Технологическая карта урока по анализу текста крохотки А.И. Солженицына «Лиственница».
Оценка 4.7

Технологическая карта урока по анализу текста крохотки А.И. Солженицына «Лиственница».

Оценка 4.7
Разработки уроков
doc
русская литература
11 кл
17.03.2018
Технологическая карта урока по анализу текста крохотки А.И. Солженицына «Лиственница».
Цель урока: Проживание, переоткрытие нравственного смысла понятия «герой». Развитие такой базовой способности, как мышление. Формирование таких универсальных учебных действий, как синтез, анализ, обобщение, конкретизация Задачи урока: Исследовательская деятельность по овладению алгоритмом мыслительных операций при определении авторской идеи художественного текста. Овладение лексикой анализа художественного текста Воспитание диалоговых отношений посредством анализа художественного текста Возрастная категория: 8-11 класс. Время урока: 90 минут.Цель урока: Проживание, переоткрытие нравственного смысла понятия «герой». Развитие такой базовой способности, как мышление. Формирование таких универсальных учебных действий, как синтез, анализ, обобщение, конкретизация Задачи урока: Исследовательская деятельность по овладению алгоритмом мыслительных операций при определении авторской идеи художественного текста. Овладение лексикой анализа художественного текста Воспитание диалоговых отношений посредством анализа художественного текста Возрастная категория: 8-11 класс. Время урока: 90 минут.
Технологическая карта урока по анализу текста крохотки А.И. Солженицына «Лиственница».doc
Технологическая карта урока литературы с метапредметным подходом по анализу текста крохотки А.И. Солженицына «Лиственница». Категория «идея», категория «герой». Всего и надо, что вчитаться,­ боже мой, Всего и дела, что помедлить над строкою ­ Не пролистнуть нетерпеливою рукою, А задержаться, прочитать и перечесть.  Ю. Левитанский Цель урока:  Проживание, переоткрытие нравственного смысла понятия «герой». Развитие такой базовой способности, как мышление.  Формирование таких универсальных учебных действий, как синтез, анализ, обобщение, конкретизация Задачи урока:  Исследовательская деятельность по овладению алгоритмом мыслительных операций при определении  авторской идеи художественного текста.  Овладение лексикой анализа  художественного текста Воспитание диалоговых отношений посредством анализа художественного текста Возрастная категория: 8­11 класс. Время урока: 90 минут. Домашние задания, выполняемые к уроку: Заполнить таблицу, отвечая на вопросы: Дерево Осыпается по соболезности  празднично Человек Подбери синонимы к слову «соболезновать»  Сердцем, сердцевиной мягка? Древесная ткань наинадежная  в мире Топор не всякий возьмет Для сплава неподымна Не гниет Крепится к вечному камню Какое значение имеет упоминание о том, что дерево идет на гибель  «празднично» Подберите антонимы к слову: «мягкотелый» «Наинадежный». Подбери синонимы. Каково значение приставки  НАИ. Подбери образные выражения о невыносимых жизненных  обстоятельствах: «топор судьбы»…Сделай вывод о качествах  человека, которого не «всякий топор судьбы возьмет». Подбери фразеологизмы  или другие выражения о реке времени:  «плыть по обстоятельствам», «река судьбы», «течение времени».  Подбери синонимы к выражению «гнилой» человек. Что означает выражение «вечный камень». Какие аллюзии  возможны?  2. Подготовить информацию об уникальности лиственницы как дерева. 3. Найти в тексте все средства выразительности – способ выражения авторской позиции и  характеристика самого автора. 4.  Подготовка лингвистического комментария к словам:  «соболезности», «сердцевиной мягка»,  «наинадежная», «топор не всякий возьмет», «неподымна», «не гниет», «крепится к вечному камню» 5.  Сочинение – миниатюра: «Я считаю, что настоящие герои есть…» 6.  Логика развития урока: На предыдущем уроке  мы знакомились с особенностями личности и судьбы А.И. Солженицына (см. Презентация об особенностях личности А.И. Солженицына). 1. Здравствуйте. Нам предстоит общение с произведением А.И. Солженицына «Лиственница». Слушаем аудиозапись   авторского  чтения  этого произведения.   Вслушайтесь.   Всмотритесь  в  текст еще  раз. Во время исполнения идет  показ слайдов №  1­7.    ЛИСТВЕННИЦА Что за диковинное дерево! Сколько видим её — хвойная, хвойная, да. Того и разряду, значит? А, нет. Приступает осень, рядом уходят лиственные в опад, почти как гибнут. Тогда — по соболезности? не покину вас! Мои и без меня   перестоят   покойно   —   осыпается   и   она.   