Тема урока: правописание букв З и С на конце приставок.
Оценка 4.6

Тема урока: правописание букв З и С на конце приставок.

Оценка 4.6
Разработки уроков
doc
русский язык
5 кл
04.10.2022
Тема урока: правописание букв З и С на конце приставок.
УМК: Русский язык: учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений в двух частях Авторы – Т.А.Ладыженская, М.Т.Баранов, Москва «Просвещение» 2016 г. Тип урока: «открытие» нового знания. Форма проведения урока: педагогическая мастерская. Цели урока: Деятельностная: создать условия на уроке для формирования деятельностных способностей учащихся по изучению приставок, оканчивающихся на з и с. Содержательная: познакомить учащихся с условием выбора букв з-с в приставках, оканчивающихся на з - с, уметь применять изученное правило, графически обозначать условия выбора согласной, закрепить полученные знания и научиться применять при выполнении практического задания. Дидактическая цель: создать эмоциональную атмосферу, способствующую включению каждого ученика в процесс собственного личностного развития, личностной мотивации; совершенствовать умение самостоятельно строить свой путь познания. Планируемые результаты: Предметные: реализация практических навыков в индивидуальной и коллективной деятельности при изучении темы «Правописание приставок, заканчивающихся на с и з, адекватное самостоятельное оценивание правильности выполнения действий и внесение необходимых корректив в исполнение – как в конце действия, так и по ходу его реализации; Метапредметные УУД: способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной форме; взаимодействие с окружающими людьми в процессе совместного выполнения задачи, участия в обсуждении; Регулятивные УУД: формулировать и удерживать учебную задачу, составлять план и последовательность действий. Познавательные УУД: строить объяснение в устной форме по предложенному алгоритму; Коммуникативные УУД: уметь вести диалог, строить понятные высказывания. Личностные УУД: стремиться к совершенствованию собственной речи; проявлять интерес к изучению языка. Образовательный аспект: предполагается, что к окончанию урока обучающиеся смогут владеть новым материалом и создать текст. Развивающий аспект: создать условия для самостоятельной творческой деятельности обучающихся, способствовать формированию аналитического мышления, развивать эмоциональный потенциал, интеллектуальные навыки, ассоциативное мышление. Воспитательный аспект: формирование ценностных ориентаций (сопереживание «братьям нашим меньшим»); культуры умственного труда. Общения в группе. Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, презентация, раздаточный материал (заготовки для изготовления «шпаргалки» в творческой форме). Приёмы работы на уроке: проблемный вопрос, создание ассоциаций, «яркое пятно», изготовление шпаргалок, составление алгоритма, использование презентации – тренажора, просмотр видеоролика.
Кучумова И.В. конспект урока в 5 классе Правописание приставок на з-с.doc

Тема урока: правописание букв З и С на конце приставок.

Учитель: Кучумова Ирина Викторовна.

УМК: Русский язык: учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений  в двух частях

Авторы – Т.А.Ладыженская, М.Т.Баранов, Москва «Просвещение» 2016 г.

Тип урока: «открытие» нового знания.

Форма проведения урока: педагогическая мастерская.

Цели урока:

Деятельностная: создать условия на уроке для формирования деятельностных способностей учащихся по изучению приставок, оканчивающихся на з и с.

Содержательная: познакомить учащихся с условием выбора букв з-с в приставках, оканчивающихся на з - с, уметь применять изученное правило, графически обозначать условия выбора согласной,  закрепить полученные знания и научиться применять при выполнении практического задания.

Дидактическая цель: создать эмоциональную атмосферу, способствующую включению каждого ученика в процесс собственного личностного развития, личностной мотивации; совершенствовать умение самостоятельно строить свой путь познания.

Планируемые результаты:

Предметные:  реализация практических навыков в индивидуальной и коллективной деятельности при изучении темы «Правописание приставок, заканчивающихся на с и з, адекватное самостоятельное оценивание правильности выполнения действий и внесение необходимых корректив в исполнение – как в конце действия, так и по ходу его реализации;

Метапредметные УУД:  способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной форме;  взаимодействие с окружающими людьми в процессе совместного выполнения задачи, участия в обсуждении;

Регулятивные УУД: формулировать и удерживать учебную задачу, составлять план и последовательность действий.

Познавательные УУД: строить объяснение в устной форме по предложенному алгоритму;

Коммуникативные УУД: уметь вести диалог, строить понятные высказывания.

Личностные УУД: стремиться к совершенствованию собственной речи; проявлять интерес к изучению языка.

Образовательный аспект:

предполагается, что к окончанию урока обучающиеся смогут владеть новым материалом и создать текст.

Развивающий аспект: создать условия для самостоятельной творческой деятельности обучающихся, способствовать формированию аналитического мышления, развивать эмоциональный потенциал, интеллектуальные навыки, ассоциативное мышление.

