Данное занятие по вокалу комплексное, комбинированное. Направлено на формирование творческих способностей, нравственно-эстетических и эмоциональных переживаний обучающихся на основе восприятия осенней природы.
В процессе занятия дети смогут узнать и закрепить такие понятия, как "выразительные средства музыки", "подпевка", "бэк-вокал".
Кроме того, занятие направлено на развитие творческого мышления и воображения, формирование вокально-хоровых навыков, на постижение красоты окружающего мира, показать многогранность образного решения одной темы различными видами искусства, через связь между музыкой, литературой и живописью.
Технологическая карта занятия Осенние фантазии.docx
МБОУ ДОД «Центр дополнительного образования детей Тетюшского
муниципального района РТ»
Технологическая карта занятия
«Осенняя фантазия»
Автор: Зяббарова Эльмира Наильевна,
педагог дополнительного образования
высшей квалификационной категории
руководитель вокального объединения
«Лунный кораблик», Предмет
Год обучения
Возраст детей
Тип занятия
Тема
Цель
Задачи
Пояснительная записка.
Вокал
3
810 лет
Комплексное, комбинированное
«Осенняя фантазия»
Способствовать формированию творческих
способностей, нравственноэстетических и
эмоциональных переживаний обучающихся
на основе восприятия осенней природы.
Обучающие:
1. Закрепить понятия выразительные
средства музыки
2. Дать понятие подпевка, бэквокал
3. Формировать
вокальнохоровые
навыки (навыки певческой установки,
развитие слуха и т. д.)
Воспитательные:
1. Направить внимание детей на
постижение красоты окружающего
мира, показать многогранность
образного решения одной темы
различными видами искусства;
2. Раскрыть связь между музыкой,
литературой и живописью.
3. Воспитывать художественно
эстетический вкус
Развивающие:
1. Развивать творческое мышление и
воображение;
2. Содействовать формированию
развития всесторонне развитой
личности. Основные понятия
Межпредметные связи
Используемые музыкальные
произведения
подпевка,
Бэквокал,
выразительные
средства музыки: темп; лад; динамика;
звуковысотность; мелодия
Музыка, живопись, литература
«Октябрь» из альбома «Времена года»
П.И.Чайковского
Оборудование
Формы работы
Обоснование
преимуществ
преодоления трудностей в
раскрытии
творческого
потенциала детей с помощью
данной разработки.
«Дорога к солнцу»
«Здравствуй, счастье»
Несколько разных по характеру мелодий
Ноутбук, мультимедийное оборудование,
раздаточный материал.
Фронтальная, индивидуальная, групповая
Проблема детского творчества является
актуальной в психологии и педагогике,
поскольку ее решение связано с проблемой
общего развития и созревания ребенка.
Ведущая роль творческой деятельности
детей в воспитании и обучении
подчеркивается в исследованиях Л.С.
Выготского, А.Н. Леонтьева, Б.М. Теплова,
К.В. Тарасовой.
Педагогическая
целесообразность данного занятия
заключается в системнодеятельностном
подходе, направленном на достижение
целостности и единства всех составляющих
компонентов занятия: доступности
теоретического и практического
вокального материала, разнообразии
организационных форм и учета
индивидуальных особенностей каждого
обучающегося, обеспечения роста
творческого потенциала.
Специфика предполагаемой деятельности детей на занятии обусловлена тем, что
освоение материала в основном
происходит в процессе практической
творческой деятельности, на основе
широкого
метода
применения
естественного погружения,
а также
применения наглядных и игровых методов.
Своеобразие и новизна представленных
идей
заключается в углубленном
представлении развивающего потенциала
импровизации, направленном на создание
условий для творческой самореализации
ребенка. С целью повышения творческой
активности детей, на занятии применяется
импровизация не только вокальная, но и
речевая, изобразительная.
На собственном опыте работы с детьми я
сделала вывод, что применение различных
видов импровизации на занятиях имеет
большой развивающий эффект, позволяет
каждому ребенку реализовать своё
стремление к самовыражению, развивает не
только музыкальный слух, чувство ритма,
но и способствует активизации творческих
способностей.
Показателями результативности данного
подхода является успешность и
стабильность достижений обучающихся
объединения «Лунный кораблик». Деятельнос
ть
обучающего
ся
Метод
ы
обучен
ия
Настраивают
ся на работу.