Да   как   дружно   осыпается   и   празднично   — мельканием солнечных искр. Сказать, что — сердцем, сердцевиной мягка? Опять же нет: её древесная ткань — наинадёжная в мире, и топор её не всякий возьмёт, и для сплава неподымна, и покинутая в воде — не гниёт, а крепится всё ближе к вечному камню. Ну, а возвратится снова, всякий год как внезапным даром, лас­ ковое тепло, — знать, ещё годочек нам отпущен, можно и опять зазеленеть — и к своим вернуться через шелковистые иголочки. Ведь — и люди такие есть. 2. Давайте всмотримся в лицо автора и прочитаем текст слайда №7. 3. Докажите, что «Лиственница» ­ это текст, пользуясь картой № из раздаточного материала: Материал карты:  Текст – это высказывание, связанное по смыслу и грамматически. Почему данный отрывок является текстом?  Возможный путь к ответу:  потому что  предложения в отрывке связаны по смыслу и грамматически.,  объединены общей темой и идеей, связаны посредством цепной или параллельной связи при помощи….. (называем средства связи, характерные для данного текста). На экране проецируется слайд № 8:Основные средства связи предложений в тексте лексические средства   морфологические  синтаксические средства    лексическии повтор повтор однокоренных  слов синонимы (в том  числе и контекстные) антонимы (в том  числе и контекстные) союзы, слова, частицы союзные   средства местоимения наречия единство   временных форм глагола степени сравнения вводные слова и  конструкции комбинированные  средства синтаксический  параллелизм неполные предложения парцелляция (неполные  предложения) частица   и   лексическии повтор указательное местоимение и лексический повтор указательные  местоимения и  синонимы союз и лексический  повтор наречие и союз Можно ли сейчас остановиться на пути нашего рассуждения? Поможет ли эта информация общению с художественным   произведением?   Жорж   Нива   писал:   «Солженицын   восстанавливает   изначальную энергию слов «Бетховенская мощь его искусства, его видения, особой плотности его текста – очевидна... Словесная ткань его творений — симфония, пожалуй, не имеющая аналогов». Отдельная группа (1­2 человека) в течение урока создает ассоциативный образ этой симфонии методом облака слов. 4. Работа с генезисом понятия «идея».  Дайте свое определение идее художественного текста. Возможные ответы: Стержень, Главное, Суть, открытие...  Как Вы думаете, зачем мы анализируем произведение, может быть, достаточно просто прочитать его лично?  Ответы:   диалог,   общение…   Чтение   –   прежде   всего   сотворчество.   М.   Цветаева.   Некоторые литературоведы   считают,   что,   создавая   какое­либо   произведение,   автор   передает   нам     некоторую ВЕСТЬ, то, что ему открылось: мысли, чувства. Елена Подшивалова писала: «Солженицын создавал литературу мысли». В.П. Астафьев считал: «Чтобы выразить философию нашего времени, философию подвига,   человеческой   жизни,   любви,   смерти,   мало   одних   рассуждений   на   эти   темы,   литератору необходимо создать «знак», «образ», что в буквальном переводе с греческого означает идею». Найти путь к   авторской идее, главной мысли – одно из самых сложных мыслительных действий   читателя­ исследователя. В чем его смысл?  Учитель предлагает ученикам открыть карту (слайд №9) из раздаточного материала, в которой  предлагается один из ответов на вопрос о возможном пути причастия к авторской идее в эпическом  произведении. C чего бы Вы начали этот диалог, размышляя о крохотке Солженицына?  Что в этом  тексте самое главное, где его центр, фокус?  В процессе диалога учителю важно сказать о том, что  схемы анализа художественного текста одной для всех произведений не существует: это прикосновение  к тайне, каждый раз неожиданное, творческое. 5. Как жанр произведения помогает автору  в выражении идеи?  Почему для выражения своих мыслей А.И. Солженицын выбирает жанр крохотки? В чем его особая  выразительность? После ответов детей на доску проецируется слайд №10,11 презентации о жанре произведения. Читаем  определение жанра на слайде: небольшой объём, лирическое начало, повторение ритмически подобных  синтаксических конструкций, звуковые переклички, насыщение предельно малого объема значительным  содержанием, которое, подчиняясь требованиям формы, концентрируется, сгущается, уплотняется,  что и позволяет наиболее лаконично выразить главную мысль. Материал для учителя:  Анализируя художественное пространство миниатюры, Д.