Технологическая карта урока окружающего мира на тему "Богатство природы"
Оценка 4.8
Разработки уроков
docx
окружающий мир
1 кл
26.02.2019
В разработке представлен урок окружающего мира в 1 классе по УМК "Школа 2100" с подробным описанием и обоснованием выбора используемых технологий, методов и приёмов. Урок представлен в виде технологической карты с описанием деятельности детей и учителя на каждом его этапе.
конспект Богатства природы.docx
Образовательная система «Школа 2100»
А.А.Вахрушев, О.В. Бурский, А.С. Раутиан Окружающий мир, 1 класс
«Я и мир вокруг»
Тема урока: Богатства природы.
Данный урок является 5 уроком по разделу: Что нас окружает.
Тип урока : урок овладения новыми знаниями.
Цель урока: Дать обобщённое представление о природном богатстве; учить
понимать взаимосвязь в природе
Оборудование:
1
учебник «Окружающий мир. 1 класс, часть 2» (А.А. Вахрушев),
2 книжка – раскладушка с заданиями для индивидуальной работы;
3 карточки с заданиями для групповой исследовательской работы;
4
сигнальные карточки для саморефлексии;
5 поднос с монетами, бижутерией (серьги, кольца, браслеты, колье), яблоком,
ракушкой, ростком цветка, землёй.
6 Проектор, ноутбук , подключение к Интернет для просмотра отрывка из передачи
«Шишкин лес»
Ожидаемый результат.
Внешним результатом учебной деятельности на данном уроке является открытие нового
знания и способность к его применению при решении учебной задачи (дать обобщённое
представление о природном богатстве; учить понимать взаимосвязь в природе).
На внутреннем уровне результатом является развитие личности учащихся (мыслительных
операций, мотивационной, эмоциональноволевой сферы, развитие коммуникативных
умений, активности, самостоятельности, ответственности)
Познавательные УУД: формирование умений объяснять мир – называть
Метапредметные результаты:
окружающие предметы и их взаимосвязи; познакомить учащихся с богатствами природы,
учить понимать взаимосвязь в природе, объяснять как люди помогают жить друг другу;
называть живые и неживые природные богатства и их роль в жизни человека, добывать
новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и
информацию, полученную на уроке. Регулятивные УУД: определять и формулировать тему и цель на уроке с
помощью учителя; учиться высказывать своё предположение на основе работы с
иллюстрацией учебника.
Коммуникативные УУД: оформлять свою мысль в устной речи на уровне
предложения или небольшого текста, совместно договариваться о правилах общения,
учиться выполнять различные роли в группе.
Личностные результаты: умение объяснять своё отношение к миру, оценивать
правильность поведения людей в природе, воспитывать бережное отношение к богатствам
природы, потребность общаться с природой.
Предметные результаты: называть окружающие предметы и их взаимосвязи,
называть живые и неживые природные богатства и их роль в жизни человека.
Технологии, методы и приёмы, используемые на уроке.
На уроке используется технология проблемного обучения, которая предполагает
системно – деятельностный подход, а именно, создание под руководством учителя
проблемной ситуации и активную самостоятельную деятельность учащихся по её
разрешению, в результате чего происходит творческое овладение знаниями, навыками,
умениями и развитие мыслительных способностей.
Применяются активные методы обучения (по классификации И.Я. Лернера, М.Н.
Скаткина): проблемное изложение, частичнопоисковый метод. На этапе введения
применяются проблемные методы, которые проводят учеников через два звена научного
творчества – постановку проблемы и поиск решения и направлены на организацию
поисковой познавательной деятельности. На этапе воспроизведения предлагаются задания,
позволяющие пройти ещё два творческих звена – выражение продукта и реализацию
продукта. Таким образом, ученик осуществляет полный цикл творческой деятельности.
Частичнопоисковый метод позволяет приучить учащихся к самостоятельности мышления
и творчеству.
Для организации учебного процесса развивающего типа,
использую
исследовательский подход (обучение через «открытие») и коммуникативный подход (когда
ученик становится автором какойто точки зрения).
