Тема: Прямой, острый и тупой углы (УМК «ПНШ», 2 класс)
Тип урока: Открытие новых знаний
Цель урока: Создать условия для усвоения обучающимися основных понятий темы: «угол», «прямой угол», «острый угол», «тупой угол»; формировать умения распознавать виды углов, строить угол заданного вида, используя угольник, линейку, свободное моделирование; формировать УУД, основанные на приёмах сравнения, сопоставления, обобщения.
Задачи урока:
Ø обучающие:
-формировать понятия «прямой угол» посредством его построения с помощью угольника;
-познакомить с видами углов (острый и тупой) на основе сравнения с прямым углом;
-научить строить разные виды углов с помощью угольника. Линейки, свободного моделирования;
Ø развивающие:
-развивать мыслительные процессы (анализ, синтез, классификация, обобщение);
-развивать познавательные процессы (внимание, восприятие, мышление);
-развить коммуникативные умения (умение высказывать и доказывать свою точку зрения, сотрудничать в паре, группе);
-развивать творческие способности.
Ø воспитательные:
-воспитывать чувство взаимопомощи; внимательность к окружающему миру.
Планируемые результаты УУД:
Личностные: Ученик получит возможность научиться проявлять познавательную инициативу.
Предметные: Ученик научится определять с помощью модели угольника виды углов (острый, тупой, прямой), распознавать и называть геометрические углы, используя соответствующие термины.
Метапредметные:
-Познавательные: Ученик получит возможность научиться подводить под понятие (формулировать правило) на основе выделения существенных признаков,строить логическую цепь рассуждений.
-Регулятивные: Ученик получит возможность научиться контролировать и оценивать свою деятельность по ходу или результатам выполнения задания.
-Коммуникативные: Ученик получит возможность научиться взаимодействовать в паре, в группе, выражать и отстаивать свою точку зрения, участвовать в коллективном обсуждении проблем.
Методы и приёмы организации учебно-познавательной деятельности:
1. Словесный (беседа, фронтальный опрос);
2. Наглядный (демонстрационный материал, презентация);
3. Практический (моделирование, упражнения);
4. Аналитический;
5. Самостоятельная работа (письменная работа, выполнение творческого задания).
Формы работы: фронтальная, групповая, индивидуальная, парная
Средства обучения: Для учителя - презентация, видео, демонстрационный материал: угольник, ножницы, карточки с заданиями. Для ученика - учебник, рабочая тетрадь на печатной основе, угольник, цветные карандаши, пластилин, доска для лепки, трубочки для моделирования углов
Ход урока
1. Организационный момент
-Сегодня урок необычный у нас.
Готов к нему, вижу, каждый из вас:
Улыбка, уверенность. Что ж: «Так держать!»
За парты садитесь, пора начинать.
-Ребята, сегодня наш кабинет - это научная лаборатория, где трудятся талантливые математики. Математики, как известно, это люди, которые посвятили себя научным исследованиям в области математики.
-Давайте представим себя талантливым математиком и скажем себе в ладошки: «Я талантливый математик!»
-На уроке мы будем выдвигать гипотезы, проверять их, делать открытия.
-Пусть девизом нашего урока будет фраза математика: «Лучший способ изучить что-либо - это открыть самому» (Д. Пойа) (прикрепляю девиз на доску)
-Ну что? Настроенье каково? (Дети отвечают: «Во!»)
-Перед началом работы давайте передадим импульс удачи. Пожелайте друг другу удачи! (Желают удачи друг другу)
2. Подготовка к восприятию нового. Активизация знаний.
Слайд 1
-Однажды точка пошла на охоту.
Взяла она лук, 2 стрелы подлинней.
Подумала Точка:
«Что будет, когда я пущу от себя 2 стрелы посильней?»
- Что получится у точки? (Угол)
- Что же такое угол? (Угол — это геометрическая фигура, образованная двумя лучами, выходящими из одной точки).
- Работа в группах. Предлагаю математикам объединиться в микрогруппы и выполнить задание.
-Задание у вас на столах (все задания оформлены на слайдах)
-Я буду Хранителем времени. На эту работу вам 5 минут. Каждая группа математиков будет защищать свою работу. (Выполняют работу в группе)
-Группы защищают выполненное задание. Другие группы добавляют, уточняют, исправляют. Контролируют верность ответа (контроль с помощью сигнала «Путь свободен! Стоп!»
-Слайд 2: 1 группа работает над тем, что такое угол, как построить угол.
-Слайд 3: 2 группа покажет, как умеют строить углы.
-Слайд 4: 3 группа расскажет о том, как можно сравнивать углы.
3. Постановка цели урока
-Посмотрите на слайд 3 группы. Скажите, какой это угол? (показываю на любой угол)
-Почему вы не смогли (не все смогли) ответить на вопрос: Какие это углы? (Нет знаний по этой теме)
-Слайд 5: Послушайте стихотворение и попробуйте сформулировать тему урока.
Луч с лучом соединили,
Вершину в точке закрепили,
Как тупой, прямой и острый
Угол нам построить просто?