С.Лихачев писал: "Средневековый человек  стремится как можно полнее, шире охватить мир, сокращая его в своем восприятии, создавая "модель"  мира ­ как бы микромир". «Крохотки» ­ «это чаще всего «сгущенные» до грани афоризма рассказы,  самый малый эпос». Колобаева Л. «Крохотки» // Литературное обозрение. ­ 1999. ­ №1. ­ С.44.  В  словаре русских синонимов мы можем прочитать: малость; крохотулька, крохотка, шмакодявка,  малютка, дитя, ребенок, дите, крохотуля, крошка, капелька, чуточка, чадо, ребятенок, малыш, капля,  крупинка, частица, мелочь пузатая, крошечка, дитятко, толика, бутуз, карапуз, малявка, малая толика,  частичка, малолеток, клоп, ребеночек, малышка, крупица 6. Как название текста помогает автору в выражении идеи?  Почему автор называет свой текст «Лиственница»? Дети, готовившие индивидуальное задание,  рассказывают об особенностях этого дерева, его уникальности, иллюстрируя свое представление  слайдами презентации №14, отвечая на поставленный вопрос и одновременно анализируя свою  деятельность по созданию ответа на вопрос, что является метапредметной деятельностью.  При ответе ребенок может пользоваться таким алгоритмом: Чтобы ответить на этот вопрос, мы……в первую очередь…. далее…особенно важным в процессе  выполнения задания было…..В результате….Мы оцениваем свой труд….Больше всего нас  заинтересовало…..Самым трудным было то… 7. Как композиция помогает автору  в выражении идеи? «Но сжат и весь сюжет ­ как это  сплочено?!»  Имеет ли значение деление произведения на части?  Изменится ли смысл, если убрать 1 и 3 часть?  (показываем слайд № 15: «Что за диковинное дерево!.. Ведь и люди такие есть».)  Возможный вывод: Автор соотносит дерево с человеком, чтобы передать нам какую­то важную мысль,  поэтому этот текст – образ, метафора. Что такое метафора? После ответов  учеников открывается  слайд на доске № 13  с определением метафоры.  8. В связи с метафорической природой текста какую роль в раскрытии главной мысли играет  сюжет: осень – гибель; весна – воскрешение? Ученик, заранее получивший этот вопрос, делится своими размышлениями. 9. Какие особенности стиля автора помогают ему в выражении идеи?  Материал для учителя: Чтобы добиться равенства Слова Делу, Солженицын прибегает к  принципу «живых» морфем. По утверждению   П.Е.   Спиваковского,   «именно   по   тому   же   принципу   «живых»   морфем   составлен   и «Русский словарь языкового расширения», по этому же принципу отобраны почти все «необычные» слова, которыми пользуется писатель в «Красном Колесе». Спиваковский П.Е. Феномен Солженицына: Новый взгляд. ­ М., 1998. Средства  выразительности.  Н. А. Струве: «Язык у него бесподобный  по энергии стиля, по богатству словаря, по взрывчатости синтаксиса. Для А.И. Солженицына каждая часть речи имеет свое определенное значение. «И какая поучительная сжатость! Сжаты многие фразы, нигде нет лишнего глагола. Вот урок, вот писатель. Какое крепкое мастерство». Солженицын А. Прах поэта // Новый   мир.   ­   1997.   ­   №10.   ­   С.   191.   «Повышенное   внимание,   ­   указывал   Солженицын,   ­   я   уделял наречиям   и   отглагольным   существительным,   ценя   их   энергию».   Солженицын   А.И.   Русский   словарь языкового расширения. Объяснение. // Русская речь. ­ 1990. ­ №3. ­ С. 44. В отношении пунктуации Солженицын открыто кладет во главу угла именно фонетический принцип: «Запятые должны служить интонациям и ритму». Шмелев А.Д. «Об орфографических воззрениях А.И. Солженицына. // Русская речь. ­ 1993г. ­ №5. ­ С. 121. Жорж Нива пишет о «синтаксической сгущенности, родственной речи народа, поиске предельно энергичного слова» Нива Ж. Солженицын. ­ М., 1992. ­ С.143.; В.А.Чалмаев в монографии   «Александр   Солженицын:   Жизнь   и   творчество»   рассматривает   приемы   языкового расширения   как   «средство   преодоления   именно   деревянного   советского   «новояза»   и   называет Солженицына   «своеобразным   словесным   нумизматом,   археологом   языка».   Лексика   Солженицына удивляет. Быть может, первое, что бросается в глаза при знакомстве с любым произведением писателя, ­ это   появление   большого   количества   «странных»   слов.   К   первой   группе   можно   отнести   слова, придуманные писателем и видоизмененные посредством солженицынской «игры с корнями и аффиксами слов» Чалмаев В.