Технологическая карта урока "Л.Н.Толстой. «Рассказ «Кавказский пленник». Разные характеры, разные судьбы Жилина и Костылина" (5 класс, литература)
Оценка 4.7

Технологическая карта урока "Л.Н.Толстой. «Рассказ «Кавказский пленник». Разные характеры, разные судьбы Жилина и Костылина" (5 класс, литература)

Оценка 4.7
Разработки уроков
docx
русская литература
5 кл
10.10.2019
Технологическая карта урока "Л.Н.Толстой. «Рассказ «Кавказский пленник». Разные характеры, разные судьбы Жилина и Костылина" (5 класс, литература)
Формирование у учащихся навыков анализа текста художественного произведения, а также формирование способности учащихся к структурированию и систематизации изучаемого произведения Л.Н.Толстого «Рассказ «Кавказский пленник» , обучение сравнительной характеристике характеров, разных судеб Жилина и Костылина (с использованием цитирования), развитие мышления, речи, памяти, внимания на основе текста произведения., воспитание чувств сотрудничества, коллективизма.
Афанасьева Л.А.Технологическая карта урока по литературеДокумент Microsoft Word.docx
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА Предмет: литература Класс: 5 Автор УМК: В.Я. Коровина, В.П. Журавлев, В.И. Коровин Тема урока: Л.Н.Толстой. «Рассказ «Кавказский пленник». Разные характеры, разные судьбы Жилина и Костылина». Тип урока: урок закрепления, совершенствования знаний, умений и навыков  Учитель: Афанасьева Любовь Афанасьевна, учитель высшей категории МАОУ «СОШ№16 Ход урока Этап урока Организационный  момент I.Этап мотивации. Самоопределение к  деятельности Цель:   включение   в учебную деятельность, создание эмоционального настроя. Деятельность учителя     создает Приветствие учащихся. Проверка готовности к уроку. 1.  Проверяет  готовность   учащихся   к уроку, эмоциональный настрой.   Создает   условия   для возникновения у учеников внутренней потребности   включения   в   учебный процесс.  2.  Предлагает  учащимся   прослушать стихотворение и ответить на вопрос. Хоть выйди ты в белый свет,  А в поле за околицей,­ Пока идещь за кем­то вслед,  Дорога не запомнится. Познавательная Приветствие учителя. Настрой на работу. 1. Настрой на урок. Слушают учителя. 2. Отвечают на вопрос.  Слушают стихотворение . Деятельность учащихся Коммуникативная Личностная Проверка готовности рабочего места ученика и учителя. Регулятивная формирование умения   слушать   и слышать. нацеливание   на успешную деятельность. Включаются  в урок во  взаимо действии с учителем. Сотрудничество с  Сопоставление известного     с тем, что еще не известно учителем формирование мотивационной основы   учебной деятельности. Слушают и  высказывают свою точку зрения. Сотрудничают   в совместном решении проблемы Зато, куда бы ты ни попал И по какой распутице,  Дорога та, что сам искал, Вовек не забудется. ­Как вы понимаете строки из  стихотворения Н.Рыленкова? 3.Делает вступительное слово: Только то, чему научился сам,  самостоятельная деятельность и личная  ответственность приводят к знаниям,  которые никогда не забудутся. И сегодня на уроке мы отправимся по  дороге знаний, пройдем небольшой  отрезок пути, выполняя необходимые  задания. Свою работу на уроке вы сможете оценить сами. На партах каждого из вас лежат  листы с критериями оценивания. За  каждый вид работы вы ставите себе  оценку, в конце урока выведем общее.  II.Этап актуализации  знаний  и затруднений  в деятельности. 1.Предлагает   вспомнить   материал прошлого урока.   Слушают  дополнительную  информацию.  Развивают внимание. Оценивают   устное Учащиеся слушают понимают.   и Учащиеся проявят учебно ­ познавательный обеспечение Цель: восприятия, осмысления, первичного запоминания знаний и способов   действий, связей и отношений в объекте   изучения, подготовка мышления учащихся и организация осознания внутренней потребности к построению   учебных действий ими       высказывание, учатся   слушать   и слышать других. интерес   выступлению. к На прошлом уроке мы познакомились с  биографией Л.Н.Толстого и узнали, какие  исторические факты легли в основу  рассказа «Кавказский пленник»,  вспомнили основные события рассказа. Слайд №1 ­Напомните, пожалуйста. Слайд№2 1 ученик рассказывает об  исторических фактах:  В середине 19 столетия на Кавказе шла тяжёлая, кровопролитная  война. Царь Николай I послал свои  войска завоевать кавказские земли.  Жившие там горские народы  оказали упорное сопротивление  царским войскам. На крутых  горных дорогах, в лесах и ущельях, на переправах рек горцы  устраивали засады, брали русских  солдат и офицеров в плен. В ту пору Л.Н.Толстой был на  военной службе в Кавказской  армии, участвовал в боевых  действиях русских войск.  Однажды, далеко отъехав от своего отряда, он чуть не попал в плен.  Выручил писателя из беды его  спутник и друг чеченец Садо. Работая над «Войной и миром»  Толстой познакомился с  напечатанным в журнале «Русский  вестник» «Воспоминаниями  кавказского офицера», автором  которых был полковник  кирасирского полка Ф.