ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА
Предмет: |
Математика |
||
Класс: |
5 |
||
Умк |
Учебник «Математика» 5 класс /Н.Я.Виленкин, В. И. Жохов, А.С.Чесноков, С. И. Шварцбург – Мнемозина, Москва 2015г |
||
Тема урока: |
«Сложение и вычитание десятичных дробей» |
||
Тип урока: |
Изучение нового материала. |
||
Цель урока: |
Познакомить учащихся с алгоритмом сложения и вычитания десятичных дробей. Формировать способность практического применения алгоритма. |
||
Планируемый результат |
Предметные |
Метапредметные |
Личностные |
- освоение знаний по теме: «Сложение и вычитание десятичных дробей»; - использовать алгоритм сложения и вычитания десятичных дробей при решении задач; - конструировать математические утверждения с помощью связки «если…, то…»;
|
- формирование умения работать с новой информацией по теме (отбирать, выделять, обобщать; доказывать и опровергать, классифицировать, анализировать); - формирование умений по теме: «Сложение и вычитание десятичных дробей» (познавательные УУД); - формирование умения выстраивать речевые высказывания; - формирование умений работать в группах и парах (коммуникативные УУД); - формирование начальных форм рефлексии (регулятивные УУД). |
- формирование уважительного отношения к иному мнению, к иной точке зрения; - формирование логическое мышление, наблюдательности, интуиции, упорства, воли для достижения цели, самостоятельности; - формирование умения обобщать, конкретизировать, доказывать и опровергать утверждение общего характера с помощью «контрпримера», анализировать. |
|
Технологии: |
ИКТ, элементы проблемного обучения, здоровьесберегающие , технологии самоконтроля, самооценки. |
Организация пространства
Формы работы |
Фронтальная, в малых группах, в парах, индивидуальная. |
Ресурсы |
1. Компьютер, мультимедийный проектор. 2. Презентация по теме урока, выполненная учителем. 3. Карточки для индивидуальной работы. 4. Оценочные листы |
СТРУКТУРА И ХОД УРОКА
Цель урока Слайд презентации |
Деятельность учителя |
Деятельность ученика |
Формируемые УУД |
|||||||||||||||||||||||||
Этап 1 Организационный момент. |
||||||||||||||||||||||||||||
Цель: включить обучающихся в учебную деятельность, определить содержательные рамки урока, создать условия для возникновения у ученика внутренней потребности включения в учебную деятельность. Слайд 2
Слайд 3
|
Приветствие учащихся; проверка учителем готовности класса к уроку; организация внимания. -Здравствуйте, ребята! Хочу начать урок математики словами венгерского математика Дьёрдья Пойа: «Лучший способ изучить что-либо - это открыть самому». Сегодня на уроке вы будете «открывать» для себя новое знание. Мы дроби десятичные, Думай, смекай, задачу решай!
.
|
o Приветствуют учителя. o Организуют своё рабочее место, проверяют наличие необходимых учебных принадлежностей
|
Познавательные: Ø Осознанное и произвольное построение речевого высказывания Регулятивные: Ø Прогнозирование своей деятельности Коммуникативные: Ø Умение слушать и вступать в диалог Личностные: Ø Готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
|
|||||||||||||||||||||||||
Этап 2 Актуализация знаний.
|
||||||||||||||||||||||||||||
Цель: актуализировать учебное содержание, необходимое и достаточное для восприятия нового материала: сравнение десятичных дробей, перевод десятичной дроби в смешанное число и наоборот Слайд 4 Слайд 5 Слайд 6Слайд 7 |
Демонстрирует слайды презентации. Формулирует задание. Создаёт эмоциональный настрой на выполнение заданий.
