Филиал МБОУ «Высокогорская средняя общеобразовательная школа №3 Высокогорского муниципального района РТ –
«Пановская основная общеобразовательная школа Высокогорского муниципального района РТ»
Методическая разработка урока окружающего мира
«Родной край – частица Родины»
2 класс УМК «Начальная школа ХХI века»
Автор разработки:
Перфилова Наталья Владимировна
учитель начальных классов
I квалификационная категория
Аннотация.
Малая Родина, отечество, родной край играют значительную роль в жизни каждого человека, но мало говорить о любви к родному краю, надо знать его прошлое и настоящее. Данный урок имеет большое значение в деле воспитания и формирования личности учащихся, воспитания гражданина.
В разработке дано описание каждого этапа работы на уроке. Используются разные виды работ: фронтальная беседа, работа в паре, индивидуальные выступления заранее подготовленных ребят, работа по карточкам, групповая работа учащихся.
На уроке используется презентация, которая открывает большие возможности для объяснения нового материала, для его закрепления и обобщения. Благодаря использованию ИКТ на протяжении всего урока удается сохранить не только интерес к изучаемому материалу, но и работоспособность учащихся. У детей развивается наглядно-образное мышление, интерес к систематизации.
В конце урока каждый должен сделать для себя вывод, что наша деревня, наше поселение являются частицей великой Родины – России! Для нас они всегда будут самыми родными и прекрасными, дорогими и близкими. Каким будет наша малая Родина, зависит и от них. Если будут старательно учиться, беречь свою школу, свое здоровье, природу – это и будет, в данный момент, любовь к своей Родине, забота о ней.
Введение
Урок по «Окружающему миру» я строила в соответствии с ФГОС, используя информационно-коммуникативные технологии. Данный урок входит в раздел «Россия – твоя Родина»
В содержание урока я включила элементы обучения школьников универсальным учебным действиям: тему и цели урока определяли сами ученики, исходя из соответствующей проблемной ситуации.
На данном уроке применялся деятельностный метод обучения, который был реализован в следующих видах деятельности: учебной и учебно-исследовательской.
На всех этапах урока ученики включались в активную мыслительную и практическую деятельность исследовательского характера.
Этапы урока тесно взаимосвязаны между собой, чередуются различные виды деятельности. Умственные действия опираются и подкрепляются практическими действиями.
Для каждого ученика создана ситуация успеха, что также способствует повышению мотивации и поддержанию познавательного интереса к учению.
При постановке вопросов и определении заданий на уроке я учитывала индивидуальные особенности учеников, подобрав их по соответствующим группам, что стимулирует детей и повышает их активность на уроке. Учебная информация привлекательна для детей. За счёт привлекательности содержания заданий и подачи учебного материала, предполагаю повысить возможности учеников в достижении поставленных целей на уроке.
Технологическая карта урока
Тема |
Родной край – частица Родины |
Цель
|
Познакомить обучающихся с природой своей страны, республики, района, жителями и их достижениями. Формировать УУД: - Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности. - Регулятивные УУД: умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; работать по коллективно составленному плану; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение. - Коммуникативные УУД: умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им. - Познавательные УУД: умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке. |
Планируемые результаты |
Предметные: научить использовать карты для получения информации; называть и показывать на карте свою страну, республику, её столицу, свой муниципальный район; научить различать главные достопримечательности, особенности климата и рельефа, известных людей своей страны, республики, населенных пунктов; различать флаг, герб страны, республики, района и называть характерные особенности. Личностные: уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности. Метапредметные: уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; работать по коллективно составленному плану; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение. |
Задачи урока |
1. Расширить представления детей о Родной стране, Родном крае, в котором они живут. 2. Актуализировать личностный смысл обучающихся к изучению темы: «Родной край». 3. Содействовать осознанию обучающимися ценности изучаемого материала. 4. Создать благоприятные условия для развития нравственного отношения к истории и культуре родного края, воспитания чувства гордости, патриотизма, уважения к родному краю, Родине. 5. Создать условия для развития у школьников позитивного интереса. 6. Развивать любознательность, эрудицию, культуру общения, речь, мышление; 7. Воспитывать правила бережного отношения к окружающему миру, прививать любовь к родному краю. |
Тип урока |
Открытие новых знаний |
Учебно-методический комплекс |
- учебник «Окружающий мир» для 2-го класса Н.В.Виноградова Часть 1. Стр. 132-134 - карта России - презентация к уроку |
Основные понятия |
Родина, «малая Родина» |
Организация пространства |
Парная, фронтальная, индивидуальная работа |
Межпредметные связи |
окружающий мир, чтение |
Диагностика результатов урока (итог урока) |
- Какую цель ставили? - Достигли цели? - Какая тема урока была? - Чему научились на уроке. - Оцените свою деятельность на уроке, используя один из кружочков: зелёный, красный, жёлтый. |
Домашнее задание |
Стр.132-134. Узнай какие памятные места (достопримечательности) есть в твоем родном селе. Почему улицы получили такие названия?
