Урок математики во 2 классе с применением технологии исследовательского обучения
Уичтель: Тавеева Дина Радиковна
Тема: Угол. Виды углов. Прямой угол. Построение прямого угла.
Тип урока: урок-исследование «Образец».
Задачи:
1. Закреплять понятие прямого угла,
Учить определять виды углов, на основе их сравнения с прямым углом,
Учить сравнивать углы.
2. Развивать мышление, математическую речь учащихся, самоконтроль, пространственное воображение.
3. Воспитывать интерес к предмету, аккуратность.
Формируемые УУД:
Предметные результаты: обучающиеся научатся строить прямой угол, различать острые, прямые и тупые углы, проводить сравнение.
Метапредметные результаты:
ПУУД: сравнивать предметы, объекты по нескольким основаниям; находить закономерности; самостоятельно продолжать их по установленному правилу; находить информацию по схеме.
РУУД: обучающиеся научатся самостоятельно организовывать своё рабочее место, использовать в работе простейшие инструменты и более сложные приборы (линейку); удерживать учебную задачу, называть тему, цели самостоятельно или с помощью учителя; работать в соответствии с алгоритмом и инструкцией, осуществлять самооценку.
Обучающиеся получат возможность научиться:
КУУД: участвовать в совместной творческой познавательной деятельности, участвовать в диалоге, высказывать свою точку зрения.
Личностные результаты: научатся проявлять уважительное отношение к способу решения, предложенному товарищем, следовать математическим правилам для достижения успешного результата.
Оборудование: ИКТ – презентация, раздаточный материал (две полоски одинакового размера, семь углов разного цвета, карточки – помощники для записей выводов), надписи и углы для демонстрации.
Технологическая карта урока:
№ п/п |
Этап урока |
Деятельность учителя |
Деятельность обучающихся |
1 |
Орг.момент. |
Приветствие. - Посмотрите, где мы находимся? - Это научная лаборатория, здесь ученые - исследователи делают научные открытия. (На стенах хаотично развешены изображения углов: прямых, острых, тупых и карточки с названиями этих углов). В лабораториях исследователи работают в парах или в группах.
- Как вы думаете, в работе ученых есть какие - то правила? ПРАВИЛА УЧЕНЫХ - ИССЛЕДОВАТЕЛЕЙ 1. Не мешай работе других 2. Не перебивай 3. В группе помогай другому 4. Задавай вопросы 5. Доказывай свою точку зрения словами: - «Я, как исследователь думаю, что……, потому что….» - «Я, как исследователь открыл то, что…..» 6) Исследователи записывают свои открытия - Будем ли мы с вами исследователями? Хорошо, наденьте значки исследователей. Покажите свою готовность. - на столе простые карандаши, угольник, ручки, тетради, материалы для исследования.
|
Приветствуют учителя.
Вспоминают правила работы в паре и группе. |
2 |
Актуализация знаний |
Вводит в тему. Проводит устный счет.
Наша исследовательская лаборатория находится в сказочной стране. – У ворот нас встречают король Точка и его дочь – принцесса Прямая. Прежде чем король и принцесса познакомят нас с жителями своего королевства, они хотят вас испытать. II. Устный счет. (Слайд 3) 1) Игра “Гусеница-растеряша”. - Гусеница растеряла числа, посмотрите на оставшиеся, разгадайте по какому правилу можно продолжить ряд чисел. (Дети называют правило: это чётные числа; каждое последующее число на 2 больше предыдущего). - Какие же числа растеряла гусеница? (2,4,6,8,10,12,14,16) (Слайд 4) 2) Игра “Математический баскетбол”. Баскетбол - командная спортивная игра, цель которой забросить руками мяч в подвешенную корзину. - Любой из вас забьёт гол, если правильно решит пример. (Дети по цепочке решают примеры). 30 + 7 25 + 5 32 – 12 66 + 4 80 – 7 28 – 10 45 – 45 53 + 7 59 – 9 90 + 9 Слайд 5 Задание на логику - Сколько пятачков у 15 поросят? (15) - Когда гусь стоит на двух ногах, то весит 4 кг. Сколько будет весить гусь, когда встанет на одну ногу? 6 слайд – Вы прошли все испытания. Король и принцесса очень довольны вами и готовы познакомить вас с жителями королевства “Геометрия”! (По щелчку створки ворот открываются.) (Слайд 7) - Ребята, перед вами жители королевства “Геометрия”. - Посмотрите на фигуры в каждой рамке. Какая из них лишняя? Почему? (Обучающиеся называют лишние фигуры, обосновывают свой выбор). - Разделите все оставшиеся фигуры на две группы. Как это можно сделать? (Оставшиеся фигуры можно разделить на две группы: линии и многоугольники.) - Назовите виды линий и многоугольников, известные вам. (Линии: прямая, ломаная, кривая. Многоугольники: квадрат, трапеция, прямоугольник, четырёхугольник, пятиугольник, шестиугольник, многоугольник). Слайд 8 (кроссворд: луч, круг, точка, овал) - Давайте попробуем собрать фигуру из тех фигур, что лежат у вас на столах (два луча с общей буквой О). - Что за фигуры у нас получилась? (угол). |
Повторяют устные вычисления в пределах 100, вспоминают названия геометрических фигур, осуществляют поиск лишних фигур, приводя доказательства.