1. Прочитайте дроби: 1,5; 0,75; 217,38; 302,062; 9,401 - что можно выделить у каждой десятичной дроби? - назовите: целую часть, дробную часть; - наименьшую десятичную дробь, наибольшую; числа в порядке возрастания, убывания. 2. Сформулируйте правило сравнения десятичных добей
а) Восстановите запись: 4,*2 < 4,*02; 7,312 > 7,3*6; 2,794 < 2,*; 30,783 < 30,7*1
б) Сравните числа: 2,4** и 2,634; *,9* и **,512; 0,43 и 0,42**; *,*** и **,*
в) Установление соответствия между обыкновенными и десятичными дробями 0,04; 0,1; 0,07; 0,2; 0,75; 0,4; 0,5
-Вносит корректировку в ответы учащихся
|
o Участвуют в работе по повторению, в беседе с учителем, отвечают на поставленные вопросы.
o Осуществляют взаимопроверку и самооценивание
|
Познавательные: Ø Анализ объектов с целью выделения признаков. Регулятивные: Ø Выделение и осознание того, что уже пройдено. Ø Постановка цели учебной задачи. Коммуникативные: Ø Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, слушать и вступать в диалог Личностные: Ø Установление связи между целью деятельности и ее мотивом |
|||||||||||||||||||||||||
Этап 3 Изучение нового материала
|
||||||||||||||||||||||||||||
Цель: организовать коммуникативное взаимодействие для построения нового способа действия (алгоритма), устраняющего причину выявленного затруднения.
Слайд 8
Слайд 9
Слайд 10 Слайд 11
Слайд 12
Слайд 13
|
Ребята, сегодня на уроке вы будете настоящими исследователями и откроете новые знания, но сначала решим задачи:
1. Длина провода 12м. Во время ремонта новогодней гирлянды израсходовали этого куска. Сколько метров провода осталось? (9м)
2. От 9м. провода отрезали 3,2 м, а потом еще 1,35м. -Сколько метров провода отрезали? Сколько осталось?
-Каких умений нам не хватает, чтобы решить эту задачу?
- Молодцы! Сформулируйте цели урока.(построить алгоритм сложения и вычитания десятичных дробей) -Чтобы продолжить работу, запишите в тетради тему урока. (слайд с темой урока)
Перескажите условие. Составьте в тетради план решения задачи. -Проблема: как сложить десятичные дроби? -Какие действия вы умеете выполнять, чтобы справиться с затруднением? (перевод десятичной дроби в смешанное число, сложение смешанных чисел) -А нельзя ли проще выполнить вычисление? Попробуем составить правило сложения и вычитания десятичных дробей? Давайте разобьемся на 2 группы и составим правило сложения десятичных дробей. А помогут вам карточки для составления правила. Подумайте, в каком порядке их расположить. Текст на листочках: Приложение 2 Чтобы сложить (вычесть) десятичные дроби, нужно 1. Выполнить сложение (вычитание), не обращая внимания на запятую 2. Уравнять количество знаков после запятой. 3. Поставить в ответе запятую под запятой 4. Записать их друг под другом, чтобы запятая была под запятой По окончанию работы каждая группа представляет свою работу, озвучивает свои действия, обосновывая их.
- Хорошо! Давайте проверим наше предположение. Откройте учебник на с.191. - Найдите и прочитайте алгоритм сложения и вычитания десятичных дробей. - Расскажите алгоритм друг другу.
-Найди ошибку! (Слайд 11)
А теперь решим нашу задачу 3,2+1,35 =? 1) Уравнять количество знаков после запятой. 3,20 + 1,35 2) Записать их друг под другом, чтобы запятая была под запятой. 3,20 1,35 3) Выполнить сложение (вычитание), не обращая внимания на запятую 3,20 1,35 4 55 4) Поставить в ответе запятую под запятой 3,20 1,35 4,55 (м.)
