Технологическая карта урока на тему «Сложение и вычитание десятичных дробей» (5 класс математика)
Оценка 4.8

Технологическая карта урока на тему «Сложение и вычитание десятичных дробей» (5 класс математика)

Оценка 4.8
Разработки уроков
docx
математика
5 кл
23.03.2017
Технологическая карта урока на тему «Сложение и вычитание десятичных дробей» (5 класс математика)
Технологическая карта урока изучения нового материала по математике в 5 классе учебник «Математика» 5 класс /Н.Я.Виленкин. Цель: познакомить учащихся с алгоритмом сложения и вычитания десятичных дробей. Формировать способность практического применения алгоритма,работать с новой информацией по теме (отбирать, выделять, обобщать; доказывать и опровергать, классифицировать, анализировать)
Конспект.docx

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

Предмет:

Математика

Класс:

5

Умк

Учебник «Математика» 5 класс /Н.Я.Виленкин, В. И. Жохов, А.С.Чесноков, С. И. Шварцбург –                 Мнемозина, Москва 2015г

Тема урока:

«Сложение и вычитание десятичных дробей»

Тип урока:

Изучение нового материала.

Цель урока: 

Познакомить учащихся с алгоритмом сложения и вычитания десятичных дробей.  Формировать способность практического применения алгоритма.

Планируемый результат

Предметные

Метапредметные

Личностные

- освоение знаний по теме: «Сложение и вычитание десятичных дробей»;

- использовать алгоритм  сложения и вычитания десятичных дробей при решении задач;

- конструировать математические утверждения с помощью связки  «если…, то…»;

 

- формирование умения работать с новой информацией по теме (отбирать, выделять, обобщать; доказывать и опровергать, классифицировать, анализировать);

- формирование умений по теме: «Сложение и вычитание десятичных дробей» (познавательные УУД);

- формирование умения выстраивать речевые высказывания;

- формирование умений работать в группах и парах (коммуникативные УУД);

- формирование начальных форм рефлексии (регулятивные УУД).

- формирование уважительного отношения к иному мнению, к иной точке зрения;

- формирование логическое мышление, наблюдательности, интуиции, упорства, воли для достижения цели, самостоятельности;

- формирование умения обобщать, конкретизировать, доказывать и опровергать утверждение общего характера с помощью «контрпримера», анализировать.

Технологии:

ИКТ, элементы проблемного обучения,  здоровьесберегающие , технологии самоконтроля, самооценки.

Организация пространства

Формы работы

Фронтальная, в малых группах, в парах, индивидуальная.

Ресурсы

1.      Компьютер, мультимедийный проектор.

2.      Презентация по теме урока, выполненная учителем.

3.      Карточки для индивидуальной  работы.

4.      Оценочные листы

СТРУКТУРА И ХОД УРОКА

Цель урока

Слайд презентации

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Формируемые УУД

Этап 1  Организационный момент.

Цель: включить обучающихся в учебную деятельность, определить содержательные рамки урока, создать условия для возникновения у ученика внутренней потребности включения в учебную деятельность.

Слайд 2

 

Слайд 3

 

 

 

Приветствие учащихся; проверка учителем готовности класса к уроку; организация внимания.

-Здравствуйте, ребята!

Хочу начать урок математики словами венгерского математика Дьёрдья Пойа: «Лучший способ изучить что-либо - это открыть самому».

Сегодня на уроке вы будете «открывать» для себя новое знание.

Мы дроби десятичные,
Никак без нас нельзя!
Мы все смешные, необычные
Без запятой у нас нельзя!

Думай, смекай, задачу решай!

 

.

                                                                                                                                                                   

 

 

                                                                                         

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

o       Приветствуют учителя.

o       Организуют своё рабочее место, проверяют наличие необходимых учебных принадлежностей

 

Познавательные:

Ø Осознанное и произвольное построение речевого высказывания

Регулятивные:

Ø Прогнозирование своей деятельности

Коммуникативные:

Ø Умение слушать и вступать в диалог

Личностные:

Ø Готовность и спо­собность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;

 

Этап 2  Актуализация знаний.

 

Цель: актуализировать учебное содержание, необходимое и достаточное для восприятия нового материала: сравнение десятичных дробей, перевод десятичной дроби в смешанное число и наоборот

              Слайд 4

Слайд 5

Слайд 6Слайд 7

Демонстрирует слайды презентации.

Формулирует задание. Создаёт эмоциональный настрой на выполнение заданий.

 

1.      Прочитайте дроби:

              1,5;  0,75;  217,38;  302,062;  9,401

- что можно выделить у каждой десятичной дроби?