Словес
ный
Содержательная часть
Основны
е этапы
урока
1
Организац
ионный
момент.
Мотиваци
я и
целеполаг
ание
Деятельность
педагога
П
ла
н.
вр
ем
я
3 Свинцовей небо, тяжелей,
И яблоки на ветках спеют,
Там, среди зелени ветвей
Уж листья первые желтеют…
Грустят, тоскуют журавли,
Прощаясь с Родиной до лета.
Длиннее ночь, короче дни,
И мало солнечного света.
Костёр рябиновых огней
Багряность листьев оттеняет
И ожидание дождей
В прозрачном воздухе витает.
Осень!
Ребята! Какое время года описывает
это стихотворение?
Слайд 1
Правильно! Красивое время года!
Природа наряжается в золотой убор,
переливается многоцветьем, кружат в
вальсе жёлтые листья, а рябины горят Отвечают на
вопросы
композиторов,
красными огнями… Сегодня мы с вами
отправляемся в волшебный мир осенних
фантазий… Ведь тема нашего
сегодняшнего занятия звучит именно так
«Осенняя фантазия». И наша с вами
задача – увидеть, понять, и самим
создать свою «Осеннюю фантазию»!
(На презентации открывается
название)
Осень в России всегда была порой,
которую воспевали многие писатели,
поэты, художники и музыканты. И один
из
написавший
произведения об осени великий
русский композитор Петр Ильич
Чайковский. … Ребята, а что же мы
знаем о Чайковском?
Слайд 2
Молодцы ребята! Да, 12 музыкальных,
красочных зарисовок были объединены в
альбом, под названием «Времена года».
Как вы уже догадались, сегодня мы
поговорим о пьесах из осенней части
альбома. Какой у нас идет месяц?
Правильно, октябрь. И именно так
называется пьеса из альбома «Времена
года».
Слайд 3
2
Слушание
музыки
4 Послушайте её, а потом расскажете мне,
какую осень вы увидите в этом
произведении.
и
нарисуйте в своем воображении картину.
Закройте глазки,
Слушают
музыкальное
произведени
е
Практ
ически
й
Какой показана осень в музыке
Чайковского?
Пьеса «Октябрь» носит название
«Осенняя песнь», и песнь эта грустная и
печальная, Чайковский изобразил осень
Дети
рассказываю
т о своих
музыкальны
х 3
Распевани
е
пасмурную и
позднюю серую,
дождливую, когда листьев на деревьях
почти совсем не остаётся, в воздухе
сыро и холодно. Если бы вы рисовали
такую осень красками, то какие цвета бы
использовали?
Ребята, а с помощью каких музыкальных
красок композитор изобразил осень?
впечатления
х от
прослушанно
й музыки,
отвечают на
вопросы
педагога.
Работа с карточками
Давайте выберем подходящие карточки:
Темп – медленный, лад – минорный,
динамика – тихая, регистр –средний и
высокий.
Работают с
карточками
Практ
ически
й
Игрово
й
Выполняют
вокальные,
дыхательные
и
артикуляцио
нные
упражнения.
Слайд 4
5 Чтото мы с вами загрустили… А ведь
мы находимся в волшебной осенней
фантазии, а значит можем придумать
свою осень… Давайте представим, что
мы оказались в осеннем лесу
Слайд 5
Настройка певческих голосов детей.
Сделаем глубокий вдох через нос
свежего осеннего воздуха (3 раза)
Шелестят деревья шшш
Пролетела муха жжж (поступенное
движение мелодии вверх и вниз)
А за ней маленький комарик ззз
(поступенное движение мелодии вверх и
вниз)
И опять муха жжж
В траве прошуршал ёжик фф
Проползла змея ссс
А мы с вами вышли к реке. Как журчит река?
В реке плавают рыбки
На берегу сидят красивые лягушки и
поют звонкую песню кваква (вниз по
мажорному трезвучию)
Перекликаемся, чтобы не потеряться:
«Ау!» (интонация кварты вверх,
например, ми ля первой октавы). А
дятел им отвечает: «Туктуктук» (на
одном звуке, например, соль первой
октавы).
– В лесу поет кукушка: «Куку»
(интонация малой терции вниз,
например, до второй – ля первой
октавы).
– Испугался воробей, начал петь очень
жалобно, тревожно, взволнованно: «Чик
чирик» (малая секунда вверх и обратно,
например, си первой – до второй – си
первой октавы).
