Технология интегрированного обучения на уроках музыки
Оценка 4.9

Технология интегрированного обучения на уроках музыки

Оценка 4.9
Разработки уроков
docx
музыка
9 кл
28.02.2019
Технология интегрированного обучения на уроках музыки
В статье раскрывается необходимость использования технологии интегрированного обучения на уроках музыки. Интеграция - это глубокое взаимопроникновение, слияние, насколько это возможно, в одном учебном материале обобщённых знаний в той или иной области. Потребность в возникновении интегрированных уроков объясняется целым рядом причин. Мир, окружающий детей, познаётся ими во всём многообразии и единстве, а зачастую предметы школьного цикла, направленные на изучение отдельных явлений, дробят его на разрозненные фрагменты. Интегрированные уроки развивают потенциал самих учащихся, побуждают к активному познанию окружающей действительности, к осмыслению и нахождению причинно-следственных связей, к развитию логики, мышления, коммуникативных способностей. В статье приводится пример интегрированного урока музыки и английского языка (9 класс)
Технология интегрированного обучения на уроках музыки.docx
Технология интегрированного обучения на уроках музыки Лисняк Лариса Михайловна  преподаватель музыки ФГКОУ «Уссурийское суворовское военное училище МО РФ»   Методика обучение переживает сложный период. Изменились цели образования, новые подходы   к   содержанию   курсов   посредством   не   отдельных   дисциплин,   а   через интегрированные   образовательные   области.   Создаются   новые   концепции   образования, основанные на деятельном подходе. Интеграция – это слияние в одном учебном материале знания   несколько   областей.   Интегрированные   уроки   развивают   потенциал   учащихся, побуждают   к   активному   познанию   окружающей   действительности,   к   осмыслению   и нахождению причинно­следственных связей, к развитию логики, мышления, коммуникативных способностей. Музыка   в   общеобразовательной   школе   —   «…это   не   только   отдельная   учебная дисциплина и составляющая уроков эстетического цикла, не только предмет внеклассных, факультативных   занятий   и   форма   эстетизации   школьных   праздников   и   развлекательных мероприятий, но это и одухотворяющий компонент всей учебной школьной деятельности, который может быть использован буквально в любом школьном уроке».   Представление о прекрасном в жизни и искусстве формируется у ребенка с раннего детства. Самый «эмоциональный» вид искусства – музыка. Если ребенок учится различать настроения и их смену в музыке, он пополняет свои представления о чувствах человека, существующих в реальной жизни.   Словарь детей обогащается словами­образами, выражающими оттенки настроений. Эмоциональное   развитие   тесно   связано   с   развитием   мышления,   воображения,   творческих способностей и влияет на общее развитие ребенка и личностное его становление. Интеграция уроков музыки и развития речи обеспечивает межпредметную связь и раскрывает взаимосвязь человека и искусства. Словарь детей обогащается словами­образами, выражающими оттенки настроений.   Эмоциональное   развитие   тесно   связано   с   развитием   мышления,   воображения, творческих способностей и влияет на общее развитие ребенка и личностное его становление. Большую роль при этом играет целостность восприятия «музыкального мира». Формирование у учащихся целостной картины этого мира невозможно без интеграции как ведущей идеи в реализации содержания образования.   Что же такое интеграция? Вот как это понятие трактуется в логическом словаре­ справочнике Н. И. Кондакова: «Интеграция — это объединение в целом каких­либо частей, элементов». Философский словарь дает следующее определение: «Интеграция — это сторона процесса развития, связанная с объединением в целое ранее разнородных частей, элементов». Однако в приведенных определениях даны лишь общие характеристики понятия, поэтому можно привести еще одну цитату: «Интеграция в образовательной системе — это подчинение единой цели воспитания и обучения однотипных частей и элементов содержания, методов и форм в рамках образовательной системы на определенной ступени обучения».  