Технологическая карта урока "Освоение Сибири"
Оценка 4.6

Технологическая карта урока "Освоение Сибири"

Оценка 4.6
Разработки уроков
docx
окружающий мир
4 кл
25.02.2019
Технологическая карта урока "Освоение Сибири"
Мною представлена технологическая карта урока окружающего мира "Освоение Сибири", класс, автор учебника Е.В.Чудинова, Е.Н.Букварева, система развивающего бучения Эльконина-Давыдова. Цель урока: Познакомить обучающихся с историей освоения Сибири. Задачи урока: •узнать, как Сибирь стала частью территории Российского государства •развивать способности к наблюдательности, умению сравнивать, делать выводы, обобщать; работать с различными историческими источниками •воспитывать навыки коммуникативной культуры, самостоятельность, интерес к истории родного края;
5.Технологическая карта урока Освоение Сибири.docx
Технологическая карта урока по учебному предмету «Окружающий мир» по теме «Освоение Сибири», 4 класс  Ф.И.О. педагога Образовательная система Тип урока Тема раздела Тема урока Цель урока Задачи урока Иванова Елена Александровна, учитель начальных классов МБОУ «Лянторская СОШ № 4»  Система развивающего обучения Б.Д.Эльконина­ В.В.Давыдова, учебник Е.В. Чудинова, Е.Н.Букварева,  «Окружающий мир», 4  класс Урок «открытия» новых знаний Наше прошлое. Поиски и находки (22 часа) Освоение Сибири (10/22) Познакомить обучающихся с историей освоения Сибири. • • узнать, как Сибирь стала частью территории Российского государства  развивать способности к наблюдательности, умению сравнивать, делать выводы, обобщать; работать с различными  историческими источниками воспитывать навыки коммуникативной культуры, самостоятельность, интерес к истории родного края; Планируемые результаты • Личностные: зарождение у учащихся элементов гражданского самосознания, гордости за свою страну, интереса к истории страны; развитие коммуникативных навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками; развитие эмоционально­чувственной сферы учащихся и освоение ими  начальных форм познавательной и личностной рефлексии; • • • • формирование способности учащихся к саморазвитию; Метапредметные: Регулятивные УУД   принятие учебно­познавательной задачи и сохранение её до конца учебных действий; планирование своих действий в соответствии с учебно­познавательными задачами урока; действие  согласно составленному плану, а также по инструкциям учителя или дидактического задания; контроль за своими действия и действиями одноклассников; оценивание  результатов деятельности. Коммуникативные УУД   • • развивитие умения работать с информацией на уроке, связно излагать мысли; проявление     инициативы   в   поиске   и   сборе   информации   для   выполнения   заданий,   желая   помочь   сверстникам   и взрослому; высказывание своего мнения и аргументирование  своей точки зрения и оценки событий;    соблюдение правил работы в группах, в парах, умение   договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности. Познавательные УУД   извлекать информацию, необходимую для решения учебных задач из материалов учебника, собственных наблюдений, личного опыта общения с людьми; сравнивать и анализировать информацию из разных источников.  • • • • • • • • • Предметные: познакомиться с историей  освоения и развития Сибири; выявить  какие слои населения двигались в Сибирь, их цели,  результаты и последствия походов;  создать представление о народах, населяющих Сибирь;  • • • • формировать понятия «ясак», «острог», «мягкая рухлядь». Методы обучения Форма организации учебно­ познавательной  деятельности Учебно  ­ наглядные   пособия, атрибуты Технические средства  информации По источникам знаний: словесный, наглядно­информационный По степени взаимодействия учителя и учащегося: беседа, самостоятельная работа, игровая деятельность. 1. 2. 3. По   характеру   познавательной   деятельности   учащихся   и   участия   учителя   в   учебном   процессе:  проблемный, частично­поисковый. 2.  Метод проверки, оценки знаний, умений, навыков: контроль учителя, рефлексия. • Коллективная • Внутриклассная  дифференциация (на основе результатов психолого­ педагогического мониторинга индивидуального стиля  учебной деятельности обучающихся (ИСУД)) 1. Учебник «Окружающий мир» для 4 класса общеобразовательных учреждений. Часть 2.  Е.В. Чудинова, Е.Н.Букварева,   ­ Москва, Вита­Пресс, 2013 г.К 2. Карты: «Россия в 16 веке», «Россия в 17 веке»; физическая карта России.  