А. А. Солженицын: Жизнь и творчество. ­ М., 1994. ­ С.232 (более подробно об этом способе словообразования говорится в главе «Словообразование. Принцип «живых» морфем»). Надо отметить, что «смысл «непонятных» слов оказывается понятен без объяснений». Спиваковский П.Е. Феномен Солженицына: Новый взгляд. ­ М., 1998. ­ С. 88   Каких же людей можно назвать диковинными? Раскрывая лексическое значение слова «диковинный».  (слайд № 16. Необычный, странный, чужой…….не этого разряда, не на середине),  работаем со 2 частью  произведения и  с таблицей домашних заданий, формовка для которой уже наклеена в тетради.  Учитель  работает с классом, проговаривая вопросы домашнего задания, а после ответов класса  на каждом шаге  словарно­смысловой работы идет показ слайдов презентации о лексическом значении слов № 17­31,  подготовленной заранее учениками, готовившими лингвистический комментарий:  Дерево Осыпается по соболезности  празднично Сердцем, сердцевиной мягка? Древесная ткань наинадежная  в мире Топор не всякий возьмет Для сплава неподымна Не гниет Крепится к вечному камню Человек Подбери синонимы к слову «соболезновать»  Какое значение имеет упоминание о том, что дерево идет на гибель  «празднично» Подберите антонимы к слову: «мягкотелый» «Наинадежный». Подбери синонимы. Каково значение приставки  НАИ. Подбери образные выражения о невыносимых жизненных  обстоятельствах: «топор судьбы»…Сделай вывод о качествах  человека, которого не «всякий топор судьбы возьмет». Подбери фразеологизмы  или другие выражения о реке времени:  «плыть по обстоятельствам», «река судьбы», «течение времени».  Подбери синонимы к выражению «гнилой» человек. Что означает выражение «вечный камень». Какие аллюзии  возможны?  Кульминация урока: Охарактеризуйте  этого «диковинного человека», используя материал нашей  таблицы. Во время чтения текста на доске проецируется слайд с портретом А.И. Солженицына. Учитель дает возможность одному ученику составить  характеристику «диковинного» человека, объяснив свою  позицию. Таким образом ученик и формулирует главную мысль произведения, раскрывая  понятие  «герой». Вашим домашним заданием было, пользуясь карточкой средств выразительности (слайд №34) отметить в тексте все средства выразительности, которые  помогают выразить главную идею и являются способом  характеристики самого автора – А.И. Солженицына, используя цветовые определения: лексические,  словообразовательные, морфологические, тропы, синтаксические.  Пример сделанной работы: ЛИСТВЕННИЦА Что за диковинное дерево! Сколько видим её — хвойная, хвойная, да.  Того и разряду, значит?  А, нет.  Приступает осень, рядом уходят лиственные в опад, почти как гибнут.  Тогда — по соболезности? не покину вас! Мои и   без   меня   перестоят   покойно  —  осыпается   и   она.   Да   как   дружно  осыпается  и   празднично  — мельканием солнечных искр. Сказать, что — сердцем, сердцевиной мягка?  Опять же нет: её древесная ткань — наинадёжная в мире, и топор её не всякий возьмёт, и для сплава неподымна, и покинутая в воде — не гниёт, а крепится всё ближе к вечному камню.  Ну, а возвратится снова, всякий год как внезапным даром, ласковое тепло, — знать, ещё годочек нам отпущен, можно и опять зазеленеть — и к своим вернуться через шелковистые иголочки. Ведь — и люди такие есть. 10. Какие особые синтаксические средства  выразительности характеризуют личность автора?  Возможные ответы: 10 тире, вопрос, восклицательные предложения, инверсия, неполные и     односоставные предложения. Стиль художественной литературы, вбирающий в себя элементы разных  стилей, в частности разговорного. Стиль – это человек. Как бы Вы охарактеризовали  А.И. Солженицына, опираясь на особенности его стиля? Возможный вывод учителя: В тире А.И. Солженицына загадочность, недоговоренность, нервность,  эмоциональность, экспрессивность. Плотность текста невероятна так же, как плотность его жизни,  плотность мысли. 11. Обращение к личному опыту: А разве есть такие люди? Об этом и размышляли мы в своих небольших сочинениях. Читаем: Я считаю,  что … Дети читают примеры своих работ о настоящих героях (см. Приложение1). 