Технологическая карта урока русского языка по теме "Обстоятельство - второстепенный член предложения"
Оценка 4.7

Технологическая карта урока русского языка по теме "Обстоятельство - второстепенный член предложения"

Оценка 4.7
Разработки уроков
docx
русский язык
5 кл
07.04.2017
Технологическая карта урока русского языка по теме "Обстоятельство - второстепенный член предложения"
Структура урока соответствует требованиям Федеральных государственных образовательных стандартов. Цель деятельности учителя на уроке - систематизировать ранее изученное об обстоятельстве, дать представление о видах обстоятельств. На уроке используются фронтальная, групповая, индивидуальная формы работы учащихся. Учитель создает условия для "открытия" знаний обучающимися.
Урок в 5 классе ОБСТОЯТЕЛЬСТВО.docx
Тема урока Цель деятельности  учителя Тип урока Планируемые  образовательные  результаты СОКОЛОВА Т.В., УЧИТЕЛЬ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ Обстоятельство – второстепенный член предложения Систематизировать ранее изученное об  обстоятельстве, дать представление о видах обстоятельств Комбинированный урок Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): знать определение понятия  «обстоятельство», способы выражения обстоятельства, графическое обозначение обстоятельства как члена  предложения; зависимость обстоятельств от глаголов­сказуемых; роль обстоятельств в более точной  передаче содержания высказывания; уметь находить обстоятельства в предложениях; верно обозначать  обстоятельство как член предложения; распространять предложения обстоятельствами; использовать  обстоятельства для более точной передачи содержания высказывания, различать второстепенные члены  предложения; составлять предложения с включением всех второстепенных членов по указанным схемам. Метапредметные (компоненты культурно­компетентностного опыта/приобретенная компетентность):  способность извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации,  компакт­диски учебного назначения, ресурсы Интернета; свободно пользоваться словарями различных  типов, справочной литературой, в том числе и на электронных носителях. Личностные: осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному  языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной  культуры; стремление  к речевому самосовершенствованию Создание проблемных ситуаций; индивидуальная, групповая, фронтальная Методы и формы  обучения Оборудование Наглядно­ демонстрационный  материал Основные понятия  Обстоятельство, виды обстоятельств Интерактивная доска (экран), компьютер, мультимедийный проектор М у л ь т и м е д и й н ы й   р я д : презентация по теме урока, выполненная учителем или группой  подготовленных обучающихся О р г а н и з а ц и о н н а я   с т р у к т у р а   ( с ц е н а р и й )   у р о к а Этапы урока Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения Психологиче ский настрой на урок 1. Мотивирова­ ние (самоопре­ деление) к  учебной  деятельности 2.  Актуализация  знаний   и пробное  учебное  действие Воспроизвед ение ранее  изученного,  установление преемственн ых связей  прежних и  новых знаний и  применение  их в новых  ситуациях. Деятельность учителя ­ Здравствуйте, ребята! Сегодня я начну урок с  высказывания великого русского писателя и  мыслителя, одного из величайших писателей  мира. (Слайд 2) Конечно, вы узнали его. ­ Л.Н. Толстой говорил: «Знание только тогда  знание, когда приобретено усилиями своей  мысли…». Как вы понимаете это высказывание? ­ Я желаю вам прочных и крепких знаний,  которые вы добудете добывать сегодня  самостоятельно. ­ Чтобы проверить, какими знаниями вы уже  обладаете, я приготовила для вас вопросы  для  «мозгового штурма» (Слайды 3­8) Что изучает синтаксис? Что изучает пунктуация? Что такое словосочетание. Назовите виды  словосочетаний. Приведите примеры  каждого вида. Какая синтаксическая конструкция не  является словосочетанием? Что такое предложение? Назовите виды  предложений по цели высказывания и по  эмоциональной окраске. Что называют грамматической основой  предложения?  Когда ставится тире между подлежащим и  сказуемым? Промеж уточный контрол ь Наблюд ения  учителя, устные  ответы Устные  ответы.  Письмен ная ра­ бота Осуществля­ емая Формы организа ­ции деятельность обучающихся взаимо­ действия Универсальные учебные действия Фронтал ьная  Личностные: имеют  мотивацию к учебной  деятельности.  Л.Н.  Толстой Отвечают на  вопрос Отвечают на  вопросы.  Строят  понятные для партнера  высказывания . Индивид уальная,  фронтал ьная Личностные: имеют  мотивацию к учебной  деятельности.  