Технологическая карта урока обществознания "Роль экономики в жизни общества" (10 класс)
Оценка 4.8

Технологическая карта урока обществознания "Роль экономики в жизни общества" (10 класс)

Оценка 4.8
Разработки уроков
docx
обществознание
10 кл
20.06.2017
Технологическая карта урока обществознания "Роль экономики в жизни общества" (10 класс)
Технологическая карта урока обществознания в 10 классе на тему "Роль экономики в жизни общества". Цель и задачи урока: углубление представления об экономике как важной сфере в жизни общества, ее основных проявлениях; характеризовать соотношение между жизнью общества в целом и его экономическом развитии, воспитывать: выработку собственной позиции к проблемам экономики, формировать экономическую культуру старшеклассников.
урок обществохнания в 10 кл. роль экономики в жизни общества.docx
План­конспект урока Предмет: обществознание Класс: 10 Тема урока: "Роль экономики в жизни общества" Тип урока: изучение нового материала. Цель урока: углубление представления об экономике как важной сфере в жизни общества, ее основных проявлениях; характеризовать соотношение между жизнью общества в целом и его экономическом развитии, воспитывать: выработку собственной позиции к проблемам экономики, формировать экономическую культуру старшеклассников. Методическая цель: методика использования ИКТ в процессе изложения нового материала. Методика подготовки к ЕГЭ в рамках урока обществознания. Формирование УУД: Предметные УУД: Должны узнать: понятия экономики как науки, хозяйства и сферы общественной жизни, структуру экономики, ее основные институты и  агентов; Должны уметь: анализировать и классифицировать разнородные источники социальной информации по теме; воспитывать: выработку  собственной позиции к проблемам экономики, формировать экономическую культуру старшеклассников. регулятивные ­ определять и формулировать цель деятельности на уроке при изучении экономики; познавательные ­ добывать новые знания, находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт, информацию, полученную на уроке; коммуникативные ­ доносить информацию до участников образовательного процесса – оформлять свою мысль в устной и письменной речи,  уметь слышать друг друга, понимать позицию партнера, в том числе отличную от своей; личностные ­ формировать положительное отношение к процессу получения знаний; Оборудование: карточки с заданиями, использование ИКТ, доска. Этапы работы 1. Организационный  момент. Цель для педагога: в  вызвать интерес у  обучающихся к теме  параграфа и  актуализировать их  дальнейшую  познавательную  деятельность.. Цель для обучающихся:  осознание необходимости  овладения новыми  знаниями. 2. Изучение нового  учебного материала  (первая часть). Цель для педагога: вызвать интерес у  обучающихся к теме  параграфа и  актуализировать их  дальнейшую  познавательную  деятельность. ­учебно­интеллектуальные умения: умение  определять и решать  проблемы. Содержание этапа Слайд 1 Учитель. Здравствуйте ребята, садитесь. Мы сегодня продолжим знакомство с обществом как сложной  динамической системой, важнейшим элементом которой является экономическая система его  жизнедеятельности. Тема нашего урока сегодня – Роль экономики в жизни общества.  Слайд 2 План изучения новой темы: 1. Экономика как подсистема общества. 2. Экономика и уровень жизни. 3. Экономика и социальная структура общества. 4. Экономика и политика. Слайд 3 Учитель: Название нашей темы содержит два основных понятия: экономика и общество. С этими понятиями  вы познакомились, когда начали изучать обществознание. Сейчас наша задача – вспомнить и объяснить их. Что такое  общество? Общество – это обособившаяся от природы, но тесно связанная с ней часть материального мира, включающая в  себя способы социального взаимодействия и формы объединения людей. Что такое экономика? Экономика  (в переводе с греческого искусство ведения домашнего хозяйства) – 1) это хозяйственная система, обеспечивающая удовлетворение потребностей людей и общества путем создания и использования необходимых жизненных благ; 2) наука о хозяйстве, способах его ведения и управления им, отношениях между людьми в процессе  производства и обмена товаров, закономерностях протекания хозяйственных процессов. ­учебно­информационные  умения: умение работать с реальными объектами как  с источниками  информации. Развивающий аспект цели данного этапа  связан с развитием опоры  на собственный опыт. Цель для обучающихся:  осознание необходимости  овладения новыми  знаниями. Задачи: ­   раскрыть тесную  взаимосвязь экономики с  другими сторонами жизни  общества. Методы организации на  данном этапе работы:  беседа, самостоятельное  изучение учащимися  разделов учебного текста  и их анализ, опора на  социальный опыт,  проблемная ситуация,  сравнение, практическая  работа. Критерии определения  уровня внимания и  интереса к уроку: ­ межпредметная связь;  привлечение знаний из  курсов истории,  Учитель: Более подробно с темой Экономика мы познакомимся в 11 классе. А пока мы попытаемся ответить на вопросы: Может ли общество существовать без экономики? Зачем изучать экономику?  Изучение нового материала сопровождается демонстрацией основных понятий темы в презентации.  