12. Рефлексия происходит при помощи группы «Симфония», создавшей в течение урока из ключевых слов   размышления облако слов (см. Приложение2): Солженицын, крохотка, Лиственница, метафора, воскрешение,   наинадежный,   сильный   духом,   крепится   к   вечному   камню,   несгибаемый,   уникальный, счастливый,   окказионализмы,   вдохновение,   разговорные   конструкции,   миниатюра,   диковинные   люди, смысловые   паузы,   односоставные   предложения,   не   поддается   обстоятельствам,   прямолинейный, Осыпается по соболезности, Топор не всякий возьмет… Важно, что показывая результат своей работы группа «Симфония» одновременно анализирует свою  деятельность по его созданию. При ответе дети могут пользоваться таким алгоритмом: Чтобы сделать облако слов, мы……в первую очередь…. далее…особенно важным в процессе  выполнения задания было…..В результате….Мы оцениваем свой труд….Больше всего нас  заинтересовало…..Самым трудным было то… 13. Домашнее задание  – сочинение­миниатюра об одной из предложенных мыслей, в которой надо  постараться выразить свою главную идею, доказав ее на примере двух художественных произведений:  Диковинные люди и те, (Гоголь «Тарас Бульба»): «…Которые на весь мир и на все, что случается   в свете, смотрят, ковыряя пальцем в своем носу». «Наше время, как и  всякое другое, тоже нуждается в святых. Но в эпоху, которую все ощущают   как особенно мутную, грязную, мелкую, эта нужда особенно сильна…» О.А. Седакова. Приложение1 Примеры сочинений­миниатюр Я считаю, что сильные духом люди есть. Это доказывает герой книги Даниэля Дефо – Робинзон Крузо. Ему пришлось собрать всю свою стойкость, смелость и упорство, чтобы выжить на необитаемом острове. Если бы Робинзон Крузо потерял надежду на выживание, то не смог бы пробыть столько лет в полном одиночестве в непредназначенном для жизни месте.                 Слабые перед большими трудностями, расстраиваются, впадают в депрессию, употребляют алкоголь и наркотики. Сильные духом люди пытаются преодолеть препятствия и выйти из трудной ситуации. Мне кажется, что ярким проявлением этого, являются некоторые личности с ограниченными способностями – инвалиды. Они, невзирая на свой диагноз, стараются жить полноценной жизнью. Так, например, девушка по имени Эйми Маллинз, которой   в   полгода   ампутировали   по  колено   обе  ноги.   Доктора   пообещали,   что   ходить   девочка   не   научится никогда, но родители не стали отдавать её в детский дом, а воспитывали как обычного ребёнка. Теперь она известная   модель   и   не   стесняется   своих   протезов.   Эйми   своей   жизнью   доказывает,   что,   казалось   бы, недееспособный человек может превратиться в суперспособного.                   Сильный духом человек – это тот, который точно знает, что он хочет, идёт к чётко поставленной цели, достигая мечты.                                                                                         Корельская Саша        Я согласна с тем, что сильные духом люди есть. Так, например, в произведении «Повесть о разорении Рязани Батыем» хорошо показано, как люди, изнемогая от ран, от боли продолжали бороться за жизнь. Если человека можно «сломать», то только не психологически,   если вдруг так случится, то это конец. Люди держались до конца. Таким образом, можно с уверенностью сказать, что сильные духом люди есть. Ими надо гордиться.                                                                                         Бабкина Софья Начиная писать на тему «Сильный духом человек», я задумался о том, в чём заключается эта сила и что значит сильный духом человек?                В современной жизни, когда материальные ценности преобладают над духовными, сильными, «крутыми» называют тех людей, у которых новейшая модель телефона, приставки, а я считаю, что сильный человек ­ это тот, который   готов   отдать   жизнь   за   других,   за   своих   близких   и   друзей,   который   чувствует   чужую   боль,   всегда приходит на помощь, это тот, кто не боится признаться в своей ошибке или показать свои чувства и берёт ответственность за других. Вот пожарных, врачей, которые спасают человеческие жизни, можно назвать сильными людьми.  Инвалидов,  которые  ,несмотря  на  физические  ограничения,  находят  силу участвовать  в спортивных мероприятиях, даже в параолимпийских играх, не стыдясь свих физических недостатков. Откуда же берётся эта сила? Я думаю, от воспитания, от веры в Бога, от окружающих тебя людей. Среди нас тоже много таких людей, но до определённого момента их не замечают.                                                                                          Корепанов Кирилл

