Предмет: русский язык
Класс: 1
Тип урока: урок открытия новых знаний.
УМК: «Перспектива»
Учитель начальных классов: Четырина Е.А.
Технологическая карта
Этап урока |
Действия учителя |
Действия обучающихся |
|
I.Самоопределение к деятельности
Цель. Включение детей в деятельность на личностнозначимом уровне. Создание условий для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность. |
Проверь дружок, Готов ли ты начать урок? Все на месте, все в порядке Книжка, ручка и тетрадки! На уроке будь старательным, Будь спокойным и ….. (внимательным) Все пиши, не отставая, Слушай …. (не перебивая) Говорите чётко, внятно, Чтобы было всё (понятно) Если хочешь отвечать, Надо руку…. (поднимать)!
-Сегодня на уроке нас ждёт удивительное открытие. Итак, настраиваемся на рабочую волну и вперёд к получению новых знаний.
|
Посмотрели, поприветствовали. Обучающиеся формулируют собственное мнение позицию, проявляют интерес к новому учебному материалу (коммуникативные личностные УУД).
|
и и |
II. Актуализация знаний.
Цель. Повторение изученного |
Проверьте правильность посадки и положение тетради. Минутка чистописания. -Прочитайте буквы. О А Ж К Л И.(Слайд 2)Написать на доске. |
Следят за осанкой, за положением тетради при письме. |
|
Тема |
Большая буква в именах собственных. |
Цель |
Познакомить обучающихся с именами собственными, с правилом написания заглавной буквы в именах собственных. |
Задачи |
• Получение знаний об именах собственных, совершенствование навыков правописания заглавной буквы в именах собственных. • Развитие аналитического мышления, памяти, монологической речи; формирование орфографического навыка; расширение кругозора обучающихся; развитие творческих способностей, исследовательских умений. • Воспитание познавательного интереса к происхождению своего имени и фамилии.
|
Формируемые УУД |
Личностные: формирование положительного отношение к учёбе и своим знаниям, развитие творческого воображения. Регулятивные: организация обучающимися своей учебной деятельности: целеполаганием, планирование; контроль и самоконтроль процесса и результатов учебной деятельности. Познавательные: умение анализировать, сопоставлять, находить ответ на проблемный вопрос. Коммуникативные: умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем; умение работать в паре, оказывать взаимопомощь.
|
Основные понятия |
Имя собственное, большая буква, имя, фамилия, отчество, клички животных. |
Ресурсы: - основные - дополнительные |
• компьютер, мультимедийный проектор, интерактивная доска, колонки, • презентация, • раздаточный материал для парной работы и самостоятельной работы.
|
материала, необходимого для «открытия нового знания»
|
Что заметили? -Когда слова пишутся с заглавной буквы? -Запишите эти буквы к себе в тетрадь в алфавитном порядке.
|
-Все буквы заглавные.
Вспоминают правило.
Записывают буквы в алфавитном порядке.
|
|
III. Постановка учебной задачи Цель. Формулирование темы урока. |
- Девочка, сотри, пожалуйста, с доски! –
- Извини, я не к тебе обратилась с просьбой!
- А к тебе!
- Нет, я не тебя звала. Почему не подошла та, кого я звала? - Дети, а что я должна назвать?
- Да, в вашем главном документе, свидетельстве о рождении (слайд 3), записано ваше имя. Это имя вам присвоено. Это имя – ваше собственное и оно отличает вас от других. ИМЯ СОБСТВЕННОЕ. (СЛАЙД 4)
- Значит, что мы будем изучать сегодня на уроке? Проблемы: (Слайд 5) 1 проблема: Какие группы слов относятся к именам собственным?
2 проблема: Как пишутся имена собственные? (СЛАЙД 4)
Собери имя (Слайд 6)
|
Ученица подходит к доске.
Ученица садится на своё место. Подходит другая ученица.
Вы попросили, но не назвали! -Имя.
- Имя собственное.
-Имена собственные.
|
|
IV. «Открытие» учащимися новых знаний Цель. Познакомить с |
- Зачем нужны имена? (Слайд 7) Учитель: - «Как вы яхту назовёте, так она и поплывёт» - поётся в песенке из знакомого мультфильма. С тех самых пор, как людям начали давать имена, стало ясно, что между человеком и его именем существует тесная связь .
- Какие же имена были раньше? (сообщения учеников) Древние русские имена разнообразны. Часто они служили характеристикой людей. Имя давалось человеку как примета, по которой его можно было выделить среди родственников. Часто, когда в семье рождался первый ребёнок, ему давали имя Перва, второй был – Вторак, третий – Третьяк. Имя могло даваться по внешнему виду человека: Черныш, Чернавка – по цвету волос, Мал – за маленький рост. Имя могло отражать черту характера или поведение человека (Добр, Храбр, Смеяна, Умник), время рождения в году (Зим, Вешняк, Мороз). Был и другой период в истории русских имён, когда их выбирали по церковным календарям-святцам. В этом случае ребёнку давали имя того святого, чей день приходился на день рождения или день крещения малыша. - Запишите в тетради своё имя. |
- Чтобы обратиться к человеку. - Имя нужно, чтобы написать записку. -Когда разговариваешь по телефону, нужно имя. Обучающиеся осуществляют поиск нужной информации, высказываются в устной форме (познавательные УУД). Сообщения учеников.
