Технологическая карта урока «Решение задач с помощью пропорций»
Оценка 4.9
Разработки уроков
docx
математика
6 кл
15.03.2018
Технологическая карта урока обобщения и систематизации предметных навыков ЗУНов в 6 классе по теме: «Решение задач с помощью пропорций» (пятый урок по данной теме)содержит: цель, задачи, универсальные учебные действия, планируемые результаты, основные понятия, межпредметные связи, ресурсы, формы работы, структуру урока и ход урока.Технологическая карта урока в 6 классе по теме «Решение задач с помощью пропорций»
Техн.карта Анфилофьева.docx
Технологическая карта урока
Ф.И.О. учителя: _Анфилофьева Галина Борисовна____________________________________________________________
Предмет:_Математика___________________________________________________________________________
Класс: _6___________________________________________________________________________________________
1. Наименование учебнометодического комплекта (УМК): Математика. Учебник для 6 класса / И.И. Зубарева, А.Г. Мордкович. М.:
Мнемозина, 2016.
Тема урока: _ «Решение задач с помощью пропорций»___________________________________________________
Тип урока:_ урок обобщения и систематизации предметных навыков ЗУНов _________________________________
Место урока в системе уроков :_Урок 5 в теме «Решение задач с помощью пропорций»
Цель:
Задачи:
систематизация и обобщение знаний по теме " Решение задач с помощью пропорций ”
развивать логическое мышление, умение обобщать и систематизировать материал;
способствовать развитию коммуникабельности;
формировать способность к сотрудничеству при работе в паре, группе.
УУД:
Предметные:
Предметные УУД:
применять определение понятий: отношения, пропорции, прямая и обратная пропорциональная
зависимость на практике Регулятивные УУД:
Коммуникативные УУД:
Познавательные УУД:
Личностные УУД:
находить неизвестную величину в задаче с помощью обобщенного алгоритма решения задачи в
соответствии с ее типом.
Регулятивные
• осуществлять регулятивные действия самонаблюдения, самоконтроля, самооценки в процессе
коммуникативной деятельности на уроке.
• соотносить свои знания с той учебной информацией, которую нужно усвоить.
Коммуникативные
распределять обязанности в группе, осуществлять взаимоконтроль
слушать, выступать, рецензировать ответы сверстников в соответствии с поставленной
коммуникативной задачей;
Познавательные
анализировать , сравнивать виды пропорциональностей;
составлять краткую запись задачи в виде таблицы;
выявлять и решать проблемы при составлении задач по схеме;
Личностные
• формировать готовность к саморазвитию, самообразованию и самооценке;
•формировать коммуникативную компетентностъ в общении и сотрудничестве со сверстниками.
• формировать устойчивую учебнопознавательную мотивацию и интерес к учению.
Предметные результаты: знать и понимать смысл понятий :отношения, пропорция, крайний и средний член Планируемые результаты:
пропорции, прямая и обратная пропорциональная зависимость, уметь находить неизвестный член пропорции,
анализировать условие задачи и выявлять тип задач, применять полученные знания на других уроках.
Метапредметные результаты:
Познавательные:
способность понимать учебную задачу урока, выделять и формулировать
познавательные цели, строить логическую цепочку рассуждений, устанавливать причинноследственные
связи.
Регулятивные: контролировать и оценивать собственную деятельность и деятельность партнеров,
планировать и корректировать свою деятельность;
Коммуникативные: уметь достаточно полно и чётко выражать свои мысли, слушать собеседника и вести
диалог.
Личностные: определять границы собственного знания и незнания по теме; иметь мотивацию к учебной
деятельности, принимать и осваивать социальную роль обучающегося, использовать приобретенные знания
учебного сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных ситуациях; знать, как важны в учебной
деятельности мышление, внимание, любознательность, аккуратность, личная ответственность.
Основные понятия:
Отношения, пропорция, крайние и средние члены пропорции, прямая пропорциональность, обратная
пропорциональность.
Межпредметные связи:
Архитектура, технология, кулинария, в быту.
Ресурсы:
Учебник, книга для учителя, презентация с заданиями по теме урока, смайлики для определения настроения,
стикеры для самооценки.