Познавательные:  выполняют учебно­ познавательные действия  в материализованной и  умственной форме;  осуществляют для  решения учебных задач  операции анализа,  синтеза, сравнения,  классификации,  устанавливают причинно­ следственные связи.  Регулятивные:  принимают и сохраняют Дайте определение распространенных и  нераспространенных предложений. Какие второстепенные члены предложения  мы изучили? ­ Как назвать запись, которую вы видите на  экране? (Слайд 9) Листья облетели. ­ Докажите, что это предложение.  Охарактеризуйте его.   ­ Запишите это предложение, распространив его дополнением. ­ Запишите это предложение снова,  распространив его определением.  Предложени е Записывают  предложения, зачитывают  их учебную задачу.  Коммуникативные:  задают вопросы, отвечают на вопросы других,  формулируют  собственные мысли,  высказывают и  обосновывают свою точку зрения 3. Выявление  места и  причины  затруднения и  построение  проекта  выхода из  затруднения Эвристи­ ческая  беседа,  ответы на  вопросы. Приём  «Инсерт» ­ Посмотрите, как я распространила данное  предложение.  (Слайд 10) Рассматрива­ ют слайд. Фронтал ьная. Осенью листья облетают. Листья постепенно облетают. Всюду листья облетают. ­ Каким членом или членами предложения  являются выделенные слова? Почему так  решили? ­ Вы правильно определили понятие, с каким мы будем работать на уроке. Сформулируйте тему  урока.  («Обстоятельство»,  «Обстоятельство – второстепенный член  предложения»…) ­ Запишите тему урока в тетрадь.  ­ Эта тема новая для вас? ­ Какие задачи перед собой поставим? Повторить… Узнать… Обдумывают  ответы на  вопросы и  осознают, что знаний  недостаточно  для полных  ответов Формулируют собственные  мысли,  высказывают  и  обосновываю Устные  ответы.  Личностные: осознают  свои трудности  и стремятся к их  преодолению; проявляют  способность к само­ оценке своих действий,  поступков.  Познавательные:  устанавливают причинно­ следственные связи,  делают выводы. Регулятивные: осознают недостаточность своих  знаний.  Коммуникативные:  задают вопросы  с целью получения  необходимой для решения проблемы  информации Работа с текстом Индиви­ дуальная .  Научиться… ­ Как предлагаете построить урок, чтобы добыть новые знания? ­ Положите перед собой распечатанный  теоретический материал.  (ПРИЛОЖЕНИЕ 1) ­   Ознакомьтесь с заданием, начните его  выполнять. ­ Что из представленной информации было вам  знакомо? ­ Что оказалось непонятным, незнакомым?  ­ Чтобы у вас не осталось никаких вопросов,  начнём выполнять практические задания, но  сначала немного отдохнем. т свою точку  зрения.  Работают с  теоретически м  материалом,  выделяя в  нем знакомую информацию  и  неизвестную. Физкульт­ минутка Приготовься, детвора! На разминку нам пора! Начинаем бег на месте, Финиш – метров через двести! Раз­два, раз­два…  Выше, выше голова! Хватит, прибежали, Потянулись, подышали. 4. Реализация  построенного  проекта  Работа с  таблицей  «Виды  обстоя­ тельств» Бег на месте, на предпоследней строчке  остановиться, на последней потянуться, руки вверх и опустить их через стороны Организует работу обучающихся с таблицей  «Виды обстоятельств». Обращает внимание  на инструкцию по выполнению задания.   Сопровождает деятельность детей. Организует проверку выполненной работы.  Выполняют  элементарные физические  упражнения Фронтал ьная Личностные: осознают  необходимость заботы о  здоровье Наблюд ения  учителя Фронтал ьная,  Парная  Работая в  парах,  выполняют  задания  инструкции.  Делают   выводы о том, как  определить  вид обстоя­ Работа с таблице й. Устные  ответы. Личностные:  приобретают новые  знания, умения,  совершенствуют  имеющиеся.  Коммуникативные:  осуществляют  совместную деятельность в парах с учетом  конкретных учебно­ Синтаксиче­ ский разбор  предложений 5. Первичное  закрепление с  проговарива­ нием во  внешней речи ­ Вернитесь к моим предложениям: Осенью листья облетают. Листья постепенно облетают. Всюду листья облетают. ­ Какую учебную задачу можно решить?  Сформулируйте её для одноклассников. Организует выполнение задания с  проговариванием во внешней речи 6. Самостоя­ тельная работа Составление  алгоритма ­ Разбейтесь на две группы.  ­ Ваши учебная задача: с помощью слов для  справок составить алгоритм нахождения  обстоятельства в тексте. Организует работу обучающихся в группах. ­ Предлагаю представителям от каждой группы  представить результат вашей работы. 7. Включение в  систему  знаний,  повторение Выполнение  упражнения  № 192 Организует работу по выполнению  упражнения № 192: обучающиеся  самостоятельно выполняют синтаксический  разбор предложений, затем друг у друга  проверяют правильность выполнения задания. тельства ­ Списать  предложени я,  обозначить  обстоятельс тва, указать  их вид… С помощью  разрезных  заготовок  составляют  алгоритм.  