Технологическая карта урока по русскому языку: "Временные формы глагола"
Оценка 4.8

Технологическая карта урока по русскому языку: "Временные формы глагола"

Оценка 4.8
Разработки уроков
doc
русский язык
2 кл
30.11.2017
Технологическая карта урока по русскому языку: "Временные формы глагола"
Технологическая карта урока по русскому языку: "Временные формы глагола".Класс 2 Предмет русский язык Тема урока «Временные формы глагола» Урок изучения нового. Цели урока: 1. Ввести понятие “изменение глагола по временам” через постановку учебной проблемы и организацию поисково-исследовательской деятельности учащихся, развивать умение отличать одну временную форму глагола от другой 2. Развивать у учащихся наблюдательность и внимание к русскому языку, речь и мышление через формулировку вывода по самостоятельной работе в группах и фронтально. 3. Воспитывать в учащихся интерес к предмету, коммуникативные навыки в процессе работы в группах.
Конспект урока.doc
Класс 2 Предмет русский язык Тема урока «Временные формы глагола» Урок изучения нового. Цели урока:   1. Ввести понятие “изменение глагола по временам” через постановку учебной проблемы и организацию поисково­исследовательской  деятельности учащихся, развивать умение отличать одну временную форму глагола от другой  2. Развивать у учащихся наблюдательность и внимание к русскому языку, речь и мышление через формулировку вывода по  самостоятельной работе в группах и фронтально.  3. Воспитывать в учащихся интерес к предмету, коммуникативные навыки в процессе работы в группах. Цели для учащихся:  1. “Открыть” новые знания через формулировку учебной проблемы и поиск ее решения в процессе работы самостоятельно и в группах.  2. Учиться наблюдать за языковыми явлениями, сравнивать и выражать свои мысли словами, делая выводы по работе на уроке.  3.. Применить полученные знания и умения в новой языковой ситуации (на новом языковом материале). Ход урока: Деятельность учителя Деятельность обучающихся Формируемые УУД Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку. Цель:  Создать   условия   для возникновения   у   ученика внутренней потребности включения   в   учебный процесс. УДД:     Методы и приёмы. Эмоциональный метод.  Организационный момент.  Итак, русский язык, друзья!  На вас надеюсь, как всегда!  Мы хороший, дружный класс,  Всё получится у нас!  Хотите учиться?  Значит можно всем садиться. На доске вы видите незаконченное предложение. Я вам  предлагаю его закончить.  Сегодня я пришёл на урок русского языка для того,  чтобы…………. Высказывают своё мнение. . А зачем вам это нужно? Это может в дальнейшем  пригодиться? Я тоже продолжу. Сегодня я пришла к вам на урок русского  языка для того, чтобы помочь вам  стать  грамотными,  думающими людьми. В русском языке ещё много секретов. Мы  обязательно постараемся открыть  ещё один.   личностные (действие смыслообразования, установление учащимися связи между целью учебной деятельностью   и   ее мотивом); коммуникативные (планирование учебного сотрудничества учителем   сверстниками) с и II.Актуализация знаний. Отгадайте загадку. Летом бродит без дорог, Между сосен и берёз. А зимой он спит в берлоге, От мороза прячет нос. Какая часть речи? ­Сделайте звук ­ буквенный анализ Плачет Ёж. Какое горе!  Быть хотел солистом в хоре.  Но Ежу, сказала Муха,  Наступил Медведь на ухо. Что это? А я знаю еще один фразеологический оборот : Товарищ твой просит украдкой      Ответы списать из тетрадки. Наблюдение, Практический.  Организовать изученных действий,   для изложения   Цель: актуализацию   способов достаточных проблемного нового материала. УДД:       Отгадывают загадку ­ медведь. Определяют   часть   речи, доказывают,   проговаривают правило. Сравнивают   произношение   слова с     написанием.   Определяют разницу между буквой и звуком, доказывают правильность. Записывают Медведь [м’эдв’эт’]­7б., 6 зв. тетради. в       регулятивные (целеполагание; планирование); познавательные (общеучебные   (поиск и выделение необходимой информации); логические (построение логической рассуждений; доказательство)). цепи   Фразеологический   Объясняют значение. оборот. Не надо! Ведь этим ты другу     Окажешь … (медвежью услугу) Слайд 1. ­  Связаны ли слова в предложении по смыслу?  Медвежью  услугу.   Объясняют значение. Не каждому охотнику довелось повстречать медведь. Близко подходить к медведь опасно. Я видел медведь в зоопарке. В лесу   можно   наблюдать   за   медведь   только   издали.   