Технологическая карта урока по литературному чтению С.Есенин "Нивы сжаты, рощи голы" (3 класс)

  • Разработки уроков
  • doc
  • 16.04.2017
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Данная технологическая карта разработана для урока литературного чтения 3 класс УМК "21 века" по теме Сергей Есенин "Нивы сжаты, рощи голы". В ней соблюдены все основные этапы урока, отвечающие требованиям ФГОС второго поколения. Основные формы работы на уроке: фронтальная, групповая, парная.
Иконка файла материала технологическая карта урока литературного чтения.doc
Предмет Класс Тип урока Технология построения  урока Тема Цель  Основные термины,  понятия                                                     МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ (ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА) Литературное чтение 3 класс ОНЗ Урок ­ исследование С. Есенин «Нивы сжаты, рощи голы»   Создание условий, необходимых для того, чтобы понять смысл и выразительно прочитать  поэтическое произведение. Поэт, стихотворение, рифма, ритм, настроение, паузы, логическое ударение. Планируемые результаты.Предметные УУД:  познакомить с жизнью и творчеством С.Есенина;  познакомить с основной темой творчества Есенина –  темой Родины, родного дома;  отрабатывать навыки художественного чтения  поэтического произведения;  учить детей чувствовать и понимать образный язык  стихотворения Личностные УУД:  воспитывать   любовь   к   родной   природе   на   примере творчества   С.Есенина,   получать   от   чтения стихотворения эстетическое наслаждение;  устанавливать связь между целью урока и её мотивом;   проявлять интерес к художественной литературе; высказывать свою точку зрения;  проявлять   самостоятельность   в   поиске   ответов   на поставленный вопрос. Регулятивные УУД:  выполнять мыслительные операции анализа и синтеза, делать умозаключения;  планировать деятельность на уроке под руководством учителя. Познавательные УУД:  формировать чувства  неразрывной  связи человека  с природой; Коммуникативные УУД: слушать собеседника, вести диалог; сотрудничать с учителем и сверстниками;    работать в паре, группе;  точно и чётко выражать свои мысли в соответствии с задачами урока. Формы работы групповая   парная  фронтальная Организация пространства. Ресурсы урока  рабочая программа по литературному чтению, 3 класс  учебник «Литературное чтение», 3 класс. Ефросинина, Вентана­граф, 2013 г.;  портрет писателя С. А. Есенина;  музыкальные фрагменты ­ песня на стихи С. Есенина "Нивы сжаты, рощи голы", пьеса П.И.Чайковского «Октябрь. Осенняя песня» (из цикла «Времена года»);  проектор;  презентация;  ноотбук.  Дидактические задачи этапов урока.Этапы урока 1. Мотивация к учебной деятельности 2. Актуализация знаний 3. Изучение нового учебного материала 4. Закрепление учебного материала 5. Домашнее задание Дидактические задачи Создать условия для формирования внутренней потребности во включение  учащихся в учебную деятельность на личностно – значимом уровне. Обеспечить принятие учащимися цели урока, формировать умение  самостоятельно формулировать его тему и задачи. Обеспечить мотивацию  учения. Создать условия для нахождения учащимися способов, которые приведут к решению возникшей проблемы. Закрепить полученный результат, выявить пробелы и провести их  коррекцию. Формировать навык самостоятельной работы. Обеспечить  повышение уровня осмысления изученного материала. Соотнести цели урока и его результаты, дать оценку своей работе на  уроке. Этап урока Мотивация к  учебной  деятельности Актуализация  знаний Формируемые умения Умение слушать  классическую  музыку. познакомить с  жизнью и  творчеством  С.Есенина; познакомить с  Технология изучения. Деятельность учителя Звучит пьеса П.И.Чайковского «Октябрь. Осенняя песня» (из цикла «Времена года»); Учитель читает стихотворение С Есенина «Я покинул  родимый дом…» ­ Что я прочитала? (стихотворение) ­ (Ритм и рифма)  ­ Что представляли, когда я читала? Каким вам показалось это стихотворение?  