Ф.Торнау.  Автор сообщает, при каких  обстоятельствах он попал в плен к Высказывают свое отношение к героям.   Дополнение ответов   других, высказывание своих версий. Формируем умения оценивать учебные действия в соответствии   с поставленной задачей.   горцам, как пыталась ему помочь  полюбившая его девушка Аслан  Коз, почему была неудачной его  первая попытка побега и как ему  удалось освободиться из плена.  Толстой не только познакомился с  воспоминаниями Торнау, но и  воспользовался ими для своего  рассказа «Кавказский пленник»,  который вышел в свет  в1852 году. 2 ученик называет основные  события (читает план,  составленный дома).Формируем  умения обобщать и  классифицировать по признакам. Слайд №3 План. 1.Жилин и Костылин попадают в  плен. 2.Письмо о выкупе. 2.Проводит повторение знаний теории  литературы. 3.В плену. Учитель: ­ «Кавказкий пленник» ­ это  литературная сказка?   4.Подготовка к побегу. 5.Первый побег. Комментирование выполняемых действий. Формирование умения осуществлять познавательную и   личностную рефлексию. Проявляют интерес к работе. ­ Я считаю, что в произведении нет  сюжета, кругом одни события. А вы как  думаете? ­Эпизод и сюжет – одно и то же?   Значит, композиция­что это? Слайд №4 ­ Перечислите эти части (эти части и их  значения  на экране. Мы их еще не очень  хорошо знаем, поэтому пользуйтесь  записью и назовите их) 6. Второй побег. 7.Спасение. Учащиеся отвечают. Формируют  умения устанавливать аналогии. Нет, это рассказ, потому что  данное произведение  повествовательное, небольшое по  объему, объединенное сюжетом и  состоящее из нескольких эпизодов В произведении есть сюжет.  Сюжет   –   это   цепь   событий То   есть   события   располагаются   в определенной   последовательности и составляют композицию рассказа. Композиция   ­   это   построение произведения, расположение частей   и   эпизодов   в   значимой последовательности. экспозиция, завязка, развитие  действия, кульминация, развязка,  эпилог.   горцами.   Экспозиция­ действие происходит на Кавказе в XIX веке. Идёт война с   Первоначальное знакомство с героями. Экспозиция и   Толстого стремительные,   они   умещаются   в строчках. нескольких у   эпилог     Завязка­   Жилин   получает   письмо из дома и решает поехать в отпуск. Развитие   действия   –   после   этого происходит очень много эпизодов, о   которых   мы   и   поговорим   во время урока.   Кульминация­   второй   побег. Развязка   –   Жилин   оказывается   в крепости. своей   Эпилог – Жилин остался служить на   Кавказе,   а   Костылина   через месяц выкупили за 5 тысяч и еле живого   привезли   в   крепость. III. Построение  проекта выхода из  затруднений и  реализация  построенного  проекта Этап  формирования темы и цели урока. Цель: концентрация  внимания на объекте  изучения, активные  действия учащихся с  объектом изучения максимальное  использование  самостоятельности в  добывании знаний,  анализ учащимися  возникшей ситуации. Проводит последовательную работу по  формированию темы и цели урока. Ставит  определенные задачи перед учащимися.  Учитель:Война – это страшно, больно,  жестоко; это потери, смерть,  искалеченные судьбы, незаживающие раны. Война – цвета пепла, поэтому мы ее «не  золотим», ее нельзя приукрасить. – Для многих война – испытание на  прочность, выносливость, человечность. Организовывает беседу. ­В рассказе изображены два офицера.  – На ваш взгляд, какими качествами  должен обладать офицер?  Мотивирует  учебную деятельность,  создавая условия для возникновения у  учеников внутренней потребности  включения в учебный процесс. Учитель:  На первый взгляд, в рассказе  всё понятно, но в то же время многое  остаётся неясным. Когда я прочитала  рассказ, я задумалась: Формируем   умения   на   основе анализа   объектов   делать выводы. Научатся взаимодействовать друг с другом. Осуществление  совместной  познавательной  деятельности  в  сотрудничестве с  учителем.  Дополнение ответов  других.       Учащиеся   отвечают,   делают   свои   сравнивают, выводы. (Офицеру не чужды понятия чести, совести, достоинства; это смелый, мужественный,   храбрый   человек; он   предан   своему   Отечеству).   Научатся осваивать   новые социальные роли. Сотрудничают   в решении про блемы. Проявляют интерес к работе с новым.   Оценивать поступки   людей жизненные ситуации   с   точки зрения общепринятых норм и ценностей. Научатся применять умения и знания при выполнении практикума. Проводят  самооценку  своим действиям. Умение  работать со  схематическими моделями,  выполнять   разнообразные  задания  с  выделением  существенных  характеристик  объекта в  рабочих  тетрадях, уметь преобразовать   информацию  из одного вида в  другой   Умение  оценивать  других и давать  самооценку  своим ­ Почему рассказ называется «Кавказский  пленник», ведь пленников двое? ­Кто является главным героем? ­А у вас возник такой вопрос? Предлагает работу над эпиграфами. Слайд №5  ­На доске 3 эпиграфа (Береги платье  снову, а честь смолоду. Сам погибай, а  товарища выручай.