Тема урока: правописание букв З и С на конце приставок.
Учитель: Кучумова Ирина Викторовна.
УМК: Русский язык: учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений в двух частях
Авторы – Т.А.Ладыженская, М.Т.Баранов, Москва «Просвещение» 2016 г.
Тип урока: «открытие» нового знания.
Форма проведения урока: педагогическая мастерская.
Цели урока:
Деятельностная: создать условия на уроке для формирования деятельностных способностей учащихся по изучению приставок, оканчивающихся на з и с.
Содержательная: познакомить учащихся с условием выбора букв з-с в приставках, оканчивающихся на з - с, уметь применять изученное правило, графически обозначать условия выбора согласной, закрепить полученные знания и научиться применять при выполнении практического задания.
Дидактическая цель: создать эмоциональную атмосферу, способствующую включению каждого ученика в процесс собственного личностного развития, личностной мотивации; совершенствовать умение самостоятельно строить свой путь познания.
Планируемые результаты:
Предметные: реализация практических навыков в индивидуальной и коллективной деятельности при изучении темы «Правописание приставок, заканчивающихся на с и з, адекватное самостоятельное оценивание правильности выполнения действий и внесение необходимых корректив в исполнение – как в конце действия, так и по ходу его реализации;
Метапредметные УУД: способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной форме; взаимодействие с окружающими людьми в процессе совместного выполнения задачи, участия в обсуждении;
Регулятивные УУД: формулировать и удерживать учебную задачу, составлять план и последовательность действий.
Познавательные УУД: строить объяснение в устной форме по предложенному алгоритму;
Коммуникативные УУД: уметь вести диалог, строить понятные высказывания.
Личностные УУД: стремиться к совершенствованию собственной речи; проявлять интерес к изучению языка.
Образовательный аспект:
предполагается, что к окончанию урока обучающиеся смогут владеть новым материалом и создать текст.
Развивающий аспект: создать условия для самостоятельной творческой деятельности обучающихся, способствовать формированию аналитического мышления, развивать эмоциональный потенциал, интеллектуальные навыки, ассоциативное мышление.
Воспитательный аспект: формирование ценностных ориентаций (сопереживание «братьям нашим меньшим»); культуры умственного труда. Общения в группе.
Оборудование:
мультимедийный проектор, компьютер, презентация, раздаточный материал (заготовки для изготовления «шпаргалки» в творческой форме).
Приёмы работы на уроке: проблемный вопрос, создание ассоциаций, «яркое пятно», изготовление шпаргалок, составление алгоритма, использование презентации – тренажора, просмотр видеоролика.
Ход урока.
Этапы урока |
Задачи этапа |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Результаты деятельности |
1.Мобилизующий (1 мин) |
Подготовить обучающихся к работе на уроке: создание доброжелательной атмосферы, мотивация на учёбу, создание ситуации успеха |
Добрый день, друзья! Хочу поприветствовать вас и ещё того, без кого наше общение было бы просто невозможным. (Слайд презентации 1): Мой верный друг! Мой враг коварный! Мой царь, мой раб…(В.Брюсов) Кто этот герой? Когда язык бывает нашим другом? Врагом? Царём? Рабом? Я надеюсь, что в процессе работы язык предстанет перед нами во всех своих образах, но для успешности нужно постараться, чтобы он не стал нашим….(врагом). |
Обучающиеся вступают в диалог с учителем.
|
Коммуникативные: -слушать собеседника и понимать речь других, строить устное высказывание в соответствии с коммуникативной задачей. Регулятивные УУД: - настраивать себя на продуктивную работу; - планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками. |
2. Актуализация знаний. Мотивация (5 мин) |
воспроизведение обучающимися знаний, умений и навыков, необходимых для «открытия» нового знания и осуществление выхода на задание, вызывающее познавательное затруднение. |
2. Перед вами одна маленькая частичка большой языковой системы – приставка (слайд 2). Какие ассоциации, мысли возникают у вас при этом слове? Поделитесь ими в группе. Как пишутся приставки до, под, над, по и многие другие?
