Технологическая карта урока "Л.Н.Толстой. «Рассказ «Кавказский пленник». Разные характеры, разные судьбы Жилина и Костылина" (5 класс, литература)
Оценка 4.7
Разработки уроков
docx
русская литература
5 кл
10.10.2019
Формирование у учащихся навыков анализа текста художественного произведения, а также формирование способности учащихся к структурированию и систематизации изучаемого произведения Л.Н.Толстого «Рассказ «Кавказский пленник» , обучение сравнительной характеристике характеров, разных судеб Жилина и Костылина (с использованием цитирования), развитие мышления, речи, памяти, внимания на основе текста произведения., воспитание чувств сотрудничества, коллективизма.
Афанасьева Л.А.Технологическая карта урока по литературеДокумент Microsoft Word.docx
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА
Предмет: литература
Класс: 5
Автор УМК: В.Я. Коровина, В.П. Журавлев, В.И. Коровин
Тема урока: Л.Н.Толстой. «Рассказ «Кавказский пленник». Разные характеры, разные судьбы Жилина и Костылина».
Тип урока: урок закрепления, совершенствования знаний, умений и навыков
Учитель: Афанасьева Любовь Афанасьевна, учитель высшей категории МАОУ «СОШ№16
Ход урока
Этап урока
Организационный
момент
I.Этап мотивации.
Самоопределение к
деятельности
Цель: включение в
учебную
деятельность,
создание
эмоционального
настроя.
Деятельность
учителя
создает
Приветствие учащихся.
Проверка готовности к уроку.
1. Проверяет готовность учащихся к
уроку,
эмоциональный
настрой.
Создает условия для
возникновения у учеников внутренней
потребности включения в учебный
процесс.
2. Предлагает учащимся прослушать
стихотворение и ответить на вопрос.
Хоть выйди ты в белый свет,
А в поле за околицей,
Пока идещь за кемто вслед,
Дорога не запомнится.
Познавательная
Приветствие учителя.
Настрой на работу.
1. Настрой на урок.
Слушают учителя.
2. Отвечают на вопрос.
Слушают стихотворение
.
Деятельность учащихся
Коммуникативная
Личностная
Проверка готовности рабочего места ученика и учителя.
Регулятивная
формирование
умения слушать и
слышать.
нацеливание на
успешную
деятельность.
Включаются
в урок во
взаимо
действии с учителем.
Сотрудничество с
Сопоставление
известного
с
тем, что еще не
известно
учителем
формирование
мотивационной
основы учебной
деятельности.
Слушают и
высказывают свою
точку зрения.
Сотрудничают в
совместном
решении
проблемы Зато, куда бы ты ни попал
И по какой распутице,
Дорога та, что сам искал,
Вовек не забудется.
Как вы понимаете строки из
стихотворения Н.Рыленкова?
3.Делает вступительное слово:
Только то, чему научился сам,
самостоятельная деятельность и личная
ответственность приводят к знаниям,
которые никогда не забудутся.
И сегодня на уроке мы отправимся по
дороге знаний, пройдем небольшой
отрезок пути, выполняя необходимые
задания.
Свою работу на уроке вы сможете оценить
сами. На партах каждого из вас лежат
листы с критериями оценивания. За
каждый вид работы вы ставите себе
оценку, в конце урока выведем общее.
II.Этап актуализации
знаний и затруднений
в деятельности.
1.Предлагает вспомнить материал
прошлого урока.
Слушают дополнительную
информацию.
Развивают
внимание.
Оценивают устное
Учащиеся
слушают
понимают.
и
Учащиеся проявят
учебно
познавательный обеспечение
Цель:
восприятия,
осмысления,
первичного
запоминания знаний и
способов действий,
связей и отношений в
объекте
изучения,
подготовка мышления
учащихся
и
организация
осознания
внутренней
потребности
к
построению учебных
действий
ими
высказывание,
учатся слушать и
слышать других.
интерес
выступлению.
к
На прошлом уроке мы познакомились с
биографией Л.Н.Толстого и узнали, какие
исторические факты легли в основу
рассказа «Кавказский пленник»,
вспомнили основные события рассказа.
Слайд №1
Напомните, пожалуйста.
Слайд№2
1 ученик рассказывает об
исторических фактах:
В середине 19 столетия на Кавказе
шла тяжёлая, кровопролитная
война. Царь Николай I послал свои
войска завоевать кавказские земли.