Назовите   отличительные   признаки   стихотворения? Деятельность обучающихся Слушают музыку и  настраиваются на урок. Отвечают на вопросы  учителя.основной темой  творчества  Есенина – темой  Родины, родного  дома; учить детей  чувствовать и  понимать  образный язык  стихотворения от воспитывать любовь   к   родной природе на примере творчества С.Есенина, получать чтения стихотворения эстетическое наслаждение; высказывать   свою точку зрения; планировать деятельность   на уроке под руководством         ­ Каким должен быть человек, написавший такое? ­   Как   вы   думаете,   чем   мы   будем   заниматься   на   уроке? (читать стихи) ­ А может, кто­нибудь может назвать имя поэта? Почему? ­ А вы хотели бы узнать, кому принадлежат эти строчки? ­ Я предлагаю фотографии поэтов. Кто из них мог написать это:                   Эти волосы я взял у ржи,                   Если хочешь на палец вяжи,                   Я нисколько не чувствую боли… ­ Как догадались? (…тот старый клён головой на меня  похож).  ­ Назовите тему нашего урока. ­ Какие задачи перед собой поставим?  Знакомство с автором. ­Посмотрите   на   портрет   С.   Есенина,   всмотритесь   в   это лицо.   Давайте   послушаем,   что   расскажут   о   нем   ваши товарищи. 1уч.  «Большую   часть   жизни   Есенину   суждено   было провести в городе, только наездами бывал он в дорогих ему местах, где прошло детство и юность. Душа же оставалась вечно привязанной к отчему дому, родной семье, любимым рязанским   просторам.   Русская   природа,   крестьянский уклад, народное творчество, великая русская литература в лице   А.С.Пушкина,   Кольцова, И.С.Никитина – вот истинные источники его поэзии. 2уч.   «Есенин   сумел   взять   у   природы   даже   черты   своей   М.Ю.Лермонтова, Называют тему и задачи урока. Рассказ 2 учеников о  поэте.учителя;   слушать собеседника, вести диалог;   точно   и чётко   выражать свои   мысли   в соответствии   с задачами   урока; устанавливать связь между целью урока её мотивом; выполнять мыслительные операции   анализа и   синтеза,   делать умозаключения;   и   познакомить с  жизнью и  творчеством  С.Есенина; познакомить с  основной темой  творчества  Есенина – темой  внешности: синеву глаз – у бездонных рек и голубых небес, золотые волосы – у российских нив, мягкие кудри – у крон родных   берёз.   А   главное,   что   поэт   взял   у   родины,   у бескрайней России – глубокую и необъятную душу».  ­ Сегодня мы познакомимся со стихотворением С. Есенина  «Нивы сжаты, рощи голы». Найдите его в учебнике. ­ Как вы думаете, что необходимо, чтобы понять и  почувствовать стихотворение?  ­ Кто из вас может прочитать его выразительно? ­ Почему? ­ Давайте вспомним, что значит прочитать выразительно. ­ С чего начнём? Что будем делать дальше? ­ Самостоятельно прочитайте стихотворение  С.А.Есенина   «Нивы сжаты, рощи голы…»   ­ Что вы можете сказать о стихотворении?  ­ Прочитайте, подчеркните непонятные слова. Назовите.  ­ Что оно обозначает?   ­ Куда  обратимся за помощью? (к толковому словарю).   Нивы – обработанное поле, пашня, посевы (словарь  Открывают учебник и  находят стихотворение. Отвечают на вопросы  учителя, делают  умозаключения. Сталкиваются с  затруднением,  объясняют его причину. Вспоминают и  объясняют значение  терминов: настроение,  темп, логические паузы  и ударения. Читают стихотворение  самостоятельно,  отвечают на вопросы  учителя. Изучение нового  учебного  материалаЧитают самостоятельно и определяют тему  стихотворения. Работают над  пониманием образного  языка поэтического  стихотворения по  строфам. Родины, родного  дома;  отрабатывать  навыки  художественного  чтения  поэтического  произведения;  учить детей  чувствовать и  понимать  образный язык  стихотворения;  воспитывать  любовь к родной  природе на  примере  творчества  С.