Технологическая карта урока технологии на тему "Город будущего" (4 класс, технология)

  • Разработки уроков
  • docx
  • 14.08.2019
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

В работе представлена технологическая карта открытого урока технологии по теме "Город будущего (УМК "Школа 21 века), проведённого в 4 классе в рамках школьного фестиваля открытых уроков. Используемые технологии: проблемное обучение, ИКТ, проектная деятельность; методы: словесные, наглядно-иллюстративные, частично-поисковый, проектный, диалогический. Используемые формы организации познавательной деятельности: беседа, фронтальная работа, самостоятельная работа, парная работа, групповая работа. Обучающиеся должны к концу урока представить проект микрорайона города будущего с учетом экологической культуры.
Иконка файла материала Технологическая карта урока технологии в 4 классе Город будущего.docx
Цель проекта – создание счастливого города будущего, сказочного по своей красоте, с максимальной комфортностью для жителей и  экологически безопасного для окружающей среды. Технология. 4Г класс. Урок­проект «Город будущего» Организационная информация Тема урока Предмет Класс Автор должность) Образовательное учреждение МБОУ «СШ №43» (ФИО,   урока   Город будущего Технология 4Г класс Романова Валентина Васильевна, учитель начальных классов Тип урока Цели урока  Задачи урока Используемые  педагогические технологии,   методы и приемы Методическая информация Урок обобщения полученных знаний  образовательная – создание содержательных и организационных условий для развития у обучающихся  умений формулировать проблемы, предлагать пути их решения   воспитательная – воспитание чувства ответственности, аккуратности, инициативности, трудолюбия; развивающая – развитие эстетического вкуса, умения анализировать, обобщать, образно мыслить, воображать   Предметные:  ­ Обеспечить применение обучающимися знаний и способов действий в разнообразных ситуациях. ­ Расширить познавательный интерес у каждого участника проекта, его возможности к самостоятельному  познанию нового и решению жизненно важных экологических проблем. Метапредметные:  ­ Развивать у детей осознание значимости коллективной работы для получения результата, роли сотрудничества в процессе выполнения творческих заданий. ­ Развивать исследовательские, рефлексивные, самооценочные умения. ­ Развивать связную речь обучающихся при устных ответах, логическое мышление, память. Личностные: ­ Развивать интерес к практической деятельности, желание создавать что­то своими руками. ­ Воспитывать экологическую культуру поведения школьников. Используемые технологии: проблемное обучение; ИКТ; метод проектов.  Используемые методы: словесные; наглядно­иллюстративные; частично­поисковый; проектный, диалогический. Используемые формы организации познавательной деятельности: беседа, фронтальная работа, самостоятельная  работа, парная работа, групповая работаВремя реализации занятия  40 мин Знания, умения, навыки и  качества, которые  актуализируют, приобретут,  закрепят обучающиеся  в  ходе занятия Необходимое оборудование  и материалы Проектный продукт  Список учебной и  дополнительной литературы  Обучающиеся  должны к концу урока представить проект микрорайона города будущего с учетом экологической  культуры  Проектор, экран, презентация, макет город будущего, схема города будущего, развёртки геометрических фигур,  шаблоны, цветная бумага, картон, ножницы, клей Макет городского микрорайона ­ Е. А. Лутцева. Учебник «Технология» 4 класс. Издательский центр «Вентана­Граф», 2016 ­ Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся / И. С. Сергеев – М. : АРКТИ, 2008.­ С.­ 67 ­ Павлова М.