Технология проблемного обучения в условиях реализации ФГОС
Оценка 4.9

Технология проблемного обучения в условиях реализации ФГОС

Оценка 4.9
Научно-исследовательская работа
docx
математика +1
4 кл
12.07.2018
Технология проблемного обучения в условиях реализации ФГОС
Технология проблемного обучения в школе является эффективным средством повышения познавательной активности учащихся. Данная технология позволяет развить творческие способности, способствует формированию самостоятельного мышления, успешному освоению знаний учениками. Технология проблемного обучения является универсальной, т.е. подходящей для организации учебной деятельности на любом предметном уроке.Суть технологии проблемного обучения можно выразить словами П.П. Блонского : «Обучать ребенка - значит не давать ему нашей истины, но развивать его собственную истину до нашей, иными словами, не навязывать ему нашего мира, созданного нашей мыслью, но, помогать ему перерабатывать мыслью непосредственно очевидный чувственный мир».
Технология проблемного обучения в условиях реализации ФГОС.docx
Технология проблемного обучения в условиях реализации ФГОС Технология проблемного обучения: теоретические основы Знания только тогда знания, когда они приобретаются  усилиями своей мысли, а не одной лишь памятью. Л.Н.Толстой Технология   проблемного   обучения   в   школе   является   эффективным средством   повышения   познавательной   активности   учащихся.   Данная технология   позволяет   развить   творческие   способности,   способствует формированию   самостоятельного   мышления,   успешному   освоению   знаний учениками. Технология проблемного обучения является универсальной, т.е. подходящей   для   организации   учебной   деятельности   на   любом   предметном уроке.   Суть технологии проблемного обучения можно выразить словами   П.П. Блонского   :   «Обучать   ребенка   ­   значит   не   давать   ему   нашей   истины,   но развивать его собственную истину до нашей, иными словами, не навязывать ему нашего мира, созданного нашей мыслью, но, помогать ему перерабатывать мыслью непосредственно очевидный чувственный мир».  Проблемный   подход   к   обучению   нельзя   назвать   новейшим   методом. Данный подход для активизации умственной активности использовался ещё Сократом в дискуссиях с собеседником, а также в пифагорейской школе. Чешский педагог Я. Коменский был сторонником активного обучения. Ф.А.   Дистервег   считал   тот   метод   обучения   хорошим,   который активизирует   познавательную   деятельность   ученика.   Вместе   с   Ф.А. Дистервегом   представителями   нового   обучения,   активного   обучения, отошедшего от простого заучивания, являются Ж.Ж.Руссо, И.Г.Пестолоцци. ΧΙΧ ,  начале   ΧΧ   лабораторно­эвристический   методы, Педагоги   стремились   разработать   новые   методы   обучения   более   вв.       в эффективные,  чем   простое   заучивание   и   в  конце   практику   обучения  внедрились   активные  методы   обучения:   эвристический, опытно­эвристический,   метод лабораторных   уроков   и   естественнонаучное   обучение.   Эти   методы   были названы Б.Е. Райковым исследовательским методом. Результаты применения данного   метода   в   школьной   практике   были   явными.   Отмечалась познавательная активность учеников, творческая активность.  Однако в 30­х годах  ΧΧ Но спустя некоторое время вновь встал вопрос об активизации учебного процесса, ведь   традиционное заучивание материала не   привело к развитию школьного обучения.  века этот метод был признан ошибочным. Следует отметить, что   в начале  ΧΧ  века в американской   школьной педагогике начался период активной разработки  новых форм обучения. В   создание   теоретической   базы   проблемного   метода   обучения   внесли вклад многие наши отечественные педагоги, учёные. Среди них  Лернер   И.Я.   и   Скаткин   М.К.   классифицировали   методы   проблемного обучения. Матюшкин А.Н. разработал положение о роли проблемных ситуаций. Махмутов М.И. определил этапы проблемного обучения. Н. А Мечинская и Е. Н. Кабанова­Меллер внесли вклад в построение системы приёмов познавательной деятельности. Проблемное   обучение   –   это   обучение   развивающее,   которое способствует развитию творческих способностей учащихся. Что же такое проблемное обучение? Например, по мнению Махмутова М.И.   в   проблемном   обучении   сочетается   самостоятельная   поисковая деятельность учеников с усвоением ими готовых знаний. Лернер И.Я. считает проблемное обучение процессом принятия участия ученика   в   решении   новых   познавательных   проблем   под   руководством учителя. Важной   особенностью   проблемного   обучения   является   организация учителем   самостоятельной   познавательной   деятельности   ученика. Познавательная   деятельность   школьников   должна   сочетаться   с   готовыми предметными знаниями.  