Есенина,  получать от  чтения  стихотворения  эстетическое  наслаждение;  высказывать свою  точку зрения;  проявлять  самостоятельность Ожегова)  ­ Прочитайте ещё раз и определите о чём это  стихотворение?  ­ Что испытывал поэт, когда писал это стихотворение, что он переживал, ощущал?    ­Я предлагаю вам ещё раз очень серьёзно поработать с  текстом. Вы будете не просто читателями, а  внимательными, думающими исследователями этого  стихотворения. 1 строфа ­ Прочитайте только первую строку. ­ О чём они говорят? (Осень) ­ Какая это осень? (поздняя) ­ Какие слова нам об этом говорят? (Нивы сжаты, рощи голы, сырость, солнце тихое скатилось). ­ Как вы понимаете выражение «рощи голы»? ­ Почему «солнце тихое»?  (Светит мало, греет не так как летом) ­ Определите настроение автора. Сожаление (нивы сжаты, рощи голы, значит   уходит тепло) Тревога   (туман,   сырость,   неизвестно   кто   там спрятался) ­ (Медленный) ­  Будем читать громко или тихо? Почему? (не разбудить,    Какой   темп   прочтения   будет   в   1­ой   строфе?в поиске ответов  на поставленный  вопрос; выполнять мыслительные  операции анализа  и синтеза, делать  умозаключения;  формировать  чувства  неразрывной связи человека с  природой; слушать собеседника, вести диалог; точно и  чётко выражать  свои мысли в  соответствии с  задачами урока   не спугнуть, чтобы не услышали)  2 строфа ­ Прочитайте вторую строфу. ­ О чём пишет поэт в этой части? (О дороге) ­  Что такое дорога? (Это путь) ­  Почему взрытая? (неровная, потому что уже давно  туманы, сырость, а по ней возили с полей на телегах  урожай) ­ А сейчас чем она занимается? (дремлет) ­ Как вы это понимаете?  ­ Какой приём использует автор? (олицетворение)  ­ Что это  значит? ­ Где ещё используется этот же приём? (ей примечталось) ­Прочитайте, что ей показалось? («Совсем ­ совсем  немного ждать зимы седой осталось») ­ Почему?  (Дорога устала. Она хочет отдохнуть. Зимой  выпадет снег, и её больше не будут ранить колёса. По  снегу заскользят полозья саней. Сани, как будто, гладят  дорогу). ­ И вот по этой дороге по замерзшим буграм и колдобинам едет   телега.   Вчитайтесь   в   стихотворение,   вслушайтесь   в него.   Может,   вы   услышите,   как   трясет   телегу?   Она дребезжит по замерзшей дороге. Вот почему столько звуков «р».                   Дремлет взрытая дорога,                   Ей сегодня примечталось…­ Где ещё встречается олицетворение? (Зима седая) ­ Почему седая?? (Старая)  ­ Может, вы  мне  объясните,  почему  С.Есенин написал  о зиме «седая», а не белая?   ­ Зима похожа на старость. Дорога мечтает о спокойной старости. ­Определите настроение. Усталость (дремлет дорога) Мечтательность (примечталось) ­  Каким   тоном   будем   читать   эту   строфу?  (Спокойным, мечтательным) ­ Какой темп будем соблюдать? (Медленный) – С какой громкостью прочитаем эту строфу? (Тихо) 3 строфа ­ Прочитайте 3­ю строфу. Кто же едет в той телеге? Чьё настроение можно почувствовать, понять? (Автора) ­ Может быть «ах и сам я…» тоже здесь не случайно? (С.Есенин тоже устал, он мечтает о том, чтобы отдохнуть) ­ Верит он в то, что всё изменится к лучшему? ­ Какие слова называют это настроение? (в чаще звонкой) ­ Когда мы говорим – «Ах»? (Когда удивляемся) ­ Что его удивило? Какой образ увидел Есенин в тумане? (Рыжий месяц жеребёнком запрягался в наши сани) ­   Можем   ли   мы   увидеть   в   серой,   сырой   осени   «рыжего жеребёнка»? ­ Как вы себе это представляете?Выполняют упражнения  физкультминутки. ­ В этом и заключается талант Есенина – видеть в самых простых вещах необычные образы. ­ Какой приём использует поэт? (Сравнение) ­ Определите настроение. Усталость. Надежда на лучшее. ­ В каком темпе будем читать эту строфу? Каким тоном? –   А   перед   тем,   ребята,   как   вы   будете   отрабатывать выразительность   чтения   стихотворения,   надо   отдохнуть, набраться сил. Встаньте, пожалуйста. Осторожно ветер за калитку вышел, (поднять руки вверх, опустить) Постучал в окошко, (постучать кулачками по парте) Пробежал по крыше, (перебирать пальчиками по парте) Покачал   тихонько   ветками   черёмух   (помахать   руками вправо, влево) Пожурил   за   что­то   воробьёв   знакомых   (погрозить пальчиком) И, расправив гордо молодые крылья, (взмахи руками) Полетел куда­то вперемешку с пылью. ­ Ребята, догадайтесь, кто автор этого стихотворения? Да, это С. Есенин. Закрепление  учебного  познакомить с  жизнью и  ­  Ваше задание: подготовиться к выразительному  чтению стихотворения.  