Б. и др. Метод проектов в технологическом образовании школьников. / Под ред. И.А.Сасовой. – М.:  Вентана­Граф, 2003. ­ Землянская Е.Н. Учебные проекты младших школьников. // Нач. школа. – 2005. ­ №9. ­ Бритвина Л.Ю. Метод творческих проектов на уроках технологии. // Нач. школа. – 2005. ­ №6. ­ Иванова Н.В. Возможности и специфика применения проектного метода в начальной школе. // Нач. школа. –  2004. ­ №2. Ход урока Этап  занятия Деятельность учителя I.  Организационный момент. Цель: включение в  учебную  деятельность на  личностно  значимом уровне 1. Приветствие ­ Здравствуйте, ребята! Перед вами лежат листочки, на  которых написаны части предложения. Составьте из них  пословицу. День, прошёл, ничего, если, ты, впустую, не узнал, нового.       Слайд 1 ­ Постараемся, чтобы сегодняшний день принес вам  что­то новое.  2. Песня «Прекрасное далеко»  (музыка  Е.Крылатова, слова Ю.Энтина)  Деятельность обучающихся Работа в парах. Составили пословицу «День прошёл впустую, если  ты не узнал ничего нового».    Слушают 1 куплет песни УУД,  формирующиеся на  данном этапе Регулятивные:  волевая саморегуляция.  Личностные:  действие смыслообразования. Коммуникативные: планирование учебного  сотрудничества с учителем и  со сверстниками. II. Мотивация к  учебной  1. Проблемный вопрос: ­ Почему наш урок мы начинаем с этой песни? Высказывают предположениядеятельности. Цель: постановка  целей и  задач III. Актуализация  знаний   Цель:  воспроизведение  знаний и способов  действий  необходимых и  достаточных для  открытия новых  знаний 2. Инсценировка по мотивам «Сказки о царе Салтане»  (приложение 1) ­ Какая проблема освещена в данной инсценировке? Как она связана с нашим уроком? 3. Определение темы урока и постановка задач ­ Значит, какая тема урока?   Слайд 2 ­ Почему на уроке технологии мы ее изучаем? ­ Зачем надо думать о будущем сегодня? ­ Посмотрите на материалы, имеющиеся  на ваших столах.   Что   мы   будем   делать   на   уроке?   Какие задачи перед собой поставим?   Слайд 3 1. Разгадать ребусы   Слайд 4 Вступительная беседа: получение информации о видах  городов, об архитектуре (приложение 2).   Слайды 5­6  2. Просмотр иллюстраций городов будущего.  Форму каких геометрических тел и фигур имеют здания  и сооружения?    Слайды 7­16 3. Просмотр схем микрорайонов г. Нижневартовска в  будущем.   Слайды 17­23 ­ У города Нижневартовска тоже есть будущее.  Рассмотрите макеты и архитектурные планы нашего  города. Кто знает, может быть, вы, когда вырастите,  тоже будете участника осуществления этих проектов.  ­ Вы должны сейчас создать модель микрорайона нашего  города. Работать будете в группах. Задания для  каждой группы узнаете, разгадав загадки (приложение  3).  Слайд 24 Группы: 1) «Жилые дома» 2) «Инфраструктура» (здравоохранительные, торговые,  спортивные, образовательные) 3) «Зона отдыха» (культурно­массовые учреждения: Дом культуры, театр, цирк, детская площадка) 4) «Зелёные насаждения»  4. На уроках математики мы конструировали  Проблема экологии  Формулируют тему урока Ставят перед собой задачи на  урок Прочитали ребусы: город,  архитектура Многогранники,  многоугольники (квадраты,  прямоугольники, пирамиды,  окружности, кубы, призмы,  конусы, цилиндры) Разгадывают загадки,  выбирают название своей  группы Из отгадок составляется  кластер. Развёртка Познавательные:  общеучебные: умение  структурировать знания,  контроль и оценка процесса и  результатов деятельности; логические: анализ, синтез,  выбор оснований для  сравнения. Регулятивные: контроль, коррекция; прогнозирование .многогранники. Как называется заготовка для  создания макета? 5. Работа с девизом урока:  ­ Добавьте слова, чтобы получился девиз: Вместе…… ­  всего ……. .  