Технологическая карта урока русского языка в 5 классе по теме " Определение".
Оценка 4.9
Разработки уроков
docx
математика +1
5 кл
10.01.2017
Тип урока: Изучение нового материала..
Цель урока: познакомить с определением как второстепенным членом и способами его выражения, его ролью в усилении выразительности ху-дожественного описания.
Задачи урока:
Формировать умение находить определения в предложениях и верно графически обозначать их.
Развивать навыки использования определений в речи для более выразительной передачи содержания высказывания; отработка орфографических навыков (безударная гласная в корне, проверяемая ударением)
Воспитывать правильное отношение к слову, корректно исправлять ошибки одноклассников.
УУД:
личностные: оценивает ситуацию на уроке с точки зрения важности образования; положительно относится к учению, к познавательной деятель-ности, желает приобрести новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся;
регулятивные: учится обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем, принимает и сохраняет учебную задачу, планиру-ет (совместно с учителем и одноклассниками) необходимые действия, операции, действует по плану, в диалоге с учителем учится совершенство-вать критерии оценки и пользоваться ими в ходе оценки и самооценки;
познавательные: анализирует, сравнивает, квалифицирует и обобщает факты и явления;
коммуникативные: задаёт вопросы, слушает и отвечает на вопросы других, формулирует собственные мысли, высказывает свою точку
зрения, при необходимости отстаивает её, аргументируя; учится подтверждать аргументы фактами, осуществляет совместную деятельность в парах (группах) для решения конкретных учебных задач, учится принимать точку зрения других
1.docx
Технологическая карта урока русского языка в 5 классе по теме " Определение".
Учитель: Матвеева Галина Геннадьевна
1.Предмет: русский язык
2.Класс: 5
3. Автор УМК: УМК для 5 класса образовательных учреждений авторов Т. А. Ладыженской, М. Т. Баранова, Л. А. Тростенцовой и др
М.: Просвещение 2014
4. Тема урока: "Определение".
5. Тип урока: Изучение нового материала..
6. Цель урока: познакомить с определением как второстепенным членом и способами его выражения, его ролью в усилении выразительности
художественного описания.
7. Задачи урока:
Формировать умение находить определения в предложениях и верно графически обозначать их.
Развивать навыки использования определений в речи для более выразительной передачи содержания высказывания; отработка орфографических
навыков (безударная гласная в корне, проверяемая ударением)
Воспитывать правильное отношение к слову, корректно исправлять ошибки одноклассников.
8. УУД:
личностные: оценивает ситуацию на уроке с точки зрения важности образования; положительно относится к учению, к познавательной деятельности,
желает приобрести новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся;
регулятивные: учится обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем, принимает и сохраняет учебную задачу, планирует
(совместно с учителем и одноклассниками) необходимые действия, операции, действует по плану, в диалоге с учителем учится совершенствовать
критерии оценки и пользоваться ими в ходе оценки и самооценки;
познавательные: анализирует, сравнивает, квалифицирует и обобщает факты и явления;
коммуникативные: задаёт вопросы, слушает и отвечает на вопросы других, формулирует собственные мысли, высказывает свою точку
зрения, при необходимости отстаивает её, аргументируя; учится подтверждать аргументы фактами, осуществляет совместную деятельность в парах
(группах) для решения конкретных учебных задач, учится принимать точку зрения других
9. Планируемые результаты: учащиеся должны знать
определение понятия «определение», способ выражения определения, графическое обозначение определения как члена предложения, роль
определения в усилении выразительности художественного описания;
должны уметь
находить определения в предложениях; верно обозначать определения как член предложения, распространять предложения определениями,
использовать определения для более выразительной передачи содержания высказывания.
10. Межпредметные связи: литература, музыка
1 11. Ресурсы: мультимедийный проектор, ноутбук, презентация, индивидуальные карточки с заданием.
Этап урока
Деятельность учителя
Деятельность
ученика
Врем
я
Формируемые УУД
1.Организацион
ный момент
1. Приветствие учащихся
Добрый день, друзья! Я рада вас видеть и очень хочу начать работу с
вами.
Давайте улыбнёмся друг другу и пожелаем хорошего настроения и
успехов! Все ли готовы к уроку?
Приветствие друг
друга
Принцип
психологической
комфортности
Тогда займите свои места и вперёд!