2) 9 - 4,55= ? 5) Уравнять количество знаков после запятой. 9,00 - 4,55 6) Записать их друг под другом, чтобы запятая была под запятой. 9,00 4,55 7) Выполнить вычитание, не обращая внимания на запятую 9,00 4,55 4 45 8) Поставить в ответе запятую под запятой 9,00 4,55 4,45(м.) |
Читают текст задачи. Обсуждают. Составляют план
Пытаются сформулировать тему урока; o Поставить перед собой цели урока; o Записывают тему урока в тетрадь.
o Называют правила, которыми будут пользоваться при выполнении данного задания.
o Выполняют действие в тетради o Работают в группах по восстановлению алгоритма o Составляют схему действий.
o Работа с учебником: находят в тексте правило, читают и проговаривают его.
o Комментируют выполнение задания.
o Один ученик у доски с комментированием, остальные учащиеся в тетрадях |
Познавательные: Ø Поиск и выделение необходимой информации. Ø Структурирование знаний. Подведение под понятие Регулятивные: Ø Целеполагание, выдвижение гипотез Ø Планирование своей деятельности для решения поставленной задачи Ø Постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно. Коммуникативные: Ø Умение слушать и вступать в диалог Ø Коллективное обсуждение проблем (при необходимости) Ø Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли Личностные: Ø Проявление терпения и аккуратности . Ø Проявление творческой инициативности и активности
|
|||||||||||||||||||||||||
Этап 4 Физкультминутка
|
||||||||||||||||||||||||||||
Слайд 14 |
Все ребята дружно встали И на месте зашагали. На носочки потянулись И друг к другу повернулись. 1. Закройте глаза, очень сильно зажмурьтесь, откройте глаза. Проделайте это упражнение сами 3 раза. 2. Голову держите прямо, глаза подняли вверх, опустили вниз, посмотрели влево, посмотрели вправо (выполнить 3 раза). 3. Голову откиньте назад, опустите вперед так, чтобы подбородок упёрся в грудь (проделать 3 раза). Как пружинки мы присели, А потом тихонько сели.
|
o Выполняют физкультминутку o Учащиеся сменили вид деятельности (отдохнули) и готовы продолжать работу. |
Познавательные: Ø Выделение и формулирование познавательной цели, рефлексия способов и условий действия. Регулятивные: Ø Элемент волевой саморегуляции. |
|||||||||||||||||||||||||
Этап 5 Первичное закрепление полученных знаний
|
||||||||||||||||||||||||||||
Цель : организовать усвоение детьми нового способа действия решения заданий с их проговариванием во внешней речи.
Слайд 15
Слайд 16
Слайд 17
Слайд 18 |
Выполним задания у доски и в тетрадях с пошаговым комментарием. 1. Работа с учебником № 1211 - Прочитайте условие задачи. Перескажите. - Составим модель задачи на доске и в тетради. - Решим задачу с комментированием (по алгоритму). На пальто – 3,2 м На пальто – 320 см На костюм – 2,63 м На костюм – 263 см 3,20 320 2,63 263 5,83 (м) ткани израсходовали всего. 583 (см) ткани израсходовали Ответ: 5,83 м Ответ: 583 см
2. Работа с учебником № 1213, 1214 Выполните сложение и вычитание десятичных дробей по алгоритму А) 0,769 + 42,389 Г) 11, 1 – 2,8 Б) 5,8 + 22,191 Д) 88,252 – 4,69 В) 8,9021 + 0,68 Е) 6,6 – 5,9
-Для чего нам может понадобиться умение складывать и вычитать десятичные дроби? (для решения уравнений, для решения задач) 3. Работа с учебником № 1220 Собственная скорость катера (скорость в стоячей воде) равна 21,6 км/ч, а скорость течения реки 4,7 км/ч. Найдите скорость катера по течению и против течения.
- Как вы думаете, какая скорость больше собственная или скорость по течению? - Какое математическое действие нужно сделать, чтобы ответить на первый вопрос задачи? - Течение помогает двигаться быстрее?
