Тема. Осмеяние глупости и невежества героев в рассказе А.П. Чехова «Хирургия».
Оценка 4.6

Тема. Осмеяние глупости и невежества героев в рассказе А.П. Чехова «Хирургия».

Оценка 4.6
Разработки уроков
docx
русская литература
5 кл—11 кл +1
03.05.2020
Тема. Осмеяние глупости и невежества героев в                       рассказе А.П. Чехова «Хирургия».
Осмеяние глупости и невежества героев в рассказе А.П. Чехова Хирургия.docx

Тема. Осмеяние глупости и невежества героев в           

           рассказе А.П. Чехова «Хирургия».  Особенности  

           чеховского юмора.  5 класс.

 

Цель деятельности учителя: показать талант А.П. Чехова как юмориста и сатирика; определение приёмов создания комического

Тип урока: урок «открытия» новых знаний.

Форма работы обучающихся: индивидуальная, в парах, фронтальная

 

                                                                    «Они смешные, но невеселые» 

(А.П. Чехов)

 

Ход урока

Демонстрация театральных масок.

-Что я вам демонстрирую?

-Верно. Это театральные маски. Театр своими корнями уходит в искусство Древней Греции. Актёры всегда выступали в масках. Были маски трагических актёров и маски комических актёров. Соединение этих двух масок – символ театра, символ соединения в жизни и на театральных подмостках трагического и комического.

Нас сегодня интересует комическое.

-Что такое «комическое»?

Верно. Вызывающее смех.

-Давайте вспомним известные нам с вами виды комического.

Юмор, ирония, сатира

Работа с литературоведческими терминами (теория литературы)

Пере вами листы с этими понятиями и их определения. Давайте установим соответствие

Работаем в парах.

-Почти все писатели в своих произведениях в той или иной мере используют разновидности комического. Сегодня мы с вами в гостях у писателя, который обладал удивительным чувством юмора и этот юмористический, сатирический талант нашёл выражение в его рассказах.  Это Антон Павлович Чехов. Вы должны были прочитать его рассказ «Хирургия» и сделать анализ текста, отыскивая элементы смешного, размышляя над вопросом, что же высмеивает Чехов в этом рассказе?

- Что же он высмеивает? Какие человеческие пороки?

Невежество, глупость

Итак, тема урока _______________________________________                           Но прежде чем говорить о рассказе, давайте поговорим о его творце.

Блиц-опрос.

- Где родился А.П. Чехов?

В городе Таганрог. Это Ростовская область

- Кем по социальному положению был отец писателя?

Отец – купцом, а дед крепостным

Бакалейная лавка – магазин, в котором продавались сухие (нескоропортящиеся) продовольственные товары первой необходимости (чай, кофе, сахар, мука, крупы, консервы) и необходимые хозяйственные товары (мыло, порошок стиральный, спички)

- Каким было детство будущего писателя?

Не слишком светлым

- Чем увлекался Чехов в гимназические годы?

Театром, литературой

- Вы видите, что Чехов любил не только смотреть театральные постановки, но и сам обладал талантом актёра.

- Какую профессию получил Чехов, окончив Московский университет?

Врач

Верно. После окончания университета Чехов работал врачом в больнице подмосковного города Воскресенска. По воспоминаниям друга семьи, доктора Павла Арсеньевича Архангельского, Антон Павлович производил работу не спеша… всё он делал с вниманием и видимой любовью к делу, особенно с любовью к тому больному, который проходил через его руки. <…> Душевное состояние больного всегда привлекало особенное внимание Антона Павловича, и наряду с обычными медикаментами он придавал огромное значение воздействию на психику больного со стороны врача и окружающей среды.

Затем он работал в Звенигороде, где некоторое время заведовал больницей.

- Почему же он перестал работать врачом?

Потому что его призванием была литература

-Мы с вами сказали, что Чехов в рассказе «Хирургия» высмеивает глупость и невежество героев. Какова наша дальнейшая задача? Выбрать надо одну из предложенных.

