Технологическая карта занятия по психологии
Предмет |
Психология |
Педагог-психолог |
Валигура Евгения Николаевна |
Место работы |
МКОУ СОШ № 14 г. Тайшета Иркутской области |
Класс |
10 |
Тип занятия |
Комбинированное занятие |
Технология |
Технология сотрудничества |
Тема занятия |
Приёмы расположения к себе |
Цель |
Повышение культуры общения |
Задачи |
Обучение приемам расположения к себе собеседника. Ознакомить с функцией комплимента и других знаков внимания. Развивать коммуникативные навыки. Воспитывать положительную «Я-концепцию». |
Основные термины и понятия |
Знаки внимания, похвала, поддержка, комплемент |
Планируемый результат |
Ознакомление с приёмами расположения к себе; Умение употреблять в речи комплементы, похвалу, поддержку; Формирование навыков самопрезентации; Освоение умения делать комплементы. |
Формы работы |
Групповая, фронтальная |
Оборудование |
Компьютер, проектор, раздаточный материал, мяч. |
Количество учащихся на занятии |
10-15 человек |
Этапы урока |
Деятельность педагога |
Деятельность обучающихся |
Оборудование |
Формируемые ЗУН |
I. Организационный этап |
Приветствие. Вступительное слово педагога, настрой учащихся на работу.
- Первое впечатление о человеке всегда очень важно для установления контакта с ним. Мы знаем по опыту, что первое впечатление может, как способствовать, так и препятствовать контакту с собеседником; более того, нередко оно определяет все наши дальнейшие отношения с этим человеком. Чтобы расположить людей к себе, очень важно уметь оказывать знаки внимания, к которым в первую очередь относятся комплименты. Сегодня поговорим о самопрезентации, о том, как можно подать себя в начале общения в наиболее выгодном свете. - Для начала повернитесь друг к другу и пожелайте хорошего дня. |
Настраиваются на учебную деятельность
Поворачиваются друг к другу желают хорошего дня |
Слайд 1
|
проявление эмоционального отношения к друг другу
формулирование собственных ожиданий |
II. Актуализация знаний (упражнения) |
Он основан на произнесении вслух имени (или имени-отчества) человека, с которым вы разговариваете. И это не только вежливость. Звук собственного имени вызывает у человека не всегда осознаваемое им чувство приятного. Д. Карнеги писал, что звучание собственного имени для человека — самая приятная мелодия Упражнение: «Назови соседа ласково». Работа в парах: Называете полное имя соседа и дарите ласковое слово. Рефлексия. Что вы чувствовали, когда вас называли ласково? Вопросы: Кому вы чаще по-доброму и приятно улыбаетесь — своему другу или недоброжелателю? А кто вам чаще по-доброму приветливо улыбается? Слушаю ответы. Обобщаем: Естественно, друг. Ваш личный опыт говорит о том, что доброе и приятное выражение лица, легкая улыбка невольно притягивают к вам людей. |
Ребята работают в парах, называют ласково имена. Делают выводы на основе жизненного опыта. Совместно с психологом обобщают мнения и делают выводы. |
Слайд 2 |
Позитивный настрой на звучание собственного имени
Умение анализировать свои чувства |
|
Упражнение. « Великие люди об улыбке». Работа в группах. Задание: прочти. Выскажите свое мнение. · Улыбка рождает улыбку. · «Улыбайтесь — и весь мир будет улыбаться вместе с вами; плачьте — и вы будете плакать один». Тед Энгстрем · Улыбка проникает нам в душу и выводит на поверхность те причины, по которым нам следует радоваться жизни. · Это — подарок, который мы можем сделать каждому, кто нам встречается, и который можем сделать и самим себе. · Подарок-улыбка стоит нам только небольшое усилие, которое необходимо потратить на улыбку. · Жить с улыбкой — это все равно, что бросать дрожжи в смесь муки с теплой водой: потом остается только ждать, пока тесто поднимется. Так же многократно умножается и улыбка. Джон Телптон. · У оптимиста есть повод для улыбки, а его улыбка выражает его веру в жизнь. Наоборот, пессимист считает, что у него нет причины улыбаться, и живет без улыбок, без веры... и часто оказывается одинок. · Улыбка заразительна! · Множество экспериментов доказало, что когда человек воспроизводит на лице мимику какого-то настроения— именно это настроение к нему и приходит. Кеннет Гуд. |
Каждая группа получает по карточке, обсуждение происходит совместно. Один человек от группы обобщает и предоставляет мнения об высказывании. |
Приложение 1.
