Технологическая карта урока по литературному чтению (4 класс)

  • Разработки уроков
  • docx
  • 06.05.2017
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Технологическая карта урока по литературному чтению в 4 классе УМК "Школа России" по теме "С.А. Есенин "Лебёдушка" содержит в себе цели, задачи урока, планируемый результат, в том числе УУД, основные понятия, межпредметные связи, ресурсы. Подробно описываются формирование УУД, деятельность учителя и учеников.
Иконка файла материала Технол карта С. Есенин Лебёдушка.docx
Тема урока Цель урока Задачи Планируемый результат обучения,   в   том числе формирование УУД Основные понятия 1  С.А. Есенин «Лебедушка». Изучение нового материала. ­раскрыть в детях такие качества, как сострадание и милосердие через содержание литературных  образов стихотворения «Лебёдушка». обучающие: ­продолжить знакомство с произведениями С.А. Есенина, работать над навыком выразительного  чтения, учить видеть художественные особенности поэтического слова; развивающие: ­ развивать речь учащихся, внимание, творческое воображение, используя приём словесного  рисования; развивать эмоциональное восприятие окружающего мира; воспитательные: ­воспитывать интерес к предмету, культуру общения, любовь к природе, чуткое и бережное  отношение ко всему живому, чувство сострадания, сопереживания, милосердия.   Познавательные УУД: формировать умение анализировать, синтезировать. Оценивать прочитанное с целью подготовки к  анализу стихотворения, к выразительному чтению. Коммуникативные   УУД:  формировать   умение   выражать   свои   мысли   в   оценочном   суждении, используя   различные   художественные   средства   в   соответствии   с   конкретной   коммуникативно­ речевой ситуацией, строить монологическое доказательное высказывание. Личностные УУД: эмпатия как понимание чувств   живых существ и сопереживание им. Регулятивные УУД: формировать способность принимать учебную цель и задачу, планировать её реализацию. Поведение и переживания главной героини, которая погибла, защищая своих детей.Межпредметные связи Ресурсы Этапы урока: Оргмомент «Окружающий мир», музыка «Родная речь», 4 класс, ч. 2, с. 120 ­ 126, иллюстрации к произведению. Презентация к уроку. Фонограмма музыки французского композитора Шарль ­ Камиль Сен – Санса «Лебедь», русского композитора  П.И.Чайковского к балету «Лебединое озеро» Формируемые УУД    Комуникативны е Деятельность учащегося Деятельность учителя  Эмоциональный настрой Настрой на урок. ­Человеческая доброта ­ самое удивительное   явление   в   мире. Попробуйте   с   помощью улыбки своё настроение. Я вижу настроение у вас хорошее, деловое, итак за работу.   передать     Целеполагание   и мотивация Регулятивные Ответы: в ­Сегодня   на   уроке   мы познакомимся   ещё   с   одним произведением     разделе «Поэтическая тетрадь», а кто его автор   вы   узнаете,   отгадав кроссворд. ­Я   вам   читаю   строки   из стихотворений,   а   вы   должны 2(расцвела) добавить пропущенные слова 1. Черёмуха душистая С   весною   …   (Черёмуха) 2. Ручей волной гремучею Все ветки обдаёт И вкрадчиво под кручею Ей … поёт (песенки) (Черёмуха) 3. Поёт зима аукает, Мохнатый … баюкает. (Лес) 4. Воробышки игривые Как детки сиротливые Прижались у … (окна) 5. Ночь. Вокруг тишина В природе всё спит Своим блеском луна Всё вокруг … (серебрит) 6.   Белая   берёза   под   моим   … (окном) (Белая берёза) Знакомство  с поэта.   биографией Познавательные  3 С.А.Есенин родился в Рязанской губернии, в селе Константиново 21 сентября 1895 года. Это было тихое, чистое, утопающее в садах село.   Раздольные   красивые   заливные   луга (Слайд1). Родители Есенина были бедные крестьяне.У   Есенина   было   две   младшие   сестры: Екатерина и Александра.   Сергея   Есенина   повели   в В   1904г. Константиновскую   земскую   школу,   где   он учился   пять   лет.   В   1909г.   окончил Константиновскую   земскую   школу   и родители   определили   Сергея   в   церковно­ приходскую школу в селе Спас­Клепики.  В зимние   вечера   любил   слушать   бабушкины сказки,   народные   песни.   Хотелось   ему   и самому   сочинять.   Свои   первые   стихи   он сочинил   в   9   лет.   Школу   окончил   с Похвальной   грамотой.   Родители   хотели, чтобы он был учителем, но Есенин не хотел и уехал в Москву, когда ему исполнилось 17 лет. Первые стихи появились в 19 лет. А в 21 год вышла первая книга его стихов. Есенин   трагически   погиб   28   декабря   1925 года.  