Жившие там горские народы
оказали упорное сопротивление
царским войскам. На крутых
горных дорогах, в лесах и ущельях,
на переправах рек горцы
устраивали засады, брали русских
солдат и офицеров в плен.
В ту пору Л.Н.Толстой был на
военной службе в Кавказской
армии, участвовал в боевых
действиях русских войск.
Однажды, далеко отъехав от своего
отряда, он чуть не попал в плен.
Выручил писателя из беды его
спутник и друг чеченец Садо.
Работая над «Войной и миром»
Толстой познакомился с
напечатанным в журнале «Русский
вестник» «Воспоминаниями
кавказского офицера», автором
которых был полковник
кирасирского полка Ф.Ф.Торнау.
Автор сообщает, при каких
обстоятельствах он попал в плен к Высказывают свое
отношение
к
героям.
Дополнение
ответов других,
высказывание своих
версий.
Формируем
умения
оценивать
учебные
действия
в
соответствии с
поставленной
задачей.
горцам, как пыталась ему помочь
полюбившая его девушка Аслан
Коз, почему была неудачной его
первая попытка побега и как ему
удалось освободиться из плена.
Толстой не только познакомился с
воспоминаниями Торнау, но и
воспользовался ими для своего
рассказа «Кавказский пленник»,
который вышел в свет в1852 году.
2 ученик называет основные
события (читает план,
составленный дома).Формируем
умения обобщать и
классифицировать по признакам.
Слайд №3
План.
1.Жилин и Костылин попадают в
плен.
2.Письмо о выкупе.
2.Проводит повторение знаний теории
литературы.
3.В плену.
Учитель: «Кавказкий пленник» это
литературная сказка?
4.Подготовка к побегу.
5.Первый побег.
Комментирование
выполняемых
действий.
Формирование
умения
осуществлять
познавательную
и личностную
рефлексию.
Проявляют
интерес к работе. Я считаю, что в произведении нет
сюжета, кругом одни события. А вы как
думаете?
Эпизод и сюжет – одно и то же?
Значит, композициячто это?
Слайд №4
Перечислите эти части (эти части и их
значения на экране. Мы их еще не очень
хорошо знаем, поэтому пользуйтесь
записью и назовите их)
6. Второй побег.
7.Спасение.
Учащиеся отвечают. Формируют
умения устанавливать аналогии.
Нет, это рассказ, потому что
данное произведение
повествовательное, небольшое по
объему, объединенное сюжетом и
состоящее из нескольких эпизодов
В произведении есть сюжет.
Сюжет – это цепь событий
То есть события располагаются в
определенной последовательности
и составляют композицию рассказа.
Композиция это построение
произведения,
расположение
частей и эпизодов в значимой
последовательности. экспозиция, завязка, развитие
действия, кульминация, развязка,
эпилог.
горцами.
Экспозиция действие происходит
на Кавказе в XIX веке. Идёт война
с
Первоначальное
знакомство с героями. Экспозиция
и
Толстого
стремительные, они умещаются в
строчках.
нескольких
у
эпилог
Завязка Жилин получает письмо
из дома и решает поехать в отпуск.
Развитие действия – после этого
происходит очень много эпизодов,
о которых мы и поговорим во
время
урока.
Кульминация
второй побег.
Развязка – Жилин оказывается в
крепости.
своей
Эпилог – Жилин остался служить
на Кавказе, а Костылина через
месяц выкупили за 5 тысяч и еле
живого привезли в крепость. III. Построение
проекта выхода из
затруднений и
реализация
построенного
проекта Этап
формирования темы
и цели урока.
Цель: концентрация
внимания на объекте
изучения, активные
действия учащихся с
объектом изучения
максимальное
использование
самостоятельности в
добывании знаний,
анализ учащимися
возникшей ситуации.
Проводит последовательную работу по
формированию темы и цели урока. Ставит
определенные задачи перед учащимися.
Учитель:Война – это страшно, больно,
жестоко; это потери, смерть,
искалеченные судьбы, незаживающие раны.
Война – цвета пепла, поэтому мы ее «не
золотим», ее нельзя приукрасить.
– Для многих война – испытание на
прочность, выносливость, человечность.
Организовывает беседу.
В рассказе изображены два офицера.
