Технологическая карта урока окружающего мира на тему "Кровеносная система человека" (4 класс)

  • Разработки уроков
  • docx
  • 04.03.2018
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала работа в группах.docx

1 группа (Кровеносная система и ее состав)

1)  Изучи представленный ниже  материл.

2)  Изучи материал учебника на с. 24-25.

3)  Заполни таблицу №1в рабочем листе.

4)  Представь результаты исследования классу.

Кровь – удивительная жидкость. С древних времён ей приписывали могучую силу. Древние жрецы приносили её в жертву своим богам, люди  кровью скрепляли свои клятвы. Кровь есть во всех частях тела. Даже если уколоть иголкой кожу, выступает капелька крови. Всего в организме взрослого человека около 5-6 л крови. У детей её немного меньше, около 3л. Кровь постоянно движется по телу по специальным трубочкам, которые называются «кровеносные  сосуды».

-Рассмотрите рисунок кровеносной системы учебник на с.25

- Проследите по рисунку за движением крови в организме.

Сосуды и сердце – органы кровообращения. Сосуды, по которым кровь течёт от сердца, называются -  артериями. Артерии имеют толстые, прочные и упругие стенки. Самая крупная артерия называется – аортой. Сосуды,  несущие кровь к сердцу, называются – венами. Их стенки тоньше и мягче, чем стенки артерий.

Мельчайшие кровеносные сосуды называются – капиллярами.

 

Кровеносная система

 

 

сердце

 

 

(какую работу выполняет в системе?)

 

 

 

 

(какую работу выполняет в системе?)

(какую работу выполняет в системе?)

(какую работу выполняет в системе?)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2 группа (Состав крови)

1)  Изучи представленный ниже  материл.

2)  Заполни таблицу №2 в рабочем листе.

3)  Представь результаты исследования классу.

Рассмотрите рисунок 

 капелька крови под микроскопом.

 

 

Состав крови

 

 

 

 

Клетки крови

(какую имеет форму и цвет?)

 

 

 

 

(какую имеют форму и цвет?)

(какую имеют форму и цвет?)

(какую имеют форму и цвет?)

 

 

 

 

 

 

 

 

3 группа (Функции крови)

 

5)  Изучи представленный ниже  материл.

6)  Изучи материал учебника на с. 26-27, прт с 12 №30.

7)  Заполни таблицы №3, №4 в рабочем листе.

8)  Представь результаты исследования классу.

 

Кровь состоит из множества клеток. Каждая клетка выполняет свою «работу». Во- первых, транспортную: обогатившись в лёгких кислородом, а в стенках тонкой кишки – питательными веществами, они доставляют их ко всем органам. От органов же кровь уносит углекислый газ к лёгким, а продукты обмена веществ – к коже, почкам. Кровь также уносит из организма вредные вещества. Если человек теряет много крови, то ему переливают её. Опыты по переливанию крови животным начались ещё в 1638 году, а в 1667 году было проведено первое успешное переливание крови  животного – ягнёнка – юноше, который погибал от многократного кровопускания – модного тогда лечения. Однако после четвёртого переливания больной мальчик умер. Опыты по переливанию крови человеку прекратились почти на целое столетие. Неудачи наводили на мысль о том, что человеку можно переливать  только кровь человека. Впоследствии выяснилось, что для переливания необходимо учитывать и совместимость крови. Различают четыре группы крови: 0 (I), А (II), В(III), АВ (IV). Учёные доказали также, что следует учитывать и резус-фактор -  особое вещество, которое содержится у большинства людей. Его называют резус – положительный и резус – отрицательный. Но об этом более подробно вы узнаете в старших классах.

 

Функции крови

 

 

 

 

 

 

(раскрой понятие этой функции)

(раскрой понятие этой функции)

(раскрой понятие этой функции)

(раскрой понятие этой функции)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Группы крови

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4 группа (Этот удивительный мир)

1)  Изучи представленный ниже  материл.

2)  Изучи материал учебника на с. 27.

3)  Заполни таблицу №5 в рабочем листе.

4)  Представь результаты исследования классу.

Илья Ильич Мечников вошел в историю как создатель науки о старении - геронтологии. Кроме того, именно он понял, что такое иммунитет, и открыл явление фагоцитоза.

Убийство Александра II влечет за собой реакционную волну. В университетах начинают ужесточать дисциплину. В ответ на это возникает все больше радикально настроенных студенческих группировок. Мечников выступает против закручивания гаек в области просвещения и в 1882 году уходит в отставку. И переезжает в Мессину. Именно там ученый делает открытие, которое перевернуло всю его жизнь.

«Мне пришло в голову, - писал потом Мечников, - что подобные клетки должны служить в организме для противодействия вредным деятелям. Я сказал себе, что если мое предположение справедливо, то заноза, вставленная в тело личинки морской звезды, не имеющей ни сосудистой, ни нервной системы, должна в короткое время окружиться налезшими на нее подвижными клетками, подобно тому, как это наблюдается у человека, занозившего себе палец. В крошечном садике при нашем доме я сорвал несколько розовых шипов и тотчас же вставил их под кожу великолепных, прозрачных, как вода, личинок морской звезды. Я, разумеется, всю ночь волновался в ожидании результата и на другой день, рано утром, с радостью констатировал удачу опыта. Этот последний и составил основу теории фагоцитов, разработке которой были посвящены последующие 25 лет моей жизни».

Эту гипотезу Илья Ильич подтвердил очень простым способом. Он воткнул в тело личинки шип розы и наблюдал, как вокруг занозы скопились амебоциты. Они либо пытались поглотить инородное тело, либо создавали защитный слой вокруг него. Мечников назвал эти клетки фагоцитами (от греческого слова «есть»), а само явление - фагоцитозом.

В 1888 году он эмигрировал в Париж. Как оказалось, навсегда...

Там он знакомится с Луи Пастером, который предлагает ему кафедру в своем институте.

В Пастеровском институте Мечников нашел тихую гавань, которую так долго искал. Там никто не мешал ему заниматься исследованиями, и он проработал на своей кафедре 28 лет. Илья Ильич получил широкое признание в научной среде благодаря циклу работ, посвященных эпидемиологии холеры, чумы, брюшного тифа и туберкулеза.

Этими исследованиями Мечников занимается и по личным причинам: от брюшного тифа умирает его вторая жена. Илья Ильич снова пытается покончить с собой и вкалывает себе вакцину, содержащую возбудителей тифа. Но после тяжелой болезни он выздоравливает. А по иронии судьбы, вместе со здоровьем улучшаются и зрение, и даже характер - теперь Мечников уже не так мрачно смотрит на мир...

Эти исследования позволяют ему развить свою теорию фагоцитоза, и Мечников выдвигает фагоцитарную теорию иммунитета.

Суть теории вот в чем: Илья Ильич предположил, что фагоциты захватывают и изолируют вредные тела, вызывающие заболевание. Это позволяет организму их изучить и выработать стратегию борьбы с ними. Организм вырабатывает соответствующие антитела и при повторном заражении уже знает, как бороться ними. Так, например, работают прививки от гриппа и других заболеваний.

За эту теорию в 1908 году Мечникову присудили Нобелевскую премию. Но сам он к тому моменту уже увлекся механизмами старения организма.

Илья Ильич Мечников и его открытия