Урок русского языка в 5 классе. Учитель: Сторожева Галина Николаевна, учителя МОБУ «ООШ № 5» г. Кудымкара, высшая квалификационная категория. Стаж работы 30 лет.
Тема урока: «Буквы о и а в корнях – лаг-, -лож-».
Технологическая карта урока
|
Предмет |
Русский язык |
|
Класс |
5 |
|
Базовый учебник |
Русский язык. 5 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. Ч.2/(Т.А. Ладыженская и др.) |
|
Тема урока |
Буквы О - А в корнях –лаг-, -лож-. |
|
Тип урока |
Изучение нового материала |
|
Цель |
Проведем внутреннее расследование и выясним истину написания в русском языке корней -лаг- и -лож- Открытие способа написания в русском языке букв О и А в корнях – лаг- и -лож |
|
Планируемые образовательные результаты |
Предметные: видят орфограмму и объясняют ее написание; отличают корни с чередующейся гласной от омонимичных корней, знают правило написания букв о и а в корнях –лаг-,- лож-. Метапредметные: готовы слушать собеседника и вести диалог; излагают свое мнение и аргументируют свою точку зрения; определяют цели предстоящей учебной деятельности, умеют работать индивидуально и в группе, находят общие решения. Личностные: проявляют интерес к русскому языку и родной культуре; стремятся к речевому совершенствованию. |
|
Технологии |
проблемно-диалогическая. |
|
Формы работы |
Коллективная, групповая, творческая |
|
Внутрипредметные связи |
Развитие речи (формулирование правила в стихотворной форме) |
|
Виды деятельности учителя |
Организует, направляет, контролирует |
|
Виды деятельности учащихся |
находят и объясняют правописание орфограмм, исправляют орфографические ошибки |
|
Виды используемых ИКТ |
Компьютер, мультимедийная установка, презентация |
|
Материалы и оборудование |
Раздаточный материал, учебник «Русский язык» под редакцией Т.А. Ладыженской, М.Т.Баранова и др. |
|
Подготовительный этап к уроку |
Тиражирование памяток к правилу
|
Таблица 1.
СТРУКТУРА И ХОД УРОКА
№ |
Этап урока |
Время (в мин.) |
ИКТ |
Деятельность учителя |
Деятельность ученика |
Планируемые результаты (УУД) |
1. |
Организа-ционный момент |
1 |
Слайд 1 |
Приветствует учащихся, создает комфортную рабочую атмосферу в классе, проверяет готовность к уроку. -Добрый день, ребята! Давайте посмотрим друг на друга и улыбнемся. Говорят, «улыбка – это поцелуй души». Громко скажем «Добрый день»! Присаживайтесь на свои места. Я рада, что у вас хорошее настроение и надеюсь, что мы с вами дружно и активно поработаем. В этом я даже не сомневаюсь.
|
Приветствуют учителя, настраиваются на работу. |
Слушают учителя. Размещают учебные материалы на рабочем месте, демонстрируют готовность к уроку.
|
2 |
Этап 2. Мотивационный этап |
3 |
Слайд 2 |
Учащиеся вспоминают, что изучает раздел языкознания «Морфемика», почему он связан с орфографией и орфоэпией. Орфоэпическая разминка. Задает вопросы по ранее изученному материалу (фронтальная работа): -Какой раздел науки о языке мы с вами изучаем? -Что изучает морфемика? -Какие морфемы знаете? -Что такое чередование звуков? (При образовании и изменении слов может происходить замена одних звуков другими в одной той же части слова, эта замена называется чередованием) Разговор двух гласных: -А, здравствуйте! - Извините, я не А, я О. - О, значит, тезка! А голос у тебя совсем как у А! - Стань на мое место, тогда посмотрим, какой у тебя будет голос! - Что же у тебя это за место такое? - Незаметное. Ты вот в центре, тебе все внимание, а обо мне кто вспомнит? Включает обучающихся во фронтальную предметно-практическую деятельность, вызывающую затруднения с целью самостоятельной постановки задачи: предлагает обучающимся вставить пропущенные буквы в словосочетания, написанные на доске. • Выскажите предположения, почему спорят эти буквы? • В каком «незаметном месте» они находятся? • Какие правила на правописание корневых гласных вы знаете? (Проверяемые,
непроверяемые, чередующиеся) Предлагаю вам выполнить следующее задание: разделите данные слова на группы, обоснуйте свое решение, вставьте пропущенные буквы: • Изл..гать, в..ршина, усл..жнить, к..ридор, изл..жение,, в..сток, г..ревать, пол..жить, в..р..бей, п..ртфель, д..рога, попр..сить, пож..леть, ур..нить, агр..ном, гор..д, пол..гать. Проверка по эталону:
Какие новые корни вам встретились? Лаг, лож
|
Отвечают на поставленные вопросы
Помощники-ученики
|
Обдумывают ответы на вопросы и понимают, что знаний у них недостаточно для полных ответов.