Технологическая карта урока по анализу текста крохотки А.И. Солженицына «Лиственница».

Технологическая карта урока по анализу текста крохотки А.И. Солженицына «Лиственница».

Технологическая карта урока по анализу текста крохотки А.И. Солженицына «Лиственница».

Технологическая карта урока по анализу текста крохотки А.И. Солженицына «Лиственница».

Технологическая карта урока по анализу текста крохотки А.И. Солженицына «Лиственница».

Технологическая карта урока по анализу текста крохотки А.И. Солженицына «Лиственница».

Технологическая карта урока по анализу текста крохотки А.И. Солженицына «Лиственница».

Технологическая карта урока по анализу текста крохотки А.И. Солженицына «Лиственница».

Технологическая карта урока по анализу текста крохотки А.И. Солженицына «Лиственница».

Технологическая карта урока по анализу текста крохотки А.И. Солженицына «Лиственница».

Технологическая карта урока по анализу текста крохотки А.И. Солженицына «Лиственница».

Технологическая карта урока по анализу текста крохотки А.И. Солженицына «Лиственница».

Технологическая карта урока по анализу текста крохотки А.И. Солженицына «Лиственница».

Технологическая карта урока по анализу текста крохотки А.И. Солженицына «Лиственница».

Технологическая карта урока по анализу текста крохотки А.И. Солженицына «Лиственница».

Технологическая карта урока по анализу текста крохотки А.И. Солженицына «Лиственница».
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
17.03.2018