Технологическая карта урока по математике по теме "Решение уравнений" 6 класс

  • Разработки уроков
  • docx
  • 14.06.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Урок изучения нового материала. Вводится понятие "уравнение", "равенство", "корень уравнения". Перед изучением нового материала повторяются правила нахождения неизвестного множителя, распределительное свойство умножения. Знакомство со свойствами уравнений. Введение нового способа решения уравнений (способ весов). Решение уравнений с помощью применения способа весов.
Иконка файла материала Технологическая карта. 6 класс. Решение уравнений.DOCX
Технологическая карта урока Украинец Любовь Анатольевна, учитель математики МБОУ «Архангельская СОШ» Предмет: Учебник (УМК): математика А.Г. Мерзляк, В.Б. Полонский, М.С. Якир. Математика 6 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений. ­ М.: «Вентана – Граф», 2017. Тема урока: Решение уравнений Тип урока: урок изучения нового материала Характеристика учебных возможностей и предшествующих достижений учащихся класса, для которого проектируется  урок: Учащиеся владеют • регулятивными УУД: ­ умеют формулировать вопросы по теме на основе опорных (ключевых и вопросительных) слов; • познавательными УУД:  умеют  выделять и структурировать информацию, существенную для решения проблемы, под руководством  учителя; • личностные УУД:  умеют осуществлять рефлексию своего отношения к содержанию темы по заданному  алгоритму.   недостаточно сформированы: • коммуникативные УУД:   эффективно сотрудничать, осуществляя взаимопомощь и взаимоконтроль. Цели урока как планируемые результаты обучения, планируемый уровень достижения целей: Вид планируемых учебных действий Предметные Учебные действия вводят и определяют понятия «уравнение», «равенство», «корень уравнения» знакомятся со свойствами уравнений; новым способом решения уравнений; отрабатывать умение решать уравнения. Планируемые достижения результатов обучения понимание,  адекватное  употребление  терминов  в речи, выборочно — воспроизведение понимание,   адекватное   употребление   в   речи, выборочно — воспроизведениеРегулятивные Познавательные • самостоятельно ставят новые учебные задачи путем задавания вопросов о неизвестном • планируют собственную деятельность, определяют средства для ее осуществления самостоятельное  действие  учащихся  по  заданному алгоритму совместное с учителем действие учащихся на основе знания видов источников информации и способов работы с ними из самостоятельное  выполнение действий в условиях •извлекают  необходимую  информацию прослушанного материала • структурируют информации в виде записи выводов и определений взаимопомощи и взаимоконтроля совместные взаимопомощи и взаимоконтроля действия учащихся    в условиях Коммуникативные • эффективно сотрудничать и способствовать выполнение действий по алгоритму под управлением Личностные продуктивной кооперации умение правильно излагать свои мысли, понимать смысл поставленной задачи учителя самостоятельное выполнение действий с опорой на известный алгоритм Этап урока, время этапа Задачи этапа Формы Методы, приемы учебного обучения взаимодей ­ствия Деятельность учителя Деятельность учащихся Формируемые УУД и предметные действия Мотивационн • вызвать о­целевой этап Формиров Фронталь­ 1.Проводит ная, том,   что эмоциональ ание информа­ индивиду­ уравнения, ный настрой и ционного познаватель запроса: встречаются равенства. альная о 1. Делятся беседу знают   про мнениями на где поставленную в   жизни проблему «РИСК» ный интерес к теме; • организоват ь самостояте льное 2. Записывают информацию. 2. Предъявляет фразу с информацией проблемного характера. 3. Предлагает задать вопросы, возникшие в связи с данной информацией, используя записывают вопросительные слова вопросы. 3. Формулируют и Личностные УУД: проявлять интерес к новому содержанию, осознавая неполноту своих знаний Познавательные  УУД: формулировать информационный запрос Регулятивные УУД: определять цели учебной деятельностиформулироБеседа Рассказ вание вопросов и постановку цели Ориентировоч • ­ный этап организоват ь самостояте льное планирован ие и выбор методов поиска информаци и • Поисково­ исследователь организоват ­ский этап ь осмысленн ое восприятие новой информаци и фронталь­ Задает вопрос о ная Называют Регулятивные УУД: планировать, т.е. известные им источники и методы составлять план способах получения нового знания, необходимого для ответа поиска информации действий с учетом на возникшие вопросы, предлагает способ и последовательность действий и знакомятся с предложенной учителем последовательность ю действий конечного результата. Фронталь­ 1. Сообщает 1 часть ная, информации по теме индивидуа урока льная 1. Слушают новый материал. Познавательные  УУД: извлекать необходимую 2. Предлагает ответить 2. Делают пометки, информацию из на вопросы, которые называют вопросы прослушанных получены из 1 части текстов; и дают на них структурировать рассказа. ответы. 