– На ваш взгляд, какими качествами
должен обладать офицер?
Мотивирует учебную деятельность,
создавая условия для возникновения у
учеников внутренней потребности
включения в учебный процесс.
Учитель: На первый взгляд, в рассказе
всё понятно, но в то же время многое
остаётся неясным. Когда я прочитала
рассказ, я задумалась:
Формируем умения на основе
анализа
объектов делать
выводы.
Научатся
взаимодействовать
друг с другом.
Осуществление
совместной
познавательной
деятельности в
сотрудничестве с
учителем.
Дополнение ответов
других.
Учащиеся отвечают,
делают свои
сравнивают,
выводы.
(Офицеру не чужды понятия чести,
совести, достоинства; это смелый,
мужественный, храбрый человек;
он предан своему Отечеству).
Научатся
осваивать новые
социальные роли.
Сотрудничают в
решении
про
блемы.
Проявляют
интерес к работе с
новым. Оценивать
поступки людей
жизненные
ситуации с точки
зрения
общепринятых
норм и ценностей.
Научатся
применять
умения и знания
при выполнении
практикума.
Проводят
самооценку
своим действиям.
Умение
работать со
схематическими
моделями,
выполнять
разнообразные
задания с
выделением
существенных
характеристик
объекта в
рабочих
тетрадях, уметь
преобразовать
информацию из
одного вида в
другой
Умение
оценивать
других и давать
самооценку
своим Почему рассказ называется «Кавказский
пленник», ведь пленников двое?
Кто является главным героем?
А у вас возник такой вопрос?
Предлагает работу над эпиграфами.
Слайд №5
На доске 3 эпиграфа (Береги платье
снову, а честь смолоду. Сам погибай, а
товарища выручай.Пословицы. )
Что означают эти пословицы? К кому
из героев вы могли бы отнести эти
пословицы? А хорошо ли вы узнали этих
героев, чтобы дать им такую оценку? Это
и есть тема нашего урока и нашего
исследования (записывают на доске)
Слайд №6
Как мы можем решить, кто из героев
главный?
Значит, над чем мы будем работать?
Какую задачу ставим перед собой?
действиям.
Учащиеся отвечают.
Анализируют
отвечают
формулируют
записывают в тетрадь.
на
эпиграфы,
вопросы,
и
тему
Учатся выражать
свои
мысли.
Владение
монологической
речью.
Формируем
умение
определять
успешность
выполнения
своего задания в
диалоге с
учителем.
Высказать свое
отношение
к
героям,
к их
поступкам,
выражать
эмоции..
свои
Учитывать
различные мнения и
и
интересы
Формирование
умения
определять цель
урока по теме,
Сотрудничество в
совместном
решении Обобщает, конкретизирует.
Для того, чтобы аргументированно
ответить на поставленный вопрос, мы
должны с вами на материале рассказа
сравнить двух героев, выяснить какими
чертами характера они обладают, как
каждый из них ведет себя в различных
ситуациях.
3 эпиграфом к нашему уроку я взяла слова
Л. Н. Толстого: «Человек сам отвечает за
свою судьбу».
Каждый из вас должен решить сегодня
для себя еще одну задачу: зависит ли
судьба человека от его поступков?
.
Проверяет реализацию
исследовательской работы.
В рассказе два героя, но рассказ назван
«Кавказский пленник», а не «пленники».
С какой целью автор это делает?
Фамилии героев находятся как бы в паре,
даже рифмуются. Что они означают?
Реализация индивидуального
IV. Первичное
закрепление
Самостоятельная
работа и
самопроверка.
Этап организации
познавательной
деятельности.
Цель: усвоение
учащимися нового
способа действия и
формирование умений
его применять.
обосновывать
собственную
позицию.
ставить задачи.
проблемы.
Отвечают.
Их нужно сравнить.
Учащиеся отвечают.
Контроль и оценка процесса и
результатов деятельности.
самооценку
Осуществляют
собственной
учебной
деятельности, соотносят цель и
результаты,
их
соответствия.
Так автор подчеркивает разницу
между Жилиным и Костылиным.
Учащиеся отвечают.
степень
выражать
уметь
свои мысли.
между
устанавливать
связь
целью
деятельности и ее
результатом,
адекватное
понимание причин
успеха и неуспеха
в
учебной
деятельности. Релаксация.