2.Мотивация к
учебной
деятельности
1. Работа со словами, «конструирование» предложения (использование
презентации слайд 1) Россыпь слов: большой, удача, успех, с, малый,
начинается
Почему именно с этой фразы мне хочется начать урок?
А девизом нашего урока будут следующие слова?
«Не говори – не умею, а говори – научусь!» Вы все прекрасно знаете, какую
роль играет знание русского языка для каждого человека. Только изучая его с
желанием, можно научиться правильно, грамотно говорить и писать. Итак,
сегодня мы собрались здесь для того, чтобы показать наши знания и получить
новые.
Учащиеся
составляют из слов
предложение,
выделяют
грамматическую
основу
С малой удачи
начинается большой
успех (СЛАЙД 2)
2мин
Запись в тетради: Двадцать пятое октября.
Учащиеся
5мин
1 мин УУД: личностные:
создание
доброжелательной
атмосферы,
мотивация на
учёбу, создание
ситуации успеха);
коммуникативные
умение работать в
коллективе
личностные:
мотивация к
учебной
деятельности,
регулятивные:
планирование своих
действий в диалоге с
учителем
познавательные
(осознают
познавательную
задачу)
коммуникативные:
2 Классная работа.
3й слайд: Перед вами слова с пропущенными орфограммами, запишите
только пропущенные буквы: рап..рт, ко..ьба, моло..ьба, про..ьба, в..кзал,
рю..зак, брош..ра, параш..т, направ.., справ…, жу…ать, раз...едать, те…
итория.
4й слайд: Мудрая сова I. Проверка домашнего задания. На доске
слушают ответы
друг друга,
отвечают,
формулируют
собственные
мысли, высказывают
свою точку зрения
3 мин
вспоминают
орфограммы,
записывают
пропущенные
буквы:
о,с,т,с,о,к,ю,ю,о,а,
жж,ъ,рр.
Затем проверяют.
Учащиеся дают
характеристику
предложения
Дайте синтаксическую характеристику предложений. Придумайте
предложения по схемам.
Что вы знаете о дополнении?
Фронтальный опрос по вопросам таблицы (5,6й слайды)
ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ
ДОПОЛНЕНИЕ
Показывают знания
предыдущей темы
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
1. От какого слова
зависит?
2. Что обозначает?
От глагола
Предмет, с которым связано
действие
На вопросы косвенных падежей
Чаще существительным или
местоимением
3. На какие вопросы
отвечает?
4. Какой частью речи
выражен?
Работа по теме урока (изучение нового, работа по развитию речи). На
доске (7й слайд )
Наступила осень.
Падают листья.
Птицы улетают.
Природа готовится к зиме.
3.Актуализация
знаний
Рассуждения и
ответы учащихся
10
мин
личностные:
оценивают ситуацию
на уроке с точки
зрения важности
образования;
регулятивные:
самостоятельное
3 Прочитайте сочинение ученика.
Оно вам понравилось?
Чего не хватает?
Как сделать это сочинение красивым? Этому мы сегодня научимся.
Кого считают мастерами письменной и устной речи? (писателей и поэтов)
– Поучимся у мастеров художественного слова украшать свою речь.
(8й слайд )
Впечатления, чувства великие мастера искусства передают поразному:
поэты с помощью словесного выражения, а композиторы с помощью
музыкального темпа, мелодии.
Звучит “Лунная соната” Л.В.Бетховена. (Звуковой файл) На фоне
зимнего пейзажа портрет С.Есенина. Коротко вспоминаем этого
поэта, о чем он писал. Подготовленный обучающийся выразительно
читает стихотворение С.Есенина “Белая береза”.
Как описывает С.Есенин зимнюю березу?
(9й слайд)
Какие предложения он использует? Найдем их основу. (графическое
оформление основ предложений)
(10й слайд)
Вот основы предложений. Они передают основной смысл предложений?
А передают ли они красоту природы, чувства?
(11й слайд )
Какие же слова помогают поэту передать красоту зимнего пейзажа?
На какие вопросы они отвечают? (графическое оформление вопросов)
Как называются эти второстепенные члены? (графическое оформление
определений как членов предложений)
Признак предмета или явления
Обозначает определение.
Чей и Какой – ответы просты,
Лишь не хватает волнистой черты.
