Тема: «Решение систем уравнений графическим способом»
Цель урока: сформировать умения решать графическим способом системы линейных уравнений с двумя переменными.
Ход урока.
I. Организационный этап
II. Проверка домашнего задания
III. Формулировка цели и задач урока.
3.1. Фронтальный опрос учащихся в виде интерактивной игры «Микрофон».
3.2. Устные упражнения
IV. Формирование знаний
Рассмотрим пример.
Видим, что графиком как первого уравнения, так и второго будет прямая, для построения которых нам нужно по две точки. Для первого уравнения:
придаем х любое значение, например, х=7, тогда
(7; 7), и вторую точку возьмем х=3 тогда
получили точку (3;13).
Аналогично для второго графика:
точки (5;10) и (8;8) удовлетворяют нашей функции (убедитесь самостоятельно, для этого вместо х подставьте соответствующие значения, найдите у и сравните).
Итак, есть графики (рис.1) где красным график первой функции, синим – второй. Видим одна точка пересечения имеет координаты (5; 10).
4.1. Тренировочные упражнения.
Выполнить устно:
1. Является ли решением системы уравнений пара чисел: 1) х = -1, у = 4; 2) (1; 4)?
2. Известно, что система уравнений имеет три решения.
Сколько точек пересечения имеют графики этих уравнений?
3. По рисунку найдите решения системы уравнений:
Выполнить письменно.
1. Найти расстояние между точками пересечения прямой и окружности, уравнение которых: х - = 7 и х2 + 2 = 169. Рисунок к задаче:
Точки пересечения имеют координаты (12, 5) и (5, -12).
Найдем расстояние между этими точками по формуле.
KL === 17.
Ответ: расстояние между точками 17.
2. Решить систему уравнений графическим способом:
х2 + 2х + у2 – 4у – 30 = 0,
х + 1)(у – 2) = 5,
(х +1)2 + (у - 2)2 = 25
у = +2
График І уравнения – окружность О (-1,2) и радиусом 5, а график ІІ уравнения– гипербола з точкой пересечения асимптот (-1;2), ветви которой пересекают окружность в четырех точках: (4;3), (0; 7), (-2;-3), (6;1).
Другие ученики класса самостоятельно решают эти задачи, сверяя свои решения с написанными на доске. Учитель, при необходимости, помогает ученикам. Первые 5 работ проверяет с выставлением оценок в журнал. По окончании решения ученики у доски представляют свою работу и отвечают на вопросы учеников класса.
5.1. Самостоятельная работа по карточкам.
Задача для вариантов |
вариант 1 (Высокий уровень) |
вариант 2 (Средний уровень) |
вариант 3 (Низкий уровень) |
1. Решите систему уравнений графическим способом. |
|
|
|
2. Решите систему уравнений любым способом. |
|
|
|
1. Решите задачу |
Из проволоки длиной 200см надо согнуть прямоугольник так, чтобы его площадь была 2400 м. Найдите длины сторон образованного прямоугольника. |
Длина диагонали прямоугольника 17см, а сумма двух соседних сторон 23 см. Найдите площадь прямоугольника. |
Одно число на 2 больше другого, а их произведение 24. Найдите эти числа. |
VII. Итоги урока
1. Какую из приведенных систем уравнений можно решать с помощью данного рисунка? Сколько решений имеет эта система?
1) 2)
3) 4)
VIII. Домашнее задание
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.