Конспект урока по литературному чтению для обучающихся 1 класса разработан по программе "Начальная школа 21 века», автор учебника Ефросинина Л. А. (научный руководитель В.Ф. Виноградова ) . Содержит цели, задачи, характеристику деятельности учащихся, планируемые результаты, методы и формы работы, универсальный учебные действия.
Технологическая карта урока литературного чтения в 1 классе
По программе «Школа 21 века»
Тема: С. Михалков «Аисты и лягушки».
Цели: познакомить с творчеством С.Михалкова, с его сказкой «Аисты и лягушки»;
Совершенствовать умение определять жанр произведений и их тему, правильно называть произведение, моделировать обложку произведения.
Задачи:
Образовательная: совершенствовать навыки правильного, выразительного чтения, чтения по ролям; расширить круг знаний о творчестве
С.В.Михалкова;
Развивающая: развивать речь, творческие способности, воображение; умение работать в парах;
Воспитательная: прививать любовь к книге; воспитывать нравственноэстетические нормы.
Характеристика деятельности учащихся:
Принимать и сохранять учебную задачу планировать свои действия в соответствии с поставленными задачами. Соотносить собственный ответ
на проблемный вопрос с предложенными вариантами ответов и аргументированно доказывать свою позицию. Понимать информацию,
представленную в виде схемы, дополнять схему.
Универсальные учебные действия (метапредметные):
Коммуникативные (построение речевых высказываний, лидерство и согласованность действий с партнерами, планирование учебного
сотрудничества).
Личностные (умение соблюдать установленные правила).
Регулятивные (самоконтроль, самооценка, целеполагание, планирование, прогнозирование, умение формулировать тему и выявлять объект
исследования, коррекция).
Познавательные (умения анализировать текст, классифицировать, ставить проблему, работать с текстом, умение выделять существенное,
наблюдать, обобщать, строить речевые высказывания, делать выводы и использовать полученные знания в практической деятельности).
Формы и методы обучения: фронтальная, индивидуальная, коллективная, групповая; словесный, практический.
Тип урока: урок сообщения новых знаний.
Оборудование: учебник «Литературное чтение» (Л.А.Ефросинина) 1 класс ,тетрадь «Литературное чтение», портрет С.В.Михалкова;
презентация, интерактивная доска, «смайлики» для рефлексии.
Тип урока: урок сообщения новых знаний.
Ход урокаЭтапы урока
Деятельность учителя
Деятельность обучся
Формирование
УУД
1.Орг.момент
Громко прозвенел звонок, начинается урок,
Глазки широко раскрыты,
Слушаем, запоминаем,
Ни минуты не теряем.
2.Актуализация ранее
полученных знаний
Ребята, начинаем урок литературного чтения. Давайте покажем на
уроке все, чему мы научились.
Ребята, а начнем мы наш урок с игры «Вспомни и назови».
На экране будет появляться отрывок произведения, с которым мы
уже познакомились на уроках литературного чтения, вы должны его
прочитать, вспомнить название , кто автор, а также постараться
определить жанр произведения.
Но прежде перечислите литературные жанры, которые нам известны!
А на какие две группы можно разделить все произведения?
( 1.Мышонок Мышонок ,я тебя подстерегу!
А у меня в норке спаленка.
Кушать захошешьвылезешь. В.Бианки «Лис и Мышонок»
2. Пошел журавль на званый пир. А лиса наварила манной каши и
размазала по тарелке. Подала и потчевает:
Покушай, голубчиккуманек, сама стряпала.
Журавль стукстук носом по тарелке, стучал, стучал ничего не
попадает! А лисица лижет себе да лижет кашу, так все сама и съела.
Кашу съела и говорит:
Не обессудь, куманек! Больше потчевать нечем.
Русская народная сказка «Лиса и журавль»
3. И пошла работа: в скорлупку соломинку воткнули, листок
веревочкой перевязали –
и построили кораблик !
Сказка, рассказ
,пословица, загадка,
стихотворение.
Познавательные
УУД
Осознанно строить
речевые
высказывания
Авторские и народные
Классифицируют на две
группыВ.Сутеев «Кораблик»
4. «Она кормила зимних птичек,
Бросая крошки из окна,
От их веселых перекличек
Смеялась радостно она.»
И.Северянин «Ее питомцы»
5. Ты, братец, как стемнеет, иди на реку, опусти хвост в прорубь,
сиди да приговаривай: "ловись, рыбка, и большая и маленькая!
