Технологические карты по литературному чтению урок 12-18 (3 класс).
Оценка 4.8

Технологические карты по литературному чтению урок 12-18 (3 класс).

Оценка 4.8
Разработки уроков
docx
чтение
3 кл
03.11.2019
Технологические карты по литературному чтению урок 12-18 (3 класс).
Технологическая карта-это один из инструментов работать по-новому, в рамках ФГОС и потребность в составлении технологической карты возникла в связи с тем, что изменились требования к современному уроку. Технологическую карту можно рассматривать как мини-проект учителя и создать её на первых порах учителю достаточно сложно. Её составление занимает немало времени. Данный материал предоставляется для учителей начальных классов. . Готовые технологические карты помогут быстро и качественно подготовиться к уроку.
Урок 12 - 18.docx
У р о к  12. КАК НАУЧИТЬСЯ ЧИТАТЬ СТИХИ. РУССКИЕ ПОЭТЫ XIX–XX ВЕКОВ.  Ф. И. ТЮТЧЕВ «ВЕСЕННЯЯ ГРОЗА», «ЛИСТЬЯ». СОЧИНЕНИЕ­МИНИАТЮРА «О ЧЕМ СКАЖУТ ОСЕННИЕ ЛИСТЬЯ»  (учебник, с. 59–63; рабочая тетрадь, с. 32–33) Тип урока: постановка учебной задачи Педагогические задачи:  создать условия для обучения анализу лирического текста, произведений фотографического искусства; определению настроения, ключевых слов, средств художественной выразительности; выделению объектов фотографии; сравнению поэтических и прозаических произведений, художественных произведений и фотографий; способствовать развитию интереса к чтению лирических произведений П л а н и р у е м ы е   р е з у л ь т а т ы Предметные: научатся называть особенности  жанра лирических произведений;  представлять картины,  описываемые в произведении;  читать стихотворные произведения  наизусть (по выбору), осознанно  читать текст художественного  произведения «про себя»,  использовать приобретенные знания и умения в практической  деятельности и повседневной жизни для высказывания оценочных  суждений о прочитанном  произведении (герое, событии) Метапредметные: познавательные: прогнозируют содержание раздела, осмысленно читают  литературные тексты; понимают настроение стихотворения; определяют  свое собственное отношение; осуществляют поиск необходимой  информации по фотографии; понимают смысл; умеют сравнивать разные  произведения; регулятивные: читают в соответствии с целью чтения (бегло,  выразительно, по ролям и пр.); выбирают вместе с группой форму и  критерии оценивания результатов, осознают смысл и назначение  позитивных  установок на успешную работу, пользуются ими в случае неудачи  на уроке, проговаривая во внешней речи; коммуникативные: соблюдают правила взаимодействия в паре  (распределение обязанностей, составление плана совместных действий);  осознают цель своего высказывания; объясняют сверстникам способы  бесконфликтной деятельности Личностные: эмоционально отзываются на про­ читанное произведение; принима­ ют социальную роль учащегося;  осмысливают мотивы учебной  деятельности О б р а з о в а т е л ь н ы е   р е с у р с ы :  портрет Ф. И. Тютчева, толковый словарь, картина К. Маковского «Дети, убегающие от грозы», иллюстрации  осеннего хвойного и лиственного леса; аудиозапись пьесы П. И. Чайковского «Октябрь» из цикла «Времена года», карточки­памятки Этап урока Содержание деятельности учителя О р г а н и з а ц и о н н а я   с т р у к т у р а   у р о к а 2 Содержание деятельности Формируемые учащегося способы  (осуществляемые действия) деятельности 3 4 1 I. Постановка  учебной задачи II. Изучение  нового  материала. 1. Речевая  разминка. 2. Работа над  стихотворением  Ф. И. Тютчева  «Весенняя  гроза». 1) Первичное  чтение (показ  портрета Ф. И.  Тютчева). 2) Словарно­лек­ сическая работа. Знакомит с задачей урока. – Сегодня вы будете учиться читать стихи, анализировать лирический текст,  познакомитесь с одним из замечательных поэтов XIX века Ф. И. Тютчевым Внимательно слушают Организует прослушивание статьи Я. Смоленского. – Что важного для себя вы услышали в этих советах? Как надо читать стихи? ШУМ, БЛЕСК, ВСПЛЕСК, ГАМ. ГРОМ, ТРЕСК, ПЛЕСК, ТРАМ. – Прочитайте слова, выделяя голосом каждое второе слово. Эти строки похожи  на стихотворение? Чем? Ф. И. Тютчев – удивительный поэт, любящий и понимающий природу. По долгу  службы он долго находился за границей. Не видя родины, поэт тосковал по родным  местам, русской природе. Однажды весной Тютчев вернулся домой, где его застала  гроза. И тут же на свет появились стихи «Весенняя гроза». – Вы внимательно слушали меня? Какие непонятные слова вам встретились? Внимательно слушают. Формулируют ответы  на основе прослушанной  статьи, зачитывают  значимые места. – Есть рифма. Слушают учителя, следят  за чтением. Перлы – жемчужины, что­нибудь чистое, блестящее, сейчас это слово считается  устаревшим; проворный – быстрый, торопливый; гам – нестройный гул голосов;  шум нагорный – шум воды в горах; вторит – повторяет. Находят по словарю  значения слов, записывают  их в тетради. Осознают  и принимают  учебные  задачи Адекватно  воспринимают  информацию. Умеют  слушать в  соответствии с целевой  установкой  урока. Умеют работать  с  информацией,  изложен­ Продолжение табл. 1 3) Жужжащее  чтение. Анализ. 2  Помните, что стихотворение надо читать медленно, стараясь себе представить  картину, которую описывает поэт. – Посмотрите на репродукцию картины К. Маковского. Какие чувства изобразил  художник на своей картине? – Какие чувства испытываете вы, услышав раскаты грома? – Найдите в тексте и зачитайте, что чувствует автор при звуках грозы. – Какие средства использует поэт, показывая грозу, раскаты грома? 4) Выразитель­ ное чтение. – Вспомните советы Я. Смоленского, донесите до нас раскаты грома, выделяя звук  «р­р», внятно произносите текст стихотворения. 3 Читают медленно,  тщательно проговаривая  слова. Рассматривают и  описывают содержание  репродукции картины. Определяют настроение  детей, выражение испуга  на лицах. Выдвигают  предположения о природе страха перед грозой. Зачитывают  соответствующие  строчки. – Эпитеты, олицетворение (примеры из текста). В  первых пяти строчках  автор часто употребляет  раскатистое «р­р­р»: гроза, гром, резвяся,  играя, грохочет,  гремят. Читают текст, опираясь  на советы учителя 3. Работа над  стихотворением  Ф. И. Тютчева  «Листья». Создает условия для прослушивания стихотворения «Листья». Читает стихотворение на фоне тихо звучащей пьесы П. И. Чайковского  «Октябрь». Готовятся к восприятию  музыки и литературного  чтения. 4 ной в  словарных  статьях  справочной  литературы. Выделяют  существенную  информацию  из текста. Владеют  навыками  выразительног о чтения Принимают  и сохраняют  учебную цель  на протяжении 1 2 1) Чтение сти­ хотворения  учителем. – От чьего имени написано стихотворение? – Сколько в нем частей­строф?  – О чем рассказывают листья в первой строфе стихотворения? – С какой интонацией надо читать эту строфу? 2) Словарная  работа. – Есть ли в тексте непонятные слова? Ввек – никогда, зефир – ласковый приятный ветерок, докучные – однообразные,  надоевшие. – Что говорят листья во второй строфе? – Какое настроение при чтении второй строфы? – Какое настроение создает третья строфа? – Как бы вы читали четвертую строфу? – Какие предложения преобладают? – Какие языковые средства помогли это понять? 3) Разбор  языковых  средств. – Поэт использует прием олицетворения – неживым предметам приписываются  свойства живых. Найдите эти слова в тексте. Продолжение табл. 3 4 всего урока. Анализируют,  делают  выводы.  Осознанно и  произвольно  строят речевые высказывания. Делают выводы. Извлекают  информацию  из различных  источников. – От имени листьев. – Четыре.  – О соснах и елях, у  которых хоть и  вечнозеленые иголки, но  зелень  не свежая, сравнивают  с иглами ежа. – С презрением по  отношению к хвойным  деревьям. – Вспоминают лето,  гордятся собой. – Беззаботное, легкое. – Сожаление о  прошедшем лете. – С нетерпением, с  призывом о помощи. – Побудительные. – Большое количество  глаголов, повторы. – В снега и метели  закутавшись, спят; тощая  зелень; играли с лучами,  купались в росе и т. д. 1 4) Выразительное чтение по итогам анализа – У вас на столах лежат памятки «Читай выразительно». 2 – Используя эти рекомендации, прочтите выразительно стихотворение «Листья» III. Домашнее  задание Выучить наизусть стихотворение Ф. И. Тютчева «Весенняя гроза», выразительно  читать. Написать сочинение­миниатюру «О чем расскажут осенние листья» IV. Итог урока.  Рефлексия – Какое настроение у вас от работы на уроке? – Что понравилось? – Чему научились? Дает оценку успешности достижения цели Окончание табл. 3 4 Знакомятся с текстом  памятки, соотносят с  ранее сказанным: •  правильно ставь ударение; •  соблюдай паузы;  •  выбери силу голоса  (тихо, громко); •  определи темп  (медленно, быстро); •  читай эмоционально; •  соблюдай интонации; •  представляй картину, о  чем читаешь. Выразительно читают  стихотворный текст Внимательно слушают,  задают уточняющие  вопросы Владеют  навыками  выразительног о чтения Осуществляют  самоконтроль  учебной  деятельности У р о к  13.  РУССКИЕ ПОЭТЫ XIX–XX ВЕКОВ. А. А. ФЕТ «МАМА! ГЛЯНЬ­КА ИЗ ОКОШКА…»,  «ЗРЕЕТ РОЖЬ НАД ЖАРКОЙ НИВОЙ…»  (учебник, с. 64) Тип урока: освоение нового материала Педагогические   задачи:   создать   условия   для   обучения   анализу   лирического   текста,   произведений   фотографического   искусства   и   живописи (определять   тему,   главную   мысль,   содержание   произведения);   определению   настроения,   средств   художественной   выразительности,   главных (ключевых) слов; способствовать развитию интереса к чтению лирических текстов П л а н и р у е м ы е   р е з у л ь т а т ы Предметные: научатся понимать и осознавать,  почему поэт воспевает родную  природу, какие чувства при этом  испытывает, как это характеризует  самого поэта; осознавать смысл  традиций русского народа, читать  вслух бегло, осознанно, без  искажений, выразительно,  передавая свое отношение к  прочитанному Метапредметные: познавательные: осмысленно читают лирические тексты; понимают  настроение стихотворения; определяют свое собственное отношение;  осуществляют поиск необходимой информации по фотографии,  репродукции картины; осмысливают объекты; регулятивные: формулируют учебную задачу урока в мини­группе,  принимают ее, сохраняя на протяжении всего урока, периодически сверяя  свои учебные действия с заданной задачей; коммуникативные: осмысливают правила взаимодействия в паре и группе  (распределение обязанностей, составление плана совместных действий,  умение договориться о совместных действиях) Личностные: ценят и уважают поэтов, выража­ ющих свои чувства к Родине через художественное слово,  составляют рассказы об этих  людях, передают в своих  рассказах восхищение и уважение  к поэтам О б р а з о в а т е л ь н ы е   р е с у р с ы :  стихотворение С. Есенина «Еду. Тихо. Слышны звоны…», романс «Ель рукавом мне тропинку завесила…» (сл. А. Фета, муз. А. Матюхина), иллюстрации к стихотворению «Мама! Глянь­ка из окошка…», репродукции картин И. Шишкина и А. Саврасова «Рожь», аудиозапись фрагмента пьесы «Август» из цикла «Времена года» П. И. Чайковского О р г а н и з а ц и о н н а я   с т р у к т у р а   у р о к а Этап урока Содержание деятельности учителя 1 I. Проверка  домашнего  задания. 1. Выразительное чтение (наизусть) стихотворения  Ф. Тютчева  «Весенняя  гроза». 2. Сочинение­ миниатюра «О  чем расскажут  осенние листья» 2 – На предыдущем уроке мы познакомились с произведениями русского поэта  Ф. И. Тютчева о временах года – весне и осени. Стихотворение о весне вы учили  наизусть. Вспомните о правилах выразительного чтения, загляните в памятки. Осуществляет индивидуальную проверку. Осуществляет фронтальную проверку. Выделяет в каждом сочинении только  положительные стороны Содержание деятельности учащегося (осуществляемые действия) 3 Выразительно читают  стихотворение наизусть. Осуществляют  самоконтроль,  взаимоконтроль. Представляют свое  сочинение. Осуществляют  самоконтроль,  взаимоконтроль II. Речевая  разминка Организует подготовку к восприятию темы урока. – О каком времени года мы будем говорить, вы узнаете, прочитав строки  стихотворения: Заколдован невидимкой,  Дремлет лес под сказку сна, Словно белою косынкой  Повязалася сосна. Внимательно слушают. Формируемые способы деятельности 4 Владеют  навыками  выразительног о чтения  стихотворения, самоконтроля  и  взаимоконтрол я. Владеют  навыками  составления  небольших  текстов на  заданную тему, придерживаясь основной  мысли, логики  изложения,  самоконтроля  и  взаимоконтрол я Принимают  и сохраняют  учебную  задачу.  Формулируют  ответы на  вопросы  учителя.  Действуют – Начинайте читать шепотом, постепенно усиливая голос. – А теперь наоборот – громкий голос постепенно затихает. – В заключение прочтите выразительно Выполняют задания  согласно рекомендациям  учителя III. Постановка  учебной задачи – Познакомьтесь с темой урока. Сегодня будем учиться анализировать текст,  определять чувства литературного героя, выражать свое отношение к прочитанному Внимательно слушают IV. Изучение  нового  материала. 1. Биография  А. А. Фета. 2. Слушание  романса «Ель  рукавом мне  тропинку  завесила…». 3. Подготовка  к восприятию  текста. – Я познакомлю вас с еще одним замечательным русским поэтом, который  необыкновенно красиво писал о русской природе. Это Афанасий Афанасьевич Фет.  Он родился более 190 лет тому назад в Орловской губернии в семье помещика  Афанасия Шеншина. Фамилия матери Фет стала литературным именем поэта. В  детстве он вместе с деревенскими детьми бегал по лесу, ездил верхом, лазил по  деревьям.  Уже в то время он увлекался стихами, особенно поэзией А. С. Пушкина. Окончив  Московский университет, Фет поступил на военную службу. После отставки вернулся в родовое поместье и до конца жизни писал стихи. Специально для детей Фет не  писал, но его поэзия понятна всем. Строки стихотворений так мелодичны, что ко  многим из них написана музыка. – Какие чувства у вас возникли при прослушивании этого романса? – Какую картину вы увидели? Внимательно слушают.  Отвечают на вопросы. – Работая над стихотворением Ф. И. Тютчева, мы говорили об осени, когда «буйные  ветры» срывают листочки с деревьев. Что происходит в природе потом? (Можно показать слайды с пейзажами зимы.) учителя  согласно  инструкции. Владеют  навыками  выразительног о чтения  стихотво­ рения Осознают  и принимают  учебную  задачу Умеют  слушать в  соответствии с целевой  установкой.  Формулируют  ответы на  поставленные  учителем  вопросы.  Осуществляют  логические  действия. – Что вы чувствовали, когда после дождливой, грязной осени вы видели первый снег? Описывают свои   4. Работа над  стихотворением  А. Фета «Мама!  Глянь­ка из  окошка…». 1)  Прослушивание  образца – чтения  учителем. 2) Анализ  стихотворения. – Сегодня вы познакомитесь со стихотворением А. А. Фета «Мама! Глянь­ка из  окошка…» и узнаете, какие чувства испытал он, когда в детстве увидел первый  выпавший снег. (Показ иллюстраций к тексту.) – Понравилось вам стихотворение? – Какие чувства у вас возникли? – От чьего имени написано это стихотворение? – Что удивило ребенка, когда он выглянул в окошко? – Какое слово вам показалось непонятным? – Найдите это слово в словаре и прочтите его значение. – Как понимаете выражение все убрал кусты? – Найдите в тексте восклицательные предложения, прочтите их с выражением. – Что хотел сказать автор, выделив эти слова? – С какой интонацией надо читать вопросительное предложение? – У автора нет названия этого стихотворения. А как бы вы его назвали? ощущения. Внимательно слушают. Слушают чтение, отмечая непонятные слова. Стараются уловить  настроение, делятся  впечатлениями. – Тороватый – щедрый,  не скупой. – Украсил, нарядил. – Передать чувство  восторга, радости,  желание поделиться этим  с окружающими. – Неуверенно, с  ожиданием получить  положительный ответ. Совместно с соседом  по столу обсуждают  название стихотворения. Принимают  и сохраняют  учебную цель,  анализируют,  дают оценку  событиям.  