- А все ли приставки всегда пишутся одинаково? |
Учащиеся предлагают свои варианты ответов. Вспоминают правило о неизменяемых приставках, которые всегда пишутся одинаково. |
Познавательные: - осуществлять актуализацию личного опыта; - ориентироваться в своей системе знаний; Коммуникативные: - строить понятные для собеседника высказывания; - высказывать свое мнение; - дополнять, уточнять высказанные мнения; Регулятивные УУД: - принимать и сохранять учебную задачу; - выдвигать предположения на основе имеющихся знаний и обосновывать их;
|
3. Формулиров-ка проблемы и постановка цели урока (5 мин) |
Вызвать интерес к дальнейшей учебно-познавательной деятельности. Подведение учащихся к самостоятельному формулированию темы и постановке цели урока. |
- Перед вами слова, записанные в 2 столбика (презентация, слайд 3): Разбить, безвкусный, известие Расспросить, бессердечный, испечь. - Как объяснить то, что приставки здесь пишутся по-разному? Для решения проблемы ребятам предлагается стать исследователями и, работая в группе, постараться определить условия выбора согласных з – с на конце приставок.
- Какова тема урока? - Какой будет наша цель? |
Наличие приставки.
Формулируют новое правило на основе анализа предложенного учителем материала.
Формулируют тему урока (Правописание приставок на з-, с-..) Цель: познакомиться с правилом правописания приставок, оканчивающихся на -з и –с и применить его на практике.
Формулируют тему урока (Правописание приставок на з-, с-..) Цель: познакомиться с правилом правописания приставок, оканчивающихся на -з и –с и применить его на практике. |
Познавательные УУД: - ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания); - устанавливать закономерности, строить рассуждения; - анализировать, сравнивать, группировать; - выдвигать гипотезы и обосновывать их; - самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель урока; Коммуникативные УУД: -отвечать на вопросы учителя; - слушать и понимать речь других; - формулировать свое мнение в зависимости от коммуникативной задачи; - высказывать свое предположение; - сотрудничать, вступать в дискуссию, анализировать, доказывать. Регулятивные УУД: - определять и формулировать цель деятельности на уроке; - самостоятельно формулировать тему и цели урока; - организовать выполнение заданий учителя; |
4. Уточнение цели, планиро-вание деятельности (1 мин) |
|
- Какие трудности могут возникнуть при изучении темы? - Что нужно, чтоб избежать этих трудностей? |
Версии учащихся.
Составить алгоритм работы над правилом. |
Регулятивные УУД: - анализировать и синтезировать информацию. |
5. Разработка проекта выхода из затруднения ( алгоритм, перевод правила на язык образов). (5 мин) |
обеспечение восприятия, осмысления и первичного закрепления учащимися правописание корней с чередованием согласных и гласных звуков.
|
- Давайте составим вместе алгоритм работы над правилом.
1.Выдели в слове приставку. 2.Посмотри на букву согласного после приставки. 3. Глухой согласный - Звонкий согласный 4. В приставке пиши букву С В приставке пиши букву З
Учитель предлагает обучающимся составить на листе бумаги шпаргалку в виде аппликации из имеющихся карточек – деталей (звонкий согласный, глухой согласный, приставка на з и приставка на с). Карточки перевёрнуты обратной стороной. Каждая группа выбирает по две карточки и смотрит, соответствуют ли они правилу. Если нет (например, рядом стоят звонкий согласный и буква С), то должен произойти обмен карточками между группами. 1, 2 группы – шпаргалки, помогающие написать слова с приставкой, оканчивающейся на – С . 3, 4 группы – шпаргалки, помогающие написать слова с приставкой, оканчивающейся на – З. |
Обучающиеся помогают учителю составить алгоритм работы.
В группе обучающихся проходит обсуждение и выдвижение гипотезы, которая будет представлена в творческих проектах («шпаргалках»)
|
Познавательные: - устанавливать закономерности, строить рассуждения; - выдвигать гипотезы и обосновывать их; Коммуникативные: -отвечать на вопросы учителя; - формулировать свое мнение в зависимости от коммуникативной задачи; - высказывать свое предположение; - сотрудничать. Регулятивные УУД: - самостоятельно формулировать тему и цели урока; - организовать выполнение заданий учителя; |
6.Афиширование |
презентация результатов работы группы |
Предлагает объяснить составленную шпаргалку. |
Обучающиеся объясняют рисунок - шпаргалку, проговаривают составленный алгоритм, сопоставляют свой полученный материал с результатами работы других групп, делают выводы |
Коммуникативные УУД: - формулировать свое мнение в зависимости от коммуникативной задачи; - высказывать свое предположение; - слушать и понимать речь других; |
6. Первичное закрепление способов применения новых речеведческих знаний. (5 мин) |
Овладение способами действия по правилу, алгоритму.
|
Обучающимся предлагается игра-тренажор «Семья Барбоскиных» : правописание приставок на с и з» - вставить нужную букву и объяснить правописание. РА…КАЗАТЬ (сс) БЕ…ЛОБНЫЙ (зз) БЕ…ПОКОЙНЫЙ (с) На слайде презентации во время ответа обучающихся помимо визуального эффекта используется звуковой. В этом случае при нажатии на тот или иной ответ на интерактивной доске раздаётся определенный звук.