Лесник рассказал нам интересную историю о медведь. Форму   какого   слова   нужно   изменить,   чтобы   получился правильный текст.? Что значит изменить форму слова?   что   Доказывают, слова медведь.   Зачитывают   текст правильно, изменяя окончания. Доказывают,   что   это   значит изменить   окончание,   приводя свой пример. , анализ,проблемная ситуация. Практический метод. ­ Выпишите изменённые слова. Слайд 2. Подберите однокоренные слова. Выписывают формы слова медведь.   правильные Медвежонок, медвежий,    медведица, III. Проблемное объяснение  нового материала  На доске запись вглрваере мягомля.  Записывают в тетради цепочку   1)   Зафиксировать Цели: причину затруднения.                        2)  Организовать Эта запись ­ бессмысленный набор букв. На первый взгляд. Я  предлагаю вам переписать эти цепочки  букв без ошибок. Какое задание вы бы предложили? слов. Возьмите карандаш и вычеркните те буквы, которые  повторяются два раза (один  человек работает у  доски)  (проверка) вргле  ваер – мягомля   Вычёркивают двойные буквы. Перепишите оставшиеся буквы. Можно составить слово? Что  получилось? Знакомо ли вам это слово.  Глагол. Записывают рядом.  . А я его назвала знакомый незнакомец. Как вы думаете,  почему?  Представьте, что вы глагол и у вас  берут интервью. Что бы вы  рассказали о себе? Потому что мы что­то знаем о  глаголе, а что­то нет,  предполагают дети.   подводящий или побуждающий   диалог   по проблемному объяснению нового знания.                        3)  Организовать уточнение   и   согласование темы урока.             4) Соотнесение нового знания   с   правилом   в учебнике. УДД:      личностные (действие смыслообразования, установление учащимися связи между целью учебной деятельностью   и   ее мотивом); регулятивные (целеполагание, планирование); логические     (анализ, обобщение, выдвижение гипотез и их обоснование)); познавательные (постановка   формулирование проблемы; общеучебные (смысловое чтение)) и Эмоциональны метод, анализ Дети рассказывают правило,  что такое глагол.У всех  детей  листочки с таблицей,  выбирают ту информацию,  которая им знакома и ставят +; о чём  бы  непременно  захотелось узнать, ставят­!  Подводят итог.    1. Я  часть речи. Знаю.  Хочу узнать. 2. Я отвечаю па вопросы что делает? что  делал? Знаю.  Хочу узнать. 3..­ Я называю слово, которое обозначает  действие предмета. Знаю.  Хочу узнать. 4.­ В предложении я сказуемое и меня  подчёркивают двумя чертами Знаю.  Хочу узнать. 6. – Я изменяюсь по числам.  Знаю.  Хочу узнать. 7. – Имею род, спряжение, наклонение. Знаю.  Хочу узнать. 8.­ Могу времени совсем не иметь. Знаю.  Хочу узнать. 9. ­ С частицей не меня пишут раздельно. Знаю.  Хочу узнать. 7. ­ Имею время: у меня их целых три Знаю.  Хочу узнать По ходу высказывания детей, выстраивается схема.                                          Глагол                                      Часть речи                           Что делает? Что делал?                                         Действие                                         Изменяется по числам                                                        ? – Как вы думаете, только ли по числам изменяется глагол?  ­  Сформулируйте вопрос к уроку. На доске под второй стрелкой от слова “изменяется” в схеме  ставится большой знак вопроса с записанным на нем вопросом к уроку. . Исследование (работа в группах).  1). – Чтобы проверить другие мнения, проведем исследование:  – Нет, наверно, он еще как­то  изменяется. Формулируют вопрос урока  «Как изменяется глагол, кроме изменения по числам?» Метод исследования, практический. как еще могут изменяться глаголы. План работы:  Учитель раздает каждой группе “План работы” и “Рабочий  лист”. Рабочий лист (группа №1) Солнце (что … ?) светит. (Что … ?) Цветут кисти черемухи. Вывод: действие происходит ……. момент речи. Рабочий лист (группа №2) (Что … ?) Растаял снег. (Что … ?) Прилетели птицы. Вывод: действие происходит …… момента речи. Рабочий лист (группа №3) Скоро (что … ?) зазеленеет травка, (будут что … ?) цвести  яблони. Вывод: действие происходит …… момента речи. Учитель организует работу детей, оказывает необходимую  помощь. Обсуждение правил работы в группе.  Отчет групп у доски. 1. Прочитайте предложения. 2. В скобках запишите вопрос к глаголу. 