Тема дороги и изображение этапов духовного пути в повести Н.С. Лескова «Очарованный странник»
Оценка 4.9

Тема дороги и изображение этапов духовного пути в повести Н.С. Лескова «Очарованный странник»

Оценка 4.9
Разработки уроков
docx
русская литература
9 кл—10 кл
07.05.2023
Тема дороги и изображение этапов духовного пути в повести Н.С. Лескова «Очарованный странник»
Разработка урока по Лескову.docx

Тема: Тема дороги и изображение этапов духовного пути в повести Н.С. Лескова «Очарованный странник»

Эпиграф: Мне за народ очень помереть хочется

Н.С. Лесков

 

Цели: 1. Осмыслить тему дороги, пути в произведении Н.С. Лескова на примере образа и судьбы Ивана Флягина.

2.Раскрыть нравственную и духовную проблематику повести

3. Развивать умение анализировать прозаический текст, сравнивать и обобщать.

 

Ход урока

    1. Актуализация знаний

1.Проверка сюжетного плана

2.Тест на знание текста

 

1. С каким былинным богатырем сравнивает автор Флягина?

а) Алеша Попович; б) Добрыня Никитич; в) Илья Муромец; г) Никита Кожемяка.

2. Как звали в детстве Ивана Северьяныча Флягина?
а) Измаил; б) Монах; в) Голован; г) Казачок; д) Иван.

3. Какую награду попросил главный герой за спасение графской семьи?

а) деньги; б) освобождение от крепостной зависимости; в) коня; г) гармонь; д) сапоги.

4. Почему Флягин бежал в степь?

а) в поисках приключений; б) по предложению англичан; в) вслед за возлюблен­ной; г) из-за убийства татарина; д) был взят в плен.

5. Как удерживали главного героя в степи?

а) богатыми подарками; б) отдали Флягину в жены самую красивую девушку; в) держали в колодках в яме; г) подщетинили пятки.

6. Сколько времени провел Флягин в плену?

а) один год; б) три месяца; в) пять лет; г) три года; д) десять лет.

7. Почему Иван Флягин убил Грушу?

а) из-за неразделенной любви; б) чтобы Груша не вернулась к князю; в) чтобы спа­сти ее от греха убийства; г) это произошло случайно.

8. Каковы планы героя-рассказчика в финале повести?

а) остаться в монастыре; б) пойти воевать; в) возвратиться на родину.

 

    1. Изучение нового

Беседа

-Какие события в жизни И.Ф. можно назвать главными и почему? Д.з.

- А какие эпизоды вы можете назвать поворотными в судьбе главного героя?

 

Убийство монашка и убийство Груши

 

- Почему Иван убил монаха? Что герою открывает он перед смертью?

 

Самое страшное для монаха умереть без покаяния, отпущения грехов. Значит, грехи есть у всех людей

Слово учителя.

Герой стремится уйти от своего предназначения и из-за этого проходит через испытания одно страшнее другого.

- Давайте проанализируем события в жизни Флягина и его высказывания с точки зрения морали и нравственности.

Работа с таблицей.

Работа в группах- анализ отдельных эпизодов

Крепостной форейтор.

Убийство монашка

«сначала смешно показалось»

Спасение графа

«словно какая невидимая сила спасла»

Наказание за избитую кошку

«решился я своею жизнью покончить»

Побег. Разбойничество

«заплакал я и пошел в разбойники»

В няньках. 

«скука для меня была несносная»

Поединок с Савакарием

«Его больше и на свете не стало», - отвечал добродушно и бесстрастно.

Плен в Рынь-песках

«все время на карачках ползал»

Побег из плена 

«чудом спасен»

Конэсер. История с Грушенькой

«Я и осатанел, и весь ум у меня отняло»

Рекрутчина под чужим именем

«скорее за веру умереть», «я на своем веку погубил много неповинных душ»

Балаган в Петербурге

«демона изображал… роль была трудная»

Монастырь.

«деться было некуда», «чем больше повиноваться, то человеку спокойнее жить»

 

- Какие грехи совершает герой и как он сам их оценивает?

 

Герой нарушает многие моральные и нравственные нормы. Каждый последующий эпизод делает его ещё большим грешником

 

- На своём жизненном пути Иван Северьяныч встречает множество людей. Как он относится к ним? Когда интонация его изменяется?

 

Многих людей он вспоминает равнодушно, даже о своих детях он говорит бесстрастно. Интонация его меняется, когда он говорит о цыганке Груше.

