Технология развития критического мышления на уроке литературы в 10 классе. Модуль урока по теме: В.А.Закруткин. "Матерь человеческая"
Оценка 4.6

Технология развития критического мышления на уроке литературы в 10 классе. Модуль урока по теме: В.А.Закруткин. "Матерь человеческая"

Оценка 4.6
Разработки уроков
docx
русская литература
10 кл
02.06.2019
Технология развития критического мышления  на уроке литературы в 10 классе.  Модуль урока по теме: В.А.Закруткин. "Матерь человеческая"
Одна из задач уроков литературы - воспитание талантливого читателя, читателя-собеседника, соавтора. Перед учителем, формирующим такого читателя, возникает вопрос: как построить урок, чтобы научить ученика размышлять над прочитанным, задавать вопросы и находить ответы, совершать открытия и радоваться процессу поиска? На помощь учителю могут прийти приёмы технологии развития критического мышления. Урок в технологии развития критического мышления поможет организовать диалог читателя и автора, погрузить ребёнка в мир художественного текста.
Урок литературы 2.docx
Технология развития критического мышления  на уроке литературы в 10­м классе.  Модуль урока по теме: В.А.Закруткин. "Матерь человеческая"  Краткая   аннотация. Одна   из   задач   уроков   литературы   ­   воспитание   талантливого читателя,   читателя­собеседника,   соавтора.   Перед   учителем,   формирующим   такого читателя, возникает вопрос: как построить урок, чтобы научить ученика размышлять над прочитанным,   задавать   вопросы   и   находить   ответы,   совершать   открытия   и   радоваться процессу   поиска?   На   помощь   учителю   могут   прийти   приёмы   технологии   развития критического мышления. Урок в технологии развития критического мышления поможет организовать диалог читателя и автора, погрузить ребёнка в мир художественного текста. Форма учебной работы: классно­урочная. Организация работы: коллективная, групповая Цели урока:   1. Подвести к осознанию того, что у поверженного врага есть право на гуманное обращение даже в том случае, если его противники охвачены желанием отомстить; 2.   Способствовать   развитию   мыслительных   навыков   учащихся,   необходимых   не только   в   учебе,   но   и   в   обычной   жизни   (умение   работать   с   информацией, анализировать   различные   ситуации   (учебные   и   жизненные),   умение   принимать взвешенные   решения,   способность   к   разумному   рефлективному   творческому мышлению). Задачи урока:   1. Дать возможность каждому ученику реализовать себя, получая положительные эмоции от процесса обучения, а также ­ конструировать свое собственное знание. (Известно: ценным является знание, добытое своим трудом). 2.   Воспитание   социальной   ответственности.   (Для   этого   весь   учебный   процесс целесообразно тесно увязать с конкретными жизненными задачами и проблемами, с которыми дети сталкиваются в повседневности). ХОД УРОКА I. На стадии вызова обращаюсь к личному опыту, который поможет подготовить учащихся к личностному восприятию произведения:   ­ Были ли в вашей жизни моменты, когда вами владело чувство ненависти? ­ Вспомните, какие чувства вы испытывали в состоянии ненависти?  ­ Не было ли у вас желания простить, понять человека, который вас обидел? Прогнозирование по названию. ­ Фрагмент из повести "Матерь человеческая". Как вы думаете, о чём отрывок? Данный приём повышает не только интерес к чтению, но и акцентирует внимание на такой детали, как название. Краткий   рассказ   об   авторе. Закруткин   Виталий   Александрович родился   на   станции Кочетковская ­ на ­ Дону, Ростовской области. В 1932 году Виталий экстерном окончил Благовещенский   педагогический   институт.   Преподавал   в   Новгородском   учительском институте   им.   М.Н.   Покровского   В   1936   году   В.   Закруткин   защитил   кандидатскую диссертацию   о   романтических   поэмах   А.С.   Пушкина.   В   этом   же   году   он   получил назначение   на   должность   заведующего   кафедрой   русской   литературы   Ростовского педагогического   института.   Виталий   Александрович   был   лично   знаком   с   А. Серафимовичем, М. Шолоховым. Закруткин готовился к защите докторской диссертации о творчестве Л.Н.Толстого. Но война круто изменила планы Закруткина. Он отправляется на фронт военным корреспондентом. По живым впечатлениям от боев им была написана книга фронтовых   рассказов   и   очерков   "На   переднем   плане".   В.   Закруткин   ­   автор   рассказа "Подсолнух", повести "Матерь человеческая". В.А. Закруткин  был похоронен во дворе собственного дома, ставшего музеем. В его честь назван теплоход. Сегодня мы будем читать фрагмент из повести В. Закруткина "Матерь человеческая", но читать не как обычно, а с остановками. II. Работа с художественным текстом. В данной части урока реализуется схема "вызов ­ осмысление ­ размышление". Учащиеся получают следующий алгоритм работы:    ­ чтение текста от "остановки до остановки"; ­ вопрос ­ прогноз по поводу развития сюжетной линии в отрывке; ­ ответ ­ предположение, его обоснование. Итак, читаем текст (работа ведется только индивидуально). "Матерь человеческая" Мария сквозь слёзы осмотрела двор и вспомнила: погреб! Там она сможет укрыться от дождя и снега, от зимних холодов, от вражеских пуль и снарядов, там в погребе можно жить… Погреб был цел. Мария протянула руку, чтобы поднять тяжёлую крышку, но её испугало поведение   собаки.   