Заявка
на участие в методическом фестивале-конкурсе уроков учителей начальных классов
Наименование ОУ Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Начальная общеобразовательная школа № 2» города Чебоксары Чувашской Республики
Фамилия, имя, отчество учителя Александрова Алина Владимировна
Педагогический стаж 7 лет
Квалификационная категория по должности «учитель» первая
Образовательная программа, по которой работает учитель Образовательная система «Школа 2100»
Тема урока (внеклассного мероприятия) Танграм – математическая головоломка
Название учебного предмета, класс Технология, 2 класс
Перечень ТСО, необходимых для проведения урока проектор, компьютер
Дата ___________ _________________
(подпись)
Представление урока «Технология» по ОС «Школа 2100» во 2 классе
Александрова Алина Владимировна, учитель начальных классов
1) Тема урока: «Танграм – математическая головоломка»
2) Место урока в теме, разделе, курсе: Первый урок в разделе «Конструирование»
3) Цели урока: познакомить обучающихся с геометрической головоломкой – Танграм, повторить знания об изученных геометрических фигурах.
4) Методы, формы, педтехнологии, обосновывая их выбор:
методы: наглядный метод (демонстрация, иллюстрация - для показа образца), словесный метод работы (беседа, рассказ), видеометоды: просмотр, обучение через Интернет (поиск информации)
формы: фронтальная работа во время урока, при обсуждении темы урока, работа в парах (работа по карточкам)
педтехнологии: моделирование и конструирование, при выполнении заданий в ходе урока. (через эти методы, формы, педтехнологии можно решить цели урока)
5) Собственные изобретения, их сущность, новизна (если есть): собственные изобретения обучающихся по итогу урока.
6) Перечень УУД, формируемых на уроке (их обоснование): личностные (понимание смысла поставленной задачи, оценивание своих результатов деятельности), предметные (составление представления об игре «Танграм»), метапредметные (регулятивные – организация рабочего места; познавательные – сравнение, нахождение сходств и различий; коммуникативные – участие в коллективном обсуждении)
Технологическая карта урока «Технология» по ОС «Школа 2100» во 2 классе
Александрова Алина Владимировна, учитель начальных классов
МБОУ «НОШ № 2» г. Чебоксары ЧР
Тема: «Танграм – математическая головоломка» |
|||
Тип урока: урок изучения нового материала |
|||
Цель урока: познакомить обучающихся с геометрической головоломкой – Танграм, повторить знания об изученных геометрических фигурах. |
|||
Задачи: 1. Вспомнить признаки геометрических фигур. 2. Способствовать привитию интереса к изучению геометрических фигур. 3. Развивать логическое и образное мышление. 4. Воспитывать ответственность за результаты учебного труда, формирование эстетического наслаждения от выполненной работы. |
|||
Планируемые результаты: |
|||
Предметные |
Метапредметные |
Личностные |
|
- будет иметь представление об игре «Танграм»; - научится складывать фигуры из многоугольников с помощью математической головоломки «Танграм» |
Регулятивные: - научится организовывать свое рабочее место, - вносить необходимые дополнения, изменения и исправления в свою работу - Познавательные: - научится сравнивать геометрические фигуры: находить общее и различия, - научится группировать, классифицировать фигуры по разным критериям Коммуникативные: - научится соблюдать простейшие нормы этикета, вступать в диалог, монолог, - приобретет навыки участия в коллективном обсуждении учебной проблемы |
- научится осмысленно понимать внутреннюю позицию, развивать учебную мотивацию; - сможет выразить свое отношение к «Танграму»; - сможет использовать в дальнейшем головоломку в свой жизнедеятельности.
|
|
Ресурсы урока: презентация к уроку, линейка, простой карандаш, цветная бумага, цветной картон, карточки со смайликами, ножницы, цветные карандаши, словарь Ожегова, желательно подключение к Интернет-сети |
|||
Ход урока: |
|||
Содержание деятельности учителя: |
Содержание деятельности обучающихся: |
||
Мотивация к деятельности |
|||
1. Приветствует детей: - Здравствуй, мир! - Здравствуй, свет! - Здравствуй, добрый человек! - Вы друг другу улыбнитесь - И тихонечко садитесь
2.Предлагает выполнить задание, договариваясь с детьми о том, как те в течение урока будут оценивать свой результат: - У вас на партах лежат карточки со смайликами, раскрасьте первый смайлик: зеленым цветом – «у вас на уроке все получится»; если, «что-то не будет получаться», то это будет желтый смайлик; а красный будет сигнальным, он сообщит Вам и мне о том, что у Вас, «не получилось выполнить работу». - Какие у Вас ожидания от урока? |
- Выбирают цвет, каким будут закрашивать смайлик и раскрашивают его, предполагая результат своей работы.
