Задачи: Образовательные:
- познакомить обучающихся с притчами народов мира;
- продолжить работу по формированию навыков чтения (правильного, выразительного, осмысленного, беглого);
Развивающие:
-развивать художественную образную речь, логическое и образное мышление, творческие способности;
-развивать речь учащихся, умение сравнивать, выделять главное;
Воспитательные:
- воспитывать культуру общения друг с другом и с учителем; - воспитывать нравственные качества личности ребёнка.
Дата:
Класс:
Тема:
Тип урока:
Цель:
Задачи:
Планируемые
результаты:
Технологическая карта урока по литературному чтению.
19.10.2017
4
Притчи «Царь и кузнец», «Шрамы на сердце».
Изучение нового.
Формирование эмоциональной отзывчивости при чтении притч.
Образовательные:
познакомить обучающихся с притчами народов мира;
продолжить работу по формированию навыков чтения (правильного, выразительного,
осмысленного, беглого);
Развивающие:
развивать художественную образную речь, логическое и образное мышление, творческие
способности;
развивать речь учащихся, умение сравнивать, выделять главное;
Воспитательные:
воспитывать культуру общения друг с другом и с учителем; воспитывать нравственные
качества личности ребёнка.
Предметные:
научить осознанно воспринимать содержание текста;
ориентироваться в нравственном содержании прочитанного;
осознавать сущность поведения героя;
участвовать в диалоге при обсуждении произведения;
Личностные: проявляют интерес к чтению притчи; осознание нравственных понятий и
моральных норм (поддержка, понимание, честность, дружба).Метапредметные:
Регулятивные УУД: формировать умение слушать и корректно оценивать ответы
одноклассников, формировать умение принимать и сохранять цель и учебные задачи и следовать
им в учебной деятельности; участвуют в обсуждении плана выполнения заданий.
Коммуникативные УУД: работа в коллективе; оценивают достижения участников групповой
работы, учить договариваться, приходить к общему решению при работе в группе, строить
монологические высказывания, оформлять свою мысль в устной речи, высказывать свою точку
зрения, грамотно формулировать высказывание; уважать мнение одноклассников.
Познавательные УУД: работа с дидактическими иллюстрациями; развивать умение
интерпретировать и обобщать полученную информацию, делать выводы, находить ответы на
вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроках; читают текст;
понимают фактическое содержание текста.
Основные понятия: Притча
Межпредметные
связи:
Оборудование:
Связь с изобразительным искусством, русским языком.
Презентация, карточки, пословицы, учебник «Литературное чтение» 4 классЗадачи этапа
урока (вида работ)
Сконцентрировать
внимание детей на
урок, настроить.
Заинтересовать
предстоящей
работой на уроке.
Создать
комфортную,
эмоциональную
обстановку на
уроке.
Ход урока.
Деятельность учителя
Задания для учащихся
Деятельность
учеников
Планируемые результаты
УУД
I Организация класса на работу
Личностные: проявляют интерес к
новому материалу, положительно
воспринимать моральноэстетические
нормы;
1. Приветствие.
Здравствуйте, ребята! Я очень рада видеть вас на
нашем сегодняшнем уроке.
Чтобы разговаривать, надо выговаривать
Все правильно и внятно, что б было всем понятно.
2 Речевая разминка.
Прежде, чем приступить к работе, я предлагаю вам
сделать зарядку, но не совсем обычную. Зарядку для
лёгких, голоса и языка, чтобы подготовиться к
выразительному чтению.
1. Задуйте свечу.
Сделайте глубокий вдох и разом выдохните весь
воздух, задувая одну большую свечу.
А теперь представьте, что на руке стоят две свечки.
Сделайте глубокий вдох и выдохните двумя порциями,
задувая каждую свечку.
Представьте, что перед вами именинный пирог. На
нем много маленьких свечек. Сделайте глубокий вдох
и постарайтесь задуть как можно больше маленьких
свечек, сделав максимальное количество коротких
выдохов.
Показывают
готовность
к уроку.
Приветствуют
учителя.
Настраиваются на
урок.
Выполняют речевую
разминку.2. В цветочном магазине.