Осознанно и  произвольно  строят речевое высказывание в устной форме.  Владеют  навыками  выразительног о чтения  стихотворения. Формулируют  ответы на  поставленные  учителем  вопросы.  Понима­ 1 2 3) Подготовка  к  выразительному  чтению. – Прочтите текст самостоятельно, «про себя». – Отметьте места, где не надо делать паузы в конце строки. – А где надо делать короткие паузы? – Прочитайте стихотворение по парам, обращаясь друг к другу. – Прочтите стихотворение методом жужжащего чтения. – Какой вы видите картину, описанную поэтом? – Какими художественными средствами пользуется автор? – Найдите в тексте слова, которыми описывает автор картину. – Какие слова непонятны? Продолжение табл. 3 4 ют на слух  ответы  учащихся.  Строят  понятные для  собеседника  высказывания.  Рассматривают и описывают  содержание  картин Отмечают в учебниках. – Где есть перечисление. – Летний вечер, месяц,  закат солнца, ржаное  поле. – Эпитеты,  олицетворения. Зачитывают после  совместного обсуждения  в парах. – Смежает – закрывает. 5. Работа над  стихотворением  А. Фета «Зреет  рожь над жаркой  нивой…». 1) Первичное  чтение  стихотворения  учащимися. 2) Словесное  рисование. 3) Выборочное  чтение. 4) Словарная  работа. 5)  Рассматривание и описание картин.  Прослу­шивание  музыкального  фрагмента. 6) Выразительное  чтение  стихотворения – Посмотрите на картины А. Саврасова и И. Шишкина «Рожь» и послушайте  фрагмент произведения П. И. Чайковского «Август». – Что объединяет эти произведения и стихотворение А. Фета? – Прочитайте стихотворение выразительно Прослушивают мелодию,  рассматривают  репродукции, делятся  впечатлениями. – Любовь к природе,  родине 1 V. Домашнее  задание VI. Рефлексия.  Итог урока Нарисовать иллюстрацию к стихотворению А. Фета (по выбору), подготовить  выразительное чтение стихотворения «Мама! Глянь­ка из окошка…» 2 – Какой отзвук находят эти стихи в вашей душе? – С чем вы познакомились впервые? – Как передают настроение музыканты, художники и поэты? – Что вам дал сегодняшний урок? Отвечайте по кругу, выбирая одно из написанных  на доске предложений: •  Сегодня я узнал… •  Я научился… •  Я приобрел… •  Я почувствовал… •  Было интересно… •  Меня удивило… •  Я попробую… Окончание табл. 3 Внимательно слушают,  задают уточняющие  вопросы Делают выводы и  обобщения.  Осуществляют  самоанализ 4 Принимают  и сохраняют  учебную  задачу Владеют  навыками  самоанализа У р о к  14. РУССКИЕ ПОЭТЫ XIX–XX ВЕКОВ.  ОБНОВЛЕНИЕ ПРИРОДЫ, ОТРАЖЕННОЕ В СТИХАХ И. С. НИКИТИНА.  «ПОЛНО, СТЕПЬ МОЯ, СПАТЬ БЕСПРОБУДНО…» (учебник, с. 66–67; рабочая тетрадь, с. 33) Тип урока: решение частных задач Педагогические задачи: создать условия для овладения навыками работы над лирическим произведением; совершенствовать навыки правильного,  осознанного, выразительного чтения; способствовать развитию умения переводить информацию, воспринятую на слух, в зрительные образы и  обратно в словесную форму; образного мышления, творчества, воображения; обогащению словарного запаса; формированию навыка словесного  рисования; содействовать воспитанию любви к малой Родине, умения видеть прекрасное в поэзии Предметные: научатся пользоваться  элементарными приемами анализа  текста  по вопросам учителя (учебника);  находить в произведении средства  художественной выразительности (сравнение, олицетворение); читать  вслух бегло, осознанно, без  искажений, выразительно,  передавая свое отношение к  прочитанному П л а н и р у е м ы е   р е з у л ь т а т ы Метапредметные: познавательные: анализируют литературный текст с опорой на систему  вопросов учителя (учебника), выявляют основную мысль произведения,  формулируют её на уровне обобщения в совместной коллективной  деятельности; регулятивные: формулируют учебную задачу урока, принимают ее,  сохраняют на протяжении всего урока, периодически сверяя свои действия Личностные: знают наизусть стихотворения о  Родине, красоте ее природы,  читают их выразительно,  передавая самые позитивные  чувства к Родине с заданной задачей; читать в соответствии с целью чтения (бегло,  выразительно, по ролям, выразительно наизусть и пр.); анализировать  причины успеха/неуспеха с помощью оценочных шкал и знаковой системы; коммуникативные: находить нужную информацию через беседу со  взрослыми, учебные книги, словари, справочники, энциклопедии О б р а з о в а т е л ь н ы е   р е с у р с ы :  слайды весенней природы (лес, степь, сад), портрет И. Никитина, толковые словари О р г а н и з а ц и о н н а я   с т р у к т у р а   у р о к а Этап урока Содержание деятельности учителя 1 I. Проверка  домашнего  задания 1. Организует выставку детских работ (перед началом урока). 2. Дает оценку выразительному чтению стихотворения А. Фета «Мама! Глянь­ ка из окошка…» 2 II.  Актуализация  опорных  Демонстрирует слайды весенней природы. – Рассмотрите картины природы. Какое время года на них изображено? Докажите  это. Содержание деятельности Формируемые учащегося способы (осуществляемые действия) деятельности 3 4 Выразительно читают  стихотворение,  анализируют детские  работы, представленные на  выставке Выдвигают предположения, аргументируют. Формулируют учебную  Слушают  взрослого  и сверстников,  дают  объективную  оценку работе  сверстников Актуализирую т жизненный  опыт,  формулируют, знаний.  Постановка  учебной задачи III. Изучение  нового  материала. 1. Биография  И. С. Никитина. 2. Работа над  стихотворением  И. С. Никитина  «Полно, степь  моя, спать  беспробудно…»: – Прочтите тему урока и попробуйте сформулировать учебную задачу. – Да, сегодня на уроке мы познакомимся с творчеством русского поэта И. С.  Никитина, будем определять, какими художественными средствами передает поэт  настроение весны, учиться выразительному чтению – Иван Саввич Никитин родился в Воронеже, отец его был купцом – владельцем  свечного завода. Мальчик учился в училище, но закончить его не удалось, потому  что отцу грозило разорение и надо было помогать ему в торговых делах.  Маленькому Ивану пришлось испытать все проблемы взрослого человека:  зарабатывать на хлеб, отказаться от юношеских увлечений. Стихи начал писать  рано, но не печатал их, так как не был уверен в успехе. Но уже первое напечатанное  стихотворение «Русь» принесло ему известность и открыло дорогу в мир  литературы. – Какие чувства испытываете вы после прослушивания этого стихотворения? – Как вы можете описать ваше настроение? – Какое настроение бывает у природы с приходом весны? Радостное или печальное? – Найдите в тексте картины природы, прочтите описание. задачу. Внимательно слушают принимают и  сохраняют  учебную  задачу Слушают рассказ учителя. Адекватно  воспринимают  информацию. Высказывают свое мнение. Высказывают и 1) Первичное  чтение  стихотворения  учителем. – Посмотрите слайды о весне.  – О какой природной зоне пишет автор? Уберите «лишнее». – Поэт пишет о весне в степи. Рассмотрите картины степи. Какие характерные  особенности заметили? – О степи. Рассматривают и  описывают содержание  картин. 2) Работа со  словарем. – Найдите в словаре определение степи. Зачитывают определение:  степь – равнина, порос­шая травянистой  растительностью.  Характерная особенность –  отсутствие леса. аргументиру­ ют свое  мнение. Владеют  навыками  выбороч­ного  чтения. Знают  характерные  признаки  природной  зоны степи. Владеют  навыком  работы со  словарем. – Объясните значение слов полно, ковыль, копны, в угоду. 