Технологическая карта урока по теме " Словообразовательная цепочка. Словообразовательное гнездо". 7 класс ( УМК М.М.Разумовской)
Оценка 4.9

Технологическая карта урока по теме " Словообразовательная цепочка. Словообразовательное гнездо". 7 класс ( УМК М.М.Разумовской)

Оценка 4.9
Разработки уроков
doc
русский язык
7 кл
23.09.2019
Технологическая карта урока по теме " Словообразовательная цепочка. Словообразовательное гнездо". 7 класс ( УМК М.М.Разумовской)
Технологическая карта урока разработана в соответствии с требованиями ФГОС. Урок подготовлен по программе "Русский язык" под редакцией М.М.Разумовской и др. В технологической карте даны задания, связанные с восстановлением словообразовательной цепочки, работой со словообразовательным словарем, учебником, наблюдением за языковым материалом, тестированием. Урок закрепления изученного материала позволяет повторить и теоретический материал и отработать применение знаний на практике.
Словообразовательная цепочка. Словообразовательное гнездо.doc
Тема урока:  Словообразовательная цепочка. Словообразовательное гнездо  Цели урока: ­ формирование образовательных компетенций (информационных, коммуникативных, рефлексивных) учащихся в предметной области «Русский язык» по теме; ­ создание условий для осознания учащимися необходимости знать особенности морфемного разбора и словообразования; ­ развитие чувства любви и уважения к родному языку, русской культуре. Планируемые результаты: Личностные УУД: ­ уметь брать инициативу на себя;  ­ уметь критично относиться к своему мнению. Понимать точку зрения другого ­ воспитывать  качества личности: толерантность, ответственность. Метапредметные УУД:  ­ развивать умения  искать  и выделять информацию в соответствии с поставленной целью; ­ способствовать обогащению словарного запаса учащихся; Познавательные УУД: ­ развивать умение определять способ образования слов. Коммуникативные УУД:  ­ развивать способность с помощью вопросов добывать информацию; Регулятивные УУД: ­ выделять обобщенный смысл, знать образцы планов разбора,  уметь делать вывод о различиях разборов ­ выделять и осознать, что уже усвоено и что подлежит усвоению Предметные УУД ­ формировать интерес  к новому учебному материалу ; ­ формировать умения видеть и определять способ словообразования. Тип урока: Урок «открытия» нового знания Методы и приёмы: Системно­деятельностный подход, эвристическая беседа, «мозговой штурм», побуждающий диалог. Формы работы: фронтальная, индивидуальная, самостоятельная. № п/п I Включение в деловой ритм. Устное сообщение учителя Подготовка класса к работе. Деятельность учителя Этап урока Цель Организационный  момент включение  учащихся в  деятельность  II Сообщение темы   и   цели урока повторение  изученного  материала,  необходимого для «открытия нового  знания» 1. Самостоятельное выделение и формулирование  познавательной цели 2. Составление предложений: Я хочу.. Мне надо научиться… Сегодня на уроке я могу.. Самостоятельное выделение и  формулирование  познавательной цели Составляют  предложения: Я хочу.. Мне надо научиться… Сегодня на уроке я могу.. Деятельность учащихся Результат Л: самоопределение;  Р:  целеполагание; К: планирование  учебного  сотрудничества  Л: формирование  познавательного  интереса  К: умение оформлять  свои мысли в устной  форме; умение слушать  и понимать речь других III Актуализация знаний и фиксация  затруднений в  деятельности IV Проблемное  объяснение нового  знания выявление  затруднений в  индивидуальной  деятельности  каждого  учащегося обеспечение  восприятия,  осмысления и  первичного  закрепления  учащимися К: планирование  учебного  сотрудничества с  учителем и  сверстниками;  П: логические – анализ  объектов с целью  выделения признаков Р: целеполагание;  коммуникативные:  постановка вопросов;  П: самостоятельное  выделение­ формул­ние  познавательной цели;       Л: формулирование  проблемы 3. Составление плана и последовательности  действий. 1. Проверка домашнего задания.  Фронтальный опрос: ­ Расскажите о способах образования,  проиллюстрируйте свой рассказ примерами. ­составьте словообразовательную цепочку ( 3 учащихся  у доски) ­расскажите, что такое словообразовательная цепочка,  словообразовательное гнездо ( фронтальный опрос) 2. Наблюдение за языковым материалом.  Предлагаю вам послушать одну историю. В ХХ веке в  самый известный университет  Советского  Союза  из  Америки  привезли  совершенно   необыкновенную  вещь.  Ученые  университета  собрали сь  вокруг  удивительного  предмета.  Очень  большой,   из  нескольких  частей.  Металлическая  коробка,  присоединенная  к   телевизору,  и  еще  штучка,  похожая  на  сломанную  печатную  машинку.  В  полной  тишине  кто­то  спросил:  «Что  это  такое?»   и услышал  в  ответ:  ... Как  вы  думаете  что?   (Компьютер.)  Это  был  удивительный  момент –момент  появления  в   языке  нового  слова.  Каким  образом  оно  появилось  в  языке? (Заимствование.)  Очень  скоро  у  заимствованного  английского  слова   появились  русские родственники. Иначе и быть не  могло.Появились программы, игры, столы, магазины  –и появилось слово... (компьютерный).Появились  специалисты по компьютерам –и слово...  (компьютерщик). Компьютерами  стали  оснащать  вузы  и  предприятия  –и  появилось  слово... (компьютеризировать). Делаем на доске запись.  + н  =  компьютерный Компьютер          + щик  =   компьютерщик + изирова  =  компьютеризировать Каким образом появились в русском языке эти слова?  Отвечают на вопросы. Формулируют точные ответы. Приводят примеры слов.  Наблюдают за языковым  материалом. Записывают слова в тетрадь.  Называют способ образования. Разбирают слова по составу. Отвечают на вопросы. Называют основы. Читают теоретический  материал. Отвечают на вопросы учителя. Приводят примеры. Работают над упражнением. Выполняют анализ слов. Определяют способ  образования. Читают теоретический  материал. V Первичное  закрепление проговаривание и  закрепление  нового знания VI  Самостоятельная  работа с  самопроверкой по  эталону  выявить пробелы  первичного  осмысления  изученного  материала,  неверные  представления  учащихся;  Как вы думаете, требовались ли  разъяснения их  лексических значений людям, которые знали, что такое  компьютер? Почему? Какие слова стали для них  подсказчиками? Работа в группе Образуйте от слова «синий» слова разных частей речи.  (Словообразовательное гнездо!) Работа в парах Известны  не  все  элементы  словообразовательной   цепочки.  Восстанови пропущенные слова и запиши  полный вариант в тетрадь. 1)забота ­... ­беззаботность, 2)... ­... ­гитаристка, 3)привет ­... ­...­неприветливость, 4)... ­лекарь ­... ­лекарственный, 5)... ­... ­чертежник. Работа у доски – словообразовательное гнездо – упр 69 Вода­ водяной, водный, водянистый, водянистость,  водянка Вода – безводный, паводок, подводный 7индивидуальная работа ( тест) по вариантам 1 вариант – способы словообразования 1. Какие слова образованы приставочным способом?      1.  а) бензовоз,  б) блеснуть,  в) набок,  г) обезболить;      2.  а) удлинить,  б) выведать,  в) докладчик,  г)  звездопад;      3.  а) бездумный,  б) землетрясение,  в) отзвук,  г)  журавлиный;      4.  а) прокипятить,  б) народонаселение,  в) нежность, г) внизу. 2. Какие слова образованы суффиксальным  способом?      1.  а) безропотный,  б) общероссийский,  в) по­русски, г) низость;      2.  а) пересадить,  б) охотник,  в) бессердечный,  г)  сердобольный;      3.  а) переубедить,  б) чернобровый,  в) пожарище,  г)  бесшовный;      4.  а) по­кошачьи,  б) преподаватель,  в) пошутить,  г)  единовластие. 3. Какие слова образованы приставочно­ Работают в группе Записывают в тетрадь. Комментируют  Работа в парах Р: контроль, оценка,  коррекция; выделение и осознание  того, что уже усвоено и  что еще подлежит  усвоению, осознание  качества и уровня  усвоения; П: умение  структурировать знания Выписывают слова. Отвечают на вопросы учителя. Рассуждают.  Делают вывод. Записывают  словообразовательные  цепочки. Р: контроль, коррекция,  выделение и осознание  того, что уже усвоено и  что еще подлежит  усвоению, Л: самоопределение Р: умение давать  самооценку. Л: адекватная  самооценка суффиксальным способом?      1.  а) накушаться,  б) кустарник,  в) вертолёт,  г)  небезызвестный;      2.  а) лесоруб,  б) обессилеть,  в) изобретатель,  г)  взломать;      3.  а) людишки,  б) разлюбить,  в) подлокотник,  г)  многолюдный;      4.  а) моделировать,  б) непримиримый,  в)  одноклассник,  г) предопределить. 4. Какие слова образованы путем сложения основ?      1.  а) полненький,  б) рыболов,  в) впереди,  г)  напротив;      2.  а) беспроцентный,  б) простодушный,  в) напугать,  г) впятером;      3.  а) пчеловод,  б) речевой,  в) бессильный,  г)  пристанционный;      4.  а) кукловод,  б) насухо,  в) счётчик,  г) несчастье. 5. Укажите правильный вариант ответа.      1.  Приставочный способ словообразования          а) добросить,  б) вовеки,  в) густоволосый,  г)  даровитый;      2.  Суффиксальный способ словообразования           а) великоватый,  б) беззащитный,   в) прозвенеть,   г) самозащита;      3. Приставочно­суффиксальный способ  словообразования           а) зеркальце,  б) зверобой,  в) гусиный,  г)  настенный;      4. Сложение основ           а) нелёгкий,  б) рыбак,  в) молоденький,  г)  чужеземец. Однокоренными словами являются: 2 вариант – словообразование Тест. Вариант 2 1. А)Пол, подпол, половник; б) страна, страница, иностранец; в) мороз, морозный, заморозки. 2. А) одна; Б) две; Сколько морфем в слове шуршат? Разделите слова на группы: В) три. 3. А­ однокоренные           Б­ формы одного и того же  слова  1) Лес; 2) лесной; 3) о лесе; 4) лесник; 5) лесными (тропами). Значимая часть слова, которая стоит перед  Как называется часть изменяемого слова без  4. корнем и служит для образования новых слов,  называется: А)суффикс; Б) приставка; В) окончание. 5. окончания или все неизменяемое слово : А) корень; Б) окончание; В)   основа. 6. В каком ряду слов есть приставка по: А) полис, поехали, поели; Б) покататься, почистить, поиграл; В) помешал, половик. 7. В каком  слове нет приставки о: А) ощетиниться; Б) ольха; В) озлобился. ­ Что нового открыли на уроке? ­ Какие трудности возникли?  ­ Что удалось легче всего?  ­ Чего добились? Осуществляют самооценку. Расставляют себе баллы. К: умение с достаточной полнотой и точностью  выражать свои мысли; П: рефлексия 1 вариант — упр. 70 2 вариант — выписать из словаря любое словообраз.  Гнездо  3 вариант – ЗСП 2 Рассматривают задание. Задают вопросы по  выполнению. VII Итог урока  (рефлексия  деятельности) VIII Домашнее задание  Дифференцированно е  самооценка  результатов  деятельности  своей и всего  класса Читать  теоретический

