Технологическая карта урока русского языка "Буквы З-С на конце приствок"
Оценка 4.8

Технологическая карта урока русского языка "Буквы З-С на конце приствок"

Оценка 4.8
Разработки уроков
docx
русский язык
5 кл
07.04.2017
Технологическая карта урока русского языка "Буквы З-С на конце приствок"
Цель деятельности учителя на уроке - познакомить учащихся с орфограммой «Правописание З–С на конце приставок»; формировать умение определять условия выбора букв З, С на конце приставок; обеспечить языковое развитие учащихся через рассуждение на лингвистическую тему и анализ художественного текста. Урок соответствует требованиям ФГОС.
Буквы З-С.docx
Цель деятельности  учителя Тип урока Планируемые  образовательные  результаты ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА  БУКВЫ З–С НА КОНЦЕ ПРИСТАВОК 5 класс Познакомить учащихся с орфограммой «Правописание З–С на конце приставок»; формировать умение  определять условия выбора букв З, С на конце приставок; обеспечить языковое развитие учащихся через  рассуждение на лингвистическую тему и анализ художественного текста Урок «открытия» нового знания Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): знать правило написания букв З и С  на конце приставок;  уметь правильно писать слова с изученной орфограммой; графически обозначать  условия выбора правильных написаний; пользоваться орфографическим словарем. Метапредметные (компоненты культурно­компетентностного опыта/приобретенная компетентность):  умение определять тему урока, цели предстоящей учебной деятельности, последовательность действий,  оценивать достигнутые результаты; умение находить, преобразовывать и передавать информацию;  выполнять различные социальные роли в группе и коллективе, использовать современные  телекоммуникационные технологии.  Личностные: формирование системы ценностных отношений учащихся к себе, другим участникам  образовательного процесса, самому образовательному процессу, объектам познания.  Наблюдение над языком; эвристический метод; индивидуальная, парная, фронтальная http://www.uroki.net  http://www.zavuch.info Методы и формы обучения Образовательные  ресурсы Оборудование Наглядно­ демонстрационный  материал Основные понятия Чередование звуков http://akademius.narod.ru/vibor­rus.html  http://festival.1september.ru/subjects Интерактивная доска (экран), компьютер, мультимедийный проектор М у л ь т и м е д и й н ы й   р я д : презентация по теме урока, выполненная учителем или подготовленным  учащимся; раздаточный материал. О р г а н и з а ц и о н н а я   с т р у к т у р а   ( с ц е н а р и й )   у р о к а Этапы  урока 1. Мотива­ ция (само­ определение )  к учебной  деятельност и Обучающие  и развиваю­ щие компо­ ненты, зада­ния и упражнения Эмоциональ­ ная,  психоло­ гическая и  мотивацион­ ная  подготов­ка  учащихся к  усвоению  изучаемого  материала Деятельность учителя ­ Добрый день, ребята, уважаемые гости! Я рада  приветствовать вас на уроке русского языка.    Девизом нашего урока будут следующие слова (слайд ).  Прочитайте их. Сколько правил! Правил сколько! С непривычки бросит в дрожь. Будь старательным и только! Будь внимательным и только! Всё запомнишь, всё поймёшь! ­ О чём эти стихотворные строки? ­ Прикройте глаза и мысленно скажите себе: «Я внимателен,  я сосредоточен, я уверен в себе. Я буду усердно трудиться  на уроке» Осуществляемая  деятельность  учащихся Формируемые умения  (универсальные  учебные действия) Промеж уточный  контрол ь Наблюде­ ние  учителя Слушают  учителя,  читают  стихотворение,  участвуют в  диалоге с  учителем.  Познавательные:  понимают  познавательную  задачу.  Регулятивные:  планируют (в  сотрудничестве с  учителем и  одноклассниками  или самостоятельно) необходимые  действия, операции. Этапы  урока 2. Актуали­ зация  и пробное  учебное  действие Обучающие  и развиваю­ щие компо­ ненты, зада­ния и упражнения Воспроизвед ение ранее  изученного,  установление преемствен­ ных связей  прежних и  новых знаний и  применение  их в новых  ситуациях.  Деятельность учителя Осуществляемая  деятельность  учащихся Формируемые умения  (универсальные  учебные действия) Промеж уточный  контрол ь Являются  участниками  лингвистиче­ ской игры.     Актуализация знаний 1.   ­ Поиграем в игру «Аквариум» (Два ученика ­ «рыбки»­ садятся на стулья перед  аудиторией. Остальные ученики – «рыбаки» ­ задают им  вопросы по изученным темам раздела «Морфемика»,  стараясь «поймать» «рыбку».   ­ Как вы думаете, сколько приставок в русском языке? ­ С какими приставками мы познакомились на прошлом  уроке? (Неизменяемыми, которые пишутся всегда  одинаково) ­ Поработайте в парах и назовите друг другу (по очереди)  неизменяемые приставки. ­ Посмотрите на слайд (слайд). Укажите номера слов с  неизменяемыми приставками. 1. написать 2. долетел 3. пробежка 4. отварить 5. записка 6. беспечный 7. поездка 8. обхватил 9. перевязка 10. подъехал 11. беззаботный 12. обеднеть ­ Проверьте выполненную работу (слайд ) ­ Используя предложенные критерии, оцените свою работу. ­ Какие слова оказались «лишними»? Как вы считаете,  почему? Устные  ответы Личностные:  имеют мотивацию к  учебной  деятельности.  Познавательные:  выполняют учебно­ познавательные  действия в  материализованной  и умственной  форме;  осуществляют для  решения учебных  задач операции  анализа, синтеза,  сравнения,  классификации,  устанавливают  причинно­ следственные связи.  Регулятивные:  принимают и  сохраняют учебную  задачу.  Коммуникативны е: слушают, задают  вопросы, отвечают  на вопросы других,  формулируют  собственные мысли, Этапы  урока Обучающие  и развиваю­ щие компо­ ненты, зада­ния и упражнения Деятельность учителя Осуществляемая  деятельность  учащихся Формируемые умения  (универсальные  учебные действия) Промеж уточный  контрол ь ­ Что вы можете сказать про эти слова? ­ Определите лексическое значение слова «беспечный»,  составив с ним именное словосочетание.  2. Рубрика «Из истории слов» ­ На прошлом уроке Щетилова Яна получила задание:  изучить историю происхождения слова «беспечный».  Внимательно послушайте ее выступление, будьте готовы  оценить работу одноклассницы.  (Выступление ученицы с опорой на подготовленную  школьницей презентацию) ­ Оцените выступление Яны. 3. Пробное учебное действие ­ Запишите синонимы: беспечный – беззаботный. ­ Почему в слове «беспечный» на конце приставки пишем  букву «эс», а в слове «беззаботный» ­ «зэ»? ­ Готовы вы сейчас ответить на этот вопрос? Почему? ­ Сформулируйте тему сегодняшнего урока?   Выслушивает варианты ответов учащихся.  ­ Запишите тему. (Слайд ) ­ Какова цель урока? Что будем изучать и какие навыки  отрабатывать? ­ Заполните «Карточку самоконтроля». (Приложение 2) Выставляют  оценки в «Лист  достижений»  (Приложение 1) Высказывают  свои мнения Воспринимают  на слух  информацию. Обдумывают  ответы на  вопросы и  понимают, что  знаний у них  недостаточно  для полных  ответов. высказывают и обо­ сновывают свою  точку зрения Лист  достиже­ ний Карточка самоконт роля 3. Выявление места и  причины  затруднения. Этапы  урока Обучающие  и развиваю­ щие компо­ ненты, зада­ния и упражнения Деятельность учителя Осуществляемая  деятельность  учащихся Формируемые умения  (универсальные  учебные действия) Промеж уточный  контрол ь 4. Постро­ ение проекта выхода из  затруднения 5.  Реализация  построенног о проекта Раскрытие  сущности  новых  понятий,  усвоение  новых  способов  учебной и  умственной  деятельности учащихся. Эвристиче­ ская беседа,  просмотр  мультимедий ной  презентации  по теме  урока,  ответы на  вопросы,  наблюдение  и анализ  языковых  единиц,  составление  Создает проблемную ситуацию, в которой учащиеся  обнаруживают дефицит своих знаний и желание активно преодолевать возникающие противоречия в процессе  учебной деятельности (самостоятельно или при  незначительной помощи учителя). Формулирует цель учебной деятельности вместе с  учащимися, принимающими ее на себя. ­ Как предлагаете построить урок, чтобы добыть новые  знания? 1.      Понаблюдаем и исследуем (задание на слайде и на  карточке). – Почему слова записаны в два столбика? разбросать  известить вздыхать возместить низвергать распустить истоптать вспомнить восхождение ниспадать ­ Следуя инструкции (слайд), поработайте в парах и  выполните задания. Инструкция: 1. Выделите в словах приставки. Устные  ответы,  выполне­ ние  заданий,  работа с  алгорит­ мом Формулируют  тему и цели  урока Знакомятся с  заданием,  слушают  учителя, под  руководством  педагога  составляют  план работы  над заданием.  Формулируют  собственные  мысли,  высказывают  и обосновывают свою точку  зрения.  Работают в  парах,  выполняя  задания,  Личностные:  положительно  относятся к учению, познавательной  деятельности,  желают приобретать новые знания,  умения,  совершенствовать  имеющиеся.  