3) Анализ  произведения Создает условия для проведения анализа стихотворения. – Местом действия поэт выбрал степь. Подобные пейзажи привлекают своей  скромной прелестью, раздольем, строгостью и степенностью. – Прочтите весь текст методом «жужжащего чтения». – К кому обращается поэт в стихотворении?   – Какие строчки стихотворения доказывают, что степь в изображении автора  живая? – Как называется этот художественный прием? – Какие картины природы сменяют друг друга? – Как бы вы озаглавили стихотворение? Почему? Работают со словарем  в парах: в угоду косцам – сделать  приятное, угодить; полно (спать беспробуд­ но) – хватит; ковыль – степная трава; копны – небольшой  округлый стог сена. Выполняют рекомендации  учителя. – К степи. Зачитывают с выражением  строчки стихотворения,  аргументируют свой ответ. – Олицетворение. – 1­я картина – степь дол­ жна пробудиться и умыть­ ся росою, нарядиться в  цветы; 2­я картина – наступление  весны, летят журавли  караваном, ручьи по  оврагам шумят; 3­я картина – небо с  плывущими тучами Осуществляют  анализ  произведения,  строят речевое связное  высказывание.  Понимают  смысл  произведения IV. Проверка  знаний 1. Предлагает собрать пословицы и поговорки из половинок текста: …всем красна. …весну принесла. Один весенний день…  Матушка весна…  Составляют пословицы,  объясняют скрытый смысл  пословиц. Согласовывают усилия  по решению …год кормит. 2. Дает задание поработать в парах и зачитать приметы весны Вода с гор потекла…  V. Домашнее  задание •  Выразительно читать стихотворение. •  Разделить весь текст на части, записать в рабочей тетради на с. 33 VI. Итог урока.  Рефлексия – Что понравилось на уроке? – Что открыли для себя нового? – Как оцениваете свое участие в уроке? Обсуждают задание  в парах, предлагают  совместную версию Уточняют задания,  принимают к сведению  информацию Дают оценку своей работе,  анализируют активность  участия учебной задачи,  договариваютс я и приходят к  единому  мнению при  работе в парах Принимают  и сохраняют  учебную  задачу Строят  монологически е  высказывания У р о к  15. РУССКИЕ ПОЭТЫ XIX–XX ВЕКОВ. ПОЭТИЧЕСКАЯ КАРТИНА ЗИМЫ.  И. С. НИКИТИН «ВСТРЕЧА ЗИМЫ» (учебник, с. 68–71) Тип урока: решение частных задач Педагогические  задачи:   создать   условия   для   ознакомления   с   произведением   И.   С.   Никитина;   способствовать   формированию   умения   видеть образные  языковые  средства;  развитию  умений  сравнивать   и  сопоставлять   живопись   и поэзию;   совершенствовать   умения   выразительно  читать стихотворные произведения, связно рассказывать о своих впечатлениях; содействовать воспитанию любви к родной природе П л а н и р у е м ы е   р е з у л ь т а т ы Предметные: научатся находить эпизод из  прочитанного произведения для  ответа на вопрос или  подтверждения собственного  Метапредметные: познавательные: осознавать смысл межпредметных понятий: лирический герой,  изобразительно­выразительные средства языка (сравнение и эпитет); регулятивные: читать в соответствии с целью чтения (бегло, выразительно, по  ролям, выразительно наизусть и т. д.), предлагать варианты устранения причин  Личностные: предлагают формы и  варианты проявления  своих чувств по  отношению мнения; понимать особенности  стихотворения: расположение  строк, ритм, рифма; читать вслух  бегло, осознанно, выразительно неудач на уроке; коммуникативные: вырабатывать в группе или паре критерии оценивания  выполнения того или иного задания (упражнения); строить связное высказывание  из 7–8 предложений по теме к Родине в стихах О б р а з о в а т е л ь н ы е   р е с у р с ы :  аудиозапись музыкального произведения А. Вивальди «Времена года. Зима», репродукция картины А. Пластова «Первый снег», карточки с текстом образных языковых средств, запись стихотворения «Встреча зимы» в исполнении актера, толковые словари, слайды «Зимний день», «Дождливая погода», «Речка зимой», «Первый снег», «Сумрачный лес» О р г а н и з а ц и о н н а я   с т р у к т у р а   у р о к а Этап урока Содержание деятельности учителя 1. Организует выборочное чтение. 2 1. Организует выборочное чтение. – Какое стихотворение читали? Кто автор? – Как надо читать стихотворение? – Подготовьтесь читать стихотворение выразительно вслух. Прочитайте его про  себя. 2. Осуществляет фронтальную проверку письменной работы, оценивает  результат 1 I. Проверка  домашнего  задания.  I. Проверка  домашнего  задания. 1. Выразительное чтение  стихотворения  И. Никитина  «Полно, степь  моя…». 2. Деление  текста на  значимые части Содержание деятельности Формируемые учащегося способы  (осуществляемые действия) деятельности 3 4 Демонстрируют готовность  к уроку. Демонстрируют готовность  к уроку. Читают 2–3 ученика II.  Актуализация  опорных  знаний.  Постановка  учебной задачи. 1. Работа над  скороговоркой. 2. Работа над  загадкой. 3. Постановка  учебной задачи III. Изучение  нового  материала. 1. Слушание  стихотворения  И. Никитина  «Встреча зимы»  в исполнении  актера. 2. Словарная  работа. 1) Словарно­лек­ сическая работа. Организует подготовку к восприятию учебной задачи. Зимой поле белое, Промерзлое, заледенелое. – Прочтите медленно, четко выговаривая каждое слово. – Прочтите еще дважды, с каждым разом увеличивая темп и силу голоса. Снег на полях, лёд на реках, Вьюга гуляет. Когда это бывает? – О чем будем говорить на уроке? Почему вы так решили? – Сегодня мы продолжим изучать творчество замечательного русского поэта  И. С. Никитина, будем учиться выразительному чтению, нахождению в тексте  образных языковых средств Организует прослушивание стихотворения под звуки музыки А. Вивальди. – Во время прослушивания обратите внимание на смену картин природы.  – Какое настроение у вас после прослушивания стихотворения? – Что помогло создать это настроение? – Именно в этом стихотворении раскрывается волшебная сила зимы. Поэт показал,  как на смену осени грустной, туманной, приходит радость первого снега,  белоснежной чистоты природы. Организует работу у доски. – Прочитайте словосочетания, записанные на доске, поставьте ударения на  выделенную букву: ПОУТРУ     ВЧЕРА     ДОЖДЬ. В ПОЛДЕНЬ     ДОЖДЬ     ПЕРЕСТАЛ. НЕТ     НИГДЕ     ОБЛАЧКА. Слушают задания учителя,  выполняют инструкции. – Зимой. Выдвигают предположения  о теме предстоящего урока. Внимательно слушают Прослушивают текст  стихотворения, соотносят  его с музыкальным фоном. Формулируют ответы,  озвучивают их. Осуществляют  логические  действия. Владеют  навыками  быстрого и  четкого чтения. Выделяют  существенную  информацию,  принимают  и сохраняют  учебную  задачу Анализируют,  осознанно  строят речевые высказывания,  осуществ­ляют словар­ ную работу  с опорой на  словари. Согласовывают усилия по  решению  учебной  задачи. 2) Подбор  синонимов к  словам. 3. Чтение  стихотворения,  анализ  содержания.  4. Работа по  картине А.  Пластова  «Первый снег» IV. Проверка  знаний НАШЕЙ     РУСИ     СВЯТОЙ. – Прочтите хором, делая акцент на ударном слоге: сумрачный – тёмный раздолье – простор              хмельной – пьяный              искони – с давних пор Организует чтение и обсуждение произведения. – В этом стихотворении автор показал смену картин природы. Прочитайте, что  происходит утром, в полдень, на рассвете. – На слайдах представлены картины природы. Восстановите последовательность  рисунков в соответствии с текстом стихотворения. – Почему людей радует первый снег? Найдите в тексте эти строки, прочтите их. – Как вы думаете, поэт любил зиму? Подтвердите это словами из текста. – Как проявляет поэт свое отношение к русским людям? – Что чувствуют дети при виде первого снега? – Как передали ощущение первого снега художник и поэт? – Несмотря на то что картина появилась спустя 100 лет после стихотворения, они  очень созвучны. – Какими средствами искусства можно передать чувства людей? – Заполните карточки, которые находятся у вас на столах. Необходимо дать  определение группам слов, являющихся выразительными средствами языка: (сравнение) ________ туман облаками вставал, снег лежит полотном, как алмазы  горят; (эпитет) _________ угрюмые небеса, воздух легок и чист, в чистом поле весна  золотая; (метафора) __________ плакал лес, начал падать снежок, замерзла река, мороз  Планируют  свои действия  в связи с  поставленной  задачей. Читают по цепочке.  