Прочитайте правило на стр.86
Итак, о чём мы будем сегодня говорить?
Запишите тему урока.
(12й слайд )
фор мулирование
цели и задач,
планирование,
прогнозирование;
познавательные:
осуществляют для
решения учебной за
дачи операции
анализа, синтеза;
коммуникативные:
слушают, отвечают,
анализируют ответы
товарищей
Работа с учебником
– чтение
определения
Заполнение
таблицы, сравнение
с учебником
4 Определение – второстепенный член предложения, который отвечает на
вопросы какой? чей? и обозначает признак предмета. Определения
обычно выражаются прилагательным
( 13й слайд )
1. От
какого
слова
зависит?
2. Что
обозначает?
3. На какие
вопросы
отвечает?
4. Какой
частью речи
выражен?
ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ
ДОПОЛНЕНИЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ОБСТОЯТЕЛЬСТВ
От глагола
От
существительного
Признак предмета
Какой?
Чей?
Прилагательным
Предмет, с
которым связано
действие или
признак
На вопросы
косвенных
падежей
Чаще
существительным
или
местоимением
О
4.
Физкультминутка
(см. Приложение. Слайд 8)
Мы словно деревья в чаще лесной,
Ветвями качаем под ветром зимой.
Весною мы выше и выше растем,
И тянемся к солнышку ночью и днем.
А осенью листья стряхнем постепенно.
И кружит, и кружит их ветер осенний.
2 мин
личностные:
осознание
необходимости
продолжать урок;
коммуникативные:
выполнение
упражнений вместе,
5 5.Целеполагание и
Мотивирование.
Региональный
компонент.
Чтение отрывка стихотворения современных башкирских поэтов о
башкортостане. Край родной, Башкортостан. автор: Рустам Гафуров
(Слайд 13)
Какие определения использует автор ,чтобы подчеркнуть гордость и
любовь к своей родине?
Давайте потренируемся украшать свою речь. Подберите определения,
которые называют признаки изображенных предметов. (Слайд 1418)
Творческая работа. Минисочинение (по вариантам).
Теперь вы смело можете исправить сочинение ученика, превратите его в
красивый, выразительный рассказ. (см. начало урока)
6. Применение
нового знания в
стандартной
ситуации
Вывод о важности использования в речи определения
Так для чего же нужны в нашей речи определения?
6 мин
1 мин
На экране
появляется
текст, читает
учитель. Затем
ученики называют
определения.
На экране
появляются
изображения
животных,
растений,
обучающиеся
устно подбирают
к ним красивые
определения.
Дети составляют
предложения,
записывают их в
тетради,
подчеркивают
главные члены
предложения и
определения;
отмечают слова,
к которым
относятся
определения.
Определения
личностные:
положительное
отношение к
обучению:
регулятивные:
принимают и
сохраняют учебную
задачу;
познавательные:
выполняют учебно –
познава тельные
действия,
осуществляют для
решения учебной
задачи операции
анализа, синтеза,
сравнения,
устанавливают
причинно
– следственные
связи;
коммуникативные:
формулируют свои
собствен ные мысли,
понимают точку
зрения
другого.
личностные:
осознание
необходимости
продолжать урок;
регулятивные:
самостоятельное
6 помогают
выстроить
наиболее точное
высказывание,
иногда в тексте без
них невозможно
обойтись
7. Работа в группах
Работа в группах.
Работа в группах по карточкам (текст распечатан). На карточках напишите
фамилии участников вашей группы.
Выполняют задания
предложенного
материала.
7 мин
1. Продолжить фразу и ответить на теоретические вопросы
Грамматическая основа предложения – это…
Подлежащее – это…
Сказуемое – это…
Чем отличается односоставное предложение от двусоставного?
Какие члены предложения называются второстепенными?
2. Вставить пропущенные определения в текст, напечатанный
на «осеннем листочке»:
Над полем пролетели……………… птицы. Они громко кричали,
будто прощались с… ……….краями. У ………….птиц путь ….
……….Летят они в ………….края. Совсем скоро закружатся в
воздухе… ……….снежинки.
Слова для справки: родные, долгий, робкие, тёплые, перелётные.
