Технологическая карта урока по литературному чтению по теме «Как Незнайка сочинял стихи» (2 класс)

  • Разработки уроков
  • docx
  • 02.12.2017
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Урок по этой теме является 4 в разделе: «Развязка. Раскрытые тайны» ( ОС Занкова) На данном уроке с целью реализации целей урока, формирования УУД использовались следующие методы и приемы обучения: наглядный с применением ИКТ, практический, словесный, применялась технология формирования типа правильной читательской деятельности. Использовались такие формы работы, как фронтальная (проверка домашнего задания), групповая (собрать из отдельных частей картинку (по типу пазлов), на которой изображён Незнайка, работа в парах (дополняют рифмы к стихотворению), самостоятельная работа (дополняют высказывания на карточках).
Иконка файла материала технологическая карта урока.docx
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА п. Тепличный САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ САРАТОВСКОГО РАЙОНА» МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ОТКРЫТЫЙ УРОК ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ «Что такое - быть настоящим поэтом. Н.Н. Носов «Как Незнайка сочинял стихи». (2 КЛАСС) Разработчик урока: Заплетина Е. В., учитель начальных классов Саратовская область Саратовский район 2016г.Технологическая карта урока русского языка Класс: 2 УМК:  система развивающего обучения Л.В. Занкова, учебник В. Ю. Свиридовой (2011г.) Тема: «Что такое ­ быть настоящим поэтом. Н.Н. Носов «Как Незнайка сочинял стихи»». Цель: Создать условия для формирования представления об основных аспектах для написания стихотворения и  осознанного восприятие и оценки содержания текста, его характеристики. Формируемые УУД: Личностные: Формировать положительное отношение к учению, желанию приобретать новые знания; Формирование умения участвовать в творческом процессе; Формирование уважительного отношения к иному мнению. Регулятивные: Формировать умение принимать и сохранять учебную задачу на уроке литературного чтения; Формировать умение контролировать процесс и результаты деятельности Познавательные: Формирование умения осознавать познавательную задачу на уроке литературного чтения Формирование умения находить в тексте необходимую информацию; Формирование умения анализировать художественные произведения – рассказ. Коммуникативные: Формирование умения вступать в учебный диалог с учителем и одноклассниками; Формировать умение высказывать собственное мнение в устной и письменной форме; Формировать умение осуществлять совместную деятельность в парах с учётом конкретных учебно­познавательных задач. Тип урока: урок «открытия» нового знания. Вид урока: смешанный. Задачи: Обучающие:   ­ содействовать формированию представления об основных аспектах для написания стихотворения; ­ содействовать формированию осознанного восприятие и оценки содержания текста, его характеристики;      ­ содействовать формированию овладения навыками осознанного, правильного и выразительного чтения.                                                                                Развивающие:    – развивать мышление (операции:  анализ, обобщение, рассуждение, речь, память, внимание);  ­  развивать познавательный интерес обучающихся, умение высказывать своё мнение, рефлексию (самоконтроль, взаимопроверка). Воспитательные:   ­ воспитывать интерес к чтению; ­ создавать условия для воспитания  коммуникативной культуры и умения учащихся работать в паре, в группах. Используемые технологии: проблемного обучения; ИКТ.  Методы: репродуктивный; наглядно­иллюстративный; частично­поисковый.Формы организации познавательной деятельности: беседа, фронтальная работа, самостоятельная работа, работа в парах, группах. Средства обучения: учебник «Литературное чтение» 2 класс 2 часть В.