Взаимодействуют с  учителем. Находят соответству­ ющие отрывки, зачи­ тывают их. Устанавливают изменение динамичности картин природы. – Радость, восхищение  красотой природы,  ожидание веселья: игра в  снежки, катание на санках с горы. – С помощью музыки Строят  монологически е  высказывания Работают в парах,  согласовывают свои  утверждения Слушают  собеседника,  аргументирова нно  отстаивают  свою точку  зрения трещит, кровь горит V. Домашнее  задание Объясняет суть задания. Выучить наизусть понравившийся отрывок, проиллюстрировать его VI. Итог урока.  Рефлексия – Что нового открыли для себя на этом уроке? – Чему научились? – Какое впечатление произвела на вас поэзия И. С. Никитина? – Ответьте одной фразой: «Я почувствовал…» Внимательно слушают  объяснение учителя,  уточняют Отвечают на вопросы,  делают выводы и  обобщения Принимают  и сохраняют  учебную  задачу Осуществляют  самоконтроль  учебной  деятельности У р о к  16. РУССКИЕ ПОЭТЫ XIX–XX ВЕКОВ.  ОБРАЗЫ ДЕТЕЙ В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ И. З. СУРИКОВА «ДЕТСТВО», «ЗИМА» (учебник, с. 72–77) Тип урока: постановка учебной задачи Педагогические задачи: способствовать формированию мыслительной деятельности учащихся, максимальному выявлению и использованию  индивидуального опыта ребенка, развитию творческих способностей, наблюдательности, образного мышления, речи; совершенствовать навыки  чтения через анализ поэтического произведения Предметные: научатся задавать вопросы по  прочитанному произведению,  находить на них ответы в тексте,  осмыслять специфику лирического  стихотворения; читать вслух бегло,  осознанно, выразительно П л а н и р у е м ы е   р е з у л ь т а т ы Метапредметные: познавательные: предлагают вариант решения нравственной проблемы,  исходя из своих нравственных установок и ценностей; регулятивные: формулируют учебную задачу урока в мини­группе (паре),  принимают ее, сохраняют на протяжении всего урока, периодически сверяя свои учебные действия с заданной задачей; осознают смысл и назначение  позитивных установок на успешную работу; коммуникативные: строят диалог в паре или группе, задают вопросы  на осмысление нравственной проблемы Личностные: осознанно готовятся к урокам  литературного чтения, выполняют  задания О б р а з о в а т е л ь н ы е   р е с у р с ы : портрет И. З. Сурикова, слайды с картинами крестьянского быта, аудиозапись фрагментов песен «Рябина», «Степь да степь кругом» О р г а н и з а ц и о н н а я   с т р у к т у р а   у р о к а Этап урока Содержание деятельности учителя 1 I. Проверка  домашнего  задания. Организует проверку домашнего задания. Оценивает работы детей, отмечает  творческий подход 2 Содержание деятельности учащегося (осуществляемые действия) Формируемые способы  деятельности 3 4 Принимают  и сохраняют  учебную зада­ 1 1. Выставка  детских  иллюстраций. 2. Чтение  отрывков  наизусть II.  Актуализация  опорных  знаний. 1. Отгадывание  загадки. Предлагает отгадать загадки. 1) Наступили холода,  Обернулась в лёд вода.  Длинноухий зайка серый  Обернулся зайкой белым. Кто скажет, кто знает, Когда это бывает? 2) Запорошила дорожки,     Разукрасила окошки,  Радость детям подарила И на санках прокатила. – Зимой. – Зима. 2. Речевая  разминка. – Прочтите скороговорку медленно, выделяя голосом глаголы; затем прочтите друг  другу в парах: Вез на горку Саня за собою сани. Ехал с горки Саня, а на Сане сани. 3. Постановка  учебной задачи – На какую тему загадки и скороговорка? Выдвигают  предположение о  содержании урока. 2 Продолжение табл. 3 4 чу. Действуют  согласно  инструкции  учителя.  Владеют  навыками  выразительног о чтения  стихотворения Осуществляют  логические  действия. Владеют  навыками  четкого  и скорого  произношения  слов. – Мы продолжаем знакомство с поэтами, воспевающими русскую природу.  Попытаемся понять, какие чувства хотели донести до нас поэты того далекого  времени; будем развивать творческие способности Внимательно слушают  III. Изучение  нового мате­ риала. 1. Биография  И. З. Сурикова. Демонстрирует портрет поэта, рассказывает биографию. – Иван Суриков был родом из семьи крепостного крестьянина. Чтобы платить оброк  помещику, его отец должен был работать в овощной лавке в Москве. Когда Ване  исполнилось 8 лет, у него умерла мать. Беззаботное детство закончилось, и мальчик  едет к отцу помогать в лавке. Стихи начал писать рано, но родственники не  принимали всерьез его талант. И только благодаря поэту А. Плещееву Суриков начал  в 16 лет издавать свои стихи. Главная тема – тяжелое положение народа. Стихи И. Сурикова отличались особой мелодичностью, многие стали народными. (Предлагает прослушать фрагменты песен на стихи И. Сурикова.) К сожалению, поэт так и не смог выбраться из нищеты и, заболев чахоткой, умер  в возрасте 39 лет. Жизнь И. Сурикова была трудной, безрадостной, но до восьми лет,  пока была жива мама, он считал детство счастливым. Детства прошлого картины, только вы светлы: Выступаете вы ярко из сердечной мглы. Внимательно слушают. 2. Работа над  стихотворением. Выразительно читает стихотворение. – С каким чувством поэт говорит о детстве? 1) Первичное  чтение  стихотворения  учителем. 2) Словарная  работа. 3) Беседа по  содержанию. – Почему именно о детстве так проникновенно звучат его стихи? – В тексте много слов, которые в наше время не употребляются. Но чтобы ярче  представить картину того времени, вы должны знать смысл этих слов: кубарем качуся – быстро, стремительно; лапти – крестьянская обувь, сплетенная из лыка; светец – подставка для лучины, освещавшей жилище; прялка – приспособление для ручного прядения; прясть – скручивать, делать нити. Организует беседу по содержанию стихотворения. •  Похожи ли забавы крестьянских детей на современные забавы? •  Чем вечером при свете лучины занималась семья? – С сожалением, что  не вернуть. – Самые приятные  воспоминания. Рассматривают слайды  с изображениями  крестьянского быта. Предлагают свои  варианты ответа. Осознают  и принимают  учебную  задачу Умеют  слушать в  соответствии с целевой  установкой,  выделяют  существенное. Соотносят  полученную  информацию  со зрительным  образом. Формулируют  ответы на  вопросы,  поставленные  учителем. Владеют  навыками  работы  со справочной  литературой. Сохраняют  учебную  задачу,  анализиру­ Продолжение табл. 3 4 1 3.  Самостоятельное чтение  учащимися.  Анализ  произведения 2 Создает условия для анализа стихотворения. – Какую из картин вы ярче себе представили? Перед вами слова­опоры: •  вот моя деревня; •  весело хохочут; •  тихо речь журчит; •  чудный сад цветет. – Прочтите первые пять строчек. Что необычного вы заметили? – Как вы думаете, для чего автор это сделал? IV. Проверка  знаний. Проводит фронтальный блицопрос. – От чьего имени ведется рассказ? – Что приснилось мальчику? – Что изменилось с приходом утра? – В каких строках выражена главная мысль стихотворения? – Почему автор сравнивает детские годы с водой? Составляют мини­ рассказ, демонстрируют  творческий подход,  самостоятельность  мышления. – Повторы слова «вот». – Обратить внимание  на важные для него вещи Формулируют краткие, но содержательные ответы. Зачитывают последнее  четверостишие. – Проходят так же  быстро, как и течет вода ют, дают  оценку  событиям.  