Пословицы. )  ­ Что означают эти пословицы? ­ ­ К кому  из героев вы могли бы отнести эти  пословицы? ­ А хорошо ли вы узнали этих  героев, чтобы дать им такую оценку? Это  и есть тема нашего урока и нашего  исследования (записывают  на доске)  Слайд №6 ­Как мы можем решить, кто из героев  главный? ­Значит, над чем мы будем работать?  Какую задачу ставим перед собой? действиям. Учащиеся отвечают. Анализируют отвечают   формулируют записывают в тетрадь.   на   эпиграфы, вопросы, и   тему   Учатся   выражать   свои мысли. Владение монологической речью. Формируем  умение  определять  успешность  выполнения  своего задания в диалоге с  учителем.   Высказать   свое отношение к героям,   к   их поступкам, выражать эмоции.. свои   Учитывать различные мнения и и интересы   Формирование умения определять цель урока   по   теме, Сотрудничество   в совместном решении Обобщает, конкретизирует. Для того, чтобы аргументированно  ответить на поставленный вопрос, мы  должны с вами на материале рассказа  сравнить двух героев, выяснить какими  чертами характера они обладают, как  каждый из них ведет себя в различных  ситуациях. 3 эпиграфом к нашему уроку я взяла слова Л. Н. Толстого: «Человек сам отвечает за  свою судьбу».  Каждый из вас должен решить сегодня  для себя еще одну задачу: зависит ли  судьба человека от его поступков? . Проверяет реализацию  исследовательской работы. В рассказе два героя, но рассказ назван  «Кавказский пленник», а не «пленники». С какой целью автор это делает?  Фамилии героев находятся как бы в паре,  даже рифмуются. Что они означают?  Реализация индивидуального  IV. Первичное  закрепление Самостоятельная  работа и  самопроверка. Этап организации  познавательной  деятельности. Цель: усвоение  учащимися нового  способа действия  и  формирование умений его применять.  обосновывать собственную позицию. ставить задачи. проблемы. Отвечают. Их нужно сравнить. Учащиеся отвечают.     Контроль   и   оценка   процесса   и результатов деятельности. самооценку Осуществляют собственной учебной деятельности, соотносят цель и результаты, их соответствия. Так автор подчеркивает разницу  между Жилиным и Костылиным. Учащиеся отвечают. степень       выражать уметь свои мысли.   между устанавливать связь целью деятельности и ее результатом, адекватное понимание причин успеха и неуспеха в учебной деятельности. Релаксация.  домашнего задания: итоги  исследовательской работы со словарем. Лексическая работа. ­Один  ученик провел исследовательскую  работу. Он обратился к словарю, чтобы  выяснить, что обозначают эти фамилии. Ученик:   Жила – прочное основание мышц, отсюда  слово «жилистый», «двужильный». Так  говорят о выносливом, крепком человеке.  Костыль – палка для хромых, безногих.  Костылина фамилия характеризует как  слабого, нуждающегося в поддержке и  опоре героя. ­Так ли это на самом деле? ­Для того чтобы ответить на главный  вопрос урока, мы должны пройти  несколько этапов, выполняя ряд заданий. Предлагает несколько этапов работы в  паре. Ставит задачи перед учащимися и  цели. 1этап: Работа в паре. Так как героев у нас двое, вы работаете  Ученик:   Жила – прочное основание мышц,  отсюда слово «жилистый»,  «двужильный». Так говорят о  выносливом, крепком человеке.  Костыль – палка для хромых,  безногих. Костылина фамилия  характеризует как слабого,  нуждающегося в поддержке и  опоре героя. Извлекают информацию из схем,  иллюстраций, текста, таблиц. Учатся   выражать свои мысли. Осознание ответственности за   общее   дело; самооценка   на основе   критериев успешности учебной деятельности. Овладевают навыками сотрудничества   в паре,   группе   в совместном решении   учебной задачи,   выполнять различные   роли   в группе, уважительно относиться к сегодня в паре. .Выберите своего героя.. (Жилин и Костылин) Слайд №8 ­ Вам предложен одинаковый набор  качеств. Распределите, какие  характеристики подходят каждому из  героев. ­А правильно или нет справились вы с  этим заданием, мы проверим, заполняя  таблицу сравнительной характеристики  героев(она у вас на столах).И это наша  задача на урок, чтобы ответить на  вопросы: «Почему рассказ посвящен  одному герою, хотя их двое?» «Зависит ли судьба человека от его поступков?» 2 этап: ­Теперь задание усложняется. Нам нужно  заполнить таблицу по плану, который  предложен на доске (Его пункты  совпадают с колонками таблицы).А для  этого выполним ряд заданий и ответим на  вопросы. На каждом этапе работы вы  можете узнать, правильно или нет вы  отвечаете? Если вы отвечаете быстро и  верно, получаете жетон. Готовы? позиции другого. Учащиеся   на   листочке   пишут качества,   выбирая   из   набора,   и прикрепляют на доске. Оценивать конкретные поступки хорошие плохие.     