– Давайте успокоим его: «Все спокойно»
(большая терция вниз, например, ля–ля–
фа–фа первой октавы). И чтобы воробей
действительно успокоился, мальчики и
девочки пели очень плавно, связно,
протяжно, спокойно. И даже рукой
показывали. Давайте споем, как они
пели, и изобразим рукой такое плавное,
протяжное звучание.
4
Актуализа
ция
опорных
знаний
5 А теперь посмотрите наверх сквозь
золото листьев нам светит осеннее
солнышко. (Выдох на Аах)
Практ
ически
й
Слайд 6
А какую песню о солнце мы с вами
знаем?
Правильно! И я предлагаю вам сегодня
Ответы
детей 5
Изучение
нового
материала
Исполнение
песни
«Дорога к
солнцу»
Работают
над
исполнением
песни
Работа с
карточками
Ответы
детей,
объяснение
своего
ответа
Слушают,
стараются
понять
Словес
ный
Ответы
детей
Рассуждения
о подпевках
и их роли
доучить эту песню. Сели красиво.
Работа над трудными местами,
чистотой интонирования, дикцией,
атакой
звука,эмоциональностью
исполнения.
Какие музыкальные краски,
музыки,
выразительные
средства
используются в этой песне?
Слайд 6 (таблица)
—
3 Сегодня мы с вами познакомимся с
новым музыкальным понятием. Каждое
вокальное произведение красиво, но
иногда нам хочется добавить к нему что
то ещё, чтобы оно зазвучало ещё ярче и
выразительнее. И таким средством
украшения можно считать подпевку
Слайд 7
Подпевка
это песенное
сопровождающее
исполнение,
основную вокальную партию.
Как
правило подпевка (или по английски
бэквокал) присутствует на довольно
коротких участках композиций и вторит
основному вокалу. Ярким примером
таких моментов являются припевы.
То есть к нашей основной мелодии,
представим её в виде полосы золотого
осеннего леса, время от времени
присоединяются вот такиерябины
украшения. Красиво? Слайд 8
Если бы рябины встречались слишком
часто, то уже не привлекали бы так
взгляд, а встречаясь только изредка, они
служат украшением нашего осеннего
леса. Так и подпевки, появляясь только
на припеве, служат украшением всей
песни!
6
Первично
е
применен
ие
знаний
7
Физкульт
минутка
Практ
ически
й
Словес
ный
Нагляд
ный
(практ
ически
й
показ)
Практ
ически
й
Игрово
й
7 Давайте разучим мелодию подпевки,
которая будет звучать в припеве песни
«Дорога к солнцу». Послушайте, как она
звучит.
Выполняют
задания
Как вы думаете, мы будем делать
подпевку на всю песню, или только на
припев? Почему?
Разучивание подпевки,
отработка
исполнения. Работа над мелодией,
звуковедением,
над элементами
двухголосия, ансамблевым звучанием
А теперь давайте разделимся на 2
группы, одна из которых исполняет
основную мелодию, а вторая – подпевку.
Потом поменяемся.
2 Слайд 9
Шли мы с вами шли по дороге за
солнцем, и оказались в лесу! В лесу
светит солнышко, и все деревья тянут к
нему свои веточки. Высоко высоко
тянутся,
чтобы каждый листочек
согрелся.
Вдруг подул сильный ветер и стал
раскачивать деревья в разные стороны.
Ветер принёс дождевые тучи, и деревья
почувствовали первые нежные капли
дождя.
Дождик стучит всё сильнее и сильнее.
Ответы
детей
Работают
над
исполнением
подпевки,
над чистотой
исполнения
Исполнение
припева
песни
«Дорога к
солнцу»
Дети
поднимаютс
я на носки,
высоко
поднимают
руки,
перебирая
пальцами
Дети
лёгкими
движениями
пальцев
стучат по Но вот вновь появилось солнышко.
Деревья обрадовались, стряхнули с
листьев лишние капли дождя, и снова
потянулись к яркому солнцу (на выдохе
Аах)
8
Самостоя
тельное
творческо
е
использов
ание
сформиро
ванных
знаний
Работа
над
созданием
буриме
4 В нашей песне поётся о том, что весь
мир нарисован разными красками, и мы с
вами тоже можем раскрасить мир вокруг
себя, почувствовать себя настоящими
волшебниками! Давайте попробуем себя
сегодня в роли композиторов,
художников и поэтов! И даже в самую
грустную и пасмурную погоду сможем
создать весёлое и солнечное настроение,
создав свою осеннюю фантазию! Какими
художественными
средствами
пользуются поэты, композиторы и
художники, чтобы изобразить красоту
осени?