На этапе актуализации знаний и постановки учебной задачи предлагаются
задания на повторение изученного материала. При этом учитель задаёт проблему, играющую роль мотивации учебной деятельности. Ребята предлагают свои способы
решения этой проблемы, выясняют в беседе, что им необходимо для решения проблемы,
что они уже знают, а что им предстоит узнать. Знания, которые лежат в основе
выполнения данных заданий, являются базовыми для изучения нового материала.
На следующем этапе осуществляется открытие детьми нового знания в результате
совместных действий учителя и учеников (система подводящих творческих заданий).
Выдвигаются гипотезы, которые затем принимаются или отвергаются, выделяются
существенные признаки понятия, устанавливаются связи с ранее изученным материалом.
Новые знания, приобретенные в ходе совместного открытия, являются личностно
значимыми и присваиваются учениками сразу же, без дополнительных усилий на
запоминание.
На этапе первичного закрепления используются задания, которые позволяют
начать обучение способам применения. При этом в каждом задании формируется и
отрабатывается важнейшее понятие или представление темы, а, кроме того,
рассматривается один из многих способов его применения в жизни школьника.
Последним предлагается задание частичнопоискового и творческого
характера, которое проводится по принципу "опережающей многолинейности".
На этапе подведения каждого этапа урока ученики участвуют в оценочно
рефлексивной деятельности. Каждый ученик задумывается о том, что у него хорошо
получается, а что еще не получается и над чем он планирует работать на следующих уроках
в плане самовоспитания, саморазвития и самообучения.
Использование на уроке здоровьесберегающих технологий, а именно,
создание
благоприятного психологического фона на уроке, создание условий для самовыражения
учащихся, включение физминуток позволяет снизить утомляемость детей, улучшает
эмоциональный настрой и повышает работоспособность, что способствует укреплению
здоровья учащихся.
Равномерное распределение различных видов деятельности на уроке, проведение
уроков в нетрадиционной форме, нормативное применение ТСО, дает положительные
результаты в обучении.
Структура урока:
1 Самоопределение к деятельности
2 Постановка проблемного вопроса. 3 Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности
4 Постановка учебной задачи
5 Совместное открытие нового.
6 Первичное закрепление (обучение способам применения)
7 Практическая часть урока (начало формирования умений).
8 Подведение итогов урока. Рефлексия.
Ход урока:
Перед уроком, на перемене учитель просит внимательно рассмотреть предметы,
лежащие на подносе – исследовать их.
Этап урока
1.Самоопределен
ие к
деятельности
а) Орг.момент.
Цель:
проводиться для
снятия волнения,
напряжения,
придаёт чувство
уверенности в
себе и своих
силах.
б) Мобилизирую
щий этап.
Деятельность учителя
Из глубокого колодца
Солнце медленно встаёт
Свет его на нас прольётся
Луч его нам улыбнётся
Новый день оно начнёт.
Пусть наш урок будет таким солнечным и
радостным, как ваши улыбки! Улыбнёмся
друг другу!
Друзья, сегодняшний урок предлагаю начать
со слова, записанного на доске.
Как вы понимаете это слово?
Мы учимся с вами работать с разными
источниками информации. Один из них –
толковый словарь. В толковом словаре Даля я
нашла значение слова «ИССЛЕДОВАНИЕ»
ее
Иссл дование
изучение чеголибо.
Исходя из этого понятия, скажите, как можно
— поиск новых знаний ,
исследовать, изучать книбудь предмет?
Как называются люди, занимающиеся
исследованиями?
Как вы думаете, зачем я поместила это слово
на доску?
У каждого из вас была возможность побывать
Деятельность учащихся
Приветствуют учителя, друг
друга.
Читают слово
ИССЛЕДОВАНИЕ
Предлагают варианты
Рассмотреть, потрогать,
понюхать, попробовать.
Исследователи
Возможно, мы будем
заниматься
исследованием исследователем. Когда?
Когда рассматривали
предметы на подносе.
2. Актуализация
знаний и
фиксация
затруднений в
деятельности.
Цель: готовность
мышления и
осознание
потребности к
восприятию
нового
. На какие 2 группы их можно разделить?
Что отнесём к природе? Докажите.
Что отнесём к не природе? Докажите. (на
доске появляются таблички: ПРИРОДА
НЕПРИРОДА)
ДЛЯ ЧЕГО МЫ ДЕЛАЛИ ЭТУ РАБОТУ?
