Технологическая карта урока музыки на тему: "Родной обычай старины. Светлый праздник" (4 класс)
Оценка 4.7
Разработки уроков
docx
музыка
4 кл
04.11.2018
Урок проводится в 4 классе. Тип урока: открытие нового знания. Цель: расширять и углублять знания о культуре и обычаях народа через лучшие образцы музыкального фольклора и композиторского творчества. Урок состоит из 4 этапов. В конце урока дети выполняют творческое задание.Технологическая карта урока музыки в 4 классе
Родной обычай старины.docx
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА МУЗЫКИ
МБОУ «Обоянская СОШ №1»
Учитель музыки: Еськова Ирина Васильевна
Класс: 4 класс
Тема урока: «Родной обычай старины. Светлый праздник»
Тип урока: открытие нового знания
Цель: расширять и углублять знания о культуре и обычаях народа через лучшие образцы музыкального фольклора и композиторского
творчества.
Учебные задачи:
личностные результаты:
1. Формировать интерес к музыке и музыкальной деятельности;
2. Формировать умение выражать свое отношение к исполняемому произведению.
Метапредметные результаты:
1. П. – познание музыкальной культуры, обычаев и традиций своей страны;
2. Р. – развивать формирование эмоционально осознанного отношения к музыкальному искусству;
3. К. – формирование умения планировать сотрудничество с учителем и сверстниками в процессе музыкальной деятельности.
Предметные результаты:
1. Знать имена известных исполнителей;
2. Сформировать первоначальные представления о роли музыки в жизни человека.
Оснащение урока:
Музыкальный ряд: звон колоколов, Ермолов «Апрель», С. Рахманинов «Светлый праздник», тропарь «Христос воскрес»
Литературный ряд: легенда о колоколе
Зрительный ряд: презентация, видео фрагмент
Материалы для обучающихся: раздаточный материал, пенал
Материалы для учителя (оборудование): технологическая карта, презентация, аудиофайлы, видеофайлы Этап урока
Деятельность учителя
Ход урока
1. Мотивация к
учебной
деятельности
2. Актуализация
опорных знаний
3.Организация
познавательной
деятельности
(Вход под звон колоколов)
Скажите ребята, под какую музыку вы входили?
Слышали вы их раньше? Где?
Хорошо, верно.
Чтобы определить тему нашего урока, я предлагаю вам посмотреть
видео.
Сформулируйте тему урока.
А что вы знаете о Пасхе?
Я с вами согласна.
- Давайте познакомимся с историей этого праздника. Я предлагаю вам
послушать Тропарь «Христос Воскрес», (слайд)
Тропарь – это краткое молитвенное песнопение, в котором раскрывается
сущность праздника.
Что вы представили, слушая тропарь?
Вам захотелось узнать об этом празднике больше?
Хорошо, тогда внимательно слушайте меня.
Назвать этот день праздником, даже самым большим праздником –
слишком мало. Он важнее любого праздника и значимее любого события
в мировой истории. В этот день все человечество, а значит – каждый из
нас, получили надежду на спасение, потому что Христос воскрес. Этот
Методы
обучения
Поощрения
Повторение
Деятельность
учащихся
Приветствуют
учителя
УУД
(формируемые
на данном этапе
урока)
ЛУУД:
самоопределение
(на фоне
колокольного
звона)
в церкви.
(смотрят
видеоролик)
(хором читают)
КУУД:
умение полно и
точно выражать
свои мысли
РУУД:
Целеполагание
(Внимательно
слушают учителя)
Подводящий
диалог
ПУУД:
Умение
структурировать
знания
Рассказ
(Внимательно
слушают учителя)
2 день называется Пасхой, что значит – «переход», и отмечается в
Православной Церкви как самый главный день в году.
У русских крестьян был обычай: в течение 40 дней Пасхи, ходить друг к
другу в гости, поздравлять своих соседей, дарить крашеные яйца и
куличи, играть в пасхальные игры. Особой популярностью у российской
ребятни в старину пользовалась игра «Катание яиц»
(слайд). Люди приветствовали друг друга возгласом «Христос
Воскресе». И что слышали в ответ?
Устраивали пасхальный пир. Главным угощением пасхального стола
является…?
Они обходили дома один за другим, пели песни, играли и ждали
подарков. Таких людей называли волочебниками.
А вы знаете, что означает это слово?
Слово это означает «поющие под окнами», а обряд носит название
«хождение волочебников».
Вы знаете, как называется первое воскресенье после Пасхи?
В народе этот день называется Красной горкой. Это особая пора для
молодежи. Это время свадеб, первого весеннего гуляния на вольном
воздухе. Дети в этот день пели, водили хороводы, играли в игры,
качались на качелях.
