Технологическая карта урока русского языка по теме "Обстоятельство - второстепенный член предложения"
Оценка 4.7
Разработки уроков
docx
русский язык
5 кл
07.04.2017
Структура урока соответствует требованиям Федеральных государственных образовательных стандартов. Цель деятельности учителя на уроке - систематизировать ранее изученное об обстоятельстве, дать представление о видах обстоятельств. На уроке используются фронтальная, групповая, индивидуальная формы работы учащихся. Учитель создает условия для "открытия" знаний обучающимися.
Урок в 5 классе ОБСТОЯТЕЛЬСТВО.docx
Тема урока
Цель деятельности
учителя
Тип урока
Планируемые
образовательные
результаты
СОКОЛОВА Т.В., УЧИТЕЛЬ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ
Обстоятельство – второстепенный член предложения
Систематизировать ранее изученное об обстоятельстве, дать представление о видах обстоятельств
Комбинированный урок
Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): знать определение понятия
«обстоятельство», способы выражения обстоятельства, графическое обозначение обстоятельства как члена
предложения; зависимость обстоятельств от глаголовсказуемых; роль обстоятельств в более точной
передаче содержания высказывания; уметь находить обстоятельства в предложениях; верно обозначать
обстоятельство как член предложения; распространять предложения обстоятельствами; использовать
обстоятельства для более точной передачи содержания высказывания, различать второстепенные члены
предложения; составлять предложения с включением всех второстепенных членов по указанным схемам.
Метапредметные (компоненты культурнокомпетентностного опыта/приобретенная компетентность):
способность извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации,
компактдиски учебного назначения, ресурсы Интернета; свободно пользоваться словарями различных
типов, справочной литературой, в том числе и на электронных носителях.
Личностные: осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному
языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной
культуры; стремление
к речевому самосовершенствованию
Создание проблемных ситуаций; индивидуальная, групповая, фронтальная
Методы и формы
обучения
Оборудование
Наглядно
демонстрационный
материал
Основные понятия Обстоятельство, виды обстоятельств
Интерактивная доска (экран), компьютер, мультимедийный проектор
М у л ь т и м е д и й н ы й р я д : презентация по теме урока, выполненная учителем или группой
подготовленных обучающихся О р г а н и з а ц и о н н а я с т р у к т у р а ( с ц е н а р и й ) у р о к а
Этапы урока Обучающие и
развивающие
компоненты,
задания и
упражнения
Психологиче
ский настрой
на урок
1. Мотивирова
ние (самоопре
деление) к
учебной
деятельности
2.
Актуализация
знаний
и пробное
учебное
действие
Воспроизвед
ение ранее
изученного,
установление
преемственн
ых связей
прежних и
новых знаний
и
применение
их в новых
ситуациях.
Деятельность учителя
Здравствуйте, ребята! Сегодня я начну урок с
высказывания великого русского писателя и
мыслителя, одного из величайших писателей
мира. (Слайд 2) Конечно, вы узнали его.
Л.Н. Толстой говорил: «Знание только тогда
знание, когда приобретено усилиями своей
мысли…». Как вы понимаете это высказывание?
Я желаю вам прочных и крепких знаний,
которые вы добудете добывать сегодня
самостоятельно.
Чтобы проверить, какими знаниями вы уже
обладаете, я приготовила для вас вопросы для
«мозгового штурма» (Слайды 38)
Что изучает синтаксис?
Что изучает пунктуация?
Что такое словосочетание. Назовите виды
словосочетаний. Приведите примеры
каждого вида.
Какая синтаксическая конструкция не
является словосочетанием?
Что такое предложение? Назовите виды
предложений по цели высказывания и по
эмоциональной окраске.
Что называют грамматической основой
предложения?
Когда ставится тире между подлежащим и
сказуемым?
Промеж
уточный
контрол
ь
Наблюд
ения
учителя,
устные
ответы
Устные
ответы.
Письмен
ная ра
бота
Осуществля
емая
Формы
организа
ции
деятельность
обучающихся
взаимо
действия
Универсальные учебные
действия
Фронтал
ьная
Личностные: имеют
мотивацию к учебной
деятельности.
Л.Н.
Толстой
Отвечают на
вопрос
Отвечают на
вопросы.
Строят
понятные для
партнера
высказывания
.
Индивид
уальная,
фронтал
ьная
Личностные: имеют
мотивацию к учебной
деятельности.
Познавательные:
выполняют учебно
познавательные действия
в материализованной и
умственной форме;
осуществляют для
решения учебных задач
операции анализа,
синтеза, сравнения,
классификации,
устанавливают причинно
следственные связи.
Регулятивные:
принимают и сохраняют Дайте определение распространенных и
нераспространенных предложений.
Какие второстепенные члены предложения
мы изучили?
Как назвать запись, которую вы видите на
экране?
(Слайд 9)
Листья облетели.
Докажите, что это предложение.
Охарактеризуйте его.
Запишите это предложение, распространив его
дополнением.
Запишите это предложение снова,
распространив его определением.
Предложени
е
Записывают
предложения,
зачитывают
их
учебную задачу.
