Тема. Обособленные определения.

  • Разработки уроков
  • docx
  • 02.05.2020
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Обособленные определения. Урок-игра Следствие ведут знатоки.docx

Тема. Обособленные определения.

Цели.

Образовательная:

-научить находить в предложении обособленные определения;

-научить правильно расставлять знаки препинания при обособленных определениях.

Развивающие:

-продолжить развивать у учащихся умения высказываться на грамматическую тему;

-развивать монологическую и диалогическую речь;

-развивать умения выделять главное, сравнивать, обобщать;

-развивать умение готовить презентацию к уроку.

Воспитывающие:

-продолжить воспитание интереса к русскому языку;

-продолжить воспитание нравственности и эстетического вкуса.

 

Ход урока.

I.Проверка домашнего задания.

II. Блиц-опрос по пройденным темам.

 

/Блиц-опрос может быть подготовлен одним учеником или группой ребят/

 

III. Работа по теме урока.

 

- «Знаки препинания служат нотами при чтении», - говорил

А.П. Чехов.  Как вы понимаете это высказывание?

Чтобы убедиться в этом, мы с вами проведем расследование.

Для проведения нашего очередного следствия требуются знатоки. А успех расследования зависит от внимательного анализа предложенного текста, от того, как вы сумеете реализовать полученные ранее знания.

Итак, приступаем к работе. Следствие ведут знатоки!

Запишите число и тему урока.

 

Но сначала нам следует познакомиться с новыми словами, которые встретятся нам на протяжении урока.

пейзаж

зоркость (восприятия)

обыденный

фальшь

Лексическое значение этих слов должна была нам подготовить Альбина, но прежде я хочу спросить вас, ребята.

Задания:

-запишите в тетради;

-подчеркните орфограммы;

-составьте словосочетания

 

Какие орфограммы мы встретили в этих словах?

Как образовано слово «зоркость»?

 

Еще один ученик подготовил презентацию к уроку. Давайте дадим ему слово.

 

Итак, объектом нашего расследования сегодня, как вы уже поняли, является обособленное определение. А также мы поговорим о творчестве великого русского художника Левитана, певца русской природы.

Внимание на экран!

                      (слайд №2)

Возможно вы, ребята, спросите: как связаны между собой пейзажи Левитана и обособленные определения. Ответ и на этот вопрос мы с вами и постараемся найти в ходе расследования.

                      (слайд №3, №4, №5)

    Пейзажи Левитана – это природа средней России. В русской природе Левитану дороги леса и поля, реки и озера, луга и пашни. Пейзажи Левитана зовут нас в мир природы, волнующий, чудный, полный неожиданностей. Картины художника, написанные с блистательным мастерством, передают любовь к родной земле.

 

-Что объединяет выделенные предложения?

-Почему они выделены?

-Запишите одно из них, подчеркните определяемое слово и определение. Как вы подчеркнете определение?

-Прочитайте текст (слайд №6). По ходу чтения знаком «+» отметьте информацию, которая вам уже известна, знаком  «-» новую информацию.

 

 Определения, стоящие после определяемого слова, обособляются и выделяются на письме запятыми.

Обособленные определения могут быть выражены причастным оборотом, прилагательными, причастиями, а также прилагательными с зависимым словом.

Определения, стоящие перед определяемым словом, в некоторых случаях обособляются.

 

-Что вы узнали нового?

-Назовите ключевые слова последнего предложения.

 

Продолжаем наше расследование.

Постарайтесь определить, каково первое условие обособления определений, стоящих перед определяемым словом.

Внимание на экран!

                       (слайд №7)

Многие пейзажи Левитана проникнуты чувством грусти. Зовущие к раздумью, они не рождают чувства отчаяния. Левитан своими пейзажами очень быстро завоевал широкое признание. «Очарованные, мы были захвачены мастерством исполнения», - вспоминали посетители выставок картин Левитана.

 

-Запишите одно из предложений.

-Найдите определение, определяемое слово. Подчеркните их.

-Чем выражено определяемое слово?

-Сделайте вывод.

 

Продолжаем наше расследование.

Посмотрите на экран.

                           (слайд №8)

Обладающий особой зоркостью восприятия, художник видел красоту в обыденных картинах.

 

-Запишите предложение, и снова подчеркните определение и определяемое слово. 

-Вы видите, что данное определение обособляется, хотя стоит

перед определяемым словом. Давайте попробуем выяснить, почему. Для этого ответьте на вопрос: Почему художник видел красоту даже в обычных картинах?

                              (слайд №9)

Отвечая на мой вопрос, вы назвали причину, которая заключена в обособленном определении.

-Какой вывод можно сделать?

 

Продолжаем наше расследование.

                           (слайд №10)

Нелегкая была судьба художника. Очень талантливый, Левитан был выпущен из училища живописи лишь с дипломом учителя чистописания.

 

-Почему и это определение обособляется?

 

Ребята, давайте еще раз повторим условия обособления определений. Поговорим именно о тех случаях, о которых мы говорили на уроке. Откройте книги на стр.

Читаем теоретический материал.

Настало время закрепить полученные знания. Запишите текст, восстановив орфограммы и знаки препинания, с последующей взаимопроверкой.

 

Жизнь Левитана была заполне (н,нн)а важной для него работой. Необычайно требовательный к себе ж.вопис.ц чу(?)ствовал малейшую фальш(?) в к.ртине. Уставший больной художник всегда неутомимо работал.

                       (слайд №11)

 

И снова, ребята, внимание на экран.

                         (слайд №12)

 

1.Левитан стал выдающимся мастером – пейзажистом.

2.Он пробуждает в зрителе определенные чувства и настроения.

3.Пейзажи Левитана трогают сердце каждого.

 

-Передают ли данные предложения в полном объеме наше восхищение полотнами великого художника?

 -Как придать данным предложениям эмоциональность, лиричность?

 

 Выполним, ребята, творческую групповую работу. Употребите данные словосочетания в предложенных ранее предложениях.

                      (слайд №13)

 

посвятить свое творчество изображению русской природы

олицетворить природу

отличаться глубоким содержанием

 

Еще группа ребят подготовит монологический ответ. А помогут им вот эти вопросы.

Еще одна группа ребят напишет эссе «Великий художник Левитан».

 

Итак, ребята, инструментом для художника являются краски, для красивой речи – определения.

Как же связаны между собой пейзажи Левитана и обособленные определения?

 

Верно, ребята, как полотна Левитана украшают нашу душу, так и определения украшают нашу речь.

 

Еще нам осталось вспомнить, с чего начинался наш урок.

                      (слайд №14)

«Знаки препинания служат нотами при чтении».

                                                          А.П. Чехов.

-Согласимся ли мы с высказыванием писателя?

 

Молодцы, ребята! Думаю, наше расследование завершилось успешно. Всех, кто активно участвовал в нашем следствии, я оцениваю высшим баллом «5».

А теперь запишите домашнее задание.

 

 


 

Посмотрите также