А для чего они это делают?
Вы абсолютно правы! Так давайте
попробуем себя в роли настоящих
волшебников поэтов, музыкантов и
художников! С чего же начнём. А вот и
подсказка! На нашем осеннем листочке
написана загадка:
Слайд 10
Чтобы показать осеннее настроение
Сначала сочиним… (стихотворение)
Правильно ребята! Молодцы! Тогда
давайте приступим к сочинению! У вас
ладошке
Дети
усиливают
движения
пальцами,
хлопают в
ладоши,
создавая
ливень
Художники
создают
картины
красками и
кистью,
писатели и
поэты
рисуют
словесные
образы,
композитор
ы сочиняют
музыку с
помощью
звуков,
Для того
чтобы мы
могли
глубже
почувствова
ть красоту
родной
природы
Отгадывают
загадку
Частич
но
поиско
вый.
Практ
ически
й
Словес
ный
Метод
импро
визаци
и
Метод
стимул
ирован
ия
познав
ательн
ой
деятел
ьности
ребенк
а, его
стремл
ение к 9
Самостоя
тельное
творческо
е
использов
ание
сформиро
ванных
знаний
Работа
над
созданием
аппликаци
и
на партах лежат листочки, объединяемся
в группы и начинаем фантазировать!
Сочиняют
буриме
Слайд 11
___________________листопад
___________________летят
___________________лес
___________________чудес
Кто прочитает нам своё творение
первым?
Читают свои
произведени
я
8 Замечательно! Молодцы! Сколько
красивых поэтических осенних картин у
вас получилось! А что за подсказка на
следующем осеннем листике?
Слайд 12
Слышна она издалека
Конечно это … (музыка)
Музыка тоже очень хорошо может
рисовать жизнь природы, человека.
Музыка помогает лучше почувствовать
состояние
Природа
музыкальна, она полна звуков. Надо
просто уметь ее слушать. И так как мы с
вами музыканты, то давайте попробуем
добавить к нашим стихам музыку! Какие
музыкальные краски мы будем для этого
использовать?
природы.
Слайд 13
А теперь послушайте несколько
музыкальных фрагментов, и выберите
тот, который, по вашему мнению,
наиболее подходит к вашим стихам.
Выбор
музыкального произведения
наиболее
подходящего
Отгадывают
загадку
Темп – Лад
– Динамика
– Мелодия
Слушают
произведени
я, делают
выбор и
объясняют
его
самост
оятель
ной
деятел
ьности
и
самооб
разова
нию;
Частич
но
поиско
вый.
Практ
ически
й
Словес
ный
Метод
импро
визаци
и
Аудио
визуал
ьный
Метод
стимул
ирован
ия
познав
ательн
ой
деятел ьности
ребенк
а, его
стремл
ение к
самост
оятель
ной
деятел
ьности
и
самооб
разова
нию;
Слайд 14
И следующая подсказка на наших
листочкахписьмах:
От осени подсказки – нужны вам кисть и
… (краски)
Конечно краски! А кто рисует
красками? Правильно,
художники!
Живопись, музыка и литература очень
близко дружат между собой. Как вы
думаете, почему?
Правильно! Ведь человек может
нарисовать то, о чём рассказывается в
стихотворении, или поётся в песне, или
наоборот – сочинить стих или музыку о
том, что увидел на картине. А если бы
мы были художниками, то какими
красками мы изображали бы осень? Что
было бы на нашей картине?
Давайте попробуем себя в роли
художников,
и создадим осеннюю
картину! У вас под партами есть
маленькие конверты с посланием от
осени, думаю в них вы найдёте всё
необходимое,
для создания своих
картин! Не забывайте и про наши стихи,
и мелодию,
они тоже должны
гармонично сочетаться с картиной!
Слайд 15
Фоном звучит выбранная музыка
Итак, у нас с вами уже получается
настоящая Осенняя фантазия! Но чего –
то не хватает…Как вы думаете, чего?
Конечно, теперь нужно объединить всё
вместе, чтобы наша осенняя фантазия
стала реальностью!
