Технологическая карта урока русского языка в 5 классе "Однозначные и многозначные слова"
Оценка 4.9

Технологическая карта урока русского языка в 5 классе "Однозначные и многозначные слова"

Оценка 4.9
Разработки уроков
docx
русский язык
5 кл
10.01.2017
Технологическая карта урока русского языка в 5 классе "Однозначные и многозначные слова"
Урок "открытия" нового знания, основная цель которого познакомить с понятием однозначные и многозначные слова, научить определять лексическое значение многозначного слова, сформировать навыки работы со словарем. В ходе проведения урока используются различные методы работы, формы и приемы. Соблюдены все требования ФГОС.Технологическая карта урока русского языка в 5 классе по теме "Однозначные и многозначные слова"
ТКУ.docx

Технологическая карта урока по русскому языку 5 класс

 

Тема

Однозначные и многозначные слова

Тип урока

Урок «открытия» нового знания.

Цель урока

Познакомить с понятием однозначные и многозначные слова, учить определять лексическое значение многозначного слова, формировать навыки работы со словарем.

Планируемый результат

 Предметные: знать понятия однозначные и многозначные слова, способы отражения в словарной статье разных значений многозначного слова, сходство между разными значениями многозначного слова, уметь распознавать многозначные и однозначные слова среди данных, находить в словаре толкование искомого лексического значения многозначного слова, многозначные слова с указанным лексическим значением, определять общий элемент значений многозначного слова, исправлять ошибки в употреблении многозначного слова.

Метапредметные: способность извлекать информацию из различных источников, свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой, в том числе и на электронных носителях,  применение полученных знаний, умений и навыков анализа языковых явлений на межпредметном уровне.

Личностные: осознание эстетической ценности русского языка, уважительное отношение к родному языку, стремление к речевому самосовершенствованию.

Основные понятия

Слово, лексическое значение, однозначное, многозначное слово.

Ресурсы:

Учебник, презентация.

Методы и формы обучения

Работа фронтальная, индивидуальная,  в парах.

Организационная структура урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формы организации взаимодействия

Формируемые умения

Организационный момент. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности.

Приветствую учащихся, настраиваю на работу.

-Нашу работу мне хотелось бы начать с девиза урока: слайд 1

Тебе скажут – ты забудешь,

Тебе покажут – ты запомнишь,

Ты сделаешь – ты поймешь.

 

- Давайте подумаем, о чем говорит нам этот девиз, на что настраивает?

 

Демонстрируют готовность к работе, слушают учителя, начинают оформлять классную запись в тетради. Отвечают на вопросы.

Фронтальная

Личностные: положительное отношение к учению, к получению новых знаний.

Познавательные: осознают познавательную задачу.

Регулятивные: совместно с учителем, одноклассниками планируют деятельность.

Актуализация знаний и пробное учебное действие

Синтаксическая разминка. Сделайте синтаксический разбор предложения.

Внезапно налетел вихрь, и задрожала осиновая роща.

- Сформулируйте лексическое значение слов вихрь, роща.

Вихрь – порывистое круговое движение ветра.

Роща – небольшой, обычно лиственный лес.

 

- Какие названия леса вы еще знаете?

слайд 2

Сейчас мы поработаем в парах. Каждая пара изобразит: стол, шляпку, крыло.

 

- Одинаковые ли рисунки получились у нас? Как вы думаете, почему?

 Потому что у слов может быть одно или несколько значений.

- Что же получается, слайд 3

Слово вихрь имеет одно значение, а слово крыло – несколько?

-Сформулируйте тему урока.

-Сформулируйте цели урока (Прил 1)

слайд 4-5

Слушают учителя, отвечают на вопросы.

Принимают участие в творческой деятельности.

Фронтальная

Познавательные: выполняют учебно-познавательные действия, осуществляют для решения задач операции анализа, синтеза.

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу.

Коммуникативные: выдвигают и объясняют свою точку зрения.

Выявление места и причины затруднения

 Послушайте стихотворение Ю. Коринец

«Хвосты».

Есть хвост у падающих звезд,

И у семян бывает хвост,

У птиц, у самолета –

Он нужен для полёта.

Хвостом корова бьёт слепней,

Когда они кусаются.

Для скорпионов хвост важней:

Они хвостом сражаются!

 

Применение методики «Словесное дерево» (Прил 2)

 

- Почему стихотворение так называется? (Потому что слово хвост является многозначным).

- Что означают, употребленное в этом стихотворении слово?

 - Какие еще значения имеет это слово?

- Сделайте вывод, как узнать, в каком значении употреблено многозначное слово?

Нам поможет контекст.

- Так какие же слова мы называем однозначными? Многозначными?