Сергей   Есенин   прожил   короткую,   но очень   непростую   жизнь.   …   А   село Константиново   на   Рязанщине   сейчас называется Есенино. 4 ­ Какие стихи Есенина вы знаете? ­ О чем эти стихи?   «Черёмуха», «Белая берёза», «Пороша»Подготовка к  восприятию  стихотворения.  Регулятивные ­Основная   тема   творчества Есенина   ­   тема   Родины.   Родина для него ­ это его деревня, мир   мир большой природы, разнообразных   и   глубоких человеческих переживаний, чувств.        название   Прочитайте ­ стихотворения . ­Предположите,   о   ком   будет идти речь? ­Что   интересного   вы   знаете   о лебедях?  (Слайд 7). ­ встречались с этой птицей?  ­   Что   бы   вы   хотели   сегодня узнать на уроке, чему научиться?   В   каком   произведении ­ Давайте представим, что мы  находимся вместе с поэтом в  домике, где он творил свои  стихи.  5 Поэт   пишет   о   красоте   родной   природы,   о душевном состоянии человека. ­ Лебедь ­ величавая и грациозная птица,  символ чистоты, благородства, верности. ­ Д. Мамин­Сибиряк «Приемыш»  ­   Научиться   читать   выразительно   это стихотворение,   узнать,   зачем   поэт   написал это стихотворение.В доме тихо, все уснули. Стол в горнице накрыт белой скатертью, тикают   ходики.   Хорошо   можно работать. Легко бежит по бумаге простой карандаш. Есенин любил писать   простым   карандашом: дерево   рукой   чувствуешь,   и спокойнее   как­то,   теплее. Ложатся   на   лист   четкие, округлые   как   зернышки,   буквы. Так рождаются стихи.   ­ Какое настроение вызвало у вас  это стихотворение? ­Взволновало ли оно вас? ­Что чувствовали?  ­ стихотворения? ­   Он   называет   их   лебёдушка, лебежатушки. О чём это говорит?   Кто   герои главные   Регулятивные Личностные Прослушивание  стихотворения в аудиозаписи.  Обмен  впечатлениями Работа над  языком  стихотворения. Коммуникативн ые Регулятивные Личностные ­Есенин очень любил в своих  стихах использовать приём  олицетворения. ­Что такое олицетворение?  6 ­ чувство горести, страха и восхищения ­ Называет их ласково, с любовью ­   наделение   неодушевлённых   предметов свойствами живых существ.­зорюшка рассыпала, ­ сосны наряжали, ­ камыши шепталися,  ­ перешёптывались лилии, ­ цветы улыбались. ­ Прочитайте 1, 2, 3 строфы. Во  время чтения найдите и отметьте  олицетворения. Вывод: Природа, зорька, сосны,  роса, камыши, как живые  существа. Они грустят и  радуются, могут разговаривать.  Это единый гармоничный мир.  Тайна гармонии в красоте.  Посмотрите, как прекрасно  раннее утро! ­ Прочитайте 4, 5­11 строфы. ­ Как беззаботно гуляла  лебедушка со своими детками?  С чем сравнивается лебедь?  ­   Давайте   понаблюдаем   за поэтического особенностью   слова. значение словосочетаний:  ­ гладь зеркальная    Объясните   7 ­ тихая заводь  ­ тихозвонные ручейки  ­ водная поверхность прозрачная, как в  зеркале;  ­ небольшой залив в реке с замедленнымтечением;  ­ спокойно протекающие;   ­ роса прозрачная, под серебро;  ­ в стихотворении это яркие солнечные лучи;  ­ длинный нетронутый залив реки;  ­ нежная;  ­ светло­синий ­ издающие запах. ­ в сказках ­ росинки серебристые  ­ покрывала златотканые  ­ молчаливый затон  ­ трава шелковая  ­ цветы лазоревые тон; ­ волны пряные  ­ Где вы встречались с такими  эпитетами?  ­ Правильно. Есенинская поэзия  очень близка к фольклору. ­ Прочитайте 12, 13, 14 строфы  Образ Родины слит у Есенина с  образом матери. На всю жизнь  мать оставалась для него  воплощением нравственной  чистоты. Мать его очень любила  и оберегала. В своем  стихотворении он уделяет  большое внимание образу матери  Выборочное  чтение. Коммуникативн ые Регулятивные Личностные 8– лебеди, которая внимательна к  своим детям. ­Прочитайте то место, где лебедь оберегала своих детей. ­Прочитайте отрывок, где  надвигается беда. Что знаете об  орлах? ­Прочитайте отрывок, где поэт  описывает внешность орла. ­ Прочитайте 22­27 строфы. ­Прочитайте то место, где лебедь заметила врага. Как себя вела?  Как защищала детей? ­Какой момент считаете самым  тревожным? Какой момент  самый трагический? Вывод: Лебедь не пожалела своей жизни, чтобы спасти детей Работа над  цветописью и  звукописью 9 Коммуникативн ые Регулятивные Личностные ­ Немаловажную роль в поэзии  Есенина играет цвет. Есенинская  лирика очень живописна.  