Тип урока: комбинированный урок
Цель деятельности учителя: cистематизировать ранее изученное о синонимах, их роли в речи; формировать умение употреблять синонимы в речи с целью ее обогащения; познакомить со словарями синонимов
Методы и формы обучения: создание проблемных ситуаций, деятельностно-практический; индивидуальная, групповая, фронтальная
Основные понятия: синонимы
Технологическая карта урока русского языка
Тема: Синонимы.
Класс: 5
Учитель: Макаренко О.П.
Дата проведения: __________________
Тип урока: комбинированный урок
Цель деятельности учителя: cистематизировать ранее изученное о синонимах, их роли в речи; формировать умение употреблять синонимы в речи с целью
ее обогащения; познакомить со словарями синонимов
Планируемые образовательные результаты:
Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): знать понятие «синонимы», отличия синонимов друг от друга и их связь с
многозначными словами; функции синонимов в речи (выразительность, средство связи предложений в речи, средство преодоления неоправданного
повторения слов); уметь определять общее лексическое значение синонимов; подбирать синонимы к данным словам; определять смысловые и
стилистические отличия друг от друга словсинонимов; цель использования синонимов в тексте; употреблять нужный синоним в зависимости от
разных целей; преодолевать неоправданное повторение одного и того же слова с помощью синонимов.
Метапредметные (компоненты культурнокомпетентностного опыта/приобретенная компетентность): способность осознавать цели учебной
деятельности и пояснять их; умение поставить цель и организовать её достижение; способность к нормотворчеству; рефлексивное мышление,
самоанализ и самооценка.
Личностные: осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность
сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию
Методы и формы обучения: создание проблемных ситуаций, деятельностнопрактический; индивидуальная, групповая, фронтальная
Основные понятия: синонимыОрганизационная структура урокаЭтап урока
Деятельность учителя
Деятельность ученика
Формируемые умения
(универсальные
учебные действия)
1. Мотивация
(самоопреде
ление) к учебной
деятельности
Приветственное слово учителя:
Мы пришли сюда учиться,
Не лениться, а трудиться.
Работаем старательно,
Слушаем внимательно.
Начнём наш урок (проверка готовности учащегося к уроку,
организация внимания учащегося).
Приветствует учителя.
Размещают учебные материалы
на
месте,
демонстрируют готовность к
уроку
рабочем
2. Актуализация
знаний
Лексический диктант (по лексическому значению учащийся
должен определить слова и записать их.
Все слова языка (лексика).
Раздел лингвистики, изучающей лексику (лексикология).
Слова, имеющие одно лексическое значение (однозначные).
Слова, имеющие несколько лексических значений
(многозначные).
Слова одинаковые по звучанию и написанию, но разные по
значению (омонимы).
Слова с противоположным лексическим значением
(антонимы).
Самостоятельно записывает
слова.
3. Введение в
тему
Сегодня мы познакомимся с новым явлением лексики и
для ваших наблюдений предлагается отрывок из сказки Д.
Ученик находит синонимы в
тексте, определяет их значение.
Познавательные:
осознают
познавательную задачу.
учебно
Регулятивные:
планируют необходимые
действия.
Коммуникативные:
работают в парах
(обмениваются
мнениями, учатся пони
мать позицию партнера,
в том числе и отличную
от своей)
Познавательные:
осуществляют
для
решения учебных задач
операции
анализа,
сравнения,
синтеза,
классификации,
устанавливают
причинноследственные
связи.
Регулятивные:
принимают и сохраняют
учебную задачу.
Коммуникативные:
задают
вопросы,
отвечают на вопросы
других,
формулируют
собственные мысли, вы
и
сказывают
обосновывают
свою
точку зрения
Личностные: осознают
свои трудности и