Организация   урока   с   использованием   проблемного   обучения   должна базироваться   на   знании   закономерностей   развития   мышления   ребёнка   и педагогических средств. Проблемное   обучение   отличается   от   традиционного,   прежде   всего целеполаганием (постановкой цели) и организацией процесса усвоения знаний. Урок с применением проблемного обучения организуется таким образом, что ученикам даётся возможность искать пути решения поставленной проблемы. Познавательная   деятельность   в   условиях   проблемной   ситуации  поиск выстроена в следующую цепочку: проблемная ситуация  способов ее решения   решение проблемы. → →  проблема  → Нужно знать, что проблема и проблемная ситуация – разные понятия.  Проблемная   ситуация   ­ Проблема   содержит   проблемную   ситуацию. осознанное затруднение, путь преодоления которого следует искать. Среди   достоинств   проблемного   метода   обучения   следует   отметить формирование   личностной   мотивации   ученика,   развитие   мыслительной способности,   познавательной   активности,   формирование   диалектического мышления. Однако   применение   данного   метода   требует   больших   затрат   времени,   которые   являются   более чем   традиционные   методы   обучения, распространенными в школьной практике.   Основы классно­урочной формы традиционного обучения были заложены ещё Яковом Коменским более 400 лет назад. При такой форме организуется классно­урочное обучение и знания ученики приобретают в готовом виде. Естественно, что затраты времени для такого   способа   передачи   знаний   меньше,   чем   требуется   для   организации проблемного обучения. Данный метод ориентирован  в основном на память учащихся.     Главное   запомнить   информацию   и   уметь   её   воспроизводить   в подобных   ситуациях.   Мыслительная   деятельность   при   таком   подходе   к обучению   развивается   слабо.   Противоречия,   возникающие   в   процессе традиционного обучения, обратили на себя внимания многих видных ученых и педагогов. Например, А.А. Вербицкий отмечал отсутствие при традиционной форме   обучения   мотивации   для   ученика   перспективы   применения   знаний. Если будущее представляется как абстракция, следовательно, и нет личной мотивации. Им же отмечено противоречие между целостностью культуры и её овладением субъектом через различные предметные области – преподавание разных   учебных   дисциплин.   Полученная   информация   учащимися представляет   собой   как   бы   осколки   целого.   Теряется   представление   о целостной картине мира. Но и проблемное обучение связано с определенными трудностями. Оно, прежде   всего,   требует   дифференцированного   подхода.   Необходимо   уметь подвести   ученика   к   противоречию,   а   ученик   сам   должен   найти   способ решения.   Умение   учителя,   прежде   всего,   заключается   в   умении   создать проблемную   ситуацию.   В   качестве   заданий   при   организации   проблемного обучения   можно   предложить   обучающимся   провести   сравнение,   сделать выводы   из   проблемной   ситуации,   сформулировать   вопросы,   сопоставить факты. Дадим   сравнительную   характеристику   традиционного   и   проблемного методов обучения. Если   урок   построен   на   традиционном   способе   обучения,  то   учащиеся получают   готовые   знания,   закрепляют   их   с   помощью   специальных упражнений,   вопросов   учителя   и   учебной   литературы.   Новые   знаний   в процессе изложения связываются с изученным материалом ранее. Ученикам нужно   же   получить   знания   в   готовом   виде,   осмыслить,   запомнить   и Следовательно,   деятельность   учащихся   является воспроизвести. репродуктивной. При организации проблемного обучения знания учащимися приобретаются путём самостоятельного решения проблемных вопросов.   Для   традиционного   обучения   характерно   преобладание   наглядно­ иллюстративного   метода,   при   котором   сообщаются   готовые   знания, приводятся   готовые   примеры.   Деятельность   учителя   при   проблемном обучении направлена на развитие исследовательской деятельности на основе самостоятельной работы и управление учебными действиями учеников. При   традиционном   обучении   деятельность   учащихся   носит репродуктивный   характер:   заучивание   готового   учебного   материала, выполнение   упражнений   на   закрепление   знаний,   воспроизведение   готовых знаний.   Проблемное   обучение   направлено   на   развитие   САМО:   учащиеся САМОстоятельно ищут пути решения проблемы, проводят САМОконтроль и САМОоценку.  