Приём «Найдите лишнее»: - Найдите лишние слова, которые хотят внести в правило, которое мы изучили, неразбериху. Объясните свой выбор и правописание этих слов.
Бе…пробудный, …дравствуй, во…кликнуть, в…бесить, …жать, …дание. Запишите слова, которые соответствуют изученной орфограмме и объясните их правописание. |
Выполняют задания, комментируя и поясняя свои действия в соответствие с составленным алгоритмом..
Работа в группе: выбирают лишние слова (здравствуй, сжать, здание).
Беспробудный, воскликнуть, взбесить.
|
Познавательные УУД: - использовать новую информацию для решения учебных заданий; - осуществлять действие по образцу и заданному правилу; - применять знания в нестандартной ситуации; - осуществлять решение учебной задачи самостоятельно ; Коммуникативные: - строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами; - оформлять свои мысли в устной форме; - осуществлять работу в в группе. Регулятивные УУД: - осуществлять самоконтроль/взаимоконтроль; - действовать по алгоритму; - контролировать и корректировать свою деятельность; |
7. Установка на творческое применение речеведческих знаний. (3 мин) |
Настроить обучающихся на творческое применение речеведческих знаний. |
- Какими предстали перед вами герои мультсериала «Семья Барбоскиных»? Но в жизни иногда бывает всё совсем не так. Посмотрите фрагмент видеофильма «Бездомные собаки» и назовите те чувства, которые живут в душе главных героев. (предлагается фрагмент видеофильма). Справедливо ли то, что вы увидели? - Как мы можем использовать изученный материал для выражения своих чувств?
|
Весёлыми, беззаботными.
Составить текст с приставками на з и с. |
Личностные: умение давать верную эмоциональную оценку увиденному Предметные: способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной форме |
8. Творческое применение речеведческих знаний (5 мин)
|
Обеспечить усвоение учащимися знаний, способов действий на уровне применения их в разнообразных ситуациях. |
- С помощью словосочетаний, в которых будут присутствовать приставки на з и с, выразите своё мнение об увиденном. Помощниками для вас станут слова, к которым мы добавим приставки бес и без, чтобы получился противоположный смысл:
человечный, совесть, сердце, дом, наказанный, нравственность, жалость, чувства и т.д. Запишите эти словосочетания. |
Ответы учащихся.
Предлагают составить текст, призывающий к помощи четвероногим друзьям.
Образуют слова с приставками бес и без. |
Познавательные: - формировать навык творческой деятельности; Коммуникативные: - строить высказывание в соответствии с коммуникативной задачей; - формировать умение учебного сотрудничества, Личностные: - сформированность потребности в самовыражении - сформированность позитивной моральной самооценки и моральных чувств |
Домашнее задание |
формирование навыков и умений самостоятельной деятельности и подготовки ученика к самообразованию. |
- Что мы можем сделать сейчас, на уроке русского языка, чтобы такого больше не происходило? Предлагаю призвать на помощь социальную сеть «ВКонтакте» и написать в группе, которая называется «Твой четвероногий друг. Публичная страница» (ссылка https://vk.com/4etveronogiyi) обращение к: - хозяевам собак; - местным депутатам, которые могут создать закон об ответственности хозяев за своих питомцев; - к молодым людям, чтобы создать волонтёрское движение помощи «четвероногому другу» - или ещё кому-то, кто может помочь героям фильма. Выберете своего адресата, к которому можно обратится и составьте текст - обращение.
|
|
Коммуникативные УУД: слушать и понимать слова учителя |
9. Итог урока (рефлексия деятельности)
(5 мин) |
осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей, группы и всего класса |
- Кем для вас был сегодня русский язык? ‒Какой этап урока был для вас самым интересным? - Самым сложным? Полезным? ‒ Были ли вы активны? ‒ Сумели ли вы показать свои знания? - Чью работу на уроке можно выделить (почему?) и оценить (как?)?
|
1. Вспоминают ход урока. 2. Анализируют свою деятельность или деятельность товарищей на уроке. 3.Формулируют свои впечатления. |
Личностные: умение давать верную эмоциональную оценку своей деятельности на уроке Регулятивные: оценивание собственной деятельности, определение позиции ученика Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации |
Интернет- ресурсы:
ключика. / http://www.trizminsk.org/e/prs/233021.htm
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.