Слайды презентации обобщают изученный на каждом этапе материал. Слайд 4 1. Экономика как подсистема общества. Слайд 5  Учитель: Сравните различные определения экономики, данные одним и тем же автором ­ П. Самуэльсоном в его книге "Экономикс". (Приложение 1) Экономика ­ это: 1) виды деятельности, связанные с обменом и денежными сделками между людьми; 2) использование людьми редких или ограниченных ресурсов и распределение их между членами общества в  целях потребления; 3) повседневная деловая жизненная деятельность людей, извлечение ими средств к существованию и  использование этих средств; 4) налаживание и осуществление потребления и производства; 5) богатство. Чем объясняется, что автор предлагает различные определения экономики? Ученики: Понятие «экономика» может рассматриваться как наука, как хозяйство и как сфера жизни общества. Учитель:  экономическая жизнь влияет на различные явления общественной жизни и общества в целом: ­ существование общества невозможно без постоянного производства материальных благ; ­ общественное производство обуславливает развитие его социальной структуры; ­ экономические отношения активно влияют на политическую жизнь общества; ­ в процессе производства создаются необходимые материальные условия для развития духовной жизни  общества. Учитель: Экономическая (хозяйственная) деятельность людей состоит из четырёх видов. Они указаны в географии, технологии  дает возможность  углубить и  систематизировать знания, ­ своеобразное и  правильное выполнение  заданий; ­ доступность учебного  материала; Методы мотивирования  (стимулирования)  обучающих в ходе урока: ­ похвала; ­ создание ситуации успеха (доступность и  наглядность материала).  Саму льсоном.  В эЭ ЭЭ ыделите, пожалуйста, сущностные характеристики  определения данных Полом  нтони основных проявлений экономической жизни общества, вам может помочь раздел параграфа «Экономика как  подсистема общества». Слайд 6 Учащиеся: ПРОИЗВОДСТВО РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ОБМЕН ПОТРЕБЛЕНИЕ Слайд 7 Учитель: запишите  в тетрадях схему «Виды экономической деятельности». Слайд 8 Закрепить полученные знания нам поможет игровая ситуация «Путаница».  Определите, пожалуйста, к какому виду экономической деятельности относятся данные операции. Запишите  таблицу в тетрадях, внося нужные изменения. Слайд 9 Проверка задания. Выводы: Может ли общество существовать без экономики? Слайд 10 Учитель: 1. Существование общества невозможно без постоянного производства материальных благ. 2. Общественное производство определяет появление и развитие его социальной структуры. 3. Экономические отношения влияют на политическую жизнь общества. 4. В процессе производства создаются необходимые материальные условия для развития духовной жизни  общества. Слайд 11 В начале XXI века наметились позитивные экономические перемены. Они произошли в следствие научно­ технической революции и реального превращения науки в непосредственную производительную силу. Задание. Приведите примеры подтверждающие эту мысль. Слайд 12 2. Экономика и уровень жизни. Учитель: Почему одним странам удается добиться высокого уровня экономического развития и процветания, а  другие никак не выбьются из нищеты? От чего зависит уровень жизни членов общества? Слайд 13 Уровень   жизни  ­   уровень   благосостояния   населения,   потребления   благ   и   услуг,   совокупность   условий   и показателей,   характеризующих   меру   удовлетворения   основных   жизненных   потребностей   людей.  Понятие записывается в тетради. Задание. На стр. 128­129 найдите показатели, определяющие уровень жизни населения страны и запишите их в тетради. Слайд 14 Учащиеся: Уровень жизни определяют следующие показатели: 1. ВВП (валовый внутренний продукт) на душу населения (суммарная стоимость всех конечных продуктов и  услуг, произведённых страной за год, поделенная на численность населения). 2. Прожиточный минимум. 3. Уровень здоровья людей. 4. Состояние окружающей среды. 5. Доступность культурных благ. 6. Степень неравномерности распределения доходов в обществе. Слайд 15­17 Учитель: Давайте проанализируем диаграммы и таблицу. Задание. Сравните экономические показатели стран и ответьте на следующие вопросы: • •  В какой из стран уровень жизни самый низкий, а в какой самый высокий? Что влияет на этот показатель?  Какую роль играют в экономическом развитии страны следующие факторы: наличие или отсутствие  богатых природных ресурсов, эффективность использования производственных ресурсов?  Слайд 18 Учитель: Уровень экономического развития прямо влияет на уровень жизни в стране. Низкий уровень  экономического развития ведёт к снижению потребления: чтобы больше потреблять, надо больше производить. Минимальный уровень потребления определяет такой показатель, как черта бедности. Уровнем бедности называют нормативно устанавливаемый уровень денежных доходов человека за  определённый период, позволяющий обеспечить его физический прожиточный минимум. Слайд 19 Слайд 20 Учитель: Давайте составим кластер «Уровень жизни страны зависит». Уровень жизни страны зависит от неукоснительного  исполнения законов                     правильной   организации  производства   научно­ технического  прогресса эффективной торговли квалифицированных  работников все члены общества управляющие ученые предприниматели трудоспособные граждане Слайд 21 Сделаем выводы: (делают учащиеся, учитель вносит коррективы, поправки) Уровень жизни общества зависит от людей составляющих это общество. Слайд 22 3. Экономика и социальная структура общества. Учитель: В рамках общества как системы формируются и действуют различные общности и группы. Давайте  вспомним: Что такое социальная структура общества? Слайд 23 Учащиеся: Социальная структура общества – это целостная совокупность всех общностей, взятых в их  взаимодействии. Слайд 24 Задание. Опираясь на текст учебника, стр.130­131, проиллюстрируйте примерами взаимовлияния экономики и  социальной сферы. Ответы учащихся. Слайд 25 Учитель: Особую угрозу для политической и экономической стабильности в обществе представляет  неравенство доходов. В современных промышленных развитых странах создаются государства всеобщего благосостояния, т. е. доходы перераспределяются в пользу более бедных и обделённых слоёв и др. Слайд 26 Перед вами Кривая Лоренца — это графическое изображение функции распределения. Она была предложена американским   экономистом Максом   Отто   Лоренцем в  1905   году как   показатель неравенства   в   доходах населения. В таком представлении она есть изображение функции распределения, в котором аккумулируются доли численности и доходов населения. Каждая точка на кривой Лоренца соответствует утверждению вроде «20 самых   бедных   процентов   населения   получают   всего   7 %   дохода».   