Технологии когнитивно-развивающего обучения как компонент гуманистической парадигмы образования
Оценка 4.6
Лекции
docx
администрации
Взрослым
08.06.2018
Материал описывающий технологии когнитивно-развивающего обучения как компонент гуманистической парадигмы образования, являющийся именно тем фактом, который реализуют идеалы развития творческого потенциала человека в ходе обучения, ориентируют учащихся на самостоятельное освоение нового опыта с неочевидными результатами, на развитие своих познавательных и личностных возможностей.Технологии когнитивно-развивающего обучения как компонент гуманистической парадигмы образования, являются именно тем фактом, что они реализуют идеалы развития творческого потенциала человека в ходе обучения, ориентируют учащихся на самостоятельное освоение нового опыта с неочевидными результатами, на развитие своих познавательных и личностных возможностей.
Технологии когнитивно-развивающего обучения .docx
Технологии когнитивноразвивающего обучения как компонент
гуманистической парадигмы образования
Технологии проблемного обучения
Основополагающей особенностью развивающих технологий, является тот факт, что
они реализуют идеалы развития творческого потенциала человека в ходе обучения,
ориентируют учащихся на самостоятельное освоение нового опыта с неочевидными
результатами, на развитие своих познавательных и личностных возможностей.
Отсюда и основные черты обобщенной модели развивающего обучения:
процессуальная целевая ориентация;
процесс обучения представляется как творческий поиск решения познавательных задач;
познавательная рефлексия над результатом и процессом познания;
активная позиция учащегося в учебном процессе (анализ проблемы, постановка целей и
задач, поиск решений, высказывание собственных гипотез, самостоятельная
исследовательская и оценочная деятельность)
позиция педагога – «партнер по учебному исследованию».
Основные технологии в этой группе: проблемнопоисковые, проблемно
исследовательские, имитационномоделирующие, коммуникативнодиалоговые.
Приведем их обобщенную характеристику.
Проблемнопоисковые технологии обучения
Основаны на продуктивной деятельности учащихся в ходе решения проблем.
Общими чертами любых проблемнопоисковых технологий являются:
их направленность на обучение мышлению и процедурам поисковой деятельности как
основного содержания обучения;
постановка учащегося в позицию исследователя, первооткрывателя;
столкновение учащихся с противоречиями между новыми и прежними представлениями и
стимулирование у них чувства неудовлетворенности имеющимися представлениями,
потребности разрешить противоречие;
рефлексивная деятельность учащихся как в интеллектуальном, так и в эмоционально
личностном плане;
последовательность в технологии учебного процесса таких процедур, которые
моделируют этапы мышления в решении проблем: выделение и постановка проблемы, сбор
данных, , выдвижение гипотез, анализ данных, проверка гипотез, формулирование
выводов, применение новых представлений к широкому кругу явлений, обобщения.
При этом следует специально подчеркнуть, что существенной характеристикой
каждой из этих процедур является их поисковая направленность.
Технологии исследовательской направленности
Моделируют процесс научного исследования и в этом плане в исследовательском
обучении основная цель в овладении учащимися способами познания: наблюдением,
сбором данных и их анализом, аргументацией, обобщением.
Обобщенная модель исследовательского обучения содержит процедуры:
обсуждение проблемы и способов ее формулирования.
планирование исследовательской деятельности (определение целей, последовательности
действий, подготовка условий).
осуществление исследовательской деятельности (построение гипотез, сбор данных,
подведение итогов).
оценка и интерпретация результатов (оценка содержания, оценка процесса).
Коммуникативнодиалоговые технологии Посредством коммуникативнодиалоговых технологий деятельность учащихся в
процессе обучения организуется как обсуждение проблем, поиск и аргументация, оценка и
принятие решения в процессе коммуникативного общения.
В общем виде модель обучения на коммуникативной основе можно представить в
виде следующих процедур:
1. Постановка проблемы в виде вопроса, вызывающего потребность диалогового
обсуждения (о путях решения значимой для группы задачи; об истинности
противоречивых, альтернативных высказываний; о причинах актуального для учащихся
явления и т.д.)
2. Введение исходной информации для обсуждения путем актуализации знаний или
путем организации опыта учащихся.
3. Целенаправленный и упорядоченный ход обсуждения. Организация и управление
обсуждением осуществляется учителем в двух планах: 1) конкретносодержательном; 2)
путем организации взаимодействия в группе в процессе обсуждения.
Если в содержательном плане поощряется высказывание собственной позиции,
разных точек зрения, возможность критиковать и отвергать любое из высказываемых
мнений, приводить собственную аргументацию, то в плане организации обсуждения
целесообразно придерживаться определенных правил, принятых участниками или
рекомендованных учителем. Полезно эти правила представить в виде памяток или
алгоритма поведения участника обсуждения, помогающих их самоорганизации.
4. Анализ и оценка дискуссии. Осмысливается и оценивается как содержание, так и
сам процесс обсуждения. Этот этап может осуществляться с привлечением магнитофонных
или видеозаписей, с использованием опросников.
5. Подведение итогов: суммирование точек зрения, установление связей, целостное
представление решения (или его невозможность), выводы об эффективности и
целесообразности выбранной формы обсуждения.
К наиболее разработанным и применяемым на практике технологиям этой группы
относятся: проблемная дискуссия; проблемная дискуссия с выдвижением проектов;
дискуссиядиалог; межгрупповой диалог («аквариумное обсуждение»); дискуссия с
игровым моделированием; направленный диалог; дискуссия на основе обмена мнениями
в формах: «Круглый стол», «Заседание экспертной группы», «Симпозиум»,
«Конференция», «Дебаты»; коллективные способы обучения (обучение в парах
сменного состава по Дьяченко).
Технологии когнитивно-развивающего обучения как компонент гуманистической парадигмы образования
Технологии когнитивно-развивающего обучения как компонент гуманистической парадигмы образования
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.