Тема. Осмеяние глупости и невежества героев в
рассказе А.П. Чехова «Хирургия». Особенности
чеховского юмора. 5 класс.
Цель деятельности учителя: показать талант А.П. Чехова как юмориста и сатирика; определение приёмов создания комического
Тип урока: урок «открытия» новых знаний.
Форма работы обучающихся: индивидуальная, в парах, фронтальная
«Они смешные, но невеселые»
(А.П. Чехов)
Ход урока
Демонстрация театральных масок.
-Что я вам демонстрирую?
-Верно. Это театральные маски. Театр своими корнями уходит в искусство Древней Греции. Актёры всегда выступали в масках. Были маски трагических актёров и маски комических актёров. Соединение этих двух масок – символ театра, символ соединения в жизни и на театральных подмостках трагического и комического.
Нас сегодня интересует комическое.
-Что такое «комическое»?
Верно. Вызывающее смех.
-Давайте вспомним известные нам с вами виды комического.
Юмор, ирония, сатира
Работа с литературоведческими терминами (теория литературы)
Пере вами листы с этими понятиями и их определения. Давайте установим соответствие
Работаем в парах.
-Почти все писатели в своих произведениях в той или иной мере используют разновидности комического. Сегодня мы с вами в гостях у писателя, который обладал удивительным чувством юмора и этот юмористический, сатирический талант нашёл выражение в его рассказах. Это Антон Павлович Чехов. Вы должны были прочитать его рассказ «Хирургия» и сделать анализ текста, отыскивая элементы смешного, размышляя над вопросом, что же высмеивает Чехов в этом рассказе?
- Что же он высмеивает? Какие человеческие пороки?
Невежество, глупость
Итак, тема урока _______________________________________ Но прежде чем говорить о рассказе, давайте поговорим о его творце.
Блиц-опрос.
- Где родился А.П. Чехов?
В городе Таганрог. Это Ростовская область
- Кем по социальному положению был отец писателя?
Отец – купцом, а дед крепостным
Бакалейная лавка – магазин, в котором продавались сухие (нескоропортящиеся) продовольственные товары первой необходимости (чай, кофе, сахар, мука, крупы, консервы) и необходимые хозяйственные товары (мыло, порошок стиральный, спички)
- Каким было детство будущего писателя?
Не слишком светлым
- Чем увлекался Чехов в гимназические годы?
Театром, литературой
- Вы видите, что Чехов любил не только смотреть театральные постановки, но и сам обладал талантом актёра.
- Какую профессию получил Чехов, окончив Московский университет?
Врач
Верно. После окончания университета Чехов работал врачом в больнице подмосковного города Воскресенска. По воспоминаниям друга семьи, доктора Павла Арсеньевича Архангельского, Антон Павлович производил работу не спеша… всё он делал с вниманием и видимой любовью к делу, особенно с любовью к тому больному, который проходил через его руки. <…> Душевное состояние больного всегда привлекало особенное внимание Антона Павловича, и наряду с обычными медикаментами он придавал огромное значение воздействию на психику больного со стороны врача и окружающей среды.
Затем он работал в Звенигороде, где некоторое время заведовал больницей.
- Почему же он перестал работать врачом?
Потому что его призванием была литература
-Мы с вами сказали, что Чехов в рассказе «Хирургия» высмеивает глупость и невежество героев. Какова наша дальнейшая задача? Выбрать надо одну из предложенных.
1.Поговорить о том, какими средствами дьячок лечил заболевший зуб
2.Выяснить подробно, в деталях, как фельдшер пытался удалить у пациента больной зуб
3.Проанализировать приёмы создания комического
Словарная работа
Земская больница – это больница, организованная земством. Земство - орган местного самоуправления. Земства были организованы в 1864 году. В губерниях и уездах (в областях и районах). Они занимались различной деятельностью, в том числе строили и содержали школы и больницы для крестьян и простого народа. Часто в таких школах был один учитель, а в больницах – один доктор.
Фельдшер – помощник врача, человек со средним медицинским образованием.
Дьячок – низший чин служителя церкви.
Бельмо – глазное заболевание, помутнение роговицы
-Дома вы, читая текст, искали смешное в образах героев?
В основе комического всегда лежит какое-то несоответствие, нарушение нормы.
Это несоответствие может быть:
на языковом уровне (нелепицы, оговорки, имитация дефекта речи, акцента, не к месту звучащая иностранная речь);
на уровне сюжетной ситуации (недоразумение, одного героя принимают за другого, неузнавание, ошибочные действия):
на уровне характера (противоречие между самооценкой и произведенным впечатлением, между словом и делом, между желаемым и действительным и т. д.).
Анализ образа фельдшера. Составление кластера
Итак, поговорим о приемах создания комического.
1. «Говорящие» фамилии
Фамилия Курятин. Вспомните, с чего начинается рассказ? Что делает главный герой?
Фельдшер Курятин курит зловонную сигару
О чем говорит фамилия?
Герой много курит. А может быть фамилия связана со словом «курица»? Есть такое выражение «КУРИЦЫН СЫН», т.е. глупый и трусливый человек. Или выражение МОКРАЯ КУРИЦА? О каком человеке так говорят?
О жалком.
Или со словом «курятина» – варёное, недееспособное
2. Внешний вид, облик.
Фельдшер неопрятный. А медицина у нас ассоциируется с чистотой
3. Выражение лица.
Самодовольство, самомнение
4. Поведение.
Курит, зевает - пренебрежение к пациентам. У фельдшера не хватает знаний, чтобы выбрать инструмент, и он выбирает наугад
5. Речь.
Мы слышим речь героя и понимаем, какой человек стоит перед нами, его уровень образованности, воспитанности. Речь фельдшера бессвязная, отрывистая, словарный запас ограничен. Он ругается и перепирается с пациентом. «Хирургия – пустяки… Тут во всем привычка, твердость руки… Раз плюнуть». Герой хочет сказать, что он легко сумеет сделать хирургическую операцию. А автор дает нам понять, что фельдшер относится к своей работе безответственно, плохо знает свое дело и храбрится перед операцией.
6. Лексика с оттенком иронии
«усматривает один зуб…», «скромничает фельдшер»
7. Художественная деталь (просфора)
Чехов высмеивает невежественного фельдшера, который, выдаёт себя за опытного врача.
-Чехов очень переживал невежество своих коллег, он писал «Малограмотный доктор, каким бы он ни был добрым человеком, выглядит жалким».
Почему рассказ назван «Хирургия»? Какой подтекст вкладывает автор в заглавие? О какой хирургии рассказывает Чехов?
О такой, которой на самом деле быть не должно
-Как вы понимаете смысл эпиграфа?
Рефлексия
Письменно продолжить фразу «Сегодня на уроке я узнал…»
Выставление оценок
Задание на дом.
- Вспомнить названия кинопрофессий
- Найти определение слова «киносценарий
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.