Технологические карты уроков по ФГОС УМК "Гармония"

  • Разработки уроков
  • docx
  • 05.02.2017
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Публикация является частью публикации:

Иконка файла материала русский 2 класс.docx
Название УМК  «Гармония»                     Предмет    Русский язык Класс: 2 Тема урока:  «Знакомство с третьим способом обозначения звука [й'] ­ с помощью разделительных знаков (ь и ъ)»    Место и роль урока  в изучаемой теме:  5 урок в теме  «Способы обозначения звука [й,]. Разделительные знаки ь и ъ («За какими буквами  прячется звук [й,]?») Тип урока: открытие новых знаний. Цель: ­ создать дидактические условия для развития универсальных учебных действий средствами предмета «Русский язык» Задачи:  ­познакомить учеников с функцией разделительных знаков, мягкого и твердого (обозначение звука [й,]), учить делать правильный выбор знака  Ъ или Ь, расширять представления детей о способах обозначения звука [й,]; ­осознать положение «мягкий согласный перед мягким» как «опасное» при письме место, а во вторых, понять, что за одной буквой может  скрываться сразу две «опасности»: «мягкий перед мягким» и «парный по глухости­звонкости  перед  парным». Планируемые результаты  формирования УУД. Личностные результаты:  ­формировать положительное отношение к учению (к урокам русского языка);  ­появление элементов коммуникативного и социального мотивов изучения русского языка, элементов контроля за отдельными сторонами  своей речи (в частности, за правописанием);  выражать желание осваивать новые действия. Достигать положительных результатов труда. Метапредметные результаты (критерии  сформированности / оценки компонентов универсальных учебных действий – УУД): Регулятивные:  ­ставить цель и проводить работу по предложенному учителем плану, используя необходимые средства;  оценивать правильность выбора языковых и неязыковых средств устного общения на уроке;  осуществлять самоанализ успешности участия  в учебном диалоге. Познавательные:  общеучебные  – представление о различных видах и формах общения:  в письменной – самостоятельно добывать информацию из текстов и справочников, воспроизводить её и использовать для решения  практических задач, замечать в речи незнакомые слова, спрашивать о них, пользоваться толковым словарём учебника; легко ориентироваться в учебнике, тетради­задачнике, словарях; в устной форме – слушание и говорение,  понимание взаимосвязи между содержанием и формой речи;логические  – осуществление анализа речевых ситуаций, представленных в рисунке и тексте; контролировать свою деятельность,  оценивать свои достижения. Коммуникативные: строить понятное для слушателей высказывание;  ­задавать уточняющие вопросы; ­формулировать простые выводы;  ­использовать интонационную выразительность речи; ­терпимо относиться к мнению участников общения. Этап урока 1.Мотивация к учебной деятельности.   Д У О Ф ­ и н а г р о ная ы м р Фронталь­ о Ф и и ц а з , я м е р В н и м 2 мин У.: . Содержание учебного материала Ход урока. Методы и приёмы работы    Беседа     человек ­Когда вы научились говорить? ­Почему испытывает необходимость   во   владении   родной речью, родным языком? Интересный ученые подсчитали, что к семи годам ребенок запоминает   слов   больше,   чем   за   всю остальную часть своей жизни. ­ Могуч и прекрасен наш родной язык. Прочитайте высказывания о русском   факт:  языке. 2.Актуализа­ ция знаний   и пробное учебное действие. 5 мин У.: ­На   доске   вы   видите   слова.   Откуда они? Д.: ­Из домашнего упражнения? У.: ­Кто   встретил   затруднение   при   их написании? Индиви­ дуальная.     Частично­ поисковый демонстра­ ционный,   ­ ь л е т я е Д ь т с о н я л е т и ч у   Настроить на детей предстоящую работу; ­введение ситуации, мотивирующ ей   изучение родного языка.   Проверить знания учащихся   о правописани и   «ь»   между согласными; ­подготовить к   изучению ь т с о н ь л е т я е Д Настроиться на внутреннее положительное отношение к щ ю а ч у б о я с х и русскому языку, сформировать самооценку готовности к уроку Определить степень усвоения материала; ­показать,   где были затруднения   с их целью   Д У У Ф   е и н а в о р ­ и м р о Ф ные­ Личност­  положител ь­ное отношение к учению (к урокам русского языка) Познава­ тельныеопределить   тему ­Как действовали? Д.: ­Опирались   на   карточку­помогайку, совет из учебника. У.: ­Назовите слова со звуком Й. За какой буквой он прячется? Д.: ­У неё.    