Технологическая карта урока по русскому языку 5 класс
Тема |
Однозначные и многозначные слова |
Тип урока |
Урок «открытия» нового знания. |
Цель урока |
Познакомить с понятием однозначные и многозначные слова, учить определять лексическое значение многозначного слова, формировать навыки работы со словарем. |
Планируемый результат |
Предметные: знать понятия однозначные и многозначные слова, способы отражения в словарной статье разных значений многозначного слова, сходство между разными значениями многозначного слова, уметь распознавать многозначные и однозначные слова среди данных, находить в словаре толкование искомого лексического значения многозначного слова, многозначные слова с указанным лексическим значением, определять общий элемент значений многозначного слова, исправлять ошибки в употреблении многозначного слова. Метапредметные: способность извлекать информацию из различных источников, свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой, в том числе и на электронных носителях, применение полученных знаний, умений и навыков анализа языковых явлений на межпредметном уровне. Личностные: осознание эстетической ценности русского языка, уважительное отношение к родному языку, стремление к речевому самосовершенствованию. |
Основные понятия |
Слово, лексическое значение, однозначное, многозначное слово. |
Ресурсы: |
Учебник, презентация. |
Методы и формы обучения |
Работа фронтальная, индивидуальная, в парах. |
Организационная структура урока
Этапы урока |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Формы организации взаимодействия |
Формируемые умения |
Организационный момент. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности. |
Приветствую учащихся, настраиваю на работу. -Нашу работу мне хотелось бы начать с девиза урока: слайд 1 Тебе скажут – ты забудешь, Тебе покажут – ты запомнишь, Ты сделаешь – ты поймешь.
- Давайте подумаем, о чем говорит нам этот девиз, на что настраивает?
|
Демонстрируют готовность к работе, слушают учителя, начинают оформлять классную запись в тетради. Отвечают на вопросы. |
Фронтальная |
Личностные: положительное отношение к учению, к получению новых знаний. Познавательные: осознают познавательную задачу. Регулятивные: совместно с учителем, одноклассниками планируют деятельность. |
Актуализация знаний и пробное учебное действие |
Синтаксическая разминка. Сделайте синтаксический разбор предложения. Внезапно налетел вихрь, и задрожала осиновая роща. - Сформулируйте лексическое значение слов вихрь, роща. Вихрь – порывистое круговое движение ветра. Роща – небольшой, обычно лиственный лес.
- Какие названия леса вы еще знаете? слайд 2 Сейчас мы поработаем в парах. Каждая пара изобразит: стол, шляпку, крыло.
- Одинаковые ли рисунки получились у нас? Как вы думаете, почему? Потому что у слов может быть одно или несколько значений. - Что же получается, слайд 3 Слово вихрь имеет одно значение, а слово крыло – несколько? -Сформулируйте тему урока. -Сформулируйте цели урока (Прил 1) слайд 4-5 |
Слушают учителя, отвечают на вопросы. Принимают участие в творческой деятельности. |
Фронтальная |
Познавательные: выполняют учебно-познавательные действия, осуществляют для решения задач операции анализа, синтеза. Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу. Коммуникативные: выдвигают и объясняют свою точку зрения. |
Выявление места и причины затруднения |
Послушайте стихотворение Ю. Коринец «Хвосты». Есть хвост у падающих звезд, И у семян бывает хвост, У птиц, у самолета – Он нужен для полёта. Хвостом корова бьёт слепней, Когда они кусаются. Для скорпионов хвост важней: Они хвостом сражаются!