Коммуникативные:
задают вопросы, отвечают
на вопросы других,
формулируют
собственные мысли,
высказывают и
обосновывают свою точку
зрения
3. Выявление
места и
причины
затруднения и
построение
проекта
выхода из
затруднения
Эвристи
ческая
беседа,
ответы на
вопросы.
Приём
«Инсерт»
Посмотрите, как я распространила данное
предложение. (Слайд 10)
Рассматрива
ют слайд.
Фронтал
ьная.
Осенью листья облетают.
Листья постепенно облетают.
Всюду листья облетают.
Каким членом или членами предложения
являются выделенные слова? Почему так
решили?
Вы правильно определили понятие, с каким мы
будем работать на уроке. Сформулируйте тему
урока. («Обстоятельство»,
«Обстоятельство – второстепенный член
предложения»…)
Запишите тему урока в тетрадь.
Эта тема новая для вас?
Какие задачи перед собой поставим?
Повторить…
Узнать…
Обдумывают
ответы на
вопросы и
осознают, что
знаний
недостаточно
для полных
ответов
Формулируют
собственные
мысли,
высказывают
и
обосновываю
Устные
ответы.
Личностные: осознают
свои трудности
и стремятся к их
преодолению; проявляют
способность к само
оценке своих действий,
поступков.
Познавательные:
устанавливают причинно
следственные связи,
делают выводы.
Регулятивные: осознают
недостаточность своих
знаний.
Коммуникативные:
задают вопросы
с целью получения
необходимой для решения проблемы
информации
Работа с
текстом
Индиви
дуальная
.
Научиться…
Как предлагаете построить урок, чтобы добыть
новые знания?
Положите перед собой распечатанный
теоретический материал. (ПРИЛОЖЕНИЕ 1)
Ознакомьтесь с заданием, начните его
выполнять.
Что из представленной информации было вам
знакомо?
Что оказалось непонятным, незнакомым?
Чтобы у вас не осталось никаких вопросов,
начнём выполнять практические задания, но
сначала немного отдохнем.
т свою точку
зрения.
Работают с
теоретически
м
материалом,
выделяя в
нем знакомую
информацию
и
неизвестную.
Физкульт
минутка
Приготовься, детвора!
На разминку нам пора!
Начинаем бег на месте,
Финиш – метров через двести!
Раздва, раздва…
Выше, выше голова!
Хватит, прибежали,
Потянулись, подышали.
4. Реализация
построенного
проекта
Работа с
таблицей
«Виды
обстоя
тельств»
Бег на месте, на предпоследней строчке
остановиться, на последней потянуться, руки
вверх и опустить их через стороны
Организует работу обучающихся с таблицей
«Виды обстоятельств». Обращает внимание
на инструкцию по выполнению задания.
Сопровождает деятельность детей.
Организует проверку выполненной работы.
Выполняют
элементарные
физические
упражнения
Фронтал
ьная
Личностные: осознают
необходимость заботы о
здоровье
Наблюд
ения
учителя
Фронтал
ьная,
Парная
Работая в
парах,
выполняют
задания
инструкции.
Делают
выводы о том,
как
определить
вид обстоя
Работа с
таблице
й.
Устные
ответы.
Личностные:
приобретают новые
знания, умения,
совершенствуют
имеющиеся.
Коммуникативные:
осуществляют
совместную деятельность
в парах с учетом
конкретных учебно Синтаксиче
ский разбор
предложений
5. Первичное
закрепление с
проговарива
нием во
внешней речи
Вернитесь к моим предложениям:
Осенью листья облетают.
Листья постепенно облетают.
Всюду листья облетают.
Какую учебную задачу можно решить?
Сформулируйте её для одноклассников.
Организует выполнение задания с
проговариванием во внешней речи
6. Самостоя
тельная работа
Составление
алгоритма
Разбейтесь на две группы.
Ваши учебная задача: с помощью слов для
справок составить алгоритм нахождения
обстоятельства в тексте.
Организует работу обучающихся в группах.
Предлагаю представителям от каждой группы
представить результат вашей работы.
7. Включение в
систему
знаний,
повторение
Выполнение
упражнения
№ 192
Организует работу по выполнению
упражнения № 192: обучающиеся
самостоятельно выполняют синтаксический
разбор предложений, затем друг у друга
проверяют правильность выполнения задания.
тельства
Списать
предложени
я,
обозначить
обстоятельс
тва, указать
их вид…
С помощью
разрезных
заготовок
составляют
алгоритм.
Представляю
т отчет о
проделанной
работе.
Записывают
предложения,
выполняют их
синтаксиче
ский разбор.
Осуществляю
т
взаимопровер
ку
Фронтал
ьная
Группо
вая
Индиви
дуальная
, парная
познавательных задач,
умеют задавать вопросы
для уточнения
последовательности
работы
Регулятивные:
контролируют учебные
действия, замечают
допущенные ошибки;
осознают правило
контроля и успешно
используют его в решении
учебной задачи.
Познавательные:
приобретают умения
мотивированно
организовывать свою
деятельность.
Коммуникативные:
осуществляют
совместную деятельность
в группах
Познавательные:
приобретают умения
мотивированно
организовывать свою
деятельность.