|
Формирование умение слушать и понимать, работать коллективно, анализировать материал |
III. Практическое представление и самоанализ поведения по теме занятия |
- Чтобы расположить людей к себе, очень важно уметь оказывать знаки внимания, к которым в первую очередь относятся комплименты. Восточная мудрость гласит: «Истина находится не в словах говорящего, а в ушах слышавшего» Сегодня мы поговорим с вами об этом искусстве, а также о том, как это сделать тактично и правильно. Что такое знаки внимания? Выслушиваю ответы и делаю вывод. Знаки внимания. Знак внимания — это высказывание или действие, обращенное к человеку, которое призвано улучшить его самочувствие и вызвать положительные эмоции, радость. Среди них выделяют комплименты, похвалу и поддержку. - Знаки внимания при общении: комплимент, похвала, поддержка. - Похвала — оценочное суждение, в котором человека сравнивают с другими, причем это сравнение в его пользу. Похвала вызывает неадекватные эмоции в следующих случаях: · когда вас хвалят за то, что вы на самом деле считаете недостойным одобрения; • когда вас хвалит человек, который не пользуется вашим уважением, которого вы считаете недостаточно компетентным, чтобы вас оценивать; • когда вас хвалят, так очевидно сравнивая с другими, пусть и в вашу пользу, что возникает ощущение, что не вас хвалят, а ругают другого. Работа в группах. Задание: найдите слова, чтобы похвалить человека.
Поддержка — знак внимания, оказанный человеку в ситуации, когда он объективно не успешен, и касающийся той области, в которой в данный момент он испытывает затруднения. Например: «Ничего страшного, у всех бывают ошибки! В следующий раз у тебя это обязательно получится! Поддержка исключает сравнение с кем-либо, кроме себя самого. Работа в группах:
Чем отличается поддержка от похвалы? Обобщение ответов детей.
|
Учащиеся высказывают своё мнение о представленных понятиях
Работают в группах. Обсуждение сложившейся ситуации, находят слова для похвалы. |
Слайд 3
Слайд 4, 5
Приложение 2. |
Формирование умения полно и точно выражать свои мысли
Мотивация познавательной активности детейРазвитие коммуникавных качеств
|
Поддержка — знак внимания, оказанный человеку в ситуации, когда он объективно не успешен, и касающийся той области, в которой в данный момент он испытывает затруднения. Например: «Ничего страшного, у всех бывают ошибки! В следующий раз у тебя это обязательно получится! Поддержка исключает сравнение с кем-либо, кроме себя самого. Работа в группах: Задание: Оцените ситуацию и выскажите слова поддержки.
|
|
Слайд 6
Приложение 3. |
Умение анализировать материал, применять его на практике |
|
Комплименты — это слова, содержащие небольшое преувеличение достоинств, которые желает видеть в себе собеседник. В этом смысле мы и рассмотрим комплимент как один из приемов формирования аттракции в деловых отношениях. - Именно поэтому комплименты приносят пользу всем участникам общения. Булат Окуджава - стихи. «Давайте восклицать…» (аудиозапись) . Существуют правила применения "золотых слов". Не зная или нарушая их, можно против своего желания превратить "золотые слова" в банальности (в лучшем случае). Комплимент отличается от лести именно тем, что содержит небольшое преувеличение. Льстец сильно преувеличивает достоинства собеседника. Например, сравните: "Тебе очень идет этот цвет " (комплимент) и "Ты самая красивая" (лесть). Лесть грубее комплимента и чаще может быть отвергнута из-за неправдоподобности. Но есть люди, которым лесть нравится. В деловом общении преимущество принадлежит комплименту. Нельзя отождествлять комплимент и похвалу. Похвала — это положительная оценка. Положительному восприятию комплимента способствует использование в нем фактов, известных обоим партнерам. Отсутствие фактической основы делает комплимент неубедительным и может свести высказывание до уровня банальной лести. Если существуют сомнения, поймет ли собеседник, о каком факте идет речь, то лучше не рисковать и прежде напомнить о нем, а затем уж обыграть его.
|
Прослушивание аудиозаписи.
