Тема: Дифференциация букв Б-П
Цель: развивать слуховую дифференциацию [п] - [б], и [п'] -[б'], умение соотносить звуки [б], [б']; [п], [п'] с буквами Б и П.
Задачи: развивать навык чтения слогов; продолжать формировать навык правильного слогового чтения; развивать зрительное, фонематическое восприятие, оптико-пространственные представления, фонематический анализ и синтез, память; упражнять в образовании множественного числа существительных; продолжать учить соотносить звук и букву, сопоставлять букву и ее графический образ; обогащать словарный запас.
Оборудование: наборное полотно, изученные буквы и их картинки-образы, предметные картинки с изображением одного и множества предметов, слоговые таблицы для индивидуальной и фронтальной работы.
Ход занятия
I. Организационный момент.
Повторение образа буквы Б и двустишия о Б.
II. Основная часть занятия.
1. Игра «Сложи букву».
Каждому ребёнку раздается по одной-две карточки с изученными буквами, разрезанные на две части по вертикали.
Задание: сложить букву, назвать букву и ее образ, придумать слово с этой буквой.
2. Игра «Звонкий - глухой».
- Мы знаем, что, если согласный звук произносится с голосом, значит, он какой? (Звонкий.) А если без голоса? (Глухой.) Я буду называть согласные звуки, а вы на звонкий показывайте звоночек, а на глухой - перечеркнутый звоночек.
бвгджзклмнпрстфхцчшщ
3. Знакомство с парой звонких - глухих согласных П - Б.
- Какую
пару звонких - глухих согласных мы уже знаем?(^з] —
[с].) Какой из них звонкий (глухой)?
Как вы думаете, у звонкого согласного [б] есть пара? Положите руку на горло, произнесите [б], горло дрожит. А теперь «выключите» голос. В какой звук превратился [б]? Правильно, в звук [п] - глухой. Звуки б - п называют парой звонких - глухих согласных и буквы Б и П тоже называют парой звонких -глухих согласных.
4. Различение
звуков [п] - [б], сопоставление их с буква
ми П - Б.
- Напишите в тетрадях печатные буквы П и Б. Я буду называть слоги и слова, если вы услышите звуки [п], [п'], показывайте букву П, если - [б] ,[б'] - букву Б.
ба, па, бо, по, пу, бы, бна, опн, пну, бру, пе, бе, би, пи. Падал, бродил, копал, болела, бросал, прыгала, пилил, белил, купил, забил.
5. Игра
«В слове слог договори, будь внимательным,
смотри!».
- Положите
перед собой карточки со слогами БА и ПА.
Я буду произносить начало слова, а вы добавляйте
нужный слог. Чтобы слово звучало
правильно, показывайте эти слоги на карточках, произносите слово целиком.
Жа(ба), ре(па), ли(па), шай(ба), бом(ба), лу(па), ла(па), бом(ба), ры(ба).
Аналогичная работа проводится со слогами БЫ и ПЫ.
Тум(бы), вер(бы), лам(пы), шля(пы), шу(бы), тор(бы), сту(пы), нер(пы).
6. Игра «Составь слово».
-Составьте из картинок-образов слово бас. Замените букву Б на П. Прочитайте, какое новое слово получилось. (Пас.) Назовите пару слов (бас - пас), составьте предложение с каждым словом.
Аналогичная работа проводится с остальными парами слов: бар - пар, бел - пел, блеск - плеск, робот - ропот, борт -порт, бока - пока, баба - папа, балка - палка.
7. Физминутка «Волшебник».
8. Игра «Один - много».
- Часто в словах звонкий звук [б] оглушается и превращается в [п], и мы не знаем, какую букву нужно писать. Давайте будем изменять слова, чтобы хорошо слышать звуки [п] и [б].
дуб - дубы, зуб - зубы, суп — супы, боб ~ бобы, потоп - потопы, куб - кубы, туп - тупы, сноп - снопы, всхлип - всхлипы, столб - столбы.
9. Работа со слоговой таблицей.
•
«Найди
пару» - один ребёнок читает слог с буквой П, другой должен прочитать слог с буквой
Б в паре с той же гласной.
Н а п р и м е р: па
- ба, пе -бе.
• «Найди слог» - какой слог находится сверху (снизу) от слога ПА и т. д.
• «Прыгаем по кочкам».
10. Чтение слов.
зуб - зубы - зубик - зубики, суп - супы, боб - бобы, потоп -потопы, куб - кубы - кубик - кубики, сноп - снопы - снопик -снопики, столб - столбы - столбик - столбики.
III. Итог.
- Какие
буквы мы сегодня различали? Вспомните или при
думайте слова с буквами П, Б.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.