-У математиков есть гипотезы? (Высказывают свои предположения)
-Слайд 6: Давайте посмотрим в электронный учебник на стр.66. Как звучит тема урока?
(читают: Прямой, острый и тупой углы)
-Какую цель хотят поставить для себя математики? (научиться строить разные углы; узнать, какой угол называется острым, .......)
-Итак, цель урока: Хочу познакомиться с прямым, острым, тупым углом; научиться различать углы и строить. (Фиксирую цель на доске в знаковой форме)
4. Планирование деятельности
- Давайте сегодня план выстроим в виде угла, напоминающего высокую гору.
- Вершина горы - наша цель.
- Чтобы достичь цели, что нам нужно? (Совместно создаём план деятельности. Выслушиваю предложения детей)
Начало горы: Знание (Виды углов)
Середина горы: Умения (Различаю углы. Строю углы)
Вершина горы: Мои достижения (Проверю себя!)
5. Организация восприятия и осмысления новой информации.
a) Формирование понятия «прямой угол» посредством построения с помощью угольника
-Работаем по плану. Поднимаемся в гору!
- У кого из вас есть предположение, какой угол называют прямым?
-Слайд 7: Задание (стр.66 №1). (Читаю задание из электронного учебника)
- Какой бывает угол? (Прямой)
-С помощью чего Маше удалось построить прямой угол? (С помощью угольника)
-Как она это сделала? (С помощью чертёжного угольника Маша начертила 2 луча, имеющие общее начало и выделила угол цветным карандашом)
-В нашем классе спрятались прямые углы. Кто найдёт? (Находят прямые углы, используя предметы ближайшего окружения)
б) Формирования понятия «острой, тупой угол» на основе сравнения с прямым углом.
-Слайд 8: Задание №2. (Читает задание учитель)
-Что мы должны сделать? (Определить, какие углы прямые)
-Какой угол больше прямого? (Угол розового цвета)
-Какой угол меньше прямого? (Угол голубого цвета)
-Что нового узнали? (Углы могут быть прямыми и непрямыми)
-Как определить прямой это угол или непрямой? (Чтобы определить прямой угол или нет, нужно взять угольник. Если, приложив угольник к углу, вершиной к вершине, стороны совпадут, то угол - прямой. Не совпадут – непрямой.)
-Ребята, а как вам кажется, какой угол может называться острым?
-Обратите внимание на слово - острый. На что может быть похож острый угол? (острый угол как остриё меча, .....)
-Как вам кажется, если угол называется острый, он будет больше или меньше прямого? (высказывают предположения...)
-По вашему мнению, на рисунке какой угол острый? (Угол розового цвета)
-Предположите, какой угол может называться тупым? (высказывают предположения...)
-На тупой ты посмотри, он, как ножницы внутри,
Если их за 2 конца мы раздвинем до конца. (показываю)
-Давайте откроем учебник на стр.67 и прочитаем правило.
-Правильно ли мы с вами рассуждали? (читают правило: «Углы меньше прямого называют острыми углами. Углы больше прямого называют тупыми углами).
-Слайд 9: Расскажите правило друг другу весело.
-Кто желает выступить перед классом? (рассказывают правило)
– Молодцы! Немного устали? Пора отдохнуть.
*Физкультминутка
Руки кверху поднимаем,
А потом их отпускаем.
А потом их развернём
И к себе скорей прижмём.
А потом быстрей, быстрей
Хлопай, хлопай веселей!
6. Первичная проверка понимания.
-Давайте, математики, обратимся к плану. Знания у нас теперь есть?
-Кто из математиков считает себя специалистом по теме «Прямой острый и тупой углы»?
-Сейчас проверим, есть ли умения?
- Слайд 10:
- В учебнике на с. 67 в №3 определи на глаз, какой из углов по счёту острый? (Отвечают - 2,3,4, другие контролируют с помощью сигнала)
-Какой по счёту прямой? (5)
-Какой по счёту тупой? (1,6)
7. Организация усвоения способов деятельности путём воспроизведения информации и упражнений для её применения (первичное закрепление)
1) Работа в тетрадях на печатной основе (ТПО с.27)
-Слайд 11:
-Открой ТПО стр. 27, прочитай задание №2 под цифрой 1. (Построй прямой угол так, чтобы данный луч был одной из его сторон)
-Работа в парах. Взаимопроверка
-Проверьте чертёж соседа с помощью угольника. За какой чертёж мы можем похвалить? (Если построенный угол совпадает с углом угольника).
-Поставьте + за правильное выполнение работы.
-Прочитай задание №2 по цифрой 2. (Построй острый угол так. Чтобы данная точка была его вершиной.)
-Чтобы выполнить задание правильно. О чём должны помнить? (Острый угол меньше прямого.)
-Работа в парах. Взаимопроверка
-Проверьте чертёж соседа с помощью угольника. За какой чертёж мы можем похвалить? (Если построенный угол будет меньше прямого).
-Поставьте + за правильное выполнение работы.
-Кто из математиков 2 раза получил похвалу? Покажите на «Шкале успеха»
-Какой выберем критерий? (Критерий «Умею - не умею». Показывают вершину по шкале)
-Молодцы! Горжусь вами!