Применение методики «Словесное дерево» (Прил 2)
- Почему стихотворение так называется? (Потому что слово хвост является многозначным). - Что означают, употребленное в этом стихотворении слово? - Какие еще значения имеет это слово? - Сделайте вывод, как узнать, в каком значении употреблено многозначное слово? Нам поможет контекст. - Так какие же слова мы называем однозначными? Многозначными? Давайте проверим себя по учебнику (стр. 154, §65
Физкультминутка: Раз - подняться, подтянуться. Два – согнуться, разогнуться. Три – в ладони три хлопка, Головою три кивка. На четыре – руки шире. Пять – руками помахать. Шесть и семь – с улыбкой стать. Восемь – урок можно продолжать. |
Отвечают на вопросы, воспроизводят информацию. |
Групповая |
Личностные: осознают свои трудности и стремятся к их преодолению. Познавательные: устанавливают причинно-следственные связи, делают выводы. Регулятивные: осознают недостаточность своих знаний. Коммуникативные: задают вопросы с целью получения нужной информации.
|
Целеполагание и построение проекта выхода из затруднения. |
Прочитайте и определите значение слова золотой. 1. Белка песенки поет Да орешки все грызет, А орешки не простые, Все скорлупки золотые… 2. Золотые нивы, Гладь и блеск озер, Светлые заливы, Без конца простор. 3) Золотой работник наш мастер Иванов! 4). Пролетела золотая пора каникул. Скоро в школу! 5). Бабушка, золотая моя!
-Что значит слово золотой в «Сказке о царе Салтане» А.С.Пушкина? -Что значит золотые нивы? То же самое, что скорлупки золотые у Пушкина? Очевидно, нет. А что может быть такое же золотое, как золотые нивы? (Рожь, пшеница, листья, лучи, солнечные зайчики). -Что значит золотой работник? О каком работнике так можно сказать? (О хорошем, ценном, он всё умеет делать и делает хорошо). Ещё можно сказать, что руки у такого работника золотые. Золотым называют и хорошего, доброго человека. -Что значит золотая пора, золотое время, золотое детство, золотые дни? -Что значит золотой мальчик, золотая девочка, золотая бабушка? Итак, сколько значений в слове золотой? Запись: 1) 1. сделанный, состоящий из золота – скорлупки золотые; 2) 2. цвета золота, блестяще-жёлтый – золотые нивы; 3) 3. очень хороший, прекрасный, ценный – золотой работник; 4) 4. счастливый, радостный, беззаботный – золотая пора; 5) 5. дорогой, любимый – золотая бабушка. - Что объединяет все значения слова золотой? |
Выполняют упражнения, отвечают на вопросы |
Индивидуальная, групповая |
Познавательные: извлекают необходимую информацию. Регулятивные: планируют действия. Коммуникативные: строят высказывания. |
Реализация построенного проекта. |
Составьте словосочетания со словами: клетка, крыло, ручка, поля, кисть, коса.
|
Выполняют упражнение, отвечают на вопросы. |
Индивидуальная, групповая |
Личностные: приобретают новые умения и навыки, совершенствуют имеющиеся. Регулятивные: контролируют учебные действия. Коммуникативные: осуществляют совместную деятельность, задают вопросы для уточнения. |
Первичное закрепление с комментированием во внешней речи. |
Как определить, многозначным или однозначным является слово? Обратиться к толковому словарю. Используя толковый словарь, выполните упражнение 338.
|
Выделяют главное, устанавливают причинно-следственные связи, выполняют упражнение, отвечают на вопросы. |
Индивидуальная |
Личностные: осваивают новые виды деятельности, оценивают усваиваемое содержание. Регулятивные: адекватно оценивают свои достижения. Коммуникативные: формулируют собственные мысли, высказывают и доказывают свою точку зрения. |
Включение в систему знаний, повторение |
Постройте связное высказывание по теме «Однозначные и многозначные слова».
|
Строят связное высказывание. |
Индивидуальная, групповая. |
Личностные: понимают значение знаний для человека. Познавательные: приобретают умения использовать знания в повседневной жизни. Регулятивные: оценивают свою работу, находят и исправляют ошибки. Коммуникативные: формулируют собственные мысли. |
Рефлексия «Дерево познания» (Прил 3) |
- Что нового узнали на уроке? - Какие трудности появились в процессе работы? - Как вы их преодолели? - Какое настроение у вас сейчас? Слайд 7 |
Определяют свое эмоциональное состояние. |
Индивидуальная |
|
Домашнее задание |
Упражнение 344, стр. 156 |
|
|
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.