Представьте, что вы пришли в магазин цветов и
почувствовали восхитительный аромат цветущих
растений. Сделайте шумный вдох носом и выдох (2 – 3
раза).
3. Медвежата.
Представьте, что вы маленькие медвежата и просите
у мамы – медведицы кушать.
Слова нужно произносить протяжно, басом, четко
произнося звук [м]и [м`]. « Мам, меду бы нам, мам,
молока бы нам».
Молодцы! А теперь тихо сели, спинки прямо.
Приступим к работе на уроке.
II. Сообщение темы и постановка целей и задач урока
Создать
творческую и в то
же время деловую
атмосферу с
элементами
поиска
размышления на
этапе определения
темы, цели урока и
задач.
Собрались вместе притчисёстры
Делиться мудростью своей.
В кругу сестёр уютно, просто…
Короче, всё, как у людей.
Коль выдаст мудрость кто свою
Сестра сестрою восторгалась.
Но, молча слушая родню,
Одна лишь грустно улыбалась.
Прочитав стихотворение вы можете сказать о теме
нашего урока?
Да мы с вами сегодня поговорим о притче.
Как вы считаете, какие цели нам нужно поставить на
сегодняшний урок?
(Познакомиться с притчами)
(Развивать умение выразительного чтения)
Слушают учителя,
отвечают на его
вопросы;
Регулятивные: формировать умение
слушать и корректно оценивать ответы
одноклассников, формировать умение
принимать и сохранять цель и учебные
задачи и следовать им в учебной
деятельности;
Предметные:
научиться понимать содержание
коротких произведений, рассматривать
иллюстрации, соотносить их сюжет с
соответствующим фрагментом текста;
III. Изучение нового материала
1.Подготовка к восприятию нового материала.Личностные: проявляют интерес к
чтению притчи;
Создать условия
для яркого,
эмоционального
восприятия
произведения;
расширить
представление
учащихся о
явлениях,
событиях,
изображённых в
произведении,
сообщить новые
сведения, чтобы
содействовать
сознательному
восприятию
текста.
Совершенно верно, а что вы можете мне рассказать о
данном жанре?
Вспомните, что такое притча. (Ответы детей)
А теперь вспомним признаки притчи. (Слайд)
Сегодня мы с вами познакомимся с двумя притчами,
откройте свои учебники на странице 52.
(Имя ребёнка), прочитай нам, пожалуйста, название
притчи.
(Слайд)
Теперь, посмотрите в текст и найдите слова которые
вам непонятны.
Давайте посмотрим, знакомы ли вам эти слова?
Теперь, по цепочке начинаем читать нашу притчу.
Итак, кто является персонажем притчи?
1.С кем царь проезжал мимо селения?
2.Почему им пришлось завернуть в кузницу?
3.Что делал царь, пока кузнец подковывал
лошадь?
4.На что жаловался царю кузнец?
5.А как ещё это можно назвать?
6.Прочитайте, что ответил на это царь.
7.Когда царь вновь увидел кузнеца?
8.Чему удивился царь?
9.Что же случилось с кузнецом?
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
Ведут беседу.
Отвечают на вопросы
учителя;
прогнозируют
содержание
произведения;
Отвечают на вопросы
учителя.
Высказывают свое
собственное мнение,
свои мысли.
Слушают друг друга.
А как вы думаете, почему кузнец поблагодарил царя
за изменения в своей жизни?
Итак, а теперь задание.
На доске пословицы слова, которых перепутались ваша
задача собрать эту пословицу. (Работа у доски)
2. Вторичное чтение текста.Формировать
навыки
правильного,
сознательного,
беглого и, как
результат,
выразительного
чтения; первичные
исследовательские
умения при работе
с текстом;
комплексно
осуществлять
образовательные и
воспитательные
задачи в процессе
работы над
произведением;
формируя у
школьников
универсальные
2.
учебные действия
как основу умения
3.
учиться.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
1.
Физкультминутка
Вы, наверное, устали?
Ну, тогда все дружно встали.
Ножками потопали,
Ручками похлопали.
Покрутились, повертелись
И за парты все уселись.
Глазки крепко закрываем,
Дружно до 5 считаем.