Давайте проверим себя по учебнику (стр. 154, §65

 

Физкультминутка:

Раз -  подняться, подтянуться.

Два – согнуться, разогнуться.

Три – в ладони три хлопка,

Головою три кивка.

На четыре – руки шире.

Пять – руками помахать.

Шесть и семь – с улыбкой стать.

Восемь – урок можно продолжать.

Отвечают на вопросы, воспроизводят информацию.

Групповая

Личностные: осознают свои трудности и стремятся к их преодолению.

Познавательные: устанавливают причинно-следственные связи, делают выводы.

Регулятивные: осознают недостаточность своих знаний.

Коммуникативные: задают вопросы с целью получения нужной информации.

 

Целеполагание и построение проекта выхода из затруднения.

Прочитайте и определите значение слова золотой.

1.       Белка песенки поет

Да орешки все грызет,

А орешки не простые,

Все скорлупки золотые…

2.       Золотые нивы,

Гладь и блеск озер,

Светлые заливы,

Без конца простор.

3) Золотой работник наш мастер Иванов!

4). Пролетела золотая пора каникул. Скоро в школу!

5). Бабушка, золотая моя!

 

-Что значит слово золотой в «Сказке о царе Салтане» А.С.Пушкина?

-Что значит золотые нивы? То же самое, что скорлупки золотые у Пушкина? Очевидно, нет. А что может быть такое же золотое, как золотые нивы? (Рожь, пшеница, листья, лучи, солнечные зайчики).

-Что значит золотой работник? О каком работнике так можно сказать? (О хорошем, ценном, он всё умеет делать и делает хорошо). Ещё можно сказать, что руки у такого работника золотые. Золотым называют и хорошего, доброго человека.

-Что значит золотая пора, золотое время, золотое детство, золотые дни?

     -Что значит золотой мальчик, золотая девочка, золотая бабушка?

Итак, сколько значений в слове золотой?

                                                  Запись:

1)      1. сделанный, состоящий из золота – скорлупки золотые;

2)      2. цвета золота, блестяще-жёлтый – золотые нивы;

3)      3. очень хороший, прекрасный, ценный – золотой работник;

4)      4. счастливый, радостный, беззаботный – золотая пора;

5)      5. дорогой, любимый – золотая бабушка.

- Что объединяет все значения слова золотой?

Выполняют упражнения, отвечают на вопросы

Индивидуальная, групповая

Познавательные: извлекают необходимую информацию.

Регулятивные: планируют действия.

Коммуникативные: строят высказывания.

Реализация построенного проекта.

Составьте словосочетания со словами:

клетка, крыло, ручка, поля, кисть, коса.

 

Выполняют упражнение, отвечают на вопросы.

Индивидуальная, групповая

Личностные: приобретают новые умения и навыки, совершенствуют имеющиеся.

Регулятивные: контролируют учебные действия.

Коммуникативные: осуществляют совместную деятельность, задают вопросы для уточнения.

Первичное закрепление с комментированием во внешней речи.

Как определить, многозначным или однозначным является слово? Обратиться к толковому словарю.

Используя толковый словарь, выполните упражнение 338.

 

Выделяют главное, устанавливают причинно-следственные связи, выполняют упражнение, отвечают на вопросы.

Индивидуальная

Личностные: осваивают новые виды деятельности, оценивают усваиваемое содержание.

Регулятивные: адекватно оценивают свои достижения.

Коммуникативные: формулируют собственные мысли, высказывают и доказывают свою точку зрения.

Включение в систему знаний, повторение

Постройте связное высказывание по теме «Однозначные и многозначные слова».

 

Строят связное высказывание.

Индивидуальная, групповая.

Личностные: понимают значение знаний для человека.

Познавательные: приобретают умения использовать знания в повседневной жизни.

Регулятивные: оценивают свою работу, находят и исправляют ошибки.

Коммуникативные: формулируют собственные мысли.

Рефлексия «Дерево познания» (Прил 3)

- Что нового узнали на уроке?

- Какие трудности появились в процессе работы?

- Как вы их преодолели?

- Какое настроение у вас сейчас?

Слайд 7

Определяют свое эмоциональное состояние.

Индивидуальная

 

Домашнее задание

Упражнение 344, стр. 156

 

 

 

 


 

Технологическая карта урока по русскому языку 5 класс

Технологическая карта урока по русскому языку 5 класс

Демонстрируют готовность к работе, слушают учителя, начинают оформлять классную запись в тетради

Демонстрируют готовность к работе, слушают учителя, начинают оформлять классную запись в тетради

Что означают, употребленное в этом стихотворении слово? -

Что означают, употребленное в этом стихотворении слово? -

Что значит золотой работник?

Что значит золотой работник?

Включение в систему знаний, повторение

Включение в систему знаний, повторение
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
10.01.2017