1.Поговорить о том, какими средствами дьячок лечил заболевший зуб

2.Выяснить подробно, в деталях, как фельдшер пытался удалить у пациента больной зуб

3.Проанализировать приёмы создания комического

Словарная работа

Земская больница – это больница, организованная земством. Земство - орган местного самоуправления. Земства были организованы в 1864 году. В губерниях и уездах (в областях и районах). Они занимались различной деятельностью, в том числе строили и содержали школы и больницы для крестьян и простого народа. Часто в таких школах был один учитель, а в больницах – один доктор.

Фельдшер – помощник врача, человек со средним медицинским образованием.

Дьячок – низший чин служителя церкви.

Бельмо – глазное заболевание, помутнение роговицы

-Дома вы, читая текст, искали смешное в образах героев?

В основе комического всегда лежит какое-то несоответствие, нарушение нормы.

Это несоответствие может быть:

на языковом уровне (нелепицы, оговорки, имитация дефекта речи, акцента, не к месту звучащая иностранная речь);

на уровне сюжетной ситуации (недоразумение, одного героя принимают за другого, неузнавание, ошибочные действия):

на уровне характера (противоречие между самооценкой и произведенным впечатлением, между словом и делом, между желаемым и действительным и т. д.).

Анализ образа фельдшера. Составление кластера

Итак, поговорим о приемах создания комического.

1.     «Говорящие» фамилии

Фамилия Курятин. Вспомните, с чего начинается рассказ? Что делает главный герой?

Фельдшер Курятин курит зловонную сигару

О чем говорит фамилия?

Герой много курит. А может быть фамилия связана со словом «курица»? Есть такое выражение «КУРИЦЫН СЫН», т.е. глупый и трусливый человек. Или выражение МОКРАЯ КУРИЦА? О каком человеке так говорят?

О жалком.

Или со словом «курятина» – варёное, недееспособное

2.     Внешний вид, облик.

Фельдшер неопрятный. А медицина у нас ассоциируется с чистотой

3.     Выражение лица.

Самодовольство, самомнение

4.     Поведение.

Курит, зевает - пренебрежение к пациентам. У фельдшера не хватает знаний, чтобы выбрать инструмент, и он выбирает наугад

5.     Речь.

Мы слышим речь героя и понимаем, какой человек стоит перед нами, его уровень образованности, воспитанности. Речь фельдшера бессвязная, отрывистая, словарный запас ограничен. Он ругается и перепирается с пациентом. «Хирургия – пустяки… Тут во всем привычка, твердость руки… Раз плюнуть». Герой хочет сказать, что он легко сумеет сделать хирургическую операцию. А автор дает нам понять, что фельдшер относится к своей работе безответственно, плохо знает свое дело и храбрится перед операцией.

6.     Лексика с оттенком иронии

«усматривает один зуб…», «скромничает фельдшер»

7.     Художественная деталь (просфора)

Чехов высмеивает невежественного фельдшера, который, выдаёт себя за опытного врача.

-Чехов очень переживал невежество своих коллег, он писал «Малограмотный доктор, каким бы он ни был добрым человеком, выглядит жалким».

Почему рассказ назван «Хирургия»? Какой подтекст вкладывает автор в заглавие? О какой хирургии рассказывает Чехов?

О такой, которой на самом деле быть не должно

-Как вы понимаете смысл эпиграфа?

Рефлексия

Письменно продолжить фразу «Сегодня на уроке я узнал…»

Выставление оценок

Задание на дом.

- Вспомнить названия кинопрофессий

- Найти определение слова «киносценарий

 


 

Скачано с www.znanio.ru

Тема. Осмеяние глупости и невежества героев в рассказе

Тема. Осмеяние глупости и невежества героев в рассказе

Отец – купцом, а дед крепостным

Отец – купцом, а дед крепостным

В основе комического всегда лежит какое-то несоответствие, нарушение нормы

В основе комического всегда лежит какое-то несоответствие, нарушение нормы

Почему рассказ назван «Хирургия»?

Почему рассказ назван «Хирургия»?
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
03.05.2020