8. Обобщение изучаемого на уроке и введение его в систему ранее усвоенных знаний.
-Обратимся к нашему плану. Какая ступенька осталась? («Проверь себя»)
-Попробуем? И в этом нам поможет ТПО с.27 №1 (Задание читает учитель)
-Слайд 12: /1. Рассмотри рисунок. Отметь синей галочкой острые углы, красной галочкой - тупые углы.
2. Пронумеруй углы от самого маленького до самого большого. Проверь: прямой угол должен иметь номер 3)
-Работа в парах. Взаимопроверка по образцу учителя. Оценивание.
-Начерти шкалу успеха. Если всё правильно, поставь вершину по критерию «Правильно -не правильно».
-Есть ли в классе самые талантливые математики? Аплодисменты! Вам за урок - 5!
9. Контроль и самопроверка знаний.
1) Работа с планом урока.
-Слайд 13: Какую цель мы определили для себя перед началом изучения нового материала?
-Удалось ли нам достичь цели?
2) Творческое применение и знаний. (Применение знаний и умений в новой ситуации).
-Предлагаю выполнить задание: Используя пластилин и трубочки, смоделируйте прямой, острый, тупой угол.
-Предлагаю разделиться математикам на группы:
1-я группа математиков моделирует - прямой угол (ученики 1 ряда)
2-я группа - острый (ученики 2 ряда)
3-я группа - тупой (ученики 3 ряда)
-(Моделируют угол...) Учитель читает...
Луч с лучом соединили,
Вершину в точке закрепили.
Так тупой, прямой и острый
Угол нам построить просто!
-Покажите, что получилось? (демонстрируют работы). Молодцы!
-Слайд 14: А сейчас послушаем и запомним знание, полученное на уроке. (Смотрят видео. Слушают)
10. Рефлексия
-Слайд 15: Расскажите о нашем уроке математики: (Отвечают, выбирая свой вариант)
– А вот моя оценка вашей работы: «Математики старались! Молодцы!»
Домашнее задание: ТПО для п/р с.46-47.
Приложение к уроку
Задание для 1 группы
Дополни текст подходящими по смыслу словами.
Угол – это геометрическая ______________, образованная двумя ________________, выходящими из одной _________________.
Лучи, которые образуют угол, называются _______________________ угла.
Точка, из которой выходят стороны угла, это ___________________ угла.
Для того, чтобы построить угол необходимо провести из одной ________________ два ________________.
Задание для 2 группы
Постройте 2 угла. Ответьте на вопрос: Где в повседневной жизни мы сталкиваемся с понятием «угол»?
1. Постройте угол, у которого данная точка будет вершиной.
2. Постройте угол, у которого
данный луч будет одной из сторон.
Задание для 3 группы
Вспомните, какие знаете способы сравнения углов. Допишите вывод:
Угол называют меньшим, если он расположен __________________ другого угла. Самый маленький угол № ____________.
Дополнительный материал
-Как вам кажется, какой угол главнее и важнее?
Учитель читает стихотворение(Рита Аксельрунд):
-В царстве математики город есть
Углов.
Улицы прямые там, множество домов.
В тех домах, конечно же, все углы живут,
Видом отличаются, разно их зовут.
Есть углы там острые, есть углы тупые,
А ещё встречаются там углы прямые.
Разные характеры, разная работа,
Кто-то добродушный и зловредный кто-то.
Вот однажды встретились Острый и Тупой
И тотчас заспорили, так и рвутся в бой.
Острый уколол Тупого и своё добавил
слово:
- Мы, углы все острые,
Вас, тупых, важнее,
Мы всегда в работе,
Больше мы умеем.
Острый клык у кабана,
Острый клюв у птицы,
Острая игла нужна,
Острый нож сгодится.
А Тупой ему в ответ:
- Нас, поверь, важнее нет.
Мы устойчивы, надёжны
И построить нас несложно.
Мы в тарелке, в сковородке,
Мы на кранах и лебёдках,
В насыпи под поездами
И мосты мы строим сами.
Посмотрите-ка, на нас –
Мы намного
больше вас!
Так вот спорили углы, удержаться не могли.
Только вдруг пришёл Прямой –
Аккуратный, деловой,
Драчунов остановил, добродушно заявил:
- Посмотрите на меня!
Все мы братья, все родня!
Мы – прямые – все равны,
Равной все величины.
Мы – прямые всем нужны
И не менее важны!
Так что ссориться не будем,
А послужим верно людям!
-А у нас «Математический итог». Продолжи высказывание:
l Углы бывают… (Прямые. Острые. Тупые)
l Тупой угол – угол, который…(больше прямого)
l Острый угол – угол, который…(меньше прямого)
l Можно ли острый угол расположить внутри тупого? (Можно)
l Какой угол больше: острый или тупой? (Тупой)
Практическая работа.
-Как из листа получить 4 прямых угла?
-Возьмите листок. Смотрите видео и повторяйте. (смотрят видео и повторяют)
/Из бумажного листа методом сгиба получают 4 прямых угла, показывают стороны и вершину)
Видео: https://www.youtube.com/watch?v=cFJ9BzauLzI
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.