Представляю т отчет о  проделанной  работе. Записывают  предложения, выполняют их синтаксиче­ ский разбор.  Осуществляю т  взаимопровер ­ку Фронтал ьная  Группо­ вая  Индиви­ дуальная , парная  познавательных задач,  умеют задавать вопросы  для уточнения  последовательности  работы Регулятивные:  контролируют учебные  действия, замечают  допущенные ошибки;  осознают правило  контроля и успешно  используют его в решении учебной задачи.  Познавательные:  приобретают умения  мотивированно  организовывать свою  деятельность.  Коммуникативные:  осуществляют  совместную деятельность в группах Познавательные:  приобретают умения  мотивированно  организовывать свою  деятельность.  Регулятивные:  оценивают свою работу;  исправляют  и объясняют ошибки.  Письмен ная  работа Составл ение  алгорит­ ма Письмен ная  работа 8. Рефлексия  учебной  деятельности  на уроке  Обобщение  полученных  на уроке  сведений,  активное  слушание Заключитель ная беседа  по вопросам – Что было самым полезным, самым интересным и самым трудным на уроке? – Довольны ли вы своими результатами или нет  и почему? ­ На что следует обратить внимание? ­ Пригодятся ли полученные знания в  дальнейшей жизни? – Дайте оценку вашей работы на уроке и ваших  одноклассников. Определяют  свое  эмоционально е состояние  на уроке.  Заполняют  дневники  достижений Индивид уальная,  группова я ­ Запишите домашнее задание (ПРИЛОЖЕНИЕ  4) ­ Спасибо за урок! Оценива ние  работы  учащих­ ся Коммуникативные:  высказывают и  обосновывают свою точку зрения, строят небольшие высказывания Познавательные:  приобретают умения  мотивированно  организовывать свою  деятельность.  Регулятивные:  оценивают свою работу.  ПРИЛОЖЕНИЕ 1 Ознакомьтесь с теоретическим материалом. Подчеркните карандашом зелёного цвета знакомую вам информацию, а карандашом красного цвета –  неизвестную (непонятную)            Обстоятельство – это второстепенный член предложения, который обозначает признак действия по его месту, времени, причине, образу, цели и др. и отвечает на вопросы: как?  каким образом?  где?  куда?  когда? почему?  откуда?  зачем? и др.           Обстоятельства очень разнообразны по значению. Виды обстоятельств:  обстоятельство образа действий  обстоятельство места  обстоятельство времени  обстоятельство причины  обстоятельство цели  и др.           Обстоятельства обычно выражаются наречиями и именами существительными с предлогами  и относятся к глаголам­сказуемым.            Подчёркивается обстоятельство пунктиром с точками (штрих­пунктиром). Вид обстоятельства Вопросы Примеры Виды обстоятельств ПРИЛОЖЕНИЕ 2 1. Места 2. Времени 3. Образа действия 4. Причины 5. Цели Я уезжаю в деревню. Брат приехал издалека. В тайге растут кедры.  Я встал после обеда. До вечера шёл дождь. Сегодня светит солнце. Миша громко закричал. Бесшумно падал снег. Ярко светило солнце. Я молчал из вежливости. Брат от волнения покраснел. Сенокос запоздал из­за дождей. Коля сделал это назло. Мы остановились на ночлег.  Инструкция: 1. Прочитайте  предложения. 2. Обозначьте в каждом предложении грамматическую основу. 3. Задайте вопросы к обстоятельствам.  Подчеркните их, подпишите, чем они выражены.  Обозначьте связь каждого обстоятельства с другим членом предложения. 4. По мере выполнения заданий заполняйте второй столбик таблицы. ПРИЛОЖЕНИЕ 3 Алгоритм нахождения обстоятельства в тексте 1. Найдём в предложении слова, которые обозначают ________________ . 2. Поставим от них вопросы: _________ ___________________________________ __________________________________ .  3. Если в предложении есть слова, которые отвечают на эти вопросы, значит – это _______________________ . 4. Определим его вид: _______________ ___________________________________ __________________________________ . 5. Подчеркнём обстоятельство ________  6. Подпишем, какой частью речи оно выражено: _________________________ ___________________________________ ДЕЙСТВИЕ       КАК?       ГДЕ?        КОГДА?     КУДА?      ЗАЧЕМ?  ПОЧЕМУ?           МЕСТА   ОБСТОЯТЕЛЬСТВО       ЦЕЛИ         ПРИЧИНЫ       ВРЕМЕНИ             ОБРАЗА  ДЕЙСТВИЙ     НАРЕЧИЕ         ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ ПРИЛОЖЕНИЕ 4 Домашнее задание 1. Стр. 88 – повторить теорию. 2. Упр. 193 (по заданию) 1. Стр. 88 – повторить теорию. РЕПРОДУКТИВНЫЙ УРОВЕНЬ КОНСТРУКТИВНЫЙ  УРОВЕНЬ 2.  Написать  мини­сочинение  на тему  «Осенний  лес»,  используя в  предложениях  обстоятельства  разного  вида.  Обстоятельства подчеркнуть.