Дружок   завертелся   вокруг   погреба,   принюхиваясь   к   земле,   потом остановился. Шерсть на его спине встала дыбом. Оскалив острые клыки, он угрожающе заворчал. (Первая остановка) ­ Чем можно объяснить такое поведение собаки? Сжимая в руке вилы, Мария откинула крышку лаза и отпрянула. На земляном полу погреба сидел живой немецкий солдат. Немец был бледный, измождённый, с тонкой мальчишеской шеей,   он   был   ранен.   В   какое­то   неуловимое   мгновение   Мария   заметила,   что   немец испугался её, и поняла, что он безоружен. Наклонившись   над   лазом,   она   молча   смотрела   на   немца.   Он   не   спускал   с   неё   светло­ голубых, расширенных от ужаса глаз. Губы его дрожали, кривились в жалком подобии улыбки, но, скованный страхом, он не произносил ни одного слова. На вид ему было не больше   семнадцати   лет.   Всё   выдавало   в   раненом   немце   мальчишку,   желторотого, лопоухого, объятого ужасом недоростка. Ненависть   и   горячая,   слепая   злоба   захлестнули   Марию,   сдавили   сердце,   тошнотой прихлынули к горлу. (Вторая остановка) ­ Как вы думаете, почему Мария испытывает злобу и ненависть? ­ Попробуйте передать чувства героини через определения, или музыкальный аккорд, или цветовую палитру. ­ Какие цвета будут доминировать? Алый туман застил ей глаза, и в этом негустом тумане она увидела безмолвную толпу хуторян, и раскачивающегося на тополевой ветке Ивана, и босые ноги повисшей на тополе Фени, и чёрную удавку на детской шее Васятки, и их, палачей­фашистов. Теперь здесь, в её, Марьином, погребе, лежал один из них, полураздавленный, недобитый гадёныш. Мария  ещё ниже  склонилась  над лазом. Держак  остро  отточенных  вил  сжала  так, что побелели пальцы. Хрипло сказала, не слыша собственного голоса: ­ Чего будем делать? Скажи мне одно: где мой муж Ваня и сыночек Васёнка? И ещё скажи мне: за что удавили Феню и девочку Саню за что убили? Молчишь? Молчи, молчи… Она повернулась, спустила ноги в лаз, постояла на первой ступеньке лестницы… Постояла на второй, глаз не сводя с немца и сжимая в руках вилы… Медленно спускалась она в погреб, каждая ступенька (их было девять) приближала её к тому неотвратимому,  что  она должна  была  совершить  во  имя  высшей  справедливости, которая сейчас в её горячем сознании укладывались в знакомые с детства слова: "Смертию смерть поправ…" (Третья остановка) ­ Какое желание овладело Марией? ­ Какова проблема фрагмента повести? Вот   и   последняя   ступенька.   Мария   остановилась.   Сделала   ещё   один   шаг   вперёд, мальчишка­немец   шевельнулся.   Он   хотел   отодвинуться,   втиснуться   в   угол,   уползти   в темноту,   но   обмякшее,   бессильное   тело   не  слушалось   его.   Уже   в  то   мгновение,   когда голова   Марии   показалась   в   открытом   люке   погреба,   он   по   выражению   её   лица почувствовал,   что   его   ожидает   смерть.   Три   острия   карающих   вил   с   каждой   секундой приближали его конец. Мария высоко подняла вилы, слегка отвернулась, чтобы не видеть то страшное, что должна была сделать, и… ­ Как поступит Мария: подчинится жажде мщенья и вступит в "порочный круг" или сможет побороть это разрушительное желание? в это мгновение услышала тихий, сдавленный крик, который показался ей громом: ­Мама! Ма­а­ма!.. Слабый крик множеством раскалённых ножей впился в грудь Марии, пронзил её сердце, а короткое слово  "мама" заставило содрогнуться от нестерпимой боли. Мария  выронила вилы, ноги её подкосились. Она упала на колени и, прежде чем потерять сознание, близко­ близко увидела светло­голубые, мокрые от слёз мальчишеские глаза… (Четвёртая остановка) ­ Что, по вашему мнению, заставило Марию отказаться от мести? Очнулась   она   от   прикосновения   влажных   рук   раненого.   Захлёбываясь   от   рыданий,   он гладил   её   ладонь   и   говорил   что­то   на   своём   языке,   которого   Мария   не   знала.   Но   по выражению его лица, по движению пальцев она поняла, что немец говорил о себе: о том, что он никого не убивал, что его мать такая же, как Мария, крестьянка, а отец недавно погиб под городом Смоленском, что он сам, едва закончив школу, был мобилизован и отправлен на фронт, что ни в одном бою ни разу не был, только подвозил солдатам пищу. Мария молча плакала. Смерть мужа и сына, угон хуторян и гибель хутора, мученические дни и ночи на кукурузном поле ­ всё, что она пережила в тяжком своём одиночестве, надломило её,  и ей  хотелось  выплакать своё  горе, рассказать о нём живому человеку, первому, кого она встретила за все последние дни. И хотя этот человек был одет в серую, ненавистную форму врага, но он был тяжело ранен, к тому же оказался совсем мальчишкой и ­ видно по всему ­ не мог быть убийцей. И Мария ужаснулась тому, что ещё несколько минут назад, держа в руках острые вилы и слепо подчиняясь охватившему её чувству злобы и мести, могла сама убить его. Ведь только святое слово "мама", та мольба, которую вложил этот несчастный мальчик в свой тихий, захлёбывающийся крик, спасли его. (Пятая остановка) ­ Как будут меняться в связи с этим ощущения героини? Осторожным прикосновением пальцев Мария расстегнула окровавленную сорочку немца, слегка   надорвала   её,   обнажила   узкую   грудь.   