3. Определите, когда, относительно момента речи, происходит действие. 4. Запишите вывод. . Дети читают план работы,  работают в группах. Дети выдвигают одного  человека для отчёта у доски,  аргументируя, почему именно  ему это доверили. В конце  отчёта каждая из остальных  групп даёт оценку  высказыванию. Каждая группа в свой столбик записывает на доске вопросы к  глаголам. Учитель после вывода каждой группы озаглавливает  столбики: В  момент  речи До  момент а речи После  момент а речи I столбик “В момент речи” (сейчас) II столбик “До момента речи” (прошло, было) III столбик “После момента речи” (будет) 4). Общий вывод делает учитель, совместно с детьми, приводя  примеры, записанные на доске. – Если глагол отвечает на вопрос “что делает?” или “что  делают?” и обозначает действие, которое происходит в момент  речи, то этот глагол стоит в настоящем времени (в I столбике добавляется запись  настоящее время) – Если глагол отвечает на вопрос “что делал?”, или “что  сделал?”, или “что делали?”, или “что сделали?” и обозначает  действие, которое происходило до момента речи, то этот глагол стоит в прошедшем времени (во II столбике добавляется запись  (прошедшее время) – Если глагол отвечает на вопрос “что сделает?”, или “что  сделают?”, или “что будет делать?”, или “что будут делать?” и  обозначает действие, которое произойдет после момента речи,  то этот глагол стоит в будущем времени (в III столбике добавляется запись  будущее время) В каком времени может стоять глагол. Как жестами можно показать действие, которое уже прошло?  Будет? Происходит сейчас? Как слово пантомима объясняется  в словаре В.И. Даля. Что  делает? Что  делал? Что  делают? Что  делали? Настоя щее  время Прошед шее  время Что  сделает ? Будут  что  делать? Будуще е время Дети отвечают, доказывая  своими примерами. Заранее подготовленный  ученик зачитывает. Пантомима. ­ ж.р.,  греч.  слово ­ выразительное  телодвиженье, немое  объясненье, передача чувств  или мыслей лицом и всем телом. Род балета,  драматическое зрелище без  речей, немая игра. IV. Первичное закрепление во внешней речи  Разные глаголы могут обозначать действия, которые   происходят в разное время. Но изменяется ли по временам один и тот ­ же глагол? Проверим. – Что мы сейчас делаем? В каком времени стоит этот глагол?               Работаем В настоящем, так как действие происходит в момент речи.  Записывают в первый столбик.. – Запишите глагол в тетрадь в I столбик.  Работали. – Что мы делали вчера? – В каком времени стоит этот глагол? – Запишите глагол во II столбик. Выделите окончание  В прошедшем, так как  действие происходило до  момента речи. Записывают во  второй столбик. – Что мы будем делать завтра? Будем работать. – В каком времени стоит этот глагол – Запишите оба глагола в III столбик.  – Сравните  глаголы в разных временах, сделайте вывод. – В будущем, так как действие  будет происходить после  момента речи. работае м работал и Будем  работат ь Свой  пример – На какой вопрос мы ответили?  Форма глагола изменяется,  значит один и тот же глагол  изменяется по временам Убираем из схемы знак вопроса и дописываем под второй  стрелкой “изменяется” “по временам”. Слайд. – Вы еще предположили, что глаголы могут изменяться по  родам. Так ли это, мы исследуем на другом уроке. Дети озвучивают вопрос,  поставленный в начале урока­ Как изменяется глагол, кроме  изменения по числам? .  – Сформулируйте тему сегодняшнего урока. Изменение глаголов по временам V. Самостоятельная работа с самопроверкой. – Откройте учебник на с.  Прочитайте для себя тему урока и  скажите: правильно ли вы сформулировали ее. Да, правильно. Дети открывают учебники, читают, сравнивают. – Молодцы! Вы правильно сформулировали тему урока. – Прочитайте правило на с.208.  Глаголы изменяются по – Как в русском языке изменяются глаголы, относительно  момента речи? рвременам. VI. Физкультминутка (1'–2') Игра “Не ошибись!” Называются действия, ученики их выполняют. – Стою, прыгаю на двух ногах, марширую, стою, пел, прыгаю на одной ноге, стою, приседаю, буду смотреть, хлопаю, топаю,  стою, наклоняюсь в стороны, стою, сижу. Послушайте загадку: Её мудрость не забудешь: «Тише едешь, дальше будешь» «Костяна» её рубаха, Ползёт без страха …….(черепаха)  Знаете ли вы? (дети по одному зачитывают сведения) Черепаха. 1.Самая большая – морская кожистая черепаха. 2.Её вес может достигать семисот килограммов. 