Воспитательный аспект: формирование ценностных ориентаций (сопереживание «братьям нашим меньшим»); культуры умственного труда. Общения в группе.

Оборудование: 

мультимедийный проектор, компьютер, презентация,  раздаточный материал (заготовки для изготовления «шпаргалки» в творческой форме).

Приёмы работы на уроке:  проблемный вопрос, создание ассоциаций, «яркое пятно», изготовление шпаргалок, составление алгоритма, использование презентации – тренажора,  просмотр видеоролика.

Ход урока.

Этапы урока

Задачи этапа

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Результаты деятельности

1.Мобилизующий (1 мин)

Подготовить обучающихся к работе на уроке: создание доброжелательной атмосферы, мотивация на учёбу, создание ситуации успеха

Добрый день, друзья! Хочу поприветствовать вас и ещё того, без кого наше общение было бы просто невозможным.

(Слайд презентации 1):

Мой верный друг!

Мой враг коварный!

Мой царь, мой раб…(В.Брюсов)

Кто этот герой?

 Когда язык бывает нашим другом? Врагом? Царём? Рабом?

Я надеюсь, что в процессе работы язык предстанет перед нами во всех своих образах, но для успешности нужно постараться, чтобы он не стал нашим….(врагом).

 

Обучающиеся вступают в диалог с учителем.

 

 

 

 

 

 

Коммуникативные: 

-слушать собеседника и понимать речь других, строить устное высказывание в соответствии с коммуникативной задачей.

  Регулятивные УУД:  - настраивать себя на продуктивную работу; 

- планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками. 

2. Актуализация знаний.

Мотивация

(5 мин)

воспроизведение обучающимися знаний, умений и навыков, необходимых для «открытия» нового знания и осуществление выхода на задание, вызывающее познавательное затруднение.

2. Перед вами одна маленькая частичка большой языковой системы – приставка (слайд 2). Какие ассоциации, мысли возникают у вас при этом слове? Поделитесь ими в группе. Как пишутся приставки до, под, над, по и многие другие?

 

- А все ли приставки всегда пишутся одинаково?

Учащиеся предлагают свои варианты ответов. Вспоминают правило о неизменяемых приставках, которые всегда пишутся одинаково.

Познавательные: 

- осуществлять актуализацию личного опыта; 

- ориентироваться в своей системе знаний; 

Коммуникативные: 

- строить понятные для собеседника высказывания; 

- высказывать свое мнение; 

- дополнять, уточнять высказанные мнения; 

Регулятивные УУД: 

- принимать и сохранять учебную задачу; 

- выдвигать предположения на основе имеющихся

знаний и обосновывать их; 

 

3. Формулиров-ка проблемы и постановка цели урока (5 мин)

Вызвать интерес к дальнейшей учебно-познавательной деятельности. Подведение учащихся к самостоятельному формулированию темы и постановке цели урока.

- Перед вами слова, записанные в 2 столбика (презентация, слайд 3):

Разбить, безвкусный, известие

Расспросить, бессердечный, испечь.

- Как объяснить то, что приставки здесь пишутся по-разному?

Для решения проблемы ребятам предлагается стать исследователями и, работая в группе,  постараться определить условия выбора согласных з – с  на конце приставок.

 

- Какова тема урока?

- Какой будет наша цель?

 

 

 

Наличие приставки.

 

 

Формулируют новое правило на основе анализа предложенного учителем материала.

 

 

 

 

 

Формулируют тему урока (Правописание приставок на з-, с-..) Цель:  познакомиться с правилом правописания приставок, оканчивающихся на -з и –с и применить его на практике.

 

Формулируют тему урока (Правописание приставок на з-, с-..) Цель:  познакомиться с правилом правописания приставок, оканчивающихся на -з и –с и применить его на практике.

Познавательные УУД:  - ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания);  - устанавливать закономерности, строить рассуждения;  - анализировать, сравнивать, группировать;

 - выдвигать гипотезы и обосновывать их; 

- самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель урока; 

 Коммуникативные УУД:  -отвечать на вопросы учителя;

 - слушать и понимать речь других; 

- формулировать свое мнение в зависимости от коммуникативной задачи; 

- высказывать свое предположение; 

- сотрудничать, вступать в дискуссию, анализировать, доказывать.  Регулятивные УУД:

 - определять и формулировать цель деятельности на уроке; 

- самостоятельно формулировать тему и цели урока; 

- организовать выполнение заданий учителя;

4. Уточнение цели, планиро-вание деятельности (1 мин)

 

- Какие трудности могут возникнуть при изучении темы?

- Что нужно, чтоб избежать этих трудностей?

Версии учащихся.

 

Составить алгоритм работы над правилом.

 Регулятивные УУД:

- анализировать и синтезировать информацию.