Применительно   к   музыкальному   обучению   понятие   «интеграция»   может   иметь несколько значений: •   создание   у   школьника   целостного   представления   о   музыкальном   мире   (здесь интеграция   рассматривается   как   цель   обучения).   Результат   такой   интеграции   —   ученик получает те знания, которые позволяют ему увидеть связь между отдельными музыкальными понятиями, представить музыкальный мир как единое целое;  • нахождение общей платформы сближения предметных знаний (здесь интеграция — средство обучения).   На стыке уже имеющихся предметных знаний дети получают все новые и новые представления о музыкальном мире, систематически дополняя их и расширяя (двигаясь в познании по спирали);  • развитие у учащихся музыкального интегративного мышления (здесь интеграция результат   обучения).   Учащийся,   сравнивая,   делая   логические   выводы,   мыслит   данный музыкальный   объект   в   разносторонней   сфере   представлений   и   музыкальных   понятий, устанавливая связи между различными формами мыслительных понятий.  Интеграция на уроках музыки осуществляется на нескольких уровнях.  Во­первых   —   это   внутрипредметная   интеграция,   когда   исходная   проблема   не теряется из поля зрения учащихся, расширяется и углубляется круг связанных с ней знаний. Например, это интеграция между освоением теории и истории музыки, которые объединены логикой познания музыкального языка в историческом срезе развития музыкальных стилей.  Второй   уровень   интеграции   —   межпредметная   интеграция.   Это   объединение нескольких учебных предметов вокруг определенной стержневой темы или главных понятий. Учителю, задумавшему провести интегрированный урок, следует учитывать, что интеграция — это не просто сложение,  а взаимопроникновение двух  и более  предметов,  поэтому на одном занятии не могут быть представлены в равной степени музыка и литература, музыка и история и т. д.   Чем   же   отличается   интегрированный   урок   от   традиционного?   Структура интегрированных уроков отличается от традиционных уроков следующими особенностями:  • предельной четкостью, компактностью учебного материала, рассчитанного на 3­4 учебных часа;   • логической взаимосвязанностью материала интегрируемых предметов на каждом этапе блока;  • большой информативной емкостью учебного материала, используемого в блоке.  Для интегрированных уроков характерны следующие формы организации содержания интегрированного блока: • пластообразная,  • спиралевидная,  • взаимопроникающая,  • контрастная,  • индивидуально­дифференцированная (творческая).  Рассмотрим некоторые из них на примере уроков музыки.  Пластообразная форма организации содержания интегрированного блока. Суть данной формы — наслоение различных видов деятельности, содержание которых пронизано одной ценностью   или   объектом   познания.   Например,   тема   урока   «Пейзаж   в   музыке   и изобразительном искусстве», образ осени раскрывается в музыке через звуки природы, песни, музыкальные сочинения (П. И. Чайковский «Времена года», А. Вивальди «Осень» и др.); в изобразительном   искусстве   тема   осени   раскрывается   в   различных   жанрах   живописи: натюрморте, пейзаже, отображается посредством цвета, композиции (И. Левитан «Золотая осень»,   И.   Грабарь   «Рябинка»   и   др.);   в   литературе   —   через   художественные   средства выразительности (А. С. Пушкин «Осень», А. Толстой «Осень» и др.).  Подход к отбору содержания предполагает осмысление учителем закономерности в чередовании пластов образовательного процесса с целью дать возможность каждому ученику быстрее   познать   изучаемое.           Спиралевидная   форма   организации   содержания интегрированного   блока.   Особенность   данной   формы   в   том,   что   содержание,   способы деятельности, в которую включен учащийся, будут постепенно нарастать, количественно и качественно изменяться. Познание объекта при такой организации может осуществляться или от частного (детали) к общему (целому) или от общего к частному. Спираль — это основное понятие, изучаемое на уроке.   