3. Может нырнуть на глубину более одного километра. 4. Может прожить до 150 лет. Писательница Татьяна Рик написала стихотворение , которое   называется «Чуть – чуть о черепашьей жизни.» Ученик читает выразительно  стихотворение. Была я малышкой, Играла пустышкой Я пела, плясала, Над книжкой зевала, Цветы собирала,  О чуде мечтала. Но время бежало, И я подрастала. Сейчас я живу В небольшом зоопарке Я в школу бужу По утрам малышей,  Кормлю их, купаю От ног до ушей. Я штопаю, глажу, стираю, Игрушки за них убираю. В понедельник или в среду Всё я брошу и уеду, И оставлю их одних, Безобразников моих. Сяду в поезд и тогда Посмотрю на города. Я отправлюсь в южный порт, На какой­нибудь курорт. Когда море надоест, Запланирую отъезд. В этом стихотворении много глаголов. Как вы думаете, какое  задание можно придумать Дети предлагают варианты  заданий. Выписывайте глаголы, которые относятся к одному из периодов жизни черепашки. 1. «Младенчество черепашки» 2. «Черепашьи трудовые будни» 3. «Черепашьи планы» Выписывают свои глаголы.  Группируются с теми, кто  выписывал такие же глаголы.  Дети из других групп задают  вопросы «Почему…»  «Докажи…» и т.д. Определяют  время глагола. Была  играла  пела  плясала  зевала  собирала мечтала  бежало  подраста Живу  бужу  кормлюк упаю  штопаю  глажу  стираю  убираю  Брошу  уеду  оставлю  сяду  посмотр  отправл юсь  надоест  запланир –VI.   Включение   нового   знания   в   систему   знаний   и повторение Прочитайте текст с доски: Рыженький котик сидеть на окошке И увидеть он знакомую кошку. Он ей песню спеть,  А потом поесть. Вот теперь сидеть  И в окно глядеть.  Кисонька мурлыкать, Кота к себе кликать: Пойдем, котичек, на улицу погулять, Курочек соседских попугать. – Почему вам было смешно? – Что надо сделать, чтобы текст стал звучать понятно. Работа идёт устно, фронтально, меняются окончания глаголов. .Работа  над упражнением в учебнике. ла ую Дети читают стихотворение,  говорят о том, что слова не  связаны по смыслу.  Предполагают, что нужно  изменить форму глагола.  Читают стихотворение  правильно.  Рыженький котик сидел на  окошке. И увидел он знакомую кошку. Он ей песню спел,  А потом поел. Вот теперь сидит,  И в окно глядит.  Кисонька мурлычет, Кота к себе кличет: Пойдем, котичек, на улицу  погуляем, Курочек соседских попугаем. Дети записывают глаголы по  временам в таблицу.  Сидел Сидит Увидел Глядит  Погуляе м попугае м Спел Мурлыч ет поел кличет Цель:  Организовать фиксацию   нового содержания,     изученного   на уроке УДД:    личностные  (действие смыслообразования, установление связи учащимися между целью учебной деятельностью   и   ее мотивом); регулятивные (выделение и осознание   того,   что уже усвоено, осознание   качества   и уровня усвоения познавательные(форм улирование прблемы) Ещё раз вспоминают  фразеологизмы, объясняют их  значение. Сталкиваются с  проблемой, что не могут  определить время глагола.  Обращаются к таблице.  заполненной в начале урока.  Глагол времени может не  иметь.       VII. Итог урока. Домашнее задание. Вам сегодня пришлось: ­навострить уши; (слушать внимательно, ) ­ зарубить на носу; (запомнить) Как называются в русском языке эти фразы? Что они означают? Найдите глаголы и попробуйте определить время. Не  получается? Обратиться к интервью глагола в начале урока  (времени могу вообще не иметь). Это будет тема нашего урока  завтра. Мне сегодня было очень приятно с вами работать. Если у кого­ то не всё получилось –НЕ ВЕШАТЬ НОС! (не унывать, не  отчаиваться)   Кубик Блума дети передают друг другу. На ком остановился,  выкидывают кубик и  отвечают на  вопросы, написанные на  гранях: «ПОЧЕМУ» «ОБЪЯСНИ» «НАЗОВИ» «ПРЕДЛОЖИ»  «ПРИДУМАЙ» «ПОДЕЛИСЬ» Была ли польза от урока? Что­то изменить, чтобы на следующем уроке работали лучше?  Рефлексия. для На уроке я работал Своей работой на уроке я Урок показался За урок я Мое настроение Материал урока мне был меня Теперь я могу……….. Домашнее задание мне кажется Активно    пассивно Доволен   недоволен Коротким     длинным Устал        не устал Стало лучше     стало хуже Понятен       непонятен Полезен      бесполезен  Скучен        интересен Лёгким         трудным «Разноцветные ладошки» На доске вывешены ладошки  красного, зелёного и синего цвета. Красный – всё понял, всё  понравилось!Зелёный – всё понял, но ещё не уверен. Синий ­  требуется помощь учителя.