При   традиционном   обучении  мотивация  связана   с  непосредственной   с деятельностью учителя, например, интересное изложение учебного материала. В процессе проблемного урока ученики приобретают много важных умений и навыков,   и   самое   главное,   что   их   деятельность   подкрепляется интеллектуальными мотивами. Сравнительная характеристика традиционного и проблемного обучения Традиционное обучение Проблемное обучение Объяснительно­иллюстративные Активные исследовательские методы. Критерии Методы обучения Результаты обучения Готовые знания Деятельность учителя  Наглядно­иллюстративное   обучение, котором   сообщаются   готовые   приводятся готовые примеры.    при знания, Деятельность учащихся Носит репродуктивный характер: заучивание   готового   учебного   материала, выполнение упражнений на закрепление знаний, воспроизведение готовых знаний. Получение   знаний   через   развитие творческих способностей, мышления. Развитие исследовательской  деятельности на основе  самостоятельной работы. Управление  учебными действиями учеников.  Формулирование   проблемы   и   поиск путей решения проблемы. Самоконтроль   деятельности. самооценка   и Мотивация Непосредственное   побуждение,   связанное   с деятельностью   учителя.   Например,   интересное Интеллектуальные мотивы. Ученики   испытывают   удовлетворение изложение учебного материала. от интеллектуального труда. Любое обучение и традиционное, и с использованием образовательных технологий   сопряжено   с   постановкой   целей   и   реализацией   определенных функций. Целями проблемного обучения являются:   ­   усвоение   результатов   научного   познания,   а   также   овладение   способами познания; ­   формирование   и   развитие   интеллектуальной,   мотивационной   сфер школьника; ­ развитие индивидуальных способностей учащихся. Проблемное обучение направлено на самостоятельное открытие знаний учащимися.   Организация   проблемного   урока   базируется   на   принципе проблемности.  Цели и содержание традиционного обучения в школе ориентированы на усвоение   учащимися   знаний,   умений   и   навыков.   Методы   и   приёмы, используемые   при   проблемном   обучении,   также   направлены   на   освоение знаний   учащимися.   Однако   при   проблемном   обучении   уделяется   больше внимания на воспитание навыков творческого применения знаний, т.е. умение применить полученные знания в новой ситуации и умение решать возникшие проблемы.  Существует две группы проблемного обучения: общие и специальные. К общим функциям он относит: ­   усвоение   учениками   системы   знаний   и   способов   умственной   и практической деятельности; ­   развитие   интеллекта   учащихся, самостоятельности и творческих способностей;   т.е.   их   познавательной ­   формирование   диалектико­материалистического   мышления школьников; ­ формирование всесторонне и гармонично развитой личности. К специальным относят: ­ воспитание навыков творческого усвоения знаний (применение системы логических приемов или отдельных способов творческой деятельности); ­   воспитание   навыков   творческого   применения   знаний   (применение усвоенных знаний в новой ситуации) и умений решать учебные проблемы; ­ формирование и накопление опыта творческой деятельности (овладение методами   научного   исследования,   решения   практических   проблем   и художественного отображения действительности); ­   формирование   мотивов   учения,   социальных,   нравственных   и познавательных потребностей. Важными   функциями   проблемного   обучения   являются   развитие творческих   способностей   учащихся,   развитие   практических   навыков использования   знаний   и   повышение   уровня   освоения   учебного   материала. Творческое развитие – неотъемлемая часть проблемного обучения.   А   что   отличает   творческий   процесс   от   обычного   способа   усвоения знаний?  Отличительной   чертой   творческого   процесса   является   способность использовать имеющиеся знания в нестандартных ситуациях. Различают   виды   творчества:   художественное,   научное,   техническое, педагогическое   творчество.   В   познавательной   деятельности   психологи выделяют творческие способности. Развитие   творческой   личности   в   школе   происходит   через   включение учащихся в познавательный поиск, развитие мышления. Проблемное обучение как средство развития творческой личности формирует умение анализировать и делать выводы.  Формированию творческой личности способствует умение видеть проблему и находить способы её решения, развитие познавательных навыков, развитие поисково­исследовательских навыков. Творческий   процесс   включает   этапы   столкновения   с   трудностями   и попытки решить проблему с помощью имеющихся знаний, интуитивный поиск решения, логическое обоснование решения. Приведём примеры, способствующие развитию творческого мышления. Задание для учащихся 6 класса на уроке географии:  «Работая   с   атласом,   сопоставьте   летние   и   зимние   температуры   в тропическом и экваториальном поясах Африки. Почему в тропическом поясе температура июля выше?». Мыслительная деятельность в процессе проблемного урока, деятельность,  направленная на овладение способами усвоения результатов научного  познания, несомненно являются источниками развития интеллектуальной  сферы и творческого потенциала учащихся. Создание проблемной ситуации на уроке является средством, которое позволяет  побудить у учащихся интерес  к изучаемой теме и способствует формированию мышления, развитию речи.  