Тема урока №4: «И как чудна она сама, эта дорога!». Образ дороги в «Мертвых душах». Чичиков- центральный герой поэмы.
Оценка 4.8

Тема урока №4: «И как чудна она сама, эта дорога!». Образ дороги в «Мертвых душах». Чичиков- центральный герой поэмы.

Оценка 4.8
Разработки уроков
docx
русская литература
10 кл—11 кл +1
13.01.2022
Тема урока №4: «И как чудна она сама, эта дорога!». Образ дороги в «Мертвых душах». Чичиков- центральный герой поэмы.
В разговоре о Чичикове уместно вспомнить рассказ В.Шукшина «Забуксовал». Учитель сообщит классу, что герой рассказа, слушая, как его сын зубрит заданный на дом отрывок о птице-тройке из «Мертвых душ», невольно задумывается над вопросом: «А кого везут-то? Кони-то? Этого…Чичикова? Роман даже привстал в изумлении. Прошелся по горнице. Точно, Чичикова везут. Этого хмыря везут, который мертвые души скупал, ездил по краю. Елкина мать!..Вот так троечка!
урок 4 мертвые души.docx

Тема урока №4: «И как чудна она сама, эта дорога!». Образ дороги в «Мертвых душах». Чичиков- центральный герой поэмы.

В разговоре о Чичикове уместно вспомнить рассказ В.Шукшина «Забуксовал». Учитель сообщит классу, что герой рассказа, слушая, как его сын зубрит заданный на дом отрывок о птице-тройке из «Мертвых душ», невольно задумывается над вопросом:

«А кого везут-то? Кони-то? Этого…Чичикова? Роман даже привстал в изумлении. Прошелся по горнице. Точно, Чичикова везут. Этого хмыря везут, который мертвые души скупал, ездил по краю. Елкина мать!..Вот так троечка!

-Валерк,- позвал он.- А кто на тройке-то едет?

-Селифан.

-Селифан-то, Селифан! То же- кучер. А кого он везет-то, Селифан-то?

-Чичикова.

- Так…Ну? А тут- Русь-тройка…А?

-Ну. И что?

-Как что? Русь-тройка, все гремит, все заливается, а в тройке- прохиндей, шулер…»

         Чтобы ответить на этот вопрос рассказа Шукшина, кто же такой Чичиков и почему его везет Русь-тройка, проследим его путь от первой до последней главы. Для этого класс разбивается на группы, каждая заранее получает карточку-задание, о выполнении которого сообщает на уроке.

Карточка 1.

Расскажите историю жизни Чичикова. Почему описание истории его души автор дает лишь в последней главе и само повествование строится как жизнеописание? Почему только Чичикова и Плюшкина Гоголь наделяет «биографией»? Как сокровенная мысль автора соотносится с образом главного героя?

Карточка 2.

Чичиков и Молчалин. Что роднит их, а что отличает? Какова цель жизни Чичикова? Чем он страшен? Какое новое явление русской жизни олицетворяет? «Итак, припряжем подлеца», - говорит о своем герое автор. Какой смысл заключен в этих словах? Можно ли утверждать, что Чичиков –«герой своего времени»?

Карточка 3.

Почему Павел Иванович Чичиков становится «душой общества»? Приведите примеры из поэмы, доказывающие умение Чичикова «во всем как-то найтиться». Как меняется речь Чичикова в зависимости от того, с кем он говорит? Шкатулка Чичикова. Каков смысловой и композиционный смысл этой детали в поэме? Чичиков- живая душа или мертвая?

Карточка 4.

Почему за путешествием Чичикова следует в поэме «Повесть о капитане Копейкине»? Как она устанавливает связи между губернским и столичным чиновничеством? В чем смысл этой повести? Почему она была запрещена цензурой? Почему она была дорога писателю?

Карточка 5.

Вспомните, когда и где в тексте говорится о дороге? Как эти фрагменты проясняют авторскую позицию? Почему Гоголь заставляет Чичикова заблудиться? В каких главах образ дороги имеет такие черты:

         «Какое странное и манящее  и несущее и чудесное в слове: дорога! и как чудна она сама эта дорога!»

         «Наша земная, подчас и скучная дорога».

         «Забирайте же с собою все человеческие движения, не оставляйте их на дороге; не подымите потом!»

         «Но при всем том трудна была его дорога».

         «И долго еще определено мне чудной властью идти об руку с моими странными героями».

         «Какие искривленные, глухие, узкие, непроходимые, заносящие далеко в сторону дороги избирало человечество, стремясь достигнуть вечной истины!»

         «И, косясь, постораниваются и дают ей дорогу другие народы и государства».

Какие разные смысловые оттенки имеет слово «дорога» в каждой цитате? Как развивается мотив дороги от первой к последней главе поэмы? Каково значение этого образа?

         Общие выводы. Таким образом, говоря о дороге Чичикова, важно обратить внимание не только на то, что герой «оставил на дороге», но и на то, что сумел сохранить, - проявление живого человеческого чувства. Ведь по замыслу Гоголя, его герой переходит в последующие тома, т.е. возрождается. И если брать во внимание то, что апостол Павел поначалу был одним из гонителей Христа, а потом стал ярым распространителем христианства по всему миру, то и его тезка, Павел Иванович Чичиков, переродится, а задатки для этого у него есть. В этом же нас убеждает образ дороги в поэме. Дорога- путешествие во времени- житейский путь Чичикова- творческий путь автора- духовное возрождение героев- всего человечества- самого автора, т.е. это дорога Вверх, дорога-спасение, дорога-надежда, дорога- в будущее России.

ЛИТЕРАТУРА. Беляева Н.В., Иллюминарская А.Е.,Фаткуллова В. А. Методические советы. Литература, 10 класс


 

Тема урока №4: «И как чудна она сама, эта дорога!»

Тема урока №4: «И как чудна она сама, эта дорога!»

Карточка 4. Почему за путешествием

Карточка 4. Почему за путешествием
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
13.01.2022