Текстоориентированный подход в обучении русскому языку в системе работы учителя-словесника.
Тагирова Ш.С.., учитель русского языка и литературы
МБОУ «СОШ № 1 имени З.С. Абдулаева» с. Катар-Юрт
Родной язык – его словарный состав
и грамматический строй – мы узнаём
не из словарей и грамматики,
а из конкретных высказываний…
М.М. Бахтин
За прошедшие годы текстоориентированный подход в преподавании русского языка стал одним из основных, наряду с деятельностным и культурологическим подходом. Это обусловлено, в первую очередь, целями современного образования.
Федеральный государственный образовательный стандарт образовательной области «Филология» нацеливает учителей на то, что организация работы по русскому языку должна быть сориентирована не только на обучение практической грамотности, но и на
· формирование языковой и духовной культуры школьников, умения думать, грамотно и хорошо говорить в разных условиях общения;
· воспитание уважения и бережного отношения к русскому языку, осознание его роли в развитии культуры, науки;
· усвоение основных норм русского литературного языка, речевого этикета;
· расширение общего кругозора учащихся; их социализации и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию;
· формирование умений, связанных с информационной переработкой текстов.
То есть на первый план в качестве важнейших целей обучения выдвигается формирование умений и навыков речевого общения, или коммуникации. Одной из основных характеристик коммуникативно-ориентированного обучения языку является использование ТЕКСТА в качестве дидактического материала. Во-первых, на основе связных текстов учащиеся наблюдают факты языка, усваивают речеведческие понятия, на базе которых формируются навыки продуцирования собственных текстов. Во-вторых, текст становится основным источником интеллектуального, эстетического и культурного обогащения личности ребенка. Кроме того, принцип коммуникативности предполагает изменение характера деятельности и учащихся, и учителя: в учебной деятельности важное значение приобретает ОБЩЕНИЕ ученика и педагога, речевая активность детей на каждом уроке. И вновь текст может стать ядром общения учителя и учащихся, так как текст всегда связан с актом коммуникации.
Ещё одним важным аргументом для текстоориентированного преподавания русского языка, особенно в старших классах, является то, что выпускники 9 – 11 классов проходят государственную (итоговую) аттестацию в новой форме, где основополагающие знания русского языка необходимо показать, работая с текстами различных стилей и типов речи.
И, наконец, на современном этапе, когда у школьников наблюдается потеря интереса к родному языку, обусловленная целым рядом социально-культурных причин, и когда обогащение словаря и совершенствование речи ребёнка происходит в основном на уроках русского языка и литературы, проблема формирования и развития грамотной, творческой, компетентной личности школьника становится важнейшей проблемой для учителя. А тексты, которые академик Л.В. Щерба называл текстами «безукоризненного образца», представляют собой незаменимый материал для речевой практики и реализации обучающих и воспитывающих целей урока. Такие тексты способны не только увеличить заинтересованность в работе с текстом, но и повысить культурный уровень личности, воспитать интерес к национальной культуре, родной речи, потребность в приобщении к искусству.
Сейчас я могу с уверенностью сказать, что в моей педагогической практике текстоориентированное обучение стало системой.
Этапы формирования методической системы.
1. Изучение теории вопроса (работы Е. С. Антоновой, А. Д. Дейкиной, В. И. Капинос, Е. И. Никитиной, Т. М. Пахновой, Н.А. Ипполитовой, Н.С. Болотновой и др).
2. Знакомство с опытом коллег, реализующих текстоориентированный подход в обучении русскому языку.
3. Выбор наиболее эффективных приёмов и методов работы с текстом на основе принципов личностно-ориентированного обучения.
4. Системное использование методов и приёмов текстоориентированного обучения на уроках.
5. Создание оптимальной модели использования текстов на уроках на основе анализа ситуации с целью повышения эффективности и качества обучения.
6. Систематизация и обобщение опыта работы.
7. Представление результатов работы профессиональному сообществу
Эффективность использования текста на уроке определяется несколькими факторами. В первую очередь, учетом типа выбранного текста.
Таблица №1 Типология текстов.
Собственно информационный текст |
Оценочно-информационный текст |
Образно-оценочно-информационный текст |
Описывает событие, ситуацию. Возможно только одно толкование текста. Понимание осуществляется при помощи трех основных умений: точно определить тему, идею, направление речемыслительной деятельности. Научный и официально-деловой текст. |
Описывает событие, ситуацию и содержит авторскую оценку. Три интерпретации: - Отрицательная - Нейтральная - положительная. Публицистический, художественный, разговорный текст. |
«Рисует» ситуацию и содержит авторскую оценку. Обладает многозначностью и допускает бесконечное количество толкований. Восприятие текста происходит в процессе соучастия, сопереживания, сотворчества. Художественный, публицистический текст. |
Кроме того, чтобы использование текста на уроке было максимально
эффективным, он должен соответствовать определенным требованиям. Критерии отбора текстов для работы на уроках русского языка играют важную роль, и грамотный подход к выбору критериев отбора текстов даст учителю возможность наиболее эффективной работы. Текст, с которым ученику предстоит работать, должен быть
• интересным;
• соответствующим возрастным особенностям школьника;
• способствующим духовному развитию ученика;
• актуальным для решения учебной задачи.