- назовите: целую часть, дробную часть;

  - наименьшую десятичную дробь, наибольшую; числа в порядке возрастания, убывания.

2.      Сформулируйте правило  сравнения  десятичных добей

 

а) Восстановите запись:

              4,*2 < 4,*02;

              7,312 > 7,3*6;

              2,794 < 2,*;

              30,783 < 30,7*1

 

б) Сравните числа:  

             2,4** и 2,634;                  *,9* и **,512;

             0,43 и 0,42**;               *,*** и  **,*

 

в) Установление соответствия между обыкновенными и десятичными дробями

0,04;  0,1;  0,07;  0,2;  0,75;  0,4;  0,5

 

-Вносит корректировку в ответы учащихся

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

o Участвуют в работе по повторению, в беседе с учителем, отвечают на поставленные вопросы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

o Осуществляют взаимопроверку и самооценивание

 

Познавательные:

Ø  Анализ объектов с целью выделения признаков.

Регулятивные:

Ø  Выделение и осознание того, что уже пройдено.

Ø  Постановка цели учебной задачи.

Коммуникативные:

Ø  Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои  мысли, слушать и вступать в диалог

Личностные:

Ø  Установление связи между целью деятельности и ее мотивом

 

Этап 3  Изучение нового материала

 

Цель: организовать коммуникативное взаимодействие для построения нового способа действия (алгоритма), устраняющего причину выявленного затруднения.

Слайд 8

Слайд 9

Слайд 10

Слайд 11

Слайд 12

Слайд 13

 

Ребята, сегодня на уроке вы будете настоящими исследователями и откроете новые знания, но сначала решим задачи:

 

 1. Длина провода 12м. Во время ремонта новогодней гирлянды израсходовали этого куска. Сколько метров провода осталось? (9м)

 

2. От 9м. провода отрезали 3,2 м, а потом еще 1,35м.

-Сколько метров провода отрезали? Сколько осталось?

 

-Каких умений нам не хватает, чтобы решить эту задачу?

 

- Молодцы! Сформулируйте цели урока.(построить алгоритм сложения и вычитания десятичных дробей)

-Чтобы продолжить работу, запишите в тетради тему урока. (слайд с темой урока)

 

       Перескажите условие. Составьте в тетради план решения задачи.

-Проблема: как сложить  десятичные дроби?

-Какие действия вы умеете выполнять, чтобы справиться с затруднением? (перевод десятичной дроби в смешанное число,  сложение смешанных чисел)

-А нельзя ли проще выполнить вычисление?

Попробуем составить правило сложения и вычитания десятичных дробей? 

Давайте разобьемся на 2 группы  и составим правило сложения десятичных дробей. А помогут вам карточки для составления правила. Подумайте, в каком порядке их расположить.

Текст на листочках:

Приложение 2

Чтобы сложить (вычесть) десятичные дроби, нужно

1.      Выполнить сложение (вычитание), не обращая внимания на запятую

2.      Уравнять количество знаков после запятой.

3.      Поставить в ответе запятую под запятой

4.      Записать их друг под другом, чтобы запятая была под запятой

По окончанию работы каждая группа представляет свою работу, озвучивает свои действия, обосновывая их.

 

- Хорошо! Давайте проверим наше предположение.  Откройте учебник на с.191.

- Найдите и прочитайте алгоритм сложения и вычитания десятичных дробей.

- Расскажите алгоритм друг другу.

 

-Найди ошибку! (Слайд 11)

 

А теперь решим нашу задачу

3,2+1,35 =?

1)      Уравнять количество знаков после запятой.

3,20 + 1,35

2)      Записать их друг под другом, чтобы запятая была под запятой.

3,20

1,35

3)      Выполнить сложение (вычитание), не обращая

внимания на запятую

  3,20

              1,35

              4 55

4)      Поставить в ответе запятую под запятой

            3,20

            1,35

            4,55 (м.)

 

 2)     9  -  4,55= ?

5)      Уравнять количество знаков после запятой.

9,00 - 4,55

6)      Записать их друг под другом, чтобы запятая была под запятой.

9,00

4,55

7)      Выполнить вычитание, не обращая

внимания на запятую

  9,00

              4,55

              4 45

8)      Поставить в ответе запятую под запятой

            9,00

            4,55

            4,45(м.)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Читают текст задачи. Обсуждают. Составляют план

 

 

 

 

Пытаются сформулировать тему урока;

o Поставить перед собой цели урока;

o Записывают тему урока в тетрадь.

 

 

 

o       Называют правила, которыми  будут пользоваться при выполнении данного задания.