Познавательные:  понимают  познавательную  задачу.  Регулятивные:  планируют (в  сотрудничестве с  учителем и  одноклассниками  или самостоятельно) необходимые  действия, операции.  Коммуникативны е:  работают в парах  (обмениваются Этапы  урока Обучающие  и развиваю­ щие компо­ ненты, зада­ния и упражнения алгоритма Деятельность учителя 2. Одной чертой подчеркните букву, на которую  оканчивается приставка. 3. Двумя чертами подчеркните букву, стоящую после  приставки. Определите, какой звук (звонкий или  глухой) обозначает эта буква. 4. Сделайте вывод о правописании З­С на конце  приставок. 5. Представьте правило в виде схемы.  Выслушивает отчет уч­ся о проделанной работе. 2. Работа с теоретическим материалом ­ Найдите в учебнике правило, прочитайте его и сравните с  вашими выводами.  3  . Работаем с алгоритмом. – Перед вами опорные слова, с помощью которых нужно  составить алгоритм. Расставьте его шаги в нужном порядке.  (Приложение 3) (Можно попросить составит алгоритм и  без помощи опорных слов) ­ Объясните теперь, почему в слове «беспечный» на конце  приставки пишем букву «эс», а в слове «беззаботный» ­  «зэ»? Организует и сопровождает деятельность учащихся,  Осуществляемая  деятельность  учащихся Формируемые умения  (универсальные  учебные действия) Промеж уточный  контрол ь согласно  инструкции. мнениями, учатся  понимать позицию  партнера, в том  числе и отличную от своей) Читают  правило,  сравнивают его  со своими  выводами В сотрудни­ честве с  учителем и  одноклассника­ ми составляют  шаги  алгоритма,  делают  вывод. Этапы  урока 6. Первичное закрепление  7. Самостоя­ тельная  работа Обучающие  и развиваю­ щие компо­ ненты, зада­ния и упражнения Физкульт­ минутка Раскрытие  сущности  новых  понятий,  усво­ ение новых  способов  учебной  и умственной деятельности учащихся.  Выполнение  обучающих  упражнений  на основе  текстов  учебника или книг для  внеклассного чтения,  взаимопрове Деятельность учителя Осуществляемая  деятельность  учащихся Формируемые умения  (универсальные  учебные действия) Промеж уточный  контрол ь контролирует правильность выполнения заданий А теперь мы тихо встали, Дружно руки вверх подняли, В стороны, вперед, назад. Повернулись вправо, влево. Тихо сели, вновь за дело. ­ Сегодня на уроке вы добыли новые знания, закрепим их на  практике.  Организует работу по выполнению упражнения 2.  Ученики самостоятельно формулируют учебные задачи. (Приложение 4) Организует самопроверку по эталону и самооценивание. – Продолжим нашу работу.  ­ Прочитайте письмо к молодежи писателя Леонида  Леонова. (На слайде и карточке)     Дорогие юные друзья!    Мы бе..платно пользуемся бе..ценным богатством  земли – лесом. Но леса бе..жалостно уничтожаются  пожарами и людьми. Чтобы не знать горя впереди,  надо во..мещать всякую копейку, без ра..писки взятую у  природы.  Выполняют  элементарные  физические  упражнения Формулируют  учебные  задания к  упражнениям,  выполняют их,  оценивают  результат своей работы Формулируют  учебные  задания,  выполняют их,  оценивают  результат своей работы  Личностные:  желают приобретать новые  знания,  умения,  совершенствовать  имеющиеся.  Познавательные:  читают и слушают,  извлекая нужную  информацию, а  также  самостоятельно  находят ее в  материалах  учебников, рабочих  тетрадей.  Регулятивные:  контролируют  учебные действия,  замечают допущен­ ные ошибки;  Выполня ют физи­ ческие  упражне­ ния Письмен­ ная  работа,  лист  достиже­ ний Устные  ответы. Письмен­ ная ра­ Бота Этапы  урока Обучающие  и развиваю­ щие компо­ ненты, зада­ния и упражнения рка 8.  Включение в систему  знаний и  повторение Проверка и  обсуждение  работ  учащихся.  Обобщение  полученных  на уроке  сведений,  оценивание  Деятельность учителя Осуществляемая  деятельность  учащихся Формируемые умения  (универсальные  учебные действия) Промеж уточный  контрол ь    Вам бе..конечно долго жить на этой прекрасной  земле. Защищайте зелёного друга! Не будьте  без..различными к проблеме охраны природы!  ­ Сформулируйте учебное задание к этому тексту.  ( ­Озаглавить текст.  ­Определить тему и основную мысль.  ­Найти предложение, в котором отражена основная  мысль.  ­  текст, найти слова с приставками на З­С, графически  обозначить выбор их написания. И т.д.) Организует и сопровождает деятельность учащихся,  контролирует правильность выполнения заданий ­ Подведем итоги работы.  (Работа  с «Карточкой самоконтроля» и «Листом  достижений») осознают правило  контроля и успешно  используют его в  решении учебной  задачи.  Коммуникативны е: осуществляют  совместную  деятель­ность в  парах, умеют  задавать вопросы  для уточнения  последо­ вательности  работы Личностные:  понимают, в чем  значение знаний для  человека.  Познавательные:  приобретают умения использовать  полученные знания и умения в  практической  деятельности Лист  самоконт роля Ответы  на  вопросы Подводят итоги работы.  Обобщают  полученные  знания 9.  Рефлексия  учебной  Заключитель ная беседа  по вопросам ­ Что для вас было самым полезным, самым интересным и  самым трудным на уроке? ­ Довольны ли вы своими результатами или нет и почему? Определяют  свое  эмоциональное  Регулятивные:  оценивают свою  работу.  Ответы  на  вопросы Обучающие  и развиваю­ щие компо­ ненты, зада­ния и упражнения Этапы  урока деятельност и на уроке  (итог  урока) Деятельность учителя ­ На что следует обратить внимание? ­ Пригодятся ли полученные знания в жизни? Домашнее задание: Приложение 5 ­ Давайте снова обратимся к девизу нашего урока: Сколько правил! Правил сколько! С непривычки бросит в дрожь. Будь старательным и только! Будь внимательным и только! Всё запомнишь, всё поймёшь! ­ Спасибо за урок! Осуществляемая  деятельность  учащихся Формируемые умения  (универсальные  учебные действия) Промеж уточный  контрол ь состояние на  уроке.  Заполняют  листы  достижений Коммуникативны е: строят  монологические  высказывания Приложение 1  Отметка  ЛИСТ  ДОСТИЖЕНИЙ Фамилия, имя учащегося Задания  1. Цифровой диктант 2. Упражнение 2 3. Упражнение 3                                                      ИТОГО Приложение 2 Приложение 3  КАРТОЧКА  САМОКОНТРОЛЯ В конце урока я ЗНАЮ В конце урока я  УМЕЮ   ВЫДЕЛИ  В  СЛОВЕ  ПРИСТАВКУ ПОСМОТРИ НА БУКВУ СОГЛАСНОГО ЗВУКА ПОСЛЕ  ПРИСТАВКИ ОБОЗНАЧАЕТ ГЛУХОЙ СОГЛАСНЫЙ ЗВУК ОБОЗНАЧАЕТ ЗВОНКИЙ СОГЛАСНЫЙ ЗВУК ПИШИ  БУКВУ  С ПИШИ  БУКВУ  З МАТЕРИАЛ К УРОКУ Приложение 4 Задание №1.  Цифровой диктант Укажите номера слов с неизменяемыми приставками. 1. написать 2. долетел 3. пробежка 4. отварить 5. записка 6. беспечный 7. поездка 8. обхватил 9. перевязка 10. подъехал 11. беззаботный 12. обеднеть Ответ: _____________________________________________________________         Задание №2.    Бе...болезненный,     бе..платный,     бе..козырка,     во..наградить,     во..петь, в...крикнуть, в..махнуть,  и..портить,  и..гибаться,  ра..дать,  ра..чертить, ни..падать, ни..вергаться (с высоты), в..дыхать, в..карабкаться,  бе..помощный. Задание № 3.         Прочитайте открытое письмо к молодёжи писателя Леонида Леонова.        Дорогие юные друзья!         Мы бе…платно пользуемся бе…ценным богатством земли – лесом. Но леса бе…жалостно уничтожаются пожарами и людьми. Чтобы не знать горя впереди, надо во…мещать всякую копейку, без ра…писки взятую у природы.         Вам бе…конечно долго жить на этой прекрасной земле. Защищайте зелёного друга! Не будьте бе..различны к проблеме охраны природы! Домашнее задание к уроку по теме  «Правописание З­С на конце приставок» Приложение 5 Актуальный уровень Спишите,   графически   объясните   правописание   согласной   на   конце приставок.  Бесстрашные   альпинисты,  бесшумные   шаги,  разглядеть   силуэт   прохожего, возделывать почву, хороший рассказчик, беспокойный человек, испарение воды, разжигать   костёр,   разбросать   вещи,   избежать   наказания,   раздать   тетради, рассмотреть таблицу, воспользоваться правилом, писать разборчиво, безвкусный чай. Репродуктивный уровень  Спишите, вставьте пропущенные буквы, графически объясните написание  согласной на конце приставок. Бе…шумный,   бе…звучный,   бе…покойный,   бе…грамотный,   бе…славный, бе…полезный,   бе…жалостный,   бе…домный,   бе…звездный,   бе…вкусный,   бе… конечный, бе…сердечный,   бе…заботный, бе…защитный, бе…характерный, бе… правный, бе…численный, бе…болезненный.  Конструктивный уровень От данных слов с помощью указанных приставок образуйте новые слова. Подберите   подходящие   к   ним   по   смыслу   существительные,   запишите полученные   словосочетания.   Графически объясните   написание   согласной   на конце приставок.          Сохнуть, черпать, бегать, писать (ис­/из­);  спорный, злобный, шумный, ценный (бес­/без­);     чертить,   делить,   следовать,   стелить   (рас­/раз­);   создавать,   давать (воз­/вос­).