В 5-6 классах правомерно использование образно-оценочно-информационных текстов развлекательного, юмористического, сказочного характера: они вызывают у учащихся интерес к предмету, активизируют мыслительную деятельность, способствуют установлению более близкого, непринужденного контакта между учителем и учениками, что немаловажно в период адаптации учащихся при переходе из начальной школы в основную и что, в конечном счете, реализует коммуникативную цель обучения.
В 7-9 классах целесообразно обращение к оценочно-информационным текстам публицистического характера, которые также «работают» на решение и учебных, и воспитательных задач. В своей работе как образцовые тексты я использую, в первую очередь, «Письма о добром и прекрасном» Д.С. Лихачёва.
Работа с текстами на уроках русского языка в старших классах должна начинаться с выбора смысловой информации, которую будут содержать тексты, а также с учётом учебной задачи – подготовки к ЕГЭ. В качестве учебного материала выбираются художественные и публицистические тексты, соответствующие следующим критериям:
• текст должен учитывать возрастные особенности выпускника, содержание текста не должно выходить за рамки коммуникативного, читательского и жизненного опыта экзаменуемого; при этом содержать информацию, способствующую реализации духовно-нравственной и патриотической целей;
• текст должен способствовать реализации одной из целей экзаменационной работы: проверить овладение важнейшим видом речевой деятельности - сознательным чтением;
• текст должен касаться этических, нравственных и других социально или личностно значимых проблем, содержать материал для раздумий и вызывать у экзаменуемых желание высказать свое мнение по поводу прочитанного.
Данные критерии отбора текстов обусловлены для меня как для учителя приоритетом задач нравственного воспитания личности. Развивая речевые навыки, старшеклассники не только получают возможность повысить свою лингвистическую, языковую и коммуникативную компетенцию, но и сформировать свой взгляд на целый ряд проблем.
Работа с текстом должна вестись в определенной логике. Это поможет и учителю при планировании урока, и учащимся, которые уже будут настроены на несколько этапов работы.
Этапы работы над текстом на уроке русского языка.
1. Знакомство с текстом (в зависимости от возрастных особенностей обучающихся и уровня подготовки класса: самостоятельное чтение, прослушивание чтения учителем или заранее подготовленным учащимся, инсценировка).
2. Учебный диалог, в ходе которого учитель, опираясь на имеющийся личный опыт обучающихся, подводит их к пониманию смысла прочитанного, определения проблем, поставленных автором, его позиции и основной идеи и усвоению новых знаний, формулированию правил, выводов.
3. Лингвистический анализ с текстом (выполнение системы заданий, направленных на развитие орфографических, пунктуационных и коммуникативных навыков обучающихся).
4. Продуцирование обучающимися собственного текста (устного или письменного).
При работе с текстами использую методы и приёмы современных педагогических технологий, о которых говорилось выше (см. Критерий 4). В частности приёмы и методы технологии РКМЧП, метод сравнительно-типологического анализа, приёмы и методы исследовательской деятельности.
Такая работа с текстом была продемонстрирована на открытом уроке для учителей РМО русского языка и литературы «Комплексный анализ текста» в 9 классе в рамках Тематического методического дня «Формы и методы развития ключевых компетентностей школьников в рамках содержания действующих предметов» (ноябрь, 2009 г.). На уроке девятиклассники работали с текстом, выступая в роли психологов, лингвистов, искусствоведов. На основе многоаспектного анализа обучающиеся смогли создать собственный текст – размышление о прочитанном. Урок получил высокую оценку коллег.
Акцентируя внимание на приоритете задач нравственного воспитания личности на уроках русского языка и литературы, в своей работе систематически обращаюсь к пословицам и афоризмам как малой форме оценочно-информационного текста. Обладая при минимальном объеме законченностью формы и содержания, они в предельно концентрированном виде несут в себе нравственный, бытовой, философский опыт народа. Недаром их называют «жемчужинами человеческой мысли, отлитыми в краткую языковую форму». Работа с данным речевым материалом может проводиться с учащимися любого возраста.
Алгоритм работы с пословицами и афоризмами.
1. Как правило, проводится в начале урока в качестве «разминки», эмоционального настроя, повторения изученного материала.
2. Представление текста учителем (чтение).
3. Устная беседа. Возможные вопросы: как вы понимаете смысл пословицы; смоделируйте ситуацию, в которой было бы уместно употребление данного высказывания; вспомните синонимичные высказывания и т.п.
4. Запись на доске и в тетрадях с выполнением определенного набора заданий: орфографический и пунктуационный комментарий, выполнение различных видов разбора и т.п.
Работа с текстом на уроках русского языка, проводимая учителем систематически, не может не дать положительных результатов. Во-первых, она стимулирует речевую деятельность учащихся, развивает их творческий потенциал, пробуждает к поиску своих собственных языковых форм, приемов выражения мыслей и чувств, то есть является, в конечном итоге, одним из эффективных средств формирования лингвистической и коммуникативной компетенции личности школьника. Во-вторых, способствует эффективной подготовке обучающихся к работе с текстом в системе ЕГЭ. А это немаловажно, в первую очередь, для самих учеников, для которых зачастую прагматические цели важнее каких-либо других.