Формы работы:
Фронтальная беседа
Индивидуальная работа
Парная работа
Групповая работа Структура урока
Этап урока
Задачи этапа
1. Организационный
этап
2. Мотивация учебной
деятельности
Создать
благоприятный
психологический
настрой на работу
3. Этап целепологания и
постановки задач урока.
Обеспечение
мотивации учения
детьми, принятие
ими целей урока
Деятельность
ученика
Включаются в
деловой ритм урока.
Записывают дату в
тетрадь.
Определяют тему и
цель урока.
Деятельность
учителя
Приветствие,
проверка
подготовленности к
учебному занятию,
организация
внимания детей.
Мотивирование
учащихся, вместе с
ними определение
цели урока;
акцентирование
внимания учащихся
на значимость темы.
4. Актуализация и
систематизация знаний
Этап повторения
теоретического материала
Актуализация
опорных знаний и
способов действий.
Организация
фронтального опроса
Участвуют в работе
по повторению: в
беседе с учителем
отвечают на
поставленные
вопросы.
Формируемые УУД
Время
(мин.)
1
2
2
3
Коммуникативные: планирование
учебного сотрудничества с учителем и
сверстниками.
Регулятивные: организация своей
учебной деятельности
Личностные: мотивация учения
Познавательные: умение осознанно и
произвольно строить речевое
высказывание в устной форме.
Личностные: самоопределение.
Регулятивные: целеполагание.
Коммуникативные: умение вступать
в диалог, участвовать в коллективном
обсуждении вопроса, общение и
взаимодействие с партнерами по
совместной деятельности или обмен
информацией
структурирование
Познавательные:
собственных знаний.
Коммуникативные: организовывать и
планировать учебное сотрудничество с
учителем и сверстниками.
Регулятивные: контроль и оценка
процесса и результатов деятельности.
Личностные: оценивание 5. Обобщение и
систематизация
знаний(подготовка учащихся
к обобщенной деятельности)
Обсуждение
ситуации
порождающей
проблему.
6. Обобщение и
систематизация
знаний(подготовка учащихся
к обобщенной деятельности)
Работа в парах
5
2
Отвечают на вопросы
учителя.
Участвуют в диалоге,
учатся приводить
примеры
Решают учебные
задачи, работают в
паре, заполняют
листы
самооценивания.
Устная работа:
1.Создание
проблемной
ситуации(найди
ошибку)
2.Найти неизвестный
член пропорции
3.Проверка
творческого
домашнего
задания(пословицы на
прямую и обратную
пр.зависимости)
Графический
диктант с
самопроверкой( надо
определить, какие
зависимости
представлены: прямо
пропорциональные,
обратно
пропорциональные
или нет
пропорциональной
зависимости)
усваиваемого материала.
Познавательные:
анализируя выполнение заданий
извлекают необходимую информацию
для отработки навыков учебной
задачи.
Регулятивные: в ситуации
затруднения регулируют ход мыслей.
Коммуникативные: выражают свои
мысли с достаточной полнотой и
точностью,
аргументируют свое
мнение.
Личностные: самоопределяются,
осознают ответственность за работу
пары.
Познавательные:
Самостоятельно планируют свою
деятельность, применяют способы
решения, прогнозируют результат,
выстраивают логическую цепь
рассуждений
Коммуникативные: Проявление
активности во взаимодествии для
решения познавательных задач.
7. Физкультминутка
Смена деятельности. Сменить
Учащиеся сменили
2 8. Применение имеющихся
знаний на практике
Систематизация задач по
предметным областям.
Выполняют задачи в
группах с
последующей
защитой
15
вид деятельности и
готовы продолжить
работу.
Выполняют задачи в
группах по областям:
«Архитектура»,
«Кулинария»,
«Технология»,
«Бытовые задачи».
Демонстрируют
решенные задачи на
плакатах защищают
их. Выявляют
допущенные ошибки
в решении и
исправляют их.
Заполняют листы
самооценивания.
деятельность,
обеспечить
эмоциональную
разгрузку учащихся.
Предлагает выбрать
группам задачи по
«Архитектуре»,
«Кулинарии»,
«Технологии»,
«Бытовые задачи».