В  случае   равного  распределения   каждая группа   населения   имеет   доход,   пропорциональный   своей   численности.   Такой   случай   описывается   кривой равенства, являющейся прямой, соединяющей начало координат и точку (1;1). В случае полного неравенства (когда лишь один член общества имеет доход) кривая сначала «прилипает» к оси абсцисс, а потом из точки (1;0) «взмывает» к точке (1;1) Учитель: Обратите внимание на остроту этой проблемы у нас в стране в условиях социально­экономических  преобразований и распада прежних социальных отношений (например, решение задач устранения чрезмерной  дифференциации доходов населения, совершенствование системы гос. поддержки соц. незащищенных слоев  населения). Экономическая дифференциация выражается в разделении общества на группы с различными  доходами, уровнем жизни и потребления. Слайд 27 Учитель: Попробуем сделать выводы: (делают учащиеся, учитель вносит коррективы, поправки) ­ абсолютное равенство доходов убивает в людях стимулы к производительному труду; ­ неравенство доходов может достигать огромных масштабов и создавать угрозу для политической и  экономической стабильности в обществе; ­ полное равенство доходов без экономического роста может привести к банкротству, а экономический рост без  достаточной соц. защищенности к беспорядкам. Слайд 28 4. Экономика и политика. Слайд 29 Давайте посмотрим, как влияет государство на экономическое развитие общества. Воздействие на экономику государства:  1) Государство может действовать в том же направлении, что и экономика – тогда развитие экономики идет быстрее. 2) Государство может действовать наперекор экономическому развитию – тогда оно терпит крах через  определенное время. 3) Государство может ставить экономическому развитию преграды в одних направлениях и стимулировать его в других Экономическая политика государства – процесс реализации  определённых целей. Каждое правительство  выбирает необходимые обществу экономические приоритеты в своей политике. Слайд 30 Из схемы «Общественное благосостояние» видно, что основная цель экономики максимальное благосостояние  всего общества и ей соподчиняются цели политические и экономические. Слайд 31 Важная задача российского государства – охрана и поддержание в национальной экономике конкуренции и  разработка оптимальной национальной стратегии экономического развития. Учитель: Для закрепления изученного материала мы с вами попробуем выполнить задания  1. Верны ли следующие суждения об экономике?  Экономика как область знаний непосредственно изучает способы регулирования социальных конфликтов.  Экономика как область знаний непосредственно изучает способы эффективного использования  ограниченных ресурсов.  Методы исследования экономики предполагают ее тесную связь с математикой.   Экономике, как системе ведения рационального хозяйства, столько же лет, сколько и самому обществу.  Инфляция, деньги, безработица – основные понятия экономической науки.  Окончательно удовлетворить потребности человека невозможно, они безграничны. Слайд 32 2. Вопросы, которые являются основными для любого времени, пытались решать и затрагивали не только  экономисты. Давайте обратимся к произведению А. С. Пушкина «Евгений Онегин», а конкретно, к  характеристике Евгения Онегина. Как в этой характеристике автор показал значение экономики, ее роль  в жизни общества? Бранил Гомера, Феокрита; Зато читал Адама Смита И был глубокий эконом,  То есть умел судить о том, Как государство богатеет, И чем живет, и почему 3. Закрепление учебного  материала. Цель для педагога: ­ выявить уровень  усвоения учебного  материала; ­ научить применять  полученные знания  самостоятельно на  практике Цель для обучающихся: Образовательный аспект  представлен следующим  образом: формирование  специальных умений:  целостное осмысление,  обобщение полученной  информации; присвоение нового знания,  новой информации учеником; формирование у каждого  из учащихся собственного  отношения к изучаемому  материалу. 4. Рефлексия в конце урока Цель для обучающихся: Показать свое отношение к изученному материалу на  уроке Цель для педагога:  создание благоприятных  психологических условий. Задачи: ­ формирование  заинтересованности к  дальнейшей деятельности. 5. Задание на дом. Цель для обучающегося: ­ стимулирование к  личным достижениям; ­ развивать умение  работать самостоятельно,  творчество; ­ воспитывать нравствен­ Не нужно золота ему, Когда простой продукт имеет. Ребята, мы сегодня затронули очень сложную но важную тему, т.к. экономика в жизни общества играет большую роль. Кроме того, 6 заданий из 29 на ЕГЭ из раздела экономика. Работая на уроке с текстом учебника, схемами,  таблицами, диаграммами вы искали и анализировали информацию, представленную в различных знаковых  системах – это умение пригодиться вам на экзаменах. Умение подбирать и приводить примеры поможет вам  справиться с заданием, где необходимо конкретизировать примерами изученные понятия или положения  общественных наук. Знание терминов по может справиться с понятийными заданиями. Слайд 33 Пожалуйста, закончите предложения. Сегодня я узнал … Было интересно … Было трудно … Я выполнял задания … Я понял, что … Я приобрел … У меня получилось … Меня удивило … У меня не получилось … Урок дал мне для жизни … Мне захотелось … Слайд 34 Домашнее задание: §12, вопросы и задания, документ, с.135­136 и подготовиться к написанию эссе на тему:  «Экономика есть искусство удовлетворять безграничные потребности при помощи ограниченных ресурсов». (Л. Питер) Слайд 35 ное отношение к труду.

