по словарю
http://www.gramota.ru/slovari/dic/?
lop=x&bts=x&zar=x&ag=x&ab=x&sin=x&lv=x
Записывает тему
урока в тетрадь.
Предполагаеиый
результат:
составляет кластер со
словом «герой»
/ | \
храбрец
отвага
смельчак
Поиск слов в словаре,
определение
их
значений.
Ожидаемый ответ:
1
Герой – это
персонаж
художественного
произведения.
2Герой – человек,
совершивший
Формирвание ассоциативного
мышления, умения выделять
главное (П)
Формирование
умения
обращаться за помощью к
учебной литературе
(К).
Формирование ценностного
отношения к событиям,
происходящим в сказке (Л).
Формирование
коммуникативной
компетентности в общении с
учителем
Формирование умения героический
поступок.
Героический
мужественный,
отважный
характеризовать героев сказки
(П)
Формирование умения
устанавливать причинно
следственные связи (М).
Формулировать и высказывать
свою точку зрения на события и
поступки героев (К).
Отвечае т на вопросы
учителя.
Поиск и выделение
информации.
Выборочное чтение.
Выборочный
пересказ.
(поиск эпизода,
чтение, выделение
главной информации,
обобщение
прочитанного).
Анализ эпиодов.
Проверка опережающего
домашнего
.
Беседа по подготовленным
дома вопросам учебника
26
задания
Выразительное
эпизода
чтение
Комментированное
чтение
&az=x&pe=x&word=
%D0%B3%D0%B5%D1%80%D0%BE%D0%B9
Кто в сказке совершает
героический постпоступок? Кого можно
назвать настоящим героем? На эти
вопросы мы отвечаем в течение урока.
Беседа по вопросам учебника 26
Чем занимались старик и старуха
родители 3х братьев? Коо встретили
братья в сожжённой деревне?
—Как проявили себя братья в
дозоре?
Проследите по тексту,
как
называют Ивана—крестьянского
сына в начале, середине и конце
сказки. С чем это связано?
Дайте развернутый ответ на
вопрос:
какие черты Иванакрестьянского
сына раскрываются перед боем, во
время боя, после него?
Как показан враг земли русской?
Почему сказка рисует противника
Ивана таким страшным и
сильным? Каким должен быть
герой, победивший такого врага?
—Почему в конце сказки Иван Подведение итогов урока.
Рефлексия.
Оценка.
Время: 10 минут
возвращается домой, к отцу, к
матери, чтобы «поле пахать, рожь
да пшеницу сеять»?
1. Организует беседу:
Почему эту сказку называют
героической?
Чему посвящена сказка?
Что она прославляет?
Обобщает,
выводы,
основную мысль
делает
называет
2. Организует рефлексию ,
используя приём «Продолжи
предложение...»:
Эта сказка помогла мне понять...
Выражает
собственное мнение о
работе и полученном
результате
Формирование умения создавать
обобщения(М.)
Формирование умения
осуществлять контроль своей
деятельности в процессе
достижения результата (М.)
Информирование
о
домашнем задании. Работа
с иллюстрациями по
сказке.
Время: 1 минута
3. Оцените свою работу на уроке.
Объясняет сущность домашнего
задания.
1 Восстанови сюжет сказки по
иллюстрациям. Правильно
распеределить иллюстрации на
доске Линоит в соответствии с
композицией сказки.
http://linoit.com/users/galina_borisk/
canvases/
%20%20%20%D0%B8%D0%BB
%D0%BB%D1%8E
%D1%81%D1%82%D1%80%D0%
B0%D1%86%D0%B8%D0%B8%2
Делает запись в
дневнике.
При выполнении
задания
необходимо показать знания по
тексту сказки, по её сюжету и
композиции, умение выделять
главное
оглавлении
иллюстраций
при 0
2 Озаглавить каждую
иллюстрацию, записать названия в
тетрадь
Технологическая карта урока литературы в 5 классе по теме "Иван - крестьянский сын и чудо-юдо" Волшебная сказка с героическим содержанием "»
Технологическая карта урока литературы в 5 классе по теме "Иван - крестьянский сын и чудо-юдо" Волшебная сказка с героическим содержанием "»
Технологическая карта урока литературы в 5 классе по теме "Иван - крестьянский сын и чудо-юдо" Волшебная сказка с героическим содержанием "»
Технологическая карта урока литературы в 5 классе по теме "Иван - крестьянский сын и чудо-юдо" Волшебная сказка с героическим содержанием "»
Технологическая карта урока литературы в 5 классе по теме "Иван - крестьянский сын и чудо-юдо" Волшебная сказка с героическим содержанием "»
Технологическая карта урока литературы в 5 классе по теме "Иван - крестьянский сын и чудо-юдо" Волшебная сказка с героическим содержанием "»
Технологическая карта урока литературы в 5 классе по теме "Иван - крестьянский сын и чудо-юдо" Волшебная сказка с героическим содержанием "»
Технологическая карта урока литературы в 5 классе по теме "Иван - крестьянский сын и чудо-юдо" Волшебная сказка с героическим содержанием "»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.