Технологическая карта урока окружающего мира
Учитель: Дюмина Е.В.
Тема урока: Трудные времена на Русской земле
Тип урока: урок открытия новых знаний
Дата урока: 11.02.2017
Образовательные ресурсы: учебник А.А. Плешаков ."Окружающий мир", 2 ч.; интерактивное приложение к учебнику.
http://download8.proshkolu.ru
http://festival.1september.ru/articles/517777/
http://www.fasttorrent.ru/film/aleksandrnevskij.html
создать условия для ознакомления с героическими страницами истории Отечества; определения границ знания
Цели урока:
и «незнания»; способствовать формированию представления учащихся о военном деле на Руси; первоначальных умений поиска необходимой информации и
анализа полученной информации; развитию интереса к предмету «Окружающий мир».
Формы и методы обучения: объяснительноиллюстративный, частичнопоисковый; индивидуальная, групповая, фронтальная
работа, работа в паре.
Основные методы и понятия: монголотатары, Александр Невский.
Планируемые образовательные результаты:
Научатся: понимать учебную задачу урока, отвечать на вопросы, обобщать собственные представления; слушать собеседника и вести диалог, оценивать свои
достижения на уроке; вступать в речевое общение, пользоваться учебником.
Получат возможность научиться: работать с учебником, исторической картой, организовывать рабочее место
Личностные: усваивают гуманистические, демократические и традиционные ценности многонационального российского общества; проявляют чувство
ответственности и долга перед Родиной.
Организационная структура урока
Этап урока
Мотивационно
целевой
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
УУД
Читает стихотворение "Русь".
Слушают учителя,
принимают участие
К.Высказывают и аргументируют свою
точку зрения на обсуждаемую тему, (смыслообразующий
) этап
Под большим шатром голубых небес –
Вижу – даль степей зеленеется.
Широко ты, Русь, по лицу земли
В красе царственной развернулася!..
И во всех концах света белого
Про тебя идет слава громкая.
Уж и есть за что, Русь могучая,
Полюбить тебя, назвать матерью,
Стать за честь твою против недруга,
За тебя в нужде сложить голову!
в диалоге с учителем.
Демонстрируют
готовность к уроку.
вступают в диалог, обмениваются
мнениями.
Л. Понимают значение знаний для
человека; имеют желание учиться;
проявляют интерес к изучаемому
предмету, понимают его важность
– Это стихотворение написал известный вам поэт Иван Саввич
Никитин. Как вы считаете, какие мысли и чувства о русской земле
хотел передать поэт читателям?
– Когда враг нападал, то для людей русских, земли русской какие
наступали времена? Слайд 1.
– О чем пойдет речь на уроке?
– Сейчас мы совершим путешествие на несколько веков в прошлое.
Для этого вспомните о городах Древней Руси. Чем они славились?
Почему укреплялись?
Обсуждают тему урока.
Отвечают на вопросы
учителя, формулируют
цель урока.
Проектировочный
этап
– Кто управлял городами?
– Что вы можете сказать о некоторых князьях?
– Как вы считаете, кому такая ситуация была выгодна?
Организационно
деятельностный
этап открытия
нового знания
– В XIII веке на Русь обрушились тяжелые испытания.
С востока из Азии напали степные кочевники монголотатары под
предводительством хана Батыя. Слайд 4
Первым русским городом была Рязань. К ее стенам враги подошли в
1237 году. Слайд 5
– Кто такие монголотатары, кто возглавлял войско завоевателей,
как сражались русские города, вы узнаете, если прочитаете страницы
древних летописей. Для этого вы объединитесь в группы историков
Делятся на группы.
Выполняют задания.
П. Извлекают необходимую информацию
из прослушанного объяснения учителя,
высказываний одноклассников,
систематизируют собственные знания;
осуществляют логические действия.
Р.Ориентируются в учебнике;
контролируют учебные действия,
замечают допущенные ошибки; осознают
правило контроля и успешно используют
его в решении учебной задачи; принимают
и сохраняют цели и задачи учебной
деятельности.
К.Обмениваются мне ниями, умеют
слушать друг друга, строить понятные для
партнера по коммуникации речевые
высказывания, задавать вопросы с целью
получения необходимой для решения
проблемы информации; могут работать в
коллективе, уважают мнение других
участников образовательного процесса;
владеют навыками конструктивного взаимодействия со взрослыми и
сверстниками.