Открываем, поморгаем
И работать продолжаем.
Познавательные: развивать умение
интерпретировать и обобщать
полученную информацию, делать
выводы, находить ответы на вопросы,
используя свой жизненный опыт и
информацию, полученную на уроках;
Читают притчу по
цепочке.
Отвечают на вопросы
учителя.
Высказывают своё
мнение.
Теперь посмотрите на другую притчу, название
которой нам прочитает (Имя ребёнка).
(Слайд )
Начинаем читать так же, по цепочке.
Что вы испытали, когда слушали притчу?
Для чего отец дал своему сыну мешочек
гвоздей?
Сколько гвоздей оказалось в столбе за первую
неделю?
Что случилось через неделю?
Что подумал юноша?
Какой день наступил/пришёл?
Что сказал отец?
Какой день настал после речи отца?
Что сделал юноша?
Отец сказал : «Посмотри…»?
С чем отец сравнил дыры в столбе?
Прочитайте те строчки притчи, которые вас особенно
тронули. Часто ли вы раздражаетесь и гневаетесь?
Как вы стараетесь сдерживать себя?
Пробегитесь глазами по тексту и скажите мне, как вы
поняли эту притчу?
А как вы считаете, неужели на самом деле от
полученной обиды у человека останутся шрамы в
душе? Почему?
Совершенно верно!
Как вы думаете, у этой притчи есть скрытый смысл
или нам очевидна его суть?
Прочитайте последнее предложение.
Как вы считаете, значит ли это, что если мы обидели
человека, то не нужно просить у него прощения?
Правильно!
Отвечают на вопросы
учителя.
Высказывают своё
мнение.
3. Работа в микрогруппах.
Формировать у
школьников
умения при работе
с художественным
произведением;
личностные,
коммуникативные,
познавательные и
регулятивные
учебные действия;
развивать
творческие
способности.
А сейчас закройте учебники. Я раздам вам карточки, в
которых вы должны выбрать правильный вариант
ответа
1. Что дал отец своему сыну?
а) книгу
б) молоток
в) мешочек
2. С чем он был?
а) с конфетами
б) с гвоздями
в) с камнями
3. Сколько гвоздей было в столбе за первую
неделю?
а) несколько десятков
б) 8 гвоздей
в) несколько сотен
Учащиеся выполняют
задание, используя
полученные вовремя
чтения знания.
Познавательные: работа с
дидактическими иллюстрациями;
развивать умение интерпретировать и
обобщать полученную информацию,
делать выводы, находить ответы на
вопросы, используя свой жизненный
опыт и информацию, полученную на
уроках.4. «Юноша подумал…?»
а) «… легче забивать гвозди, чем сдерживать чувства»
б) «…легче сдерживать вои чувства, чем забивать
гвозди»
5. Что велел сделать отец?
а) покрасить столб, когда сдержишь свой гнев
б) вытаскивать по одному гвоздю, когда сдержишь
свой гнев
в) рассказать маме, если сдержишь свой гнев
6. «Прошло немало времени, но вот настал такой
день», о каком дне идёт речь?
а) Новый год
б) в столбе не осталось ни одного гвоздя
в) день рождения
7. С чем отец сравнил дыры в столбе?
а) с дырами в сыре
б) с дырами на сердце
в) со шрамами на душе
IV. Подведение итога урока.
Обобщить
полученные
школьниками
знания и
закрепить.
Мотивировать
учащихся к
оцениванию своей
работы на уроке.
Итак, какая тема нашего урока?
С какими притчами мы сегодня познакомились?
Как вы думаете, притчи заставили нас задуматься?
Нужно ли нам знать притчи? Для чего?
Мы достигли целей, которые поставили в начале
урока?
А теперь я попрошу поднять оранжевые карточки
тех, кто узнал для себя чтото новое?
Розовые тех кто закрепил свои знания.
Вы большие Молодцы. Спасибо за урок.
Отвечают на вопросы
учителя.
Делятся своими
эмоциями и
впечатлениями.
Коммуникативные : оценивают
достижения участников групповой
работы, оформлять свою мысль в устной
речи, высказывать свою точку зрения,
грамотно формулировать высказывание.