Кроме систематического использования текстоориентированного обучения на уроках целесообразно проводить работу с текстом на дополнительных занятиях. Так, мною разработаны три программы элективных курсов, основанных на принципах текстоориентированного подхода:
• «Текст в системе ЕГЭ по русскому языку» (10 – 11 классы);
• «Готовимся к новой форме итоговой аттестации по русскому языку» (9 класс);
• «Комплексная работа с текстом» (8 класс).
Показателем эффективности методической системы можно считать не только уровень обученности и качество обучения русскому языку (см. Критерий 1), но и результаты государственной (итоговой) аттестации по русскому языку моих выпускников. Ниже приведены сравнительные результаты выполнения части С, которая предусматривает продуцирование собственных текстов (изложения и сочинения в 9 классе, сочинения-рассуждения в 11 классе) (табл. 2,3,4,5)
Таблица № 2. Соотнесение результатов моих выпускников с результатами
выпускников городских школ Колпашевского района, ЕГЭ – 2009
% выполнения задания высокого уровня (часть С - сочинение-рассуждение) 11 класс МОУ «СОШ № 1» |
% выполнения задания высокого уровня (часть С - сочинение-рассуждение) Городские школы |
Соотнесение результатов моих выпускников с результатами выпускников городских школ Колпашевского района |
51,3% |
49,7% |
выше |
Таблица № 3. Соотнесение результатов моих выпускников с региональными результатами (Томская область), ЕГЭ - 2009
% выполнения задания высокого уровня (часть С - сочинение-рассуждение) 11 класс МОУ «СОШ № 1» |
% выполнения задания высокого уровня (часть С - сочинение-рассуждение) Томская область |
Соотнесение результатов моих выпускников с региональными результатами (Томская область) |
51,3% |
42,3% |
выше |
Таблица № 4. Соотнесение результатов моих выпускников с районными результатами
(Колпашевский район), ЕГЭ - 2009
% выполнения задания высокого уровня (часть С - сочинение-рассуждение) 11 класс МОУ «СОШ № 1» |
% выполнения задания высокого уровня (часть С - сочинение-рассуждение) Колпашевский район |
Соотнесение результатов моих выпускников с районными результатами (Колпашевский район) |
51,3% |
46,1% |
выше |
Таблица № 5. Соотнесение результатов моих выпускников с региональными результатами (Томская область), ГИА - 2010
Результат выполнения части С (изложение, сочинение, грамотность и фактическая точность речи) 9 класс МОУ «СОШ № 1» |
Результат выполнения части С (изложение, сочинение, грамотность и фактическая точность речи) Томская область |
Соотнесение результатов моих выпускников с региональными результатами (Томская область) |
70,1% |
68,8% |
выше |
Данные результаты ещё раз доказывают целесообразность и эффективное использование текстоориентированного подхода в обучении русскому языку как методической системы.
Опыт работы по теме «Текстоориентированное обучение русскому языку» представлен в публикациях:
Краснова Г.М. Готовимся к ЕГЭ: дидактический материал к урокам русского языка в 11классе.// http://festival.1september.ru/articles/524743/
В марте 2010 года провела презентацию элективных курсов «Текст в системе ЕГЭ по русскому языку» (10 – 11 классы) и «Готовимся к новой форме итоговой аттестации по русскому языку» (9 класс) на заседании РМО учителей русского языка и литературы.
Мною разработан модуль «Эффективные приёмы и методы подготовки обучающихся к ЕГЭ по русскому языку» (4 часа) в рамках курсов повышения квалификации «Технологии компетентностно-ориентированного образования в преподавании различных предметов» (ОГУ РЦРО, январь 2010 г.).
Литература.
· Методическое письмо «Об использовании результатов единого государственного экзамена 2006 года в преподавании русского языка в средней школе»// Русский язык в школе.- 2007.-№2.
· Ладыженская Т.А. Устная речь как средство и предмет обучения.-М.,1998.
· Ходякова Л.А. Анализ художественного текста .-М.,2007
· Методические рекомендации к учебнику «Русский язык. Грамматика. Текст. Стили речи» [Текст] // Власенков, А. И. Рыбченкова, Л. М. - М.: Просвещение. - 2007.
· Болотнова Н.С. Текстовая деятельность на уроках русской словесности: методики лингвистического анализа художественного текста: Методическое пособие. Томск, 2002.
· Касперская О. В. Методика обучения интерпретационной деятельности старшеклассников в профильной школе в процессе преподавания русского языка (Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук). – М., 2010
· Дейкина А. Д., Новожилова Ф. А. Тексты-миниатюры на уроках русского языка: Пособие для учителя. М. Флинта, Наука, 2001.
· Ипполитова Н.А. Текст в системе изучения русского языка в школе (М., Флинта, Наука, 1998).
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.