- А что больше собственная скорость или скорость против течения? Чтобы ответить на другой вопрос задачи, какое действие мы должны сделать? - Предлагаю поработать над решением данной задачи в паре
|
o Работа с учебником. Ученики по одному выходят и комментируют решение у доски, остальные работают в тетради. o Воспроизводят своими словами правила, действуют по алгоритму.
o Делают записи в тетрадь. После выполнения задания выполняют взаимную проверку |
Познавательные: Ø Поиск и выделение необходимой информации. Ø Структурирование знаний. Подведение под понятие Регулятивные: Ø Целеполагание, выдвижение гипотез Ø Планирование своей деятельности для решения поставленной задачи Ø Постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно. Коммуникативные: Ø Умение слушать и вступать в диалог Ø Коллективное обсуждение проблем (при необходимости) Ø Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли Личностные: Ø Проявление терпения и аккуратности . Ø Проявление творческой инициативности и активности
|
|||||||||||||||||||||||||
Этап 6 Контроль знаний. Самостоятельная работа
|
||||||||||||||||||||||||||||
Цель – организовать самостоятельное выполнение учащимися типовых заданий на новый способ действия |
o Ребята, сейчас каждый проверит сам себя, насколько он сам понял алгоритм сложения и вычитания и может его применить. У вас на партах лежат карточки с таблицами. Посмотрите. o Какое задание необходимо выполнить? o Заполните таблицы самостоятельно. (Приложение )
o Кто закончит задание, поднимите руку. Вы получите ключ для выполнения самопроверки. o У кого возникли затруднения при выполнении задания? o Кто правильно выполнил задание? o Оцените себя. o Дает рекомендации по выполнению работы o Проводит анализ выполнения работы |
o Осуществляют самопроверку.
o Проверяют свои ответы, отмечают правильно решенные примеры, исправляют допущенные ошибки. Осуществляют самооценку. |
Познавательные: Ø Анализ. Умение структурировать знания. Ø Контроль и оценка процесса и результатов деятельности. Ø Рефлексия Регулятивные: Ø Контроль полученного результата. Ø Коррекция полученного результата. Ø Осознание качества и уровня усвоения Коммуникативные: Ø Умение самостоятельно анализировать свои действия Личностные: Планирование учебного сотрудничества с учителем и одноклассниками |
|||||||||||||||||||||||||
Этап 7 Рефлексия. Подведение итогов урока
|
||||||||||||||||||||||||||||
Цель – организовать оценивание учащимися собственной деятельности на уроке.
Слайд 19 |
Организует подведение итогов совместной и индивидуальной деятельности учеников o Удалось ли вам решить проблему урока? o Какие знания, полученные ранее, позволили открыть новое? o - Проанализируйте свою работу. - Вносит корректировку в ответы учащихся - Дает возможность самим ученикам оценить себя, используя лист самооценки, затем оценивает учащихся с комментированием
|
o Учащиеся высказывают своё мнение, подводят общий итог урока. o Заполняют лист самооценки
|
Познавательные: Ø Осознанное и произвольное построение речевого высказывания Регулятивные: Ø Контроль и оценка своей деятельности в рамках урока Коммуникативные: Ø Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, слушать и вступать в диалог Личностные: Ø Ориентация в межличностных отношениях |
|||||||||||||||||||||||||
Информация о дифференцированном домашнем задании |
||||||||||||||||||||||||||||
Цель – обсудить и записать домашнее задание.
Слайд 20
|
Предлагает выполнить задание по выбору: o Вычислите рост вашей семьи в метрах. o Стр. 197, № 1255-1256 (а, б, в) Даёт комментарии к домашнему заданию Вот и подошел к концу наш урок. Интересное и меткое сравнение принадлежит Л.Толстому. Он говорил, что «человек подобен дроби, числитель которой есть то, что человек представляет собой, а знаменатель- то, что он о себе думает. Чем большего человек о себе мнения, тем больше знаменатель, а значит, тем меньше дробь».
|
o Записывают домашнее задание. |
Познавательные: Ø Осуществлять анализ учебного материала; Коммуникативные: Слушать и понимать речь других |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.