3. Индивидуальные карточки, схемы. 4. Тематический словарик к уроку. 5. Лента времени. 6. 7. 1.  Бейджики для учащихся.  Шапочки Интерактивный комплекс с программным обеспечением WindowsXР и программа MicrosoftOffice­PowerPoint. Ход урока. I этап.  Мотивирование к учебной деятельности Деятельность учителя Деятельность учащихся Планируемые результаты Дидактическая задача этапа Создать условия  для возникновения  у ученика  внутренней  потребности  включения в  деятельность  («хочу») и  выделения  содержательной  области («могу») Актуализация  знаний,  необходимых для  открытия нового  Мотивирует учащихся на начало урока Слушают учителя. Добрый день, ребята.  Что за чудо ­ чудеса. Раз рука и два рука! Сильные руки не бросятся в драку. Добрые руки погладят собаку. Умные руки умеют лепить. Чуткие руки умеют дружить.       Возьмитесь за руки, ощутите тепло рук ваших друзей. Я надеюсь,  что дружба  и взаимовыручка помогут  справиться вам со всеми  заданиями. Успехов вам на уроке, ребята. Делятся своими мыслями. Хлопают   соседа   по   ладони   для того, чтобы пожелать удачи. II этап.  Актуализация опорных знаний ­ Начать сегодняшний урок я хотела с такого простого, на первый  взгляд, вопроса.   Где мы живем? (Россия, ХМАО, Тюменская область,  Сургутский район, город Лянтор. Мы живем в Сибири). ­Посмотрите на физическую карту России. Сибирь ­ огромная  ­Отвечают на вопрос. Личностные:  ­ самоопределение. Регулятивные:  ­ самоорганизация и  организация рабочего места. Коммуникативные: ­ планирование ученического  сотрудничества с учителем и  сверстниками. П   ознавательные: ­использовать карту при   решении практических задач. Коммуникативные: ­ оформлять свои мысли в ­Рассматривают физическую  карту России   ­Слушают сообщение, которое  подготовили одноклассники  устной форме; ­ слушать и понимать речь  других. Регулятивные: ­ анализировать  объекты с  целью выделения их признаков; ­ устанавливать причинно­  следственные связи; ­структурировать знания. Предметные: ­ ­осознавать величие страны, в  которой родились и живут знания, их  обобщение. территория, занимающая большую часть Азии от Урала на западе до  Тихого океана на востоке; от берегов Северного Ледовитого океана  на севере до холмистых степей на юге. Как давно люди узнали об  этом прекрасном крае?  ­ Послушайте сообщение  о Сибири   Сибирь    Точное этимологическое значение слова «Сибирь» не найдено. Сибирь, находясь на одном материке с Европой, отгороженная   от   неё   лишь   Уральскими   горами,   была   открыта   для цивилизованного   человечества   почти   на   100   лет   позже,   чем Америка. Площадь около 10 млн. км2.  Некогда   Сибирским   царством   называлось   небольшое   татарское владение, столица которого Искер или Кашлык   находилась на реке Иртыше. Смутные слухи о Сибири бродили по миру издревле.  Русский   человек   и   торговал,   и   промышлял   в   её   владениях, проникая туда и по суше, и по северным морям, но, считая это дело обычным, отчётов о своих самоотверженных проникновениях никому не давал, а опыт передавал сыновьям. Новгородцы   знали   Югру   (так   назывались   северные   земли   к востоку от Уральских гор) ещё в XI столетии, а может и раньше. Впервые   же   слово   «Сибирь»   появилось   в   русских   летописях   в начале   XV   века.   Как   свидетельствуют   предания   сибирских народов,   дорусская   Сибирь   являла   собой   арену   почти бесконечных   войн.   Они   были   длительными,   жестокими   и кровопролитными.                                   Сибирь, земля моя без края, Суровой блещет красотой,   Руси любимой дочь родная,   С широкой русскою душой.     Здесь снежное тайги раздолье,   Здесь кедр с сосною говорит,  Здесь, среди этого приволья, Остановившись, время спит. Выявить и  зафиксировать  затруднения  учебного действия. Создать условия  для определения  детьми цели урока и постановки учебных задач.      Под руководством  учителя в  коммуникативной  форме составить  проект будущих  учебных действий  (план достижения  цели) III этап.  Выявление места и причины затруднения ­ На уроках окружающего мира мы с вами изучаем историю России. А всегда   ли   Сибирь   входила   в   состав   Российского   государства? Сравните территорию России на картах  №1 и №2. Что интересного вам удалось заметить? (№1­  Территория России в 16 веке; №2 ­ Территория России к концу 17 века) Вывод:  Территория России к концу 17 века значительно выросла и стала более близка к той территории, которую мы имеет сейчас. Но в 16 веке Сибирь не принадлежала России.  