как или Работу     выполняют     по   плану   на доске.     У   каждого   на   парте распечатанный   план.   Выполняют разные   формы   заданий   по плану(пересказ эпизода, чтение по ролям,   выборочное   чтение   и др.),наблюдения   записывают   в таблицу). Извлекают информацию из схем,  иллюстраций, текста, таблиц. Сотрудничество   в совместном решении проблемы. Дополняют   ответы других, высказывают   свои версии, комментируют. Формируем  умение  определять  успешность  выполнения  своего задания в диалоге с  учителем. Слайд №9 Предлагает первые два задания  выполнить вместе (под наблюдением  учителя)   1задание: назовите воинское звание  героев (офицеры). Запишите в таблицу Слайд №10   2 задание: внимательно рассмотрите  иллюстрацию и найдите в тексте  портретную характеристику героев.  Зачитайте. (невелик ростом, но удал)  ( грузный  мужчина, толстый) Предлагает работу в группах, ставит  цели и задачи. 3 задание: следующие задания выполняем  по группам. Задания для каждой группы  на столе у учителя. Один из группы  подходит к столу и берет задание для  своей группы.        1 группа­найдите  в эпизоде при  захвате в плен слова и выражения,  помогающие понять поведение героев.  Вывод запишите.         Примерный ответ 1 группы: Жилин Владение монологической   и диалогической Эмоционально «проживать» текст, свои эмоции.   выражать 2 группа­эпизод написания письма о  выкупе. Рассказать, как ведет каждый из  героев. Вывод записать.         смело бросается в бой с врагами,  готовый скорее умереть, чем  сдаться им живым, а Костылин  несется к крепости, увозя при этом единственное ружье.) речью. 3 группа­пересказ эпизода «Первый месяц в плену». Вывод записать в таблицу.         4 группа­чтение по ролям «Разговор перед первым побегом» («Ну,­думает Жилин…)         5 группа­проанализировать эпизод  первого побега (работа с текстом).  Сравнить поведение Жилина и Костылина.        6 группа­выборочное чтение «Второй  побег» (гл.6).   Организовывает беседу: Примерный ответ:  Одинаково  трудно. Но Костылина плен  испугал и сломил. Он сразу же  написал письмо, просил денег,  ждал ответа, скучал.   Жилин повел себя иначе. Он знал,  что денег не получит, надеяться  ему не на кого, у него только  больная мама.     Примерный ответ: Жилин ходит всматривается, по   аулу, выпытывает информацию, рукодельничает…Костылин спит, скучает, считает дни, ждет Находят   эпизод,   готовятся, распределяют роли,   выразительно читают по ролям. Работают Анализируют, сравнивают. с     текстом. Выбирают   нужные   для   ответа эпизоды.  ­Какие качества характера проявляют эти герои во взаимоотношениях друг с другом  Ответы групп. Анализируют, сопоставляют,делают выводы. Примерный ответ:  Жилин:  добрый, думает о матери, жалеет  ее; надеется на себя, обдумывает  побег; деятельный человек; сумел  прожить в ауле; работящий, не  может сидеть без дела, мастер;  всем помогает, даже своим врагам­ татарам; ему интересны другие  люди, он любит детей;  великодушный, простил Костылина за то, что тот его бросил в бою. Вывод: Костылин: слабый человек, на себя не надеется, ждет помощи от   матери; способен   на предательство,   бросил   Жилина; раскис, упал духом   и с другими людьми? Дополняет выводы учащихся:  Л.Н. Толстой в своем рассказе о войне  показал, что жизнь зависит от характера,  от того выбора, который человек всегда  делает сам. Костылин и в плену, и при побеге оказался не соратником Жилина, а обузой. Еще до  плена можно догадаться, что ведут себя  герои по­ разному. В одних и тех же условиях один герой проявляет стойкость, мужество, волю, находчивость, активно  борется, а другой только страдает,  проявляет эгоизм, плохо переносит  усталость, боль, бездействует. Подобный тип поведения можно  наблюдать и в нашей жизни, от этого  зависит судьба человека. Наша судьба в  наших руках. «Пыль после нас останется  иль слава, при жизни выбрать наше право». Подводит к обобщению. Предлагает  делать выводы.  Таблица заполнена. Можете ли теперь  ответить на главный вопрос нашего  исследования «Почему рассказ называется «Кавказский пленник», ведь пленников  двое?» . 1. Кто является главным героем? 2.Какие нравственные качества ценит в  человеке Л.Н.Толстой? 3.Чему учит рассказ? 4. Правильно или нет справились вы с 1­ым заданием?(обращаемся к 1 этапу  исследования ­распределение качеств) Учащиеся отвечают на вопросы,  делают выводы. Примерный ответ: В плен попадают оба офицера, но лишь один из них  оказался «пленён»  обстоятельствами. Жилин сумел  выжить, прижиться во враждебном  окружении, сумел расположить к  себе даже своих врагов, решал свои проблемы сам, не перекладывая на  плечи других, был сильным,  «жилистым». Жилин – герой. О  нём речь в этом рассказе.  