Ловись, ловись, рыбка, и большая и маленькая!" – рыба сама на
хвост и нацепится. Да смотри, не забудь: "и большая и маленькая!", а
то если одна большая наловится, пожалуй, и не вытащишь.
РНС «Лисичкасестричка и волк»
Не заметил ли кто из вас лишнее произведение в одной из групп?
А что объединяет все остальные ?
Стихотворение «Ее
питомцы» И.Северянин
После прослушивания последнего отрывка, возникает
ПРОБЛЕМНАЯ ситуация.
Жанрсказка
А знакомы ли вам зти строки и их автор?
«Не зря говорят, что аисты глотают лягушек, чтобы понапрасну с
ними не спорить.»
А если мы чегото не знаем, то тогда?
Нет
Произведение, которое мы не смогли отгадать называется «Аисты и
Мы должны это узнать,Регулятивные УУД
Формулировать
учебные задачи,
удерживать цель на
уроке.
лягушки».
И автор вам хорошо знаком:
( 3 ученика читают наизусть три отрывка из произведений
С.Михалкова : «Дядя Степа», «А что у вас?», «Песенка друзей»)
Как зовут автора?
3.Формулирование
темы и цели урока
этому научиться.
Какова же тема нашего урока?
Какая цель стоит перед нами?
Какие задачи поставим для достижения цели?
«На опушке две лягушки,,,,,»
С.В.Михалков
Произведение «Аисты и
лягушки» С.Михалкова
Цель урока
Познакомиться с
творчеством
С.Михалкова, с его
произведением «Аисты
и лягушки»
Задачи:
прочитаем
произведение,
определить жанр и тему,
читать выразительно,
высказывать
собственную точку
зрения,
поработаем в парах
проверим, как усвоили
новые знания4.Физкультминутка
1) Сообщение о жизни автора( выступает подготовленный ученик)
В этом году С.В.Михалков отметил свое 100 летие.
5.Изучение нового
материала
2)Первичное восприятие текста.
(Учитель читает по учебнику с.4849)
3)Словарная работа.
Какие слова были непонятны?
Какие у нас помощники в этом случае?
Давайте вспомним правила работы со словарем!
(зачитывают значения)
Познавательные
УУД
Искать
необходимую
информацию в
тексте ,
Осознанно строить
речевые
высказывания
Дети следят и находят
непонятные слова
..понапрасну
..возразить
…рассердиться
Словари
Понапраснунапрасно,
зря
Возразитьзаявить о
своем несогласии
Рассердитьсябыть в
раздражении, гневе по
отношению к комуто.
Читают дети
4)Повторное чтение
5)Анализ произведения
Понравилось произведение?Сколько персонажей насчитали?
А почему же тогда произведение назвали «Аисты и лягушки»?
В произведении только два персонажа ,а название такое, потому что
многие люди так же как и эти герои не умеют договариваться и
автор сравнивает их между собой.
Как вы думаете к какому литературному жанру относится
произведение?
Почему? Что сказочного в этом произведении?
Вспомните ,какие бывают виды сказок и скажите, какая это сказка?
С какой задачей уже справились?
Какие качества своих персонажей осуждает автор, выставляя их на
показ?
Почему автор проглотил лягушку? Прочитайте.
Чему хочет научить автор?
Это сказка
(Дети делятся своим
мнением)
Животные
разговаривают, ведут
себя как люди
Авторская, сказка о
животных
Прочитали
произведение и
определили, что это
авторская сказка о
животных
Осуждает
неуступчивость,
хвастовство,
Болтливость,
Назойливость
Автор хочет научить нас
быть скромными,
Не хвастаться,
Уметь дружить
Личностные УУД
Умение
самостоятельно
делать свой выбор
в мире мыслей,
чувств, ценностей.6) Чтение по ролям (2 пары)
7) Физкульт минутка для глаз
8) Работа по тетрадям стр. 28 № 3 (в парах)
Кто может выйти к доске и смоделировать обложку этого
произведения.
9) Закрепление. (Инсценировка сказки)
6.Формирование
Практических
навыков
Скажите, с какой еще задачей справились?
С творчеством, какого автора познакомились?
С каким произведением познакомились?
Чему оно вас научило? Что вам хочет сказать автор?
Читали выразительно,
Быть скромными не
хвастаться, уметь
дружить…
У нас на партах лежат смайлики: улыбающиеся и грустные.
Поднимите улыбающегося смайлика те, кому было интересно
работать, кто всё понял. Поднимите грустного смайлика те, у кого
остались вопросы, кому чтото не понравилось.
7.Рефлексия
Формирование
регулятивных УУД
через умение
оценивать себя.