Осознанно и  произвольно  строят речевое высказывание в устной форме.  Владеют  навыками  выразительног о чтения  стихотворения Формулируют  ответы на  поставленные  учителем  вопросы.  Понимают на  слух ответы  учащихся.  Строят  понятные для  собеседника  высказывания Осознают  и принимают  учебную  задачу.  Осуществляют  поиск средств  V. Домашнее  задание 1. Самостоятельно прочесть стихотворение «Зима», ответить на вопросы в учебнике на с. 77. 2. Выучить понравившийся отрывок из этого стихотворения Внимательно слушают,  задают вопросы по теме 1 VI. Итог урока.  Рефлексия – С каким поэтом познакомились? – Чему научились? – Как эти знания вам пригодятся в жизни? 2 Окончание табл. 3 4 Отвечают на вопросы.  Делают выводы и  обобщения Владеют  навыками  познавательной и личностной  рефлексии У р о к  17. УРОК­КОНЦЕРТ «ЗНАЙ И ЛЮБИ РОДНУЮ ПРИРОДУ!»  (рабочая тетрадь, с. 34–35) Тип урока: обобщение знаний Педагогические   задачи:  учить   читать   лирические   произведения,   определять   их   настроение,   слова,   создающие   настроение,   рассматривать произведения живописи; соотносить произведения литературы и живописи; создать условия для развития умений определять тему, главную мысль, содержание произведения, создавать свой собственный текст на основе репродукции картины; обучать работе с книгой, пользованию тематическим каталогом П л а н и р у е м ы е   р е з у л ь т а т ы Предметные: научатся читать вслух бегло, осо­ знанно, без искажений,  выразительно, передавая свое  отношение к прочитанному,  выделяя при чтении важные по  смыслу слова, соблюдая  паузы между предложениями и  частями текста; читать наизусть;  задавать вопросы по прочитанному  произведению, находить на них  ответы в тексте; делиться своими  Метапредметные: познавательные: понимают значение лирических текстов; размышляют над ними; определяют настроение, главную мысль в тексте,  последовательность событий; осуществляют отбор опорных (ключевых)  слов для создания собственного текста, осуществляют поиск необходимой  информации в книге; на основе фактов составляют собственный текст по  итогам исследования; понимают произведения живописи; определяют темы произведения, главную мысль, содержание, интерпретируют текст в  соответствии с заданием; регулятивные: осознают смысл и назначение позитивных установок на  успешную работу, пользуются ими в случае неудачи на уроке,  проговаривая во внешней речи; Личностные: осмысляют базовые ценности (красота, любовь, понимание);  посещают по своему желанию  библиотеку для подготовки к  урокам литературного чтения впечатлениями о прочитанных  книгах,  участвовать в диалогах и  дискуссиях о прочитанных книгах коммуникативные: оформляют 3–4 слайда к проекту, письменно  фиксируя основные положения устного высказывания О б р а з о в а т е л ь н ы е   р е с у р с ы : аудиозапись музыкальных произведений из цикла «Времена года» П. И. Чайковского; репродукции картин: И. Крачковский «Зима в Крыму», Н. Крымов «Розовая зима», А. Пластов «Первый снег», А. Венецианов «На пашне. Весна», «На жатве. Лето»,  И. Левитан «Золотая осень», В. Дворцов «Майский дождь», детские рисунки на тему «Времена года» О р г а н и з а ц и о н н а я   с т р у к т у р а   у р о к а Этап урока Содержание деятельности учителя 1 2 I. Актуализация опорных знаний Организует беседу. – На последних уроках вы познакомились с творчеством русских поэтов XIX–XX вв. Назовите их имена. – Назовите основную тему этих произведений. – С какой целью мы работали над стихотворениями? Содержание деятельности учащегося (осуществляемые действия) Формируемые способы  деятельности 3 4 – Ф. И. Тютчев,  А. А. Фет, И. С. Никитин,  И. З. Суриков. – Русская природа, народ. – Чтобы научиться выра­ зительно читать, находить  образные средства, уметь  высказывать свои  суждения Умеют  слушать в  соответствии с целевой  установкой.  Выделяют  существенную  информацию. Строят  речевое  высказывание в устной форме Принимают  и сохраняют  учебную цель – Какие правила надо помнить, приступая к чтению стихотворения? (См. урок 12.) II. Постановка  учебной задачи Просит сформулировать учебную задачу. – Прочтите тему урока и сформулируйте учебную задачу. Формулируют учебную  задачу III. Сообщение  темы урока Создает эмоциональный настрой  (звучит музыка П. И. Чайковского из цикла «Времена года»). Внимательно слушают  музыку, настраиваются на  Адекватно  воспринимают – Тема природы – вечная тема в творчестве поэтов, музыкантов, художников.  Обратите внимание на выставку ваших работ – они тоже посвящены временам года.  Сегодня мы совершим необыкновенное путешествие: погрузимся в тишину зимнего  леса, ощутим степной зной, услышим звон ручья, будем любоваться осенними  листьями. Сейчас четверо из вас расскажут о своем любимом времени года.  Расскажите так душевно, чтобы другие тоже полюбили это время года. восприятие. Зачитывают заранее под­ готовленные сообщения об  одном из времен года информацию IV. Презентация времен  года.  1. Зима. Организует очередность выступления, создает эмоциональный настрой. Показывает слайд с картиной И. Крачковского «Зима в Крыму», сопровождая  музыкальным фрагментом (П. И. Чайковский «Ноябрь»). 1­й  у ч е н и к .   Почему я люблю зиму. Показывает слайд с картиной А. Пластова «Первый снег», сопровождая  музыкальным фрагментом (П. И. Чайковский «Январь»). – Любит детвора зиму: и на санях с горы скатиться, и на лыжах по лесу пробежать, и в снежки поиграть с друзьями. Демонстрирует репродукцию картины Н. Крымова «Розовая зима»,  сопровождая показ музыкальным фрагментом (П. И. Чайковский «Февраль»). 2­й у ч е н и к .  Поутру вчера дождь В стекла окон стучал, Над землею туман Облаками вставал… (И. Никитин «Встреча  зимы».) 3­й у ч е н и к .  Белый снег, пушистый В воздухе кружится... (И. Суриков «Зима».) 4­й у ч е н и к .  Вот моя деревня, Вот мой дом родной…  (И. Суриков «Детство».) Выразительно  читают, слу­ шают  собеседника. Формулируют  свое мнение  и позицию. 2. Весна. Создает проблемную ситуацию. – О каком времени года будем говорить? Отгадайте загадку: Отгадывают загадку. Она приходит с ласкою  И со своею сказкою.  Волшебной палочкой взмахнет – В лесу подснежник расцветет. – Какие цвета выбрали бы для иллюстрации этого времени года? Почему? Организует показ слайдов с изображением весенних пейзажей: •  картина А. Венецианова «На пашне. Весна», музыкальное сопровождение: П. И. Чайковский «Март»; •  картина В. Дворцова «Майский дождь», музыкальное сопровождение: П. И.  Чайковский «Апрель»; 1­й у ч е н и к . Чем меня  покорила весна. 2­й у ч е н и к   (выразительное чтение).  Полно, степь моя, спать…  (И. Никитин.) 3­й у ч е н и к  (наизусть).  Люблю грозу в начале мая…  (Ф. Тютчев.)  3. Лето. – Пробудилась земля от зимнего сна, поселила в душах людей ожидание счастья,  приятного волнения. На смену весны спешит лето – время буйного цветения, зноя.  За что мы можем полюбить это время года? Напоминает о выразительности чтения. 1­й у ч е н и к . Что может  быть лучше лета? 2­й у ч е н и к . Зреет рожь  над жаркой нивой…  (А. Фет.) Показывает слайд с изображением картины А. Васнецова «На жатве. Лето»,  сопровождая музыкальным фрагментом (П. Чайковский «Август»). 4. Осень. Кон­ курс «Знатоки» – Осень богаче всех времен года на пословицы и поговорки. Я начну поговорку, а вы должны ее закончить: •  Весна красна цветами, а осень… (снопами). •  Осенью скот жиреет, а человек... (добреет). •  Цыплят по осени... (считают). •  Как сено косят, так дождей... (не просят) 1­й у ч е н и к .  Люблю  я пышное природы  увяданье… Произносят окончания  поговорок и объясняют  скрытый смысл. 2­й у ч е н и к   (выразительное чтение).  Пусть сосны и ели…  (Ф. Тютчев «Листья».) 3­й у ч е н и к . Осень.  