Чтение стихов на фоне музыки,
Отгадывают
загадку
Ответы
детей
Ответы
детей
Работают
над
созданием
аппликации
на осеннюю
Ответы
детей
Читают
стихи на
фоне музыки
и вывешенных
на доску
аппликаций
– музыку,
литературу и
живопись.те
му
Ответы
детей
Исполняют
песню
Сначала –
грустную
«Осеннюю
песнь»
Пётр Ильич
Чайковский
Ответы
детей
Словес
ные
просмотр картин
Какую волшебную осень вы смогли
нафантазировать! А всё потому, что
объединили три искусства. А какие?
Красота природы, дотронувшись до
человеческой души, рождает в ней
мелодию, стих или картину. Используя
музыкальные краски,
композиторы
создают музыкальные картины и образы
осени очень разной, поэты создают
поэтические образы, а художники свои
картины, но они очень близки порой по
настроению друг к другу. Можно
услышать живопись и увидеть
литературу и музыку.
А что произойдёт, если объединить
литературу и музыку? Конечно же,
появится песня!
Давайте споём
замечательную песню «Здравствуй,
счастье»
Исполнение «Здравствуй, счастье»
10
Подведен
ие итогов.
Рефлекси
я
3 . Мы с вами сегодня увидели разную
осень. Какую осень мы встретили
сначала?
Кто её сочинил?
средства
Какими музыкальными красками была
нарисована эта осень? Какие
выразительные
музыки
использовал композитор?
А с каким новым средством
музыкальной выразительности мы
сегодня познакомились?
Когда поётся подпевка?
А какое волшебство мы с вами сегодня смогли совершить?
Какие 3 искусства нам в этом
помогали?
Молодцы! Сегодня мы видели и
слышали разную осеньгрустную, и
солнечную и пасмурную,
весёлую,
поэтическую,
художественную и
музыкальную! Мы узнали, что есть такое
средство музыкальной выразительности,
как подпевка, и даже попробовали её
спеть! А ещё смогли создать свою
собственную «Осеннюю фантазию»! Но
главное, чтобы у каждого из вас
несмотря на любую погоду, эта осень
была счастливой!
Я раздам каждому из вас вот такие
осенние листочки, чтобы вы смогли
написать на нём про свою осень, или
какоето пожелание, чтобы у нас
получился настоящий листопад!
Список литературы
Алиев Ю.Б. Пение на уроках музыки: конспекты уроков, репертуар,
1.
методика». – М.: Издво ВЛАДОС_ПРЕСС, 2005
Детский музыкальный театр: программы, разработки занятий,
2.
рекомендации. Авт.сост. Е. Х. Афанасенко и др. – Волгоград: Учитель,2009
3.
Давыдова М.А. Уроки музыки (Мастерская учителя) М.: ВАКО, 2008
4.
Дмитриева Л.Г., Черноиваненко. Детское музыкальное творчество как
метод воспитания. Методика музыкального воспитания в школе. М., 1998.
5.
Миловский С. А. Распевание на уроках пения. М.: «Музыка», 1997.
Михайлова М.А. Развитие музыкальных способностей детей, Ярославль
6.
«Академия развития», 1997 Методика музыкального воспитания. Учебное пособие. М.: изд.центр
7.
«Академия», 1998
8. Щетинин М.Н. Дыхательная гимнастика А.Н. Стрельниковой. М.:
Метафора, 2008
Интернетресурсы
https://infourok.ru/
http://mp3.cc/
http://nsportal.ru/
http://xminus.org/
http://www.volshebnikidvora.ru/listen.html
Технологическая карта занятия "Осенние фантазии"
Технологическая карта занятия "Осенние фантазии"
Технологическая карта занятия "Осенние фантазии"
Технологическая карта занятия "Осенние фантазии"
Технологическая карта занятия "Осенние фантазии"
Технологическая карта занятия "Осенние фантазии"
Технологическая карта занятия "Осенние фантазии"
Технологическая карта занятия "Осенние фантазии"
Технологическая карта занятия "Осенние фантазии"
Технологическая карта занятия "Осенние фантазии"
Технологическая карта занятия "Осенние фантазии"
Технологическая карта занятия "Осенние фантазии"
Технологическая карта занятия "Осенние фантазии"
Технологическая карта занятия "Осенние фантазии"
Технологическая карта занятия "Осенние фантазии"
Технологическая карта занятия "Осенние фантазии"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.