На   груди,   с   правой   стороны   увидела   две продолговатые раны, затянутые запёкшейся кровью. Так же осторожно стащила мундир, повернула раненого на бок, осмотрела спину. На спине была только одна рана, и Мария поняла,  что второй  осколок  бомбы  не  вышел,  засел  где­то в  груди.  Сложив  руку так, словно держала в ней стакан, и поднеся её ко рту, спросила: ­ Ты небось пить хочешь? Немец закивал головой. ­ Подожди, ­ сказала Мария, ­ я подою корову, напою тебя молоком. Воды на хуторе нет. Бережно неся миску с молоком, Мария спустилась в погреб. Присела рядом с немцем на корточки и, поддерживая рукой его горячий затылок, напоила молоком. Не выпуская её руку, раненый всхлипнул, закрыл глаза и стал засыпать… Она вспомнила, что на лугу, возле лесной опушки, должны стоять копёшки не свезённого хуторянами сена. Решила сходить туда, принести охапку сена и постелить умирающему немцу. ­ Что мне с тобой делать? ­ качая головой, спросила Мария. ­ Как тебе помочь? Где я найду доктора, когда кругом только смерть и разорение? Вернер Брахт ­ так звали немца ­ молчал и слабо, страдальчески улыбался. Боясь, что он умрёт   ночью,   в   полной   темноте,   Мария   растопила   на   костре   немного   конского   жира, свернула из тряпки тонкий фитилёк, засветила светильник, поставила его в углу погреба. Трепетный огонёк еле освещал измождённое мальчишеское лицо немца. Он долго смотрел на огонёк немигающими глазами, потом протянул к Марии руки и сказал, как в первую минуту их встречи: ­ Мама! Мама! И Мария поняла, (Шестая остановка) ­ Как вы думаете, что поняла Мария? Что она ­ последний человек, которого обречённый на смерть немец видит в своей жизни, что в эти горькие и торжественные часы его прощания с жизнью в ней, в Марии, заключено всё, что ещё связывает его с людьми, ­ мать, отец, небо, солнце, родная немецкая земля, весь огромный и прекрасный мир. И его протянутые к ней худые, грязные руки, и полный мольбы и отчаяния угасающий взгляд ­ Мария и это поняла   ­   выражают   надежду,   что   она   в   силах   отстоять   его   уходящую   жизнь, отогнать смерть… Обхватив   руками   колени,   Мария   неподвижно   сидела   у   изголовья   Вернера   Брахта,   не выпуская из рук его холодеющие руки. Заметив в щели неплотно закрытого люка, что взошло   солнце,   она   осторожно   поднялась,   погасила   светильник,   открыла   люк.   Свежий, прохладный ветер хлынул в погреб, шевельнул на бессильно откинутой голове умирающего белокурые волосы. (Седьмая остановка) ­ Как, по­вашему, будут развиваться события дальше? Почему? (На этой стадии используется приём "дерево предсказаний") Мария поднялась по ступенькам, остановилась на последней. Торжествующий мир сиял осенней красотой: светило неяркое солнце, по голубому небу, редея, лениво рассеиваясь, плыли лёгкие облака. Над головой Марии медлительно, с волнующим гортанным криком пролетела на юг стая гусей. А совсем рядом, внизу, в полутёмном углу погреба умирал человек, почти мальчик, по имени Вернер Брахт, умирал бесцельно, глупо, посланный на смерть в угоду свирепым и жадным правителям его страны, которых он никогда не видел и не хотел видеть и в угоду которым, ещё не живший, не знавший любви и ненависти, сейчас отдавал свою молодую жизнь… Вернер   Брахт   умер   перед   полуднем,   Мария   закрыла   ему   глаза,   пригладила   ладонью растрёпанные волосы, положила руку на холодеющий лоб… Она посидела немного. Вытерла слёзы, подумала о том, что жизнь берёт своё, что ей надо жить, что надо вынести покойника из погреба, этой тёмной, угрюмой норы, уготованной ей судьбой, чтобы потом всё обладить и приготовить к зиме жалкое своё жильё… ­   Какова   же   проблема   фрагмента   из   повести   "Матерь   человеческая"?   Если   мнение изменилось, что повлияло на изменение? Вывод: Листая страницы повести, сопереживая Марии, разделяя страх Вернера Брахта, мы понимаем, что война ­ страшная катастрофа, которая несёт смерть. Но даже во время войны человек может побороть в себе желание отомстить и оказать помощь безоружному, страдающему человеку, который больше не представляет реальную угрозу. III. Стадия рефлексии ­ завершающая стадия урока в режиме технологии критического мышления. На стадии рефлексии проводится групповая творческая работа. Задания группам могут быть такими: Группа 1. Эссе по впечатлениям от рассказа. Группа 2. Сочинение ­ рассуждение об идее произведения. Группа 3. Покажите этот рассказ при помощи цвета. Докажите, почему это так. Группа   4. Напишите,   как   вы   относитесь   к   первоначальному,   мгновенно   возникшему решению Марии "убить убийцу" "во имя высшей справедливости".