 

 

o       Выполняют действие в тетради

o       Работают в группах по восстановлению алгоритма

o       Составляют схему действий.

 

 

 

o   Работа с учебником: находят в тексте правило, читают и  проговаривают его.

 

 

o   Комментируют выполнение задания.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

o   Один ученик у доски с комментированием, остальные учащиеся в тетрадях

Познавательные:

Ø  Поиск и выделение необходимой информации.

Ø  Структурирование знаний. Подведение под понятие

Регулятивные:

Ø  Целеполагание, выдвижение гипотез

Ø  Планирование своей деятельности для решения поставленной задачи

Ø  Постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно.

Коммуникативные:

Ø  Умение слушать и вступать в диалог

Ø  Коллективное обсуждение проблем (при необходимости)

Ø  Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои  мысли

Личностные:

Ø  Проявление терпения   и аккуратности .

Ø  Проявление творческой инициативности и активности

 

 

Этап 4 Физкультминутка

 

Слайд 14

 

Все ребята дружно встали

И на месте зашагали.

 На носочки потянулись

И друг к другу повернулись.

 1. Закройте глаза, очень сильно зажмурьтесь, откройте глаза. Проделайте это упражнение сами 3 раза.

2. Голову держите прямо, глаза подняли вверх, опустили вниз, посмотрели влево, посмотрели вправо (выполнить  3 раза).

3. Голову откиньте назад, опустите вперед так, чтобы подбородок упёрся в грудь (проделать 3 раза).

Как пружинки мы присели,

 А потом тихонько сели.

 

 

o   Выполняют физкультминутку

o   Учащиеся сменили вид деятельности (отдохнули) и готовы продолжать работу.

Познавательные:

Ø  Выделение и формулирование познавательной цели, рефлексия способов и условий действия.

Регулятивные:

Ø  Элемент волевой саморегуляции.

Этап 5 Первичное закрепление  полученных знаний

 

Цель : организовать усвоение детьми нового способа действия решения заданий с их проговариванием во внешней речи.

 

Слайд 15

Слайд 16

Слайд 17

 

 

 

Слайд 18

Выполним задания у доски и в тетрадях с пошаговым комментарием.

1.  Работа с учебником № 1211

- Прочитайте условие задачи. Перескажите.

- Составим модель задачи на доске и в тетради.

- Решим задачу с комментированием (по алгоритму).

На пальто – 3,2 м                          На пальто – 320 см

На костюм – 2,63 м                      На костюм – 263 см

     3,20                                                               320

     2,63                                                               263

     5,83 (м) ткани израсходовали всего.         583 (см) ткани

                                                                            израсходовали

Ответ: 5,83 м                                                          Ответ: 583 см

 

2.  Работа с учебником № 1213, 1214

Выполните сложение и вычитание десятичных дробей по алгоритму

А) 0,769 + 42,389        Г) 11, 1 – 2,8

Б) 5,8 + 22,191            Д) 88,252 – 4,69

В) 8,9021 + 0,68          Е) 6,6 – 5,9 

 

-Для чего нам может понадобиться умение складывать и вычитать десятичные дроби? (для решения уравнений, для решения задач)

3. Работа с учебником № 1220

Собственная скорость катера (скорость в стоячей воде) равна 21,6 км/ч, а скорость течения реки 4,7 км/ч. Найдите скорость катера по течению и против течения.

 

- Как вы думаете, какая скорость больше собственная или скорость по течению?

- Какое математическое действие нужно сделать, чтобы ответить на первый вопрос задачи?                                                  

- Течение помогает двигаться быстрее?

 

- А что больше собственная скорость или скорость против течения?

Чтобы ответить на другой вопрос задачи, какое действие мы должны сделать?                   

- Предлагаю поработать над решением данной задачи в  паре

 

 

o   Работа с учебником. Ученики по одному выходят и комментируют решение у доски, остальные работают в тетради.

o   Воспроизводят своими словами правила, действуют по алгоритму.

 

 

 

 

 

 

 

o   Делают записи в тетрадь. После выполнения задания выполняют взаимную проверку

Познавательные:

Ø  Поиск и выделение необходимой информации.

Ø  Структурирование знаний. Подведение под понятие

Регулятивные:

Ø  Целеполагание, выдвижение гипотез

Ø  Планирование своей деятельности для решения поставленной задачи

Ø  Постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно.

Коммуникативные:

Ø  Умение слушать и вступать в диалог

Ø  Коллективное обсуждение проблем (при необходимости)

Ø  Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои  мысли

Личностные:

Ø  Проявление терпения   и аккуратности .