Картины родной природынарисованы чистыми, яркими  красками. С цветом в лирике  Есенина связан определенный  смысл. Зеленый цвет лугов и рощ  передает чувство слияния  человека с природой. ­Прочитайте отрывок, где  встречается зеленый цвет­  слияние человека и природы.   ­ Синий цвет – цвет родной Оки,  неба, Родины.  Алый, красный, багровый – цвет  радости, юности, вместе с тем и  грусти о кратковременном  счастье. Прочитайте отрывок, где  встречаются эти цвета.   ­ С мыслью о неизбежности  смерти связаны цвета белый и  черный. Где встречается белый  цвет? Лебедь погибает, но не погибает  добро, трепетная глубокая  нежность, не погибает любовь  матери к своим детям. ­5, 8, 28 строфы ­1, 3 строфы Цвет лебеди белоснежный, чисто белый,  10близок к цвету снега. ­ В поэзии Есенина несут  определенный смысл звуки.  Например, то место, где орел  нападает на лебедь, в словах  часто встречается звук [р]. Это  звонкий сонорный звук. Он  звучит контрастно в словах и  несет трагический смысл. Прочитайте эти слова, стараясь  выделить звук [р]. Работа над  выразительност ью чтения. Коммуникативн ые Регулятивные Как диктор  читала стихи? Когда вы еще встречались с  таким чтением? В каких жанрах,  у кого из поэтов? ­ Нараспев ­ В былинах А сейчас поработаем над  выразительностью чтения. Для  этого необходима четкая дикция, умение пользоваться диапазоном  голоса, его силой, умением  выбирать правильный темп. Но  особенно важно уметь  представить в своем  воображении то, о чем читаешь,  выражать свое отношение к  11происходящему, вложить душу.  Для этого надо подготовиться,  потренировать свой голос. Скажи по­громче слово “гром”, Грохочет слово, словно гром. Скажи по­тише “шесть мышат”, И сразу мыши зашуршат. (1,2 строчки – громко; 3, 4  строчки – тихо) ­ Вернемся к стихотворению.  1­11строфы читаем спокойно.  Стараемся передать красоту  утра, лебеди, ее спокойствие.  Ровным, мелодичным голосом  передаем легкость ароматного  дыхания цветов.  12­14 строфы читаем громче.  Показать тревогу матери,  настороженность.  15­27 строфы самые трагические. Покажем беспокойство за  лебедушку, тревогу за нее и  готовность разделить ее кручину. Прочитаем строгим голосом  10. Звуковая  разминка. Работа над  выразительност ью чтения. Регулятивные 12полет орла и действия лебеди с  убыстрением.  28 строфа читается спокойно,  ровно. После этих пронзительных эмоциональных строф наступает  грустное примирение.  Ведь уход из жизни – закон  природы, общий для всего  живого. Слушание  музыкальных  отрывков Регулятивные Коммуникативн ые 13 ­   Не   только   поэты   и   писатели воспевали   лебедя   в   своих произведениях,   но   и   многие композиторы   посвящали   свои музыкальные   произведения   этой птице.   Французский   композитор Шарль   ­   Камиль   Сен   ­   Санс посвятил   этой   птице   музыку, которая   так   и   называется «Лебедь». Прослушайте отрывок из   этого   произведения   и попробуйте   представить   себе картину, которая созвучна с этой музыкой. Слушание из произведения   Сен   ­   Санса отрывка     ­Гибель лебедя.­ Лебедята       отрывка «Лебедь», из произведения   П.И.Чайковского «Лебединое озеро»  ­   Какие   картины   вы   себе представили? К какому моменту стихотворения   можно   отнести этот отрывок?  ­ композитор Русский П.И.Чайковский написал музыку к   балету   «Лебединое   озеро»,   а великие   балерины   изобразили красоту птицы на сцене. ­ Послушайте отрывок из этого  произведения и попробуйте  определить, к какому отрывку  стихотворения он относится?  Не хочется заканчивать этот урок на такой грустной минорной  нотке. Давайте подумаем, если  бы вы были волшебником, что бы  вы сделали, что бы вы изменили в сюжете? Как устроилась  дальнейшая судьба детей? В чем же сила стихотворения и  ­ Стихотворение учит любить природу, все  Игра “Если бы я  был  волшебником”. Вывод по уроку. 14есенинской лирики в целом?  Почему оно так “за душу берет”? ­ Что дал вам этот урок? живое, учит любить Родину, видеть красоту  родной природы. (Мы научились жалеть,  переживать, стали добрее, чувствительнее, а  значит, вместе с поэзией Есенина  погрузились в мир милосердия, которое  заслужено человеком… ­ ­Если урок затронул вашу душу, научил   быть   добрее,   значит, поэзия   С.Есенина   помогла   вам проникнуть в мир милосердия и сострадания.    Выучить наизусть  понравившийся отрывок   Домашнее задание 15

Посмотрите также