Собиравшийся покинуть эти места  навсегда Жилин остаётся на  Кавказе. Узнав по­настоящему  изнутри жизнь горцев, герой всей  душой становится «пленником»  прекрасного Кавказа. Костылин же с самого начала – раб   своей   плоти,   невольник V. Включение в  систему знаний и  повторения. Цель: повторение и  закрепление   изученного, подготовка  к изучению следующих  разделов курса,  выявление границы  применимости нового  знания. Использование умений   и   знаний при   выполнении заданий на   Мотивация обучение, саморегуляция. Обобщает. Учитель: Л. Н. Толстой поднимает в  рассказе важные нравственные проблемы:  о товарищеском долге, доброте и  отзывчивости, о верности, дружбе, о  храбрости и стойкости. Он славит сильных духом людей, готовых преодолеть любые  препятствия. Толстой повествует о силе  дружбы, которая сближает людей разных  национальностей. Я думаю, рассказ «Кавказский пленник»  никого не оставит равнодушным. Хочется  верить, что на примере героя рассказа  Жилина вы будете расти добрыми,  трудолюбивыми, смелыми, друг друга в  беде не бросите. Будете хорошо  относиться к людям. . Подводит   учащихся   к   выводам   по итогам   работы   на   уроке:   что   нового, интересного было для вас в изучаемом материале,   чему   вы   научились, VI.Этап оценивания.  Рефлексия. Цель: самооценка  учащимися  ситуации.   Он   никогда   не   был свободен   душой,   свободен   в своём   выборе.   Он   не выдерживает испытания,   которые   превозмогает   Жилин. Он   вечно   в   плену   собственной слабости,   инертности   и   своего эгоизма. Делятся своими наблюдениями, дополняют высказывания, заполняют таблицу оценивания.   Объективно   дают оценку своей деятельности.   Определяют успешность выполнения заданий   в   ходе урока. Воспитание уважительного отношения к   людям   разных национальностей, чувство гордости. Осознание ответственности за   общее   дело; самооценка   на основе   критериев успешности учебной деятельности. результатов своей  учебной деятельности, осознание метода  построения и границ  применения нового  способа действия. VII. Этап домашнего задания. испытывали  ли вы трудности? А теперь подведем итог уроку.  1)Поделитесь своими наблюдениями и  дополните любое из высказываний: ­Сегодня я узнал… Было трудно… Я понял, что… Я научился… Я смог… Было интересно узнать, что.. 2) Оцени свою работу на уроке и поставь  себе оценку (в таблице) 1) Устное сочинение на одну из тем: «Два  побега из плена», «Жилин и Костылин в  плену», «Жилин и Дина». Стр.260  учебника. Рубрика «Совершенствуем  речь». 2)Связь со следующим уроком. 1 Показ ролика о дружбе. ­О чем пойдет речь на следующем уроке? Слушают   пояснения   учителя, комментируют и  записывают д/з Сотрудничество   с учителем.    Смотрят ролик о дружбе. О дружбе Дины и Жилина Формирование умения   выбрать задание в зависимости   от способностей   и интересов. Цели: Образовательные  1) обучить постановке цели занятия, организации процесса ее достижения; 2) обучить организации анализа, самооценки и рефлексии учебно­познавательной деятельности; 3) сформировать способность определять тему, основную мысль произведения; 4) обучить самостоятельному  и коллективному поиску ответа на поставленную проблему Развивающие 1) способствовать развитию речи, мышления и творческих способностей учащихся; 2) развивать исследовательские  и творческие способности обучающихся; 3) развивать познавательные ценности обучающихся, ценности этического и эстетического плана; Воспитательные       1) воспитывать уважение к писательскому труду;       2) воспитывать у учащихся чувство прекрасного;       3) воспитывать  веру в высокое предназначение человека..  УУД: личностные: самоопределение; установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, другими словами, между  результатом учения и тем, что побуждает деятельность, ради чего она осуществляется, нравственно­этическая ориентация; регулятивные: целеполагание; определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и  последовательности действий; прогнозирование;  внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае  расхождения ожидаемого результата действия и его реального продукта; выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще  подлежит усвоению, оценивание качества и уровня усвоения;  коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение целей, функций участников, способов  взаимодействия; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;  познавательные: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; поиск и выделение необходимой информации;  применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств; структурирование знаний; осознанное и  произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме. Планируемые результаты:  личностные: умение чувствовать красоту и выразительность художественной речи, стремиться к совершенствованию собственной речи; любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре; устойчивый познавательный интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; осознание и освоение литературы как части общекультурного наследия России и общемирового культурного наследия; ориентация в системе моральных норм и ценностей, их присвоение; метапредметные:   регулятивные УУД:  самостоятельно формулировать проблему (тему) и цели урока; способность к целеполаганию, включая постановку новых целей; – самостоятельно анализировать условия и пути достижения цели;  самостоятельно составлять план решения учебной проблемы; – работать по плану, сверяя свои действия с целью, прогнозировать, корректировать свою деятельность;  в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.  