Технологическая карта урока по русскому языку: "Временные формы глагола"

Технологическая карта урока по русскому языку: "Временные формы глагола"

Технологическая карта урока по русскому языку: "Временные формы глагола"

Технологическая карта урока по русскому языку: "Временные формы глагола"

Технологическая карта урока по русскому языку: "Временные формы глагола"

Технологическая карта урока по русскому языку: "Временные формы глагола"

Технологическая карта урока по русскому языку: "Временные формы глагола"

Технологическая карта урока по русскому языку: "Временные формы глагола"

Технологическая карта урока по русскому языку: "Временные формы глагола"

Технологическая карта урока по русскому языку: "Временные формы глагола"

Технологическая карта урока по русскому языку: "Временные формы глагола"

Технологическая карта урока по русскому языку: "Временные формы глагола"

Технологическая карта урока по русскому языку: "Временные формы глагола"

Технологическая карта урока по русскому языку: "Временные формы глагола"

Технологическая карта урока по русскому языку: "Временные формы глагола"

Технологическая карта урока по русскому языку: "Временные формы глагола"

Технологическая карта урока по русскому языку: "Временные формы глагола"

Технологическая карта урока по русскому языку: "Временные формы глагола"

Технологическая карта урока по русскому языку: "Временные формы глагола"

Технологическая карта урока по русскому языку: "Временные формы глагола"

Технологическая карта урока по русскому языку: "Временные формы глагола"

Технологическая карта урока по русскому языку: "Временные формы глагола"

Технологическая карта урока по русскому языку: "Временные формы глагола"

Технологическая карта урока по русскому языку: "Временные формы глагола"

Технологическая карта урока по русскому языку: "Временные формы глагола"

Технологическая карта урока по русскому языку: "Временные формы глагола"

Технологическая карта урока по русскому языку: "Временные формы глагола"

Технологическая карта урока по русскому языку: "Временные формы глагола"

Технологическая карта урока по русскому языку: "Временные формы глагола"

Технологическая карта урока по русскому языку: "Временные формы глагола"

Технологическая карта урока по русскому языку: "Временные формы глагола"

Технологическая карта урока по русскому языку: "Временные формы глагола"

Технологическая карта урока по русскому языку: "Временные формы глагола"

Технологическая карта урока по русскому языку: "Временные формы глагола"

Технологическая карта урока по русскому языку: "Временные формы глагола"

Технологическая карта урока по русскому языку: "Временные формы глагола"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
30.11.2017