Предлагает
представителям
групп
продемонстрировать
решение задач на
плакатах с
последующей
проверкой по
эталону.
Предлагает дать
рецензию на
выступление другим
группам.
Делает вывод о
применении темы
"Отношения и
пропорция" в
практике.
Познавательные: анализ , сравнение,
конкретизация типа задачи;
составление краткой записи задачи в
виде таблицы, применение алгоритма
решения задачи , поиск ошибки в
решении предложенной задачи.
Коммуникативные: работа в группе,
организация
взаимоконтроля,взаимопроверки на
всех этапах учебнопознавательной
деятельности.
Регулятивные: составление плана
решения задачи, самоконтроль на
каждом этапе решения задачи,
саморегуляция в зависимости от
ситуации.
Личностные: формирование
этических чувств, прежде всего
доброжелательности.
9. Применение знаний и
умений в решении задач
ОГЭ
Показать значимость
данных задач в
дальнейшей сдаче
Организация и
контроль за
процессом решения
Выполняют
самостоятельно по
вариантам задачу в
5
Познавательные:
интереса к данной теме.
Личностные: формирование
формирование ОГЭ
заданий.
тетради. Выполняют
взаимопроверку по
готовым слайдам
10. Контроль усвоения,
обсуждение допущенных
ошибок и их коррекция.
Дать качественную
оценку работы
класса.
11. Рефлексия (подведение
итогов урока)
12. Информация о
домашнем задании
Дать
количественную
оценку работы
учащихся
Обеспечение
понимания детьми
содержания и
способов
выполнения
домашнего задания
Выявляет качество и
уровень усвоения
знаний, а также
устанавливает
причины выявленных
ошибок.
Учащиеся
анализируют свою
работу, выражают
вслух свои
затруднения и
обсуждают
правильность
решения заданий.
Подводит итоги
работы класса.
Дает комментарий к
домашнему заданию:
творческое задание.
Формулируют
конечный результат
своей работы на
уроке.
Записывают
домашнее задание в
дневник.
3
3
2
готовности к самообразованию.
Коммуникативные: уметь оформлять
свои мысли в устной форме; слушать и
понимать речь других.
Регулятивные: планирование своей
деятельности для решения
поставленной задачи и контроль
полученного результата.
Личностные: формирование
позитивной самооценки
Коммуникативные: Учет разных
мнений и стремление к координации
различных позиций в сотрудничестве.
Регулятивные: умение
самостоятельно адекватно
анализировать правильность
выполнения действий и вносить
необходимые коррективы.
Регулятивные: оценивание
собственной деятельности на уроке Ход урока
Этапы урока
1.Организационный этап
(1 мин.)
Деятельность учителя
Учитель приветствует учащихся, проверяет их
готовность к уроку.
Деятельность учеников
Учащиеся слушают учителя.
Ученики отвечают на вопросы учителя
учебной
2.Мотивация
деятельности
(2 мин.)
Ребята, сегодняшний урок я хочу начать с такого
эпиграфа:
Кто воздвигнет тебя к небесам? Только сам. Кто
низвергнет тебя с высоты? Только ты. Где куются
ключи к твоей горькой судьбе? Лишь в тебе. Чем
расплатишься ты за проигранный бой? Лишь
собой. (Данный эпиграф позволит не только
настроить учеников на самостоятельную работу,
но и показать им, что очень многое зависит от них
самих.)
В чем смысл этого эпиграфа? Правильно ребята
многое зависит от вас самих!
Вот и мы с вами будем тренировать свои умения и
навыки, чтобы достичь успехов в дальнейшем обучении.
Я желаю вам успехов, у вас всё получится! Ученики называют цели урока
Изучают лист самооценки
Ученики отвечают на вопросы учителя
3. Этап целепологания и
постановки задач урока.
(2мин)
4. Актуализация и
систематизация знаний
Этап повторения
теоретического материала
(3 мин.)
Сегодня у нас последний урок по теме «Решение задач с
помощью пропорции». Скажите мне какие цели вы
ставите перед собой на этом уроке?