познавательные   УУД:  самостоятельно   вычитывать   все   виды   текстовой   информации:   фактуальную,   подтекстовую,   концептуальную; адекватно   понимать   основную   и   дополнительную   информацию   текста,   воспринятого   на   слух;     пользоваться   разными   видами   чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным;  извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст; несплошной текст – иллюстрация, таблица, схема);  коммуникативные УУД:  учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; уметь формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать еѐ и координировать еѐ с позициями партнѐров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности; оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учѐтом речевой ситуации; выступать перед аудиторией сверстников с сообщениями; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;  задавать вопросы.                                       Оборудование: мультимедийный проектор, презентация, текст рассказа Л.Толстого «Кавказский пленник», карточки качеств, таблица для сравнительной  характеристики, выставка книг, эпиграфы. Методы: проблемный, эвристический, аналитический, сравнительный, обобщающий. Формы работы: индивидуальная, групповая, в паре. Тип урока (в соответствии с ФГОС ООО): урок закрепления, совершенствования знаний, умений и навыков. Литература для учителя: 1 Учебник литературы для 5 класса. Авторы: В.Я. Коровина, В.П. Журавлев, В.И. Коровин Литература для учащихся:1 Учебник литературы для 5 класса: В.Я. Коровина, В.П. Журавлев, В.И. Коровин Электронные издания: 1.. .Единая коллекция ЦОР. Ресурсы: 1 http://www.kharkivosvita.net.ua/files/Lev_Tolstoy-Kavkazsky_Plennik.pdf 2 http://books.academic.ru 3 http://russkay-literatura.ru 4 http://www.labirint.ru 5 http://www.literaturus.ru/2015/12/illjustracii­rasskaz­Kavkazskij­plennik­Tolstoj.html                         1. Критерии оценивания. Приложение Формы работы Полный правильный ответ на вопрос Отметк а Ито г Дополнение ответа учащегося Чтение содержания III части вслух Самостоятельная работа (сравнительная  характеристика)                                                                  2. Сравнительная характеристика Жилина и Костылина План Жилин Костылин 1.Воинское звание 2.Внешняя характеристика 3.Поведение при захвате в плен 4.Эпизод написания письма о  выкупе 5.Первый месяц в плену. 6.Первый побег. 7.Второй побег     3.Качества для характеристики.    Эгоизм, доброта, иждивенчество, великодушие, трусость, благородство, равнодушие, сострадание, внимательность, дружелюбие, лень, неуважение,     предательство, любовь, забота.    4.Эталон.   Сравнительная характеристика Жилина и Костылина План 1.Воинское звание Жилин офицер 2.Внешняя характеристика Невелик ростом, но удал Костылин офицер Грузный мужчина, толстый, красный, пот с него так и  льёт. 3.Поведение при захвате в плен Сопротивляется, но вырваться  Струсил перед опасностью 4.Эпизод написания письма о  выкупе 5.Первый месяц в плену. из рук врага невозможно Надеется только на себя Надеется на помощь из дома ­писем не писал, всё  высматривал, выпытывал, как  ему устроить побег; ­рукодельничал, учился  понимать татарский язык и др. писал письма домой, скучал,  ждал, когда пришлют денег; ­ считал дни, спал 6.Первый побег. Вынослив «Не годится товарища  бросать» Отстаёт, охает, боится любого  шороха (олень).Не может  вынести боль и криком выдаёт  себя. 7.Второй побег Не смирился с судьбой и  совершает побег один. Смиряется с судьбой, ждёт  освобождения. 5. Карточки­задания для групп. 1 группа­найдите  в эпизоде при захвате в плен слова и выражения, помогающие понять поведение героев. Вывод запишите. 2 группа­эпизод написания письма о выкупе. Рассказать, как ведет каждый из героев. Вывод записать. 3 группа­пересказ эпизода «Первый месяц в плену». Вывод записать в таблицу. 4 группа­чтение по ролям «Разговор перед первым побегом» («Ну,­думает Жилин…)  5 группа­проанализировать эпизод первого побега (работа с текстом). Сравнить поведение Жилина и Костылина. 6 группа­выборочное чтение «Второй побег» (гл.6).    6.План рассказа (эталон). 1.Воинское звание. 2.Внешняя характеристика. 3.Поведение при захвате в плен. 4.Эпизод написания письма о выкупе. 5.Первый месяц в плену. 6.Первый побег. 7.Второй побег.