Дети не знают, как правильно написать корни с чередованием –ЛАГ, -ЛОЖ.
|
2. |
Актуализа-ция знаний |
3 |
Слайд 3 |
Послушаем стихотворение Создает проблемную ситуацию: В корнях -лаг-, -лож- - как
различать, Корень -лаг- на корень -лож- Абсолютно не похож! Удареньем не проверишь, Как себя ты поведешь?
|
Размышляют и находят подходящие приемы. Помощники-ученики
|
Познавательные: структурирование знаний. Коммуникативные: умение выражать свои мысли.
|
3. |
Целеполагание |
2 |
Слайд 4 |
Задает вопросы: -Итак, у нас есть цель? И есть проблема! Скажите мне скорей Какой же будет тема? (- Какие затруднения? Почему они возникли? - Может мы чего-то не знаем? - Какова наша с вами учебная задача? - Какую цель преследуем на уроке? - Что сегодня предстоит нам выяснить?) Напишите цель урока на контрольных листах - Итак, Проведем внутреннее расследование и выясним истину написания в русском языке корней -лаг- и -лож- Учитель читает содержание слайда: Безударный – хитрый гласный: Слышим мы его прекрасно. А в письме какая буква? Здесь поможет нам наука… - Ребята, а как мы можем с вами узнать правило написания корня с чередованием –ЛАГ, -ЛОЖ? |
Формулируют цель урока: - Выяснить правила написания корней -лаг- и -лож- Формулируют тему урока: - Правописание чередующихся
гласных О - А в корнях -лаг-, (- Не совсем, возникли затруднения. -Не знаем, как правильно написать корни с чередованием –ЛАГ, -ЛОЖ. Формулируют цель учебной деятельности в диалоге с учителем, высказываются.) Узнают о сюжетной линии урока. - Мы можем прочитать в учебнике, а можем понаблюдать за словами и самостоятельно выявить определенные закономерности.
|
Регулятивные: целеполагание. Коммуникативные: формулирование темы
Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества.. |
5. |
Учебная деятельность |
10 |
Слайд 5 |
Подводит учащихся к формулировке правила. Посмотрите на слова, записанные на доске (слайде). Как вы думаете, как и в какой последовательности нужно действовать при выборе орфограммы. - Обратите внимание на слова, записанные на доске. Располагать Расположить Излагать Изложить Прилагать Приложить
На доске: лага –лож (нет а).
(Воспользуемся эталоном). (В слове предположение нужно вставить букву О, потому что нет согласной Г и далее нет суффикса А, в слове слагаемое написана А – перед Г и далее следует суффикс А)
|
Выдвигают версии выбора орфограммы Формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения.
1 группа: с корнем –лаг-, 2 группа с корнем – лож-
Дети приходят к выводу |
Регулятивные: систематизация. Коммуникативные: формулирование правила
Дети проговаривают шаги алгоритма. -выделить корень, -подчеркнуть согласную корня: перед «г» пишем «а», перед «ж» - «о», -можно выделить суффикс: если есть суффикс «а», то и в корне пишем «а».
Дети высказываются. Ученики проговаривают в парах условия написания корней -ЛАГ,-ЛОЖ и осуществляют взаимопроверку.
|
Слайд 6 |
- Ребята, давайте составим алгоритм, чтобы легче запомнить правило. - А теперь откроем учебник, прочитаем правило и сопоставим с нашим алгоритмом. - Выполним упражнение на новое правило из учебника № 449. Настоящие следопыты очень внимательны! Сейчас мы будем выбирать самого быстрого и внимательного. Задание №2 Упр.447 письменно (Составьте и запишите словосочетания с существительными и с глаголами. Обозначьте корень в именах сущ.) |
Называют порядок действий при выборе орфограммы
Работают самостоятельно |
||||
Слайд 7
|
Теперь давайте проверим по эталону. Изменить положение, закончить изложение, уменьшить слагаемое, высказать предположение, просклонять прилагательное, произвести сложение.
|
Под руководством учителя проводят расследование (анализируют написание слов) и повторяют правило. |
||||
6. |
Физминутка |
3 |
Слайд 8
|
Создает проблемную ситуацию: Ребята, теперь поработаем в группах. Ученики-помощники приготовили Вам словари. Ваша задача: найти в словаре слова с корнем -лож- в значении ложить? (Вывод: дети не находят и приходят к выводу, что этот глагол не используется без приставки)
Ребята, мне бы хотелось, чтобы вы знали, что глагол «ложить» без приставки не употребляется, кроме словосочетания «ложиться спать». Как правильно говорить? Класть.
|
Ищут слова в словарях. |
Познавательные: структурирование знаний. Коммуникативные: умение выражать свои мысли. Регулятивные: самокоррекция. |
7. |
Закрепление изученного |
1 |
Слайд 9 |
Первичная проверка понимания. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. Результатом этого этапа будет самоконтроль и самооценка, каждый для себя делает вывод, что он уже умеет. Ученик проговаривает алгоритм действия «про себя».