Знакомятся с отличительной чертой комплимента
|
Слайд 7, 8 |
Проникновение в музыкальный материал |
|
Существуют правила применения "золотых слов". Комплимент должен быть кратким, содержать одну-две мысли, не должен содержать поучений. Необходимо избегать двусмысленных оборотов. Комплименты нужно говорить как можно чаще. Именно практикой достигается легкость и непринужденность в комплименте, что делает его естественным и неотразимым. Комплимент начинается с желания его сказать. Найдите, что вам лично нравится в собеседнике, что бы вы хотели позаимствовать у него. Люди принимают комплименты благосклонно, так как каждому приятно уже одно то, что ему хотят сказать что-то хорошее. Именно поэтому они легко прощают возможные промахи. Поскольку мужчины не избалованы комплиментами, они и менее требовательны к их качеству. Именно поэтому лучше учиться делать комплименты на мужчинах. Как же сделать комплимент комплиментом? Есть несколько правил. 1. "Один смысл". Комплимент должен отражать только позитивные качества человека. В комплименте следует избегать двойного смысла, когда, например, данное качество у человека можно считать и позитивным, и негативным. Например: "Слушая ваши беседы с людьми, я каждый раз удивляюсь вашей способности так тонко и остроумно уходить от ответа!" Здесь явно нарушено это правило, условно названное нами "один смысл". 2. "Без гипербол". Отражаемое в комплименте позитивное качество должно иметь небольшое преувеличение. Например: "Я всегда поражаюсь вашей аккуратности и пунктуальности", — сказал руководитель, принимая отчет от подчиненного. Того эти слова не просто удивили, а изумили. Во-первых, за ним ходит слава прямо противоположного свойства, а во-вторых, сейчас даже повода не было для этих слов, не то, что причины. Как же сделать комплимент комплиментом? Существуют несколько правил. "Без дидактики". Это правило заключается в том, что комплимент должен констатировать наличие данной характеристики, а не содержать рекомендации по ее улучшению. Вот некоторые образцы таких "комплиментов": "Тебе следует быть активнее!"; "Твердость убеждений украшает мужчину! Умей отстаивать свои позиции!". Здесь явно нарушено правило, условно названное нами "без дидактики". "Без приправ". Последнее правило касается не самого содержания комплимента, а тех дополнений, которые нередко следуют за ним. Например: "Руки у тебя действительно золотые. А вот язык твой — враг твой ". Или: "Мне очень импонирует ваша способность располагать людей к себе. Только бы эту способность — За в интересах дела..." Следовательно делая комплимент, удержитесь от ложки дегтя, т.е. подобных дополнений. Следуйте правилу, условно названному нами "без приправ ". Работа в парах. Задание: сделайте друг другу комплимент.
|
Ознакомление с правилами применения комплементов.
|
|
Получение знаний, которые пригодятся в Жизни
Умение отличать верный комплемент от лести
|
|
Приобретают практический навык в умении делать комплементы |
|
|||
IV. Закрепление материала. |
- Какие знаки внимание необходимо употреблять в общении? - Как употребление комплементов может отразиться на общении с людьми? Как вы собираетесь в жизни применять знания, полученные сегодня? |
Обсуждение эффективности данного мероприятия. Дети высказываются о практическом применении умений в обычной жизни. |
|
Умение осуществлять анализ мероприятия. |
V. Рефлексия. |
-Я по кругу пускаю мяч, а вам нужно высказать своё мнение о сегодняшнем занятии. |
Получая мяч, дети делятся свои впечатлением |
|
Умение высказывать своё мнение и понимать речь других |
Приложение 1.
· Улыбка рождает улыбку.
· «Улыбайтесь — и весь мир будет улыбаться вместе с вами; плачьте — и вы будете плакать один». Тед Энгстрем
· Улыбка проникает нам в душу и выводит на поверхность те причины, по которым нам следует радоваться жизни.
· Это — подарок, который мы можем сделать каждому, кто нам встречается, и который можем сделать и самим себе.
· Подарок-улыбка стоит нам только небольшое усилие, которое необходимо потратить на улыбку.
· Жить с улыбкой — это все равно, что бросать дрожжи в смесь муки с теплой водой: потом остается только ждать, пока тесто поднимется. Так же многократно умножается и улыбка. Джон Телптон.
· У оптимиста есть повод для улыбки, а его улыбка выражает его веру в жизнь. Наоборот, пессимист считает, что у него нет причины улыбаться, и живет без улыбок, без веры... и часто оказывается одинок.
· Улыбка заразительна!
· Множество экспериментов доказало, что когда человек воспроизводит на лице мимику какого-то настроения— именно это настроение к нему и приходит. Кеннет Гуд.
Приложение 2.
Приложение 3.
1. Ваша младшая сестрёнка второй год пытается научиться катать на коньках, но не всегда всё получается.
2. У вашего друга за год выходит всего одна «тройка».
3. Ваш дедушка решил освоить компьютер, чтобы общаться с дочерью, которая живёт в другом городе. Но у него не всё получается сразу, дедушка сильно огорчается.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.