Слайд 25 Упражнения: (приложение 4) «Качания головой»  «Ленивые восьмёрки»  «Моргания»  «Отдых для глаз»  1. Правила работы в группах ­ Давайте вспомним правила работы в группах. Умейте слушать и слышать. Умейте спорить, но не ссориться. Правильно распределяйте обязанности между    членами  группы.  Помните, вместе вы можете сделать гораздо больше, чем   Физминутка Цель: сохранение  здоровья детей IV. Практическая  деятельность  учащихся Цель: построение  детьми нового  способа действий  и формирование  способности к его  выполнению Вместе возьмемся – всего   добьемся! Выполняют инструкцию  учителя Читают, объясняют, почему  важно выполнять эти правила   Вспоминают памятку  «Правила безопасности при  работе с инструментами» Дети предлагают свои  варианты плана, затем читают  на слайде Дети отвечают, что  разноцветные Работа в группах. Познавательные: общеучебные: поиск и  выделение необходимой  информации, применение  методов информационного  поиска; смысловое чтение и  выбор чтения в зависимости от цели; умение осознанно и  произвольно строить речевое  высказывание; логические: построение  логической цепи рассуждений,  анализ, синтез. УУД постановки и решения  проблем: самостоятельное  создание способов решения  проблем поискового  характера. Коммуникативные: планирование учебного  сотрудничества со  сверстниками, инициативное  сотрудничество в поиске и  сборе информации;  управление поведением  партнера; умение выражать  каждый в отдельности.   Слайды 26­27 2. 2. Правила безопасности при работе с инструментами:  Памятка    Слайд 28 3. План работы  ­ Перед любой работой надо составить план. С чего  начнём? Что сделаем далее? Чем закончим свою работу?  Слайд 29 4. Моделирование проекта из набора развёрток,  шаблонов (приложение 5) ­ А сейчас я вам предлагаю создать макет микрорайона:  создать дома и сооружения, используя развёртки и  шаблоны, инструкционные карты. Но сначала ответьте, в  каких домах вам бы хотелось жить: серых или  разноцветны? Значит, нам нужны будут фломастеры. ­ Работая над проектом, используйте план микрорайона    Слайд   30 Приступаем к работе.V. Презентация,  оценивание по  критериям Цель: освоение  нового способа  действий,  индивидуальная  рефлексия  достижения цели, создание ситуации успеха VI. Анализ и  содержание  итогов работы,  формирование  1. Защита проектов «Город будущего» (на  демонстрационной парте схема города Будущего  появляется в процессе рассказов детей). Группы: 1) «Жилые дома» 2) «Инфраструктура» (здравоохранительные, торговые,  образовательные) 3) «Зона отдыха» (культурно­массовые учреждения: Дом культуры, театр, цирк, детская площадка) 4) «Зелёные насаждения»  1 группа Проблема: какими должны быть дома в городе  будущего.  Цель: продумать, какие дома лучше строить, как их  расположить. 2 группа     Проблема: необходимость постройки  здравоохранительных, торговых, спортивных,  образовательных объектов для жителей микрорайона.  Цель: продумать, какую форму имеют эти объекты, где  их расположить. 3 группа  Проблема: что собой представляет зона отдыха в  городе будущего.  Цель: продумать, где лучше расположить зону отдыха,  что будет в ней находиться. 4 группа  Проблема: для жизни людей в городе необходимы  зелёные насаждения. Цель: продумать, где лучше посадить деревья, что  нужно для озеленения. 1. Решение экологической проблемы. ­ Давайте посмотрим на макет нашего города:  разноцветные яркие дома, чистые зеленые улицы. Всё это замечательно. Но существует одна проблема. Найдите  это слово в наборе букв: р, э, к, с, о, г, ё, л, о, м, г, и, п, я   Работа в группах ­ Отчёт каждой группы о  проделанной работе. 