Ø  Проявление творческой инициативности и активности

 

Этап 6   Контроль знаний. Самостоятельная работа

 

Цель – организовать самостоятельное выполнение учащимися типовых заданий на новый способ действия

o   Ребята, сейчас каждый проверит сам себя, насколько он сам понял алгоритм сложения и вычитания и может его применить. У вас на партах лежат карточки с таблицами. Посмотрите.

o   Какое задание необходимо выполнить?

o   Заполните таблицы самостоятельно.

(Приложение )

 

+

0,8

1,2

0,45

 

-

0,2

1,5

0,04

1,2

 

 

 

1,8

 

 

 

0,6

 

 

 

2,2

 

 

 

o   Кто закончит задание, поднимите руку. Вы получите ключ для выполнения самопроверки.

o   У кого возникли затруднения при выполнении задания?

o   Кто правильно выполнил задание?

o   Оцените себя.

o   Дает рекомендации по выполнению работы

o   Проводит анализ выполнения работы

o   Осуществляют самопроверку.

 

 

o   Проверяют свои ответы, отмечают правильно решенные примеры, исправляют допущенные ошибки. Осуществляют самооценку.

Познавательные:

Ø  Анализ. Умение структурировать знания.

Ø  Контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

Ø  Рефлексия

Регулятивные:

Ø  Контроль полученного результата.

Ø  Коррекция полученного результата.

Ø  Осознание качества и уровня усвоения

Коммуникативные:

Ø  Умение самостоятельно анализировать свои действия

Личностные:

Планирование учебного сотрудничества с учителем и одноклассниками

Этап 7  Рефлексия. Подведение итогов урока

 

Цель – организовать оценивание учащимися собственной деятельности на уроке.

Слайд 19

Организует подведение итогов совместной и индивидуальной деятельности учеников

o   Удалось ли вам решить проблему урока?

o   Какие знания, полученные ранее, позволили открыть новое?

o   - Проанализируйте свою работу.

-  Вносит корректировку в ответы учащихся

- Дает возможность самим ученикам оценить себя, используя лист самооценки,  затем оценивает учащихся с комментированием

  

 

 

 

o   Учащиеся высказывают своё мнение, подводят общий итог урока.

o   Заполняют лист самооценки

 

Познавательные:

Ø  Осознанное и произвольное построение речевого высказывания

Регулятивные:

Ø  Контроль и оценка своей деятельности в рамках урока

Коммуникативные:

Ø  Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои  мысли, слушать и вступать в диалог

Личностные:

Ø  Ориентация в межличностных отношениях

Информация о дифференцированном домашнем задании

Цель – обсудить и записать домашнее задание.

Слайд 20

 

 

Предлагает выполнить задание по выбору:

o   Вычислите рост вашей семьи в метрах.

o   Стр. 197, № 1255-1256 (а, б, в)

Даёт комментарии к домашнему заданию

Вот и подошел к концу наш  урок.  

  Интересное и меткое сравнение принадлежит Л.Толстому. Он говорил, что «человек подобен дроби, числитель которой есть то, что человек представляет собой, а знаменатель- то, что он о себе думает. Чем большего человек о себе мнения, тем больше знаменатель, а значит, тем меньше дробь».

 

 

o   Записывают домашнее задание.

Познавательные:

Ø  Осуществлять анализ учебного материала;

Коммуникативные:

Слушать и понимать речь других

 

 

 


 

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

Цель урока Слайд презентации

Цель урока Слайд презентации

Цель: актуализировать учебное содержание, необходимое и достаточное для восприятия нового материала: сравнение десятичных дробей, перевод десятичной дроби в смешанное число и наоборот

Цель: актуализировать учебное содержание, необходимое и достаточное для восприятия нового материала: сравнение десятичных дробей, перевод десятичной дроби в смешанное число и наоборот

Слайд 7 Демонстрирует слайды презентации

Слайд 7 Демонстрирует слайды презентации

Слайд 10 Слайд 11 Слайд 12

Слайд 10 Слайд 11 Слайд 12

Поставить в ответе запятую под запятой 3,20 1,35 4,55 (м

Поставить в ответе запятую под запятой 3,20 1,35 4,55 (м

Этап 5 Первичное закрепление полученных знаний

Этап 5 Первичное закрепление полученных знаний

Слайд 18 Выполним задания у доски и в тетрадях с пошаговым комментарием

Слайд 18 Выполним задания у доски и в тетрадях с пошаговым комментарием

Цель – организовать оценивание учащимися собственной деятельности на уроке

Цель – организовать оценивание учащимися собственной деятельности на уроке
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
23.03.2017