- Озвучивают результат (каким цветом закрасили смайлик) |
||
Актуализация необходимых знаний |
|||
1.Сообщение и вопросы: - Сегодня у нас необычный урок. На этом уроке нам понадобятся знания математики. Посмотрите на экран. Что необходимо сделать? - Что значит «в порядке убывания»? 60+20 = 3+6 = 10-6 = 90-50 = 9 -9 = 70 – 60 = 4+2 = - Каждому числу соответствует буква, расставьте буквы и посмотрите, что получиться. - Какое слово получилось? - Верно. Танграм – это и будет тема нашего урока. Слышали ли вы когда-нибудь это слово? - Танграм – это головоломка. - А знаете ли вы что означает слово «головоломка»? - Куда нам обратиться, чтобы точнее узнать значение этого слова?
- Как вы думаете, чем же на уроке мы будем заниматься? |
- Читают задание со слайда и разъясняют задание. (Необходимо решить примеры и расставить ответы в порядке убывания)
- Располагают ответы от большего к меньшему.
- Танграм - Работают с учителем, отвечают на вопросы.
- Отвечают на вопрос учителя, выдвигают свои предположения - В словарь, в интернет Смотрят в интернете и в словаре значение слова «головоломка» и зачитывают его всему классу. - Обучающиеся выдвигают задачи на урок. |
||
Организация познавательной деятельности |
|||
1.Сведения о танграме - До появления компьютерных игр и бурного развития настольных, одним из основных развлечений для большинства детей и множества взрослых была игра - головоломка "Танграм ". Базовым элементом танграма являются таны, которые получают при разрезании квадрата на семь геометрических фигур. Из них можно сложить большое количество различных фигур (животные, птицы, орудия труда, мебель, предметы быта и т.д.). Игра помогает развивать логическое мышление, геометрическую интуицию. - У вас на столе лежат карточки, прочитайте, пожалуйста, текст и отметьте знаками: * - я знаю это ! – это для меня новое ? – мне бы хотелось узнать об этом больше «О названии Танграм» Буквально слово танграм означает «семь дощечек мастерства». Это головоломка, состоящая из семи плоских фигур, которые складывают определённым образом для получения другой, более сложной, фигуры В Китае не используется название «Танграм», а игра имеет название Чи-Чао-Ту (семь хитроумных фигур). В одном из учебников по геометрии название «Танграм» в Европе возникло от слова «Тань» (что означает «китаец») и части «грамма» (в переводе «буква»). В книге «Китайский философский и математический транграм» слово «Танграм» — трактуется, как старинное английское слово — обозначающие игрушка - головоломка.
2. Вернемся к карточкам со смайликами, раскрасьте второй смайлик: зеленым цветом – «у вас все получается, и вы хорошо поработали в паре», желтый – «были разногласия или вам было некомфортно работать», красный – «вам не интересно и нет желания продолжать работу».
3. Миф о создании игры Это было очень давно, почти две с половиной тысячи лет тому назад. У немолодого императора Китая родился долгожданный сын и наследник. Шли годы. Мальчик рос здоровым и сообразительным не по годам. Одно беспокоило старого императора: его сын, будущий властелин огромной страны, не хотел учиться. Мальчику доставляло большее удовольствие целый день забавляться игрушками. Император призвал к себе трех мудрецов, один из которых был известен как математик, другой прославился как художник, а третий был знаменитым философом, и повелел им придумать игру, забавляясь которой, его сын постиг бы начала математики, научился смотреть на окружающий мир пристальными глазами художника, стал бы терпеливым, как истинный философ, и понял бы, что зачастую сложные вещи состоят из простых вещей. И три мудреца придумали эту игру.
