Тема урока: «Хочется …показать хотя с одного боку всю Русь…» Слово о Гоголе. Замысел «Мертвых душ».
На первом уроке необходимо дать общее представление о личности писателя, его творческом пути, особо остановившись на выборе Гоголем своей жизненной дороги, своей будущей деятельности. При этом необходима опора на ранее изученное и повторение со школьниками сведений о сборниках «Вечера на хуторе близ Диканьки», «Миргород», «Петербургские повести», о комедии «Ревизор».
Уже с самых ранних лет в переписке Гоголя мелькают замечания о его будущем поприще: «Я сделаюсь человеком известным»- пытается поступить в театр; «Меня ожидает просторный круг действий»- служба в государственном Департаменте уделов; «Я сделаю даже что-то для общего добра»- чтение лекций по всеобщей истории в Петербургском университете; «Назначение человека – служить, и вся жизнь есть служба»- «но как только я почувствовал, что на поприще писателя могу служить также службу государственную, я бросил все: и прежние должности, и Петербург, и общество близких мне людей, и самую Россию, затем чтобы вдали и в уединенье от всех обсудить, как это сделать, как произвести таким образом свое творенье, чтобы показало оно, что я был также гражданин земли своей и хотел служить ей».
На втором этапе урока должен быть рассказ об истории создания «Мертвых душ». Хронология работы над поэмой ясно прослеживается в переписке Гоголя:
1835 год, октябрь- «начал писать «Мертвые души»…Мне хочется в этом романе показать хотя с одного боку всю Русь».
1836 год, ноябрь- «Все начатое переделал я вновь, обдумал более весь план и теперь веду его спокойно как летопись… Какой огромный, какой оригинальный сюжет! Вся Русь явится в нем!»
1836, апрель- «Я должен продолжить мною начатый большой труд, который писать взял с меня слово Пушкин…и который обратился для меня с тех пор в священное завещание».
1840, октябрь- «Сюжет, который в последнее время лениво держал я в голове своей, не осмеливаясь даже приниматься за него, развернулся передо мной в величии таком, что все во мне почувствовало сладкий трепет».
1842, май- «Мертвые души»- преддверие немного бледное той великой поэмы, которая строится во мне и разрешит, наконец, загадку моего существования»
Определите, как менялся замысел писателя. Как он относился к своему труду?
Таким образом, свой великий труд Гоголь посвящает России, Родине, а отсюда тот утверждающий пафос, горячее лирическое чувство, которым проникнуто все повествование: «Не так ли и ты, Русь, что бойкая необгонимая тройка несешься?.. И, косясь, постораниваются и дают ей дорогу другие народы и государства».
Обратим внимание на шутливое замечание Гоголя в 11 -й главе «Мертвых душ», где он не хочет ссориться со своим героем, ибо «еще немало пути и дороги придется им пройти вдвоем рука об руку, две большие части впереди- это не безделица».
«Две большие части впереди»- о чем это? Дело в том, что Гоголь задумал произведение, состоящее из трех томов. Над второй частью романа писатель бился до изнеможения, до отчаяния, но в 1845 году уже написанный второй том был сожжен. В 1848 году снова началась работа над вторым томом «Мертвых душ», и вновь он был сожжен. Что же случилось? Почему? Гоголь решил, что пророческого слова правды не получилось, что он не сможет более ничего дать России, и отказался не только от продолжения поэмы- отказался и от жизни. Он отвергал лекарства и пищу и умер 4 марта 1852 год. «Второй том «Мертвых душ» стал для Гоголя «подвижнической кельей», где он бился и страдал до тех пор, пока не вынесли его бездыханным из нее», - говорил один из ближайших друзей Гоголя П.В.Анненков.
Писатель видел свой труд в одном ряду с «Божественной комедией» Данте, состоящей из трех частей: «Ад», «Чистилище», «Рай». Именно этой дорогой (1-й том – ад, 2-ой том – чистилище, 3-й том -рай) Гоголь решил провести своего героя, потому что верил в духовное возрождение каждого,- этот путь открыт всем, и даже Плюшкиным, «если они захотят». Учителю придется хотя бы кратко рассказать учащимся о композиции и идейном содержании «Божественной комедии» Данте и включить в урок информацию об обитателях разных кругов ада. Это могут быть краткие сообщения специально подготовленных учеников.
ЛИТЕРАТУРА. Беляева Н.В., Иллюминарская А.Е.,Фаткуллова В. А. Методические советы. Литература, 10 класс; стр.75
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.