1 группа Наша группа работала над  проектом «Жилые дома в  городе будущего».   Проектный продукт – жилые  дома в микрорайоне.   2 группа  Наша группа работала над  проектом  здравоохранительных,  торговых, образовательных  объектов. Проектный продукт – здания  инфраструктуры.  3 группа  Наша группа работала над  проектом «Зона отдыха».   Проектный продукт – зона  отдыха   4 группа  Дома есть в нашем городе, но  для жизни людей в городе  необходимы зелёные  насаждения. Проектный продукт – микрорайона. Составляют слово  «экология» свои мысли.  Коммуникативные: планирование учебного  сотрудничества со  сверстниками, инициативное  сотрудничество в поиске и  сборе информации;  управление поведением  партнера; умение выражать  свои мысли.  Познавательные: общеучебные: поиск и  выделение необходимой  информации, применение  методов информационного  поиска; смысловое чтение и  выбор чтения в зависимости от цели; умение осознанно и  произвольно строить речевое  высказывание; логические: построение  логической цепи рассуждений,  анализ, синтез. Регулятивные:  оценка – оценивание качества  и уровня усвоения; коррекция. Познавательные:выводов по  изученному  материалу Цель: выявление  границы  применения  знаний. VII.  Рефлексия  учебной  деятельности Цель:  формирование  умения  осмысливать свои  достижения. Слайд 31 ЭКОЛОГИЯ — наука о закономерностях связи живых  организмов с окружающей средой. Чтобы человеку было комфортно жить, ему необходимо  беречь природу. 2. Что наносит вред экологии, природе? ­ Перед вами различные карточки. Предлагаю из каждой  группы выйти по одному человеку и выбрать одну  карточку «Воздействие человека на окружающую среду»  (приложение 6). 3. Разработка правил поведения людей в городе  будущего ­ Я предлагаю на чистых листах разработать правила  поведения людей в городе будущего (работа в группах). 4. Вывод ­ Город­ это не только микрорайон, которые вы  спроектировали. Важным будет и то, какие кирпичики вы использовали для тротуаров. Я предлагаю вам  использовать те кирпичики, которые я для вас  заготовила. Пусть каждый из вас возьмет тот, который он считает важным и выложите из них мостовую в своем  городе (приложение7) 1. Итог урока.  ­ Какой замечательный город у нас получился.  ­Хотелось бы вам жить в таком городе? Почему? ­ Вернемся к пословице, с которой начали урок «День  прошёл впустую, если ты не узнал ничего нового».    Слайд 32 ­ Впустую прошёл наш урок или нет? Обоснуйте свой  ответ. ­ Удалось ли нам реализовать поставленные задачи? 2. Продолжить фразу:   Слайд 33 ­ На уроке я узнал …… ­ На уроке я повторил…. ­ На уроке я научился…… 3. Как вы думаете, для чего же мы изучаем эту тему,  Из каждой группы выходят по  одному человеку и выбранные  карточки прикрепляют к  доске. Разрабатывают правила,  записывают их фломастерами,  вывешивают на доске. Выбирают карточки и  выкладывают мостовую Фронтальный опрос. Составляют предложения Высказывают своё мнение  : умение  общеучебные   осознанно и произвольно  строить речевое высказывание Познавательные:  общенаучные: умение  структурировать знания; оценка процесса и результатов  деятельности. Коммуникативные: умение  выражать свои мысли. Регулятивные: волевая  саморегуляция; оценка –  выделение и осознание  учащимися того, что уже  усвоено и что еще подлежит  усвоению, прогнозирование.пригодится ли она вам в жизни? ­ Где мы можем использовать эти знания? 4. Самооценка (оценочный лист –  приложение 8)  Оценить по 5­балльной шкале работу на занятии с  позиции:  „Я“           0________5 „Мы“       0________5 „Дело“     0________5 Оценивают по 5­балльной  шкале работу на занятии с  позиции: «Я», «Мы», «Дело»