3. Сообщает 2 часть 3. Слушают, знания; информации. Предлагает записывают и Коммуникативные записать выводы и УУД: решить уравнения. вступать в диалог, с достаточной полнотой 4. Предлагает найти и точностью выражать ответы на вопросы в ходе практической свои мысли. Предметные УУД: работы. давать определения решают. 4. Формулируют новые вопросы по изучаемой теме.новым понятиямтемы; называть способы решения уравнения. Предметные УУД: сообщают о результатах. 3. Выполняют задания № 2, 2. Слушают объяснение учителя. 1. Выполняют задания,  сообщают Различать способы о результатах. решения уравнений, правильно формулировать ход решения уравнений, находить неизвестные компоненты, применять на практике полученные выводы Познавательные  УУД: анализировать и сравнивать объекты, подводить под понятие; Регулятивные УУД: 1. Оценивают степень достижения констатировать необходимость продолжения действий Познавательные  УУД: решать различные виды уравнений Коммуникативные УУД: адекватно отображать 2. Выборочно высказываются, делятся друг с другом мнением Рефлексивно­ оценочный этап Беседа,пис Индиви­ 1. Предлагает оценить дуальная, факт достижения цели • осмысление ьменное процесса и высказыва фронталь­ урока: на все ли вопросы цели, определяют результата деятельнос найдены ответы. 2. Предлагает каждому круг новых вопросов. ние ная Практический • этап Практи­ обеспечить ческая осмысленн работа ое усвоение и закреплени е знаний 1. Дает задание для Индиви­ дуальная, учащихся №1, фронталь­ организует обсуждение ная результатов ее выполнения. 2. Помогает впомнить понятия «уравнение», «равенство»; «корень уравнения». 3. Дает задание для учащихся № 2, организует обсуждение ее результатов. ти учащемуся высказать свое мнение в виде 1 фразы: телеграммысвои чувства, мысли в речевомХод урока Деятельность учителя Учитель   приветствует   учащихся,   проверяет   их готовность к уроку. Этапы урока Организационный  этап Этап актуализация Учитель: Новые знания нам будет очень трудно знаний осваивать без умения быстро и верно считать, поэтому, как всегда, начнем урок с устного счета: 1. Раскройте скобки: ­5+(а+2b+с+d);  ­7+(­2a­b­3c­d); 10+(2a+b­c+d);   (5a­2b+4c­3d)∙(­3); ­12(­2a+5b­4c+3d);   (­3a­2b+5c+4d) ∙ (­15) 2. Открываем тетради, записываем число, классная работа. ­Обратите внимание на записи на доске: a­2+b; x+8=­15;  5b;  8,5s­3k; 5x=2x+6; ­ Внимательно их изучите и ответьте на вопросы. ­ На какие две группы можно разделить написанное? ­ Как можно назвать каждую из групп? ­ Интересна ли для нас 1 группа: выражения? ­ А вторая? Почему? 5(x­2)=20; 6m ­2. – Кто догадался, какая тема сегодняшнего урока? ­ Исходя из названия темы, давайте сформулируем цель нашего урока. высказывании учащихся Учащиеся готовы к началу работы. 1.Решают в уме, один из учеников проговаривает ответ 2. Делают записи в тетради. 3.Учащиеся внимательно смотрят на записи, отвечая на вопросы: 1) На уравнения и выражения 2) Уравнения, выражения 3) Нет 4) Да, потому что уравнения можно решить. 4. Ребята объявляют тему урока и записывают в тетради: «Решение уравнений». 5. Формулируют цель: познакомиться с разными видами уравнений; научиться их решать. 6. Формулируют задачи: 1) вспомнить основные понятия,­ Для того чтобы достичь цели урока, какие задачи нам надо поставить? Этап изучение нового материала ­ Где можно узнать информацию по данной теме? 1.Подготовительный этап. – А что значит «решить уравнение»? – Итак, уравнение – это равенство. А в жизни мы встречаемся с понятием равенство? Актуализация и постановка проблемы. – Давайте посмотрим. Весы находятся в равновесии.  Что произойдет, если с одной чаши весов убрать груз? – А что надо сделать, чтобы весы снова оказались в равновесии? – Это свойство «весов» нам еще пригодится. ­ Давайте вернемся к началу нашего урока. В тетрадях запишем 1 уравнение и решим его. Какие существуют способы решения данного уравнения? ­ Хорошо! Давайте сначала решим уравнение, применив распределительное свойство умножения: 1 способ свойства, которые можно отнести к уравнениям; 2) изучить материал учебника по этой теме; 3) внимательно слушать учителя; 4) делать необходимые записи в тетрадях 7. Называют источники информации: учебник, учитель 1. Отвечают на вопросы: 1) Найти все значения неизвестных, при которых оно обращается в верное равенство  или установить, что таких значений нет. 2) Называют возможные варианты, например, при взвешивании 3) Чаша с гирями перевесит. 4) Убрать гири. 5) Записывают уравнение в тетрадях, предлагают варианты решения. 