Как   будем   готовиться?  (Расставить Самостоятельная  работа каждого надматериала творчеством  С.Есенина; отрабатывать  навыки  художественного  чтения  поэтического  произведения; учить детей  чувствовать и  понимать  образный язык  стихотворения; воспитывать  любовь к родной  природе на  примере  творчества  С.Есенина,  получать от  чтения  стихотворения  эстетическое  наслаждение;  проявлять  самостоятельность в поиске ответов  на поставленный  паузы, логическое ударение, выбрать нужный темп) ­ Кто желает прочитать?   ­ Спасибо, ребята. ­   Давайте   попробуем   составить   синквейн   к   этому стихотворению.   Работать   будем   группами   по четверостишиям. Вспомним правила работы в группе.  (Учитель раздаёт алгоритм составления синквейна) ­   Назовите   главную   мысль   стихотворения?   Что   хотел сказать автор?  ( Осень ­ печальная пора. Осень наводит поэта   на   грустные   мысли,   но   автор   стихотворения верит, что скоро придет зима, все обновится и все будет хорошо.) ­   Что   передал   Сергей   Есенин   через   это   стихотворение? (свою любовь к родной земле, родному краю?)  ­ А мы здесь причём? ­   Какие   художественные   приёмы   используют   авторы   для написания   стихотворений?  (Олицетворения,   сравнения, эпитеты) ­ Как вы думаете, можно из этого стихотворения сделать песню? ­ Что для этого надо сделать? ­   Если   бы   вы   были   композиторами,   какую   музыку выразительностью  стихотворения.  Ученики   отвечают     по одному   –   зачитывают стихотворение выразительно. Работают группами  над составлением  синквейна. Отвечают на вопросы  учителя, делают  выводы. Отвечают на вопросы  учителя,  рассуждают.Домашнее  задание вопрос; слушать  собеседника, вести диалог; работать в группе;  точно и чётко  выражать свои  мысли в  соответствии с  задачами урока Высказывать свою  точку зрения на  поставленный  вопрос; слушать  собеседника, вести диалог; точно и  чётко выражать  свои мысли в  соответствии с  задачами урока сочинили? ­   Мелодичность,   музыкальность   этого   стихотворения, искренняя   любовь   к   родному   краю   затронула   душу композитора  Л.   Накарякова,  который   написал   на   слова Есенина музыку. (Слушание песни «Нивы сжаты, рощи голы…») Слушают песню. ­ Выберите одну из фраз и закончите её: « На уроке мне было интересно, потому что…    На уроке мне было не интересно,  потому что…»   ­ Спасибо вам за работу. ­   Вы   были   сегодня   внимательными,   думающими читателями.   Всем   хочется   сказать   спасибо   за   ваши исследования   и   находки.     Дома   вы   ещё   раз   прочитаете стихотворение   С.   Каждый   по­своему. Постарайтесь передать все настроения, которые вы в нем почувствовали. Дома выучите его наизусть.   Есенина. Дают оценку своей  работе на уроке. Записывают домашнее  задание.Этап урока н и м   , я м е р В Содержание учебного материала Методы и приёмы работы и и ц а з и н а г р о ы м р о ф   (   Д У О Ф ) и т с о н ь л е т я е д й о н б е ч у     я л е т и ч у   ь т с о н ь л е т я е Д я с х и щ ю а ч у б о   ь т с о н ь л е т я е Д х ы н ь л а с р е в и н у   е и н а в о р и м р о ф (   Д У У Ф ) й и в т с й е д х ы н б е ч уI. Оргмомент (этап мотивации) 2­3  мин. Прослушивание  аудиозаписи. Песня  «Настоящий друг» Беседа  Приветствуют  учителя,  проверяют свою  готовность к  уроку. Прослушивают  аудиозапись. Р. –  овладевать  умением  прогнозироват ь. К.