|
Планируемый результат |
Предметные умения |
Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов универсальных учебных действий – УУД). |
Умение различать характерные особенности разных населенных пунктов: город, село. |
Личностные: осознание своей этнической принадлежности, творческое самовыражение, формирование чувства гордости за свою родную страну и родной край, уважительного отношения к иному мнению; принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения Познавательные: умение структурировать знания; анализировать объекты с целью выделения признаков (существенных, несущественных); построение логической цепи рассуждений, доказательств; рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности. Регулятивные: умение принимать и сохранять учебную цель и задачи; планирование собственной деятельности в соответствии с поставленной задачей и поиск средств ее осуществления; умение контролировать и оценивать свои действия, высказывать свое предположение. Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками при решении учебных проблем; умение принимать на себя ответственность за результат своих действий; формирование умения наблюдать за действиями партнера, готовности слушать собеседника и вести диалог, оценивать свои достижения на уроке. |
Ход урока.
Этапы урока |
Деятельность |
Деятельность обучающихся |
Формирование УУД |
I. Организационный момент. |
Эмоциональная,
психологическая - Посмотрите друг на друга, улыбнитесь и пусть нам сегодня сопутствует удача.
|
Подготовка класса к работе. Дети читают хором: Начинается урок, Он пойдёт ребятам впрок. Будем вместе мы трудиться, Чтобы хорошо учиться.
|
Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его; стремятся хорошо учиться и сориентированы на участие в делах школьника; правильно идентифицируют себя с позицией школьника. |
II. Актуализация знаний и пробное учебное действие.
|
Беседа. Работа в группах. Учитель: На адрес нашего класса поступило письмо. « Дорогие ученики 2 класса! Мы знаем, что вы хорошо знаете разные части света и крупные страны мира. Мы решили рассказать немного о себе. Отгадайте, откуда мы. Наша родина – самый маленький континент, на нём расположена лишь одна страна. Климат у нас жаркий. Большая часть населения живёт в городах, расположенных на побережье. Находящиеся вдали от побережья земли – это засушливые районы. Наш материк - родина необычной группы животных - сумчатых. Славится национальный парк Какаду. В нем обитают 75 видов рептилий, более 10 тыс. видов насекомых и 2 тыс. видов растений. Заповедник знаменит также наскальными рисунками аборигенов. 2000 г. Олимпийские игры в Сиднее (столица нашей родины). Побережье - лучшее место на земле для занятий серфингом и дайвингом. Друзья, расскажите нам о своей стране.
4. Какие народы населяют страну? Нам и им очень хочется узнать о вас и вашей стране как можно больше.» (Дети делятся на три группы и определяют, что здесь описана Австралия) Учитель: Да, прежде чем писать ответ, мы повторим знания о Родине с прошлого урока. -Что значит для вас слово «Родина»? - Как называется наше государство?(ответы детей) -Какой город является столицей нашей большой Родины – России? (Москва) - Кто назовет государственные символы Российской Федерации? - В какой республике живем мы? - Какой город является столицей республики? - Назовите государственные символы Республики Татарстан? (Слайды 2-8) - Какие природные условия, и что выращивают в нашей области? - Какие народы населяют нашу страну, нашу республику? – Ребята, на все ли вопросы мы сумели ответить? – Можем мы теперь написать письмо нашим друзьям?
|
Дети делятся на три группы и определяют, что здесь описана Австралия
Отвечают на вопросы учителя.