Взаимопроникающая   форма   организации   содержания   интегрированного   блока. Содержание этой формы строится на основе одного вида деятельности, например, игровой, в которую   органично   вплетаются   другие:   познавательные,   слушание   музыки,   восприятие живописи   и   т.   д.   Известны   такие   виды   уроков,   как   урок­спектакль,   урок­сказка,   урок­ расследование   и   т.   п.   Проникновение   одной   деятельности   в   другую   обусловливается необходимостью   расширения   данного   содержания   или   его   закрепления.   Также   эта   форма используется и при блочной подаче материала.           Интеграция   на   уроках   музыки   вносит   в   музыкальное   обучение   новизну   и оригинальность.   Имеет   определенные   преимущества   для   учащихся:   формирует познавательный   интерес,   способствует   созданию   целостной   картины   музыкального   мира, позволяет   систематизировать   музыкальные   знания,   способствует   развитию   музыкальных умений и навыков, развитию эстетического восприятия, воображения, внимания, музыкальной памяти,   мышления   учащихся.   Проведение   интегрированных   уроков   повышает   рост профессионального мастерства учителя, так как требует от него владения методикой новых технологий   учебно­воспитательного   процесса,   осуществления   деятельного   подхода   к обучению.  Литература 1.   Развивающее   обучение:   история,   теория,   практика   (Материалы   зональной   научно­ практической конференции, октябрь 1998) М.: Начальная школа, 1998. 2. Кондаков Н. И. Логический словарь­справочник М.: Наука, 1975. 3. Философский энциклопедический словарь. М.: Советская энциклопедия, 1983. 4. Сухаревская Е. Ю. Технология интегрированного урока Изд­во Учитель, 2003. 5. Чумичева Р. М. Ребенок в мире культуры Ставрополь, 1998. Тема урока: «Новые области в музыке XX века (джазовая музыка)»   Дидактические цели урока:  Обучающие: создать условия для осознания и осмысления истоков возникновения джаза, его основных направлений, познакомить с основоположниками джазового искусства. Развивающие: Организационный момент. Мотивационный момент. создать   условия   для   развития   умственных   способностей,   ассоциативного   и   творческого мышления, для развития умения анализировать, сравнивать, обобщать.  Воспитательные: воспитывать   потребность   в   духовной   стороне   жизни,   прививать   любовь   и   интерес   к музыкальному   искусству,   воспитывать   толерантное   отношение   к   музыкальной   культуре других народов мира, создать условия для воспитания личностных качеств.  Формы работы:  групповая, фронтальная, индивидуальная.  Формы контроля: самоконтроль, взаимоконтроль, контроль преподавателя. Ход урока 1. Доклад дежурного 2. Вы не удивлены что на уроке два преподавателя? Сегодня у нас необычный урок, потому что он   будет   включать   в   себя   два   предмета:   музыку   и   английский   язык.   Кроме   того,   перед началом урока вы разбились на команды: 1 команда историки, 2 команда искусствоведы и 3 команда   музыканты.   Работа   всех   участников   будет   фиксироваться   на   доске.   Группа, получившая большее количество баллов получит награду.  Ну, что начинаем! Слайд 1. Учитель музыки.  Что изображено? Ответы. Учитель музыки.  Как вы понимаете это изображение? Ответы. Учитель музыки.  Какая связь между  этим изображением  и  нашим уроком? Ответы. Учитель музыки.  А для чего нужны вам, будущим военнослужащим, знания, полученные на уроках музыки?  Ответы. Слайд 2. Учитель музыки.  Итак, вперед! К знаниям!  3. Слайд 3. Интеллектуальная разминка Учитель английского.  Соотнесите направления в музыке  и их понятия. Упражнение «Lenin Aps» выполняют на ноутбуках (индивидуальная  работа) Учитель музыки  Актуализвция  «опорных» знаний обучающихся. Объявление темы и целей урока. Оксана Григорьевна, сегодня я получила  музыкальное письмо из далекой страны. Прочитать  его нам помогут суворовцы.   Слушание  «Хелло, Долли» Луи Армстронг Учитель музыки.  Назовите имя таинственного незнакомца. Ответы. Учитель музыки.   О каком музыкальном стиле шла речь? Ответы. Учитель музыки.  Что натолкнуло вас на эту мысль?  