Хорошо, а я ещё хочу добавить цель: показать
практическое применение данных задач в различных
сферах деятельности.
Сегодня на уроке вы будете работать самостоятельно, в
парах, в группах. У каждого из вас есть лист
оценивания, куда вы будете выставлять оценки за
каждый вид работы. Оценивать вы будете себя сами. В
конце урока вы выведите свою итоговую оценку,
которую я выставлю в журнал.
А теперь давайте вспомним основные понятия, которые
касаются пропорции(фронтальный опрос):
Что называется отношением?
Как записывается отношение?
Что показывает отношение?
Что такое пропорция?
Записать и прочитать пропорцию.
Как проверить верна ли пропорция?
Основное свойство пропорции.
Как можно из 1 пропорции получить ещё несколько
верных?
Как найти неизвестный крайний(средний) член
пропорции?
Какие величины называются
прямопропорциональными? Обратно
пропорциональными?
Алгоритм решения задач с помощью пропорций.
5. Обобщение и
Устная работа(по слайдам):
1. Решение проблемы: систематизация
знаний(подготовка
учащихся к обобщенной
деятельности)
(5мин)
1.Устная работа
2.Проверка творческого
домашнего
задания(пословицы на прямую
и обратную пр.зависимости)
1.Создание проблемной ситуации
Шестиклассник решил найти отношение массы мышки
к массе слона. Мышка весит 50г, слон – 5т. “Составив
отношение: 50/5, сказал Невнимательный ученик. –
Мышка в 10 раз тяжелее слона!” В чем он ошибся? Что
важное он неучёл? Найдите, во сколько раз масса слона
больше массы мышки.
Отношение величин находят, если они выражены в одних
единицах измерения!
5т = 5000 кг = 5000000 г
50:5000000 =
1
100000
Ответ: мышка легче слона в 100000 раз.
2.
Ученики отвечают:
39 10
24 3
21 13
3. Проверка творческого домашнего задания
Вам на дом были даны 12 пословиц, ваша задача
была разбить их на пословицы отражающие
прямую зависимость и обратную.
Проверим как вы справились.
Ученики заполняют лист самооценки за устную работу.
Ученики зачитывают ответы:
Пословицы, отражающие прямую зависимость:
Чем дальше в лес, тем больше дров.
Как аукнется, так и откликнется.
Много снега, много хлеба.
Как потопаешь, так и полопаешь.
Выучишь правило, выполнишь верно задание.
Кто много читает, тот много знает.
Пословицы, отражающие обратную зависимость:
Тише едешь, дальше будешь.
Мир строит, а война разрушает.
Меньше народа, больше кислорода.
Лето собирает, зима съедает.
Было густо, стало пусто.
Меньше слов – больше дела.
Ученики заполняют лист самооценки за домашнюю
работу.
Сейчас ребята вы будите работать в парах.
6. Обобщение и
систематизация
знаний(подготовка
учащихся к обобщенной
деятельности)
(2мин)
Графический диктант Ученики заполняют лист самооценки за работу в
паре.
Учащиеся сменили вид деятельности и готовы
продолжить работу.
Работают в группах, защита работы:
Указать какая пропорциональность в задаче и объяснить
почему, сказать ответ и ответить на вопрос с какой
сферой деятельности связаны задачи.
Ученики заполняют лист самооценки за работу в
группе.
7. Физкультминутка
(2 мин.)
8. Применение имеющихся
знаний на практике
Систематизация задач по
предметным областям.
(15мин)
Слайд
Математика применяется практически во всех сферах
жизни человека. И в повседневной жизни мы используем
математические навыки, в том числе и пропорцию.
Сейчас вы будите работать в группах. Каждой группе
даётся 2 задачи из определённой сферы деятельности.
Вы их должны решить и оформить на плакатах лежащих
на парте, а затем выбрать кто выйдет защищать своё
решение.
1группа «Архитектура»
1. На строительство двух домов идет 4 тыс. штук
кирпича. Сколько тысяч штук кирпича необходимо для
строительства 15 таких же домов.
2. Для перевозки песка при строительстве
потребовалось 14 автомашин грузоподъемностью 4,5 т.
