Тема. Обособленные определения.
Оценка 4.7

Тема. Обособленные определения.

Оценка 4.7
Разработки уроков
docx
русский язык
7 кл—11 кл +1
02.05.2020
Тема. Обособленные определения.
Обособленные определения. Урок-игра Следствие ведут знатоки.docx

Тема. Обособленные определения.

Цели.

Образовательная:

-научить находить в предложении обособленные определения;

-научить правильно расставлять знаки препинания при обособленных определениях.

Развивающие:

-продолжить развивать у учащихся умения высказываться на грамматическую тему;

-развивать монологическую и диалогическую речь;

-развивать умения выделять главное, сравнивать, обобщать;

-развивать умение готовить презентацию к уроку.

Воспитывающие:

-продолжить воспитание интереса к русскому языку;

-продолжить воспитание нравственности и эстетического вкуса.

 

Ход урока.

I.Проверка домашнего задания.

II. Блиц-опрос по пройденным темам.

 

/Блиц-опрос может быть подготовлен одним учеником или группой ребят/

 

III. Работа по теме урока.

 

- «Знаки препинания служат нотами при чтении», - говорил

А.П. Чехов.  Как вы понимаете это высказывание?

Чтобы убедиться в этом, мы с вами проведем расследование.

Для проведения нашего очередного следствия требуются знатоки. А успех расследования зависит от внимательного анализа предложенного текста, от того, как вы сумеете реализовать полученные ранее знания.

Итак, приступаем к работе. Следствие ведут знатоки!

Запишите число и тему урока.

 

Но сначала нам следует познакомиться с новыми словами, которые встретятся нам на протяжении урока.

пейзаж

зоркость (восприятия)

обыденный

фальшь

Лексическое значение этих слов должна была нам подготовить Альбина, но прежде я хочу спросить вас, ребята.

Задания:

-запишите в тетради;

-подчеркните орфограммы;

-составьте словосочетания

 

Какие орфограммы мы встретили в этих словах?

Как образовано слово «зоркость»?

 

Еще один ученик подготовил презентацию к уроку. Давайте дадим ему слово.

 

Итак, объектом нашего расследования сегодня, как вы уже поняли, является обособленное определение. А также мы поговорим о творчестве великого русского художника Левитана, певца русской природы.

Внимание на экран!

                      (слайд №2)

Возможно вы, ребята, спросите: как связаны между собой пейзажи Левитана и обособленные определения. Ответ и на этот вопрос мы с вами и постараемся найти в ходе расследования.

                      (слайд №3, №4, №5)

    Пейзажи Левитана – это природа средней России. В русской природе Левитану дороги леса и поля, реки и озера, луга и пашни. Пейзажи Левитана зовут нас в мир природы, волнующий, чудный, полный неожиданностей. Картины художника, написанные с блистательным мастерством, передают любовь к родной земле.

 

-Что объединяет выделенные предложения?

-Почему они выделены?

-Запишите одно из них, подчеркните определяемое слово и определение. Как вы подчеркнете определение?

-Прочитайте текст (слайд №6). По ходу чтения знаком «+» отметьте информацию, которая вам уже известна, знаком  «-» новую информацию.

 

 Определения, стоящие после определяемого слова, обособляются и выделяются на письме запятыми.

Обособленные определения могут быть выражены причастным оборотом, прилагательными, причастиями, а также прилагательными с зависимым словом.

Определения, стоящие перед определяемым словом, в некоторых случаях обособляются.

 

-Что вы узнали нового?

-Назовите ключевые слова последнего предложения.

 

Продолжаем наше расследование.

Постарайтесь определить, каково первое условие обособления определений, стоящих перед определяемым словом.

Внимание на экран!

                       (слайд №7)

Многие пейзажи Левитана проникнуты чувством грусти. Зовущие к раздумью, они не рождают чувства отчаяния. Левитан своими пейзажами очень быстро завоевал широкое признание. «Очарованные, мы были захвачены мастерством исполнения», - вспоминали посетители выставок картин Левитана.

 

-Запишите одно из предложений.

-Найдите определение, определяемое слово. Подчеркните их.

-Чем выражено определяемое слово?

-Сделайте вывод.

 

Продолжаем наше расследование.

Посмотрите на экран.

                           (слайд №8)

Обладающий особой зоркостью восприятия, художник видел красоту в обыденных картинах.

 

-Запишите предложение, и снова подчеркните определение и определяемое слово. 

-Вы видите, что данное определение обособляется, хотя стоит

перед определяемым словом. Давайте попробуем выяснить, почему. Для этого ответьте на вопрос: Почему художник видел красоту даже в обычных картинах?

                              (слайд №9)

Отвечая на мой вопрос, вы назвали причину, которая заключена в обособленном определении.

-Какой вывод можно сделать?

 

Продолжаем наше расследование.

                           (слайд №10)

Нелегкая была судьба художника. Очень талантливый, Левитан был выпущен из училища живописи лишь с дипломом учителя чистописания.

 

-Почему и это определение обособляется?

 

Ребята, давайте еще раз повторим условия обособления определений. Поговорим именно о тех случаях, о которых мы говорили на уроке. Откройте книги на стр.

Читаем теоретический материал.

Настало время закрепить полученные знания. Запишите текст, восстановив орфограммы и знаки препинания, с последующей взаимопроверкой.

 

Жизнь Левитана была заполне (н,нн)а важной для него работой. Необычайно требовательный к себе ж.вопис.ц чу(?)ствовал малейшую фальш(?) в к.ртине. Уставший больной художник всегда неутомимо работал.

                       (слайд №11)

 

И снова, ребята, внимание на экран.

                         (слайд №12)

 

1.Левитан стал выдающимся мастером – пейзажистом.

2.Он пробуждает в зрителе определенные чувства и настроения.

3.Пейзажи Левитана трогают сердце каждого.

 

-Передают ли данные предложения в полном объеме наше восхищение полотнами великого художника?

 -Как придать данным предложениям эмоциональность, лиричность?

 

 Выполним, ребята, творческую групповую работу. Употребите данные словосочетания в предложенных ранее предложениях.

                      (слайд №13)

 

посвятить свое творчество изображению русской природы

олицетворить природу

отличаться глубоким содержанием

 

Еще группа ребят подготовит монологический ответ. А помогут им вот эти вопросы.

Еще одна группа ребят напишет эссе «Великий художник Левитан».

 

Итак, ребята, инструментом для художника являются краски, для красивой речи – определения.

Как же связаны между собой пейзажи Левитана и обособленные определения?

 

Верно, ребята, как полотна Левитана украшают нашу душу, так и определения украшают нашу речь.

 

Еще нам осталось вспомнить, с чего начинался наш урок.

                      (слайд №14)

«Знаки препинания служат нотами при чтении».

                                                          А.П. Чехов.

-Согласимся ли мы с высказыванием писателя?

 

Молодцы, ребята! Думаю, наше расследование завершилось успешно. Всех, кто активно участвовал в нашем следствии, я оцениваю высшим баллом «5».

А теперь запишите домашнее задание.

 

 


 

Тема. Обособленные определения

Тема. Обособленные определения

Лексическое значение этих слов должна была нам подготовить

Лексическое значение этих слов должна была нам подготовить

Определения, стоящие после определяемого слова, обособляются и выделяются на письме запятыми

Определения, стоящие после определяемого слова, обособляются и выделяются на письме запятыми

Давайте попробуем выяснить, почему

Давайте попробуем выяснить, почему

Как придать данным предложениям эмоциональность, лиричность?

Как придать данным предложениям эмоциональность, лиричность?
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
02.05.2020