Как одним словом можно назвать группу
предметов, которую вы отнесли к не природе?
(на доске появляется табличка
БОГАТСТВА)
Вещи, сделанные руками человека, могут
быть богатством. А могут ли быть связаны
слова БОГАТСТВА и ПРИРОДА?
Предположите, как?
Предположите тему урока. (на доске
появляется табличка БОГАТСТВА
ПРИРОДЫ)
Природа и не природа
Яблоко, ракушка, росток,
земля – природа, т.к не
создано человеком
Всё остальное не природа –
создано человеком
Чтобы повторить
пройденное. Может, эти
знания понадобятся на
уроке.
Драгоценности, ценности,
БОГАТСТВА
Может, у природы тоже
есть свои богатства?
БОГАТСТВА ПРИРОДЫ 3.Постановка
учебной задачи.
Цель: выявление
места и причины
затруднения,
постановка цели
урока
4.Совместное
открытие нового.
Цель: усвоение
новых знаний.
Где можно проверить предположения?
Воспользуемся источником информации –
учебником. Стр.30.
Какие вопросы можно поставить? (фиксация
Предлагают варианты
вопросов на доске)
Работа с учебником
Вот главные вопросы урока.
Скажите, наш урок – урок открытия нового
знания или повторения?
Значит, какую цель поставим на уроке?
Сформулировать цель помогут главные
вопросы.
Исходя из цели урока, поставьте свою цель на
уроке.
ДЛЯ ЧЕГО МЫ ДЕЛАЛИ ЭТУ РАБОТУ?
ОЦЕНИТЕ СЕБЯ НА ЭТОМ ЭТАПЕ
РАБОТЫ.
Из каких источников информации можно
получить ответ на 1ый вопрос?
Вначале урока я сама нашла значение слова
ИССЛЕДО ВАНИЕ. Теперь вы сами найдите
значение словосочетания ПРИРОДНЫЕ
БОГАТСТВА
Что же такое БОГАТСТВА ПРИРОДЫ?
ФИЗМИНУТКА
Тихо встали, потянулись,
Влево, вправо повернулись.
Руки в сторону и вверх.
Каждый сядет тише всех.
ЧТО такое богатства
природы?
КАКИЕ есть богатства
природы?
КАК их использует
человек?
Урок открытия
нового знания
УЗНАТЬ какие есть
богатства природы и как
их использует человек?
Ставят личную цель
Высказывают мнения
Оценивают сигнальными
карточками, обосновывают
выбор
Из толкового словаря
учебника.
Поиск информации в
словаре
Зачитывают из словаря,
пытаются сформулировать
самостоятельно
Для того, чтобы ответить на следующий
вопрос урока, поработаем в группах.
Объединитесь.
Проведём исследование: «Чем раньше были
вещи, изготовленные человеком». Как
настоящие специалисты будем фиксировать
свои наблюдения в исследовательских листах.
ОЦЕНИТЕ РАБОТУ В ГРУППАХ
Как назвать одним словом предметы левого
Исследовательская работа в столбика, правого столбика.
Какой вывод можно сделать?
Как проверить правильность вывода?
Беседа по прочитанному
Стр.30. вывод в нижней рамке.
Подтвердились предположения?
Чем были раньше вещи, которые нас
окружают?
Что значит «щедро»?
Найдите в тексте над рамкой информацию о
тех вещах, о которых мы ещё не говорили.
Чем они были раньше.
Для чего мы делали эту работу?
На какой вопрос ещё не нашли ответа?
Чтобы ответить, поработаем в парах. Учебник
с.32.
Что в центре?
Какие природные богатства использует
человек, чтобы получить эти вещи.
К какой природе относятся?
группах. Дети заполняют лист
исследования .Слева –
изображён предмет, сделанный
руками человека, справа
необходимо подобрать
изображение объект а
природы. Вывешивают на
доску друг под другом.
Делают выводы, обосновывают
выбор.
Оценивают сигнальными
карточками, обосновывают
выбор
Предметы, сделанные
руками человека и
объекты природы
Можно предположить,
что всё, что сделал
человек, раньше было
частью природы.