Хорошо. А вы знаете, как проходит первая неделя после Пасхи?
Первая неделя после пасхи называется Светлой. Все 7 дней в храмах
открыты колокольни, и каждый может подняться туда и звонить в
колокола. Когда бьют во множество колоколов, звон получается
особенный – его называют трезвоном.
«Воистину
Воскресе».
Пасха и яйца
нет
(Внимательно
слушают учителя)
нет
(Внимательно
слушают учителя)
звонарь
КУУД:
осознанное и
произвольное
построение
речевого
высказывания
Побуждающий
диалог
Рассказ
Стимулирования
Рассказ
ПУУД:
Выделение
необходимой
информации
3 А вы знаете, как называют человека, который звонит в колокола?
Церковный служитель, в обязанности которого входит звонить в
колокола – это звонарь.
Вот как это происходит (видеоролик)
В народе с любовью и нежностью относились к колоколам.
Колокол в древней Руси имел большое значение. Удары колокола
отсчитывали время, люди знали, когда вставать, когда за работу
приниматься, в какой день праздник, а в какой беда на Русь нагрянула,
оповещал людей о какихлибо важных событиях.
Сейчас вы узнали об обычаях народного праздника, а теперь давайте
поговорим о композиторах, которые были неравнодушны к этому
празднику.
Ребята, обратите внимание на слайд, кто это? (слайд)
Правильно! Одним из таких композиторов был Рахманинов. Он очень
почитал этот праздник.
В его произведениях очень важны христианские мотивы.
Особую роль в жизни Сергея сыграла бабушка Софья Александровна
Бутакова, которая иногда увозила любимого внука к себе в Новгород.
Живя у бабушки, Сережа часто бывал с ней на службах. Он посещал и
новгородские монастыри, где слушал монашеское пение старинные
знаменные распевы. И первое впечатление мощного и стройного
колокольного звучания стало и самым сильным, отложившим отпечаток
на всю последующую жизнь великого композитора. Пение церковных
колоколов стало символом его творчества.
послушайте фрагмент из произведения С. Рахманинова «Светлый
праздник» и обратите внимание на звучание фортепиано.
Какой же темп у этого произведения?
Наглядно
слуховой метод
Рассказ
Подводящий
диалог
Рассказ
Побуждающий
диалог
РУУД:
прогнозирование,
саморегуляция
С. Рахманинов
(Ответы детей)
КУУД:
осознанное и
произвольное
построение
речевого
высказывания
быстрый
звон колоколов
ПУУД:
Умение
структурировать
знания
анализ
произведения
4 что же напомнило вам звучание фортепиано?
Верно. Звон колоколов.
Ребята, какой у нас сейчас месяц?
Верно. А Пасха в этом году очень ранняя, и наступает она в апреле.
И сейчас я предлагаю вам разучить такую песню. Называется она
«Апрель». У вас на столах есть текст. Сначала послушайте её, а потом мы
с вами попробуем её спеть.
Сядьте правильно и удобно.
А теперь давайте встанем изза парт, и споём её стоя.
Присаживайтесь.
апрель
(Внимательно
слушают учителя)
(Смотрят видео)
И так, ребята, давайте подведём итог, решив кроссворд.
В настоящее время Пасха попрежнему остается одним из самых
почитаемых праздников для каждого. Не мудрено, ведь его смысл –
возрождение и непременная победа жизненной силы
(Внимательно
слушают учителя)
Побуждающий
диалог
Повторение
КУУД:
умение с
достаточной
полнотой и
точностью
выражать свои
мысли
ЛУУД:
Самоопределение
РУУД:
целеполагание −
постановка
учебной задачи на
основе
соотнесения того,
что уже известно
и усвоено
учащимся, и того,
что еще
неизвестно
4. Рефлексия
учебной
деятельности
Цыпленок, как и пасхальное яйцо, является символом возрождения и
непрерывности жизни.
Я предлагаю вам раскрасить его.
Жёлтым или оранжевым цветом – у вас хорошее настроение, а если серый
– плохое.
Спасибо за урок, до свидания!
(выполняют
творческое
задание)
до свидания!
ЛУУД:
самоопределение
Самооценка
5 6
Технологическая карта урока музыки на тему: "Родной обычай старины. Светлый праздник" (4 класс)
Технологическая карта урока музыки на тему: "Родной обычай старины. Светлый праздник" (4 класс)
Технологическая карта урока музыки на тему: "Родной обычай старины. Светлый праздник" (4 класс)
Технологическая карта урока музыки на тему: "Родной обычай старины. Светлый праздник" (4 класс)
Технологическая карта урока музыки на тему: "Родной обычай старины. Светлый праздник" (4 класс)
Технологическая карта урока музыки на тему: "Родной обычай старины. Светлый праздник" (4 класс)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.