Л.Осознают свои возможности в учении;
способны адекватно рассуждать о
причинах своего успеха или неуспеха в
учении, связывая успехи с усилиями,
трудолюбием; проявляют познавательный
интерес
к предмету
Отвечают на вопросы.
исследователей. Я надеюсь, что в каждой группе будет царить
атмосфера творчества, взаимовыручки, дружбы.
(Время для подготовки 2 минуты.)
Предлагает вопросы для каждой группы.
1я группа.
План:
1) Когда на Русь обрушились тяжёлые времена?
2) Кто такие монголы?
3) Кто возглавлял войско завоевателей?
4) Какой первый русский город стоял на пути батаевых
полчищ?
Первым русским городом оказалась Рязань. Шёл 1237 год.
Когда полчища Батыя нападали на Рязань, князь Юрий попросил
помощи у князей, которые правили в Чернигове и Владимире. Но
напрасно ждал он подмогу. Помощь не пришла. Город был
разгромлен, а все его жители погибли.
2я группа.
План:
1) Как двигались полчища Батыя?
2) Какие еще города заняли монголы?
В феврале 1238 г. полчища Батыя осадили Владимир.
Владимирский князь ждал помощи от Киевского и Новгородского
князей. Но ни один из них не пришёл на помощь. Город пал.
Последние защитники Владимира погибли в пламени пожара в
Успенском соборе.
3) какова была участь этих городов?
Работа с картой
- В 1240 году был захвачен и разрушен город
Киев.
- После этого закончилось завоевание Руси.
Батый повернул назад и в низовьях Волги
основал столицу своего государства, которая
называлась Золотая Орда. Большинство русских
земель попало в зависимость к Золотой Орде. Работают в группах.
Теперь Руси пришлось выплачивать дань Орде.
- От какого слова образовалось слово «дань»?
(дать, дар)
- Дань – это подать, плата, взимаемая
победителем с побеждённого народа. Князья
должны были ездить к правителю Золотой Орды
за разрешением на владение княжеством.
- Как вы думаете, почему Русь, государство,
которое было лучше развито, чем кочевники,
лучше преуспевающее в военном деле, с
укреплёнными городами, почему оно не смогло
дать достойный отпор полчищам Батыя?
Просмотр фрагмента 5.516.53
– Народная мудрость гласит: одна беда не приходит. Новая угроза
появилась на северозападных рубежах Руси. Слайд 3. Опасность
исходила от шведских захватчиков и немецких рыцарей
крестоносцев. Слайд 6.
Какой город ближе всего находится к северозападным границам?
(Новгород).– Слайд 7.
Каким городом был Новгород в давние времена (В те времена
Новгород был богатым городом).
- Почему именно это время захватчики выбрали
для наступления на Русь? (Русь была ослаблена
нашествием монголо-татар)
– - Какие цели преследовали шведы и немцы?
(захват территории и обогащение)
Просмотр фрагмента 12.54-13.12 Рефлексивно
оценочный этап
Вы хотите узнать, что было дальше?
Предлагает задание группам.
1я группа: Как прошёл первый удар шведов? Слайд 7
2я группа: Какую технику применил Александр Невский в бою
на Чудском озере?
3я группа: Какие события происходили 5 апреля 1242 г.?
Слайд 7 (2)
Просмотр фрагмента 13.2015.08
– Вас заинтересовали события Древней Руси XIII века? Вы можете
подробнее об этом узнать из исторических энциклопедий, а также в
Интернете.
– Наш урок подходит к концу, и я хочу закончить его словами поэта
и военного летчика Алексея Афанасьевича Чумакова:
Слайд 8
Вовеки славься, Русь, Россия!
И будь всегда сама собой.
Твои народы вместе – сила!
Никто не справится с тобой!
П.Ориентируются в своей системе знаний.
Р.Оценивают собственную деятельность
на уроке.
Л.Проявляют интерес к предмету;
стремятся
к приобретению новых знаний
Технологическая карта урока окружающего мира: Трудные времена на Русской земле
Технологическая карта урока окружающего мира: Трудные времена на Русской земле
Технологическая карта урока окружающего мира: Трудные времена на Русской земле
Технологическая карта урока окружающего мира: Трудные времена на Русской земле
Технологическая карта урока окружающего мира: Трудные времена на Русской земле
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.