Стемнеет. У.: ­Кто   попробует   урока? После формулируется тема урока.   У.: ­Какие цели поставим? Д.: ­Открыть   новые     тайны   русского языка, связанные со звуком       Й, для того, чтобы грамотно писать;   в   учебнике   легко   находить   нужную информацию. У.: ­ Спасибо за ваши мысли. В ходе урока   различных   предложений мы постараемся получить ответы на этот вопрос. А ваши ответы помогли нам в составлении плана урока, которого мы постараемся с вами придерживаться.   У.: Тетрадь с печатной основой. ­Разгадайте кроссворд, запишите  Работа в парах.  нового материала; ­ организовать уточнение   и согласование темы урока. последующего предупрежде­ ния; ­правильно определить тему   и   цели урока. Регулятив­ ные ­ставить цель и проводить работу по предло­ женному учителем плану Коммуника­тивные ­ определе­ ние цели,  функций  участников, способов  взаимо­ действия слова, объясните, к какому разделу  таблицы подходит каждое слово и  почему.  1 Из горячего колодца через нос  водица льется. 2 Он прочно скрепит и соединит   бумагу и  картон, резину и древесину. 3.Кручу, урчу, знать никого не хочу. 4.Летом вырастают, осенью опадают. 5.Что за зверь лесной Встал, как столбик, под сосной И стоит среди травы –  Уши больше головы? 6.Может и разбиться, Может и свариться, Если хочешь, В птицу может превратиться. 7.  За дымком, за свистком братья  бегают гуськом. Слова для справок: клей, поезд, яйцо,  листья, заяц, чайник, вьюга.  У.  ­Назовите звук, который присутствуетво всех словах? Д. ­Звук [й,]. У. ­Какими буквами он обозначен на  письме? Д.  ­Буквами й, я, е, ю. У. ­Где было трудно   выявить данный  звук? (я, е, ю) ­Как действовать?  ­ Какой буквы недостает? Д.    ­Буквы Ё. У.   ­ Запишите красиво буквы, которые  могут обозначать звук [й,].   Чистописание: Яя Ее Ёё Юю й У. :Запишите два слова на выбор,  упражняясь в написании буквы й. Над  самыми красивыми буквами, которые у вас получились поставьте +. Если  буква не получилась, внизу напишите  её ещё один раз. 3.Выявление  места и  причину  затруднения.  4 мин У.  ­Ребята, Джон (персонаж в учебнике –  иностранец) в затруднительной  ситуации. Помогите разобраться.      /Дана транскрипция слов. Необходимо найти и объяснить  ошибки./ Проблемно ­поисковый Фронталь­ ная работа  Зафиксиро­ вать   причину затруднения. . Выявить причину затруднений. Личност­ ные  ­стремление красиво  писать Регулятив­ ные Познава­ тельные  ­легко  ориентиро­Д.  ­Первое слово вьюн. Если прочитать  слово, записанное  Джоном, то звук [й,] не слышен. В этом слове буква ю  обозначает мягкость звука [в,], но не  обозначает звук [й,].       /Аналогично рассуждаем,  рассматривая ошибку в слове /сем./ 4. Построение  проекта  выхода из  затруднения. 4мин У. ­Какие помощники понадобятся  Джону, чтобы записать слова  правильно? Д.  ­Буквы Ъ и Ь. У.  ­Исправьте ошибки, запишите слова  правильно. Проблемно ­поисковый Индиви­ дуальная. 5. Реализация  построенного  проекта.  8 мин Работа по учебнику  в 3 группах. Каждой группе столбик. Работа в группах     Частичн о­ поисковый, наглядный У.  Организо­ вать подводящий или побуждаю­ щий   диалог по проблемному   объяснению нового знания Организо­ вать усвоение детьми нового способа действий при решении Построить план   выбора способа и средств выхода затрудни­ тельной ситуации из     ­Осуществлять анализ опасных   мест при письме    с выделением существенных и несуществен­ ных признаков; ваться в  учебнике,  тетради­ задачнике Познава­ тельные Самостоя­ тельно  добывать  информа­ цию из  текстов Регулятив­ ные Познава­ тельные: Осуществ­ ление  анализа  речевых  ситуаций Коммуника­ тивные  ­задавать  уточняю­ щие  вопросы;­Понаблюдаем над словами по плану в  карточках.  1.После каких звуков находится звук  [й,]? Д. [п,], [ж], [л,], [в], [с,], [ч,]. У.  ­Какие это звуки? Д. Согласные.     ­Какую построим схему   на доске:  [й,]  У.  ­Какие звуки находятся после [й,]? Д. [а], [о], [у], [э],[и]. У.  ­Какие это звуки? Д. Гласные.    ­Какую построим схему на доске: ? [й,]?/ У. Звук [й,] и гласные звуки  обозначают в словах буквы, назовите  их. Д.:  Я, Ё, Ю, Е, И. У. Каким способом обозначается звук  [й,] в словах?  Учитель: ­Какие особенные буквы помогают  обозначить звук [й,] в этих словах? Д.  ­Ъ и Ь. Они находятся после согласных звуков, перед Я, Ё, Ю, Е, И. У. ­умение работать   со схемами (транскрипция слов); ­формулиро­ вать выводы.        