Технологическая карта урока обществознания "Роль экономики в жизни общества" (10 класс)

Технологическая карта урока обществознания "Роль экономики в жизни общества" (10 класс)

Технологическая карта урока обществознания "Роль экономики в жизни общества" (10 класс)

Технологическая карта урока обществознания "Роль экономики в жизни общества" (10 класс)

Технологическая карта урока обществознания "Роль экономики в жизни общества" (10 класс)

Технологическая карта урока обществознания "Роль экономики в жизни общества" (10 класс)

Технологическая карта урока обществознания "Роль экономики в жизни общества" (10 класс)

Технологическая карта урока обществознания "Роль экономики в жизни общества" (10 класс)

Технологическая карта урока обществознания "Роль экономики в жизни общества" (10 класс)

Технологическая карта урока обществознания "Роль экономики в жизни общества" (10 класс)

Технологическая карта урока обществознания "Роль экономики в жизни общества" (10 класс)

Технологическая карта урока обществознания "Роль экономики в жизни общества" (10 класс)

Технологическая карта урока обществознания "Роль экономики в жизни общества" (10 класс)

Технологическая карта урока обществознания "Роль экономики в жизни общества" (10 класс)

Технологическая карта урока обществознания "Роль экономики в жизни общества" (10 класс)

Технологическая карта урока обществознания "Роль экономики в жизни общества" (10 класс)

Технологическая карта урока обществознания "Роль экономики в жизни общества" (10 класс)

Технологическая карта урока обществознания "Роль экономики в жизни общества" (10 класс)

Технологическая карта урока обществознания "Роль экономики в жизни общества" (10 класс)

Технологическая карта урока обществознания "Роль экономики в жизни общества" (10 класс)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
20.06.2017