Технологическая карта урока музыки на тему «Музыкальный портрет»

  • Разработки уроков
  • docx
  • 29.04.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Представлена технологическая карта урока музыки на тему «Музыкальный портрет» по программе- В. В. Алеев, Т. И. Науменко Задачи- Обучающие: Сформировать представление о жанре музыкального портрета Развивающие: Сопоставить произведения музыки и живописи (Песню Варлаама из оперы «Борис Годунов» М. П. Мусоргского и картину «Протодьякон» И. Репина). Выявить общее и различное в этих произведениях. Развитие исследовательских навыков. Воспитывающие: Дать оценку образов «лжемонахов» с нравственных и эстетических позиций. Знакомство с произведениями мировой музыкальной и художественной культурыСформировать представление о жанре музыкального портрета
Иконка файла материала карта.docx
Технологическая карта урока музыки  на тему «Музыкальный портрет»  Составитель­ учитель музыки­ Трушина С.Ю  Тип урока Цели урока Проблемный комбинированный урок с  применением ИКТ Расширить и углубить представления учащихся о многогранных связях музыки и живописи. Задачи урока Обучающие:  Сформировать представление о жанре  музыкального портрета Развивающие:  Сопоставить произведения музыки и живописи  (Песню Варлаама из оперы «Борис Годунов» М.  П. Мусоргского и картину «Протодьякон» И.  Репина). Выявить общее и различное в этих  произведениях. Развитие исследовательских  навыков. Воспитывающие: Дать оценку образов «лжемонахов» с  нравственных и эстетических позиций.  Знакомство с  произведениями мировой  музыкальной и художественной культуры. В ходе урока обучающиеся приобретают знания  о жанре музыкального портрета,  умение  анализировать произведения музыки и живописи, навыки сравнения произведений музыкального и  изобразительного искусства , исследовательской  деятельности,  работы с современными  электронными средствами обучения. Компьютер, колонки, проектор. Знания, умения, навыки и качества,  которые  актуализируют/приобретут/закрепят/др. ученики в ходе урока Необходимое оборудование и  материалы Другое На уроке используется авторский ЦОРПодробный конспект урока с методическими комментариями Ход и содержание урока Действия на слайде Действия учителя Действия учеников I. Постановка проблемы. 2 слайд Кто изображен на картинах? 3 слайд Определить жанр картин. Дать определение портрета  живописного  Прочесть определение  портрета (как итог  предыдущего обсуждения) История и анализ портрета  М. П. Мусоргского кисти И. Репина.  Может ли существовать  портрет музыкальный?  (проблемный вопрос) Композиторы, участники  кружка «Могучая кучка». Жанр картин­ портреты. Вывод: чем больше  вглядываемся в портрет,  тем больше понимаем душу композитора. Через  зрительный образ художник рассказал о внутреннем  мире человека. Ответы детей (как правило, носят противоположный  характер) 4 слайд Запись темы урока и  эпиграфа.  II. Открытие нового знания. 5 слайд Давайте вспомним, факты  из жизни композитора М. П. Мусоргского Получил профессию  пехотного офицера,  участник «Могучей кучки», автор цикла «Детская» и  оперы «Борис Годунов» 6 слайд Проверка домашнего  Учащиеся рассказывают обзадания истории создания и краткое содержание оперы  7 слайд Краткая характеристика  предложенных персонажей. Прослушивание «Песни  Варлаама».  Задание: Кто из  предложенных персонажей  может петь такую песню? Обсуждение вариантов,  предложенных детьми и  сопоставление   предложенного образа с  интонацией песни  (учитывать певческий голос  исполнителя). Анализ «Песни Варлаама»: ­как манера исполнения и  элементы музыкального  языка выдают характер  героя? При условии правильного  ответа напротив имени  персонажа появится  смайлик, при неправильном ответе­ знак вопроса. ­ грозные, разбойничьи  интонации в голосе, по  выражению критика ­  “звероподобные” (голос  великого Ф.И.Шаляпина,  мастерство певца помогают нам это услышать); ­ разухабистый, чуть ли не  плясовой характер  оркестрового вступления, в котором мелодия яростно  мечется по всем регистрам; ­ дикий выкрик Варлаама  (Эй!) с радостной  интонацией в голосе,  поющем о гибели  огромного числа людей­можно ли, прослушивая  музыку, представить себе  внешность этого  героя?  Расскажите о своих  зрительных ассоциациях.  Каким вы представили себе  этого героя? 8 слайд Разбор картины И. Репина  «Протодьякон». Как правило,  предложенные учащимися  зрительные образы  совпадают с изображением  «Протодьякона» И. Репина. У И. Репина изображён  огромный, разгульно  живущий, любящий выпить  и поесть­ гигантское пузо­  центр картины, сильная  рука, сжимающая посох,  красный нос пьяницы.  Обращает на себя внимание злой взгляд сытого,  безразличного к другим  людям человека (такой  никого не пожалеет, думает только о себе), его душа –  душа разбойника. Что общего между музыкой  М. П. Мусоргского и  картиной И. Репина? И художник, и композитор  развенчивают образ  «лжемонаха». Можно ли «Песню  Варлаама» назвать  музыкальным портретом? Можно. Однако в музыке, в отличие от живописи, на  первый план выходит  изображение характера и  настроения героя, а  внешность можно  представить через  воображение и фантазию. В живописном портрете все9 слайд наоборот. Вывести определение жанра музыкального портрета Просмотр видеофрагмента  из оперы «Борис Годунов». III. Итог урока – преодоление проблемы. Переход к 3 слайду Вернемся к эпиграфу  нашего урока:  высказыванию Н. А.  Римского­ Корсакова.  Прокомментируйте его. Главное в музыке­ это  выражение эмоционального состояния. настроения и  характера. Однако, каждый человек, в силу своего  воображения и фантазии,  может представить себе  зрительные образы. Если  произведение программное, то и зрительные образы  будут совпадать в главном,  но при этом отличаться в  деталях. Это высказывание  выражает сущность жанра  музыкального портрета. Рефлексия  деятельности  на уроке В конце урока обучающимся предлагается назвать моменты урока,  которые вызвали затруднения, или наибольший интерес в процессе  решения проблемы. В помощь учителю Использованные  источники и  литература  http://ru.wikipedia.org/wiki Интернет­энциклопедия Википедия. http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_pictures/2592 Художественная  энциклопедия «Академик» http://www.youtube.com/watch?v=46mym4w2SPs Видеофрагмент из  оперы «Борис Годунов»