домашнего задания: итоги
исследовательской работы со словарем.
Лексическая работа.
Один ученик провел исследовательскую
работу. Он обратился к словарю, чтобы
выяснить, что обозначают эти фамилии.
Ученик:
Жила – прочное основание мышц, отсюда
слово «жилистый», «двужильный». Так
говорят о выносливом, крепком человеке.
Костыль – палка для хромых, безногих.
Костылина фамилия характеризует как
слабого, нуждающегося в поддержке и
опоре героя.
Так ли это на самом деле?
Для того чтобы ответить на главный
вопрос урока, мы должны пройти
несколько этапов, выполняя ряд заданий.
Предлагает несколько этапов работы в
паре. Ставит задачи перед учащимися и
цели.
1этап:
Работа в паре.
Так как героев у нас двое, вы работаете
Ученик:
Жила – прочное основание мышц,
отсюда слово «жилистый»,
«двужильный». Так говорят о
выносливом, крепком человеке.
Костыль – палка для хромых,
безногих. Костылина фамилия
характеризует как слабого,
нуждающегося в поддержке и
опоре героя.
Извлекают информацию из схем,
иллюстраций, текста, таблиц.
Учатся выражать
свои мысли.
Осознание
ответственности
за общее дело;
самооценка
на
основе критериев
успешности
учебной
деятельности.
Овладевают
навыками
сотрудничества в
паре,
группе в
совместном
решении учебной
задачи, выполнять
различные роли в
группе,
уважительно
относиться
к сегодня в паре. .Выберите своего героя..
(Жилин и Костылин)
Слайд №8
Вам предложен одинаковый набор
качеств. Распределите, какие
характеристики подходят каждому из
героев.
А правильно или нет справились вы с
этим заданием, мы проверим, заполняя
таблицу сравнительной характеристики
героев(она у вас на столах).И это наша
задача на урок, чтобы ответить на
вопросы: «Почему рассказ посвящен
одному герою, хотя их двое?» «Зависит ли
судьба человека от его поступков?»
2 этап:
Теперь задание усложняется. Нам нужно
заполнить таблицу по плану, который
предложен на доске (Его пункты
совпадают с колонками таблицы).А для
этого выполним ряд заданий и ответим на
вопросы. На каждом этапе работы вы
можете узнать, правильно или нет вы
отвечаете? Если вы отвечаете быстро и
верно, получаете жетон. Готовы?
позиции другого.
Учащиеся на листочке пишут
качества, выбирая из набора, и
прикрепляют на доске.
Оценивать
конкретные
поступки
хорошие
плохие.
как
или
Работу выполняют по плану на
доске.
У каждого на парте
распечатанный план. Выполняют
разные формы заданий по
плану(пересказ эпизода, чтение по
ролям,
выборочное чтение и
др.),наблюдения записывают в
таблицу). Извлекают информацию из схем,
иллюстраций, текста, таблиц.
Сотрудничество в
совместном
решении
проблемы.
Дополняют ответы
других,
высказывают свои
версии,
комментируют.
Формируем
умение
определять
успешность
выполнения
своего задания в
диалоге с
учителем.
Слайд №9
Предлагает первые два задания
выполнить вместе (под наблюдением
учителя)
1задание: назовите воинское звание
героев (офицеры). Запишите в таблицу
Слайд №10
2 задание: внимательно рассмотрите
иллюстрацию и найдите в тексте
портретную характеристику героев.
Зачитайте.
(невелик ростом, но удал) ( грузный
мужчина, толстый)
Предлагает работу в группах, ставит
цели и задачи.
3 задание: следующие задания выполняем
по группам. Задания для каждой группы
на столе у учителя. Один из группы
подходит к столу и берет задание для
своей группы.
1 группанайдите в эпизоде при
захвате в плен слова и выражения,
помогающие понять поведение героев.
Вывод запишите.
Примерный ответ 1 группы: Жилин
Владение
монологической и
диалогической
Эмоционально
«проживать»
текст,
свои эмоции.
выражать 2 группаэпизод написания письма о
выкупе. Рассказать, как ведет каждый из
героев. Вывод записать.
смело бросается в бой с врагами,
готовый скорее умереть, чем
сдаться им живым, а Костылин
несется к крепости, увозя при этом
единственное ружье.)
речью.