Технологическая карта урока "Л.Н.Толстой. «Рассказ «Кавказский пленник». Разные характеры, разные судьбы Жилина и Костылина" (5 класс, литература)

Технологическая карта урока "Л.Н.Толстой. «Рассказ «Кавказский пленник». Разные характеры, разные судьбы Жилина и Костылина" (5 класс, литература)

Технологическая карта урока "Л.Н.Толстой. «Рассказ «Кавказский пленник». Разные характеры, разные судьбы Жилина и Костылина" (5 класс, литература)

Технологическая карта урока "Л.Н.Толстой. «Рассказ «Кавказский пленник». Разные характеры, разные судьбы Жилина и Костылина" (5 класс, литература)

Технологическая карта урока "Л.Н.Толстой. «Рассказ «Кавказский пленник». Разные характеры, разные судьбы Жилина и Костылина" (5 класс, литература)

Технологическая карта урока "Л.Н.Толстой. «Рассказ «Кавказский пленник». Разные характеры, разные судьбы Жилина и Костылина" (5 класс, литература)

Технологическая карта урока "Л.Н.Толстой. «Рассказ «Кавказский пленник». Разные характеры, разные судьбы Жилина и Костылина" (5 класс, литература)

Технологическая карта урока "Л.Н.Толстой. «Рассказ «Кавказский пленник». Разные характеры, разные судьбы Жилина и Костылина" (5 класс, литература)

Технологическая карта урока "Л.Н.Толстой. «Рассказ «Кавказский пленник». Разные характеры, разные судьбы Жилина и Костылина" (5 класс, литература)

Технологическая карта урока "Л.Н.Толстой. «Рассказ «Кавказский пленник». Разные характеры, разные судьбы Жилина и Костылина" (5 класс, литература)

Технологическая карта урока "Л.Н.Толстой. «Рассказ «Кавказский пленник». Разные характеры, разные судьбы Жилина и Костылина" (5 класс, литература)

Технологическая карта урока "Л.Н.Толстой. «Рассказ «Кавказский пленник». Разные характеры, разные судьбы Жилина и Костылина" (5 класс, литература)

Технологическая карта урока "Л.Н.Толстой. «Рассказ «Кавказский пленник». Разные характеры, разные судьбы Жилина и Костылина" (5 класс, литература)

Технологическая карта урока "Л.Н.Толстой. «Рассказ «Кавказский пленник». Разные характеры, разные судьбы Жилина и Костылина" (5 класс, литература)

Технологическая карта урока "Л.Н.Толстой. «Рассказ «Кавказский пленник». Разные характеры, разные судьбы Жилина и Костылина" (5 класс, литература)

Технологическая карта урока "Л.Н.Толстой. «Рассказ «Кавказский пленник». Разные характеры, разные судьбы Жилина и Костылина" (5 класс, литература)

Технологическая карта урока "Л.Н.Толстой. «Рассказ «Кавказский пленник». Разные характеры, разные судьбы Жилина и Костылина" (5 класс, литература)

Технологическая карта урока "Л.Н.Толстой. «Рассказ «Кавказский пленник». Разные характеры, разные судьбы Жилина и Костылина" (5 класс, литература)

Технологическая карта урока "Л.Н.Толстой. «Рассказ «Кавказский пленник». Разные характеры, разные судьбы Жилина и Костылина" (5 класс, литература)

Технологическая карта урока "Л.Н.Толстой. «Рассказ «Кавказский пленник». Разные характеры, разные судьбы Жилина и Костылина" (5 класс, литература)

Технологическая карта урока "Л.Н.Толстой. «Рассказ «Кавказский пленник». Разные характеры, разные судьбы Жилина и Костылина" (5 класс, литература)