Ведь такие ситуации предполагают обдумывание   и   высказывание   своих   предположений.   Данный   вид деятельности подходит для любого школьного предмета. Проблемное обучение на уроке имеет следующую структуру: постановка проблемы, поиск решения проблемы, описание решения, реализация решения. Постановка проблемы имеет важное значение в структуре проблемного урока. От   постановки   проблемы   будет   зависеть   ход   урока   и   усвоение   учебного материала:   либо   ученики   в   процессе   решения   проблемы   узнают   всё самостоятельно,   активно   участвуя   в   процессе   урока   новое,   либо,   если проблемная ситуация создана неудачно ­ получают готовый ответ от учителя.  К   возникновению   проблемной   ситуации   подталкивает   возникшее противоречие.   Противоречие   может   быть   связано   либо   с   возникшим затруднением или с удивлением. Собственно, поэтому и проблемные ситуации бывают двух типов: возникшие с удивлением и возникшие с затруднением.  Проблемные   ситуации,   возникшие   с   затруднением,   появляются   тогда, когда   нужно   выполнить   задание,   но   это   невозможно   осуществить.   Для создания проблемной ситуации по, вызывающей затруднение, учитель может использовать   приём,   когда   даётся   задние   ученикам   либо   вообще невыполнимое, либо такое, которое не знакомо ученикам и не имеет сходства с ранее решенными заданиями. Данные приёмы хорошо подходят для уроков русского языка и математики.  Рассмотрим   примеры   создания   проблемных   ситуаций,   возникших   с затруднением. Например, на уроке математики в начальной школе  при изучении темы «Деление чисел».   Ученикам, когда они уже умеют умножать  числа, даётся задание разложить поровну 20 яблок на 4 тарелки. У детей возникает проблемный вопрос: как это сделать?  После изучения темы «Сложение» можно предложить задание: в одном пенале 10 карандашей. Сколько карандашей в 5 пеналах? Подходит   данный   приём   создания   проблемной   ситуации   на   уроке математики в начальной школе и при изучении темы «Умножение двузначного числа   на   однозначное».   Сначала   учитель   даёт   задание   –   примеры   на умножение одного однозначного числа на другое однозначное число:  5х7= ? 2х9= ? 3х 5= ? После   проверки   выполнения   задания   учитель   предлагает   решить   ещё примеры: 15 х 7 = ? 21 х 9 = ? 32 х  5 = ? Это,   несомненно,   вызывает   затруднение   у   учеников   и   одновременно интерес, как же можно решить данные примеры? Виды и уровни проблемного обучения Почему   в   педагогике   рассматривают   виды   и   уровни   проблемного обучения? Такой подход связан с разной степенью развития познавательной активности учащихся и возникающих у них интеллектуальных затруднений. Известный   педагог,   ученый,   профессор   Махмутов   М.И.   классифицирует проблемное   обучение,   основываясь   на   видах   творчества.   Он   выделяет   три вида проблемного обучения: ­ научное творчество; ­ практическое творчество; ­ художественное творчество. Рассмотрим краткую характеристику этих видов. Научное   творчество  связано   с   поиском   нового   правила,   закона, доказательства.   Этот   вид   творчества   представляет   собой   теоретическое исследование.  Практическое   творчество  –   это   поиск   способа   применения полученного знания в новой ситуации. Этот вид проблемной ситуации основан на постановке и решении практических учебных проблем. Художественное   творчество  представляет   собой   художественное отображение   действительности   на   основе   творческого   воображения, включающее рисование, игру, музицирование. Научное   творчество   применяется   на   теоретических   занятиях,   а практическое   творчество   целесообразно   использовать   на   лабораторных   и практических занятиях, занятиях кружка. Художественное   творчество   применимо   как   на   уроках,   так   и   во внеурочной деятельности. Виды   проблемного   обучения:   научное   творчество,   практическое творчество и художественное творчество имеют четыре уровня проблемного обучения, выделенные. Распределение по уровням связано с разным уровнем усвоения знаний и мышлением учащихся.   1 уровень. Уровень обычной активности. 2 уровень. Уровень полусамостоятельной активности. 3 уровень. Уровень самостоятельной (продуктивной) активности. 