(Вывешивается табличка: Родина, ответ детей)
Просматривают презентацию. Отвечают на вопросы учителя.
Слушают заранее подготовленные учащимися стихотворения о Родине, отвечают на вопросы.
Зачитывают варианты ответа на письмо. |
Познавательные: общеучебные – извлечение необходимой информации из просмотренной презентации; осознанное и произвольное речевое высказывание в устной форме о Родине; логические – осуществление поиска существенной информации (из рассказа учителя, родителей, из собственного жизненного опыта, из фильмов). Личностные: самоопределение; нравственно-эстетическая оценка содержания презентации, формирование чувства гордости за свою родную страну.
|
III. Постановка учебной задачи.
|
Организует обучающихся на исследование проблемной ситуации. Подводит к формулировке задач урока. Проблемная ситуация: В руках у учителя узелок с горсткой земли. Разворачивает узелок и спрашивает: -Как вы думаете, что это такое? -Откуда эта земля? - Некоторые люди, уезжая навсегда из родных мест, берут с собой горсть земли. Как вы думаете, для чего? - Из поколения в поколение передавалась любовь русского народа к своей земле. Отношение к Родине народ выражал в пословицах и поговорках. - Вы творчески поработали самостоятельно и подобрали материал о Родине. - Какие сведения вы нашли? - А как вы думаете, почему Родину называют матерью? - А разве можно маму не любить, обижаться на нее, бросить ее? - Какие чувства вы испытываете к маме? А как вы думаете как мы должны относиться к своей Родине? - Мы должны гордиться, что живём в России. |
Отвечают: земля Высказывания обучающихся. Человек тоскует по Родине, которую он покинул, по родному языку и друзьям.
Дети представляют подготовленные пословицы и поговорки, объясняют их значение.
Отвечают: Родину называют матерью, потому что она кормит нас своим хлебом, поит своими водами и, как мать защищает нас от врагов.
|
Познавательные: общеучебные – осознанное речевое высказывание в устной форме; формулирование ответов на вопросы учителя; логические – проведение сравнений отношения человека к матери и Родине. Регулятивные: умение высказывать свое предположение. Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, формирование готовности слушать собеседника и вести диалог. Личностные: осознание своей этнической принадлежности |
IV. Постановка целей учебной деятельности, выбор способа и средств их реализации.
|
Постановка задач и целей урока. - Сегодня мы отправимся в путешествие не в дальние страны, а по Родному краю. - Ребята, как вы понимаете слово край? - Где мы можем узнать толкование слова край? - Как вы думаете, о чем будет сегодняшний урок? Дайте ему название. - Действительно, тема нашего урока «Родной край», т.е. часть страны, где проживаем мы с вами. Побуждение к высказыванию своего мнения. – На какие вопросы вам предстоит сегодня ответить? - Что бы вы как путешественник хотели рассмотреть в родном крае, о чём узнать? (Чем в нашем крае можно гордиться? Чем богат наш край?) - Постараемся найти ответы в ходе нашего путешествия. - Итак, отправляемся в путешествие, а что нам для этого понадобится? (В путь мы, как истинные путешественники, возьмем карту и наши знания, и постараемся все рассмотреть повнимательнее и запомнить).
|
Ставят цели, формулируют (уточняют) тему урока. Дети высказываются: подумать над значением, спросить у взрослых, услышать по телевизору, найти в словаре, интернете, в толковом словаре - Край есть у стола, у леса, - Край – место, где мы живём, - Страна или часть страны, область, район
Вывешивается табличка: Родной край
Высказывания обучающихся. Определяют, какие знания понадобятся, чтобы выполнить это задание.