Ю. Свиридова, ресурсы­Интернет, иллюстрации, дидактические материалы,  презентация                                                                                                                                                                                                                  ХОД УРОКА №  п/п 1 Этапы урока Деятельность учителя Деятельность учащихся Формируемые УУД Слушают педагога, выполняют  действия. Личностные: Формировать  положительное  отношение к учению,  желанию приобретать  новые знания; Мотивационный  этап Наш урок мы начнём с «Искорки добра».  В одном городе люди умели дарить друг другу добро.  А знаете как? Очень просто. Когда они протягивали  друг другу руки, их ладошки встречались, и между  ними вспыхивала крошечная, тёплая искорка.  Маленькое, маленькое солнышко. Оно было такое  маленькое, что не обжигало, а только согревало  ладошки. Давайте передадим, друг другу искорку  добра: протянем ладошки, возьмемся за руки.  Почувствуем рядом добрую, славную руку соседа.  Легонько её пожмем и передадим друг другу своё  внимание, тепло и доброту.  Представьте, что пред вами большое, яркое солнышко.  Его лучики тянутся к вам. Утром солнышко  проснулось, всем ребятам улыбнулось. (Слайд № 2) Лучик тёплый, золотой,  На урок возьмём с собой.  Посмотрите в глаза друг другу и тепло улыбнёмся и  скажем наш девиз: «У нас всё получится!» 2 Актуализация  знаний ­   Произведения какого автора мы сейчас читаем?                 (Слайд № 3)       Что вы помните об этом писателе?        Что говорил В Катаев о Н. Носове?      Какие произведения Н. Носова мы уже прочитали? Николай Николаевич Носов Высказывания детей. Дети читают.  «Мишкина каша», «Заплатка». Определение  Е    А сейчас поработаем в группах, соберём из пазлов  Группы получают задание:  Личностные: Формировать  положительное  отношение к учению,  желанию приобретать  новые знания; Коммуникативные: Формирование умения  вступать в учебный  диалог с учителем и  одноклассникам. Коммуникативные:темы урока картинку и если вы всё правильно сделаете, то  окажетесь на правильном пути по определению темы  урока. Картинку приклейте в центре листа. собрать из отдельных частей  картинку (по типу пазлов), на  которой изображён Незнайка.        Кого вы узнали на картинке?              Скажите, вызывает ли этот герой, какие­ нибудь  Высказывания детей. Формирование умения  вступать в учебный  диалог с учителем и  одноклассникам. ассоциации?   Запишите вокруг картинки слова или предложения,  которые приходят на ум в связи с этим словом.       Вы очень точно подметили черты характера нашего  героя. А сможете ли вы узнать среди предложенных  отрывков из разных произведений слова, которые мог  сказать именно Незнайка?    ­ Итак, следственный эксперимент! Какие слова мог  3 Выявление места  и причины  затруднения сказать Незнайка! (стр. 20 учебника)  ­ Какие герои вмешались в беседу? (Мишка, Коля,  Незнайка, Карлсон).  ­Как вам удалось узнать отрывок о Незнайке?  (заслушиваем мнения детей)               Попробуйте сформулировать тему урока: автор,  название. (Слайд № 4) ­­ Сочинил Незнайка стихи? Как вы считаете, получились у Незнайки стихи?  ­Что нужно, чтобы стихи получились? Обратите  внимание на (Слайд № 5)слайд  «Ты, говорят, стихи пишешь?.. — Пишу. — Хорошие хоть? — Хорошие. А зачем плохие­то писать?» О чем текст? Верно, о написании стихотворения. А как вы думаете, что необходимо для написания  стихотворения? Рифма, хорошо, а что такое рифма? Верно, рифма это созвучие окончаний двух или  нескольких слов. Еще что­то нужно, кроме рифмы для написания  стихов? Дети по группам зачитывают свои варианты Дети зачитывают вариант:  «Я рисовать научился, на трубе играть научился,  стихи сочинять тоже  научусь. Про всех друзей сочиню».  Н. Носов «Как Незнаика  сочинял стихи». Один учащийся читает текст,  остальные слушают. О том, как кто­то пишет стихи. Рифма Рифма – два слова  заканчиваются одинаково. Предположения учащихся. Регулятивные: Формировать умение  принимать и сохранять  учебную задачу на уроке  литературного чтения; Познавательные: Формирование умения  осознавать  познавательную задачу на  уроке литературного  чтения Коммуникативные: Формирование умения  вступать в учебный  диалог с учителем и  одноклассниками4 5 Определение  цели урока С чем встретились? Попробуйте назвать цели урока с  помощью этих слов: (Слайд № 6) Построение  проекта выхода из затруднения Итак, что нужно сделать, что бы достичь нашей цели? 1. Сделать разминку. 