Ответы. Учитель музыки.  Какая цель нашего урока?  Ответы. Слайд 4­5 4. Итак, мы отправляемся в путешествие,   которое поможет     ответить на интересующие нас вопросы. Для этого мне нужна ваша помощь. Из каждой  команды  выходит  представитель и получает задание. В течение 7 минут всем группам  нужно будет подготовить информацию  по своей теме.   Слайд 6­8 1 группа ­ Историки.  История возникновения джазовой музыки Джаз (англ. Jazz) — форма музыкального искусства, возникшая в начале XX века в США в результате   синтеза   африканской   и   европейской   культур   и   получившая   впоследствии повсеместное распространение. Истоки джаза лежат в традициях африканской музыки. Ее основоположниками можно считать народы африканского континента привезённые в Новый свет   из   Африки.   Так   зарождалась   афроамериканская   музыка,   которая     унаследовала   от европейцев   мелодию   и   гармонию,   а   от   африканской   –   ритм   и   искусство   коллективной импровизации.   Процессы   смешивания   африканской   музыкальной   культуры   и   европейской, происходили начиная с восемнадцатого века, и в девятнадцатом привели к возникновению нового музыкального направления. История зарождения джаза берет свое начало в Новом Орлеане, на американском юге. Для этого этапа характерна коллективная импровизация. Знаковый день ­ 26 февраля 1917 года ­ тогда в нью­йоркской студии фирмы «Victor» пятеро белых   музыкантов   из   Нового   Орлеана   записали   первую   грампластинку.   До   выхода   этой пластинки   джаз   оставался   музыкальным   фольклором,   а   после   —   за   несколько   недель ошеломил, потряс всю Америку.  Слайд 9. 2 группа ­  Искусствоведы. Жанры джазовой музыки Миссионеры обращали негров­рабов в христианство,  обучали их гимнам. Распевая псалмы и гимны,   негры   вносили   в   них   совершенно   иную   ритмическую   пульсацию.    «Спиричуэл», возникли   в   США   уже   во   2­й   половине   18­го   века,   вследствие   обращения   негров   в христианство.  Это   жанр   религиозного   коллективного   пения и танца,   исполнение которого сопровождается  ударами в ладоши и   притопыванием. В период отмены рабства в 1865   году   расцветает   Блюз.   Блюз   –   в   переводе   с   англ.   имеет   двойное   значение   –   от американской идиомы «быть печальным»; второе ­ голубой цвет. Блюзы возникли задолго до появления джаза. Блюз сольная лирическая песня американских негров грустного характера,  в медленном темпе и обычно исполнявшаяся под аккомпанемент банджо. Регтайм  (веселая   музыка)   –     танцевальная   музыка   особого   ритмического   склада.  Стиль фортепьянной игры  сложившийся к концу XIX века. В каждом доме или кафе было пианино, и африканцы, стремясь играть как можно дольше, чтобы их опять не выставили за дверь, сочиняли мелодии на ходу– импровизировали. Ни нот, ни правил игры на пианино они не знали, поэтому играли, как придется, в своем особом африканском ритме и манере. Учитель музыки.  Молодцы! вы прекрасно справились с заданием. Учитель английского.  Прослушайте произведение. Вставьте пропущенные слова в тексте песни. Определите жанр  джазовой музыки и исполнителя. Слайд 10. Слушание Let My People Go Работа с текстом в группах Проверяют с образцом. Go down Moses Way down in egypt land Tell all Pharaoes to Let My People Go! When Israel was in Egypt land... Let My People Go! Oppressed so hard they could not stand... Let My People Go! So the God said: 'Go down, Moses Way down in Egypt land Tell all Pharaoes to Let My People Go!' So Moses went to Egypt land... Let My People Go! He made all Pharaoes understand... Let My People Go! Yes The Lord said 'Go down, Moses Way down in Egypt land Tell all Pharaoes to Let My People Go!' Thus spoke the Lord, bold Moses said: ­Let My People Go! 'If not I'll smite, your firstborn's dead' ­Let My People Go! God­The Lord said 'Go down, Moses Way down in Egypt land Tell all Pharaoes to Thus spoke the Lord, bold Moses said: ­Let My People Go! 'If not I'll smite, your firstborn's dead' ­Let My People Go! God­The Lord said 'Go down, Moses Way down in Egypt land Tell all Pharaoes to Let My People Go!' Tell all Pharaoes to Let My People Go Учитель музыки.  