5. Разработка проекта выхода из затруднения

( алгоритм, перевод правила на язык образов).

(5 мин)

обеспечение восприятия, осмысления и первичного закрепления учащимися правописание корней с чередованием согласных и гласных звуков.

 

- Давайте составим вместе алгоритм работы над правилом.

 

1.Выдели в слове приставку.

2.Посмотри на букву согласного после приставки.

3. Глухой согласный  -   Звонкий согласный

4. В приставке пиши букву С         

  В приставке пиши букву З

 

Учитель предлагает обучающимся составить на листе бумаги шпаргалку  в виде аппликации из имеющихся карточек – деталей (звонкий согласный, глухой согласный, приставка на з и приставка на с).  Карточки перевёрнуты обратной стороной. Каждая группа выбирает по две карточки и смотрит, соответствуют ли они правилу. Если нет (например, рядом стоят звонкий согласный и буква С), то должен произойти обмен карточками между группами.

1, 2 группы – шпаргалки, помогающие написать слова с приставкой, оканчивающейся на – С .

3, 4 группы – шпаргалки, помогающие написать слова с приставкой, оканчивающейся на – З.

Обучающиеся помогают учителю составить алгоритм работы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

В группе обучающихся проходит обсуждение и выдвижение гипотезы, которая будет представлена в творческих проектах («шпаргалках»)

 

 

 Познавательные:

- устанавливать закономерности, строить рассуждения;

  - выдвигать гипотезы  и обосновывать их; 

Коммуникативные:

 -отвечать на вопросы учителя;

 - формулировать свое мнение в зависимости от коммуникативной задачи; 

- высказывать свое предположение; 

- сотрудничать.  Регулятивные УУД:

- самостоятельно формулировать тему и цели урока; 

- организовать выполнение заданий учителя;

6.Афиширование

презентация результатов работы группы

Предлагает объяснить составленную шпаргалку.

Обучающиеся объясняют рисунок - шпаргалку, проговаривают составленный алгоритм, сопоставляют свой полученный материал с результатами работы других групп, делают выводы

Коммуникативные УУД:

  - формулировать свое мнение в зависимости от коммуникативной задачи; 

- высказывать свое предположение;  - слушать и понимать речь других; 

6. Первичное закрепление способов применения новых  речеведческих знаний.

(5 мин)

Овладение способами действия  по правилу, алгоритму.

 

 

Обучающимся предлагается игра-тренажор «Семья Барбоскиных» : правописание приставок на с и з» - вставить нужную букву и объяснить правописание.

РА…КАЗАТЬ (сс)

БЕ…ЛОБНЫЙ (зз)

БЕ…ПОКОЙНЫЙ (с)

На слайде презентации во время ответа обучающихся  помимо визуального эффекта используется звуковой. В этом случае при нажатии на тот или иной ответ на интерактивной доске раздаётся определенный звук.

 

Приём «Найдите лишнее»:

- Найдите лишние слова, которые хотят внести в правило, которое мы изучили,  неразбериху. Объясните свой выбор и правописание этих слов.

 

Бе…пробудный, …дравствуй, во…кликнуть,    в…бесить, …жать, 

…дание.

Запишите слова, которые соответствуют изученной орфограмме и объясните их правописание.

 

 

 

 

 

Выполняют задания, комментируя и поясняя свои действия в соответствие с составленным алгоритмом..

 

 

 

Работа в группе: выбирают лишние слова (здравствуй, сжать, здание).

 

 

 

 

 

 

 

Беспробудный, воскликнуть, взбесить.

 

 

 

 

 

Познавательные УУД: 

- использовать новую информацию для решения учебных

заданий; 

- осуществлять действие по образцу и заданному

правилу; 

- применять знания в нестандартной ситуации; 

- осуществлять решение учебной задачи самостоятельно ; 

Коммуникативные

- строить речевое высказывание в соответствии с

поставленными задачами; 

- оформлять свои мысли в устной форме; 

- осуществлять работу в в группе. 

Регулятивные УУД

- осуществлять самоконтроль/взаимоконтроль; 

- действовать по алгоритму; 

- контролировать и корректировать свою деятельность; 

7. Установка на творческое применение речеведческих знаний. (3 мин)

Настроить обучающихся на творческое применение речеведческих знаний.

- Какими предстали перед вами герои мультсериала «Семья Барбоскиных»?

Но в жизни иногда бывает всё совсем не так. Посмотрите фрагмент видеофильма «Бездомные собаки» и назовите те чувства, которые живут в душе главных героев. (предлагается фрагмент видеофильма). Справедливо ли то, что вы увидели?

-  Как мы можем использовать изученный материал для выражения своих чувств?

 

Весёлыми, беззаботными.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Составить текст с приставками на з и с.