Технологическая карта урока по теме " Словообразовательная цепочка. Словообразовательное гнездо". 7 класс ( УМК М.М.Разумовской)

Технологическая карта урока по теме " Словообразовательная цепочка. Словообразовательное гнездо". 7 класс ( УМК М.М.Разумовской)

Технологическая карта урока по теме " Словообразовательная цепочка. Словообразовательное гнездо". 7 класс ( УМК М.М.Разумовской)

Технологическая карта урока по теме " Словообразовательная цепочка. Словообразовательное гнездо". 7 класс ( УМК М.М.Разумовской)

Технологическая карта урока по теме " Словообразовательная цепочка. Словообразовательное гнездо". 7 класс ( УМК М.М.Разумовской)

Технологическая карта урока по теме " Словообразовательная цепочка. Словообразовательное гнездо". 7 класс ( УМК М.М.Разумовской)

Технологическая карта урока по теме " Словообразовательная цепочка. Словообразовательное гнездо". 7 класс ( УМК М.М.Разумовской)

Технологическая карта урока по теме " Словообразовательная цепочка. Словообразовательное гнездо". 7 класс ( УМК М.М.Разумовской)

Технологическая карта урока по теме " Словообразовательная цепочка. Словообразовательное гнездо". 7 класс ( УМК М.М.Разумовской)

Технологическая карта урока по теме " Словообразовательная цепочка. Словообразовательное гнездо". 7 класс ( УМК М.М.Разумовской)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
23.09.2019