3 группапересказ эпизода «Первый месяц
в плену». Вывод записать в таблицу.
4 группачтение по ролям «Разговор перед
первым побегом» («Ну,думает Жилин…)
5 группапроанализировать эпизод
первого побега (работа с текстом).
Сравнить поведение Жилина и Костылина.
6 группавыборочное чтение «Второй
побег» (гл.6).
Организовывает беседу:
Примерный ответ: Одинаково
трудно. Но Костылина плен
испугал и сломил. Он сразу же
написал письмо, просил денег,
ждал ответа, скучал.
Жилин повел себя иначе. Он знал,
что денег не получит, надеяться
ему не на кого, у него только
больная мама.
Примерный ответ: Жилин ходит
всматривается,
по
аулу,
выпытывает
информацию,
рукодельничает…Костылин
спит, скучает, считает дни, ждет
Находят эпизод,
готовятся,
распределяют
роли,
выразительно читают по ролям.
Работают
Анализируют, сравнивают.
с
текстом.
Выбирают нужные для ответа
эпизоды.
Какие качества характера проявляют эти
герои во взаимоотношениях друг с другом
Ответы групп. Анализируют,
сопоставляют,делают выводы.
Примерный ответ: Жилин:
добрый, думает о матери, жалеет
ее; надеется на себя, обдумывает
побег; деятельный человек; сумел
прожить в ауле; работящий, не
может сидеть без дела, мастер;
всем помогает, даже своим врагам
татарам; ему интересны другие
люди, он любит детей;
великодушный, простил Костылина
за то, что тот его бросил в бою.
Вывод: Костылин: слабый человек,
на себя не надеется, ждет помощи
от матери;
способен на
предательство, бросил Жилина;
раскис, упал духом
и с другими людьми?
Дополняет выводы учащихся:
Л.Н. Толстой в своем рассказе о войне
показал, что жизнь зависит от характера,
от того выбора, который человек всегда
делает сам.
Костылин и в плену, и при побеге оказался
не соратником Жилина, а обузой. Еще до
плена можно догадаться, что ведут себя
герои по разному. В одних и тех же условиях один герой проявляет стойкость,
мужество, волю, находчивость, активно
борется, а другой только страдает,
проявляет эгоизм, плохо переносит
усталость, боль, бездействует.
Подобный тип поведения можно
наблюдать и в нашей жизни, от этого
зависит судьба человека. Наша судьба в
наших руках. «Пыль после нас останется
иль слава, при жизни выбрать наше право».
Подводит к обобщению. Предлагает
делать выводы.
Таблица заполнена. Можете ли теперь
ответить на главный вопрос нашего
исследования «Почему рассказ называется
«Кавказский пленник», ведь пленников
двое?» .
1. Кто является главным героем?
2.Какие нравственные качества ценит в
человеке Л.Н.Толстой?
3.Чему учит рассказ?
4. Правильно или нет справились вы с 1ым
заданием?(обращаемся к 1 этапу
исследования распределение качеств)
Учащиеся отвечают на вопросы,
делают выводы.
Примерный ответ: В плен попадают
оба офицера, но лишь один из них
оказался «пленён»
обстоятельствами. Жилин сумел
выжить, прижиться во враждебном
окружении, сумел расположить к
себе даже своих врагов, решал свои
проблемы сам, не перекладывая на
плечи других, был сильным,
«жилистым». Жилин – герой. О
нём речь в этом рассказе.
Собиравшийся покинуть эти места
навсегда Жилин остаётся на
Кавказе. Узнав понастоящему
изнутри жизнь горцев, герой всей
душой становится «пленником»
прекрасного Кавказа.
Костылин же с самого начала –
раб своей плоти, невольник
V. Включение в
систему знаний и
повторения.
Цель: повторение и
закрепление
изученного, подготовка
к изучению следующих
разделов курса,
выявление границы
применимости нового
знания.
Использование
умений и знаний
при выполнении
заданий
на
Мотивация
обучение,
саморегуляция. Обобщает.
Учитель: Л. Н. Толстой поднимает в
рассказе важные нравственные проблемы:
о товарищеском долге, доброте и
отзывчивости, о верности, дружбе, о
храбрости и стойкости. Он славит сильных
духом людей, готовых преодолеть любые
препятствия. Толстой повествует о силе
дружбы, которая сближает людей разных
национальностей.