4. Работа с танграмом -Сейчас мы с вами сам попробуем сделать Танграм. Берем лист цветной бумаги. - Какую форму он имеет? - А нам необходима фигура – квадрат. Как ее получить? -Что необходимо сделать дальше?
- Все необходимые линии нарисованы. Но для того чтобы собрать из частей квадрата какую-либо фигуру, что нужно сделать? - Для работы с ножницами мы повторим правила работы с инструментом.
- Приступаем к работе. - Сколько фигур у вас получилось? - На какие группы можно разделить фигуры?
5. Игра «Сложи фигуру» - Поупражняемся в складывании фигур. Попробуйте сложить из двух треугольников квадрат. - Попробуйте сделать вывод.
- На первый взгляд игра очень проста. Все, что требуется сложить из деталей фигуру. Однако все не совсем так. У каждой игры есть свои правила. Прочитайте их на экране. 1. В каждую собранную фигуру должны входить все семь частей танграма. 2. При составлении фигур таны не должны налегать друг на друга. 3. Таны должны примыкать один к другому.
- Из танов мы сделаем множество силуэтных фигур животных. Сейчас вам нужно будет сложить первую фигуру, а какую вы узнаете отгадав загадку: В нем живет моя родня Мне без нее не жить ни дня. В него стремлюсь всегда и всюду, К нему дорогу не забуду. Я без него дышу с трудом, Мой кров родимый, теплый….
- Посмотрите на экран, какой дом можно было сложить. - Даже по железной крыше Ходит тихо, тише мыши, На охоту ночью выйдет, И, как днем, она все видит. Часто спит, а после сна Умывается она. (На экране появляется кошка в трех разных положениях.)
- Вернемся к карточкам со смайликами, раскрасьте второй смайлик: зеленым цветом – «у вас все получилось, и вам было интересно работать на уроке», желтый – «были недочеты в работе с танграмом», красный – «вам было не интересно и у вас не получалось».
- Домашнее задание: для тех, кому все удалось - составить из частей 2 – 3 танграмов композицию. У кого возникли трудности в работе – составить силуэт одного животного. Кому не удалось и было не интересно на уроке – найти полезную информацию о танграме. |
- Получают избыток информации
- Работают с текстом в парах. Обозначают условными знаками информацию.
- Рассказывают всему классу о том, что нового узнали, и что хотелось бы узнать больше.
- Выбирают цвет, каким будут закрашивать смайлик и раскрашивают его, учитывая интерес к дальнейшей работе.
- Рассказывают и показывают как можно получить из прямоугольника квадрат. - Нарисовать линии на квадрате, чтобы получить Танграм.
- Разрезать его на фигуры по линиям.
- Рассказывают правила работы с ножницами. - Работаем с ножницами только за своим рабочим местом. - Ножницы кладем кольцами к себе, передаем соседу кольцами вперед. - Не оставляем ножницы открытыми, а после завершения работы кладем их в чехол. - Не играем с ножницами, не подносим близко к лицу. - Разрезают квадрат на таны. - 7 - По форме: четырёхугольники и треугольники
- Складывают фигуры по заданному учителем алгоритму. - Из двух - трех фигур можно получить другую новую фигуру. - Делают вывод.
- Знакомятся с правилами игры «Танграм»
- Отгадывают загадки, выдвигают свои предположения.
- Дом. Складывают из всех частей танграма дом. (У каждого обучающего получается свой дом) - Опираясь на эталон редактируют, исправляют недочеты.
- Кошка. Складывают из всех частей танграма кошку. - Опираясь на эталон, редактируют, исправляют недочеты.
- Выбирают цвет, каким будут закрашивать смайлик и раскрашивают его.
- Выбирают вариант домашнего задания. |
||
Рефлексия деятельности |
|||
- Давайте вспомним, что новое для себя вы открыли сегодня на уроке? -Из каких частей состоит танграм? - Где вы можете применить знания о танграме? - Обратите внимание на свои карточки со смайликами: как вы оцените свою работу на уроке? - Все ли у вас сегодня получилось? Что не получилось? Какие трудности возникли? |
- Возвращаются к теме и задачам урока. Определяют, все ли удалось выполнить. Все ли поставленные задачи на урок выполнены. Какие проблемы и трудности возникли. Находят способ решения проблем и предполагают выстраивание работы на следующий урок без возникновения трудностей. |
||
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.