Выдвигают  предположени я,  обосновывают  их. Умеют  слушать,  дополнять  ответы. Анализируют,  строят речевые высказывания V. Итог урока.  Рефлексия Организует работу по формированию самооценки, оценивает эмоциональный  настрой класса после проделанной работы. – С какой любовью, наблюдательностью писали русские поэты XIX века о природе!  Они обладали даром рисования словами, как художники пишут красками,  композиторы – передают чувства через музыку. – Какие чувства испытали вы, видя прекрасные работы художников, слушая  произведения великого композитора, стихи в исполнении ваших одноклассников? – Помните, природа – часть души человека. Оберегая природу, вы очищаете свою  душу Обсыпается весь наш  бедный сад... (А. Толстой.) Внимательно слушают. Отвечают на вопросы Владеют  навыками  познавательной и личностной  рефлексии У р о к  18. ОБОБЩЕНИЕ. СТРАНИЦЫ РУССКОЙ КЛАССИКИ (учебник с. 79–80) Тип урока: систематизация знаний Педагогическая задача: создать условия для обобщения знаний о лирических произведениях в поэтической и стихотворной форме; обучения  определению настроения лирического текста; нахождению необходимых средств выразительности, работе в группе, паре; построению  монологического высказывания на тему (устное сочинение) П л а н и р у е м ы е   р е з у л ь т а т ы Предметные: научатся употреблять пословицы  и поговорки в учебных диалогах  и высказываниях на заданную тему;  пользоваться элементарными  приемами анализа текста по  вопросам учителя (учебника),  находить в про­изведениях средства художественной выразительности Метапредметные: познавательные: знают особенности лирического текста; создают  монологические высказывания на тему; регулятивные: оценивают свои достижения и результаты сверстников  в группе (паре) по выработанным критериям и выбранным формам  оценивания; осознают смысл и назначение позитивных установок на  успешную работу; коммуникативные: умеют работать в паре (распределять обязанности;  выслушивать товарища по группе, отстаивать свое мнение); проявлять  терпимость к альтернативному мнению, не допускать агрессивного  Личностные: проверяют себя и самостоятель­ но оценивают свои достижения  на основе диагностической рабо­ ты, представленной в учебнике поведения, предлагать компромиссы, способы примирения в случае  несогласия  с точкой зрения оппонента О б р а з о в а т е л ь н ы е   р е с у р с ы :   портреты поэтов  XIX века: А. Фета, И. Никитина, И. Сурикова, Ф. Тютчева, К. Чуковского; выставка книг поэтов XIX века 1 I. Актуализация опорных знаний Организует беседу, выявляющую уровень знаний по теме. Создает проблемную  ситуацию на основе исключения по общему признаку. – Перед вами портреты известных людей. Назовите их и исключите «лишний»  портрет. – Обратите внимание на выставку книг. Что их связывает с портретами? II. Постановка  учебной задачи III. Введение  в тему урока – Какое название вы дали бы уроку? Формулирует учебную задачу. – Сегодня мы подведем итоги: вспомним, чему научились, что узнали нового для  себя, важного для жизни; будем учиться выразительно читать стихи, правильно  формулировать свои ответы, работать в коллективе Дает установку на успешную работу. – В процессе урока вам предстоит работать совместно друг с другом, принимать  общие решения. Вспомните правила работы в группе О р г а н и з а ц и о н н а я   с т р у к т у р а   у р о к а Этап урока Содержание деятельности учителя Содержание деятельности действия) учащегося (осуществляемые Формируемые способы  деятельности 2 3 4 – А. Фет, И. Никитин,  И. Суриков, Ф. Тютчев –  это поэты XIX века,  «лишний» – портрет  детского писателя К.  Чуковского. – Это произведения  поэтов XIX века, чьи  портреты мы видим. Высказываются  предположения Внимательно слушают •  В дружной работе – за­ лог успеха. •  Вы – команда, значит,  работать должны все! •  Умейте выслушать  товарища. •  Не расстраивайтесь в  случае неудачи, не ищите  виновного. •  Верьте – у вас всё  получится! Формулируют  ответы на  вопросы. Выполняют за­ дания согласно инструкции  учителя Принимают  учебную  задачу Формулируют  ответы на  вопросы,  постав­ленные  учителем.  Строят  речевое  высказывание  согласно  поставленной  учебной задаче 1 IV. Речевая  разминка – Произносите скороговорку четко, выделяя голосом ударные слоги: Гроздья рябины на солнце горят, Рябит от рябины в глазах у ребят. 2 – Как вы прочли скороговорку? Что выделяли? – Какую особенность стихотворения вы заметили? – Для чего нужен ритм в стихотворении? Объясняет суть задания V. Работа по теме. 1. Ритмичное  чтение отрывков. – Работаете в группах, каждой группе задание – прочесть данный отрывок, подчер­ кивая его ритм; определить автора, его настроение, название произведения. 1­я г р у п п а   Сорвите, умчите,  Мы ждать не хотим,  Летите, летите!  Мы с вами летим!..  2­я г р у п п а Весело текли вы, Детские года! Вас не омрачали Горе и беда.  (Ф. Тютчев «Листья».)  (И. Суриков «Детство».) 3­я г р у п п а   Робко месяц смотрит в очи,  Изумлён, что день не минул,  Но широко в область ночи  День объятия раскинул.  4­я г р у п п а Нам не стать привыкать,  Пусть мороз твой трещит: Наша русская кровь На морозе горит! (А. Фет «Зреет рожь...».)  (И. Никитин «Встреча зимы».) 2. Игра  «Подбери  рифму». – Дайте определение рифмы своими словами. – Работая в паре, подберите рифму к словам: шарик – дом стрелка – окошко сачок – оса лиса – стакан барабан – крючок ракушка – мишка морковка – тарелка кошка – фонарик – Рифма – это созвучные  слова в конце строк. Соединяют слова в риф­ мующиеся пары. Продолжение табл. 3 4 Выполняют задание, сле­ дуя инструкции учителя. – Выделяли ударные  слоги. – Ритмичность. – Передать настроение Читают текст в  соответствии с заданием. Владеют  навыками  скорочтения и  четкого  произнесения  слов.  Анализируют,  делают выводы Осознанно  и произвольно  строят речевое высказывание  согласно  поставленной  учебной задаче. Выразительно  читают,  понимают на  слух ответы  обуча­ющихся. Слушают  собеседника.  Аргументирую т свою точку  зрения. Демонстриру­ ют адекватную  реакцию на  замечания,  исправления  во время  обсуждения  совместного  проекта. Принимают совместное  решение в выборе  стихотворения,  составляют словесную  картину. Осознают,  принимают и  сохраняют  учебные задачи книжка – веревка гном – лягушка  3. Словесные  зарисовки. Объясняет задание. – Класс делится на группы. Каждая группа выбирает автора и находит в его стихо­ творении словесное описание картины природы, быта. Зачитывает отрывок,  составляет описание в прозе. 4. Творческая  мастерская Предлагает поработать в парах с целью отработки выразительного чтения с  заданной установкой. – Найти и прочесть скучно и однообразно отрывок из произведения Ф. Тютчева  «Листья». – Найти и прочесть восторженно, радостно отрывок из произведения И. Никитина  «Встреча зимы». – Найти и прочесть грустно, печально отрывок из произведения И. Сурикова «Дет­ ство». – Опишите, какие чувства возникают при чтении таких разных стихотворений. – Можно сделать вывод, что лирические стихи отражают не события, а душевные переживания поэта, его настроение VI. Домашнее  задание Объясняет задание. – Выписать из стихотворений Ф. Тютчева «Весенняя гроза» и «Листья» эпитеты  и сравнения Выразительно читают  отрывки в соответствии  с целевой установкой. – Радость, печаль,  ожидание приятной  неожиданности, веселье и  грусть, однообразие и  задор Слушают объяснение VII. Итог урока. Рефлексия – Чему был посвящен урок? – Чему вы научились? – Что заставило вас переживать? – Оцените свою работу и прокомментируйте решение Отвечают на вопросы  учителя,  аргументированно дают  самооценку Принимают  учебную зада­ чу.  Осуществляют  поиск ее  решения Осуществляют  самоконтроль  учебной  деятельности