Я думаю, рассказ «Кавказский пленник»
никого не оставит равнодушным. Хочется
верить, что на примере героя рассказа
Жилина вы будете расти добрыми,
трудолюбивыми, смелыми, друг друга в
беде не бросите. Будете хорошо
относиться к людям.
.
Подводит учащихся к выводам по
итогам работы на уроке: что нового,
интересного было для вас в изучаемом
материале,
чему вы научились,
VI.Этап оценивания.
Рефлексия.
Цель: самооценка
учащимися
ситуации. Он никогда не был
свободен душой, свободен в
своём выборе.
Он не
выдерживает
испытания,
которые превозмогает Жилин.
Он вечно в плену собственной
слабости, инертности и своего
эгоизма.
Делятся своими наблюдениями,
дополняют
высказывания,
заполняют таблицу оценивания.
Объективно дают
оценку
своей
деятельности.
Определяют
успешность
выполнения
заданий в ходе
урока.
Воспитание
уважительного
отношения
к
людям разных
национальностей, чувство гордости.
Осознание
ответственности
за общее дело;
самооценка
на
основе критериев
успешности
учебной
деятельности.
результатов своей
учебной деятельности,
осознание метода
построения и границ
применения нового
способа действия.
VII. Этап
домашнего
задания.
испытывали ли вы трудности?
А теперь подведем итог уроку.
1)Поделитесь своими наблюдениями и
дополните любое из высказываний:
Сегодня я узнал…
Было трудно…
Я понял, что…
Я научился…
Я смог…
Было интересно узнать, что..
2) Оцени свою работу на уроке и поставь
себе оценку (в таблице)
1) Устное сочинение на одну из тем: «Два
побега из плена», «Жилин и Костылин в
плену», «Жилин и Дина». Стр.260
учебника. Рубрика «Совершенствуем
речь».
2)Связь со следующим уроком.
1 Показ ролика о дружбе.
О чем пойдет речь на следующем уроке?
Слушают пояснения учителя,
комментируют и записывают д/з
Сотрудничество с
учителем.
Смотрят ролик о дружбе.
О дружбе Дины и Жилина
Формирование
умения выбрать
задание
в
зависимости от
способностей и
интересов. Цели:
Образовательные
1) обучить постановке цели занятия, организации процесса ее достижения;
2) обучить организации анализа, самооценки и рефлексии учебнопознавательной деятельности;
3) сформировать способность определять тему, основную мысль произведения;
4) обучить самостоятельному и коллективному поиску ответа на поставленную проблему
Развивающие
1) способствовать развитию речи, мышления и творческих способностей учащихся;
2) развивать исследовательские и творческие способности обучающихся;
3) развивать познавательные ценности обучающихся, ценности этического и эстетического плана;
Воспитательные
1) воспитывать уважение к писательскому труду;
2) воспитывать у учащихся чувство прекрасного;
3) воспитывать веру в высокое предназначение человека..
УУД:
личностные: самоопределение; установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, другими словами, между
результатом учения и тем, что побуждает деятельность, ради чего она осуществляется, нравственноэтическая ориентация;
регулятивные: целеполагание; определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и
последовательности действий; прогнозирование; внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае
расхождения ожидаемого результата действия и его реального продукта; выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще
подлежит усвоению, оценивание качества и уровня усвоения;
коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение целей, функций участников, способов
взаимодействия; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;
познавательные: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; поиск и выделение необходимой информации;
применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств; структурирование знаний; осознанное и
произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме. Планируемые результаты:
личностные: умение чувствовать красоту и выразительность художественной речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;
любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре; устойчивый познавательный интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста;
осознание и освоение литературы как части общекультурного наследия России и общемирового культурного наследия; ориентация в системе
моральных норм и ценностей, их присвоение;
метапредметные:
регулятивные УУД: самостоятельно формулировать проблему (тему) и цели урока; способность к целеполаганию, включая постановку
новых целей; – самостоятельно анализировать условия и пути достижения цели; самостоятельно составлять план решения учебной проблемы;
– работать по плану, сверяя свои действия с целью, прогнозировать, корректировать свою деятельность; в диалоге с учителем вырабатывать
критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
познавательные УУД: самостоятельно вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную;
адекватно понимать основную и дополнительную информацию текста, воспринятого на слух; пользоваться разными видами чтения:
изучающим, просмотровым, ознакомительным; извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст; несплошной текст
– иллюстрация, таблица, схема);
коммуникативные УУД: учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; уметь формулировать
собственное мнение и позицию, аргументировать еѐ и координировать еѐ с позициями партнѐров в сотрудничестве при выработке общего
решения в совместной деятельности; оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учѐтом речевой ситуации; выступать перед
аудиторией сверстников с сообщениями; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; задавать вопросы.