Технология развития критического мышления на уроке литературы в 10 классе. Модуль урока по теме: В.А.Закруткин. "Матерь человеческая"

Технология развития критического мышления  на уроке литературы в 10 классе.  Модуль урока по теме: В.А.Закруткин. "Матерь человеческая"

Технология развития критического мышления на уроке литературы в 10 классе. Модуль урока по теме: В.А.Закруткин. "Матерь человеческая"

Технология развития критического мышления  на уроке литературы в 10 классе.  Модуль урока по теме: В.А.Закруткин. "Матерь человеческая"

Технология развития критического мышления на уроке литературы в 10 классе. Модуль урока по теме: В.А.Закруткин. "Матерь человеческая"

Технология развития критического мышления  на уроке литературы в 10 классе.  Модуль урока по теме: В.А.Закруткин. "Матерь человеческая"

Технология развития критического мышления на уроке литературы в 10 классе. Модуль урока по теме: В.А.Закруткин. "Матерь человеческая"

Технология развития критического мышления  на уроке литературы в 10 классе.  Модуль урока по теме: В.А.Закруткин. "Матерь человеческая"

Технология развития критического мышления на уроке литературы в 10 классе. Модуль урока по теме: В.А.Закруткин. "Матерь человеческая"

Технология развития критического мышления  на уроке литературы в 10 классе.  Модуль урока по теме: В.А.Закруткин. "Матерь человеческая"

Технология развития критического мышления на уроке литературы в 10 классе. Модуль урока по теме: В.А.Закруткин. "Матерь человеческая"

Технология развития критического мышления  на уроке литературы в 10 классе.  Модуль урока по теме: В.А.Закруткин. "Матерь человеческая"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
02.06.2019