Технологическая карта урока русского языка "Буквы З-С на конце приствок"

Технологическая карта урока русского языка "Буквы З-С на конце приствок"

Технологическая карта урока русского языка "Буквы З-С на конце приствок"

Технологическая карта урока русского языка "Буквы З-С на конце приствок"

Технологическая карта урока русского языка "Буквы З-С на конце приствок"

Технологическая карта урока русского языка "Буквы З-С на конце приствок"

Технологическая карта урока русского языка "Буквы З-С на конце приствок"

Технологическая карта урока русского языка "Буквы З-С на конце приствок"

Технологическая карта урока русского языка "Буквы З-С на конце приствок"

Технологическая карта урока русского языка "Буквы З-С на конце приствок"

Технологическая карта урока русского языка "Буквы З-С на конце приствок"

Технологическая карта урока русского языка "Буквы З-С на конце приствок"

Технологическая карта урока русского языка "Буквы З-С на конце приствок"

Технологическая карта урока русского языка "Буквы З-С на конце приствок"

Технологическая карта урока русского языка "Буквы З-С на конце приствок"

Технологическая карта урока русского языка "Буквы З-С на конце приствок"

Технологическая карта урока русского языка "Буквы З-С на конце приствок"

Технологическая карта урока русского языка "Буквы З-С на конце приствок"

Технологическая карта урока русского языка "Буквы З-С на конце приствок"

Технологическая карта урока русского языка "Буквы З-С на конце приствок"

Технологическая карта урока русского языка "Буквы З-С на конце приствок"

Технологическая карта урока русского языка "Буквы З-С на конце приствок"

Технологическая карта урока русского языка "Буквы З-С на конце приствок"

Технологическая карта урока русского языка "Буквы З-С на конце приствок"

Технологическая карта урока русского языка "Буквы З-С на конце приствок"

Технологическая карта урока русского языка "Буквы З-С на конце приствок"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
07.04.2017