Собирают самостоятельно угол.
|
|
Определение темы исследования. |
- Вы уже догадались, чему будет посвящен наш урок. |
Называют тему |
|
Введение в тему. Мотивация. |
- Зачем нужно изучать углы? - Углы окружают нас и в повседневной жизни. Приведите свои примеры, где можно найти углы вокруг нас. - Ребята, а может, кто-то знает, что такое угол? (выслушиваются мнения детей). Правильность нашей формулировки, мы проверим чуть позже. - Люди, каких профессий чаще всего встречаются с углами? (конструктор, инженер, дизайнер, строитель, архитектор, моряк, астроном, архитектор, портной и т.д.) Слайд 9. Посмотрите на рисунки: уголок соединительный для труб и уголок канцелярский для бумаг; угольник плотника и угольник чертёжный; угловой стол и угловой диван. |
Приводят примеры. Высказывают свое мнение.
|
|
Игра |
- Ребята, а сейчас Король и Принцесса предлагают немного поиграть. Слайд 10. Игра “Им угол имя подарил”. - Угол важная фигура. Многим фигурам он помог дать имя. Назовите фигуры. - Что общего в названиях фигур? - Почему первая часть слов везде разная? Физкультминутка: Построение углов с помощью своих частей тела. |
Называют фигуры, определяют общую часть в словах – угольник. Делают вывод, что названия фигур разные из-за разного количества в них углов. |
|
Практикум. |
Практикум. - Посмотрите, какие разные эти углы. - Рассмотрите схему (слайд 12) и назовите, как называются части угла и запишите их. – Покажите точку, общее начало лучей. – Посмотрите, как называется общее начало лучей. (Это вершина угла) (слайд 9) – Покажите лучи, которые образуют угол. – Как их называют? (Стороны угла.) (слайд 12) – Сколько вершин у угла? (1) – Сколько сторон у угла? (2) – Так из чего состоит угол? (Из точки – вершины и двух лучей – сторон, которые выходят из этой точки - вершины) - Ребята, а теперь закончите правило на карточках. (Слайд 13). Слайд 14. -Ребята, у вас есть имена? У каждого угла тоже есть свое имя. Угол можно назвать одной буквой.
Создает проблемную ситуацию. - А что делать, если из одной вершины выходит несколько лучей и образовалось больше углов, как быть тогда? Слайд 15. (обращает внимание на то, что буква, обозначающая вершину угла при его записи всегда стоит в центре). Слайд 16. (запишите названия углов)
- Молодцы. Переходим к следующей задачи. Поможем Королю Точке и принцессе Прямой построить новые дома в Королевстве.(Работа в группах). Я предлагаю вам при помощи данных фигур построить дом. - Давайте посмотрим, какие дома получились у каждой из бригад А теперь посмотрите, какой дом смоделировала я (показываю дом с неправильными формами). - В чем разница между вашими и моим домами? - Значит, чтобы правильно построить дом, нам нужно придерживаться определенных правил. Каких?
- Какой угол мы назовем прямым? Докажите, что этот угол прямой.
- А что делать, если линейки под рукой не оказалось?
Конструирование прямого угла из листа бумаги.
- Возьмите тетрадь и приступим к выполнению первой задачи исследования - научимся чертить прямой угол.
Инструкция №1. (Слайд 17.) 1 - Начертите в тетради два луча, имеющие общее начало, которые пересекаются под прямым углом. Можешь использовать угольник. 2 - Какой угол у тебя получился? Подпиши его название. Физкультминутка. Игра «Найди в классе прямые углы». |
Рассматривают информацию на схеме, отвечают на вопросы, делают вывод, что такое угол, записывают его на листке. (Вывод 1: угол - это геометрическая фигура, образованная двумя разными лучами с общим началом).
О Приходят к выводу,ч то углы надо назвать.
Выполняют уч.задачу.
Показывают свои работы. Указывают на то, что в моем доме корпус, окна, двери неправильной формы. Ребята указывают на то, что углы должны быть одинаковые – прямые. Вспоминают, что прямой угол можно проверить линейкой или угольником.
