Тема: Тема дороги и изображение этапов духовного пути в повести Н.С. Лескова «Очарованный странник»
Эпиграф: Мне за народ очень помереть хочется
Н.С. Лесков
Цели: 1. Осмыслить тему дороги, пути в произведении Н.С. Лескова на примере образа и судьбы Ивана Флягина.
2.Раскрыть нравственную и духовную проблематику повести
3. Развивать умение анализировать прозаический текст, сравнивать и обобщать.
Ход урока
1.Проверка сюжетного плана
2.Тест на знание текста
1. С каким былинным богатырем сравнивает автор Флягина?
а) Алеша Попович; б) Добрыня Никитич; в) Илья Муромец; г) Никита Кожемяка.
2. Как
звали в детстве Ивана Северьяныча Флягина?
а) Измаил; б) Монах; в) Голован; г) Казачок; д) Иван.
3. Какую награду попросил главный герой за спасение графской семьи?
а) деньги; б) освобождение от крепостной зависимости; в) коня; г) гармонь; д) сапоги.
4. Почему Флягин бежал в степь?
а) в поисках приключений; б) по предложению англичан; в) вслед за возлюбленной; г) из-за убийства татарина; д) был взят в плен.
5. Как удерживали главного героя в степи?
а) богатыми подарками; б) отдали Флягину в жены самую красивую девушку; в) держали в колодках в яме; г) подщетинили пятки.
6. Сколько времени провел Флягин в плену?
а) один год; б) три месяца; в) пять лет; г) три года; д) десять лет.
7. Почему Иван Флягин убил Грушу?
а) из-за неразделенной любви; б) чтобы Груша не вернулась к князю; в) чтобы спасти ее от греха убийства; г) это произошло случайно.
8. Каковы планы героя-рассказчика в финале повести?
а) остаться в монастыре; б) пойти воевать; в) возвратиться на родину.
Беседа
-Какие события в жизни И.Ф. можно назвать главными и почему? Д.з.
- А какие эпизоды вы можете назвать поворотными в судьбе главного героя?
Убийство монашка и убийство Груши
- Почему Иван убил монаха? Что герою открывает он перед смертью?
Самое страшное для монаха умереть без покаяния, отпущения грехов. Значит, грехи есть у всех людей
Слово учителя.
Герой стремится уйти от своего предназначения и из-за этого проходит через испытания одно страшнее другого.
- Давайте проанализируем события в жизни Флягина и его высказывания с точки зрения морали и нравственности.
Работа с таблицей.
Работа в группах- анализ отдельных эпизодов
Крепостной форейтор. Убийство монашка |
«сначала смешно показалось» |
Спасение графа |
«словно какая невидимая сила спасла» |
Наказание за избитую кошку |
«решился я своею жизнью покончить» |
Побег. Разбойничество |
«заплакал я и пошел в разбойники» |
В няньках. |
«скука для меня была несносная» |
Поединок с Савакарием |
«Его больше и на свете не стало», - отвечал добродушно и бесстрастно. |
Плен в Рынь-песках |
«все время на карачках ползал» |
Побег из плена |
«чудом спасен» |
Конэсер. История с Грушенькой |
«Я и осатанел, и весь ум у меня отняло» |
Рекрутчина под чужим именем |
«скорее за веру умереть», «я на своем веку погубил много неповинных душ» |
Балаган в Петербурге |
«демона изображал… роль была трудная» |
Монастырь. |
«деться было некуда», «чем больше повиноваться, то человеку спокойнее жить» |
- Какие грехи совершает герой и как он сам их оценивает?
Герой нарушает многие моральные и нравственные нормы. Каждый последующий эпизод делает его ещё большим грешником
- На своём жизненном пути Иван Северьяныч встречает множество людей. Как он относится к ним? Когда интонация его изменяется?
Многих людей он вспоминает равнодушно, даже о своих детях он говорит бесстрастно. Интонация его меняется, когда он говорит о цыганке Груше.
Анализ эпизодов, связанных с образом цыганки Груши Чтение
-Какова дальнейшая судьба Груши и Флягина? Какие литературные ассоциации у вас возникли?
Судьба Груши подобна судьбе Белы из романа М.Ю.Лермонтова “Герой нашего времени”.
- Чем отличается убийство Груши от других?
Её Иван убивает сознательно
-Как вы оцениваете поступок героя? Преступление или подвиг во имя любви? (дискуссия).
В ходе дискуссии учащиеся приходят к выводу, что Иван берёт на себя грех цыганки, поэтому её образ становится его ангелом-хранителем
- Герой говорит, что после смерти Груши, он “зачеркнул” себя. Что это значит?
С этого момента он начинает жить для других, за других, приобретает родство со старичками, меняется судьбой с их сыном, но продолжает жить сердцем!.
-Следующее испытание – Кавказ, впервые герой называет себя великим грешником? Почему? Что-то изменилось в его взглядах на мир, на собственную жизнь?
Меняются нравственные ориентиры – “Много душ на своём веку загубил”.
-И вот, наконец, наш герой в монастыре, сбылось пророчество?
Нет
-Почему монастырь не стал последней пристанью для Флягина?
Дух не успокоился, внутренний голос говорит: “Ополчайся”.
- В чём теперь он видит своё предназначение?
"за народ очень помереть хочется»
- Как герой понимает, что прощён Богом?
У него появляется ещё один дар - дар пророчества
- К кому бы вы отнесли героя, к грешникам или праведникам? Аргументируйте свою точку зрения
Обратимся к мотивам странничества и дороги.
- Изменился ли герой в конце повести? Чем была дорога, странствия для Ивана?
Это не только жизненный путь героя, это путь нравственного перерождения, становления личности. Путь героя — это поиски смысла жизни и своего призвания, но не разумом, а непосредственным чувством и всей своей судьбой. Судьбоносным для Ивана Северьяныча стало стремление разрешить важнейшую духовную задачу: осознать свое назначение в жизни, ответить на вечный для человека вопрос — «зачем я пришел в этот мир?»
-География путешествия Флягина? Д.з.
Интересна при изучении этого мотива география произведения:
Карела, Орловщина, Подмосковье, Карачев, Николаев, Пенза, Астрахань, Каспий, Курск, Кавказ, Петербург, Соловецкие острова. Именно в странничестве, на дорогах жизни вступает «очарованный странник» в контакт с другими людьми.
Но излюбленный в русской литературе мотив пути-дороги не исчерпывается вариантом «охота к перемене мест». Он исполнен глубочайшего философского смысла.
-Что скрывается за внешней переменой мест?
За внешней «переменой мест» скрывается душевная неуспокоенность, «больная совесть», жажда обретения истины , процесс его духовного взросления, нравственного преображения. Жить по совести для русского человека, православного, значит жить по Божьим заповедям. В странничестве сказывается неистребимая «потребность русской души» — «активность в Боге».
Суть этого процесса выявляется прежде всего в том, что присущие Флягину изначально доброта, желание помочь страждущему становятся осознанной необходимостью любить ближнего своего, как самого себя.
-Кто же Иван Флягин: грешник или праведник?
- Как вы думаете, почему автор определил своего героя в праведники?
IV. Д.з. карточки-задания.
1. Познакомьтесь со значением слова “странник”, данным в толковом словаре В.И. Даля. Выберите и выпишите те определения, которые разъясняют смысл названия произведения Лескова. Письменно обоснуйте свой выбор.
Странник, -ница, странный, захожий, человек с чужбины, проезжий, прохожий; гость, ищущий... приюта; или обрёкшийся на тунеядное странничество под предлогом богомолья; скиталец, бездомный проходимец, землепроход.
Каков его род занятий?
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.