­ слушать и  понимать речь других. П. – искать и  выделять  необходимую  информацию. фронтальная Приветствует  учащихся,  проверяет их  готовность к  уроку. ­Сегодня наш  урок начнётся с  песни. Вы,  ребята,  внимательно  прослушайте  слова и  подумайте  почему именно  эта песня  звучит  на уроке. ­ Как одним  словом сказать  о чём песня?диалог Фронтальная; Работа в паре. II этап до чтения 5­7  мин. 1. Актуализация  знаний, появление  темы, проблемы  урока. 2. Антиципация  чтения  (предугадывание  предстоящего  чтения). Слушают диалог  учителя с  учеником.  Отвечают на  вопросы. Р. П.­  высказывать  предположени я о  содержании  текста.  Разминка  артикуляцион ного аппарата. К. – слушать и понимать речь других; уметь  выражать свои мысли;  владеть  диалогическо й формой  речи. ­Сегодня мы с  вами  знакомимся с  новым разделом (слайд «Я И  МОИ  ДРУЗЬЯ»)­ Откроем в  учебнике  с.29.Что  изображено на  рисунке?  Почему на  рисунке много  игрушек?­Как  вы думаете ,о  ком или о чем  будут  произведения в  нашем новом  разделе?­Знаете ли вы,что такое  дружба и  умеете ли вы  дружить?­ Думали ли вы о  том, с кем  можно дружить, только ли с  одноклассникам и?дискуссия Групповая III этап во время чтения 7­10  мин. 1. Первоначальное  чтение рассказа фронтальная 2. Повторное  перечитывание текста с комментированием. Чтение «по  цепочке» фронтальная ­Сегодня на уроке  прозвучала песня  «Настоящий  друг».А какой он  «настоящий,лучший друг»?Давайте  подумаем и начнем  наш разговор  словами «лучший  друг­это..»        Корректировка  чтения. Комментирует,  уточняет  значение  непонятных  слов. Высказывают свои мнения. Чтение рассказа  подготовленным  учеником.  Самостоятельное  слежение,  слушание текста. Медленное  вдумчивое чтение, выделение  непонятных слов. К.­ слушать и  понимать речь других. Л.­ наличие  первичной  эмоционально й реакции на  текст; умение  выразить свои  чувства,  мысли. П – развивать  навык  выразительног о, смыслово го чтения3. Беседа по  содержанию Беседа фронтальная Участие в беседе К. – слушать и понимать речь других; полно  и точно  выражать свои мысли;  владеть  диалогическо й формой  речи. П – уметь  осознанно и  произвольно  строить  речевое  высказывание ­Что рассердило  Колю?­А вы бы  рассердились? Согласны ли вы с  Колей,что нельзя  брать чужие вещи  без разрешения? Как Коля  намеревался  поступить с  Вовой?­Что вы  можете сказать о  поступке Вовы?  Повлиял ли он на  Колю?­Почему  автор назвал свой  рассказ «Лучший  друг­Какие  пословицы о  дружбе, о друге вы знаете?(дети  называют  пословицы)­На  доске у меня  записаны новые  пословицы:НАСТО ЯЩЕМУ ДРУГУ  ЦЕНЫ НЕТ.С  ЛЮДЬМИ  БРАНИТЬСЯ­ НИКУДА НЕ  ГОДИТЬСЯIV этап после чтения 9­12 мин. 1. Работа с  иллюстрацией Беседа Фронтальная ­ скажите,  какая из них  отражает  содержание  рассказа? Обращение  учащихся к  готовым  иллюстрациям Соотнесение  текста с  иллюстрацией,  сопоставление  своего взгляда на  прочитанное со  взглядом  художника. К.­ проявление  внимания к  суждениям  товарищей,  стремление  найти и  «разгадать»  авторские  подсказки в  тексте. П –  рассматривать, анализировать,  извлекать  нужную  информацию.  2. Творческое задание  (игра «Ромашка») Игра Групповая ­Сегодня мы с  вами узнали новое  произведение  ,чему оно вас  научило? ­Я  надеюсь что вы  теперь будете  более  внимательно  относиться друг к  Обсуждение  главного качества  друга. Л.­  эмоциональное  принятие игры. К.­ участие в  игре. Л.К.­ умение  сотрудничать вV Рефлексия 3­5  мин. беседа Фронтальная.  Индивидуальная. группах. П – умение  структурирова ть знания.  Осуществляют  самооценку  собственной  учебной  деятельности. П.Р. – оценка и рефлексия  собственной и  коллективной  деятельности. другу,беречь  своих  друзей,стараться  не обижать их и не сердиться самим.  А теперь мы с  вами напишем  какие же главные  качества должны  быть у настоящего  друга. ­Кто сегодня  открыл для  себя новые  знания? ­ А что вам в  этом помогло? ­ Кто  столкнулся с  затруднением?

Посмотрите также