решение
поставленной
задачи;
познавательные:
применение нового
знания в
стандартной
ситуации;
коммуникативные:
умение работать в
личностные:
желание проверить
свои знания,
самостоятельно
находят нужную
информацию
регулятивные :
самостоятельное
решение
поставленной
задачи;
познавательные:
способность понять
информацию;
коммуникативные:
умение работать в
парах, принимать
точку зрения
другого человека,
обосновывать свою
7 3. Вставить пропущенные определения в текст
(слова подбирают сами)
Наступила …………….осень. Стоят ………………… дни.
Небо над головой ……………………..
……………..ветерок играет ……………..листьями. Между
ветками деревьев повисли …………… ….паутинки.
4. Подберите к существительным подходящие по смыслу слова.
Река (сильная, бурная, страшная, горная, холодная, внимательная,
ледяная), ветер (северный, злой, яростный, попутный, колючий,
квадратный, резкий), погода (ветреная, дивная, дождливая, скверная,
ненастная, доверчивая), человек (интересный, красивый, добрый, свежий,
простой)
5. Выпишите только те словосочетания, в которых прилагательные не
являются лишними. Укажите род, число и падеж существительных и
прилагательных.
Молодые юноши, старенькая старушка, огромный айсберг, ледяной
айсберг, народный фольклор, весенние грозы, старые традиции, проливной
ливень, дорогой сувенир, памятный сувенир, ведущий лидер, хороший
урок.
точку зрения
8 А сейчас я вам предлагаю творческое задание: учебник стр.86,упр.188
8. Письменная
работа
Применение нового
знания.
9. Подведение
итогов
Что узнали на уроке?
От какого слова зависит определение?
Что обозначает определение?
На какие вопросы отвечает определение?
Какой частью речи выражено определение?
6 мин
Задание.
Написать мини
сочинение
(небольшое
сочинение
описание),
используя
второстепенные
члены
предложения.
Зачитать 12
работы.
2 мин
Ученики
определяют, что
они узнали на
уроке, какие
вопросы
им хотелось бы
обсудить на
последующих
уроках
личностные:
желание проверить
свои знания,
самостоятельно
находят нужную
информацию;
регулятивные:
самостоятельное
решение
поставленной
задачи; производит
необходимые
действия по плану;
познавательные:
использует
полученную
информацию в
действии;
коммуникативные:
учится искать свою
позицию
личностные:
критическая оценка
своих знаний;
коммуникативные:
умение слушать
друг друга
9 10. Рефлексия
Оценить уровень понимания данной темы и свои впечатления от урока с
помощью вопросов:
Кто доволен своей работой?
У кого не всё получилось? ( дети, оценив свою работу, поднимают руку).
– Что ты узнал на уроке?
– Чему научился?
– За что себя можешь похвалить?
– Над чем еще надо поработать?
– Какие задания тебе понравились?
– Какие задания показались трудными?
– Достиг ли ты поставленную в начале урока цель?
1 мин
Оценивание своей
работы,
возвращение к
эпиграфу и
толкование
11. Домашнее
задание
Предлагает проверить полученные знания
Упр. 186 или 187 (по выбору)
1 мин
коммуникативные
(оценка своей
работы),
личностные:
приобретение
мотивации к
учебному процессу,
познавательные:
установление
взаимосвязи между
объёмом
приобретённых
знаний и желания
приобрести ещё,
коммуникативные:
умение слушать
друг друга,
оценивать критично
ответы друг друга,
умение посмотреть
на ситуацию с иной
позиции
личностные:
учащиеся выбирают
упражнение по
сложности.
10 11
Технологическая карта урока русского языка в 5 классе по теме " Определение".
Технологическая карта урока русского языка в 5 классе по теме " Определение".
Технологическая карта урока русского языка в 5 классе по теме " Определение".
Технологическая карта урока русского языка в 5 классе по теме " Определение".
Технологическая карта урока русского языка в 5 классе по теме " Определение".
Технологическая карта урока русского языка в 5 классе по теме " Определение".
Технологическая карта урока русского языка в 5 классе по теме " Определение".
Технологическая карта урока русского языка в 5 классе по теме " Определение".
Технологическая карта урока русского языка в 5 классе по теме " Определение".
Технологическая карта урока русского языка в 5 классе по теме " Определение".
Технологическая карта урока русского языка в 5 классе по теме " Определение".
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.