2. Прочитать текст. 3. Узнать, что нужно, чтобы написать  стихотворение. (Слайд № 7) ­ Что мы видим на экране? Познакомиться…с  произведением Н.Носова «Как  Незнайка сочинял стихи». Совершенствовать…технику  чтения. Развивать…свою речь. Пополнять…словарный запас. Что ещё нужно, кроме рифмы… для написания стихов? Высказывания учащихся. Слушают учителя ­ План урока. Реализация  построенного  проекта Речевая разминка. Откройте учебники на стр.111. Все нашли произведение? Хорошо. Ребята, читать произведение будем по  цепочке, поэтому следите и слушайте внимательно, что бы потом ответить по рассказу на вопросы. Но, перед тем, как мы начнем читать, скажите, а кто  такой поэт? Верно, поэт­это писатель, который пишет  1. Звуковая разминка. 2. Цепочкой произносят   скороговорки. Открывают учебники на стр.  111. Внимательно слушают учителя. Поэт, это тот, кто пишет  стихотворения. Познавательные: Формирование умения  осознавать  познавательную задачу на  уроке литературного  чтения Регулятивные: Формировать умение  принимать и сохранять  учебную задачу на уроке  литературного чтения; Познавательные: Формирование умения  осознавать  познавательную задачу на  уроке литературного  чтения Коммуникативные: Формирование умения  вступать в учебный  диалог с учителем и  одноклассниками; Формировать умение  высказывать собственное  мнение в устной форме; Регулятивные: Формировать умение  принимать и сохранять  учебную задачу на уроке  литературного чтения; Формировать умение  контролировать процесс и результаты деятельности Познавательные: Формирование умения  осознаватьФизминутка 6 Первичное  закрепление во  внешней речи  произведения в стихах. А что такое пакля? Пакля – это грубый материал. Издевательство­ злая насмешка, оскорбление, а также  оскорбительный поступок.  Дразнилки­ вид детского фольклора: прибаутки,  стишки, песенки, в которых предметом  вышучивания, безобидного осмеяния и иногда  издевки являются имена ("Федя­медя, Съел  медведя"), физические недостатки и внешность. Вот мы с вами узнали значения некоторых слов,  которые встретятся нам в тексте, а сейчас … начинает  читать с выражением. Все внимательно слушают. Наш Незнайка улыбнулся, потянулся и нагнулся. Хочет мышцы он размять и немного поскакать. Глазками по кругу водит, влево, вправо их заводит, А руками, будто птица, хочет ввысь он устремиться. Но мечтам пришел конец, надо вновь за книгу сесть. Итак, мы с вами прочитали рассказ. Скажите, о чем этот рассказ? Верно, о том, как Незнайка сочинял стихи. А кто объяснил Незнайке, как сочинять стихи? Хорошо, какие вы внимательные, Цветик. А что он посоветовал Незнайке? Найдите это  предложение в тексте и прочитайте. «Сочиняй так, чтобы был смысл и рифма, вот тебе и  стихи». (стр. 114) Как вы думаете, почему Знайка, Торопыжка и  остальные злились на Незнайку, когда он читал стихи?  Почему они называли их дразнилками? Хорошо, а скажите, все ли Незнайка делал правильно  или он что­то напутал? А что было неверно? А как вы думаете, легко ли это, сочинять стихи? А  почему вы так думаете? А прав ли Незнайка, говоря, что стихи не должны  повторять правду? Почему? Что в поэзии может быть вымыслом, а что нет? Высказывания учащихся. Слушают учащихся. познавательную задачу на  уроке литературного  чтения Читают текст по цепочке, с  выражением. О том, как Незнайка сочинял  стихи. Цветик. «Сочиняй так, чтобы был смысл и рифма, вот тебе и стихи». Предположения учащихся Высказывания ребят. Личностные: Формирование  уважительного отношения к иному мнению. Регулятивные: Формировать умение  принимать и сохранять  учебную задачу на уроке  литературного чтения; Формировать умение  контролировать процесс и результаты деятельности