данного класса   задач с их проговариван ием во   внешней речи; ­учить  самостоятель но решать  проблемы  поискового  характера. Познава­ тельные формулиро­ вать  простые  выводы;     Личност­ ные  ­появление  элементов  коммуни­ кативного и социаль­ ного  мотивовФизкульт­ минутка  «Дорогою  добра». 6.Первичное  закрепление с  комментиро­ ванием во  внешней речи ­Проверим ваше предположение.  Прочитаем правило. Расскажите Джону о новой тайне  русского языка. 3 мин Презентация Демонстр ационный  Фронталь­ ная Проблемно ­поисковый Индиви­ дуальная  5мин У.  ­Прочитайте слова. Какими буквами  обозначен звук [й,]? /Дети списывают слова с  комментированием, называя гласные, в которых «прячется» звук [й,]: ПЛАТЬЕ, ВОРОБЬИ, ШЬЁТ,  ВЪЕХАЛ, ВЬЮТ, ОБЪЕЛСЯ, СЕМЬЯ, ОБЪЯВИЛ У.  ­Какой способ обозначения звука [й,]  вам встретился? Почему?  Понаблюдайте за расположением букв  Ь и Ъ в словах. Какая из них не  встречается ближе к концу слова? Д.  Сбережение здоровья. Выполнение типовых заданий   на новый   способ действий. Профилакти­ ка утомления, коррекция нарушения осанки, зрения, психоэмо­ циональная разрядка Организо­ вать выполнение учащимися типовых заданий   на новый способ действий. изучения  русского  языка для  общения с  иностранца ми  Личност­ ные  ­заботиться  о своем  здоровье Регулятивн ые  в устной форме – слушание и говорение.­Ъ пишется ближе к началу слова, а Ь  встречается в разных позициях в слове  и ближе к началу, и ближе к концу. У.  ­Как же быть при выборе этих букв,  когда пишется Ь, а когда Ъ? Д. Мы не можем точно сказать. У. –Как действовать? Д. ­Обратимся к книге.                                 /Показ формы самостоятельной записи слов с буквами Ь и Ъ. / Выбор букв показывается дробью Ь       Ъ 5мин У.  ­Запиши слова в два столбика,  используй  в помощь правила: МУРАВ?И, У РУЧ?Я, ОСЕН?Ю, В? ЮГА, С?ЕХАЛ, С?ЁМКА /Дети объясняют выбор букв Ь и Ъ при написании слов, руководствуясь  положением буквы в слове: ближе к  началу или к концу слова./ У.  ­Проверьте правильность выбранных  вами букв.  ­Если вы использовали запись Ь,                                                       Ъ исключите неверный вариант, запишите слово правильно. ЭТАЛОН  муравьи                  съехал 7.Самостоя­ тельная  работа с  самопровер­ кой по  эталону.   Практичес кий  Индиви­ дуальная с последую­ щей  самопровер­ кой Анализировать ,   сравнивать, классифициро­ вать. Учить производить сравнение   и классифика­ цию по заданным критериям.     Познава­ тельные ­ контролиро ­вать свою  деятель­ ность,   оценивать  свои  достижения по эталону.8. Включение   в систему  знаний и  повторение. у ручья                   съёмка осенью вьюга      /Звукобуквенный разбор слов   листья и вьюга по вариантам./ 6мин У. ­Антон попытался составить  пословицу.  ­Вот, что у него получилось: « Без  ученьйа нет уменъйа».  ­Ребята, помогите Антону проверить  правильности написания. Какой секрет письма ещё не знаком Антону. У.  ­Подбери слова противоположные по  смыслу (антонимы) к предложенным:  спуск, приезд, враги, болезнь. Д.  ­Получились слова подъём, отъезд,  друзья, здоровье. У.  ­Запишите слово друзья, используя  подсказку, проверьте написание. Объясните выбор Ь.                               Ъ     Практичес кий  Фронталь­ ная  Организо­ вать выявление типов заданий,   где возможно использо­ вание   нового способа действий; ­развивать  умение  выбирать  действия по  достижению  цели.   Сформироват ь умение применять полученные знания практике на     9.Рефлексия.   3мин У.  ­Расскажите о способах обозначения  звука [й,] в русском языке.  ­О чем предупреждают буквы Ь и Ъ? САМООЦЕНКА деятельности по  шкале.  Д/з Расскажите родителям о способах    Словесный . Фронталь­ ная Организо­ вать фиксацию нового содержания, изученного на Создать   уроке.   Адекватно   оценивать свою  работу и полученный результат. Самостоя­ тельно применить Познава­ тельные умение применять полученные знания   на практике Регулятив­ ные ­понимание  взаимо­ связи  между  содержание м и формой  речи;  Регулятив­ ные ­осуществ­ лять  самоанализ  успешности участия  в  учебномобозначения звука [й,] в словах,  подберите слова, с разделительными Ь  и Ъ знаками. условия   для эффективно­ го выполнения самостоя­ тельных заданий, самореали­ зации личности детей    полученные знания; ­организовать фиксацию неразрешённых затруднений на уроке, как направлений будущей учебной деятельности.   диалоге.  Личност­ ные ­достигать  положитель ных  результатов в изучении  русского  языка