4 уровень. Уровень творческой активности. Данные уровни отражают уровень освоения новых знаний учащимися и способов   умственной   деятельности,   а   также   уровни   мышления.   Иными словами,   в   какой   ситуации   и   каким   образом   может   ученик   применить имеющиеся у него знания. Самый высокий уровень достижения учащихся – четвёртый. На   уровне   обычной   активности   происходит   восприятие   учащимися изложенного   учебного   материала   учителем,   усвоение   образа   умственного действия   в   условиях   проблемной   ситуации   и   выполнение   заданий воспроизводящего характера. На втором уровне ­ уровне полусамостоятельной активности ­ учащиеся применяют   полученные   знания   в   новой   ситуации   и   участвуют   в   поиске способа испытывают затруднения в новых познавательных ситуациях. Знания   учеников   недостаточны   для   построения   всей   логической цепочки решения проблемы. Выполнять   самостоятельные   работы   репродуктивно­поискового   типа ученики могут, достигнув третьего уровня ­ самостоятельной (продуктивной) активности.   Достигнув   этого   уровня,   учащиеся   могут   самостоятельно применять усвоенные знания в новой ситуации, работать с текстом учебника, конструировать решение задачи среднего уровня сложности. Выполнять самостоятельные работы, требующие логического анализа, открытия   нового   способа   решения,   творческого   воображения   учащиеся способны, достигнув четвертого уровня ­ творческой активности. Ученики, находящиеся на четвертом уровне развития, быстро усваивают приёмы умственной деятельности, способны выдвигать гипотезу и выбирать пути   для   решения   проблемы.   У   таких   учащихся   преобладает   словесно­ логическое мышление. Уровень проблемного обучения – отражение в совокупности процесса обучения   и   его   результата,   степени   сформированности   познавательной самостоятельности, творческих способностей учащихся. Организуя урок, следует обращать внимание на уровни активности, на которых находятся ученики класса. Не все учащиеся класса могут справиться с   заданиями,   без   помощи   учителя.   С   учетом   этого   можно   использовать дифференцированные задания для учащихся.  М.Н. Скаткин выделяет следующие три вида проблемного обучения: 1. Проблемное изложение знаний. 2.   Привлечение   учащихся   к   поиску   на   отдельных   этапах   изложения знаний. 3. Исследовательский метод. испытывают затруднения в новых познавательных ситуациях. Знания   учеников   недостаточны   для   построения   всей   логической цепочки решения проблемы. Проведем   маленькое   исследование:   обхватим   левой   рукой   правую руку   выше   локтя,   ощупаем   мышцу   и   запомним   ее   форму...   Теперь   с усилием   со­   гнем   правую   руку...   Вновь   ощупаем   мышцу...   Вернем   ее   в исходное  положение... Мы почувствовали,  что при напряжении  мышцы что­то произошло: форма ее изменилась. Почему? Что произошло? Мышца   по   своей   способности   растягиваться   похожа   на   резину. Вероятно, и форма мышцы изменяется, как изменяется форма резины. Давайте попробуем проверить. Посмотрите внимательно на этот жгут (учитель то сильно растягивает жгут, то расслабляет его). Подумайте теперь, что происходит при движении и с резиной, и с мышцей. Сравните, как   изменяется   их   форма   при   растягивании.   Очевидно,   когда   мы вытягиваем, например, руку, мышца растягивается, как жгут. Что при этом   изменяется   у   мышцы?   Изменяется   длина   и   толщина:   мышца становится то длиннее и тоньше, то короче и толще. Проверьте! Согните и разогните руку... Эти изменения мышц называются сокращениями (от слов “краткий”, “короткий”). Итак, при наших движениях мышцы сокращаются. Но кости­то не “сокращаются”? Как же сокращение мышц приводит в движение кости? Ученые выяснили, что под кожей человека, кроме мышц и костей, есть   еще   сухожилия   (т.е.   сухие   жилы).   Сухожилия   еще   называют связками.   Ка­кую   же   роль   в   теле   человека   играют   сухожилия?   Надо рассуждать так: известно, что их называют связками. Почему? Значит, они что­то связывают? А что они могут связывать?  Наверное, то, что находится рядом, то есть мышцы и кости. Таким образом, когда мышца, сокращаясь, укорачивается, то она с помощью связки ­ сухожилия (как за веревочку) тянет за собой кость. Давай те проверим. Согните ногу в колене. Найдите под коленом на месте сгиба сухожилие. Разогните и согните ногу несколько раз, пронаблюдайте работу сухожилия. Сделаем выводы. Мы узнали, что вокруг каждой кости располагаются  мышцы. Мышцы обладают способностью сокращаться, т.е. менять длину и толщину. Мышцы прикрепляются к костям с помощью сухожилий, или  связок Традиционный   и   проблемный   урок   имеют   общую   цель   –   получение знаний учащимися. Однако проблемный урок отличается от традиционного, прежде   всего,   этапами   введения   и   воспроизведения   знаний.   