|
Познавательные: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; определение общей цели Регулятивные: целеполагание, прогнозирование, планирование собственной деятельности в соответствии с поставленной задачей и поиск средств ее осуществления. Личностные: развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения. Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. |
V. Реализация построенного проекта учебной деятельности. Построение обучающимися нового способа действий. Применение нового способа действия.
|
Организует обучающихся на исследование. В большой стране у каждого человека есть свой уголок — город, деревня, улица, дом, где он родился. Это его маленькая родина, родной край. А из множества маленьких разных уголков и состоит наша общая, великая Родина. Проводит беседу по вопросам: - Как называется район, в котором мы с вами живём, наш родной край? - Кто попробует показать на карте. где расположен наш родной край? (Слайд 9) - Может кто-то знает его историю?
Высокогорский район - один из самых больших в республике. На юге он подступает к столице Татарстана, а на севере граничит с марийской тайгой. Именно здесь начинается Заказанье, воспетое великим Тукаем. Высокую Гору с ее лесами по праву считают легкими Казани, прекрасной зоной отдыха горожан, дачным местом. Но главное, это - район-труженик. Район был образован 80 лет назад, в 1935 году. На территории района живут 46,235 тысяч человек. Как и любой другой район РТ, он многонационален. Основное население составляют татары и русские, около 1 тысячи – представители других национальностей. В районе возделываются яровая пшеница, озимая рожь, овес, овощи. Основные отрасли животноводства – молочно-мясное скотоводство. Физминутка
|
Рассматривают карту Республики Татарстан, отвечают на вопросы
Отвечают на вопросы.
Выполняют физминутку.
|
Познавательные: общеучебные – формулирование ответов на вопросы учителя; построение полных речевых высказываний; логические – дополнение и расширение имеющихся знаний и представлений о Родине, Родном крае; Коммуникативные: формирование умения наблюдать за действиями партнера, готовности слушать собеседника и вести диалог. Личностные: проявление интереса к новому учебному материалу, уважение к чувствам одноклассников, формирование чувства гордости за свою родную страну и родной край.
.
|
VI. Включение в систему знаний и повторения нового действия.
|
Обеспечивает формирования целостной системы ведущих знаний учащихся, обеспечение установления внутрипредметных и межпредметных связей. 1. Беседа по вопросам. - Вначале урока мы говорили о символах нашего государства, а какие государственные символы, по вашему мнению, есть у нашего района? Герб. (Слайд 11) Котел стоит на холме, он символизирует богатую историю земель, входящих в состав современного района, традиции местных жителей, бережно передаваемые от поколения к поколению. Холм в гербе, указывает на название района – Высокогорский. Сложенный из камня и кирпича пояс указывает на остатки крепости вокруг города Иске Казань, а также символизирует богатое археологическое наследие района. Флаг. (Слайд 12) Цветовая гамма флага, включающая голубой и зелёный цвета, символизирует уникальные природные объекты и памятники природы Высокогорского района: реку Казанку, озёра Карасиное, Кара-Куль, Мочальное, Эстачинский склон, Семиозёрский лес, природный заказник Голубые озёра. Желтая полоса символизирует богатое археологическое наследие района. Голубой цвет - символ чистого неба и прозрачной воды, духовности, чести и благородства. Зелёный цвет - символ природы, здоровья, молодости, жизненного роста. Красный цвет - символ мужества, силы, трудолюбия, красоты и праздника. Желтый (золото) цвет - символ богатства, урожая, стабильности, интеллекта и уважения.