На основании  вашего вывода постарайтесь сформулировать  проблему сегодняшнего урока.  Проблема урока: выяснить в  результате каких событий   территория Сибири стала  частью России.  Почему  сегодняшний урок будет  для вас особенно интересен? Тема урока: «Освоение Сибири». Цель урока: Выяснить какие  события стали причиной   присоединения Сибири к России ­ Сравнивают территорию России  на карте  №1 и №2. ­Делают вывод. ­Определяют   проблему   ­ Формулируют тему и цель  урока. Решать данную проблему мы с вами будем в группах. Хочу напомнить вам самые важные правила: ­Повторяют правила работы в  группе  IV этап. Построение проекта выхода из затруднения.  ­прислушивайтесь  к мнению одноклассников; ­ четко, быстро излагайте свою точку зрения; ­ вместе, дружно выполняйте задания; ­ не отвлекайтесь.  Успех решения  проблемы  во многом зависит от того, насколько  точно мы сумеем ответить на следующие вопросы:  Кто правил Россией в середине  16 века?  Кому принадлежала Сибирь?  Чем занимались коренные жители Сибири? Чем привлекал этот  край жителей России?  Кто положил начало присоединению Сибири к русским  ­Составляют план  работы над  темой Личностные: ­ самоопределение­мотивация  учения Регулятивные: ­ выделение и осознание того,  что усвоено и что ещё подлежит усвоению; ­ постановка и формулирование  проблемы. Познавательные: ­ анализ объектов с целью  выделения признаков; ­ актуализация мыслительных  операции, необходимых для  решения задач урока. Коммуникативные: ­умение слушать и понимать  речь других. Предметные: ­ знать историю Российского  государства Регулятивные:  ­планировать свои действия в  соответствии с учебно­ познавательными задачами  урока. Познавательные: ­ применять для решения задач  (под руководством учителя)  логические действия анализа,  обобщения, установления  причинно­следственных связей,  построения рассуждений и  выводов; Коммуникативные: владениям?  Кто  из землепроходцев продолжил освоение Сибири в 17 веке?   Какие города появились в Сибири в 16­17 веках?   Физминутка  V этап. Реализация построенного проекта Использовать  построенный план  действий для  решения задачи,  вызвавшей  затруднение. 5.1. В каких источниках можем найти ответы на данные вопросы?  Учебник «Окружающий мир»  Книги по истории  Тексты летописей  Энциклопедии  Карты В случае затруднений я готова прийти к вам на помощь.  Успехов. ­Определяют источники, в  которых можно найти  необходимую информацию. ­ Распределяют работу  5.2  Работа в группах (5 минут). ­Ищут ответы на вопросы  ­Слушают ответы на вопросы,  уточняют, задают вопросы друг  другу. Кто правил Россией в середине  16 века? 5.3  Заслушивание ответов на поставленные вопросы. Ответы сопровождаются демонстрацией слайдов.  В XVI столетии правил в России внук Ивана Третьего. Звали его, как и деда, Иваном Васильевичем. Да только недобрую память оставил он о   себе!   Лют   и   скор   на   расправу   был   Иван   Четвёртый.   Оттого   и заслужил прозвище Грозного. Иван Четвертый был первым в истории России царём. Это важное событие – произошло в Успенском соборе Московского   Кремля.   С   этого   времени   правителей   России   стали называть царями. Грозный царь Иван Васильевич находился на троне 50 лет. При нём Россия стала царством, расширила свою территорию. Но его правление  принесло стране и неисчислимые бедствия. Спа­ саясь   от   лютого   царя,   люди   бежали   в   леса   или   на   окраины государства. Деревни пустели, пашни зарастали лесом.  Кому принадлежала Сибирь? Сибирь   входила   в   состав   Сибирского   ханства,   которым   сначала ­  осознанно и произвольно  строить речевое высказывание в устной форме; ­ обосновывать свою точку  зрения. Предметные: ­определять способы получения информации Личностные: ­зарождение элементов  гражданского самосознания. Коммуникативные:      ­формировать умение слушать и слышать учителя и друг друга. ­  осознанно и произвольно  строить речевое высказывание в устной форме; ­ аргументировано отвечать на  вопросы, обосновывать свою  точку зрения; ­ владение монологической  формой речи.  Познавательные:      ­ формировать умение  извлекать необходимую  информацию из различных  источников и перерабатывать  её;  ­устанавливать причинно­ следственные связи.  : Регулятивные   ­ формировать умение  взаимодействовать со  сверстниками в учебной  деятельности; ­сохранять учебную задачу на протяжении всего урока. Предметные: ­   уточнить   и   расширить представления   учащихся   о истории присоединения Сибири к России    правил князь Эдигер. Он признал русского царя и платил ему ясак. После смерти Эдигера править сибирской землей стал князь Кучум. Сначала он признал над собой верховную власть русского царя. Но, утвердившись   в   своих   владениях,   не   только   не   хотел   платить назначенной дани, но даже часто совершал набеги на границы наши, и особенно   на   землю   Пермскую,   лежавшую   ближе   всего   к   его владениям.   Иван   Грозный,   занятый   в   это   время   беспрестанными войнами   не   мог   послать   ни   одного   отряда   войск   для   усмирения дерзкого князя Татарского.  В 1573 году Кучум начал войну против России.   Чем   занимались   коренные   жители   Сибири?   Чем   привлекал этот край жителей России?  На территории Сибири  проживали разные народы: якуты, чукчи, ханты, манси, буряты, ненцы, эвенки. Численность их была невелика. Малые   народности,   говорящие   на   разных   языках,   жили, объединившись в племена (от 100 до 1000 человек). Из оленьих шкур они делали себе жилища  – юрты.  Религия  у них была языческая. Своими покровителями оно считали духов воздуха, земли, а также предков,   с   которыми   можно   было   общаться   через   шаманов. Коренное   население   Сибири   было   исключительно   выносливым, трудолюбивым,   прекрасно   знало   природу.   Низкорослые,   одетые   в меховую одежду, внешне они, казалось, были похожи друг на друга, но   каждая,   даже   самая   малочисленная   народность   имела особенности, традиции, таланты. Коренные жители Сибири говорили на разных языках и занимались кто скотоводством, кто земледелием, кто кузнечным промыслом, охотой и рыболовством. Ненцы кочевали по   тундре.   Основным   их   занятием   было   оленеводство.   Ханты   и манси занимались охотой и рыболовством. Якуты, эвены и эвенки разводили   мохнатых   лошадок   и   коров.   Якуты   осваивали   рыбную ловлю,   оленеводство,   охоту.   Чукчи   и   коряки   разводили   оленей, охотились   на   моржей,   тюленей,   китов.   Буряты   ­   самый многочисленный   народ   за   Уралом   были   скотоводами, земледельцами.   Они   умели   выплавлять   железо   и   хорошо   его обрабатывали.   Сибирь   славилась   своими   пушными   богатствами. Меха   ценились   дорого.   На   берегах   северных   морей   добывался «рыбий зуб»­ моржовый клык.  Кто положил начало присоединению Сибири к русским владениям? С похода казачьего атамана Ермака в 1582  году начинается освоение Сибири.       Этот   поход   стал   границей,   которая   разделяет   историю открытия   и   познания   нашего   края   на   две   части,   до   похода   –   это неизведанный край, чем меньше о нем знали, тем больше сообщали фантастических   сведений.   После   похода   –   реальное   знакомство   с нашим   краем,   о   котором   остались   документы,   написанные   как донесения   властям:   отчеты,   или   “скаски”,   т.е.   устные   рассказы   о реках, природе и народах Сибири, записанные дьяками воеводских канцелярий,   челобитные   на   имя   царя.   Начался   новый   этап удивительной эпопеи открытия нашей земли.  Кто  из землепроходцев продолжил освоение Сибири в 17  веке?          Только со смертью Кучума  (предположительно в 1598 году) в присоединенной   к   России   Сибири   наступил   окончательный   мир. Освоение Сибири в 17 веке продолжили такие землепроходцы как: Василий   Поярков,   Семен   Дежнёв,   Ерофей   Хабаров,   Владимир Атласов. К концу 17 века ими была пройдена вся Сибирь. И   этот факт   закреплен   образованием   в   1706   году   Сибирской   губернии. Губернским городом сначала был Тобольск, но потом стал Иркутск.  Какие города появились в Сибири в 16­17 веках? Землепроходцы, продвигаясь в глубь Сибири, ставят укрепленные  остроги, усиливают гарнизоны. Основывают Тюмень (1586 г.),  Тобольск (1587 г.), ставший надолго столицей русской Сибири,  другие города. Смотри карту №2. ­Молодцы, ребята, Вы сумели собрать необходимую информацию. VI этап. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи. Проговорить вслух  способ решения  задачи урока Пресс­ конференция по теме: «Атаман Ермак» ­Группа   ребят   нашего   класса   «Любознательные»   занималась исследовательской деятельностью по теме: «Атаман Ермак». Ребята проводили исследование по следующему плану:   ­ Задают вопросы  группе  «Любознательные», слушают  ответы  Кто он,  атаман Ермак?       