Оборудование: мультимедийный проектор, презентация, текст рассказа Л.Толстого «Кавказский пленник», карточки качеств, таблица для сравнительной
характеристики, выставка книг, эпиграфы.
Методы: проблемный, эвристический, аналитический, сравнительный, обобщающий.
Формы работы: индивидуальная, групповая, в паре.
Тип урока (в соответствии с ФГОС ООО): урок закрепления, совершенствования знаний, умений и навыков. Литература для учителя:
1 Учебник литературы для 5 класса. Авторы: В.Я. Коровина, В.П. Журавлев, В.И. Коровин
Литература для учащихся:1 Учебник литературы для 5 класса: В.Я. Коровина, В.П. Журавлев, В.И. Коровин
Электронные издания:
1.. .Единая коллекция ЦОР.
Ресурсы:
1 http://www.kharkivosvita.net.ua/files/Lev_Tolstoy-Kavkazsky_Plennik.pdf
2 http://books.academic.ru
3 http://russkay-literatura.ru
4 http://www.labirint.ru
5 http://www.literaturus.ru/2015/12/illjustraciirasskazKavkazskijplennikTolstoj.html
1. Критерии оценивания.
Приложение
Формы работы
Полный правильный ответ на вопрос
Отметк
а
Ито
г Дополнение ответа учащегося
Чтение содержания III части вслух
Самостоятельная работа (сравнительная
характеристика)
2. Сравнительная характеристика Жилина и Костылина
План
Жилин
Костылин
1.Воинское звание
2.Внешняя характеристика
3.Поведение при захвате в плен
4.Эпизод написания письма о
выкупе
5.Первый месяц в плену. 6.Первый побег.
7.Второй побег
3.Качества для характеристики.
Эгоизм, доброта, иждивенчество, великодушие, трусость, благородство, равнодушие, сострадание, внимательность, дружелюбие, лень, неуважение,
предательство, любовь, забота.
4.Эталон.
Сравнительная характеристика Жилина и Костылина
План
1.Воинское звание
Жилин
офицер
2.Внешняя характеристика
Невелик ростом, но удал
Костылин
офицер
Грузный мужчина, толстый,
красный, пот с него так и
льёт.
3.Поведение при захвате в плен Сопротивляется, но вырваться Струсил перед опасностью 4.Эпизод написания письма о
выкупе
5.Первый месяц в плену.
из рук врага невозможно
Надеется только на себя
Надеется на помощь из дома
писем не писал, всё
высматривал, выпытывал, как
ему устроить побег;
рукодельничал, учился
понимать татарский язык и др.
писал письма домой, скучал,
ждал, когда пришлют денег;
считал дни, спал
6.Первый побег.
Вынослив
«Не годится товарища
бросать»
Отстаёт, охает, боится любого
шороха (олень).Не может
вынести боль и криком выдаёт
себя.
7.Второй побег
Не смирился с судьбой и
совершает побег один.
Смиряется с судьбой, ждёт
освобождения.
5. Карточкизадания для групп.
1 группанайдите в эпизоде при захвате в плен слова и выражения, помогающие понять поведение героев. Вывод запишите.
2 группаэпизод написания письма о выкупе. Рассказать, как ведет каждый из героев. Вывод записать.
3 группапересказ эпизода «Первый месяц в плену». Вывод записать в таблицу.
4 группачтение по ролям «Разговор перед первым побегом» («Ну,думает Жилин…)
5 группапроанализировать эпизод первого побега (работа с текстом). Сравнить поведение Жилина и Костылина.
6 группавыборочное чтение «Второй побег» (гл.6).
6.План рассказа (эталон).
1.Воинское звание.
2.Внешняя характеристика.
3.Поведение при захвате в плен.
4.Эпизод написания письма о выкупе. 5.Первый месяц в плену.