3. Обеспечивает усвоения знаний на уровне применения их в разнообразных ситуациях. Подводит к формированию понятия «Родной край». - Можно ли сказать, что край, в котором мы живём, это наша родина? - Что можно назвать Родиной? Родина начинается на пороге нашего дома. Она огромна и прекрасна. Родина всегда с тобой, где бы ты ни жил. И у каждого она одна. Как мама. Родина — мать своего народа. Она гордится своими сыновьями и дочерями, заботится о них; приходит на помощь, придаёт силы. И мы все любим свой Родной край. Побуждение к высказыванию своего мнения. -А как мы можем заботиться о своей Родине, Родном крае? (беречь ее природные богатства, быть патриотом, уважать друг друга и законы) 4. Поясняет следующее задание. - Мы сегодня много говорим о родном крае, родном районе, что ещё вам захотелось узнать? (чем можно гордиться: много школ, заводов, красивые дома, главная ценность – люди).
- А ещё многие улицы нашего района названы в честь людей, прославляющих нашу Родину, наш край. - Наш район по-своему неповторим, у нас красивая природа, интересная история… (Слайд 13) - Поднимите руку, кому захотелось больше узнать о родном крае? Мы будем продолжать наши исследования, красота родного края может быть запечатлена на фотографиях. Предлагаю вам дома просмотреть фотографии, на которых запечатлён ваш любимый уголок района или место отдыха и на следующем уроке нам рассказать об этом. |
Высказывания обучающихся, участие в обсуждении.
Оперирование изученными понятиями.
Ответы детей: например, чем богат район, кем славится? Достопримечательности.
Дети выполняют на доске. |
Познавательные: умение структурировать знания; построение логической цепи рассуждений, доказательств. Регулятивные: умение контролировать и оценивать свои действия, высказывать свое предположение; во внутреннем плане – исследовать, «что уже знаете, а что ещё нет». Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками при решении учебных проблем; умение принимать на себя ответственность за результат своих действий; формирование умения наблюдать за действиями партнера, готовности слушать собеседника и вести диалог. Личностные: формирование чувства гордости за свою родную страну и родной край, осознание своей этнической принадлежности, уважительного отношения к иному мнению; принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения
|
VII. Итоги урока. Рефлексия |
Инициирование рефлексии учащихся. Организация самооценки учениками деятельности на уроке; фиксирование степени соответствия поставленной цели и результатов деятельности. Учитель(обобщая ответы детей) У
каждого есть место, где дышится легко, Проводит беседу по вопросам с целью обобщить полученные на уроке сведения - Что мы называем Родным краем? - Какое чувство вы испытываете, когда говорите о своём родном крае? (Гордость) -А какое желание? (Путешествовать по красивым местам, покататься на транспорте, изучить ближе свой край) - Наш край особенный, но он - часть России, большой и сильной страны. Жители нашего края, как и все россияне, соблюдают народные традиции, честно трудятся на благо страны, охраняют природу. Здесь, как и по всей стране заботятся о детях и пожилых людях, чтят ветеранов войны, труда и знаменитых людей. Мы все обязаны хранить свой край, преумножать его славу и богатства! Самооценка. (Незаконченные предложения) Кружочки Зелёная – мне было легко отвечать на вопросы, вступать в беседу. Жёлтая – я испытывал затруднения, не всегда знал или не мог ответить. Красная – мне было очень трудно, не смог ответить. - Наш родной край – Высокогорский район. Очень красивый край, хочется, чтобы мы все им гордились. Продолжите четверостишие: Наш край родной, Мы __________ тобой!
|
Отвечают на вопросы.
Высказывания предположений учащимися.
Определяют свое эмоциональное состояние на уроке |
Личностные: осознание своей этнической принадлежности, творческое самовыражение, формирование чувства гордости за свою родную страну и родной край, формирование личностного смысла учения, понимание значения знаний для человека и принятие его. Познавательные: умение структурировать знания; рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности. Регулятивные: умение принимать и сохранять учебную цель и задачи; планирование собственной деятельности в соответствии с поставленной задачей и поиск средств ее осуществления; умение контролировать и оценивать свои действия, высказывать свое предположение. Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками при решении учебных проблем; умение принимать на себя ответственность за результат своих действий; формирование умения наблюдать за действиями партнера, готовности слушать собеседника и вести диалог, оценивать свои достижения на уроке.
|
Использованная литература и интернет-ресурсы
4. biektaw.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.