6) Вспоминают распределительное свойство умножения  и решают уравнение в тетрадях, комментируя5(x­2) = 20 5x­10=20 5x=20+10 5x=30 x=30:5 x=6 ­ А сейчас по правилу отыскания неизвестных компонентов 2 способ 5(x­2) = 20 ­ Что неизвестно в уравнении? ­ Как найти неизвестный множитель? x­2=20:5 x­2=4 x=4+2 x=6 ­Что мы получили в итоге? ­ Что называется корнем уравнения? ­Число 6 является корнем уравнения x­2=4 и уравнения 5(x­2) = 20, так как 6­2=4 и 5(6­2)=20. вместе с учителем ход решения. 7) Отвечают на вопросы:  Множитель 8) Чтобы найти неизвестный множитель, надо произведение разделить на известный множитель 9) Корень уравнения x=6 Корнем уравнения называют то значение неизвестного, при котором это уравнение обращается в верное ­ Как из первого уравнения можно получить второе?   равенство Мы с вами убедились, что корнем этих двух  уравнений является одно и то же число. Поэтому: Корни уравнения не изменяются, если обе  части уравнения умножить или разделить на  одно и тоже число, не равное нулю. 2. Снова вернемся к началу урока и теперь рассмотрим второе уравнение:  x+8= ­ 15. Как его можно решить? 10)Это уравнение можно получить, разделив обе части данного уравнения  на 5 или умножив обе части на 1\5. 11) Записывают в тетрадях вывод.Это уравнение решается с использованием зависимостей между компонентами и результатами2. 1) Записывают уравнение в тетрадях, предлагают возможные варианты,  решая уравнениематематических действий. Но изучение отрицательных чисел дает возможность решить эти уравнения иначе. ­ Вспомним, чему равна сумма противоположных чисел? ­ Как можно получить в левой части уравнения только с x? ­ Рассмотрим решение этих уравнений. x+8= ­  15 x+8­8= ­15­8   х=­23 2) Нулю 3) Прибавить или отнять числа, противоположные числам в левой части. ­ Мы видим, что слагаемые без переменной перешли из  левой части уравнения в правую с противоположным знаком. ­ А сейчас рассмотрим третье уравнение и решим его: 5х=2х+6 ­ Чем данное уравнение отличается от предыдущего? 4) Неизвестное есть и в правой и в левой части уравнения. 5) Предлагают варианты решения уравнения ­ Как его можно решить? ­ Нужно получить такое уравнение, чтобы слагаемые с x были только слева. Что для этого необходимо сделать? 5х=2х+6 5x+ (­2x) = 2х+6+ (­2x) 5x+ (­2x) = 6 3x=6 x=6:3 x=2 6) Для этого надо к обеим частям уравнения прибавить (­2 x). Решают уравнение 7) Слушают, отвечают на вопросы. ­ Хорошо! Давайте порассуждаем, когда люди едут за  границу, то им  обязательно  надо подумать о чём? О чемв первую очередь  должен подумать любой человек,   когда пересекает  границу? ­ Правильно, пересекая границу,  обязательно надо поменять паспорт. ­ Давайте представим, что знак «=» ­ это граница, а знак числа – это ваш паспорт. Когда мы пересекаем границу, меняем паспорт, то есть, если число переносим из одной части в другую, мы должны поменять знак. Корни уравнения не изменяются, если какое – нибудь слагаемое перенести из одной части уравнения в другую, изменив при этом его знак. 1. ­ Принято при решении уравнений переносить слагаемые так, чтобы в левой части уравнения были неизвестные числа, а в правой ­ известные числа. Решить №1314 и 1315 с комментированием на месте. Мы славно потрудились и славно отдохнем. Учитель называет тела. Если называет искусственное тело, дети встают, а если естественное – сидят. Учитель читает: «Радуга, трактор, кукла, зайчик, трава, дождь, воздушный шар, туман, самолёт,  солнце, звѐзды, медведь». Решить   №1143, 1145, 1147  на доске и в тетрадях, проговаривая правила. Этап первичное осмысление и закрепление знаний Физ. пауза Этап закрепление изученного материала 8) Записывают в тетрадях вывод. ­ Решают в тетрадях, один из учеников комментирует решение с места Выполняют упражнение и приступают 1) Осмысливают применять новый способ решения на практике. 2) Делают  записи  в  тетрадь.  После выполнения задания сверяют с доской. Один  из учеников решает  у доски  с комментарием.Этап подведение итогов ­Наш урок подходит к концу, с начала запишем (Рефлексия). Домашнее задание домашнее задание, затем подведем итоги. ­ На доске: Домашнее задание: п. 41, выучить правила; решить №1144, 1146, 1148. ­ Ваши вопросы по домашнему заданию. ­ А теперь подведем итоги: Что мы хотели узнать? Что мы узнали? На все ли вопросы мы получили ответы? ­ Давайте еще раз вспомним определение уравнения, корня уравнения. ­ Итог урока каждый из вас подведет с помощью телеграммы; то есть в виде одного краткого предложения, которое выразит ваше отношение к уроку. 3) Решают  самостоятельно,  сверяют  с доской,  один  из  учеников  решает  у доски. 1) Ребята записывают домашнее задание в дневниках. 2) Просматривают домашнее задание, задают вопросы 3) Проводят самоанализ, отвечают на вопросы; вспоминают правила; определение уравнения, корня уравнения. 4) В конце своей работы каждый ученик пишет телеграмму. По желанию зачитывают на весь класс