1 группа (Кровеносная система и ее состав)
1) Изучи представленный ниже материл.
2) Изучи материал учебника на с. 24-25.
3) Заполни таблицу №1в рабочем листе.
4) Представь результаты исследования классу.
Кровь – удивительная жидкость. С древних времён ей приписывали могучую силу. Древние жрецы приносили её в жертву своим богам, люди кровью скрепляли свои клятвы. Кровь есть во всех частях тела. Даже если уколоть иголкой кожу, выступает капелька крови. Всего в организме взрослого человека около 5-6 л крови. У детей её немного меньше, около 3л. Кровь постоянно движется по телу по специальным трубочкам, которые называются «кровеносные сосуды».
-Рассмотрите рисунок кровеносной системы учебник на с.25
- Проследите по рисунку за движением крови в организме.
Сосуды и сердце – органы кровообращения. Сосуды, по которым кровь течёт от сердца, называются - артериями. Артерии имеют толстые, прочные и упругие стенки. Самая крупная артерия называется – аортой. Сосуды, несущие кровь к сердцу, называются – венами. Их стенки тоньше и мягче, чем стенки артерий.
Мельчайшие кровеносные сосуды называются – капиллярами.
Кровеносная система |
||||
|
|
|
|
|
сердце |
|
|
||
(какую работу выполняет в системе?) |
|
|
|
|
|
(какую работу выполняет в системе?) |
(какую работу выполняет в системе?) |
(какую работу выполняет в системе?) |
|
|
|
|
||
2 группа (Состав крови)
1) Изучи представленный ниже материл.
2) Заполни таблицу №2 в рабочем листе.
3) Представь результаты исследования классу.
Рассмотрите рисунок
капелька крови под микроскопом.
Состав крови |
||||
|
|
|
|
|
|
|
Клетки крови |
||
(какую имеет форму и цвет?) |
|
|
|
|
|
(какую имеют форму и цвет?) |
(какую имеют форму и цвет?) |
(какую имеют форму и цвет?) |
|
|
|
|
||
3 группа (Функции крови)
5) Изучи представленный ниже материл.
6) Изучи материал учебника на с. 26-27, прт с 12 №30.
7) Заполни таблицы №3, №4 в рабочем листе.
8) Представь результаты исследования классу.
Кровь состоит из множества клеток. Каждая клетка выполняет свою «работу». Во- первых, транспортную: обогатившись в лёгких кислородом, а в стенках тонкой кишки – питательными веществами, они доставляют их ко всем органам. От органов же кровь уносит углекислый газ к лёгким, а продукты обмена веществ – к коже, почкам. Кровь также уносит из организма вредные вещества. Если человек теряет много крови, то ему переливают её. Опыты по переливанию крови животным начались ещё в 1638 году, а в 1667 году было проведено первое успешное переливание крови животного – ягнёнка – юноше, который погибал от многократного кровопускания – модного тогда лечения. Однако после четвёртого переливания больной мальчик умер. Опыты по переливанию крови человеку прекратились почти на целое столетие. Неудачи наводили на мысль о том, что человеку можно переливать только кровь человека. Впоследствии выяснилось, что для переливания необходимо учитывать и совместимость крови. Различают четыре группы крови: 0 (I), А (II), В(III), АВ (IV). Учёные доказали также, что следует учитывать и резус-фактор - особое вещество, которое содержится у большинства людей. Его называют резус – положительный и резус – отрицательный. Но об этом более подробно вы узнаете в старших классах.
Функции крови |
|||
|
|
|
|
|
|
|
|
(раскрой понятие этой функции) |
(раскрой понятие этой функции) |
(раскрой понятие этой функции) |
(раскрой понятие этой функции) |
|
|
|
|
Группы крови |
|||
|
|
|
|
|
|
|
|
4 группа (Этот удивительный мир)
1) Изучи представленный ниже материл.
2) Изучи материал учебника на с. 27.
3) Заполни таблицу №5 в рабочем листе.
4) Представь результаты исследования классу.
Илья Ильич Мечников вошел в историю как создатель науки о старении - геронтологии. Кроме того, именно он понял, что такое иммунитет, и открыл явление фагоцитоза.
Убийство Александра II влечет за собой реакционную волну. В университетах начинают ужесточать дисциплину. В ответ на это возникает все больше радикально настроенных студенческих группировок. Мечников выступает против закручивания гаек в области просвещения и в 1882 году уходит в отставку. И переезжает в Мессину. Именно там ученый делает открытие, которое перевернуло всю его жизнь.
«Мне пришло в голову, - писал потом Мечников, - что подобные клетки должны служить в организме для противодействия вредным деятелям. Я сказал себе, что если мое предположение справедливо, то заноза, вставленная в тело личинки морской звезды, не имеющей ни сосудистой, ни нервной системы, должна в короткое время окружиться налезшими на нее подвижными клетками, подобно тому, как это наблюдается у человека, занозившего себе палец. В крошечном садике при нашем доме я сорвал несколько розовых шипов и тотчас же вставил их под кожу великолепных, прозрачных, как вода, личинок морской звезды. Я, разумеется, всю ночь волновался в ожидании результата и на другой день, рано утром, с радостью констатировал удачу опыта. Этот последний и составил основу теории фагоцитов, разработке которой были посвящены последующие 25 лет моей жизни».
Эту гипотезу Илья Ильич подтвердил очень простым способом. Он воткнул в тело личинки шип розы и наблюдал, как вокруг занозы скопились амебоциты. Они либо пытались поглотить инородное тело, либо создавали защитный слой вокруг него. Мечников назвал эти клетки фагоцитами (от греческого слова «есть»), а само явление - фагоцитозом.
В 1888 году он эмигрировал в Париж. Как оказалось, навсегда...
Там он знакомится с Луи Пастером, который предлагает ему кафедру в своем институте.
В Пастеровском институте Мечников нашел тихую гавань, которую так долго искал. Там никто не мешал ему заниматься исследованиями, и он проработал на своей кафедре 28 лет. Илья Ильич получил широкое признание в научной среде благодаря циклу работ, посвященных эпидемиологии холеры, чумы, брюшного тифа и туберкулеза.
Этими исследованиями Мечников занимается и по личным причинам: от брюшного тифа умирает его вторая жена. Илья Ильич снова пытается покончить с собой и вкалывает себе вакцину, содержащую возбудителей тифа. Но после тяжелой болезни он выздоравливает. А по иронии судьбы, вместе со здоровьем улучшаются и зрение, и даже характер - теперь Мечников уже не так мрачно смотрит на мир...
Эти исследования позволяют ему развить свою теорию фагоцитоза, и Мечников выдвигает фагоцитарную теорию иммунитета.
Суть теории вот в чем: Илья Ильич предположил, что фагоциты захватывают и изолируют вредные тела, вызывающие заболевание. Это позволяет организму их изучить и выработать стратегию борьбы с ними. Организм вырабатывает соответствующие антитела и при повторном заражении уже знает, как бороться ними. Так, например, работают прививки от гриппа и других заболеваний.
За эту теорию в 1908 году Мечникову присудили Нобелевскую премию. Но сам он к тому моменту уже увлекся механизмами старения организма.
Илья Ильич Мечников и его открытия |
|||
|
|
|
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.