Сколько потребуется автомашин грузоподъемностью 7 т
для перевозки этого же песка? 2группа «Кулинария»
1. Для приготовления варенья из 2 кг крыжовника
необходимо 3 кг сахара. Сколько кг сахара необходимо
для приготовления варенья из 4,4 кг крыжовника.
2. Мама с дочкой тратят на засолку капусты 4,5 часа, за
какое время они засолят это же количество капусты,
если им будет помогать папа?
3группа «Технология»
1. К Рождеству для детей четверо сотрудниц фабрики
игрушек выполнили заказ за 10 дней. За сколько дней
выполнят тот же заказ пятеро сотрудниц?
2. Длина деревянной указки 18см, а масса 75 г.
Найдите длину указки, сделанной из того же
материала, если ее масса – 125 г.
4группа «В быту»
1. Для отопления здания школы заготовлено угля на 180
дней при норме расхода 0,6т угля в день. На сколько
дней хватит этого запаса, если его расходовать
ежедневно по 0,5т?
2. Со 100 яблонь собрали 500 ящиков яблок. Сколько
яблок соберут с 276 яблонь, если количество яблок на
каждой яблоне одинаково?
9. Применение знаний и
умений в решении задач
ОГЭ (5 минут)
Самостоятельная работа по 2 вариантам с последующей
взаимопроверкой.
1 вариант
Средний вес мальчиков того же возраста, что и Гоша,
Выполняют работу, осуществляют взаимопроверку. равен 57 кг. Вес Гоши составляет 150 % среднего веса.
Сколько килограммов весит Гоша?
2 вариант
Свежие фрукты содержат 75% воды, а высушенные –
25%. Сколько требуется свежих фруктов для
приготовления 45 кг высушенных фруктов?
1 вариант
57 кг – 100 %
х кг – 150 %, получим х = 57 • 150 / 100 = 85,5 (кг)
Ответ: 85,5 кг.
2 вариант
х кг – 75 %
45 кг – 25 %, получим х= 135(кг)
Ученики заполняют лист самооценки за
самостоятельную работу.
10. Контроль усвоения,
обсуждение допущенных
ошибок и их коррекция.
11. Рефлексия (подведение
итогов урока)
(6мин)
Ребята наш урок подходит к концу. Теперь вспомните те
цели, которые вы ставили перед собой в начале урока и
скажите вы их достигли? А какую цель я вам подсказала?
(практическое применение задач) Скажите мы с вами
показали применение данных задач в различных сферах
деятельности?
Ученики осуществляют самооценку собственной учебной
деятельности, анализируют достигнутый результат с
затруднением и поставленной целью, определяют степень их
соответствия.
в лист самооценки.
Проставьте баллы
Посчитайте общее количество баллов и выставьте себе оценку
Удовлетворены ли вы результатом своей работы?
за урок.
Нарисуйте у себя в тетради того человечка, который
соответствует вашему восприятию урока.
12. Информация о
домашнем задании с
комментариями.
(2 мин)
Молодцы! Вы хорошо поработали на уроке.
Творческое. Придумать и решить задачу на спортивную
тематику. Девочки на прямую пропорциональность, а
мальчики на обратную пропорциональность.
Дети записывают задания в дневнике.
Технологическая карта урока «Решение задач с помощью пропорций»
Технологическая карта урока «Решение задач с помощью пропорций»
Технологическая карта урока «Решение задач с помощью пропорций»
Технологическая карта урока «Решение задач с помощью пропорций»
Технологическая карта урока «Решение задач с помощью пропорций»
Технологическая карта урока «Решение задач с помощью пропорций»
Технологическая карта урока «Решение задач с помощью пропорций»
Технологическая карта урока «Решение задач с помощью пропорций»
Технологическая карта урока «Решение задач с помощью пропорций»
Технологическая карта урока «Решение задач с помощью пропорций»
Технологическая карта урока «Решение задач с помощью пропорций»
Технологическая карта урока «Решение задач с помощью пропорций»
Технологическая карта урока «Решение задач с помощью пропорций»
Технологическая карта урока «Решение задач с помощью пропорций»
Технологическая карта урока «Решение задач с помощью пропорций»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.