1). Предлагаю написать буквенный диктант. (о-а). Тот обучающийся, который правильно написал буквы в продиктованных словах и соединил букву «О», тот поучит какую-то букву… («П») Значит, вы усвоили правило и не сделали ни одной ошибки. Учитель показывает (с помощью ПК) правильный ответ.
1. изложить, положить, изложение О О О 2. выложить, излагать, заложить О А О 3. приложить, прилагательное, наложить. О А О П - пять
|
Выполняют упражнения на снятие статического напряжения.
|
|
8. |
Обобщение изученного Контроль усвоения материала.
|
5 |
Слайд 11 |
Вы успешно справились с выполнением этого упражнения. Предлагаю проверить себя, насколько прочно вы усвоили сегодняшний материал и выполнить выборочный диктант. Выписать слова с данной орфограммой (-лаг-, -лож-) Караул! У меня
незавидное пол_жение: сегодня пишем изл_жение! Текст надо изл_гать подробно.
Все части распол_жить в соответствии с планом. Пол_гаться на товарища не
могу, потому что распол_жился я как раз перед учителем. А учитель читает
предл_жение за предл_жением. Пол_гаясь на свои знания, я старательно все
изл_гаю. Грамотно изл_женный текст – залог успеха. Отл_жить работу не могу:
двойку поставят и родителей вызовут. А уж они-то устроят дома сражение, так
что придется мне перейти на осадное пол_жение. Критерии оценивания:«5» - все слова написаны правильно «4» – 1-2 ошибки «3» - 3-4 ошибок «2»- 5 ошибок
-Какие трудности вы испытали при выполнении этих заданий? (Рекомендации)
|
Слушают и выполняют рекомендации учителя по выполнению упражнения. Получают карточки и выполняют задание. Проводят самоанализ и взаимопроверку |
Познавательные: структурирование знаний, поиск информации. Личностные: смыслообразование. Регулятивные: контроль, коррекция. Регулятивные: контроль, самоконтроль. Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества, понимать учебные задачи. |
9. |
Подведение итогов урока |
1 |
Слайд 12 |
Анализирует работу учащихся на уроке. Дает рекомендации и памятки к правилу. |
Анализируют свою работу и работу пары на уроке. |
Регулятивные: саморегуляция. Коммуникативные: умение выражать свои мысли. |
10. |
Дифферен-цированное домашнее задание |
1 |
Слайд 13 |
Я рекомендую выбрать домашнее задание, которое поможет вам преодолеть трудности: 1.Кто научился проверять гласную в корне –лаг-, -лож-, но остался вопрос по теме урока, поставьте знак вопроса и выполните упр. № 449 из параграфа 84. 2.Кто научился проверять гласную в корне –лаг-, -лож-, но не уверен, что самостоятельно сможет отличить корни с чередованием от проверяемых гласных ударением, то скажите себе «Я работал хорошо!» и выполните упр. 448. 3.Кто научился проверять гласную в корне – лаг-, -лож- и может объяснить тему товарищу, скажите себе: «Молодец!» и придумайте 5-6 предложений по рисунку упр. 450. 4. По толковому словарю Ожегова узнайте, что означает слово полог. Найдите в нем корень. Подберите 5-6 примеров по теме из программного произведения по литературе, которое изучаете в настоящее время. Восстановите текст выборочного диктанта по словам, которые выписали. |
Записывают домашнее задание в дневники. |
Регулятивные: планирование. Личностные: самоопределение. |
12. |
Рефлексия |
2 |
Слайд 14
Слайд 15 |
Предлагает ответить на вопросы: 1.Чему был посвящен урок? (Правописанию безударных гласных в корнях –лаг-, -лож-). 2.В чем суть правописания данных корней? (В корне А перед Г есть суффикс А; в корне О перед Ж нет суффикса А). 3.Какие затруднения мы испытали? (Не всегда правильно выделяем корень слова). 4.Что помогло нам их преодолеть? (Новое правило проверки гласных в чередующихся корнях). 5.Оцените свою деятельность на уроке, пользуясь диагностической картой. • Мне было трудно (почему)… • Моя оценка атмосферы на уроке… • Для меня было недостаточно… |
Рефлексируют. Выражают личное отношение к процессу и результатам урока. |
Познавательные: рефлексия деятельности. Личностные: самоопределение, самооценка. |
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.