Записывают своё имя , |
|
- Как вы написали это слово? Почему? -Знаете ли вы, что имена могут звучать по- разному? СД (Помоги паучку!)( Полное и краткое имя) - Кто такие тёзки? - Есть ли у нас в классе тёзки? - Послушайте стихотворение З. Александровой «Восемь Тань». В первом классе восемь Тань – Это прямо наказанье! Ведь у них, куда не глянь, Всюду – Таня, Таня, Таня! Если скажут «Таня встань!» Встанут сразу восемь Тань. А ведь можно очень просто Разобраться в новичках… - А как вы думаете, как можно разобраться в новичках? Что ещё есть у каждого из вас, кроме имени?
-Она тоже ваша собственная! -А как же появились фамилии? О ФАМИЛИЯХ -Запишите свою фамилию. Как вы будете её записывать? - Вам в этом помогут листочки- гармошки.
-А как будут звать вас, когда вы вырастете? По имени отчеству. Отчество- это часть родового имени, которая присваивается ребёнку по имени отца. Оно тоже пишется с большой буквы. А, что вы можете сказать про животных? Есть ли у них имена? А зачем они им? (Слайд 8 подбери клички) |
ласковую форму, полное имя. - С заглавной буквы. Правило!
Люди имеющие одинаковые имена.
Фамилия. Слово «фамилия» в переводе с латинского означает «семья». Так же, как и отчество, фамилия, как правило, переходит к ребенку от отца, но в этом случае правила все-таки не такие суровые, как с отчествами. Родители могут давать своим детям фамилию не только отца, но и матери и даже дедушки и бабушки. В старину, однако, таких вопросов не возникало, потому что фамилий у людей не было. И все-таки надо было их как-то отличать одного от другого, одних имен было недостаточно, и они часто совпадали. На бытовом уровне этот вопрос решался просто: каждому человеку придумывали прозвище, или прозвание. Онито и служили тогда фамилиями. Впервые вполне официально в России фамилии появились во времена Петра I. Но и тогда фамилии появились не у всех. Но случалось, что и бояре получали фамилии по своим старым прозвищам. Боярин Григорий по прозвищу Пушка. По мастерскому делу(Плотников, Столяров и т.п.), по уличному прозвищу (Худяков, Кривоносое, Рыжов)...
|
|
- Таким образом мы решили первую проблему. Скажите, какие категории слов относятся к именам собственным? (Слайд 9) -Теперь мы легко сможем ответить и на второй вопрос: Как пишутся ФИО и клички животных ? Имена, фамилии, (Слайд 10) Отчества людей, клички животных Ты с заглавной буквы Записывай скорей!
|
ФИО, клички животных. С заглавной буквы.
|
ФИЗМИНУТКА. |
Музыкальная. «Человечки» ( Слайд 11) Как звали двух весёлых человечков? А двух девочек? |
|
V. Первичное закрепление Цель. Закрепить написание заглавной буквы в именах собственных. |
Слайд 12 Выпишите имена собственные. Самопроверка. Слайд 13 Узнайте кого так называют? Задания по карточкам Прочитай и определи какую букву нужно писать строчную или заглавную? Почему? Мою собаку зовут (Шш)арик. Малыш несёт воздушный (Шш)арик. Напиши одно предложение по выбору. |
Слайд 12
1 предложение с заглавной буквы, а во 2 с маленькой. |
VI.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону Цель. Проверить написание заглавной буквы в именах собственных, самоконтроль усвоения знаний.
|
-А сейчас вам предстоит поработать в парах. На каждый стол я раздала карточки. На карточках записаны предложения. В этих предложениях есть слова, которые звучат одинаково, а пишутся поразному.
Ваша задача, посовещавшись, выбрать из двух вариантов правильный, подчеркнуть его и объяснить свой выбор.
Алгоритм 1. Прочитайте. 2. Выберите. 3. Подчеркните .
Самопроверку выполняет пара по эталону. (если верно, то над словом +, если нет, то -) -Кто верно? -Кто не верно? Над чем надо поработать? |
Витя (Воробьев, воробьев) увидел гнездо (воробьев, Воробьев). Бабушка (Поля, поля) вернулась с поля. Коля (Арбузов, арбузов) купил пять (Арбузов, арбузов). Посмотрите-ка, у (Сани, сани) с горки сами мчатся (Сани, сани). Домик для (скворцов, Скворцов) делал Алеша (скворцов, Скворцов).
|
VII. Рефлексия Цель. Осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса.
|
- Давайте вспомним, на какие вопросы нам предстояло ответить в начале урока? (Слайд 14)
-Как вы считаете, мы получили на них ответ? Отвечаем! -Оцените свою работу (используя барометр настроения). (Слайд 15) |
Какие группы слов относятся к именам собственным? Как пишутся имена собственные?
-Да.
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.