Личностные: умение давать верную эмоциональную оценку увиденному

Предметные: способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной форме

8. Творческое применение речеведческих знаний (5 мин)

 

Обеспечить усвоение учащимися знаний, способов действий на уровне применения их в разнообразных ситуациях.

- С помощью словосочетаний, в которых будут присутствовать приставки на з и с,  выразите своё мнение  об увиденном.

Помощниками для вас станут слова, к которым мы добавим приставки бес и без, чтобы получился противоположный смысл:

 

человечный, совесть, сердце, дом, наказанный, нравственность, жалость, чувства и т.д.

Запишите эти словосочетания.

Ответы учащихся.

 

Предлагают составить текст, призывающий к помощи четвероногим друзьям.

 

 

 

 

Образуют слова с приставками бес и без.

Познавательные

- формировать навык творческой деятельности; 

Коммуникативные

- строить высказывание в соответствии с

коммуникативной задачей; 

- формировать умение учебного сотрудничества,

Личностные:

- сформированность потребности в самовыражении

- сформированность позитивной моральной самооценки и

моральных чувств

Домашнее задание

 формирование навыков и умений самостоятельной деятельности и подготовки ученика к самообразованию.

- Что мы можем сделать сейчас, на уроке русского языка, чтобы такого больше не происходило?

Предлагаю призвать на помощь социальную сеть «ВКонтакте» и написать в группе, которая называется «Твой четвероногий друг. Публичная страница» (ссылка https://vk.com/4etveronogiyi)  обращение к: - хозяевам собак;

-  местным депутатам, которые могут создать закон об ответственности хозяев за своих питомцев;

- к молодым людям, чтобы создать волонтёрское движение помощи «четвероногому другу»

- или ещё кому-то, кто может помочь героям фильма.

Выберете своего адресата, к которому можно обратится и составьте текст - обращение.

 

 

Коммуникативные УУД:  слушать и понимать слова учителя

9. Итог урока (рефлексия деятельности)

 

(5 мин)

осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей, группы и всего класса

- Кем для вас был сегодня русский язык?

‒Какой этап урока был для вас самым интересным?

- Самым сложным? Полезным?

‒ Были ли вы активны?

‒ Сумели ли вы показать свои знания?

- Чью работу на уроке можно выделить (почему?) и оценить (как?)?

 

 

1. Вспоминают ход урока. 2. Анализируют свою деятельность или деятельность товарищей на уроке. 3.Формулируют свои впечатления.

Личностные: умение давать верную эмоциональную оценку своей деятельности на уроке

Регулятивные: оценивание  собственной деятельности, определение позиции ученика

Коммуникативные:

умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации

 

 

Интернет- ресурсы:

    1. Андреева Е.В., Лелюх С.В., Сидорчук Т. А., Яковлева Н.А.. Творческие задания Золотого

ключика. / http://www.trizminsk.org/e/prs/233021.htm

    1. Игра – тренажор «Правописание приставок на з-с» https://nsportal.ru/shkola/russkiy-yazyk/library/2015/11/29/igra-trenazhyor-pravopisanie-pristavok-na-z-i-s
    2. https://e.zamdirobr.ru/ Журнал «Справочник заместителя директора школы» (приёмы работы на уроке русского языка).
    3. https://nsportal.ru/shkola/russkiy-yazyk/library/2016/12/26/tehnologiya-tvorcheskih-masterskih-na-urokah-literatury

Тема урока: правописание букв

Тема урока: правописание букв

Личностные УУД: стремиться к совершенствованию собственной речи; проявлять интерес к изучению языка

Личностные УУД: стремиться к совершенствованию собственной речи; проявлять интерес к изучению языка

Добрый день, друзья! Хочу поприветствовать вас и ещё того, без кого наше общение было бы просто невозможным

Добрый день, друзья! Хочу поприветствовать вас и ещё того, без кого наше общение было бы просто невозможным

Вызвать интерес к дальнейшей учебно-познавательной деятельности

Вызвать интерес к дальнейшей учебно-познавательной деятельности

Уточнение цели, планиро-вание деятельности (1 мин)-

Уточнение цели, планиро-вание деятельности (1 мин)-

С), то должен произойти обмен карточками между группами

С), то должен произойти обмен карточками между группами

Приём «Найдите лишнее»: - Найдите лишние слова, которые хотят внести в правило, которое мы изучили, неразбериху

Приём «Найдите лишнее»: - Найдите лишние слова, которые хотят внести в правило, которое мы изучили, неразбериху

Весёлыми, беззаботными.

Весёлыми, беззаботными.

Домашнее задание формирование навыков и умений самостоятельной деятельности и подготовки ученика к самообразованию

Домашнее задание формирование навыков и умений самостоятельной деятельности и подготовки ученика к самообразованию

Игра – тренажор «Правописание приставок на з-с» https://nsportal

Игра – тренажор «Правописание приставок на з-с» https://nsportal
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
04.10.2022