Центральным звеном проблемного урока является проблемная ситуация, которую учащиеся разрешают   в   процессе   учебной   деятельности   под   руководством   учителя. Результатом   этой   деятельности   становятся   приобретенные   знания. Одновременно   на   таком   уроке   ученики   осваивают   способы   решения проблемных ситуаций. Учителю при создании проблемных ситуаций следует учесть степень готовности учеников к принятию решения, например, умение задавать   вопросы   и   участвовать   в   диалоге,   выдвигать   гипотезы,   умение использовать ранее усвоенные знания и переносить их в новую ситуацию. Как правило,   ученики   имеют   представления   о   некоторых   этапах   решения проблемных ситуаций. Например, с умением выдвигать гипотезы, учащиеся знакомятся   на   уроках   естественнонаучного   цикла,   когда   изучают   методы научного   познания.   На   этих   уроках   в   средней   и   старшей   школе   даётся определение гипотезы, приводятся примеры.  При создании проблемных ситуаций также следует учитывать уровень знаний   учеников,   психологические   особенности   и   интеллектуальные возможности.   В   противном   случае,   учащиеся   могут   потерять   интерес   к решению проблемы, т.к. она окажется им не по силам. Проблемный урок имеет следующую структуру: I. Постановка учебной проблемы II. Постановка учебной задачи III. Поиск решения IV. Выражение решения V. Реализация продукта Существуют ещё похожие структуры проблемного урока, предложенные методистами и учителями­практиками, но во всех структурах проблемного урока присутствует поиск и решение проблемы.  Кратко охарактеризуем этапы проблемного урока. На   этапе   создания   учебной   проблемы   у   учащихся   возникает   вопрос: «Почему не получается?».   При постановке учебной задачи формулируется тема урока и его задачи. Как создать учебную проблему на уроке?  Это возможно или с помощью создания проблемной ситуации или мотивирующих приемов.  На этапе поиска учебной проблемы применяются методы проблемного изложения, эвристический, исследовательский. Эвристическую беседу можно охарактеризовать как вопросно­ответный  метод. Учитель задаёт логически связанные вопросы, а ученики – отвечают. Создаётся   диалог.   В   процессе   этого   диалога   ученики   приходят   к выводу,   что   разные   ответы   получились   в   результате   выполнения   разного порядка действия. В одном примере, выполнили сначала сложение, а потом умножение 1+4 х 2= 10 Во втором примере выполнено сначала умножение, а потом сложение 1+ 4 х 2= 9 Далее   возникает   вопрос,   а   как   узнать,   какое   действие   следует выполнять в примере первым?  На   заключительном   этапе   ученики   творчески   выражают   полученные новые знания через написание рассказа, стихотворения и т.д. по теме урока.       Структура   проблемного   урока     ­   универсальна   и   подходит   для внедрения в педагогическую практику учителя любого предмета.     «Ребенок не хочет брать готовые знания, и будет избегать того, кто силой   вдалбливает   их   ему   в   голову.   Но   зато   он   охотно   пойдет   за   своим наставником   искать   эти   же   самые   знания   и   овладевать   ими».     (Шалва Амонашвили) Использованная литература и Интернет­ресурсы: 1. Арапов К. А. Проблемное обучение как средство развития интеллектуальной сферы школьников  [Текст] / К. А. Арапов, Г. Г. Рахматуллина // Молодой ученый. — 2012. — №8. — С. 290­294. 2. Вербицкий А.А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход. М., 1991. 3. Воронцов А. Б. Педагогическая технология контроля и оценки учебной деятельности  (образовательная система Д.Б. Эльконина – В. В. Давыдова). – М.: Издатель Рассказов А. И., 2002.  – с 3. 4. Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. М., 1996. 3. Дубина И.Н. Творчество как феномен социальных коммуникаций. – Новосибирск: СОРАН, 2000.  – 173 с. 5. Кудрявцев В.Т. Проблемное обучение: истоки, сущность, перспективы. ­ М.: «Знание», 1991. – 80 6. ЛАПИНА Е.  Журнал «Наука и жизнь» № 10, октябрь 2015 7. Лернер И.Я. Дидактические основы методов обучения / М.: «Педагогика», 1981. – с 48. Педагогика. Учебно­методическое пособие. Под ред. Э.Г. Малиночки. – Краснодар, 1992 8. Матюшкин А.М., Аверина И.С. Развитие творческой активности школьников. – М.: Педагогика,  1991. – 156 с. 8. Махмутов М.И. Проблемное обучение. Основные вопросы теории. ­ М.: Педагогика, 1975. ­ С.  246­258 9. Пашнев Б.К. Система поиска одаренных учащихся современными психодиагностическими  методами.//Психолог − 2004 ­ № 43. 10. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учеб. пособие. – М.: Народное  образование, 1998. 10. http://festival.1september.ru/articles/629603/ методы создания проблемных ситуаций 11. http://www.rae.ru/snt/?section