Какой жанр прозвучал, и почему вы так думаете? Перед вами русский перевод песни. Прочитайте. Варианты ответов. Русский текст песни «Let my people go» (Отпустите Моих Людей) ( американский спиричуэл, в котором описываются события из ветхозаветной книги)  Ступай, Моисей В землю Египетскую. Вели фараонам Отпустить мой народ! Когда народ Израилев в Египте Отпусти мой народ! Изнывал под тяжким игом рабства Отпусти мой народ! Господь повелел: "Ступай, Моисей,  В землю Египетскую. Вели фараонам Отпустить мой народ!" И пошел Моисей в землю Египетскую­ Отпусти мой народ! И говорил фараону: Отпусти мой народ! Господь повелел: "Ступай, Моисей,  В землю Египетскую. Вели фараонам Отпустить мой народ!" "Такова воля Господа, — сказал отважный Моисей ­ Отпусти мой народ! Если ты не послушаешь Его, он поразит первенца твоего. Отпусти мой народ!" Господь повелел: "Ступай, Моисей,  В землю Египетскую. Вели фараонам Отпустить мой народ!" Вели фараонам Отпустить мой народ! Учитель музыки.  Какие  инструменты характерны для джаза нам расскажут музыканты. Слайд 13.  3 группа ­ Музыканты.  Музыкальные инструменты джаза. Джазовые   музыкальные   инструменты   не   отличаются   от   инструментов симфонического оркестра – это ударные (барабан) и духовые медные и деревянные инструменты, контрабас и фортепиано. Слайд 14. Излюбленные   инструменты   современных   джазистов:   труба,   тромбон,   рояль,   контрабас, саксофон, гитара. Слайд 15. будет   имитировать   движениями Пластическая импровизация (физкульминутка) Первые   биг­бенды   появились   в   1920­х   годах   в   США   и   были   ведущими   музыкальными составами в эпоху свинга 1930­х годов. Это большой джаз­оркестр, состоящий как минимум из десяти и более музыкантов. Биг­бэнды изначально были созданы как аккомпанирующие оркестры для танцевальных вечеров. Слайд 16. В   20­е   годы   в   Новом   Орлеане,   на   американском   юге   появляется   термин   «диксиленд». Диксиленд   —   название   джазовых   ансамблей,   состоящих   из   белых   исполнителей, подражающих традиционным темнокожим джазовым коллективам. Слайд 17. 5. Учитель музыки.  Во   время   исполнения   произведения   вам   нужно   рук игру на музыкальных инструментах, которые ее исполняют.  Слушание Bossa Nova – Dave Brubeck Quartet (Квартет Дэйва Брубека) Учитель музыки  Молодцы! Слайд 18. А теперь вы можете назвать имена известных джазовых исполнителей? Слайд 19­21 Ответы. Учитель музыки  Вот и подошло к концу наше путешествие. За время путешествия вы многое  узнали.   6.  Давайте, проверим это,  разгадав кроссворд.  Взаимопроверка в командах. Оценивают работу товарищей. 7. Рефлексия. Учитель музыки. В начале урока вы ставили перед собой цели. Как вы считаете, достигли  мы цели урока? Что открыли, узнали на уроке? Что было трудно? Чем для вас была интересна тема? Как вы это можете применить в жизни? Над чем заставил задуматься урок? 8. Учитель музыки.  Подошло время определить победителей (награждение). Спасибо за работу! Итог урока. Оценки за урок

Технология интегрированного обучения на уроках музыки

Технология интегрированного обучения на уроках музыки

Технология интегрированного обучения на уроках музыки

Технология интегрированного обучения на уроках музыки

Технология интегрированного обучения на уроках музыки

Технология интегрированного обучения на уроках музыки

Технология интегрированного обучения на уроках музыки

Технология интегрированного обучения на уроках музыки

Технология интегрированного обучения на уроках музыки

Технология интегрированного обучения на уроках музыки

Технология интегрированного обучения на уроках музыки

Технология интегрированного обучения на уроках музыки

Технология интегрированного обучения на уроках музыки

Технология интегрированного обучения на уроках музыки

Технология интегрированного обучения на уроках музыки

Технология интегрированного обучения на уроках музыки

Технология интегрированного обучения на уроках музыки

Технология интегрированного обучения на уроках музыки
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
28.02.2019