Технологическая карта урока "Л.Н.Толстой. «Рассказ «Кавказский пленник». Разные характеры, разные судьбы Жилина и Костылина" (5 класс, литература)

Технологическая карта урока "Л.Н.Толстой. «Рассказ «Кавказский пленник». Разные характеры, разные судьбы Жилина и Костылина" (5 класс, литература)

Технологическая карта урока "Л.Н.Толстой. «Рассказ «Кавказский пленник». Разные характеры, разные судьбы Жилина и Костылина" (5 класс, литература)

Технологическая карта урока "Л.Н.Толстой. «Рассказ «Кавказский пленник». Разные характеры, разные судьбы Жилина и Костылина" (5 класс, литература)

Технологическая карта урока "Л.Н.Толстой. «Рассказ «Кавказский пленник». Разные характеры, разные судьбы Жилина и Костылина" (5 класс, литература)

Технологическая карта урока "Л.Н.Толстой. «Рассказ «Кавказский пленник». Разные характеры, разные судьбы Жилина и Костылина" (5 класс, литература)

Технологическая карта урока "Л.Н.Толстой. «Рассказ «Кавказский пленник». Разные характеры, разные судьбы Жилина и Костылина" (5 класс, литература)

Технологическая карта урока "Л.Н.Толстой. «Рассказ «Кавказский пленник». Разные характеры, разные судьбы Жилина и Костылина" (5 класс, литература)

Технологическая карта урока "Л.Н.Толстой. «Рассказ «Кавказский пленник». Разные характеры, разные судьбы Жилина и Костылина" (5 класс, литература)

Технологическая карта урока "Л.Н.Толстой. «Рассказ «Кавказский пленник». Разные характеры, разные судьбы Жилина и Костылина" (5 класс, литература)

Технологическая карта урока "Л.Н.Толстой. «Рассказ «Кавказский пленник». Разные характеры, разные судьбы Жилина и Костылина" (5 класс, литература)

Технологическая карта урока "Л.Н.Толстой. «Рассказ «Кавказский пленник». Разные характеры, разные судьбы Жилина и Костылина" (5 класс, литература)

Технологическая карта урока "Л.Н.Толстой. «Рассказ «Кавказский пленник». Разные характеры, разные судьбы Жилина и Костылина" (5 класс, литература)

Технологическая карта урока "Л.Н.Толстой. «Рассказ «Кавказский пленник». Разные характеры, разные судьбы Жилина и Костылина" (5 класс, литература)

Технологическая карта урока "Л.Н.Толстой. «Рассказ «Кавказский пленник». Разные характеры, разные судьбы Жилина и Костылина" (5 класс, литература)

Технологическая карта урока "Л.Н.Толстой. «Рассказ «Кавказский пленник». Разные характеры, разные судьбы Жилина и Костылина" (5 класс, литература)

Технологическая карта урока "Л.Н.Толстой. «Рассказ «Кавказский пленник». Разные характеры, разные судьбы Жилина и Костылина" (5 класс, литература)

Технологическая карта урока "Л.Н.Толстой. «Рассказ «Кавказский пленник». Разные характеры, разные судьбы Жилина и Костылина" (5 класс, литература)

Технологическая карта урока "Л.Н.Толстой. «Рассказ «Кавказский пленник». Разные характеры, разные судьбы Жилина и Костылина" (5 класс, литература)

Технологическая карта урока "Л.Н.Толстой. «Рассказ «Кавказский пленник». Разные характеры, разные судьбы Жилина и Костылина" (5 класс, литература)

Технологическая карта урока "Л.Н.Толстой. «Рассказ «Кавказский пленник». Разные характеры, разные судьбы Жилина и Костылина" (5 класс, литература)

Технологическая карта урока "Л.Н.Толстой. «Рассказ «Кавказский пленник». Разные характеры, разные судьбы Жилина и Костылина" (5 класс, литература)

Технологическая карта урока "Л.Н.Толстой. «Рассказ «Кавказский пленник». Разные характеры, разные судьбы Жилина и Костылина" (5 класс, литература)

Технологическая карта урока "Л.Н.Толстой. «Рассказ «Кавказский пленник». Разные характеры, разные судьбы Жилина и Костылина" (5 класс, литература)

Технологическая карта урока "Л.Н.Толстой. «Рассказ «Кавказский пленник». Разные характеры, разные судьбы Жилина и Костылина" (5 класс, литература)

Технологическая карта урока "Л.Н.Толстой. «Рассказ «Кавказский пленник». Разные характеры, разные судьбы Жилина и Костылина" (5 класс, литература)

Технологическая карта урока "Л.Н.Толстой. «Рассказ «Кавказский пленник». Разные характеры, разные судьбы Жилина и Костылина" (5 класс, литература)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.