 

Анализ эпизодов, связанных с образом цыганки Груши Чтение

 

-Какова дальнейшая судьба Груши и Флягина? Какие литературные ассоциации у вас возникли? 

Судьба Груши подобна судьбе Белы из романа М.Ю.Лермонтова “Герой нашего времени”.

- Чем отличается убийство Груши от других?

 

Её Иван убивает сознательно

 

-Как вы оцениваете поступок героя? Преступление или подвиг во имя любви? (дискуссия).

 В ходе дискуссии учащиеся приходят к выводу, что Иван берёт на себя грех цыганки, поэтому её образ становится его ангелом-хранителем

 

- Герой говорит, что после смерти Груши, он “зачеркнул” себя. Что это значит? 

С этого момента он начинает жить для других, за других, приобретает родство со старичками, меняется судьбой с их сыном, но продолжает жить сердцем!.

-Следующее испытание – Кавказ, впервые герой называет себя великим грешником? Почему? Что-то изменилось в его взглядах на мир, на собственную жизнь?

Меняются нравственные ориентиры – “Много душ на своём веку загубил”.

-И вот, наконец, наш герой в монастыре, сбылось пророчество? 

Нет

-Почему монастырь не стал последней пристанью для Флягина?

Дух не успокоился, внутренний голос говорит: “Ополчайся”.

- В чём теперь он видит своё предназначение?

 "за народ очень помереть хочется»

- Как герой понимает, что прощён Богом? 

У него появляется ещё один дар - дар пророчества

- К кому бы вы отнесли героя, к грешникам или праведникам? Аргументируйте свою точку зрения

 

Обратимся к мотивам странничества и дороги.

 

- Изменился ли герой в конце повести? Чем была дорога, странствия для Ивана?

 

Это не только жизненный путь героя, это путь нравственного перерождения, становления личности. Путь героя — это поиски смысла жизни и своего призвания, но не разумом, а непосредственным чувством и всей своей судьбой. Судьбоносным для Ивана Северьяныча стало стремление разрешить важней­шую духовную задачу: осознать свое назначение в жизни, ответить на вечный для человека вопрос — «зачем я пришел в этот мир?»

 

-География путешествия Флягина? Д.з.

 

Интересна при изучении этого мотива география произведения:

Карела, Орловщина, Подмосковье, Карачев, Николаев, Пенза, Астрахань, Каспий, Курск, Кавказ, Петербург, Соловецкие острова. Именно в странничестве, на дорогах жиз­ни вступает «очарованный странник» в контакт с другими людьми.

Но излюбленный в русской литературе мотив пути-дороги не исчерпывается вариантом «охота к перемене мест». Он исполнен глубочайшего философского смысла.

 

-Что скрывается за внешней переменой мест?

 

За внешней «переменой мест» скрывается душевная неуспокоенность, «больная совесть», жажда обретения истины , процесс его духовного взрос­ления, нравственного преображения. Жить по совести для русского человека, православного, значит жить по Божьим заповедям. В странничестве сказывается неистребимая «потребность русской души» — «активность в Боге».

Суть этого процесса выявляется прежде всего в том, что присущие Флягину изначально доброта, желание помочь страждущему становятся осознанной необходимостью любить ближнего своегокак самого себя.

    1. Подведение итогов

-Кто же Иван Флягин: грешник или праведник?

- Как вы думаете, почему автор определил своего героя в праведники?

IV. Д.з. карточки-задания.

1. Познакомьтесь со значением слова “странник”, данным в толковом словаре В.И. Даля. Выберите и выпишите те определения, которые разъясняют смысл названия произведения Лескова. Письменно обоснуйте свой выбор.

Странник, -ница, странный, захожий, человек с чужбины, проезжий, прохожий; гость, ищущий... приюта; или обрёкшийся на тунеядное странничество под предлогом богомолья; скиталец, бездомный проходимец, землепроход.

  1. Вспомните, в каких произведениях русской классики вы встречались с образами странников или странниц. В чём принципиальная разница (или что общего) между героем Лескова и теми персонажами, которых вы вспомнили? Запишите свои суждения.
  2.  Отметьте, как и когда у героя меняется имя.

 Каков его род занятий?


 

Тема: Тема дороги и изображение этапов духовного пути в повести

Тема: Тема дороги и изображение этапов духовного пути в повести

Убийство монашка и убийство Груши -

Убийство монашка и убийство Груши -

Герой нарушает многие моральные и нравственные нормы

Герой нарушает многие моральные и нравственные нормы

Обратимся к мотивам странничества и дороги

Обратимся к мотивам странничества и дороги
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
07.05.2023