Прочитать в учебнике
Значит, как можно назвать эти природные
богатства?
(фиксация на доске)
Мы выделили 1ую группу ПБ. Что туда
Не жалея, в больших
количествах.
Выборочное чтение,
обсуждение
отнесём?
На какой вопрос начали отвечать?
ФИЗМИНУТКА
Мы на солнышке лежали,
Солнцу спины подставляли
И бока, и плечи.
Да с разбегу в речку!
И в прохладной воде
Плавали, ныряли
Свежим воздухом мы
Глубоко дышали.
Какие природные богатства прозвучали в
фминутке?
Чтобы ответить на
вопрос «Как человек
использует природные
богатства?» , пополнить
знания.
Какие бывают ПБ?
Работа в парах
Вещи.
Ответ с опорой на
иллюстрацию
5. Первичное
закрепление Как использует их человек?
К какой природе относятся?
(фиксация на доске)
Значит, какие это ПБ?
Приведите ещё примеры неживых ПБ
Как думаете, почему именно СОЛНЦЕ,
ВОЗДУХ, ВОДУ я зафиксировала в
качестве примера?
Прочитайте свойства объектов неживой
природы.
Соотнесите ПБ и его свойство.
Дует – это о чём?
Как ветер связан с воздухом?
Практическое упражнение « ДЕЛАЕМ
ВЕТЕР»
Эти свойства природы ещё называют СИЛЫ
ПРИРОДЫ
Как вы думаете, использует ли их человек?
Как?
Есть ещё один источник информации, к
которому мы можем обратиться, чтобы
проверить предположения .
Для чего мы делали эту работу?
Ответили?
Оцените свою работу на этом этапе
Сможете отличить БП др. от др.?
Как проверить?
РАБОТА С КНИЖКОЙ
РАСКЛАДУШКОЙ
Рассмотрите, допишите, к какому природ.
богатству относится 1ая картинка.
проверка
Для чего выполняли эту работу?
Какая была Ц урока?
Достигли поставленной цели?
Кто сможет используя схему поделится
К живой
ЖИВЫЕ ПРИРОДНЫЕ
БОГАТСТВА
Ответы с опорой на
предыдущие знания, личный
опыт.
Какие бывают ПБ?
СОЛНЦЕ, ВОЗДУХ, ВОДА
Ответы с опорой на
предыдущие знания, личный
опыт.
Неживые
Это жизненно
необходимые ПБ, п.э их
надо беречь
ТЕЧЁТ, ДУЕТ,
ИЗЛУЧАЕТ СВЕТ
солнце –светит, вода –
течёт, воздух – дует
о ветре
практическим путём доказывают,
что ветер – это движение воздуха полученными знаниями?
Может ли человек жить без ПБ?
Значит, ПБ надо беречь. Об этом мы
будем говорить на след. Уроках.
Оцените своё понимание темы.
Обоснуйте оценку.
Чтобы закрепить знания , предлагаю:
Заполнить, закончить книжку
a
b Повторить мл по учебнику
c Выполнить задание в рабоч.тетр.
d Может, ктото воспользуется
интернетом.
Урок окончен.
6.Практическая
часть урока
7.Подведение
итогов урока.
Рефлексия.
Предположения
Просмотр отрывка из детской
познавательной передачи
«Шишкин лес» «Силы
природы»
Закрепляют знания,
полученные при просмотре
выводом учебника на стр.30
Чтобы ответить на
вопрос, какие существуют
ПБ.
Оценивают сигнальными
карточками, обосновывают
выбор
Выполнить задание,
используя полученные
знания
Работа с книжкойраскладушкой
Технологическая карта урока окружающего мира на тему "Богатство природы"
Технологическая карта урока окружающего мира на тему "Богатство природы"
Технологическая карта урока окружающего мира на тему "Богатство природы"
Технологическая карта урока окружающего мира на тему "Богатство природы"
Технологическая карта урока окружающего мира на тему "Богатство природы"
Технологическая карта урока окружающего мира на тему "Богатство природы"
Технологическая карта урока окружающего мира на тему "Богатство природы"
Технологическая карта урока окружающего мира на тему "Богатство природы"
Технологическая карта урока окружающего мира на тему "Богатство природы"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.