Технологическая карта урока русского языка по теме "Обстоятельство - второстепенный член предложения"

Технологическая карта урока русского языка по теме "Обстоятельство - второстепенный член предложения"

Технологическая карта урока русского языка по теме "Обстоятельство - второстепенный член предложения"

Технологическая карта урока русского языка по теме "Обстоятельство - второстепенный член предложения"

Технологическая карта урока русского языка по теме "Обстоятельство - второстепенный член предложения"

Технологическая карта урока русского языка по теме "Обстоятельство - второстепенный член предложения"

Технологическая карта урока русского языка по теме "Обстоятельство - второстепенный член предложения"

Технологическая карта урока русского языка по теме "Обстоятельство - второстепенный член предложения"

Технологическая карта урока русского языка по теме "Обстоятельство - второстепенный член предложения"

Технологическая карта урока русского языка по теме "Обстоятельство - второстепенный член предложения"

Технологическая карта урока русского языка по теме "Обстоятельство - второстепенный член предложения"

Технологическая карта урока русского языка по теме "Обстоятельство - второстепенный член предложения"

Технологическая карта урока русского языка по теме "Обстоятельство - второстепенный член предложения"

Технологическая карта урока русского языка по теме "Обстоятельство - второстепенный член предложения"

Технологическая карта урока русского языка по теме "Обстоятельство - второстепенный член предложения"

Технологическая карта урока русского языка по теме "Обстоятельство - второстепенный член предложения"

Технологическая карта урока русского языка по теме "Обстоятельство - второстепенный член предложения"

Технологическая карта урока русского языка по теме "Обстоятельство - второстепенный член предложения"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
07.04.2017