Познавательные: Формирование умения  находить в тексте  необходимую  информацию; Формирование умения  анализировать  художественные7 Включение в  систему знаний и  повторение Вы правы, в поэзии возможен вымысел, но не в том  случае, когда несет вред. Писать стихи, как Незнайка,  конечно нельзя потому, что это довольно обидно для  слушателей и друзья могут не понять вас. Высказывают свое мнение. А сейчас, я предлагаю вам попробовать себя в роли  Слушают учителя. поэтов­помощников, ваша роль заключается в том, что  вы должны, в стихотворение, которое лежит у вас на  столах добавить слова рифмы по смыслу. Например: Улетел орёл домой,   Солнце скрылось под… .  Доедая с маслом булку,  Братья шли по … .  Мы делили апельсин,  Много нас, а он … .  Поработайте в парах. Будьте внимательны! Лёгкие, крылатые, Как ночные… (бабочки) Кружатся, кружатся Над столом у… (лампочки) Собрались на огонёк. А куда им … (деться) Им ведь тоже ледяным Хочется … (погреться) Итак, ребята, давайте послушаем несколько  стихотворений. Работают в парах, дополняют  рифмы к стихотворению. Читают свои варианты  стихотворения. Высказывание учащихся. Каждое стихотворение должно  иметь тему, смысл и в нем  должна быть рифма произведения – рассказ. Коммуникативные: Формирование умения  вступать в учебный  диалог с учителем и  одноклассниками; Формировать умение  высказывать собственное  мнение в устной форме; Личностные: Формирование умения  участвовать в творческом  процессе; Формирование  уважительного отношения к иному мнению. Регулятивные: Формировать умение  контролировать процесс и результаты деятельности Познавательные: Формирование умения  осознавать  познавательную задачу на  уроке литературного  чтения Коммуникативные: Формировать умение  высказывать собственное  мнение в устной форме; Формировать умение  осуществлять совместную деятельность в парах с  учётом конкретных  учебно­познавательных  задач.Молодцы! Вы успешно справились с этим заданием. Скажите, вам сложно было выполнить это задание? В чем заключалась сложность? Вы хорошо поработали и теперь готовы ответить на  один из главных вопросов урока: Так, что же  необходимо для написания стихотворения?  Верно, смысл, рифма, а также правдивость, помогут  нам писать красивые и добрые стихи. Чему учит рассказ Носова? Выберите из предложенных пословиц (Слайд № 8)  наиболее подходящую к прочитанному произведению Чтобы быть поэтом,  художником, музыкантом, надо  учиться наблюдательности,  трудолюбию, понимать  важность приобретения знаний.  Нельзя обманывать, дразниться,  надо дружить. Дополняют высказывания на  карточках. 8 Рефлексия Мало хотеть, надо уметь. Хвастать ­ не косить, спина не болит. Одно дело делаешь ­ другого не порть. И готово, да бестолково. Плохая шутка до добра не доведёт. А сейчас я предлагаю вам подвести итоги нашего урока (Слайд № 9) Достигли ли мы нашей цели? Значит, какими мы были  на уроке? Какие качества успешного ученика нам  помогли? Молодцы, хорошо поработали сегодня на уроке, и  много нового узнали. (Слайд № 10) Да. Целеустремлёнными.       Терпение.  Любознательность,  трудолюбие. Дети проводят самооценку. Личностные: Формировать  положительное  отношение к учению,  желанию приобретать  новые знания; Регулятивные: Формировать умение  принимать и сохранять  учебную задачу на уроке  литературного чтения; Коммуникативные: Формировать умение  высказывать собственное  мнение в устной и  письменной форме;И итогом нашему уроку будет фраза Эдуарда  Аркадьевича Асадова: «Я так хочу стихи свои  писать,Чтоб каждой строчкой двигать жизнь вперёд». А вот мы с вами продолжим наше движение вперёд с  какими успехами? (Слайд № 11) Использованные интернет ресурсы: http://nsportal.ru/nachalnaya­shkola/chtenie/2013/02/07/urok­literaturnogo­chteniya­vo­2­klasse­detskaya­klassika https://infourok.ru/material.html?mid=128713 http://kopilkaurokov.ru/literatura/uroki/konspiekt­uroka­litieraturnogho­chtieniia­vo­2­klassie­po­tiemie­n­n­nosov­kak­nieznaika­sochinial­stikhi

Посмотрите также