Регулятивные:
оценивают свою работу;
исправляют
и объясняют ошибки.
Письмен
ная
работа
Составл
ение
алгорит
ма
Письмен
ная
работа 8. Рефлексия
учебной
деятельности
на уроке
Обобщение
полученных
на уроке
сведений,
активное
слушание
Заключитель
ная беседа
по вопросам
– Что было самым полезным, самым интересным
и самым трудным на уроке?
– Довольны ли вы своими результатами или нет
и почему?
На что следует обратить внимание?
Пригодятся ли полученные знания в
дальнейшей жизни?
– Дайте оценку вашей работы на уроке и ваших
одноклассников.
Определяют
свое
эмоционально
е состояние
на уроке.
Заполняют
дневники
достижений
Индивид
уальная,
группова
я
Запишите домашнее задание (ПРИЛОЖЕНИЕ
4)
Спасибо за урок!
Оценива
ние
работы
учащих
ся
Коммуникативные:
высказывают и
обосновывают свою точку
зрения, строят небольшие
высказывания
Познавательные:
приобретают умения
мотивированно
организовывать свою
деятельность.
Регулятивные:
оценивают свою работу.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Ознакомьтесь с теоретическим материалом.
Подчеркните карандашом зелёного цвета знакомую вам информацию, а карандашом красного цвета –
неизвестную (непонятную)
Обстоятельство – это второстепенный член предложения, который обозначает признак действия по его
месту, времени, причине, образу, цели и др. и отвечает на вопросы: как? каким образом? где? куда? когда?
почему? откуда? зачем? и др.
Обстоятельства очень разнообразны по значению. Виды обстоятельств:
обстоятельство образа действий
обстоятельство места
обстоятельство времени
обстоятельство причины
обстоятельство цели и др.
Обстоятельства обычно выражаются наречиями и именами существительными с предлогами и относятся к
глаголамсказуемым.
Подчёркивается обстоятельство пунктиром с точками (штрихпунктиром). Вид обстоятельства
Вопросы
Примеры
Виды обстоятельств
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
1. Места
2. Времени
3. Образа действия
4. Причины
5. Цели
Я уезжаю в деревню.
Брат приехал издалека.
В тайге растут кедры.
Я встал после обеда.
До вечера шёл дождь.
Сегодня светит солнце.
Миша громко закричал.
Бесшумно падал снег.
Ярко светило солнце.
Я молчал из вежливости.
Брат от волнения покраснел.
Сенокос запоздал изза дождей.
Коля сделал это назло.
Мы остановились на ночлег.
Инструкция:
1. Прочитайте предложения.
2. Обозначьте в каждом предложении грамматическую основу.
3. Задайте вопросы к обстоятельствам. Подчеркните их, подпишите, чем они выражены. Обозначьте связь каждого обстоятельства
с другим членом предложения.
4. По мере выполнения заданий заполняйте второй столбик таблицы. ПРИЛОЖЕНИЕ 3
Алгоритм нахождения обстоятельства в тексте
1. Найдём в предложении слова, которые обозначают ________________ .
2. Поставим от них вопросы: _________ ___________________________________ __________________________________ .
3. Если в предложении есть слова, которые отвечают на эти вопросы, значит – это _______________________ .
4. Определим его вид: _______________ ___________________________________ __________________________________ .
5. Подчеркнём обстоятельство ________
6. Подпишем, какой частью речи оно выражено: _________________________ ___________________________________
ДЕЙСТВИЕ КАК? ГДЕ? КОГДА? КУДА? ЗАЧЕМ?
ПОЧЕМУ? МЕСТА
ОБСТОЯТЕЛЬСТВО
ЦЕЛИ ПРИЧИНЫ ВРЕМЕНИ ОБРАЗА ДЕЙСТВИЙ
НАРЕЧИЕ ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 Домашнее задание
1. Стр. 88 – повторить теорию.
2. Упр. 193 (по заданию)
1. Стр. 88 – повторить теорию.
РЕПРОДУКТИВНЫЙ УРОВЕНЬ
КОНСТРУКТИВНЫЙ УРОВЕНЬ
2. Написать минисочинение на тему «Осенний лес», используя в предложениях обстоятельства разного вида. Обстоятельства
подчеркнуть.
Технологическая карта урока русского языка по теме "Обстоятельство - второстепенный член предложения"
Технологическая карта урока русского языка по теме "Обстоятельство - второстепенный член предложения"
Технологическая карта урока русского языка по теме "Обстоятельство - второстепенный член предложения"
Технологическая карта урока русского языка по теме "Обстоятельство - второстепенный член предложения"
Технологическая карта урока русского языка по теме "Обстоятельство - второстепенный член предложения"
Технологическая карта урока русского языка по теме "Обстоятельство - второстепенный член предложения"
Технологическая карта урока русского языка по теме "Обстоятельство - второстепенный член предложения"
Технологическая карта урока русского языка по теме "Обстоятельство - второстепенный член предложения"
Технологическая карта урока русского языка по теме "Обстоятельство - второстепенный член предложения"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.