6.Первый побег.
7.Второй побег.
Технологическая карта урока "Л.Н.Толстой. «Рассказ «Кавказский пленник». Разные характеры, разные судьбы Жилина и Костылина" (5 класс, литература)
Технологическая карта урока "Л.Н.Толстой. «Рассказ «Кавказский пленник». Разные характеры, разные судьбы Жилина и Костылина" (5 класс, литература)
Технологическая карта урока "Л.Н.Толстой. «Рассказ «Кавказский пленник». Разные характеры, разные судьбы Жилина и Костылина" (5 класс, литература)
Технологическая карта урока "Л.Н.Толстой. «Рассказ «Кавказский пленник». Разные характеры, разные судьбы Жилина и Костылина" (5 класс, литература)
Технологическая карта урока "Л.Н.Толстой. «Рассказ «Кавказский пленник». Разные характеры, разные судьбы Жилина и Костылина" (5 класс, литература)
Технологическая карта урока "Л.Н.Толстой. «Рассказ «Кавказский пленник». Разные характеры, разные судьбы Жилина и Костылина" (5 класс, литература)
Технологическая карта урока "Л.Н.Толстой. «Рассказ «Кавказский пленник». Разные характеры, разные судьбы Жилина и Костылина" (5 класс, литература)
Технологическая карта урока "Л.Н.Толстой. «Рассказ «Кавказский пленник». Разные характеры, разные судьбы Жилина и Костылина" (5 класс, литература)
Технологическая карта урока "Л.Н.Толстой. «Рассказ «Кавказский пленник». Разные характеры, разные судьбы Жилина и Костылина" (5 класс, литература)
Технологическая карта урока "Л.Н.Толстой. «Рассказ «Кавказский пленник». Разные характеры, разные судьбы Жилина и Костылина" (5 класс, литература)
Технологическая карта урока "Л.Н.Толстой. «Рассказ «Кавказский пленник». Разные характеры, разные судьбы Жилина и Костылина" (5 класс, литература)
Технологическая карта урока "Л.Н.Толстой. «Рассказ «Кавказский пленник». Разные характеры, разные судьбы Жилина и Костылина" (5 класс, литература)
Технологическая карта урока "Л.Н.Толстой. «Рассказ «Кавказский пленник». Разные характеры, разные судьбы Жилина и Костылина" (5 класс, литература)
Технологическая карта урока "Л.Н.Толстой. «Рассказ «Кавказский пленник». Разные характеры, разные судьбы Жилина и Костылина" (5 класс, литература)
Технологическая карта урока "Л.Н.Толстой. «Рассказ «Кавказский пленник». Разные характеры, разные судьбы Жилина и Костылина" (5 класс, литература)
Технологическая карта урока "Л.Н.Толстой. «Рассказ «Кавказский пленник». Разные характеры, разные судьбы Жилина и Костылина" (5 класс, литература)
Технологическая карта урока "Л.Н.Толстой. «Рассказ «Кавказский пленник». Разные характеры, разные судьбы Жилина и Костылина" (5 класс, литература)
Технологическая карта урока "Л.Н.Толстой. «Рассказ «Кавказский пленник». Разные характеры, разные судьбы Жилина и Костылина" (5 класс, литература)
Технологическая карта урока "Л.Н.Толстой. «Рассказ «Кавказский пленник». Разные характеры, разные судьбы Жилина и Костылина" (5 класс, литература)
Технологическая карта урока "Л.Н.Толстой. «Рассказ «Кавказский пленник». Разные характеры, разные судьбы Жилина и Костылина" (5 класс, литература)
Технологическая карта урока "Л.Н.Толстой. «Рассказ «Кавказский пленник». Разные характеры, разные судьбы Жилина и Костылина" (5 класс, литература)
Технологическая карта урока "Л.Н.Толстой. «Рассказ «Кавказский пленник». Разные характеры, разные судьбы Жилина и Костылина" (5 класс, литература)
Технологическая карта урока "Л.Н.Толстой. «Рассказ «Кавказский пленник». Разные характеры, разные судьбы Жилина и Костылина" (5 класс, литература)
Технологическая карта урока "Л.Н.Толстой. «Рассказ «Кавказский пленник». Разные характеры, разные судьбы Жилина и Костылина" (5 класс, литература)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.