Технологические карты по литературному чтению урок 12-18 (3 класс).

Технологические карты по литературному чтению урок 12-18 (3 класс).

Технологические карты по литературному чтению урок 12-18 (3 класс).

Технологические карты по литературному чтению урок 12-18 (3 класс).

Технологические карты по литературному чтению урок 12-18 (3 класс).

Технологические карты по литературному чтению урок 12-18 (3 класс).

Технологические карты по литературному чтению урок 12-18 (3 класс).

Технологические карты по литературному чтению урок 12-18 (3 класс).

Технологические карты по литературному чтению урок 12-18 (3 класс).

Технологические карты по литературному чтению урок 12-18 (3 класс).

Технологические карты по литературному чтению урок 12-18 (3 класс).

Технологические карты по литературному чтению урок 12-18 (3 класс).

Технологические карты по литературному чтению урок 12-18 (3 класс).

Технологические карты по литературному чтению урок 12-18 (3 класс).

Технологические карты по литературному чтению урок 12-18 (3 класс).

Технологические карты по литературному чтению урок 12-18 (3 класс).

Технологические карты по литературному чтению урок 12-18 (3 класс).

Технологические карты по литературному чтению урок 12-18 (3 класс).

Технологические карты по литературному чтению урок 12-18 (3 класс).

Технологические карты по литературному чтению урок 12-18 (3 класс).

Технологические карты по литературному чтению урок 12-18 (3 класс).

Технологические карты по литературному чтению урок 12-18 (3 класс).

Технологические карты по литературному чтению урок 12-18 (3 класс).

Технологические карты по литературному чтению урок 12-18 (3 класс).

Технологические карты по литературному чтению урок 12-18 (3 класс).

Технологические карты по литературному чтению урок 12-18 (3 класс).

Технологические карты по литературному чтению урок 12-18 (3 класс).

Технологические карты по литературному чтению урок 12-18 (3 класс).

Технологические карты по литературному чтению урок 12-18 (3 класс).

Технологические карты по литературному чтению урок 12-18 (3 класс).

Технологические карты по литературному чтению урок 12-18 (3 класс).

Технологические карты по литературному чтению урок 12-18 (3 класс).

Технологические карты по литературному чтению урок 12-18 (3 класс).

Технологические карты по литературному чтению урок 12-18 (3 класс).

Технологические карты по литературному чтению урок 12-18 (3 класс).

Технологические карты по литературному чтению урок 12-18 (3 класс).

Технологические карты по литературному чтению урок 12-18 (3 класс).

Технологические карты по литературному чтению урок 12-18 (3 класс).

Технологические карты по литературному чтению урок 12-18 (3 класс).

Технологические карты по литературному чтению урок 12-18 (3 класс).

Технологические карты по литературному чтению урок 12-18 (3 класс).

Технологические карты по литературному чтению урок 12-18 (3 класс).

Технологические карты по литературному чтению урок 12-18 (3 класс).

Технологические карты по литературному чтению урок 12-18 (3 класс).

Технологические карты по литературному чтению урок 12-18 (3 класс).

Технологические карты по литературному чтению урок 12-18 (3 класс).

Технологические карты по литературному чтению урок 12-18 (3 класс).

Технологические карты по литературному чтению урок 12-18 (3 класс).

Технологические карты по литературному чтению урок 12-18 (3 класс).

Технологические карты по литературному чтению урок 12-18 (3 класс).

Технологические карты по литературному чтению урок 12-18 (3 класс).

Технологические карты по литературному чтению урок 12-18 (3 класс).

Технологические карты по литературному чтению урок 12-18 (3 класс).

Технологические карты по литературному чтению урок 12-18 (3 класс).

Технологические карты по литературному чтению урок 12-18 (3 класс).

Технологические карты по литературному чтению урок 12-18 (3 класс).

Технологические карты по литературному чтению урок 12-18 (3 класс).

Технологические карты по литературному чтению урок 12-18 (3 класс).

Технологические карты по литературному чтению урок 12-18 (3 класс).

Технологические карты по литературному чтению урок 12-18 (3 класс).

Технологические карты по литературному чтению урок 12-18 (3 класс).

Технологические карты по литературному чтению урок 12-18 (3 класс).

Технологические карты по литературному чтению урок 12-18 (3 класс).

Технологические карты по литературному чтению урок 12-18 (3 класс).
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
03.11.2019