Организация похода в Сибирь.  Сражения  казаков.  Гибель Ермака.  Пора Легенд.  В память о легендарном атамане. ­Группа готова ответить на все ваши вопросы. Вы, уважаемые гости, Личностные: ­ формировать уважительное  отношение к истории России Коммуникативные: ­формировать умение работать  в паре и сохранять дружеские  отношения. Предметные: ­знать историю освоения  Сибири можете   так   принять   участие   в   нашей   работе.   Время   пресс   ­ конференции   ограничено.   Поэтому  ждем   от вас  самых  интересных вопросов.  Наша пресс­конференция прошла на высоком уровне. Я думаю, что  обе стороны остались довольны работой. Игра­задание  «Восстанови текст» ­Давайте проверим, ребята, насколько вы были внимательны сегодня на уроке. Найдите на парте тексты «Освоение Сибири». Постарайтесь заполнить   в них все пропуски. Какая группа   справится быстрее и качественнее выполнит работу? Проверим.  « Освоение Сибири»   В   середине  16   века  Русское   государство   граничило   на   западе   с Сибирским ханством.  Хан Кучум  отказался платить русскому царю дань – ясак и стал совершать набеги на землю Пермскую. Для защиты от врагов купцы  Строгановы  пригласили вольных казаков во главе с Ермаком.  Ермак   был  храбрым  и  умным  атаманом.   Решающее сражение   с   кучумлянами   состоялось   в   октябре  1582  года     на Чувашском мысу. Дружине Ермака удалось в трудном бою одержать победу и занять столицу Сибирского ханства город  Кашлык.  После похода   Ермака   присоединение   Сибири   проходило   мирно.   Дело Ермака   продолжили   землепроходцы:   В.Поярков, В.Атласов, С. Дежнёв. В 16­17 веках в Сибири были основаны многие города:  Тюмень, Тобольск, Сургут, Иркутск, Якутск    и т.д. В  1706 году была образована Сибирская губерния, которая прочно вошла в состав России.  Е.Хабаров, VII этап. Рефлексия учебной деятельности на уроке. Зафиксировать  новые знания,  оценить  собственную  деятельность и  деятельность  одноклассников. ­ Наш урок подошёл к концу.  ­ Какую задачу мы ставили перед собой на уроке? ­ Удалось ли нам её выполнить? ­ Продолжите предложение, выбрав начало словами: ­ На уроке меня удивило, что…. ­ Я понял, что в жизни……. ­ Я бы хотел поблагодарить……. Вывод (дети): События, о которых  мы вели речь на сегодняшнем  уроке, имели для России  важное государственное значение.  К концу  Повторяют учебную задачу. Участвуют в диалоге. Оценивают  свою  деятельность и  деятельность одноклассников на  уроке. Личностные: ­ анализ собственной  деятельности и  определение  «нужности» приобретённых  знаний на уроке. Коммуникативные: ­ умение с достаточной  полнотой и точностью выражать свои мысли Регулятивные: ­ умение структурировать  знания. Предметные: ­понимать, как Сибирь стала  частью территории Российского государства Записывают задание в дневник.  17 века территория Сибири становится территорией Российского  государства. Конечно, много белых пятен  в истории того времени.  Возможно, какие­то из них предстоит исследовать вам. Кого вы хотели бы поблагодарить за хорошую работу?  Домашнее задание. Предлагает дифференцированное  домашнее задание: Репродуктивная группа: учебник с.50­53, краткий пересказ Продуктивная группа. Подготовить сообщение о городах Сибири Творческая группа. Подготовить  сообщения  о Е.Хабаров, В.Поярков, В.Атласов, С.  Дежнёв.              Спасибо за работу!

Технологическая карта урока "Освоение Сибири"

Технологическая карта урока "Освоение Сибири"

Технологическая карта урока "Освоение Сибири"

Технологическая карта урока "Освоение Сибири"

Технологическая карта урока "Освоение Сибири"

Технологическая карта урока "Освоение Сибири"

Технологическая карта урока "Освоение Сибири"

Технологическая карта урока "Освоение Сибири"

Технологическая карта урока "Освоение Сибири"

Технологическая карта урока "Освоение Сибири"

Технологическая карта урока "Освоение Сибири"

Технологическая карта урока "Освоение Сибири"

Технологическая карта урока "Освоение Сибири"

Технологическая карта урока "Освоение Сибири"

Технологическая карта урока "Освоение Сибири"

Технологическая карта урока "Освоение Сибири"

Технологическая карта урока "Освоение Сибири"

Технологическая карта урока "Освоение Сибири"
Скачать файл