Строят прямой угол. Раскрашивают прямые углы разными цветами. Называют, что в центре листа 4 прямых угла.
Выполняют чертеж прямого угла по инструкции.
Доказывают, что угол прямой с помощью наложения образца или угольника. |
4 |
Создание проблемной ситуации. |
Организует индивидуальную работу.
- Рассмотрите углы, лежащие у вас на столе. Распределите их по группам.
(Коллективная проверка.
|
Работа в парах. Распределяют на три группы (острые, прямые и тупые углы, не называя их). |
5 |
Постановка проблемы исследования |
-Почему вы распределили их так, все ли одинаково выполнили задание? Почему? - Какой признак при разбиении на группы вы использовали? |
Обучающиеся испытывают затруднение. Формулируют проблему. |
6 |
Определение темы исследования |
Назовите тему исследования. Слайд 19. - Какие углы смогли определить? |
- Виды углов. - Прямые. |
7 |
Формулирование цели исследования |
- Что мы будем исследовать? - Какие задачи исследования нужно выполнить?
|
1. Узнать другие виды углов, научиться их чертить. 2. Сравнивать углы друг с другом.
|
8 |
Выдвижение гипотезы |
- Как вы думаете, что мы можем обнаружить и узнать? |
Высказывают предположения. |
9 |
Проверка гипотезы |
- Проверим свои предположения на практике. Возьмите материалы для исследования. - Приступим к выполнению второй задачи нашего исследования - узнаем другие виды углов и научимся их чертить. Инструкция №2. (Слайд 20). 1 - Рассмотри первую группу. Как можно назвать углы этой группы? 2 - Начерти один угол из этой группы и подпиши его название. 3 - Рассмотри углы другой группы. Как их можно назвать? 4 - Начерти один угол из этой группы и подпиши его название.
|
Объединяют углы в группы. Называют их. Строят и подписывают их в тетради.
|
10 |
Интерпретация полученных данных. |
- Проверим работу каждой группы. - На доске появляются изображения острого и тупого углов с их названиями и надписи.
|
Делают выводы: что углы бывают трех видов: острые, прямые, тупые
|
11 |
Интерпретация данных. |
- Приступим к выполнению третьей задачи исследования - научимся сравнивать углы друг с другом. Инструкция №3. 1 - Можно ли острый угол расположить внутри прямого, так чтобы их вершины совпадали? Сравни каждый острый угол с прямым углом. 2 - Покажи на чертеже, как это можно сделать. 3 - Спиши предложение и дополни запись: Острый угол_____ прямого угла. - Проверим работу групп, на доску поместили соответствующий чертеж.
ВСЕ ОСТРЫЕ УГЛЫ МЕНЬШЕ ПРЯМОГО. Инструкция №4. 1 - Можно ли тупой угол расположить внутри прямого угла? Почему? 2 - А прямой угол внутри тупого угла, так, чтобы их вершины совпадали? Сравни каждый тупой угол с прямым углом. 3 - Покажи на чертеже, как это можно сделать. 4 - Спиши предложение, заполнив пропуски: Тупой угол______ прямого угла. 5 - Сравни острый и тупой углы. Запиши предложение и дополни запись: Тупой угол________ острого угла. Проверим работу групп. - Какую запись получили, сравнив тупой и прямой углы? Острый и тупой углы? ВСЕ ТУПЫЕ УГЛЫ БОЛЬШЕ ПРЯМОГО. ТУПОЙ УГОЛ БОЛЬШЕ ОСТРОГО УГЛА. Слайд 21. |
Выполняют действие по инструкции, делают вывод, что все острые углы меньше прямого. Показывают, что можно использовать наложение углов друг на друга.
Выполняют действие по инструкции, делают выводы, что все тупые углы больше прямого и острых углов.
|
12 |
Итог.
Рефлексия. |
- Чему учились сегодня? - Что нового узнали? - Какую тайну углов вы открыли на уроке? - Продолжите высказывание.Слайд 22. - - Оцените свою деятельность на уроке по критериям - самостоятельность - умение ставить цель, задачи. - умение проводить сравнение. - умение делать вывод. (В тетрадях рисуют треугольник – только при помощи учителя, квадрат – задавал уточняющие вопросы учителю или пятиугольник – без помощи учителя. Количество углов соответствует количеству баллов) Оценивание учителем каждого обучающегося. Вот и подошло наш урок к концу. Король Точка и принцесса Прямая прощаются с Вами. |
|
|
Домашнее задание |
Построить цифру – угол из полосок. Количество углов должно соответствовать цифрам (1,2,3,4) |
|
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.