Технология проблемного обучения в условиях реализации ФГОС

Технология проблемного обучения в условиях реализации ФГОС

Технология проблемного обучения в условиях реализации ФГОС

Технология проблемного обучения в условиях реализации ФГОС

Технология проблемного обучения в условиях реализации ФГОС

Технология проблемного обучения в условиях реализации ФГОС

Технология проблемного обучения в условиях реализации ФГОС

Технология проблемного обучения в условиях реализации ФГОС

Технология проблемного обучения в условиях реализации ФГОС

Технология проблемного обучения в условиях реализации ФГОС

Технология проблемного обучения в условиях реализации ФГОС

Технология проблемного обучения в условиях реализации ФГОС

Технология проблемного обучения в условиях реализации ФГОС

Технология проблемного обучения в условиях реализации ФГОС

Технология проблемного обучения в условиях реализации ФГОС

Технология проблемного обучения в условиях реализации ФГОС

Технология проблемного обучения в условиях реализации ФГОС

Технология проблемного обучения в условиях реализации ФГОС

Технология проблемного обучения в условиях реализации ФГОС

Технология проблемного обучения в условиях реализации ФГОС

Технология проблемного обучения в условиях реализации ФГОС

Технология проблемного обучения в условиях реализации ФГОС

Технология проблемного обучения в условиях реализации ФГОС

Технология проблемного обучения в условиях реализации ФГОС

Технология проблемного обучения в условиях реализации ФГОС

Технология проблемного обучения в условиях реализации ФГОС
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
12.07.2018